Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 26 ноября / 9 декабря, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской



Родился 10 / 23 декабря 1883 года в деревне Бобошино Московской губернии в семье сапожника Сергея Царапкина. Окончил церковноприходскую школу.

Переехав в Москву, освоил профессию ретушера и работал в фотографических мастерских. Но главное, чему он посвящал все свободное время, было церковное пение. Он пел в хоре Данилова монастыря и во многих московских церквях.

После революции 1917 года устроился работать на завод «Искра», одновременно оставаясь регентом и организатором хоров в московских храмах.

В 1933 году за принадлежность к Русской Православной Церкви власти сочли его социально опасным элементом и выслали из Москвы. С этого времени он стал псаломщиком в храмах Московской области.

В марте 1937 года назначен псаломщиком в храм великомученицы Параскевы в село Туголес.

27 ноября 1937 года был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. На допросах виновным себя не признал. Проходил по одному делу с протоиереями Назарием Грибковым и Георгием Колоколовым.

5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила протоиерея Георгия и протоиерея Назария к расстрелу, а псаломщика Петра Царапкина – к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, где он и скончался.

В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

Использованные материалы

  • Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Ноябрь». Тверь, 2003 год, стр. 242-258
    • http: //www.fond.ru/index.php? menu_id=370& menu_parent_id=0& pe...374

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где бдение совершал о.Александр Корниенко при пении обоих штатных хоров собора. Чин полиелея совершали о.Димитрий Осипов и о.Александр Корниенко. Воскресная служба совмещалась со службой преподобному Алипию Столпнику (под именем которого в календаре стоит значок «без праздничного знака»). Святитель Иннокентий, чья служба – полиелейная, не упоминался.

Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[220] пело духовенство в алтаре.

Евангелие на бдении (от Луки): 1В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; 2но нашли камень отваленным от гроба.

3И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.

4Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.

5И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?

6Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, 7сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть.

8И вспомнили они слова Его; 9и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим.

10То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам.

11И показались им слова их пустыми, и не поверили им.

12Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.

13В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят[221] от Иерусалима, называемое Эммаус; 14и разговаривали между собою о всех сих событиях.

15И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.

16Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.

17Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?

18Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

19И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; 20как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.

21А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.

22Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба 23и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.

24И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.

25Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!

26Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?

27И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.

28И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.

29Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.

30И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.

31Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.

32И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам

Писание?

33И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, 34которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.

35И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

36 Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.

37 Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.

38 Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?

39 Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́ те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.

40 И, сказав это, показал им руки и ноги.

41 Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?

42 Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.

43 И, взяв, ел пред ними.

44 И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.

45 Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.

46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, 47и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.

48 Вы же свидетели сему.

49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.

50 И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.

51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.

52 Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.

53 И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

Каноны читались: Воскресный (два тропаря), Божией Матери и преподобному Алипию (по одному тропарю). Стихиры были сокращены в каждом месте, где он должны петься, до всего двух – трех….

По окончании службы о.Александр поздравил всех с наступающим воскресным днем, а также поблагодарил всех за совместную молитву. Также он напомнил расписание служб, заметив, что позднюю литургию будет совершать правящий архиерей.

Литургия.

В конце литургии.

И вот, наступает этот день. Разумеется, я собираюсь идти в храм к поздней литургии, в том числе потому что она, как ожидается, будет совершаться архиерейским чином, пусть и явно скромней, чем это было 4 декабря. Погода в этот день ясная, плюс, относительно тепло, в сравнении с предыдущими днями. Выхожу из дома. Вот, и храм. Внутри народу еще немного. В центре уже стоит архиерейский амвон, а на амвоне обычном стоят аналои с иконами для чтения входных молитв, а также разложены орлецы. Вскоре начинается служба. Уже во время чтения псалмов 3 часа открывается завеса, что означает окончание проскомидии, а диакон кадит весь храм. Вот, заканчивается чтение часов, и воцаряется ожидание. Вскоре вновь вышедший чтец начинает читать молитвы ко святому причащению. Он прочитывает три молитвы, когда на амвон выходит иподиакон с архиерейским жезлом. Значит, чин встречи на сей раз будет опущен. Минут через пять открываются Царские врата, и на амвон выходит правящий архиерей во сопровождении протодиакона, а также о.Александра Корниенко. Начинается чтение входных молитв, в которых духовенство испрашивает благословения Божия на совершение литургии (при этом чтение этих молитв не отменяет необходимости чтения и последования ко святому причащению, которое у священнослужителей даже дольше, чем у нас, мирян). При чтении особых тропарей архиерей прикладывается к установленным иконам (после чего аналои убираются в стороны), а после чтения молитв просит прощения у верующих, а затем благословляет народ на три стороны, после чего уходит в алтарь. Царские врата закрываются, а чтение продолжается. Прочитывается еще примерно две молитвы, после чего Царские врата вновь открываются, после чего в центр выходит правящий архиерей, уже полностью облачившийся, в сопровождении о.Кирилла Вовка из Борисовки, а также о.Александра Корниенко. Начинается чтение предначинательных молитв. Чтец в это время читает конечную молитву 6 часа. «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник и диаконы берут благословение архиерея. Старший священник (о.Кирилл Вовк) направляется к престолу, а протодиакон идет на амвон. «Благослови Владыко! » - Произносит диакон, Царские врата открываются, а священник, знаменуя Евангелием на престоле Крест, произносит начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Царство Божие – это не только небесные обители, но и сей храм Господень, где совершается богослужение, ибо сказано: «Если где двое или трое (собрались) во имя Мое, там и Я посреди них….». После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. 

Отец Александр Лысенко, как и раньше, исполняет обязанности иподиакона, держа архиерейский чиновник, открывая его во время ектений, дабы архиерей читал положенные для чтения во время литургии священнические молитвы. Если у греков на двунадесятые Богородичные праздники литургия служится с праздничными антифонами, то в Русской Церкви поются обычные изобразительные. Звучит первый антифон – 102 псалом, в котором псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку: «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа! »

Этот антифон поет верхний хор. Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: « Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род».

Антифон этот пел боковой хор. После этого верхний хор поет традиционное песнопение: « Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас! » И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона, включающего пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя ( в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Заповеди Блаженства, в которых Господь говорит о том, что должен делать человек, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, Ветхозаветного. Слова о нищете духа рождает у людей мирских, неверующих, множество злословий. Но правильнее было бы сказать: «блаженны те, кто сознают свою нищету». Человек склонен ко греху и без помощи Божией не способен ни к чему доброму, а если и совершает что, то это добро на поверку отравлено злом, а часто и мотивы для таких поступков отнюдь не благочестивые (гордость, стремление покрасоваться перед людьми, а иногда и просто желание продемонстрировать свое пристрастие к иному из людей или добиться его внимания). Подобное добро не имеет цены пред Богом и мерзко пред Ним. Большинство из нас поражено гордостью, мешающей видеть себя такими, какие мы есть на самом деле, а от гордости этой порождается злоба, возникающая каждый раз, когда человек слышит обличения. Но блажен тот, кто сознает свое подлинное состояние, сознает, что он не имеет ничего своего, а все доброе, что у него есть, дано Богом, а свои у него только грехи. Желая исполнять заповеди Господни, он лишь познает свою немощь, познает, что без помощи Божией неспособен ни к чему доброму. И после многих безуспешных попыток совладать с собой он приходит к осознанию того, что сам он способен лишь грешить, тогда как способность к добру он приобретает лишь при помощи Божией. И тогда он, сознавая свою нищету, вопит к Богу денно и нощно, прося вызволить его из этой ямы. Под плачем понимается не всякий плач, как клевещут безбожники, ибо, как пишет апостол Павел: « печаль мирская производит смерть, а печаль по Богу – жизнь и мир ». Речь не об унынии, лишающем сил, но об осознании своего греховного состояния. Познав мерзость греха, он оплакивает свое состояние, прося Бога о прощении и очищении души своей от этой скверны. При этом в нем возникает желание спасения, желание достижения идеала праведности, к которому и призывает его Евангелие, желания совершения воли Божией на нем, а воля Божия – есть спасение каждого человека. Это и есть жажда правды. Притом, занятому плачем о своих грехах и мыслями о спасении некогда судить ближнего, ибо он имеет пред очами своими одного единственного нехорошего человека, достойного всякого осуждения – самого себя. И он укрощает свою злобу, свой гнев, естественный для всякого человека, но от этого не менее мерзкий пред Богом, пока не побеждает их совершенно. Более того, в каждом человеке он видит образ Божий, творение Бога, который так желает спасти каждого человека, как самого нашего человека, так и окружающих его людей. И возгревая в себе богоподобную любовь к ближним, он готов истощать себя, помогая им. Плод же всех этих трудов есть чистота сердца. Страсти отступают и тогда Благодать Божия поселяется в человеке, открывая ему Божественные тайны, давая ему радость и мир, так что познав радость общения с Богом, он не желает терять этой радости. И тогда, вкусив сладости этой, он уже не пожелает променять ее на горькие сиюминутные радости века сего, отлучающие его от любимого им Бога. И ради сохранения этой радости общения с Богом, он готов будет претерпеть любые страдания и муки, даже до смерти. А Благодать Божия, поселившаяся в нем, делает его способным претерпеть любые страдания, так что читая о них, многие (даже иные богословы-рационалисты) начинают сомневаться в реальности того, что написано, что человек может такое преодолеть. Доля правды в это есть. Сам человек своими силами и вправду неспособен на это, ибо инстинкт самосохранения в не слишком силен. Но с помощью Божией человек оказывается способен преодолевать и его. Таковы эти заповеди. Увы, читая все это, в нарисованном образе человека, которого Господь ублажает, я не узнаю себя. Этот образ коренным образом отличается от того, что мы с вами в реальности из себя представляем. Этому образу более всего соответствовали те люди, коих мы нынче чтим в лике святых. Но в Писании сказано: « будьте святы, как и Я свят » и в другом месте: « будьте совершенны, как и отец ваш небесный совершенен есть ». Без достижения этого совершенства Царства небесного никто из нас не достигнет. И потому этот текст призван напомнить нам о них и подвигнуть к изменению нашей жизни. Поэтому, кстати, эти заповеди включены в третий изобразительный антифон, который поется на литургии. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко ты еси Бог мой

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием и рипидами, затем диакон с кадилами, старший диакон с Евангелием, а потом и все остальное духовенство. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Рипиды держатся над Евангелием. Все выстраиваются в центре. Наконец, протодиакон Евгений испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти». Затем духовенство традиционно начинает петь «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. Хор подхватывает со слов «Спаси ны….». И снова духовенство пропевает те же слова. По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение «бокового» хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем многолетие повторяет духовенство. А затем начинается пение тропарей и кондаков. Хоры по очереди поют воскресный тропарь, а также храмовый (Успения Божией Матери), и тропарь преподобному Алипию, затем кондаки воскресный и преподобному Алипию. Храмовый кондак традиционно пело духовенство уже традиционным для этого случая распевом. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем местным хором, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого, как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение верхнего хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом, на греческом языке.

Возглашал прокимен и читал Апостольские чтение архидиакон о.Сергий (Пугач).

Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Колоссянам: 1Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, 2находящимся в Колоссах[222] святым и верным братиям во Христе Иисусе: 3благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, 4услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, 5в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, 6которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине, 7как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова, 8который и известил нас о вашей любви в духе.

9Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, 10чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, 11укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, 12благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, 13избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, 14в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, 15Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; 16ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; 17и Он есть прежде всего, и все Им стои́ т.

18 И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, 19ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, 20и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.

21И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, 22ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, 23если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем.

24Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, 25которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие, 26тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, 27Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, 28Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; 29для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.

Апостол, приветствуя паству свою, призывает пасомых к жизни, достойной звания христиан, всегда возрастая в познании Бога, а также всегда благодаря Его за все Его благодеяния. Главное же благодеяние, о котором рассуждает апостол – это дело спасения, совершенное во Христе.… Впрочем, эти слова не значит, что все уже сделано, и человеку, как толкуют протестанты, надо лишь уверовать. Человек склонен ко греху, а потому неспособен сам последовать этому пути. Дело спасения, совершенное Христом на Кресте, теперь совершается в душе каждого человека, и сам он должен еще принять дар, который предлагает ему Бог. Господи, на Тя уповах, спаси мя!

«Аллилуиа» - возглашает пронзительный голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и рипидами, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Иподиаконы с дикирием и трикирием становятся у иконы, так что люди подходить к ней пока не могут. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Луки): 1В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.

2Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?

3Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́ к же погибнете.

4Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?

5Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́ к же погибнете.

6И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; 7и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?

8Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - 9не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.

10 В одной из синагог учил Он в субботу.

11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.

12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́ те исцеляться, а не в день субботний.

15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

18Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?

19Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.

20Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?

21Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

22И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.

Снова нам читается описание того, как Господь исцеляет страдающую недугом женщину. Многие в пожилом возрасте становятся сутулыми из-за проблем с костями. Однако здесь подчеркивается, что причина недуга этой женщины – мучающий ее дух злобы. Впрочем, любая болезнь в той или иной мере является следствием действия на человека духов тьмы. Мы сами своими грехами даем им власть над собой, а Бог, дабы спасти человека, попускает им не только толкать нас ко греху, но и мучить нас физически. Но чаще действие их бывает скрытым, здесь же оно настолько явно, что Евангелист подчеркивает это. Трудно представить состояние этой женщины, находящейся по гнетом мучителя 18 лет. Не знаем мы и о ее молитвах, о воздыханиях об избавлении от напасти. Однако мы видим, как Господь сжалился над ней и изгнал беса, после чего она смогла выпрямиться. Однако иудейские начальники снова не увидели этого чуда. Снова у них на передний план стало видимое нарушение заповеди о субботе. Но они сами, жонглируя правилами Закона, разрешали себе все, что угодно, тогда как против Христа, который их обличал, надо было обязательно придумать обвинение, поскольку Он для них был конкурентом за влияние на паству. Потому Господь обличает их лицемерие, а также законничество с зацикленности на внешних правилах с полным забвением внутренней духовной жизни. В конечном итоге, правила для них стали выше Бога. Но механически соблюдать правила гораздо легче, чем возделывать поле души своей, потому эта проблема актуальна и сегодня. Знающий уставы и правила и сегодня может таким образом жонглировать ими, разрешая себе все, что угодно (например, в уставах есть разрешение нарушать пост, если ты, например, находишься в гостях у людей, которые не осведомлены о правилах поста, и иные книжки широко пишут об этом разрешении). Однако правила – лишь средства упорядочения духовной жизни, призванное помочь человеку в его деле спасения души. Если же человек ничего не делает для этого, то никакие правила не помогут.

Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение

«Исполла эти дэспота». Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших

ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. При этом, помимо уже традиционных прошений о благополучном завершении строительства двух кафедральных соборов в Новороссийске и Геленджике, были произнесены призывы к молитве о мире в Церкви и о преодолении расколов и нестроений (в связи с желанием Константинопольского патриархата создать автокефальную Украинскую Церковь через голову Московского патриархата, вопреки строгому запрету на действия на чужой канонической территории без согласия того, кто за нее отвечает). После этого была ектения с призывом к молитве об усопших, при этом чтение имен шло дольше, чем чтение имен живых. Конечное славословие произносил сам правящий архиерей, при тэом прочитав довольно большое количество имен, больше, чем это делал диакон. После нее следует традиционная ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность.… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной, архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Традиционной для архиерейского богослужения выклички не было. После пения молитвы Господней и закрытия Царских врат перед причащением духовенства (что символизирует тайную вечерю Христову, совершаемую когда-то тоже при закрытых дверях), верхний хор пел некое песнопение, посвященное Божией Матери, а боковой – ирмос 6 песни из некоего канона.

Причастников было довольно много, так что причащение шло на три чаши. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению и ты, не причащающийся на литургии, чувствуешь себя лишним и скорбишь о том, что не подготовился (впрочем, этого не бывает, если ты все-таки подготовился к сему Таинству). Читается заамвонная молитва, в которой священник просит помощи Божией всем молившимся в храме, дабы Господь сохранил их после того, как они после службы пойдут в мир с его злом.

После произнесения отпуста Владыка говорил на тему нынешнего Евангельского чтения. Сегодня на литургии читался отрывок из Евангелия. В нем повествуется о том, как Господь наш Иисус Христос вошел в день субботний в синагогу и совершил здесь доброе дело. Субботний день почитался по заповеди, как день седьмой, день покоя. Учрежден он не для того, чтобы человек в этот день ничего не делал, а чтобы укротить стремление человека к пустой суете. Потому Бог повелел человеку выделить один день, который он бы посвящал Ему, отвлекаясь от каждодневной суеты, а вовсе не для ничегонеделания с изобретением специально для него каких-то «шабатных лифтов» и тому подобных глупостей. И Господь приходит в этот день в синагогу и проповедует иудеям. И в синагоге в этот день была некая женщина, страдавшая неким недугом, 18 лет не имея возможности разогнуться, а ходя согбенной. И Господь, подозвав ее, исцеляет от недуга ее, так что она, выпрямившись, славит Бога. Но это чудо вызвало негодование иудеев, снова не увидевших очевидно доброго дела, а лишь нарушение субботы. Начальник синагоги с негодованием укоряет находящихся в помещении, дескать, для того, чтобы приходить исцеляться, есть шесть дней, а в субботу исцеляться нельзя, поскольку исцеление – это какая-то работа. К очевидно благому делу, явленному им, они остались глухи. Сказано было так, будто исцеления происходят здесь каждый день. Но именно в этот день в синагогу вошел Господь, который, быть может, завтра уже уйдет из города. И Господь укоряет начальника синагоги и его единомышленников в лицемерии, дескать, каждый из вас своего вола или осла даже в субботу отвязывает и ведет поить, а эту дочь Авраамову – здесь он подчеркивает, что эта женщина – такой же человек, как и они – связал сатана, от чего она страдает уже 18 лет. Не надлежало ли и ее в день субботний освободить от этих уз? На это они не знали, что ответить, но озлобились еще больше, так что впоследствии эта злобы привела к распятию Христа. Ведь с приходом Христа их стройный порядок, основанный на слепом следовании Закону, рушился, а на первое место водворялась любовь. Любовь определяет меру исполнения того или иного правила. Там же, где есть лишь слепое, жесткое исполнение правил, там сердце иссушается, оттуда уходит любовь. Увы, это является проблемой и сегодня. Многие любят изобретать кучу всевозможных правил: то нельзя, это нельзя. Но иной раз и священнослужители любят этим злоупотреблять, слепо применяя правила, возлагая на людей бремена тяжкие и неудобоносимые. Иной раз и сами люди их приводят к этому и соглашаются с этим, как иной раз слышно: «Батюшка, я сегодня нечаянно поела растительного масла! Я осквернилась и не могу причащаться! »…. Но важнее – любовь. Господь не спросит за то, что и как мы выполняли, насколько мы следовали правила, но спросит за то, как мы относились к ближним нашим. Все же прочее – молитва, посещение богослужений, пост и прочее, является не целью, а средством. Горе нам, если мы средство превращаем в цель, соблюдение правил обращая в самоцель, в смысл жизни. Все это дано нам, как средства, которыми мы преображаем свои души, делая их прибежищем Духа Божия, приготавливая их для Царства Божия. Мы часто склонны превращать средства в цели. У многих эти цели приземленные: посадить дерево, вырастить сына и так далее, будто мы неоязычники. Ставя такие приземленные цели, мы мало чем отличаемся от животных: кошек, собак и прочих, для которых именно это и главное. Но если уж говорить о повседневно жизни человека, то в браке главное – не удовлетворение плотских вожделений, не рождение детей (хоть многие любители рассуждать по этому поводу сводят суть брака к этим двум вещам – прим. моё), а воспитание умения двух людей любить и терпеть друг друга, жертвуя ради другого чем-то своим. Дети же просто умягчают сердца взрослых, способствуют искоренению из их сердец эгоизма, которые до тех пор, как ни крути, царствует в них. Как говорил протоиерей Димитрий Смирнов, духовная жизнь начинается тогда, когда муж собирается читать молитву, и тут приходит жена, требуя от него вынести мусор, и он откладывает задуманное, выполняя поручение. Так, на взаимных уступках, создается семья, возникает любовь, плодом которой и становятся дети. Да даст нам Господь умение отделять главное от второстепенное, расставляя правильные акценты в духовной жизни нашей….

Благословив народ, он, под пение многолетия ушел в алтарь. После того вышедший о.Кирилл Вовк напомнил всем расписание служб. И вот, мы, поцеловав Крест, расходимся по домам….

Понедельник 10 декабря.

В первую очередь, этот день известен, как праздник в честь иконы Божией Матери «Знамение», однако на поверку, праздников в этот день отмечается очень много. Так, в этот день совершается праздник в честь Новомучеников и исповедников Радонежских, то есть мучеников и исповедников – живших и служивших на территории Сергиево-Посадского благочиния и в частности, пострадавших насельников Свято-Троице-Сергиевой Лавры… Празднование в их честь было внесено в месяцеслов по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла 2 марта 2011 года. Также в этот день отмечается память 17 преподобномучеников индийских. Неясно, идет ли речь о настоящей Индии, либо об «Индии эфиопской» или «Малой Индии» (под этим понятием в древних текстах понималась территория Эфиопии и южной Аравии – нынешнего Йемена), которые древние писатели активно путают. Только об апостоле Фоме со всей определенностью пишется, что он окончил жизнь именно в Индии. Впрочем, судя по упоминанию здесь «царя индийского Авенира», о котором, точно известно, что он был царем «Индии Эфиопской», вероятнее всего, второй вариант. Об этих же мучениках удалось найти следующее повествование: «Индийский царь Авенир, до принятия Крещения злой гонитель христиан, однажды издал повеление, чтобы все жившие в его царстве монахи в продолжение трех дней непременно оставили его страну и искали себе убежище, где знают; тем же, которые не исполнят его повеления, угрожал смертью. Вскоре после этого, во время поездки на охоту, Авениру пришлось встретиться с двумя иноками. Увидев их, царь пришел в сильное раздражение и с гневом сказал им: «Что же? Разве вы не знаете, что в три дня вы все должны были оставить мою страну? » «Знаем, – отвечали иноки, – и вышли из твоей страны; а что ныне проходим ею, то это для того, чтобы доставить пищу оставшимся здесь братьям». «Да какая же им пища нужна, – вскричал царь, – когда они осуждены на смерть? Разве вы не знаете, что все приговоренные к смерти находятся в ужасе и печали и не требуют пищи? » «Нет, царь, не все осужденные на смерть в страхе и печали находятся, – отвечали иноки. – Ужасаются смерти только те из них, которые ничего хорошего не ожидают для себя в жизни будущей и к земным благам настолько привязаны, что с величайшим трудом расстаются с ними. Мы же, оставивши сей мир и все, что в нем, и проходя ради Христа узкий и прискорбный путь, смерти не боимся, потому что любовь имеем лишь к небесному, и смерть вожделенна для нас, как скорейшее прехождение к жизни лучшей и вечной». «Но, однако, – сказал царь, – вы вышли из моей страны; значит, на самом деле боитесь смерти». «Нет, царь, не ради страха смерти мы вышли из твоей страны, – отвечали иноки, – а ради жалости к тебе, чтобы не подвергнуть тебя за умерщвление нас большему осуждению. А уж если нашей смерти непременно желаешь, то опять повторяем тебе, что она для нас не страшна». Слыша это, Авенир еще более разгневался и тотчас повелел предать иноков злой смерти – сжечь. «И тако, – заключает сказание, – смерть прияша Христовы угодники огнем и мученический подвиг и венцы получиша».

Икона Божией Матери, именуемая " Знамение". Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году.

День памяти: 27 Ноября / 10 Декабря

Икона Божией Матери, именуемая " Знамение", изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец - Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери " Никопеи", VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем " Знамение", появились на Руси в XI - XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

Икона Божией Матери Знамение

В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Занятый устроением новой столицы и усилением и возвышением своего княжества, Андрей Боголюбский после смерти отца своего, Юрия Долгорукого, равнодушно смотрел на юг, на его усобицы, на погоню южно-русских князей за столом киевским. Он занят был всецело своей великой задачей — собирания сил на севере, в своей Ростовско-Суздальской земле, которое имело у Боголюбского и свою определенную цель. Убежденный опытом всей предшествующей жизни, что главная причина слабости Руси в отсутствии единой сильной власти, он и решил создать эту сильную власть великокняжескую на своем любимом севере, такую власть, которой повиновались бы не только в земле Ростовско-Суздальской, но и во всей Руси. Он целым рядом мудрых и решительных мер сосредоточил в своих руках сильную власть над всей Ростовско-Суздальской землей и как, находясь под этою властью, земля Ростовско-Суздальская быстро росла и укреплялась, богатела и достигала процветания. Почувствовав в себе силу, Андрей Боголюбский решил простереть власть свою и над другими княжествами, чтобы мощного слова его слушали и князья смоленские и черниговские, рязанские и муромские, киевские и волынские и, наконец, сам вольный господин великий Новгород! Своим мощным словом он хотел положить конец этим вечным усобицам, этим бесконечным спорам князей из-за княжеских владений, из-за чего гибла земля русская. Он хотел поставить выше всех родовых счетов веское мощное слово одного великого князя, который бы мог беспрепятственно давать князьям и отнимать у них уделы по своей воле.

Явление Божией Матери князю Андрею Боголюбскому Икона Божией Матери «Знамение» Абалацкая  

Всего более была слаба власть князя в двух старинных городах Руси — Новгороде и Киеве. В Новгороде царила местная торгово-промышленная аристократия и ни во что ставила власть князя: новгородцы изгоняли от себя князей при малейшем неудовольствии и приглашали к себе новых " на всей своей воле", как выражаются летописцы. При этом изгнание сопровождалось часто разграблением имущества князя. Благодаря этому в Новгороде то и дело происходили смуты. Помимо того, что обиженные князья старались мстить новгородцам за свое бесчестие и обиду, смуты происходили и из-за вопроса, кто должен назначать новгородцам князя: киевский ли князь или другой сильный князь, от которого они так или иначе зависели, кого пригласить в князья и т. д. Новгород в таких случаях разделялся на несколько партий, причем каждая партия, отстаивая свои интересы, враждебно относилась ко всем другим, и эта вражда каждый раз вспыхивала на народных собраниях, которые всегда оканчивались там " смертным боем".

В XI—XII веках в русской земле установился такой порядок, что право владеть Новгородом — назначать туда князей-правителей — принадлежало старейшему и сильнейшему из князей: великому князю. После смерти Юрия Долгорукого, когда в Киеве княжил Изяслав Давидович, князь, не имевший ни особенных прав на великокняжеский стол, ни сил удержать за собой его, Андрей Боголюбский мирволил ему и не думал пока предъявлять своих прав на Киев. Он обратил свое внимание прежде всего на Новгород, в котором тогда шла полнейшая безурядица. По обычаю весь Новгород разделился на партии, из коих каждая желала возвести на княжеский стол своего кандидата; поэтому князья менялись один за другим и в короткое время их перебывало в Новгороде до пяти. Андрей Боголюбский в это время (1160), считая себя старейшим князем, и предъявил свои права на Новгород. " Да будет вам ведомо", — послал он сказать новгородцам, — что я хочу искать Новгорода добром или лихом, чтобы вы мне целовали крест иметь меня своим князем, а мне вам добра хотеть" *. Это властное слово могущественного соседа произвело сильное впечатление на новгородцев: начались частые веча, начались волнения. Новгородцы понимали, что решительно отказать Андрею они не могут, но и выполнить его волю им казалось обидно. Большая часть новгородцев, ведшая торговлю с камскими болгарами[223] и имевшая в Двинской земле свои колонии, не хотела ссориться с Андреем Боголюбским, так как он мог нанести громадные убытки их торговле, прекратив доступ новгородцев к болгарам и запретив ввоз хлеба из Суздальской области, в котором всего более нуждался Новгород, как делал неоднократно еще отец его Юрий, желая подчинить себе новгородцев. В это время князем в Новгороде был сын тогдашнего великого князя Киевского Святослав Ростиславович. Он княжил вместе с братом своим Давыдом, который сидел в Торжке. После долгих споров партия приверженцев Андрея одержала верх. Новгородцы выгнали от себя обоих князей и обратились к Андрею с просьбою, чтобы он дал им князя. Желая сломить их непокорство и своеволие, Андрей решил давать им князей не тех, которых они хотели, а тех, каких пожелает он сам. Он предложил им сначала в князья брата своего Мстислава, зная, что новгородцы воспротивятся всеми силами против этого князя, так как он уже ранее княжил у них и был ими изгнан. Действительно, новгородцы не пожелали видеть у себя князем Мстислава. Тогда Андрей дал им в князья племянника своего, сына старшего брата Ростислава, Мстислава Ростиславовича, но уже на таких условиях, на каких он хотел сам — " на всей своей воле". Не прошло и года, как он сам же свел от новгородцев этого князя, договорился с Киевским князем Ростиславом и посадил на новгородское княжение опять сына Ростислава Святослава, выговорив себе за это двинскую дань. Святослав княжил в Новгороде сравнительно долгое время, но затем новгородцы из-за чего-то не поладили с ним и выгнали его из Новгорода без ведома Андрея и помимо его воли. Андрей Боголюбский послал сказать новгородцам, что не будет им другого князя, кроме Святослава, и оказал помощь последнему для того, чтобы тот занял силою свое княжение (" силою местяче" ). Святослав напал на Торжок, слабое место новгородцев, а с запада и юга на новгородский пригород Луки напали по приказу Андрея полоцкие и смоленские князья. Дело кончилось бы по обыкновению тем, что новгородцы покорились бы воле Андрея и приняли бы Святослава, но на беду ввязался в эту борьбу Андрея с Новгородом новый князь Киевский — Мстислав Изяславович, двоюродный племянник Андрея, сын того Изяслава, с которым так долго пришлось бороться отцу Андрея, Юрию Долгорукому. Он стал на сторону новгородцев, принял благосклонно депутацию от них в лице Данислава Лазутинича, тайком пробравшегося сквозь ополчение полочан и смоленцев в Киев, и дал им в князья сына своего Романа. Этот поступок Мстислава, нарушавший права Андрея, признаваемые прежними киевскими князьями, по которым он, как старейший в роде, мог назначать по своему усмотрению в Новгород князей, жестоко оскорбил Боголюбского.

Равнодушный до сих пор к киевскому княжению, он теперь предъявил свои права и на Киев, как старейший в роде и, во всяком случае, имевший на него гораздо более прав, чем племянник его, Мстислав Изяславович. Он собрал громадное ополчение, состоявшее из дружин одиннадцати князей, и отправил его на Киев под начальством старшего сына своего Изяслава и боярина Бориса Жидиславича. В ополчении участвовали: князья муромские и рязанские, боявшиеся сильного соседа и совершавшие еще ранее с дружинами Андрея походы на болгар и половцев[224], князья смоленские и полоцкие, черниговские и новгородские и, наконец, братья Андрея — Глеб и Всеволод и племянник Мстислав Ростиславович. Вся эта рать обступила Киев и после недолгой осады взяла город в 1169 году на второй неделе поста; Мстислав убежал из города, и победители бросились грабить имущество граждан. Не обошлось и без кровопролития: суздальцы мстили теперь киевлянам за убиение их родичей в Киеве после смерти Юрия Долгорукого. Целых три дня продолжался грабеж, город был пожжен и разграблен " и бысть в Киеве", говорит летописец, " стенания и туга, и скорбь неутешная, и слезы непрестанные, сия же вся содеяшаяся грех наших ради". Андрей Боголюбский не принимал участия в походе, он не выехал из Владимира и после торжественного взятия на копье и щит" древней столицы великокняжеской[225]. Он отдал ее младшему брату своему Глебу. Это было верхом унижения для Киева: он терял свое значение столичного города

и становился в разряд обыкновенных городов, где княжили подручники великого кня­зя. Вместе с тем этот поступок Андрея был знаменательнейшим фактом в истории Древней Руси; от него наша история принимала новое течение, с него начинался новый порядок вещей. Это было не прос­тое перенесение великокняжеской столицы с одного места на другое, это было провозглашение новых начал государственной жизни Руси, выработанных Андреем.

Завладевши древней столицей великокняжеской и получивши все права великого князя, он мог прос­тирать свою власть почти над целым югом; остава­ясь же князем Суздальской земли, он сохранял в своих руках и ту сильную власть князя, которую он создал на севере. Вместе с тем он отделил от места самый титул великого князя и соединенные с этим права, которые ранее были неразрывно связа­ны с киевским княжением. Прежде князь, добившийся Киева, оставлял свое прежнее княжение родичам, теперь Андрей сосредоточил в одних своих руках сильную власть как над югом, так и над севером.

Ослабивши Киев, он обратил свое внимание на Новгород и отправил туда те же войска, что были под Киевом, чтобы укротить своеволие новгородцев. Нарушать права и не такого могущественного князя, как Андрей Боголюбский, нельзя было безнаказанно, между тем как новгородцы не только преступили крестное целование, данное ими Андрею, выгнав его подручника Святослава и посадив против его воли князя Романа, но вместе с этим князем напали на суздальские дружины в Двинской области и собрали двойную дань с суздальцев, живших там вместе с новгородцами. Андрей решил наказать их так же, как и своевольных киевлян. " Нельзя, — рассуждают летописцы, — по этому поводу оправдывать новгородцев... разве передние князи велели им преступать крест и соромлять (срамить) своих внуков или правнуков, целовать им крест и после изменять присяге? Злое неверстие в них вкоренилось. До которых пор Богу терпеть над ними? Вот и навел он наказание на них рукою благоверного князя Андрея".

Новгородцы увидали свою беду неминучую; уже в трех церквах плакала икона Богородицы, предвещая горе. Летописи, понятно, критикуют именно князя Андрея, ведь это были новгородские летописи, а в те времена летопись каждой земли имела «свою правду», хваля именно ту политику, какую проводил свой князь, но тут надо заметить, что эти летописи именуют Двину законной вотчиной Новгорода, во-вторых, к уже написанному, прибавляют, что местное население сопротивлялось новгородцам. Четвертый фактор – изуверская жестокость, с какой велись тогдашние войны – когда армия брала город неприятеля, даже если это были свои соотечественники, братья по вере, то на захваченной территории начиналась разнузданная резня, сопровождавшаяся массовым грабежом, а то и поджогами домов местного населения. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия (память 7 / 20 сентября, в календаре отмечен, как святитель Иоанн – мирское его имя, а также имя в великой схиме) дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Преображения Господня на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, - враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. После этого князю Андрею пришлось уже договариваться с Новгородом (и прибегать к блокаде торговых путей Новгорода, чтобы усмирить новгородцев, что ему вскоре удалось)….

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Преображения Господня на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря. В 1687 году был построен ныне существующий Знаменский собор. После Октябрьской революции 1917 года монастырь и храм был закрыт, а икона попала в музейное собрание. Во время Великой Отечественной войны икона была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей. Знаменский собор и ныне является музеем, а не храмом.

15 августа 1991 года состоялось возвращение иконы Русской Православной Церкви из Новгородского музея-заповедника. Ныне она хранится в кафедральном новгородском Софийском соборе.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-18; Просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.084 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь