Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема практической работы: «Анализ стихов С. Маршака»



Учебная цель: Учить работать с текстами стихов. Учить отвечать на предложенные вопросы, анализировать текст. Развивать творческое мышление, умение анализировать. Воспитывать интерес к творчеству С. Маршака.

Материалы и оборудование: бумага, тетрадь, карандаш, ручка Тексты произведений С. Маршака.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС 3+:

Студент должен

уметь: грамотно пользоваться основными понятиями: знать их определения и правильно употреблять в речи;

- отбирать произведения для детского чтения;

- критически оценивать творчество детских писателей и отдельные произведения, адресованные детям;

- анализировать художественный текст, адресованный детям или вошедший в круг чтения дошкольников;

- пропагандировать детскую книгу среди родителей;

- осуществлять показ приемов работы с атрибутами разных видов театров;

- выразительно читать литературные тексты.

- строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

- выразительно читать литературные тексты;

знать: - детскую художественную литературу и  историю русской детской литературы;

- закономерности исторического развития детской литературы и детского чтения;

 - виды театров, средства выразительности в театральной деятельности

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Маршак - детям

Детские стихи - младшие дети в творчестве Маршака. Писать для детей поэт начал уже после того, как попробовал свои силы в других областях литературного творчества. Писатель шел к детям от знания общих законов искусства. Первая детская книга появилась в 1922 году, но интерес к детям возник у поэта задолго до того, как он стал детским писателем. Немаловажную роль при этом сыграла незаурядная память детства, которой обладал поэт. Писатель всегда выступал как защитник детства. В ранних корреспонденциях из Лондона Маршак пишет о новых детских выставках, о трагическом положении детей в Англии, о детях-посетителях первого кинематографа. Но непосредственное участие в судьбах детей началось после возвращения Маршака на родину летом 1914 года. Работа с детьми в Воронеже, а затем в Краснодаре заложила педагогические и художественные основы творчества поэта для детей. Общаясь с детьми, молодой писатель, сам того не сознавая, учился понимать особенности детской психики, вслушивался в детскую речь, видел, что радует или огорчает ребенка. Наблюдения за детскими коллективами в Англии и главным образом на родине обогатили Маршака-педагога. У него родилось чувство читательской аудитории, которое приходит далеко не сразу и не ко всем.

Итак, богатая школа литературного опыта и знание детей, соединившись, сделали возможным появление Маршака - поэта для детей.

По образному выражению В.Г. Белинского, настоящий писатель для детей - это " детский праздник". Таким праздником и стал Самуил Яковлевич Маршак.

Основная характерная черта творческого облика зачинателя советской детской поэзии - стремление как можно раньше приобщить детей к сокровищнице мировой литературы и народного творчества, воспитать у них уважение к духовным ценностям, развить художественный вкус. Для этого он использует русский, чешский, английский, латышский, восточный фольклор. В творчестве Маршака английская народная баллада сочетается с русской народной сказкой, детская песенка из цикла " Mother Goose nursery rhymes" - с русской загадкой. Mapшак пришел в литературу для детей, понимая специфические законы, по которым она живет. Условие непреходящего успеха стихотворений поэта в детской аудитории не только в том, что он создает настоящие произведения искусства, но и в их точном адресе - для детей определенного возраста.

Творчество Маршака потому и доставляет радость и большим и маленьким, что соединяет в себе глубокое содержание, гуманную идею и увлекательную форму.

Творчество Маршака для детей чрезвычайно многообразно. Среди его книг дети находят и затейливую шутку (" Детки в клетке" ), и серьезную балладу (" Ледяной остров" ), и сатирическую поэму (" Мистер Твистер" ), и лирический цикл (" Круглый год" ), и много сказок (" Сказка о глупом мышонке", " Угомон" и другие), и историческую повесть в стихах (" Быль-небылица" ), и фантастические поэмы (" Пожар" ), и стихотворные очерки (" Почта", " Вчера и сегодня", " Как печатали вашу книгу" и др.), и автобиографическую повесть о детстве (" В начале жизни" ), и загадки, и песни, и небылицы.

Поэт часто шел путем смелого творческого поиска новых жанровых образований. Нередко произведения Маршаке для детей являются результатом своеобразной литературной диффузии, когда происходило взаимопроникновение одного жанра в другой (" Усатый-полосатый" ).

Новаторские художественные формы в творчестве советского поэта в значительной степени определяют вклад, сделанный писателем в советскую литературу для детей. До конца своих дней он открывал все новые и новые пути обогащения поэзии детства.

В целом творчество Маршака - поэта для детей - одна из ярких страниц в истории советской литературы.

Сказки

Живая связь сказочного творчества Маршака с устным народным творчеством. Явления народного быта, русские и украинские песни, детский уличный фольклор, сказки как яркие воспоминания детства поэта. Любовь к живому народному слову, к песням разных народов в зрелые годы. Сознательное обращение к книжным источникам фольклора - сборникам сказок, песен, былин, западноевропейского фольклора, пословиц, поговорок.

Фольклорные истоки сказок Маршака: русские и иностранные сказки, песни, пестушки и потешки. Нравственная и эстетическая сила народных произведений как основа сказок советского поэта.

История создания некоторых сказок (" Кошкин дом", " Теремок", " Сказка о глупом мышонке", " Тихая сказка", " Угомон" ).

Особенности художественного отражения реального мира в произведениях сказочника. Музыкальность и драматургическая основа сказок.

Повести в стихах

Особенности жанра рассказа, повести в стихах. Сюжетность повествования, конкретность и завершенность композиции, заинтересованный тон повествования. Соответствие интересов детей этому жанру. Динамика действия, энергичность и удачливость героев.

Разнообразие тем рассказов, повестей и очерков в стихах. " Ледяной остров", " Рассказ о неизвестном герое", " Почта военная" и другие произведения, характерные для Маршака-рассказчика.

Романтика сюжетной поэзии Маршака (" Война с Днепром" ).

Близость ее к таким фольклорным жанрам, как былина, баллада. Место произведений Маршака среди крупных жанров советской поэзии.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь