Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тропарь мучеников. Глас 4



Мученицы Твои, Господи, / во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего, / имуще бо крепость Твою, / мучителей низложиша, / сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Священномученик Гавриил (Масленников)

Дни памяти: Собор Новомучеников Российских, 5 / 18 Ноября

Священномученик Гавриил родился в 1871 году в городе Михайлове Рязанской губернии в семье кузнеца Михаила и жены его Ольги, у которых было одиннадцать детей. Родители Гавриила отличались благочестием и воспитывали детей в православном духе. Гавриил окончил городское училище и, как и старший его брат Василий, избрал профессию кузнеца. Образование, полученное в городском училище, ощущалось Гавриилом как недостаточное, и он много времени посвящал чтению книг, и в особенности духовных, занимаясь самообразованием.

С 1893 по 1896 год Гавриил Михайлович служил в 171-м полку в городе Варшаве в звании ефрейтора. Был участником русско-японской войны. За проявленную в боях отвагу он был награжден Георгиевским крестом. Во время военных действий Гавриил Михайлович попал в плен. После освобождения из плена и возвращения по окончании военной службы домой он работал кузнецом, арендуя кузницу в Печерских Выселках Михайловского уезда, а затем — в селе Прилучье. В это время он женился на Татьяне Ивановне Бориной, глубоко верующей девушке из семьи мещан[348] города Коврова Владимирской губернии. Впоследствии у них родилось одиннадцать детей, из них в живых остались два сына и три дочери, которым они по мере сил старались привить начала веры и благочестия.

Глубокие познания, полученные путем самообразования, и нравственный авторитет Гавриила Михайловича были таковы, что жители города Михайлова избрали его в 1920 году городским головой.

В начале двадцатых годов у Гавриила Михайловича стало стремительно ухудшаться зрение; врачи отнесли это на счет его профессии кузнеца и настоятельно стали советовать оставить ее. Долго думал Гавриил Михайлович, как быть. В душе оживало давнее желание стать священником. Его не страшили идущие повсюду гонения на Русскую Православную Церковь, но смущали собственный преклонный возраст и отсутствие специального образования. Он жаждал стать всецело служителем Господа, но недоставало решимости, так как он считал себя недостойным служения столь высокого. Но однажды во сне он увидел умершую мать, которую он отпевает, находясь в сане священника. Этот сон он почел благоприятным знаком к принятию решения. В 1924 году он поехал в Рязань к архиерею, сдал экзамены на знание богослужения и Священного Писания, а также основных положений православного вероучения и был рукоположен в сан диакона ко храму Рождества Богородицы в селе Маково Михайловского района.

В 1925 году диакон Гавриил был рукоположен в сан священника ко храму Покрова Божией Матери в селе Самодуровка (ныне село Солнечное) Михайловского района.

Священническое служение стало для отца Гавриила великой отрадой и утешением. Он любил богослужение и храм, это чувствовали прихожане, и это привлекало их к церкви, тем более, что отец Гавриил, будучи человеком высоконравственным, до своего рукоположения пользовался среди жителей большим авторитетом.

Во время гонений на Русскую Православную Церковь в начале 1930-х годов в районное отделение ОГПУ города Михайлова пришла разнарядка — арестовать некоторое число жителей, в первую очередь подлежали аресту священники. 11 марта 1931 года сотрудники ОГПУ арестовали отца Гавриила и нескольких верующих женщин — псаломщицу Марию Сибикину и старосту храма архистратига Михаила в городе Михайлове Софью Чканникову, а вместе с ними сестру жены священника, Анну Комарову.

Поскольку арестовывали тогда не за конкретные преступления, а за принадлежность к духовному сословию и служение Церкви, то главной задачей для ОГПУ был поиск священно-церковнослужителей. Одна из инспекторш ОГПУ так описывает свою деятельность в докладной записке вышестоящему начальству. «16 марта 1931 года мне была поручена оперативная работа по выявлению гражданки Сибикиной Марии Михайловны, то есть ее духовного звания, что и было сделано. Я пошла в сторожку к монашенкам собора, которые знают, где таковая гражданка в настоящее время находится. Это было примерно около четырех часов вечера. Когда я вошла в сторожку, то там были четыре монахини, каковые собрались идти в церковь, как они пояснили мне позже. Чтобы не испортить ход оперативной работы, мне пришлось при входе перекреститься, после чего мне одна из монахинь сказала: «Садись, " раба Божия" ». Я села. После, как я села, монахиня, которая предложила сесть, пошла в чуланчик, вынесла маленькое Евангелие, перекрестила меня им и дала поцеловать. Мне пришлось тоже перекреститься и поцеловать, после чего я приступила к расспросам, где находится матушка Сибикина. Меня спросила монахиня: «На что она тебе, " раба Божия", нужна? » Я ответила, что я приехала из Пронска, привезла пакет от священника, то есть от церковного совета, секретный. Спросили: " Разве наша матушка состоит в церковном совете города Пронска? " Я сказала: " Да". — " Но почему именно передали вам? " Я пояснила: " Сама я уроженка деревни Серебрянь, и мою сестру арестовали, а я приехала узнать, и мне батюшка поручил вручить ей секретный пакет". И мне монахиня сказала: " Она временно находится у Рябининой, там все свои, верующие". Потом одна из монахинь сказала: " Я тебя провожу и укажу, где живет матушка". Доведя меня, она показала, по какой улице идти, и еще раз предупредила: " Иди, не бойся, там все свои. В случае не будет матушки, то хозяйка скажет, где она находится, по каким деревням". После таких слов мы с ней расстались. Монахиня вернулась обратно, а я позамедлила в этой улице, дождалась, когда монахиня скроется за угол. После чего я пошла в отделение милиции и доложила районному уполномоченному все что было. Тогда мне в помощь дали инспектора для ареста, я пошла вперед в указанный дом, где находилась матушка. Когда я вошла в дом, то на мой вопрос хозяйка сказала: " Матушка на печке". Я вошла в дом и сказала матушке: " Я пришла тебя предупредить, тебя ищут, и я привезла секретный пакет из Пронска от батюшки..." Мы с ней засуетились, в это время вошел инспектор, справился, где матушка по фамилии Сибикина. После чего сделал обыск и нас вместе взял и привел в ОГПУ».

Псаломщицу Марию обвинили в том, что она входила «в антисоветскую группировку Масленникова и других, занималась распространением провокационных слухов среди прихожан собора».

17 марта следователь допросил отца Гавриила. На его вопросы отец Гавриил ответил: «Я считаю, что построение колхозов из одних бедняков, которые сами себя не могут прокормить из нелюбви к труду, — из них колхозов не создашь, а необходимо принимать любящих труд. Религиозные убеждения я имею с детства, так воспитан родителями, для душевной отрады я поступил в священники. В предъявленном мне обвинении в агитации против советской власти, в распускании слухов, что скоро падет советская власть, и тому подобном виновным себя не признаю».

Не признали себя виновными и все арестованные вместе с ним женщины. 25 апреля 1931 года Тройка при Полномочном Представительстве ОГПУ приговорила священника Гавриила Масленникова, псаломщицу Марию Сибикину и Анну Комарову к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет с заменой высылкой этапом в Казахстан, на тот же срок, а старосту храма Софью Чканникову к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на три года.

Следствие в то время было жестоким — заключенных в тюрьме беспощадно избивали, даже и не скрывая это от родственников, и жене отца Гавриила не раз отдавали из тюрьмы окровавленные рубашки мужа. Между тем и отец Гавриил и его супруга Татьяна пользовались большим уважением и любовью среди местного населения. Совесть мучила милиционера, способствовавшего аресту отца Гавриила, и однажды он пришел к матушке Татьяне, упал ей в ноги, попросил прощения и сказал: «Что мне было делать? Пришла разнарядка на трех человек. Кого брать? Ну конечно, в первую очередь пришлось брать священника».

В 1936 году отец Гавриил вернулся из ссылки. Его дом был разорен, и семья сначала скиталась по домам православных, а затем они нашли пустой, брошенный хозяевами домик с земляным полом, стоявший на отшибе. Крыша над головой была, а средств сделать деревянный пол не было. Отец Гавриил ходил в приокские луга, накашивал осоку, высушивал ее, и ею выстилали земляной пол в доме, ею же и топили печь. В это время отец Гавриил, истосковавшись в заключении по духовной литературе, много читал духовных книг. После выхода из заключения он был направлен служить в храм Преображения Господня в село Внуково Михайловского района Рязанской области.

Недолго пришлось прослужить отцу Гавриилу в храме. Осенью 1937 года, во время очередного гонения, власти

приняли решение арестовать священника. 6 октября сотрудники НКВД допросили одного из колхозников, который показал, что к священнику Гавриилу Масленникову часто группами ходят священники из Михайловского района и проводят в его доме антисоветскую деятельность. Священник Масленников живет рядом с председателем колхоза Тихоновым и поддерживает с ним тесную связь. Во время уборочной кампании осенью 1937 года Тихонов брал из жаток лошадей и бесплатно возил священника в город Михайлов. Косовица рожь и другие культуры в это время стояли в поле и осыпались, получились большие утери зерна от несвоевременной уборки урожая. Имело место влияние антисоветской агитации священника Масленникова. Это очень заметно всем колхозникам. Как только у нас в деревне поселился священник Масленников, сразу же упала трудовая дисциплина. Руководство колхоза ослабло, правительственные планы по уборке урожая и севу не выполнялись. Семья священника собирала колосья пшеницы с колхозных полей, где урожай еще не был убран.

Вызванный на допрос в качестве свидетеля председатель колхоза Тихонов показал, что священник Масленников проводит антисоветскую агитацию, направленную против партии и советского правительства, а также и против колхозного строя: в 1937 году во время уборочной кампании священник Масленников сагитировал женщин пойти в церковь на праздник Успения. В доме священника часто собиралось по два-три священника. В мае 1937 года около его дома на скамейке сидело двое неизвестных мне священников, которым священник Гавриил Масленников говорил: «Да, братцы, отцы духовные, наступило тяжелое время для всех православных христиан, в храм ходить стало мало, а верующих загнали в колхоз, как скотину, и работают там без денег». В дом к священнику Масленникову часто приезжают люди из деревень, и совершаются у него на дому крестины. Я слышал, что священник Масленников говорил в сенях своего дома неизвестному мне гражданину: «Не забывайте храм Божий, чаще посещайте его, молитесь Богу».

16 октября 1937 года власти арестовали отца Гавриила, и он был заключен сначала в тюрьму в городе Скопине, а затем в Рязани. Его обвинили в том, что он вел среди населения активную контрреволюционную религиозную пропаганду и поддерживал тесную связь с арестованными священниками Акинфиевым и Амелиным и после ареста священника Григория Амелина оказывал материальную поддержку его семье.

— В чем заключается ваша связь с ныне арестованным за контрреволюционную деятельность попом Григорием Емельяновичем Амелиным? — спросил следователь отца Гавриила.

— Связь моя с Амелиным выражалась в том, что, вернувшись из ссылки, он приходил ко мне исповедоваться. После его ареста ко мне приходила его жена. Кроме того, я оказывал им материальную помощь.

— В чем выражалась ваша связь с ныне арестованным за контрреволюционную деятельность попом Акинфиевым?

— Акинфиев приходил ко мне за деньгами на содержание епархии как благочинный.

— Следствию известно, что вы совместно с указанными попами вели антисоветскую агитацию и религиозную пропаганду среди населения. Признаете вы это?

— Нет, этого я не признаю, но когда у меня в доме был Акинфиев, у нас с ним был разговор о Новой конституции, в котором мы приветствовали власть, — говорили, что мы теперь наравне со всеми гражданами имеем право выбирать и быть избранными в советы.

— Следствию известно, что вы высказывали недовольство советской властью и распространяли контрреволюционную клевету о колхозах. Признаете вы это?

— Нет, этого я не признаю.

12 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Гавриила к расстрелу. Священник Гавриил Масленников был расстрелян 18 ноября 1937 года и погребен в безвестной могиле.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Игумен Дамаскин. " Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия".
Тверь, Издательство " Булат", т.1 1992, т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.


События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где бдение совершал о.Антоний Новицкий, он же возглавлял чин полиелея в сослужении о.Димитрия Осипова и о.Александра Корниенко. Пели оба штатных хора собора. Воскресная служба была совмещена со службой святителю Тихону и мученикам Галактиону и Епистмии, при этом стихиры и песнопения на службы были посвящены, в основном, святителю Тихону, в то время как канон святителю Тихону был вовсе опущен.

Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[349] пело духовенство в алтаре.

Евангелие на бдении (от Марка): 1По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

2И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 3и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

4И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

5И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

6Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

7Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

8И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

9 Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.

10 Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; 11но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили.

12 После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.

13 И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.

14 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.

15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.

16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; 18будут брать змей; и если что́ смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.

19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.

20 А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.

Каноны чимтались Воскресный, Кресту Господню и Воскресению, Божией Матери и мученикам Галактиону и Епистимии (по одному тропарю). Стихиры на службе были сокращены до минимума.

По окончании службы о.Антоний напомнил всем расписание служб.

Литургия.

В сам день я был в Свято-Успенском соборе на поздней литургии, которую совершал о.Антоний Новицкий в сослужении о.Александра Корниенко (который, впрочем, половину службы принимал исповедь). Пел верхний хор собора.

Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Эфесянам: 1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, 2со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, 3стараясь сохранять единство духа в союзе мира.

4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; 5один Господь, одна вера, одно крещение, 6один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

7Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.

8Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.

9А " восшел" что́ означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?

10Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.

11И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 13доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; 14дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, 15но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, 16из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.

17Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, 18будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.

19Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.

20Но вы не так познали Христа; 21потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, - так как истина во Иисусе, - 22отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, 23а обновиться духом ума вашего 24и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.

25Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.

26Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; 27и не давайте места диаволу.

28Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.

29Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.

30И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.

31Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; 32но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.

И снова нам предлагаются наставления апостола. «Поступайте достойно звания, в которое вы призваны» - в этих словах заключается вся суть последующих наставлений. Христианин – это последователь Христа, а если я так назвал себя, то это означает, что я взялся соблюдать то, что мне Господь повелел соблюдать. Если же я этого не делаю, то получается, что называя себя христианином, то есть, последователем Христа, я лгу и лгу бессовестно. Более того, если расхождение между моими словами и делами становится очевидно, то я наношу больше вреда Церкви, чем приносил бы пользы своими словами. Это, по сути, главное наставлением, в котором заключено все Евангелие. Далее апостол пишет о единстве во Христе. Далее в главе он в очередной раз уподобит Церковь со всеми ее членами и клетками человеческому телу. В теле же если каждый орган и клетка и выполяняет какую-то отдельную функцию, то вместе они составляют целое и друг без друга существовать не могут. Такими же едиными во всем должны быть и христиане. «По тому вас будут узнавать, что вы – Мои ученики, что будете иметь любовь между собой» - говорит Господь. Любовь же не есть страсть или похоть, но соучастие, готовность радоваться радости ближнего и сопереживать его горю, при этом не сочувствуя его греху, но напротив, желая, чтобы он этот грех оставил (при этом не стоит забывать о словах о сучке в чужом глазу и бревне в своем – лучшим способом отвратить ближнего от греха – не впадать в него самому, только в сочетании с собственным безупречным образом жизни слово наставления будет действовать). Читаешь это, и понимаешь, насколько мы с вами далеки от того идеала, к которому мы призваны. Но именно поэтому эти наставления нам и читаются…

Евангелие (от Луки): 1После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, 2и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, 3и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.

4Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: 5вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; 6а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; 7а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; 8а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

9Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

10Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

11Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; 12а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́ м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; 13а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; 14а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; 15а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

16Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

17Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.

18Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь.

19И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.

20И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.

21Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

22В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились.

23Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности.

24И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.

25Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?

26И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

27Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

28Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога

Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

29Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

30Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него.

31И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

32Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

33Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

34Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

35И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

36Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

37И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

38Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: 39возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

40Когда же возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его.

41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, 42потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.

43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, 44подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, - и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.

47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.

48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.

50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.

51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.

52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.

53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла.

54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.

55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.

56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

Господь снова являет свое Божественное могущество, исцеляя страдающую кровотечением женщину (из-за своего недуга она считалась среди иудеев нечистой и к ней запрещалось прикасаться и даже общаться, так что можно представить себе ее мучения, тем более, что она 12 лет не могла избавиться от болезни) и воскрешает умершую девочку (в те времена девочка 12 лет и правда считалась уже девицей, а не девочкой и даже во времена, когда русский народ воспринял веру Христову, отличие ситуации было небольшим, ведь замуж и на Руси выдавали в 13-14 лет, так что девица 18 лет считалась «засидевшейся» в девках и ее не брали замуж). Господь воскрешает мертвых значительно чаще, но Евангелисты приводят лишь три случая такого чуда, акцентируя на них внимание, как на проявлении Божественного могущества Христа. Напомню, что и Ветхозаветные пророки совершали чудеса и даже воскрешали мертвых, но ветхозаветные книги подчеркивают, что они совершали это не своей силой, но молились, Бог же в ответ на их молитву и совершал чудеса, даже молитвы пророков в книгах приводятся подробно. Здесь же и сам Господь подчеркивает, что совершает это Сам. Этот же случай примечателен, что ко Христу обращается начальник синагоги – один из иудейских начальников, из которых немногие приняли Христа. Этот же не только принял, но сам обратился к Нему. В обоих приведенных случаях мы не знаем о молитвах людей, прибегающих ко Христу, их слезным воплям к Богу, вызванным страданиями своими или близких, но видим плод этих молитв – совершенное чудо. Несомненно, Господь, ничего не делающий просто так, совершил это потому что это могло принести им, да и окружающим их, большую пользу, так как болезнь является следствием греха и отдаления человека от Бога и приближения по своему состоянию к духам злобы, коим и попускается мучить его. Смерть же есть проявление промысла Божия, ибо учредив день, в который Бог отделяет душу человека от тела, он положил конец его грехам, дабы человек не уподоблялся по своему состоянию демонам, не стал окончательно подобным им. И с тех пор Он изымает душу человека из тела, когда видит, что далее улучшения состояния этой души ждать нечего – будет только хуже. Поэтому, Бог, милуя человека, изымает его из этой жизни, подчас в детстве, пока он еще не набрался греха. Если же человек живет, то значит Бог еще ждет его покаяния, вероятно, по молитвам близких его. Так и здесь Господь внял мольбе отца этой девочки, вернув душу в тело. Видимо, само обращение ее отца ко Христу давало надежду на то, что он употребит все усилия, чтобы его дочь росла не для погибели, но для спасения…. Хоть прошло время, и она все равно умерла и душа ее отправилась в уготованное ей место (мы не знаем – какое), но Господь этим совершал спасение и самой этой души (ведь ясно, что она будет помнить о том, что умирала и была воскрешена по милости Божией), да и душ ее родственников. Мы же, читая это, должны помнить, что и нам надлежит некогда разрешиться от тел наших и отправиться к Богу, дабы дать ответ за дела наши, как должны помнить, что вряд ли у нас будет такая возможность тогда вернуться к жизни, чтобы исправиться и избежать воздаяния по делам нашим. Теперь – время благоприятное и теперь – день спасение. Потому этот текст и читается нам, дабы мы не опоздали….

По окончании службы о.Антоний поздравил всех с праздником, а причастников – с приобщением Святых Христовых Таин, пожелав, чтобы вкушение Тела и Крови Господних было их телам во здравие, а душам – во спасение. Также он говорил на тему читаемого ныне Евангельского текста. Все мы имеем в себе противоречие. Как бы мы ни стремились к добру, но это противоречие заложено в нашу природу. Все мы хотим счастья, здоровья, блапгополучия, наконец, все мы хотим получить Царство Небесное. Однако при этои мы сосем не хотим соблюдать данные нам заповеди, не хотим жить с Богом, не хотим делать Его центром нашей жизни, не хотим верить Ему. Сегодня на литургии читалось Евангельское повествование, в котором, как раз, Господь говорит нам о вере, которую должны мы иметь. Однажды ко Христу приходит начальник синагоги или как еще их называет Священное Писание, «архисинагог», и падая в ноги, говорит о том, что у него умирает двенадцатилетняя дочь. Начальник синагоги был часто тем человеком, который сам ее строил, а потом сам и окормлял ее. Теперь у него умирает дочь, единственная дочь. В те времена у евреев было много детей, и дети были главной ценностью в семье, а отсутствие детей было трагедией. Возможно, он и синагогу построил в качестве обета, просмя у Бога послать ему ребенка, либо наоборот, в благодарность за рождение дочери. И вот, теперь она умирает. На врачей надежды уже нет, так что он уповает на одного Бога. И теперь он выходит навстречу Христу, который, как всегда, идет в сопровождении огромной толпы народа. В отличие от многих своих собратьев, он несомненно верит, что Господь поможет ему. И Христос идет вслед за ним к нему домой. Далее в тексте содержится некое вкрапление, как это называют западные богословы. Здесь упоминается нккая женщина, 12 лет страдавшая кровотечением. В соответствии с Законом Моисеевым, она считалась нечистой, так что к ней нельзя было и прикасаться. При этом она все свое состояние истратила на оплату услуг врачей, но не получила никакой пользы. И она приходит ко Христу, но не дерзая явно просить Его, она подходит сзади, прикасаясь к краю Его одежды, вернее, даже не к одежде, а к висящим на них кисточкам, коими была снабжена одежда у евреев в то время. И она тут же исцелилась от своего недуга. Однако, от Христа это не утаилось. Он немедленно спрашивает: « Кто прикоснулся ко Мне? » Ученики пребывают в недоумении: «Учитель – народ угнетает Тебя и теснит! И ты ли спрашиваешь: «кто прикоснулся ко мне! »…». Но Господь подчеркивает, что к нему прикоснулся некто с верой, так Божественная сила сошла на него. И женщина тут же подошла к нему, рассказав обо всем. Господь же отвечает ей: « дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром ». Так явилась пред всеми ее вера. И в этот момент приходят слуги из дома начальника синагоги, сообщая, чт дочь его умерла. Господь же ободряет его: « не бойся, только веруй, и спасена будет ». Придя же в дом его, Он и ученики Его видят, что здесь уже собрались родственники, а также профессиональные плакальщики, которые должны были за определенную плату изображать, что страдают от горя, и свирельщики, играющие заунывные мелодии. Вся эта толпа смеется над Христом, ибо Он говорит, что она не умерла, но спит, так как для Бога нет мертвых, а лишь есть нечто вроде сна. Они, разумеется, не понимали этого, но смеялись, так как уже ясно было видно, что она умерла (ведь после смерти даже лицо человека меняется). Но Господь выгоняет всех, после чего подходит к одру, говоря, как это отображает Евангелист Марк: «Талифа куми», то есть, «девица, тебе говорю – встань». И она встает, и Он велит дать ей есть…. Так Господь явил чудо, исцелив больную и вокресив умершую девочку. Скептики много говорят, дескать в исцеление больного еще можно поверить, но нельзя поверить в воскресение мертвого. Но как же не верить, ведь для Бога нет ничего невозможного. Воскрешение мертвого, может, даже лечге, ибо для этого надо лишь вернуть душу в тело, тогда как при болезни само тело надо восстановить в прежнем состоянии или испрввить врожденное повреждение. Для Бога нет ничего невозможного, нужно лишь верить Богу, заботящемуся о человеке. Далее он говорил о своем опыте священника, когда ему доводилось видеть, как сила Божия подчас исцеляла болезни, которые земные врачи считали неизлечимыми. Итак, да дарует нам Господь веру непостыдную, а также усердие в следовании по пути, который Он предлагает нам.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.097 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь