Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мудрецы на священном поле Куру



Блаженный Шука сказал:

- Со слезами радости слушали Кунти, Гандхари, Драупади, Субхадра и царские жены о любовных подвигах Кришны.

Меж тем на священное поле Куру со всех концов вселенной явились ученые мужи и мудрецы, чтобы выразить почтение Кришне и Баладеве. Среди них были Вьяса Двайпаяна, Нарада, Чавана, Девала, Асита, Вишвамитра, Шатананда, Бхарадваджа, Гаутама, Парашурама с учениками, Васиштха, Галава, Бхригу, Пуластья и Кашьяпа, Атри, Маркандея и Брихаспати, Двита, Трита, Еката, Ангира, Агастья, Ягьявалкья, Вамана и четверо отроков - сынов Брахмы.

При виде мудрецов Кришна с Баларамою, Пандавы и все цари поднялись со своих мест и поклонились покорно.

По закону почтения цари приветствовали мудрецов любезным словом и усадили их на возвышении. Гостям омыли стопы, поднесли питье, украсили цветочными гирляндами, овеяли благовониями и освежили их чела сандаловым составом.

Затем Хранитель и живое воплощение закона, Господь Кришна, обратился к мудрецам в присутствии великого собрания с таким словом:    

- О великие души, все мы, присутствующие здесь, ждали этого дня всю жизнь. Сегодня исполнилось наше человеческое предназначение, ибо нет для человека более высокого занятия, чем внимать слову того, кто живет в духе. 

Мы, способные взирать лишь на каменные изваяния в храмах, мечтать не могли когда-либо оказаться в вашем обществе, поклониться вашим стопам, прикоснуться к вам, занять вас беседою.  

Священные воды и изваяния в храмах не есть подлинные святыни, ибо не очищают сердце от греха немедленно. Истинно свят лишь мудрец, живущий в духе, ибо одного взгляда на него достаточно, чтобы душа смыла с себя грех и порок.

Боги, повелевающие стихиями земли, воды, огня, воздуха, пространства, ума и речи; Солнце, Луна и все светила небесные не способны искупить грехи своих почитателей, ибо сами пребывают в двойственности. Но оказав услугу мудрецу, даже сиюминутную, любая душа смывает с себя всякую скверну.

Не многим отличается от скота человек, что мыслит себя сосудом слизи, желчи и крови; полагает своею собственностью жену и родичей; обожествляет место своего рождения; почитает святыней воду в местах паломничества. Не отличается от скотов тот, кто не чтит мудреца, живущего в истине, не склоняется перед ним и не признает его самым близким своим родичем.

Блаженный Шука продолжал:

- С изумлением слушали мудрецы речи Кришны. А когда Он закончил, они оставались безмолвны, силясь постичь смысл речей всемогущего Владыки, вещающего, как обычный смертный. Заключив, что Господь Бог, Учитель мира, выражает почтение служителям духа лишь в назидания другим, мудрецы молвили с улыбкой.

- О Кришна, хотя нам ведомо все в пределах вселенной, Ты Твоею колдовской силою поверг нас в смятение. Воистину, непостижимы пути Твои! В образе человека Ты, Истина, низошел в зримый мир и действуешь по законам его природы.

Забавы ради, Господи, Ты облекаешь Себя в человеческий облик! Играючи, исторгаешь из Себя многообразное творение, хранишь его и вновь поглощаешь. Как глина в разных образах имеет разные имена, сохраняя при том свою суть, так Ты остаешься Собою, являя свету множество Твоих обличий.

В облике чистой добродетели Ты защищаешь праведных и караешь нечестивцев; хранишь от беззакония общество, ведомое благочестивыми; ведешь по пути освобождения, предначертанном Ведою.

Веда есть Твое чистое сердце. Воздержанием, обетами и изучением Веды душа познает, что есть проявленное и непроявленное и бытие вне оных.

Потому, о Высший Дух, Ты чтишь духовное сословие, брахманов, что они, оглашая Веду, служат вожатыми для смертных в Твою внутреннюю природу. Потому Ты почитаешь брахманов, что они есть Твои уста в здешнем мире.

Лишь тогда благородное происхождение, наука, покаяния, воздержание и мудрствование имеют ценность, когда предназначены Тебе, на Кого молятся и уповают святые. Ибо Ты есть Благо превыше всех благ.

Мы в почтении склоняемся к Твоим стопам, Кришна, о Вездесущая Душа мира, скрывающая Свое величие за пеленой обмана.

Ни цари земные, собравшиеся здесь, ни родичи Твои - семейства Вришниев и Ядавов, не видят в Тебе Душу вселенной, всемогущее Время и Верховного Властителя. От них Ты скрываешь Себя за пеленой обмана.

Подобно тому, как во сне человек, забыв о своей сущности, обзаводится новыми именами и обличиями, душа, оказавшаяся в плену наваждений, мнит себя действующим лицом зримого мира среди зримых предметов. Не способен узреть Тебя тот, кто лишился восприятия вечной действительности.

Ныне нашему взору открылись Твои стопы, что освящают воду Ганги, в которой искупаются все грехи мира. Молчаливые отшельники созерцают Твои стопы в своем сердце, удалившись от мира. Но смиренных рабов Твоих, отринувших свое вымышленное " я", Ты милостиво принимаешь в Свою семью.

Блаженный Шука сказал:

- Закончив свою речь, мудрецы простились с наследником Дашархи - Баларамою, царями Дхритараштрой и Юдхиштхирою, и приготовились покинуть священное поле Куру.

Но их остановил благородный Васудева. Он низко поклонился мудрецам и обратился к ним с почтительной речью:

- О премудрые мужи, кладези знания и убежище правды! Прошу, разъясните мне, как отвести от себя последствия своих прошлых деяний.

Шри Нарада молвил:

- О ученые мужи, не удивляйтесь вопросу нашего почтенного Васудевы, ибо он почитает Кришну своим сыном.

В здешнем мире близость рождает небрежение. Человек, живущий на берегу священной Ганги, отправляется в дальние страны, дабы в тамошних водах искупить свои грехи.

Ничто ни вне, ни снаружи не умалит всеведение Бога: время, творение и уничтожение вселенной. Даже Его собственные перемены не властны над Ним. Он един, неповторим и неподражаем, Он не подвластен печали и не ответствен за Свои дела. Он не бывает увлечен сменой состояний Природы, хотя порой кажется, что Он облекает Себя плотью из зримых стихий и имеет пространственные величины. Так непросвещенному уму Солнце кажется скрытым облаками, мглой или небесным телом.

Так говорили, о государь, мудрецы, обращаясь к Васудеве в присутствии Кришны, Баладевы и земных царей:

- Знатоки Закона согласны в том, что никакой поступок не принесет горьких плодов, если с искренней верою совершать его как жертву Богу Вседержителю - Правообладателю всех жертв.

Кто взирает на мир очами мудрости, тот учит, что труд, посвященный Богу, есть легчайший способ обуздать ум и обрести совершенную свободу. Труд во имя Бога приносит радость и умиротворение.

Людям благородного сословия - дважды рожденным, надлежит жертвовать для Бога плоды своего честного труда.

Разумный сдерживает страсть к накопительству жертвоприношениями и благодеяниями. Привязанность к родичам он преодолевает исполнением семейного долга. Мудрый не трудится ради райских удовольствий после смерти, ибо знает, что все радости в здешнем мире бренны. Время не жалеет даже небожителей. Лишь порвав семейные узы ради покаяния и воздержания, человек способен вкусить сладкий плод подлинной свободы

Три долга в своей жизни обязан отдать дважды рожденный: богам, мудрецам и предкам. Долг богам отдается жертвоприношением; мудрецам – изучением священных книг; чтобы отдать долг предкам, нужно родить и воспитать хороших детей. Кто не исполнил эти три долга, тот родится на Земле и будет страдать, как если бы в аду.

Ты, благородный Васудева, исполнил свой долг перед мудрецами и предками. Тебе осталось лишь совершить жертвоприношение во имя богов. Тогда ты сможешь спокойно отринуть мирское убежище и предаться святому размышлению в одиночестве.

Нет сомнений в том, что в прошлой жизни ты усердно поклонялся Всевышнему, Владыке всех миров. Ты с супругою, должно быть, так угодили Богу, что ныне Он сошел в здешний мир в обличии вашего Сына.

Блаженный Шука сказал:

- Когда мудрецы закончили свою речь, Васудева поклонился им до земли и просил быть для него жрецами на его последнем жертвенном обряде.

На следующий день Васудева устроил на поле Куру великое огненное жертвоприношение, на котором жрецами служили мудрейшие из мудрых, знатоки священных обрядов. По окончании таинства щедрый царь оделил всех священнослужителей богатствами.

После очистительного омовения, надев чистые одежды и украсив себя гирляндами из лотосов, семейство Вришниев заполнило царский шатер, где проводился обряд отрешения от мира. В праздничных одеждах и драгоценностях цари и царицы выражали почтение родителю Кришны и, умастив свое чело сандалом, подносили жрецам утварь, масло и предметы для жертвоприношения.

Повсюду звучали трубы, лютни и рожки, гремели бубны, малые и большие барабаны. Певцы слагали песни в честь Васудевы. Танцоры и танцовщицы кружились в хороводе. Ангелы осыпали цветами жертвенное капище.

Обведя глаза Васудевы черной сурьмой и умастив его тело коровьим маслом, жрецы прочли над ним очистительные молитвы и посвятили его в чин отрешения, окропив его и восемнадцать жен его святой водою. С ясным ликом среди жен родитель Кришны светился, точно полная Луна среди звезд в ночном безоблачном небе.

Затем Васудеву облачили в оленью шкуру, и жены его в шелковых платьях, украшенные золотыми серьгами, запястьями, ожерельями и колокольчиками, почтительно обошли его справа налево.

Жрецы в белых одеждах и золотых украшениях с самоцветами сияли, как священники Индры-громовержца, победителя Вритры, на знаменитом его царственном жертвоприношении.

При обряде отрешения родителя присутствовали и Кришна с Баладевою, Их жены, дети и родственники, облаченные в праздничные платья.

Васудева по обычаю Вед совершил оба полагающихся в таких случаях жертвоприношения, со всеми необходимыми предметами и заклинаниями.

После окончания таинства Васудева и его жены преподнесли жрецам еще драгоценностей в дополнение к прежним, а также одарили их коровами, землями и юными красивыми наложницами.

Довольные щедростью царского семейства, мудрецы со своим благодетелем Васудевою совершили омовение в святом озере Парашурамы.

Жены царя, согласно завету, отдали все свои наряды и драгоценности жреческим певцам и певцам гимнов. Васудева облачился в новые одежды и распорядился устроить пиршество для всех присутствующих, включая бродячих собак.

Остатки богатств он отдал родственникам, их женам и детям; царственным семействам Видарбхи, Кошалы, Куру, Каши, Кекаи и Сринджаи; своим сановникам, жрецам, небожителям, людям, духам, предкам и небесным волхвам. Довольные дарами и зрелищем гости с дозволения Кришны, Повелителя Удачи, покинули жертвенное поле, прославляя щедрость благородного Васудевы.

Обнимали Ядавов и желали им благополучия все их друзья и родичи - Дхритараштра с младшим братом Видурою; царица Притха с сыновьями; Бхишма; Дрона; близнецы Накула с Сахадевою; Нарада и Ведавьяса. Со слезами расставания друзья и близкие Кришны тронулись в обратный путь на своих колесницах.

Но Нанда и его семейство решили задержаться на несколько дней в долине Куру, дабы быть рядом с дорогими их сердцу Ядавами. Кришна, Баларама и Уграсена удостоили пастушье племя Враджи особыми почестями.

Васудева сделался доволен и умиротворен, разорвав с миром узы суетного тщеславия. После торжеств он подошел к Нанде, и, взяв его за руку, сказал:

- Брат мой, Божьей волею люди связывают друг друга узами, которые они называют родственными и дружескими. На мой взгляд, даже великие отшельники, мудрецы и волхвы не в силах до конца избавить себя от мирских привязанностей.

Но не случайно Всевышний создал между людьми чувственную привязанность, иначе мы никогда бы не узнали о любви к нам и сострадании святых, таких как ты, дорогой Нанда.

Хотя мне, опьяненному роскошью и почетом после освобождения, не довелось лично отблагодарить тебя за все то добро, что ты для меня сделал, знай, любезный мой Нанда, что дороже друга, чем ты, у меня нет никого на свете.

Богатства, власть и слава слепят человека настолько, что он не замечает своих друзей и близких, не видит их нужды и чаяния.

Блаженный Шука сказал:

- Так говорил Васудева Нараде, и слезы смущения текли из его глаз и капали на землю.

И небесный скиталец заверял Васудеву в вечной любви и дружбе и обещал быть рядом все время, покуда семейство Ядавов будет жить лагерем на поле Куру.

По прошествии трех месяцев, когда Ядавы завершили все намеченные торжества, Васудева, Уграсена, Кришна, Уддхава и Баладева одарили Нанду драгоценными украшениями, утварью, одеждой и тканями, и он со всем своим пастушьим племенем тронулся в Матхуру на воловьих повозках.

Всю жизнь свою наперед, где бы они не находились, Нанда, пастухи и их жены всегда были подле лотосных стоп Кришны сердцем и мыслями.

С приближением дождей семейства Ядавов и Вришниев тоже отправились в их стольный город под водительством Кришны.

В Двараке они рассказали горожанам о торжествах в честь солнечного затмения, каковые устроили на поле Куру цари и жрецы, и о том, кого из своих друзей и врагов они встретили в древней земле Куру.

ГЛАВА ВОСЕМЬДЕСЯТ ПЯТАЯ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь