Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 22 ноября / 5 декабря, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской



Родилась 28 октября / 10 ноября 1888 года в селе Песчаное Каменец-Подольского уезда Подольской губернии в крестьянской семье Федора и Матроны Матиешиных. Семья была религиозной и благочестивой. " По вечерам мы не знали другого времяпрепровождения, как чтение Священного Писания или житий святых, и не представляли, что может быть иначе", – вспоминала матушка. С младенчества проявилась в девочке любовь к богослужению и церковному пению. Грамоте ее выучил дед Амвросий по Библии.

Когда Параскеве исполнилось восемь лет, умерла мать, за нею дедушка и младшая сестренка. После отца Параскева стала главной работницей в доме.

У отроковицы рано появилось желание пойти в монастырь. Бабушка не позволяла ей об этом и думать. Нашелся и жених. Но Параскева ласково объяснила молодому человеку, что замуж не пойдет, потому что собирается в монастырь. Молодой человек последовал ее примеру, уехал на Афон и принял монашеский постриг. Бабушка говорила Параскеве, что ей не вынести трудностей монастырской жизни. Девушка стала усиленно поститься и работать над собой, чтобы приготовить себя к лишениям. Наконец, бабушка разрешила ей уйти в монастырь.

В 1907 году Параскева поступила послушницей в Теолинский Спасо-Преображенский монастырь[111] Августовского уезда Сувалкской губернии (ныне – Польша).

Через несколько лет Параскева отпросилась на побывку домой. По дороге заехала в Турковичский монастырь[112] Варшавско-Холмской епархии. По болезни ей пришлось задержаться в

монастыре, а затем она решила остаться в Турковичской обители. В 1912 году ее приняли в число сестер.

В 1914 году, при занятии немцами Польши, монастырь эвакуировался в Москву, затем в Дмитров. В 1918 году, после окончания войны, монастырь возвратился в Турковичи, а послушница Параскева была оставлена для отправки монастырского имущества вслед за уехавшими. Однако вскоре Турковичский монастырь прекратил свое существование, и Параскева осталась в Дмитрове, сняла квартиру на окраине города в селе Подлипичье и прислуживала в местном храме Казанской иконы Божией Матери.

Один крестьянин попросил Параскеву обучить свою дочь церковному пению. К ней присоединились другие. Хор девочек стал быстро расти, его численность достигла 60 человек, и стало два хора. Параскева не только преподавала пение, но наставляла учениц в Законе Божием. Она была внешне несколько сурова к своим ученицам, но любила их, как родных дочерей.

В 1920 году Параскева познакомилась с Дмитровским епископом Серафимом (Звездинским) и стала его духовной дочерью. Владыка сурово вел ее в духовной жизни, но другим говорил о ней с уважением.

Епископ Серафим в 1921 году постриг Параскеву в рясофор, не переменив ей имени, и определил в Спасо-Влахернский монастырь[113].

Вскоре на имя владыки поступило прошение прихожан Казанской церкви села Подлипичье вернуть инокиню Параскеву в Дмитров для продолжения обучения детей их прихода чтению и пению. Они обещали обеспечить ее квартирой и продовольствием. 25 июля 1921 года епископ Серафим вызвал инокиню Параскеву из обители " для миссионерской работы в деревне" , оставляя её в числе сестер Спасо-Влахернского монастыря.

27 ноября 1921 года инокиня Параскева была посвящена владыкой по древнему чину в диакониссы, на алтарное служение. С этого времени она стала прислуживать в Казанской церкви села Подлипичье, в которой очень часто служил епископ Серафим и возле которой он жил.

В 1924 году м. Параскева была вызвана в ОГПУ, где ей приказали прекратить занятия. Но и после этого, не имея возможности учить девушек, она не оставила попечения о них и руководства хором.

В 1928 году был закрыт Спасо-Влахернский монастырь. Матушка продолжала прислуживать в Казанской церкви.

27 мая 1931 года инокиня Параскева была арестована. На вопросы следователя она отвечала:

" Я лишена избирательных прав, как монахиня. В монастырь я поступила в 1912 году в Холмской губернии... Пробыла до 1914 года, потом нас всех монашек перевезли в Москву, где мы и находились до 1918 года. В 1918 году я приехала в Дмитров. Сняла квартиру в Подлипецкой слободе и прислуживала в церкви. Участвовала в хоре, обучала детей церковному пению. В 1924 году меня вызвали в ОГПУ и воспретили обучать девушек церковному пению. С тех пор я кончила занятия с девушками и была хору как руководительница. Себя я в антисоветской деятельности виновной не признаю" .

28 июня 1931 года тройка ОГПУ приговорила инокиню Параскеву к 5 годам ссылки в Казахстан. Параскеву привезли сначала в Алма-Ату, а затем определили на работу неподалеку от города: она была поварихой в большой рабочей артели, состоявшей из ссыльных. За проявляемые ею к рабочим заботу и сострадание они называли ее сестрой. Спустя некоторое время инокиню перевели в Алма-Ату. На государственную работу устраиваться не стала, поскольку за несколько месяцев, проведенных в артели, была истощена – питалась чем придется.

В Алма-Ате матушка неожиданно встретилась со своим духовным отцом, епископом Серафимом, направленным туда в ссылку в августе 1932 года. Он прожил в городе три месяца, и матушка могла в это время утешаться совместными молитвами и духовными советами своего аввы.

Вскоре ее перевели в город Барабинск. Питалась она большей частью лепешками, которые ссыльные пекли из муки собственного помола, изготовленной из зерен колосков, подобранных в поле после уборки урожая.

Ссылка окончилась в 1935 году, и матушка, сильно ослабевшая и больная, поселилась в Астрахани, а затем перебралась в город Кирсанов Тамбовской области. Узнав о болезнях инокини Параскевы, воспитанницы позвали ее в Дмитров, поближе к родным местам. Здесь ее застала война и связанный с нею голод. Матушка заболела абсцессом легких и тяжко страдала. Лекарства не помогали, состояние ее считали безнадежным. Она уже готовилась к смерти, но однажды ночью во второй раз сподобилась видения святых апостолов Петра и Павла. Апостол Петр обещал ей выздоровление и, подавая ключи, бывшие у него в руках, сказал: «Ты еще будешь этими ключами отворять церковные двери в Подлипичье». С этого дня, вопреки ожиданиям врачей, матушка стала поправляться. Окрепнув, она поехала на Украину к родным, которые приняли ее очень радушно. Поправившись, она вернулась в Дмитров, где вновь стала трудиться в Казанской церкви Подлипичья, отпирала ее по утрам, читала, пела и управляла своим хором. Сначала ей нашли комнату недалеко от церкви. Но вскоре пришлось найти другое жилье, дальше от храма. Матушке каждый день приходилось по дороге в церковь подниматься в гору. Со временем это для нее становилось все труднее.

Со временем здоровье матушки вновь пошатнулось. Возобновился абсцесс легкого. Прибавились артрит, фурункулез. Она со смирением старалась лечиться. На время ей стало легче, но болезнь не прошла. В церковь удавалось ходить все реже и реже. Она потеряла квартиру в городе, и пришлось переехать в деревню Бирлово. Больная нуждалась в уходе, который там никто не мог ей обеспечить. С ней случился паралич, и она стала совсем беспомощной. Страдания матушки были очень велики, особенно от нарывов и пролежней. Испытывая большие боли, прикованная к постели, матушка Параскева не только терпеливо сама их переносила, молилась, но ободряла всех ее посещавших и призывала на молитву.

Инокиня Параскева скончалась 4 декабря 1953 года и была погребена на кладбище города Дмитрова. Всю свою жизнь она осуществляла то, чему была научена и чему всех постоянно учила: " Будьте смиренны, Христу Спасу подобны".

Причислена к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2000 года.

11 сентября 2001 года были обретены святые мощи преподобноисповедницы Параскевы. 30 сентября состоялось их торжественное перенесение из Борисо-Глебского Дмитровского монастыря[114] в Спасо-Влахернский женский монастырь в селе Деденево Дмитровского района.

Молитвословия

Тропарь, глас 3

А́ нгельскому житию́ поревнова́ вши, славосло́ вие Бо́ гу на земли́ приноси́ ла еси́; красоту́ ми́ ра презре́ вши, ве́ ру и́ стинную в гоне́ ниих испове́ дала еси́, преподо́ бная ма́ ти Параске́ во. Ны́ не же, в Небе́ сных кро́ вех Го́ спода воспева́ ющи, помина́ й нас, любо́ вию чту́ щих тя.

Кондак, глас 4

За́ поведь любве́ в се́ рдце кре́ пко прие́ мши, Бо́ гу еди́ ному от ю́ ности прилепи́ лася еси́, скорбьми́ же и боле́ зньми ду́ шу твою́ очи́ стивши, дарова́ ньми мно́ гими обогати́ лася еси́. Те́ мже и Госпо́ дь возлюби́ тя и вене́ ц жи́ зни ве́ чныя дарова́, преподо́ бная ма́ ти Параске́ во.

Использованные материалы

  • Максимов М., свящ. Священноисповедник Димитрий (Крючков) // Жития новомучеников и исповедников

Российских ХХ века Московской епархии. Ноябрь - Тверь: " Булат" , 2003 год, стр. 202-212

    • http: //www.fond.ru/index.php? menu_id=370& menu_parent_id=0& pe...323
  • БД ПСТГУ " Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http: //martyrs.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/? HYZ9EJxGHoxIT...k**
  • Преподобной Параскеве (Матиешиной), исповеднице (тропарь и кондак)
    • http: //diak.ortox.ru/__novomuchenikam_i_ispovednikam_xx_veka...603

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из второго послания апостола Павла к Тимофею: 1Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: 2проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.

3Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; 4и от истины отвратят слух и обратятся к басням.

5Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.

6Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.

7Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; 8а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.

9 Постарайся прийти ко мне скоро.

10 Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию [115]; один Лука со мною.

11 Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения.

12 Тихика я послал в Ефес [116].

13 Когда пойдешь, принеси фелонь [117], который я оставил в Троаде [118] у Карпа, и книги, особенно кожаные.

14 Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!

15 Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам.

16 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!

17 Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей.

18 И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.

19 Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров.

20 Ераст остался в Коринфе [119]; Трофима же я оставил больного в Милите.

21 Постарайся прийти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия.

22 Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь.

Окончание чтение данного послания и традиционное приветствие в конце…

Евангелие (от Луки): 1Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, 2говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.

3В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.

4Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, 5но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

6И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?

7Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?

8сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

9Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: 10два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.

13Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

15 Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.

16 Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.

17 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

18И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

19Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; 20знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

21Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

22Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

23Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

24Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

25ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

28 Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.

29 Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, 30и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.

Тот, кто не примет Царство Божие, как дитя, то не войдет в него. Что же значит, «как дитя»? Человек уже с ранних лет склонен ко греху и уже с ранних лет ребенок норовит сделать что-нибудь недозволенное, как бы испытывая границы дозволенного. Однако в норме между детьми и родителями все-таки существует некая степень доверия. Что говорить – ребенок склонен доверять взрослым и вряд ли может представить, что те могут желать ему зла. Здесь Господь призывает в такой же степени доверять Богу. Именно это и есть вера Богу, как любящему Отцу, желающему спасти человека. Без этого доверия Богу человек блуждает по путям, которые ему подсказывает его собственный, пораженный гордостью, ум. Без этого человек обречен на падение. И наоборот, доверяя Богу, он обращается к Нему за помощью. Вместе с тем, навыку обращения к Богу человека учит сама практика исполнения заповедей, когда человек, пытаясь их исполнять, находит, что он…. не имеет для этого сил, а значит, нуждается в руке помощи, которую может подать только Бог. Человек должен идти по пути спасения своими ногами, но без поддержки Бога сам он путь не одолеет в силу своей склонности ко греху. Проще сказать – человек прилагает усилия к спасению своему, но спасает его Бог. И здесь прибавляется сцена с богатым юношей, который кичится своей праведностью, хвалится тем, что все заповеди «исполнил с юности» и недоумевает – что же ему еще недостает. Но слова о богатстве его сразу расставляют все точки над «I» - он уходит опечаленным, ибо именно богатство является для него самым важным и ради него он готов на многое, тогда как отношения с Богом – лишь одно из средств заботы об этом богатстве. Но и само богатство – лишь средство угождения своему чреву. Потому богатство может быть большой помехой для спасения. Эта мысль для иудеев была крамольной, ведь они воспринимали богатство, как благословение Божие и некий признак праведности, повторяя мысли, высказанные в некоторых стихах книг Премудростей и Притч Соломоновых. Отсюда и вопрос – кто же тогда может спастись, если и богатство не признак праведности, а помеха для спасения…. Но если бы спасение было от дел человека, то какая же была бы необходимость приходить Христу? И именно потому Господь пришел в мир,

что никакие дела не могли и не могут спасти грешного человека, каким бы он ни казался праведным для мира…

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Филимону: 1 Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, 2и Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви: 3благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

4 Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих, 5слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым, 6дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе.

7 Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых.

8 Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, 9по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа; 10прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: 11он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его; 12ты же прими его, как мое сердце.

13 Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование; 14но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно.

15 Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, 16не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе.

17 Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня.

18 Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне.

19 Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу́; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен.

20 Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе; успокой мое сердце в Господе.

21 Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю.

22 А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам.

23 Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса, 24Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои.

25 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим. Аминь.

К слову, Онисим, о котором пишет апостол – это апостол от 70 Онисим, чья память отмечается 15 / 28 февраля. Он был рабом Филимона и в чем-то провинившись перед ним, бежал в Рим, где угодил, как беглый раб, в тюрьму. Здесь он встретился с апостолом Павлом, от которого и научился вере. Послание, которое мы с вами читаем, апостол, еще находящийся в заточении, послал к Филимону как раз с Онисимом. Филимон же простил своего раба и отпустил его к Павлу. Нам же это послание читается ради похвал, которые апостол источает в отношении апостола Филимона и его жены Апфии, как преуспевших в делах милосердия….

Евангелие (от Луки): 1 После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, 2и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

3 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.

4 Не берите ни мешка, ни сумы́, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.

5 В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; 6и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.

7 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.

8 И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, 9и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.

10 Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: 11и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.

12 Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.

13 Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире [120] и Сидоне [121] явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; 14но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.

15 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

16Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.

17Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.

18Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19се, даю вам власть наступать на змей и

скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

21В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

Господь посылает 70 апостолов на проповедь впереди Себя. Здесь Он учит их доверять Богу, так как велит им не брать в дорогу ничего про запас – ни пищи, ни денег, ничего. Позже они признаются, что во время этого пути они не нуждались ни в чем, так как люди наделяли их всем, а чрез их особы это делал сам Господь. Но также Господь говорит им и о том, что не все будут их встречать с радостью, но будут и те, кто не будут принимать их проповеди и даже будут гнать. В других Евангелиях слова Христа как к 12, так и к 70 апостолам, посылаемым на проповедь, приведены более подробно. Там указывается, что Господь инструктирует их, призывая не бояться гонений, но говоря о том, что помощь Божия не оставит их…. Пока это был период земной жизни Христа и они, еще немощные в вере, были хранимы Богом, не потерпев и десятой доли того, что им придется потерпеть потом. Однако слова о том, чтобы они готовились к тому, что не все встретят их с восторгом, в то же время – не боясь их, были полезны для них….. Полезны они и для нас, так как и среди нашего окружения много людей, которым наша вера совсем не нравится….


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-18; Просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.07 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь