Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Святитель Феофан Затворник об Искуплении



" Мы пали через грехопадение прародитель­ское и попали в неисходную пагубу. Спасение наше должно состоять в избавлении нас от сей пагубы.
Пагуба наша состоит в двух злах: во-пер­вых, в прогневании Бога нарушением воли Его, в потере Его благоволения и в подвергнутии себя клятве законной; во-вторых, в по­вреждении и расстройстве своего естества гре­хом или в потере истинной жизни и вкушении смерти. Почему для спасения нашего потреб­ны: во-первых, умилостивление Бога, снятие с нас клятвы законной и возвращение нам Божия благоволения; во-вторых, в оживотворении нас, умерщвленных грехом, или дарова­нии нам новой жизни.
Если неумилостивленным к нам пребудет Бог, мы не можем получить от Него никакой милости; если не получим милости, благода­ти не сподобимся; если благодати не сподо­бимся, новой жизни возыметь не возможем. И то и другое необходимо: и снятие клятвы, и об­новление нашего естества. Ибо если б мы и по­лучили каким-либо образом прощение и по­милование, но остались необновленными, ни­какой от того не получили бы пользы, потому что без обновления мы непрестанно пребыва­ли бы в греховном настроении и непрестанно источали бы из себя грехи, а через грехи сно­ва подвергались бы осуждению и немилости или все оставались бы в том же пагубном со­стоянии.
То и другое необходимо; но ни тому, ни дру­гому нельзя состояться без воплощения Бога. (...)

Для снятия вины греха и клятвы требуется полное удовлетворение правды Божией, ос­корбленной грехом, или полное оправдание. Полное же оправдание, или полное удовлет­ворение правды Божией, состоит не в прине­сении толькоумилостивительной жертвы за грех, но и в обогащении милуемого делами прав­ды, чтобы ими наполнить время жизни, про­веденное в грехе и по помиловании остающе­еся пустым. (...) Господь не милует неправедно, или когда ос­корблена Его правда и неудовлетворена. Ис­тинность и правосудие Божие требуют, чтобы неправый нес присужденную за неправду кару, иначе милующая любовь будет поблажающею снисходительностью. (...)

Следова­тельно, для сближения грешника с Богом и Бога с грешником... необхо­дима жертва умилостивления, которая, удовлетворяя правде Божией и умиротворяя душу грешника, примиряла бы Бога с человеком и человека с Богом. Очевидно, что такою умилостивитель­ною жертвою не может быть смерть моя, дру­гого, третьего и вообще кого-либо из рода че­ловеческого: ибо и моя, и другого, и третьего и всякого вообще из людей смерть есть кара за грех и ничего умилостивляющего не пред­ставляет. К тому же мы — люди — все без изъятия имеем нужду сами в сей жертве и ею, еще живые, ищем помилования и оправдания, и, чтобы улучить спасение, еще живые долж­ны быть ради неё оправданы и помилованы. Потому умилостивительною жертвою за грех может быть смерть только такого человека, который был бы изъят из круга людей, не переставая быть человеком. (...)

Наконец, смерть сия, по силе своей про­стираясь на весь род человеческий и на все времена, по цене должна соответствовать бес­конечной правде Божией, оскорбленной гре­хом, иметь беспредельное значение, как бес­пределен Бог, чего стяжать она опять иначе не может, как быв усвоена Богом или сделавшись смертию Бога; а это будет, когда Бог, восприяв на Себя человеческое естество, умрет его смертию. (...) Эти положения не из ума взяты, а заимство­ваны через наведение из того, что говорится в Слове Божием о воплощенном домостроитель­стве нашего спасения. Ибо спасение наше уже устроено и готово для всякого желающего при­нять его. Сын Божий и Бог воплотился, крес­тного смертию принес Богу жертву умилостив­ления за род наш, снял с нас вину греха и при­мирил нас с Богом. Сводятся указания о сем Слова Божия воедино, чтобы явно было, что воплощение Бога Слова не есть избыток милосердия Божия; но, хотя есть свободное дело благоволения Божия, такое, однако ж, без ко­торого состояться нашему спасению не было возможно. В силу такого домостроительства Бог праведно нас милует и спасает. Вот что говорит о сем Слово Божие: Един Бог и един Ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавле­ние за всех (1 Тим. 2: 5). Им разорено средос­тение ограды (Еф. 2: 14) и водворен мир меж­ду Богом и человеком (Рим. 5: 1, 10, 11). Его предложил Бог в жертву умилостивления чрез веру в кровь Его, чтобыпоказать правду Свою в прошении грехов... дабы познали, что Он пра­веден и оправдывает (не без ничего), но веру­ющего во Христа (Рим. 3: 23-26), и таким об­разом праведно примиряет в Нем мир с Собою, не вменяя людям прегрешений (2 Кор. 5: 19). В Нем и мы, чада гнева по естеству, безнадеж­ные (Еф. 2: 3, 12), избавясь от изнеможения и ослабления душами (от упадка духом по при­чине безнадежия) (Евр. 12: 13) и возникши к надежде и упованию спасения (Гал. 5: 5; 1 Пет. 1: 3; Евр. 7: 19), имеем дерзновение и надежный доступ ко Отцу во внутреннейшее за завесы (Еф. 2: 18; Евр. 6: 19), имеем свободу входить во святилище посредством крови Его, путем -новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть плоть Свою (Евр. 10: 19, 20). Ибо Христос искупил уже нас от клятвы законный, быв по нас клятва (Гал. 3: 13), и ис­требил рукописание, бывшее против нас, взяв его от среды и пригвоздив ко кресту (Кол. 2: 14).
А для сего Он
1) Приемлет от Семене Авраамова (Евр. 2: 16), чтобы иметь, что принести Богу(Евр. 8: 3), во всем уподобляется братиям, чтобы быть за них первосвященником для умилостив­ления за грехи (Евр. 2: 16, 17);
2) Пострадал как праведник за неправедни­ков (1 Пет. 3: 18), претерпел крест вместо предлежащей Ему радости (Евр. 12: 2), не ви­дев греха, соделался по нас грехом, дабы мы были правда Божия о Нем (2 Кор. 5: 21), ибо таков и должен был быть для нас первосвящен­ник — святый, непорочный, непричастный злу, отлученный от грешников и превознесен­ный выше небес (Евр. 7: 26);
3) Не многократно приносит Себя — иначе многократно надлежало бы Ему и страдать — но единожды явился с жертвою Своею для уничтожения греха (Евр. 9: 25, 26) и сим единократным приношением тела освящает всех (Евр. 10: 10); вниде единою во святая вечное ис­купление обретый (Евр. 9: 12); пребывая вечно, Он исвященство имеет непреступное, почему может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатай­ствовать за нас (Евр. 7: 24, 25; 1 Ин. 2: 1, 2); 4) Такою ценою куплены мы (1 Кор. 6: 20) — не сребром или златом, но драгоценною кровию Христа, яко агнца непорочного и пречистого Христа (1 Пет. 1: 18, 19), лучше глаголющею Авелевой (Евр. 12: 24) и очищающею паче кро­ви козлей и тельчей, и пепла юнчаго (Евр. 9: 13, 14), ибо с нею явился Христос пред самое лице Божие о нас (Евр. 9: 24) и сим приношением снял с нас клятву, быв по нас клятва(Гал. 3: 13), и тем явил как правду Божию беспре­дельную (Рим. 3: 25), так и богатство благода­ти Своей (Еф. 1: 7)".

(Свт.Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. Источник: http: //ni-ka.com.ua/index.php? Lev=nachertanie)

" Христос Господь искупил нас из плена князя мира сего, в котором мы держимы были за грех прародительский, - и цена, которую Он дал за выкуп, есть кровь Его.

Кому уплачена цена крови во искупление наше? Христос Господь уплатил ее вечной Правде Божией, которая не могла освободить нас от виновности и наказания за грех, пока не было дано ей удовлетворения. Вслед за удовлетворением правде Божией и возвращением мира с Богом пала власть сатаны над нами. Пришла благодать и разрушила крепость сатанинскую – грех. Власть же его и прицеплялась только к этому греху и по причине его. Она была не натуральная, а случайная, хищнический захват.

И оставление прегрешений имеем тою же кровию, как и искупление; то же и другое по богатству благодати. – Искуплены мы от наследственной греховности, виновности и подгневности, а оставление грехов получили тех, кои сами наделали. Или так: искупление есть Божеское действие всеобщее, а оставление грехов – приложение сего искупления к каждому лицу верующему. Каждый является искупленным чрез отпущение его грехов, по вере в Распятого за грехи всего мира Сына Божия".

(Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования Посланий апостола Павла. Послание к Ефесянам. М., " Паломник", 1998, с.68)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь