Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Йатхеданим татхагре ча пашчад апй этад идришам



 

йатха - как он есть; иданим - сейчас; татха - таким же он был; агре - в начале; ча - и; пашчат - в конце; апи - также; этат идришам - останется таким же.

 

Материальный космос в том виде, как он существует сейчас, был таким в прошлом и таким же останется в будущем.

КОММЕНТАРИЙ: Процессы сотворения, сохранения и разрушения материального мира протекают с определенной периодичностью, о которой говорится в «Бхагавад-гите» (9.8): бхута-грамам имам критснам авашам пракритер вашат. Этот мир, каким мы видим его сейчас, уже существовал в прошлом и был разрушен, так же как будет разрушен тот мир, в котором мы живем, а после разрушения он будет снова сотворен, опять будет существовать в течение какого-то времени и снова будет разрушен. Таким образом, циклическая деятельность фактора времени непрерывна, вечна и ее никак нельзя назвать иллюзорной. Проявленный материальный мир является временным и непостоянным, но, вопреки мнению философов-майявади, он отнюдь не иллюзорен.

 

 

Стих 14

स र ् ग ो न व व ि ध स ् त स ् य प ् र ा क ृ त ो व ै क ृ त स ् त ु य ः ।
क ा ल द ् र व ् य ग ु ण ै र स ् य त ् र ि व ि ध ः प ् र त ि स ङ ् क ् र म ः ॥ १ ४ ॥

сарго нава-видхас тасйа пракрито ваикритас ту йах
кала-дравйа-гунаир асйа три-видхах пратисанкрамах

саргах - творения; нава-видхах - девять различных видов; тасйа - его; пракритах - материального; ваикритах - гун материальной природы; ту - но; йах - того, которое; кала - вечное время; дравйа - материя; гунаих - качества; асйа - ее; три-видхах - три вида; пратисанкрамах - разрушения.

 



Помимо творения, которое происходит естественным образом в результате взаимодействия гун материальной природы, существует девять других видов творения. Разрушение бывает трех видов: оно может быть вызвано вечным временем, материальными элементами или качественными характеристиками деятельности живого существа.

 

КОММЕНТАРИЙ: Циклические процессы сотворения и разрушения материального мира подчиняются высшей воле. Помимо них во вселенной протекают другие процессы творения, причиной которых являются взаимодействия материальных элементов. Движущей силой этих процессов является разум Брахмы. Более подробно о них будет рассказано ниже, здесь же дается только самое общее представление об этих процессах. К трем видам разрушения вселенной относятся: 1)уничтожение всей вселенной, происходящее по истечении срока ее существования; 2)разрушение, вызываемое пламенем, которое вырывается из уст Ананты; 3)разрушение, связанное с качественными характеристиками деятельности живого существа и последствиями этой деятельности.

 

 

Стих 15

आ द ् य स ् त ु म ह त ः स र ् ग ो ग ु ण व ै ष म ् य म ा त ् म न ः ।
द ् व ि त ी य स ् त ् व ह म ो य त ् र द ् र व ् य ज ् ञ ा न क ् र ि य ो द य ः ॥ १ ५ ॥

адйас ту махатах сарго гуна-ваишамйам атманах
двитийас тв ахамо йатра дравйа-джнана-крийодайах

 

адйах - на первом; ту - но; махатах - совокупной энергии, исходящей от Господа; саргах - творение; гуна-ваишамйам - взаимодействие материальных гун; атманах - Всевышнего; двитийах - на втором; ту - но; ахамах - ложное эго; йатра - где; дравйа - материальные элементы; джнана - материальное знание; крийа- удайах - пробуждение деятельности (работы).

 



На первом из девяти этапов творения создается махат-таттва - совокупность всех материальных элементов, в которой, благодаря присутствию Верховного Господа, происходит взаимодействие гун материальной природы. На втором этапе возникает ложное эго и в нем формируются материальные элементы, материальное знание и материальная деятельность.

 

КОММЕНТАРИЙ: Первую эманацию, которая исходит от Верховного Господа в процессе сотворения материального космоса, называют махат-таттвой. Взаимодействие материальных гун приводит к возникновению ложного самоотождествления, или представления о том, что живое существо состоит из материальных элементов. Ложное эго заставляет живые существа отождествлять материальное тело и ум с душой. Материальные элементы, способность действовать и знание, необходимое для деятельности, формируются на втором этапе творения, вслед за появлением махат-таттвы. Слово джнана в этом стихе означает органы чувств, которые являются источником знаний об окружающем мире, и управляющие ими божества. А под деятельностью в данном случае подразумеваются органы деятельности и управляющие ими божества. Все это создается на втором этапе творения.

 

 

Стих 16

भ ू त स र ् ग स ् त ृ त ी य स ् त ु त न ् म ा त ् र ो द ् र व ् य श क ् त ि म ा न ् ।
च त ु र ् थ ऐ न ् द ् र ि य ः स र ् ग ो य स ् त ु ज ् ञ ा न क ् र ि य ा त ् म क ः ॥ १ ६ ॥

бхута-саргас тритийас ту тан-матро дравйа-шактиман
чатуртха аиндрийах сарго йас ту джнана-крийатмаках

бхута-саргах - сотворение материи; тритийах - является третьим этапом; ту - но; тат-матрах - чувственное восприятие; дравйа - элементы; шактиман - порождающий; чатуртхах - четвертый; аиндрийах - связанный с чувствами; саргах - этап творения; йах - тот, который; ту - но; джнана - познающие; крийа - действующие; атмаках - в основном.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь