Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Принижение небесного царя



 

 Блаженный Шука сказал:

- Однажды, когда вольное племя Нанды готовилось к ежегодному торжеству, посвященному небесному царю Индре, случилось следущее.

 Накануне жертвенного таинства Кришна, - всеведущая мировая Душа, подошел к Своему приемному отцу, возглавлявшему старейшин рода, и смиренно поклонившись, спросил:    

  " Отец, судя по колличеству жрецов и суете, творящейся на деревенской площади с самого утра, у нас готовится жертвоприношение. Скажи, кому оно посвящено и ради каких плодов совершается?    

  Любое твое слово я приемлю как истину, ибо истина говорит устами беспристраснных, кто не делит мир на свое и чужое, а окружающих на друзей, врагов и равнодушных.

  Прошу, не держи меня в неведении, не будь безразличен к жаждущему знаний. Ведь нет хуже врага, чем равнодушный, и нет лучше друга, чем разрушитель невежества.

  Действуя неосмысленно, человек не добьется цели, даже сделав работу безупречно. С другой стороны, несовершенно сделанная работа непременно увенчается успехом, если знать, ради чего она делается.

  Мне также хочется знать, нынешний обряд выполняется по завету писаний или по заведенному вами обычаю? "

  Почтенный Нанда отвечал: " Сын мой, жизнь на земле питается от воды, которая проливается на нас из облака, а облака – это наместники небесного царя Индры. Он накапливает в них воду, как мать молоко в груди, а затем вскармливает ею земных тварей, как мать вскармливает младенца.

  Не только наше пастушье племя, но и все люди на Земле молятся на великого громовержца, приносят ему жертвы и возжигают священное пламя, ибо от него зависит, оросится дождями наш край или жизнь угаснет в нем от жажды.

  Остатками жертвенных даров люди поддерживают свое существование – жертвующий испытывает душевное удовлетворение, приобритает доброе имя в глазах народа, и боги посылают ему земное благополучие. Кто угодил богам, тот обеспечил себе хорошую жизнь – и духовную, и плотскую.

 Обычай этот, - почитать громовержца Индру, - существует столько, сколько существует Земля. Всякий кт, из глупости, страха, жадности, или неверия отказывается следовать этому древнему обычаю, навлекает на себя беды в нынешней жизни и в следующей.

Святой Шука сказал:

- В ответ на объяснения отца, сопровожающиеся одобрительными кивками старейшин, Кришна произнес речь, которая вызвала гнев громовержца Индры и положила начало небывалому проишествию.

Всевышний сказал: " Отец, Я разумею следующим образом. Живые существа рождаются для того, чтобы пожинать плоды своей деятельности, и умирают от того, что должны пожинать плоды своей деятельности. Счастье и покой – награда за добрые дела. Злодеяния караются страхом и страданиями.   

Даже если на небесах есть верховный судья, раздающий плоды наших дел, он все одно зависит от нас, ибо плоды эти совтворены нами.

 Люди сами творят свою судьбу, и изменить ее не властны ни боги, ни их предводитель Индра. Зачем же поклоняться тому, кто дает тебе лишь то, что ты заслужил сам и не волен ни улучшить, ни ухудшить твой жребий?

А поступает человек и всякая прочая тварь согласно своей приобритенной природе. Природа делает богов, демонов и людей теми, кто они есть, и она же вынуждает их совершать дурные или добрые дела.

 Так по делам своим живые существа получают высокое и низкое рождение. Поступки обусловлены природою, а природа присуща видам жизни. В этом замкнутом круге нет места богам и высшим силам. Дела – наши и есть наши враги, друзья и высшие судьи. Поступок – нам и добрый наставник, и грозный палач.

 Природу свою не поменять. Можно повиноваться ей или противиться, но ее нельзя изменить. Кто действует сообразно природе, тот поступает хорошо. Кто действует против своей природы, поступает дурно. Каждый пожинает плоды своего труда, потому и обожествлять следует не заоблачных существ, но собственный труд и врожденные наклонности.

 Как не может быть счастлива жена, предавшая мужа и поручившая свою судьбу чужому мужчине, так не может быть счастлив человек, предавший свою природу и поручивший себя потусторонним существам.

 Верность своему долгу, а не милость богов – вот залог человеческого благополучия. Духовник постигает науки и обучает других. Правитель защищает землю и подданных. Крестьянин растит злаки, разводит скот и торгует. Чернь служит сословию дважды рожденных. Каждый выполняет свой долг и счастлив этим.

 Нашему сословию отведены четыре вида деятельности: земледелие, торговля, ростовщичестсво и опека коров. Ты избрал четвертое. И покуда счастливы наши коровы, никакой Индра не в силах помешать нашему благополучию.

 Зримый мир существует в трех состояниях – просветления, возбуждения и помрачения. В возбуждении происходит творение, в просветлении – поддержание, в помрачении – разрушение. В возбуждении два противоположных начала вступают в соитие и этим производят разнообразие зримого мира.

 Приведенные в состояние возбуждения тучи проливаются на землю дождями, и этою влагою питается все живое на земле. Индра не имеет к нашим радостям и печалям никакого отношения.

 Отец, мы с тобою обитаем не в городе, и даже не в деревне. Мы жители лесов и горных долин. От даров леса зависит наше благополучие, но никак не от небесного царя. Поля растят траву для наших коров, тучи льют воду на поля.

 Лучше будет, если все, что мы приготовили для подношения небесному царю, мы отдадим коровам, брахманам и нашей любимой горе Горардхане.

  Все что мы приготовили для Индры – все эти варенья и жаренья, молоко и сливки, сладости, хлеба и питье – мы отдадим тем, кто нам дорог, кто нам покровительствует и от кого зависит наше благополучие.

 Поднеси священному огню кушания, приготовленные сведущими в духовной науке брахманами, а затем надели брахманов коровами и богатствами.

 Ни одно живое существо не должно быть лишено нашей щедрости – ни собаки, ни собакоеды. Коровам мы дадим самую свежую и сочную траву. Сделаем воздаяние и нашей кормилице – горе Говардхане.

 А потом, когда все насытятся до полного удовольствия, мы облачимся в лучшие наши платься, оботрем себя благовонными мазями и пойдем в почетном шествии вокруг тех, пред кем преклоняемся – вокруг брахманов, коров, священного огня и нашей Горы.

 Жертвоприношение это точно придется по душе нашим кормилицам коровам, Говардхане, достчтимым жрецам и Мне лично. Вот таково Мое разумение, отец".

 Святой Шука продолжал:

- Нанда и старейшины племени не нашлись, что возразить Кришне – владыке неодолимого времени, и, сами того не ведая, они приготовились нанести сокрушительный удар по гордыне небесного царя.

Пастухи сделали все как, сказал им Сокрушитель сомнений, Кришна: у подножья Говардханы они обустроили для жрецов удобное место для огненного таинства и пения гимнов; после жертвоприношения они воздали хвалу коровам и брахманам и поднесли им вкусные кушания. Затем все вольное племя Нанды и его тучные стада пошли почетным шествием вокруг горы Говардханы, столь дорогой сердцу Кришны.

 Разнаряженные в яркие цвета жены и дочери пастухов величаво восседали в воловьих повозках и вторили распевным благословениям жрецов, что расточали они мудрому не по годам своему Соплеменнику.

 И когда шествие уже проделало добрую половину пути, Кришна неожиданно стал той самой горою, вокруг которй они шли, и прорычав пещерными устами: " Я – живая гора", принялся поглощать кушания, что сложили пастухи у Его подножья.

  И выйдя из толпы пастухов, Он воскликнул Своему новоявленному обличию " О, великая Гора, будь нашим божеством, утоли наши нужды, сделай нас счастливыми".

 А затем великий Чародей обратился к соплеменникам: " Поверь Мне, мой  народ, эта волшебная Гора исполнит все наши чаяния, и нет у нас иного божества, кроме Нее. А кто откажется преклонить пред Нею свою голову, того ждут страдания и лишения. Так давайте же воспоем ей хвалу и попросим защитить наши стада и семьи".

И соплеменники Кришны, окончательно уверовав в чудо-гору, кланялись ей, возносили молитвы, и угощали ее ненасытную утробу новыми явствами. А про Индру они и вовсе позабыли, словно и не было в небесной вышине царя-громовержца. Вечером того же дня счастливое племя воротилось в свой лесной лагерь.

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ

Кришна поднимает Гору

 

 Святой Шука сказал:

- О государь, опомнившись от потрясения увиденным, когда ревностные его почитатели в одночасье обратились в поклонников горы, небесный царь пришел в неописуемый гнев.

 Разразившись проклятиями, громовержец призвал к себе черные тучи самвартаки, что заволакивают небо перед вселенским потопом. И тот час над Враджею нависли грозовая мгла.

" Кем возомнили себя, эти пастухи, лесное племя, - негодовал громовержец.- Изобилие совсем уже вскружило им головы. Только безумец способен отвергнуть веру в богов и доверится такому же как он смертному.

Не желая видеть дальше пределов нынешней жизни, эти глупцы руководствуются лишь сиюминутной выгодой. Верят всем, кому попало, лишь бы не жертвовать высшим силам, подлинным своим покровителям. Жалкие смертные, они пытаются спастись из бушующего моря невзгод, не снабдив свое судно запасами благочестия, что взамен на их жертвы даруют им великодушные боги.

Поверив в сущий вздор, что несет этот дерзкий юнец Кришна, верно, полагающий себя мудрее самых мудрых, пастухи вознамерились бросить вызов мне, небесному владыке.

Что ж, я проучу непокорное племя. Они узнают, что такое гнев громовержца, почувствуют, что значит полагаться на своего Кришну. Эй тучи! Слуги мои верные! Обруштесь ливнями на землю Враджи! Пусть в водах ваших утонет гордость этого народа, а заодно их пастбища и все их стада!

Я сам, на своем боевом слоне со своею свитою, - могучими вертами, явлюсь в поднебесье и устрою мятежным пастухам великое искупление священными водами потопа. Пусть племя Нанды попробует на вкус горький плод вероотступничества. И когда они со своим вождем поймут, что, доверившись Кришне, положили конец своему благополучию, то на коленях станут умолять меня о пощаде".

 Блаженный Шука продолжал:

- Так волею Индры над Враджею сгустились черные тучи, в мгновение ока разверглись небесные жерла и из них на землю хлынуло столько воды, что казалось тучи эти вобрали в себя все моря и океаны.

 Небеса рокотали оглушенными громами, небо перерезали молнии, - лучезаные стрелы Индры. Нивы и жилища людей побивали грады. Воем дули налетавшие от времени до времени бурные ветры, низвергая с дерев еще и ливни брызг.

Влага не струилась на землю, а лилась мощными столпами, так что скоро под толщей воды нельзя было уже различить, где прежде простирались низины, а где возвышенности.

  Гонимые невиданым бедствием, лишеные жилищ и имущества, в последних одеждах пастухи и их скоты собрались подле Кришны, помятуя о том, что в трудный час от Него всегда приходило им избавление.

  Коровы жалобно мычали, укрывая собою телят от беспощадных ливней. Матери прижимали к груди младенцев и дрожащими устами взывали к Спасителю:

 " Кришна, Кришна, о баловень Удачи, кроме Тебя нам не на кого уповать в своем несчастье. Злобной местью ответил Индра пастушьему племени за непослушание. Умоляем, Душа наша, спаси рабов Своих от гнева громоверца! "

 И тогда, чтобы утешить страдания соплеменников, Кришна решил усмирить ревностного властителя небес. " Вот как мстят кумиры и власть имущие душам, доверившим Мне свою судьбу. Камнями, водами и ветрами надеются они поколебать веру моего народа в Меня.

 Так пусть же самовлюбленные гордецы узнают, какова моя власть над их миром и Кто заступник отвергнувших мирскую власть над собою.

  Я уничтожу гордыню властолюбцев. Те же, кто правит на земле и небесах во благо живущих, пусть укрепятся в вере в Мою силу. Благочестивым правителям я дарую успокоение.

  Пастухи - Моя семья, и значит Мой долг – оберегать их. Я обещал это и не отступлюсь от Своего слова. На что Мне сила, если Я не буду защищать Моих родичей! "

  С этими словами Вседержитель одною рукою оторвал от земли гору Говардхану, точно придорожный гриб, и поднял ее над Своею головою.

" Отец, матушка и вы, все Мои соплеменники, - воскликнул сын Яшоды, - собирайте свои стада и свой скарб и скорее укройтесь под Моим зонтиком.

 Пусть не страшны вам будут ни обильные ливни, ни буйные ветры. Моя рука не ослабнет, и буду Я держать гору над вашими головами, покуда беда совсем не отступит от нас".

 И тогда, погрузив свое нехитрое имение на воловьи повозки, пастухи с детьми, женами и стадами ступили под огромный зонт, что раскрыл для них Кришна.

 Семь дней и ночей, позабыв о жажде и голоде, ни разу не сомкнув очей и не опустившись к земле для отдыха, держал сын Яшоды на Своем мезинце великую гору Говардхану.

 А на восьмой день, осознав свое бессилие перед юным пастухом, громовержец просил грозовые тучи удалиться из неба Вриндавана и успокоил ветра.

 И когда в синем небе вновь засияло Солнце и улеглись свирепые ветры, Заступник пастухов сказал Своему народу:

 " Кончились ваши бедствия, ветры улетели, воды сошли в землю. Берите свое имущество, свой скот, жен и детей, садите своих стариков в телеги и возвращайтесь в дома. Теперь ничто не угрожает вашему благополучию". И пастухи сделали все, как велел им Сын их предводителя. А вскоре Враджа зажила своею прежнею размеренною жизнью.

 На глазах у всех земных тварей чудотворец Кришна опустил гору на ее прежнее место с такой же легкостью, с какой ребенок опускает на землю сорванный цветок.

 Вольное пастушье племя обступило своего Избавителя и каждый выражал Ему восхищение. Друзья заключали Кришну в крепкие объятия, прочие приветсвовали Его почтительными поклонами. В знак особого благословения жены пастухов поднесли Кришне блюдо, на котором среди цельного зерна стояли кувшины с водою и простоквашею.

 Счастливые Яшода, Рохини, Нанда и Баладева обнимали Кришну и щедро осыпали благословениями.

С небес на землю сыпались благоухающие цветы, весело играли небесные музыканты, кружились в пляске райские девы, восторжено прослявляли Кришну небесные старцы, волхвы, предки и святые мужи.

Боги трубили в раковины и били в барабаны, ангелы во главе со своим предводителем Тумбуру возносили хвалу могучему Сыну Яшоды.

Когда торжество закончилось, Кришна и Баладева вместе с друзьями собрали свои стада и погнали их на дальние пастбища. А влюбленные в Кришну пастушки, чьи серца Он похитил навеки, хором воспевали Его красоту и доблесть и желали Ему долгих лет благоденствия.

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь