Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СВЕТЛАНА ЭНГЛИНА – хористка и хормейстер Хора ЛТИ, ныне Художественный руководитель и дирижёр лауреата международных конкурсов и фестивалей хоровой студии «Гармония», заслуженный работник культуры РФ



В этом году исполняется 100 лет замечательному дирижёру, маэстро Александру Ивановичу Крылову. Эти скромные строки – посвящение любимому Учителю.

Эпизод первый                                                

       После окончания музыкальной школы я поступила в музыкальное училище по специальности «хоровое дирижирование». Поступила легко, но, честно говоря, никакого серьёзного представления о своей будущей профессии не имела. По специальности я попала в класс педагога Ирины Сергеевны Крыловой. От студентов старших курсов узнала, что это очень сильный и строгий преподаватель, жена профессора консерватории Александра Ивановича Крылова. Для меня – тогдашней пятнадцатилетней девчонки – их имена были абсолютно неизвестны, и я, конечно, не могла знать, что с этими прекрасными музыкантами и замечательными людьми буду связана всю свою жизнь, вплоть до их кончины.

       Занятия в училище шли своим чередом, и как-то Ирина Сергеевна рассказала, что её супруг – Александр Иванович – руководит двумя любительскими студенческими хорами и пригласила на концерт хора ЛТИ. Мы с подругой пришли в актовый зал Технологического института и окунулись в удивительно дружелюбную атмосферу, царящую вокруг нас. Начался концерт, который меня поразил. В исполнении любительского хора прозвучала сложная и очень разнообразная программа, которая под силу, разве что, профессиональным исполнителям. Певцы были эмоциональны и безукоризненно подчинялись руке маэстро, который сотворил это чудо. Так я впервые в качестве слушателя познакомилась с заслуженным деятелем искусств, профессором А. И. Крыловом.

Эпизод второй

       Быстро пролетели годы учёбы в училище, и вот уже Государственные экзамены. Экзамен по специальности состоял из трёх этапов, и на каждом присутствовал кто-нибудь из консерватории. На одном из этапов – дирижирование под рояль – председательствовал Александр Иванович. У меня была сложная программа, состоявшая из произведений Чайковского, Вик. Калинникова и Свиридова, и, конечно, я очень волновалась. Однако спокойствие и доброжелательность комиссии и особенно её председателя меня немного успокоили, и всё прошло хорошо. После экзамена Александр Иванович высказал свои пожелания, при этом сначала отметив все положительные моменты исполнения, а затем объяснил, над чем следует поработать при поступлении в ВУЗ. Всё это говорилось мягко, деликатно, с пониманием психологии начинающего музыканта.

       Отлично окончив училище, я поступила в Институт культуры (ныне Университет культуры и искусств) на дирижёрско-хоровое отделение и осенью зашла навестить родную alma mater. Ирина Сергеевна предложила мне придти петь в хор ЛТИ, чтобы пройти на нём практику и в дальнейшем подготовить дипломную программу. «И вообще, – сказала она, – я думаю, тебе у нас понравится, а нам нужны высокие сопрано с хорошим голосом». И я пришла в хор и осталась в нём на долгие двадцать пять лет.

Эпизод третий. Хор ЛТИ

       Хор Технологического института был одним из самых известных и знаменитых студенческих хоров города. Лауреат множества международных и всесоюзных конкурсов и фестивалей, неизменный участник всех городских концертов. Коллектив часто выезжал в поездки по Союзу и за рубеж. Но самое главное, что это был не просто хор – это была настоящая хоровая семья. И эта семья сразу приняла меня, а я нашла в ней многих замечательных друзей.

       Александр Иванович разрешил мне участвовать в занятиях с новичками. Дело в том, что новенькие приходили на репетицию на час раньше и учили произведения, так как у хора была очень большая программа. Многие ребята даже не знали нот, хотя хор пел по партиям. Я тогда никак не могла понять, как удавалось Александру Ивановичу из таких певцов создать столь великолепное звучание хора, исполняющего всю программу a cappella. Но для того чтобы это осознать, надо было видеть работу изнутри, находясь в хоре в качестве певца. Репетиции проходили удивительно живо и интересно. Маэстро, подобно скульптору, «лепил» художественный образ каждого произведения, находил удивительные исполнительские тонкости. И ещё мы все получали прививку интеллигентности в обращении, которая была так свойственна Александру Ивановичу.

       На последнем курсе мне предоставили возможность разучивать с новенькими произведения из своей дипломной программы, а на основном хоре Александр Иванович выделял время, чтобы можно было продирижировать каким-либо из её фрагментов и всегда помогал мудрыми замечаниями и советами.

Наступил день дипломного концерта. У меня была сложная программа, венцом которой являлся концерт для хора Березовского. Хористы очень старались, были внимательны, а их глаза говорили: «Не бойся, мы всё споём»! Комиссия поставила оценку «отлично», но никакими оценками нельзя измерить всё то, что я получила за время практики на хоре ЛТИ, всё то, что мне дал Александр Иванович. Конечно, в институте были замечательные педагоги, научившие меня очень многому, но только в хоре ЛТИ я до конца поняла, что такое профессия хорового дирижёра. Поэтому сейчас, по прошествии многих десятков лет, смело скажу: всё, что знаю и умею в работе с хором, я получила здесь, наблюдая за работой Александра Ивановича, впитывая его мудрость и удивительную преданность своему делу. А чего стоили наши поездки по Союзу и за рубеж, наши концерты в Капелле и Большом зале Филармонии! Спасибо Вам, маэстро, за всё!!!

Эпизод последний

       Закончив с отличием институт, я стала растить свой хор – студию «Гармония», но, несмотря на занятость, продолжала приходить в хор ЛТИ. Для меня это было просто необходимо, как необходим человеку свежий воздух или глоток воды. Хор жил интересной концертной жизнью, а репетиции были ярки и увлекательны. Александр Иванович находил возможность поинтересоваться делами каждого из нас, всегда мог дать совет, порекомендовать что-то. Когда моя студия отмечала свой пятнадцатилетний юбилей на сцене Малого зала Филармонии, Александр Иванович не мог присутствовать на концерте, но каково же было моё удивление, когда он появился за кулисами задолго до начала концерта с цветами и поздравлениями. В этом весь наш маэстро!

       Осенью 1998 года Александр Иванович готовил большой концерт к своему 80-летнему юбилею. По его замыслу в первом отделении должны были петь хоры его учеников. Участвовать в этом хоровом празднике он пригласил и мою студию. Мы подготовили программу из произведений Рахманинова, Хиндемита и Гершвина. Это был необыкновенный концерт. Большой зал Капеллы был полон, а любимый дирижёр сидел в ложе, слушал наши хоры, принимал поздравления. Во втором отделении на сцену вышел хор ЛТИ, в котором соединились поколения хористов разных лет. Мы не просто пели; кажется, что мы растворились в звуках. А над всем этим царил наш волшебник – Александр Иванович. После выступления все радовались и безудержно веселились, а наш дирижёр ещё нашёл возможность с каждым из нас поговорить и поблагодарить за участие в концерте. Всё было прекрасно, но… Это был последний концерт под руководством нашего маэстро. Через несколько месяцев 5 апреля 1999 года Александра Ивановича не стало. Светлая ему память и вечная благодарность!

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь