Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Психологическая готовность к отцовству



Современные социологи, этнографы и психологи солидарны в том, что наши знания об отцовстве поразительно скудны. На фоне относительной изученности материнства, отцовство остается «бе­лым пятном». Очень часто в литературе отцу отводится второсте­пенная роль (после матери).

В частности, А. С. Спиваковская (2000) говорит о том, что вос­питательная позиция отца в своем формировании несколько отста­ет от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать к подросшим детям. Нередко утверждается: лучшее, что может сделать мужчина для своего буду­щего, рожденного ребенка — это прежде всего любить свою жену (В. И. Кочетков, Т. М. Афанасьева, А. С. Спиваковская и др.).

К. Витакер (1998) отводит отцу роль стороннего наблюдателя во время беременности жены и ухода за младенцем. Эта невклю­ченность вызывает ощущение одиночества у мужчины и причиня­ет ему боль. В то же время, К. Флэйк-Хобсон, 1992 полагает, что участие отца в процессах рождения и воспитания ребенка оказы­вает существенное воздействие и на супругов, и на малыша, при­носит что-то неординарное в их взаимоотношения.

Дж. Хесс (2003) полагает: то, как человек определяет сущность отцовства, становится в нашей культуре определенным «водораз­делом». С одной стороны, бытует точка зрения, согласно которой ни один ребенок не должен приходить в этот мир без мужчины — единственного мужчины, принимающего на себя социальную роль отца, воспитателя и защитника, мужчины-посредника между ребенком и окружающим миром. Для полноты социального стату­са ребенку необходим отец, точно так же, как и мать. Группа, со­стоящая из женщины и ее потомства, социологически неполно­ценна и незаконна. Это сводится к универсальному социальному закону, именуемому принципом законорожденности.

С другой стороны оказываются те, кто пытается определить отцовство по-новому. Это определение, в своем позитивном выражении, объявляет отцовство обыденным и ненужным, в агрессивной же формулировке — первоисточником социального зла (Т. Гобс, 1968).

148

То, как общество станет решать проблему узаконенного отцовства, имеет решающее значение, потому что от этой функции зависят семья, общество и цивилизация. Д. Блэнкенхорн (1995), сторонник движения укрепления семей, и Дж. Гилдер (1992), занимающийся философией экономики, полагают, что брак и вытекающее из него отцовство — это первоочередные механизмы, формирующие мужскую значимость. Отцовство отводит мужчин от насилия, управляя их агрессивными наклонностями и привязывая поведение к фундаментальным целям общества — преимущественно к защите семьи и ее обеспечению.

Как часть личностной сферы отцовство является необходимым условием полноценного развития личности. Какой-то мудрый че­ловек сказал: «ребенок — отец мужчины». Д. С. Акивис считает, что только в соприкосновении с ребенком полностью созревают мужские черты личности — потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, энергия, душевная сила. Если у женщины материнская любовь проявляется благодаря первич­ной материнской заботе, то у мужчин забота о ребенке является продуктом родительской любви, поэтому переживание отцовской любви приводит к развитию таких качеств, как исполнительность и ответственность.

Отцовство формирует основу самого насущного требования общества социализации мужчин, связывая их обязательствами со своими детьми. Это обязательство является наиболее важным, решающим общественным фактором в общем благосостоянии детей, которое в свою очередь определяет будущее этого общества. Во-первых, оно обеспечивает родительскую защиту в физическом смысле. Во-вторых, оно дает ребенку финансовый и прочие материальные источники. В-третьих, оно обеспечивает детей «передачей культуры», осуществлять которую отец определенно способен. Родительский вклад также дает детям ежедневную «подпитку»: пищей, игрой, сказкой на ночь и т. д. (Д. Блэнкенхорн, 1995).

Потребность в отцовстве предопределяет поведение отца в направлении защиты и заботы о жене и детях. Еще не появивший­ся, ожидаемый или новорожденный ребенок уже дает отцу воз­можность почувствовать наличие «отцовского инстинкта», ощу-

149

титьсебя защитником, продемонстрировать родительскую любовь и привязанность. Считаются, что отец в процессе отцовства также подвержен психологическим кризисам: в том случае, если у самого отца не решены проблемы детской привязанности к собственному отцу и матери, у него возрастает риск психопатологических нару­шений.

Если рассматривать данный вопрос исторически, то следует отметить, что отцовство не является обязательным компонентом семьи; оно скорее выражает принадлежность к определенному типу культуры, а не биологическую функцию. И.С. Кон считает, что чело­веческие культуры условно можно разделить на «отцовские» (в ко­торых отцовская роль мужчины значительна) и «безотцовские» (в которых мужчина выступает скорее как самец, чем как отец). «Без­отцовские» культуры характеризуются большей мужской агрессив­ностью, резким антагонизмом между мужчинами и женщинами, менее теплыми отношениями между всеми членами семьи.

Однако в некоторых обществах отцовская роль, ассоциирую­щаяся с властью и статусом вождя, структурируется и символизи­руется детальнее и тщательнее, нежели материнская; а генеалоги­ческие и личные связи ребенка с отцом социально более значимы, хотя они выглядят психологически более напряженными, нежели его отношения с матерью.

В патриархальной крестьянской семье отец не ухаживает за детьми, но они (особенно мальчики) проводили много времени, работая с отцом и под его руководством. В городе положение из­менилось. Как работает отец, дети не видят, а количество и зна­чимость его внутрисемейных обязанностей значительно меньше, чем у матери.

В традиционной патриархальной семье отец выступает как кормилец, персонификация власти, высший дисциплинатор и пример для подражания, а нередко и непосредственный наставник во внесемейной, общественно-трудовой деятельности. В совре­менной городской семье эти традиционные ценности отцовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт, где для отца не предусмотрено наличие «пьедестала», и сущетсвует пространственная разобщенность тру-

150

да и быта. Сила отцовского влияния в прошлом коренилась преж­де всего в том, что он был воплощением власти и инструменталь­ной эффективности.

Поскольку отцовство и материнство проистекает из репродук­тивной биологии, их соотношение нельзя понять вне связи с поло­вым диморфизмом. Наблюдение за поведением родителей по от­ношению к новорожденным показывает, что, хотя психофизиоло­гические реакции мужчин и женщин на младенцев весьма сходны, их поведенческие реакции различны: женщина тянется к ребенку, стремится приласкать его, тогда как мужчина отстраняется и ча­сто испытывает при тесном контакте с младенцем эмоциональный дискомфорт. Подобные различия наблюдаются даже в тех семьях, в которых отцы полностью разделяют все заботы по уходу за ре­бенком. Чрезвычайно интересные результаты получены в ходе на­блюдений за взаимодействием матерей и отцов с грудными детьми. Мать, даже играя с ребенком, старается прежде всего успокоить его; материнская игра — своего рода продолжение и форма ухо­да за ребенком. Напротив, отец и вообще мужчина предпочитают силовые игры и действия, развивающие собственную активность ребенка. Небезразличны для понимания специфики отцовского стиля отношений и такие предположительно врожденные черты, как хорошее пространственное восприятие, хороший двигатель­ный контроль, острота зрения и более строгое разделение эмоцио­нальной и когнитивной реактивности (И. С. Кон, 1981).

Характерно, что эмоциональная связь с матерью у детей силь­нее, они лучше знают ее личные особенности; высказываний—ха­рактеристик о матери больше, чем об отце, она воспринимается более значимым членом семьи.

Согласно исследованиям И. С. Кона (1987), женщины эмоци­онально более чувствительны и отзывчивы по сравнению с мужчи­нами. Именно по этой причине большинство матерей легче нала­живают эмоциональные взаимоотношения с ребенком по сравне­нию с большинством отцов. Как правило, матери превосходят от­цов в способности к эмпатии и самораскрытию (И. С. Кон, 1987). Вследствие этого, матери лучше ориентируются в переживаниях своего ребенка, в его внутреннем мире и более четко и адекватно реагирует на его потребности.

151

Кроме того, матери более эмоционально и явно проявляют свою любовь к ребенку, что выражается в действиях (объятия, поцелуи, поглаживания и др.) и ласковых словах, а отцы в этом отношении более «холодны» и «сухи». В то же время внутреннее переживание по своей силе может не отличаться. В результате не­редко создается впечатление того, что мама «больше любит своего ребенка».

Выяснилось, что, с точки зрения отцов, младенцы достигают определенных когнитивных навыков и могут принимать участие в «когнитивно-обогащающей» деятельности в более позднем воз­расте, чем это предполагают матери. Кроме того, отцы в меньшей степени склонны принимать участие в вербальных, дидактических играх и занятиях с детьми.

Как отмечает И. С. Кон (2000), у человека различие отцов­ства и материнства и специфический стиль отцовства зависят от множества социокультурных условий и существенно варьируют от культуры к культуре.

Соотношение и значимость этих факторов зависят от целого ряда условий — преобладающего вида хозяйственной деятельно­сти, полового разделения труда, типа семьи и т. д. При всех крос-скультурных различиях, первичный уход за маленькими детьми, особенно младенцами, всюду осуществляет мать или какая-либо другая женщина (тетка, старшая сестра и т. п.). Физический кон­такт отцов с маленькими детьми в большинстве традиционных обществ незначителен, хотя в моногамных семьях и с возрастом ребенка он увеличивается. У многих народов существуют стро­гие правила избегания, ограничивающие контакты между отцом и детьми и делающие их взаимоотношения чрезвычайно сдер­жанными, суровыми, исключающими проявления нежности (И. С. Кон, 2000).

В привычной для нас культурной среде социальные характе­ристики отцовской роли очерчены гораздо неопределеннее, чем мате­ринской, и ей придается меньшее значение в деле первичной со­циализации. Нормативная неопределенность отцовской роли по сравнению с материнской ролью является результатом того, что:

а) отцовские функции биологически объективно менее значи­мы, их труднее конкретизировать;

152

б) исторически они институциализируются гораздо позднее;

в) распределение материнских и отцовских функций базиру­ется на более общей полоролевой дифференциации и имеет как социальные, так и биологические предпосылки.

В. Н. Дружинин (2000) считает, что проблема отцовства наи­более остра для постсоветского общества. Наше государство декла­рировало равноправие обоих родителей по отношению к ребен­ку (Кодекс законов о браке и семье РФ). В реальности нынешнее законодательство и практика отчуждают отца от семьи. Лишение мужчины социальных, экономических возможностей воспитывать детей, обеспечивать семью и нести за нее ответственность привело к ослаблению семьи как социального института. Тоталитарное госу­дарство взяло на себя весь груз ответственности и заменило отца.

Мало того, что общественное воспитание считалось основ­ным, а ответственность за судьбу детей передавалась государству и педагогам. Но система льгот в связи с рождением ребенка, ухо­дом за детьми, их воспитанием предоставляется только матерям, а отцам — лишь в связи со смертью матери, ее длительным отъез­дом или болезнью. В случае развода ребенок остается с матерью. Следовательно, мужчина знает, что от его заботы, личных качеств судьба его как отца никак не зависит, а ребенок — это прежде всего проблема женская.

Вообще отношения в семье при тоталитарном обществе ста­новятся психобиологическими, а не социально-психологическими: роль отца как главного агента социализации сводится к нулю, по­вышается значение природной психобиологической связи между ребенком и матерью. Как свидетельствуют различные исследо­вания, современные молодые люди крайне мало ориентированы на выполнение материнских и отцовских ролей, а гораздо более склонны к «инфантильному гедонизму».

Женщина обычно более подготовлена к появлению ребенка, вынашивая, рожая, выкармливая ребенка, она генетически и гор­монально предрасположена к материнским чувствам. В худшем положении оказывается будущий отец. Для него не существует периода естественной подготовки (как у женщины к исходу бере­менности) ребенок появляется неожиданно и часто воспринима­ется как приложение к жене.

153

Чаще всего это проявляется в неумении мужчины взять на себя ответственность за психическое и физическое состояние матери, осо­бенно в период беременности и первый год жизни ребенка, когда это более всего необходимо. Молодой муж иногда просто не может по­нять, почему спокойная и тактичная жена в первые месяцы беремен­ности стала вспыльчивой и раздражительной или почему она, проси­дев дома с ребенком и «ничего не делая», жалуется на усталость.

По данным социологических исследований, отцы в 1, 5 раза реже, чем матери контролируют учебу детей в школе, в 1, 5 — 4 раза реже, чем матери, обсуждают с детьми учебные дела, книги, взаи­моотношения с товарищами, моду, телепередачи, планы на буду­щее, выбор профессии, особенности характера детей и пр. Соот­ветственно на вопрос: «Кто для тебя является наибольшим авто­ритетом? » лишь 5 — 9 % школьников 8—10 классов ответили, что отец, и 17 — 19 % назвали мать. С матерью более откровенны, чем с отцом, как мальчики, так и девочки. Мамы чаще становятся об­разцом для подражания.

Переход к нормальной модели семьи в России произойдет только тогда, когда наряду с равенством прав ответственность за воспитание и содержание детей ляжет на отца при сохранении за матерью и за детьми других семейных обязанностей. Однако в со­временной российской семье женщина хочет (и вынуждена силой обстоятельств) править безраздельно. Мужчина не в состоянии обеспечить семью, нести за нее ответственность, и, следователь­но, быть образцом для подражания. Значит, нужно создать соци­альные условия для проявления мужской активности вне семьи, чтобы он мог нести основную юридическую ответственность за се­мью, защищать ее интересы, мог бы обеспечить ее экономическое благосостояние и социальное продвижение членов семьи.

Между тем сегодня российские дети ожидают от отца выпол­нения его традиционной функции. По данным эмпирических исследований, большинство мальчиков и половина девочек об­ращают внимание на профессиональные успехи отца, заработки, обеспечение семьи. Из-за того, что матери требуют от отцов помо­щи в ведении домашнего хозяйства (вплоть до скандалов на глазах детей), дети утверждают, что отцы мало внимания уделяют домаш­нему хозяйству.

154

Однако, анализируя отцовство в меняющихся социокультурных условиях, исследователи отмечают следующие тенденции. Совре­менные отцы берут на себя гораздо больший круг таких обязан­ностей, которые раньше считались исключительно женскими. На­пример, обследование канадских семей показало, что при вырав­ненных социальных факторах, таких, как количество внерабочего времени, отцы проводят с детьми столько же времени, сколько и матери. По данным Т. А. Гурко (1997), в 6 % первобрачных семей отец больше времени уделяет сыну/дочери, чем мать, а в 26 % на­равне с ней (вне зависимости от пола ребенка). Сравнительная холодность и наличие социальной дистанции во взаимоотноше­ниях ребенка с отцом, часто рассматриваемые как свидетельство снижения отцовского авторитета, являются скорее пережитками нравов традиционной патриархальной семьи, в которой к отцу не смели приблизиться, и сам он был обязан держаться «на высоте». Подводя итог современной картине родительства (как отцов­ства), полученной с помощью корреляционного исследования, М. О. Ермихина (2002) резюмирует следующее. Деятельностная пози­ция отца в семье, которая проявляется в активном вмешательстве в мир ребенка, зависит от ценностной значимости семьи для муж­чины, желания увидеть результаты воспитания своего ребенка.

Активная отцовская позиция говорит о принятии мужчиной ответственности за воспитание ребенка и семью в целом. Часто проявление ответственности выражается в стремлении чрезмерно опекать ребенка, навязывать свою волю, ограничивать свободу са­мовыражения.

Однако мужчины-отцы опасаются быть поглощенными се­мьей. В случаях высокой ценностной значимости семейной жиз­ни и высокой оценки родительской компетентности возрастает и ценность сохранения собственной индивидуальности отцов. При­чем высокая родительская компетентность мужчин-отцов связана с реализацией отношений доминирования, т. е. быть компетент­ным родителем для мужчины означает передачу своего жизненно­го опыта с позиции «сверху».

Успешность мужчины в основных сферах жизни, как прави­ло, связана с доминированием женщины в семье или с возвыше­нием отца над ребенком за счет подавления его воли. Дисбаланс

155

родительских позиций влечет снижение эмоционального фона родительских чувств, поскольку мужчина начинает ощущать вы­полнение родительской роли как самопожертвование. Проявляет тенденцию к гиперопеке, восприятию своего ребенка как зависи­мого и несамостоятельного.

По мнению И. А. Савченко, отцы сегодня имеют неплохой шанс изменить ситуацию в свою пользу. Во-первых, большинство опрошенных подростков (свыше 90 %) утверждают, что отец за­рабатывает больше, чем мать, хотя мать доминирует в семье и до­машнем хозяйстве. Декларируя, что в семье главой является отец, они указывают, что в семье распоряжается мать. У отца нет реаль­ной власти. Он уважаем детьми, хотя с ним они имеют меньший эмоциональный контакт: большинство детей утверждают, что мама любит их больше, чем папа, а при конфликтах в семье дети принимают сторону матери.

Во-вторых, отцы чаще играют с детьми, участвуют в семейных развлечениях, учат их постоять за себя, заступаются за них. Как правило, отцы не осуществляют непосредственного ухода за ново­рожденным; активный контакт отца с ребенком обычно начина­ется, когда ребенку исполняется 1, 5 — 2 года, а то и позже. С рож­дением ребенка мужчина приобретает много неприятностей (до­полнительные материальные заботы, бытовые обязанности, вроде стирки пеленок, уменьшение внимания со стороны жены, нару­шение сна и т. п.) и практически никаких удовольствий. Однако экспериментально доказано, что психологически подготовленные отцы охотно любуются новорожденным, испытывают физическое удовольствие от прикосновения к ним (правда, это чаще проис­ходит в отсутствие матери, так как мужчины боятся проявить не­уклюжесть и стесняются собственной нежности) и практически не уступают женщинам в искусстве ухода за ребенком. Это способ­ствует и возникновению более тесной эмоциональной привязан­ности отца к ребенку. Предполагается, что чем раньше отец при­общается к уходу за младенцем и чем увлеченнее он это делает, тем сильнее становится его родительская любовь. Во многих родиль­ных домах за рубежом отцы даже присутствуют при родах. Сказы­вается не только привычка, но и ответный эмоциональный отклик ребенка, к которому мужчины весьма чувствительны.

156

Таким образом, в современной России модель семьи имеет шанс принять такой вид: доминирует мать, следующим идет отец, дети подчинены. Отвечает за семью (благополучие, социальную защиту) отец. Дети эмоционально ближе к матери, чем к отцу.

М. Мид (1998) отмечает, что наличие отца имеет важнейшее значение для развития ребенка с момента рождения: он является первым внешним объектом для ребенка и играет роль модели при ранней идентификации. Отцы поощряют процесс отделения ре­бенка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации. От­сутствие отца в семье или невыполнение им своих обязанностей приводит к появлению у ребенка психопатологии.

По мнению И. Лангмейера, 3. Матейчека (1984), роль отца пред­ставляет собой определенный пример поведения, источник уверен­ности и авторитета. Отец — это олицетворение дисциплины и по­рядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрос­лых и детей. «Отец — наиболее естественный источник познаний о мире, труде и технике, он способствует ориентировке на будущую профессию и создает социально полезные цели и идеалы».

Лишь отец способен сформировать у ребенка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем боль­ше ребенок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем ме­нее активно он может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребенок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребенка, тем меньше он придает значение духовным и социальным ценно­стям по сравнению с материальными и индивидуалистическими.

Личные качества отца, в число которых входит и любовь к сво­им детям, оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально-пси­хологического благополучия, которое не может в полной мере обе­спечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит сына и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим.

Как отмечает Э. Берн, для ребенка ценны теплые отношения с отцом: «Ребенок, воспитанный в присутствии нежного мужчины, в зрелом возрасте будет обращаться с людьми лучше, чем мальчик, вы­росший без отца. Такой мальчик может впоследствии компенсировать свои потери, но у него будет невыгодным старт» (Э. Берн, 1992).

157

Так, психологические исследования показывают, что при сравнении детей, выросших с отцами и без них, обнаружено, что первые часто имеют пониженный уровень притязаний, повышен­ный уровень тревожности, у них чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей. Дети холодных отцов чаще застенчивы, тревожны, их поведение более асоциально. Напротив, эмоцио­нальная близость с отцом положительно отражается на ребенке. В серии исследований мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет, которых растили отцы, сравнивали с мальчиками, живущими с матерями, и детей из полных семей. Мальчики, которые жили с отцами, про­являли лучшую адаптацию в различных жизненных ситуациях по сравнению с мальчиками, воспитывающимися только матерями (И. С. Кон. 1987; В. А. Рамих, 1997; Л. Б. Шнейдер, 2000).

Взаимоотношения ребенка с отцом не столь интенсивны как с матерью, так как отец не играет той всеохраняющей, всезащища-ющей и вселюбящей роли, которая принадлежит матери. В тради­ционных патриархальных обществах отношения отец-ребенок, с одной стороны — отношения подчинения, с другой — бунта и со­держат в себе элемент разрыва. Отец воплощает условную любовь, т. е. отец любит ребенка больше всего потому, что тот живет в соот­ветствии с его ожиданиями. Отец воплощает абстракцию: совесть, долг, закон (Э. Фромм, 2001).

Д. С. Акивис в своей работе «Отцовская любовь» отмечает, что любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем жен­щина. Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше само­стоятельности, воспитывая в ребенке самодисциплину. Отцовская любовь обеспечивает пример родительского поведения детей в бу­дущем, формирование жизненной позиции вообще и полоролевых позиций, в частности. Позитивные отношения с отцом связаны с такими качествами у детей, как неторопливость, сдержанность, эмоциональная уравновешенность, безмятежность, спокойствие, оптимизм, высокий самоконтроль, хорошее понимание социаль­ных нормативов, более успешное овладение требованиями окру­жающей среды (Л. Л. Баландина, 2002).

Типы представлений юношей об отцовстве. Первичные экспе­риментальные данные были получены на основе методики диа-

158

гностики межличностных отношений Т. Лири, адаптированной Л. Н.Собчик( 1990), в модификации Р. В. Овчаровой («Я как отец») (2000); опросника терминальных ценностей (ОТеЦ), разработан­ного И. Г. Сениным (1991), методики незаконченных предложе­ний Д. Сакса в модификации Р. В. Овчаровой (2002) и Висбаден-ского опросника (WIPPF) Н. Пезешкиана и X. Дайденбаха.

Результаты экспериментального исследования представлений об отцовстве юношей 19 — 25 лет позволили выделить девять типов представлений: *

«ответственный отец» — испытуемые, вошедшие в первый кластер, считают, что основным качеством отца является ответ­ственность. Ответственность — это осознанная необходимость вы­полнения принятых обязательств, она равнозначна чувству долга. Взять на себя ответственность может зрелая личность;

«обучающий отец» — во второй кластер объединились мо­лодые люди, которые считают, что отец должен быть готовым к родительству и уметь обучать ребенка. Готовность к родительству предполагает способность взять ответственность за воспитание всесторонне развитой личности;

«сотрудничающий отец» — молодые люди, которые объеди­нились в третий кластер, полагают, что отец должен быть ответ­ственным и готовым к родительству, обучающим и любящим; он обладает практичностью и бескорыстен. Отец должен интересо­ваться детьми, уважать их, сотрудничать с ними и при этом быть всегда в хорошем настроении;

«доминирующий отец» - в четвертый кластер объединились молодые люди, считающие что отец — это сильная личность, ко­торая должна гордиться ребенком, иногда отец может кричать на ребенка и при этом не боится извиниться перед ребенком, если не прав;

«честолюбивый отец» — пятый кластер объединился по пара­метрам: уважающий детей, должен интересоваться детьми и гор­диться ими;

«доверяющий отец» — параметры, по которым объединение произошло в шестой кластер, характеризуют отца следующим

* Исследование проведено под нашим руководством В. М. Вязовченко (2003).

159

образом: доверяющий, любящий и уважающий детей, готовый к родительству, не боящийся извиниться, всегда помогающий и об­учающий;

«альтруистичный отец» — седьмой кластер объединил мо­лодых людей, представляющих отца любящим, прощающим, не боящимся извиниться, ответственным и воспитывающим;

«властный отец» — испытуемые, попавшие в восьмой кла­стер, характеризуют отца как сильного, строгого, благоразумного, практичного. Отец должен быть справедливым и прощающим, уважающим детей, в тоже время он иногда кричит, но не боит­ся извиниться. Он часто хвалит ребенка, опекает его, всегда отдо­хнувший и слушающий ребенка;

«воспитывающий отец» — девятый кластер объединил мо­лодых людей с представлениями об отце как сильном, благо­разумном, практичном и ответственном, доверяющем детям, всегда понимающем и уважающем детей. Он всегда счастливый, радостный, добрый, доволен детьми. Отец должен быть воспи­тывающим, опытным родителем, но в то же время может чего-то не знать.

Таким образом, у современных юношей 19-25 лет, которым предстоит стать родителями, можно выделить 9 типов представ­лений об отцовстве: ответственное и честолюбивое, обучающее и воспитывающее, сотрудничающее и доминирующее, доверяющее, альтруистичное и властное.

Сравним результаты факторного анализа молодых людей раз­ного возраста. Опираясь на результаты анализа можно выделить иерархию факторов, обусловливающих представления об отцов­стве у молодых людей 19 — 20 лет: самоутверждение, независи­мость, ориентированность на семейную жизнь, взаимоотношения в родительской семье.

В этом возрасте доминирует потребность в самоутверждении. Юноши стремятся к достижениям, активным социальным кон­тактам, стараются проявлять креативность и сохранять собствен­ную индивидуальность. Если для них наиболее важное значение имеют сферы увлечений, общественной и будущей профессио­нальной жизни, где они могут самореализоваться, их представле­ния о себе как отце связаны с независимостью, доминированием.

160

Однако они также ориентированы на семейную жизнь, если эта сфера входит в состав ценностных ориентации.

Представления об отцовстве в значительной мере формиру­ются под воздействием отношения к отцу в родительской семье, к родительской семье в целом, отношений между родителями, смысложизненных ориентации юношей. В благополучных слу­чаях складывается представление о себе как добром, доверяющем ребенку отце. В противном случае формируется противополож­ный образ(табл. 22).

161

Иерархия факторов, обусловливающих представления об от­цовстве у молодых людей 21—25 лет: самоутверждение, эгоцен­тризм, конформизм, отношение к отцу и родительское влияние, взаимоотношения в родительской семье.

В этом возрасте еще более усиливается потребность в само­утверждении. Теперь она связана со сферами общественной и будущей профессиональной жизни, обучения и образования. По-прежнему придается важное значение увлечениям, достижениям, активным социальным контактам, креативности и сохранению собственной индивидуальности развитием себя.

Юноши этого возраста сочетают стремление к собственному престижу, высокому материальному положению с духовным удо­влетворением. Юноши этого возраста готовы также самоутверж­даться и в сфере семейной жизни. Их представления о себе как отце связаны с эгоцентризмом, если отношения с матерью в роди­тельской семье не сложились. И наоборот, их взгляды на отноше­ние к противоположному полу и себе как отцу становятся конфор­мистскими, если эти отношения позитивны (табл. 23).

162

В целом на формирование представлений юношей об отцов­стве оказывают влияние отношение к отцу, взаимоотношения в семье, жизненные смыслы родителей и родительское влияние.

163

Отцовство в возрасте 19-20 лет представлено больше ког­нитивно—эмоциональным подходом, позицией стороннего на­блюдателя. Более важным аспектом представляется получение эмоционального удовлетворения от отцовства. Это перспектива далекого будущего (табл. 24).

В старшем возрасте представление об отцовстве характеризу­ется функциональным подходом: активность во взаимодействии с ребенком, предполагает влияние и помощь. Отцовство для них — более близкая цель.

Представления юношей из неполных семей об отцовстве свя­заны с родительским отношением к миру, взаимоотношениями отца и матери, отношением к родителям, лицам противоположно­го пола, семье и сфере семейной жизни как ценности. При пози­тивном отношении родителей к окружающему миру такие юноши представляют себя в качестве отца демократичным; при негатив­ном отношении к отцу и матери — жестоким, нонконформным, подозрительным и недружелюбным.

164

Несложившиеся отношения с отцом, отсутствие отцовской поддержки усиливают тенденцию юношей к самоутверждению, в том числе и в родительской сфере через усиление авторитарно­сти. Ориентация юношей из неполных семей на самоутверждение (собственный престиж, высокое материальное положение, сферу общественной профессиональной жизни) связана с представле­нием о себе как отце независимом, неальтруистичном, недруже­любном (табл. 25).

165

Позитивное отношение к семье в целом способствует устрем­ленности на развитие, достижение, сохранение собственной ин­дивидуальности и формированию образа отца — главы семьи и на­оборот.

Модальность отношений между родителями в родительской семье коррелирует с отношением юношей к противоположному полу, ценностным отношением к семейной сфере, характером ак­тивности социальных контактов юношей и другими параметра­ми.

Опираясь на результаты факторного анализа, мы можем ска­зать, что молодые люди из полных семей представляют отцовство следующими качествами, представленными в табл. 26.

166

167

Представления юношей об отцовстве из полных и неполных семей имеют существенные различия.

Молодые люди, выросшие в семье без отца, в основном от­рицательно относятся к матери и отсутствующему отцу. Это вли­яет на их взгляды, а образ отеца представлен такими качествами, как недоверие к людям, повышенная тревожность, стремление к самоутверждению, это эгоистичный человек, ставящий свои ин­тересы превыше всего, стремящийся к самореализации в сферах профессиональной и образования, при этом придающий большое значение семье как основе в жизни (табл. 27).

Молодые люди из полной семьи положительно относятся и к матери, и к отцу. Отношения в семьях благополучны, юноши пред­ставляют отца как личность, для которой имеют большое значение все аспекты человеческих взаимоотношений, стремящуюся реали­зовать себя во всех жизненных сферах. Для него главное — это бла­гополучие семьи, решению проблем которой отдается много сил

168

и времени, что ведет к заинтересованности в профессиональной деятельности, которая гарантирует материальное благополучие. Это авторитетный лидер, упорный и настойчивый, настроенный к окружающим положительным образом.

При некоторой схожести представлений об идеальном отце имеется существенная разница в расстановке акцентов. В пред­ставлении молодых людей из полных семей отец — это сильная и ответственная личность, которая уважает детей, способна сотруд­ничать с ними, помогать и обучать.

Юноши из неполных семей считают, что отец должен гордить­ся своими детьми, быть любящим, добрым, интересоваться ими, уметь прощать. Он должен быть готовым к родительству, справед­ливым и благоразумным человеком. Он не должен стыдиться сво­их детей.

Итак, отцовство - это интегральное психологическое образо­вание личности отца, включающее осознание родственной связи с детьми и чувства, испытываемые к своим детям, принятие и исполне­ние родительской роли, а также чувства, способствующие самореа­лизации, самоутверждению и саморазвитию личности отца.

Психологическая готовность к отцовству определяется сформи-рованностью:

- всех аспектов личности, предполагающих выполнение возло­женных обязанностей и принятых обязательств;

- представлений об отцовстве, т. е. знаний функций отца в се­мье и его роли в воспитании ребенка;

- оценки собственной готовности стать отцом, т. е. готовности принять на себя ответственность за жизнь и благополучие другого человека, ребенка.

На представления юношей об отцовстве влияет их возраст, на­личие или отсутствие отца в семье и реальные отношения в роди­тельской семье. Представление о том, что отец нужен, для того чтобы ребенок появился на свет, глубоко ошибочно. Чтобы развеять его, необходимо поднимать социальную престижность и ответственность отцовства, изменяя устоявшиеся консервативные стереотипы. Роль мужчины в семье в современных условиях вовсе не уменьшилась. Изменения роли отца носит скорее качественный характер. И дело обстоит так, что ребенку нужен отец в той же мере, как и отцу нужен ребенок.

169

3.4. Психологическая подготовка родителей к рождению ребенка

Развитие систем пренатального воспитания. Вопрос о том, яв­ляется ли вынашивание ребенка воспитанием, т. е. происходит ли при этом опосредованное включение будущего человека в обще­ство, решался практически по-разному.

Первый этап в развитии пренатального воспитания — семейное пренатальное воспитание. Оно не было массовым, государствен­ным, а осуществлялось сообразно потребностям малых сообществ, которые проверяли и отбирали супругов по физическим и нрав­ственным критериям: те, кто не проходил испытания, получал за­прет на вступление в брак.

Для древних цивилизаций значимость периода беременности была непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, афри­канцы и многие другие народы разработали свод законов для мате­рей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для жизни и развития. Более тысячи лет назад в Китае существовали пренатальные клиники, где буду­щие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой. Здесь же была разработана система эмбрионального воспитания «Тайкье». Индийская традиция Чарака Самхита при­меняла нблюдения за развитием плода в течение 3 и 4 месяца, а начиная с 7-го — ежемесячно.

В дореволюционной России, особенно в северных регионах (Вологодская, Новгородская губернии), существовал свод пра­вил и примет, регулирующих поведение беременной. Особую роль играла акушерка—повитуха или монахиня. Содержание прена­тального воспитания состояло в передаче способов для саморуко­водства женщины во время беременности и родов, а так же соз­давало некую временную общность и ставило женщину в особое положение в семье.

Второй этап —медицинский — начинается в конце XVII в. с от­крытием акушерских училищ. На данном этапе пренатальное вос­питание прекратило свое существование как отдельная практика, на смену ему пришло родовспоможение с его образом рождающе­гося человека как организма, лишенного переживаний. Родовспо­можение стало обязательной практикой, через которую проходи-

170

ли все женщины. Прочие практики являлись факультативными. В частности, когда в 1940-х гг. психоанализ проявил интерес к бе­ременным. Однако лишь небольшое количество беременных име­ли возможность и желание посещать психоаналитические сеансы.

В нашей стране, начиная с 1950-х гг., при каждой женской консультации открывались школы будущей матери, которые пере­давали знания о внутриутробном развитии ребенка. Действитель­ным результатом взаимоотношений женщины с врачом часто яв­лялась передача ответственности медицине, страх перед родами, утрата интуиции. Ребенок виделся лишь как объект манипуляции. Поведение и чувства матери, направленные на будущего ребенка, складывались в соответствии со стереотипами общественного со­знания, которые практиковали раннюю разлуку с ребенком и пе­реход к общественному воспитанию в детских яслях и садах.

Постепенно с нарастанием в науке интереса к младенчеству возникает кризис медицинского этапа пренатального воспитания. Возрождается нетрадиционная практика, в которой была восста­новлена фигура пренатального наставника, сделан акцент на его индивидуализированную связь с будущей матерью.

Около 20 лет назад акушеры, психиатры и психологи Евро­пы и Америки стали объединяться в Ассоциации перинаталь­ного воспитания, возник новый раздел науки о человеке — пери­натальная психология. Она занимается изучением психической жизни плода и пытается найти ответы на вопросы: когда начина­ется психическая жизнь плода, каково влияние матери на психи­ку рождающегося человека, как влияет сам процесс беременно-. сти, родов и неонатальный период жизни на психику человека. Основой перинатальной психологии является теория перинаталь­ных матриц. Особенно много для их изучения сделано американ­ским психиатром С. Грофом. По С. Грофу, перинатальные матрицы — это стойкие функциональные структуры, «клише», которые яв­ляются базовыми для многих (если не для всех) психических и фи­зических реакций в течение всей последующей жизни человека.

В свете теории перинатальных матриц одной из важных задач, стоящих перед обществом в целом, является формирование и раз­витие перинатальной, или родительской культуры, которая помо­жет вырастить поколение, относящееся к рождению ребенка как

171

к естественному и радостному событию в своей жизни, а не как к процессу, требующему медицинского вмешательства.

Третий этап — альтернативный — начинается с 1962 г. с от­крытием первого Центра пренатальной подготовки. В настоящее время во всем мире действуют различные центры пренатальной подготовки, существуют разветвленные службы «естественно­го деторождения», которые предлагают юридическое, медицин­ское, тренировочное, псхолого-консультативное обслуживание. В Англии действует около десяти, в США около тридцати таких организаций. В Дании, Голландии данная служба является частью официального государственного пренатального сервиса. Суще­ствует Национальная ассоциация пренатального воспитания во Франции, Общество биогенетического здоровья и Мистическая школа сознательного зачатия и беременности в США и др.

Воссоздание пренатальной культуры в России датируется 1982 г., когда И. Марковский прочел цикл лекций о водном рожде­нии в клубе «Здоровая семья». Затем у него появились многочис­ленные последователи. Эти организации, занимаются в числе про­чего пренатальным воспитанием. Кроме того, большое внимание уделяется проработке психологических проблем матери и отца.

Целями нетрадиционного пренатального воспитания являются:

1) подготовка к естественному рождению с целью смягчения критического разрыва для матери и ребенка (к конкретным техни­кам относятся «лотосовое рождение» — без обрезания пуповины, прикладывание к груди сразу после рождения, ритм обстановки рождения, максимально приближенный к ритму внутриутробной жизни, и т. п.);

2) развитие способности матери получать информацию о со­стоянии и поведении ребенка во время беременности (при помо­щи техник из арсенала различных духовных практик — через ме­дитации, упражнения, музыку, манипуляции с освещением и т. п. — стимулируется имажинация будущего ребенка);

3) целенаправленное формирование способности матери из­менять свое эмоциональное состояние и передавать его ребенку;

4) создание тесного контакта будущей матери с другими бере­менными и пренатальным наставником.

172

Кафедра акушерства и гинекологии Волгоградской медицин­ской академии осуществляла разработку методики подготовки семейных пар к родам с учетом формирования психических пе­ринатальных матриц плода и развития родительской культуры (Н. А. Жаркин, Н. Д. Подобед, Е. В. Александрина, А. Е. Миро-шников).

По итогам исследования методы подготовки беременных к ро­дам в женских консультациях были разделены на четыре группы.

1. Учреждения, где отсутствует единая методика, а подготовка сводится к ответам врача или акушерки на вопросы, возникающие у беременной или советы почитать соответствующую популярную литературу по беременности и родам. К сожалению, подобной си­стемой «охвачена» подавляющая часть всех беременных, состоя­щих на учете в женских консультациях города. Результатом такой «подготовки» являются эмоциональные и психологические сры­вы женщин во время родов, высокий процент аномалий сократи­тельной деятельности матки, приводящих к повышению частоты операции кесарева сечения и перинатальных потерь. Отсутствие установки на грудное вскармливание приводит к резкому укоро­чению периода лактации, следствием чего является повышенная заболеваемость детей первого года жизни.

2. Система  физиопсихопрофилактической  подготовки (ФППП), разработанная в нашей стране К. К. Платоновым и И. И. Вельвовским и усовершенствованная впоследствии А. П. Ни­колаевым. Она состоит из четырех лекционных занятий, включа­ющих краткие сведения об анатомии женских половых органов, физиологии и гигиене беременности, родов, послеродового пери­ода, о поведении женщины в первом периоде родов, характере ды­хания во время потуг. Данная система, некогда охватывающая до 90 % беременных, в настоящее время сохранилась лишь в нескольких женских консультациях. Посещаемость занятий составляет 2 — 3 % от общего числа беременных. Повторнорожающие женщины, как правило, занятия не посещают. Данный метод подготовки в насто­ящее время практически потерял свою актуальность в силу устарев­шего методического подхода, не обеспечивает снижения невроти­ческих расстройств у беременных, также, как и в первом варианте приводит к значительным репродуктивным потерям.

173

3. Комплексная подготовка по программе «Возрожден­ные роды», разработанная в США и внедренная в двух женских консультациях г. Волгограда в 1995 г. По своей сути она явля­ется улучшенным вариантом программы И. И. Вельвовского — А. П. Николаева. В программе делается акцент на сведения о фи­зиологических механизмах беременности и родов. Занятия сопро­вождаются показом прекрасно изготовленных иллюстраций, на­глядных материалов (планшеты, муляжи, видеофильмы). Целью программы является проведение физического и гигиенического тренинга. Осуществляется она силами инструкторов физической культуры, прошедших специальные подготовительные курсы. Такая подготовка в большей степени, чем предыдущие, отвечает современным требованиям и имеет неплохие результаты. Однако данная программа, на наш взгляд, имеет один существенный не­достаток — отсутствие должной психологической помощи на уров­не, обеспечивающем формирование родительской культуры.

3. Подготовка семейных пар к появлению у них ребенка, кото­рая предусматривает работу с группой беременных и их мужьями по трем программам: образовательной, воспитательной и оздоро­вительной.

Образовательная программа преследует цель информировать будущих родителей о физиологических механизмах деторожде­ния, особенностях режима, питания, выполнения правил гигиены во время беременности, родов и послеродовом периоде, правилах ухода за ребенком, принципах грудного вскармливания на тема­тических занятиях используются наглядные материалы: книги по искусству и рукоделию, видеофильмы студийного и собственного производства, муляжи, плакаты.

Воспитательная программа предусматривает воспитание чув­ства материнства, родител ьства посредством формирования духов­ной связи между родителями и нерожденным ребенком. Делаются попытки с помощью психотерапевтических методов уменьшить невротические проявления, ориентировать на адекватную реак­цию в ответ на стрессовые раздражители. С этой целью применя­ются методики личностного ориентирования. Кроме того, прово­дится индивидуальная и групповая работа духовного наставника. Помимо обязательной программы организуются концерты духов-

174

ной музыки, посещение церкви, детского сада. Все это помогает беременным наладить двустороннюю связь с младенцем, понять его состояние, полюбить его сердцем. Образовательная и воспита­тельная программы предусматривают в первую очередь создание внешних и внутренних условий для гармоничного формирования перинатальных матриц плода.

Оздоровительная программа предусматривает оценку состо­яния здоровья, прогнозирование акушерских осложнений и соб­ственно оздоровительные мероприятия. С этой целью исполь­зуются компьютерная психодиагностическая система на основе ММР1, акупунктурная диагностика. Проводятся занятия по оздо­ровительной гимнастике с элементами массажа в гимнастическом зале и в бассейне с выполнением специальных дыхательных и мышечно-релаксирующих упражнений. По окончании основной трехмесячной программы беременные с удовольствием посещают оздоровительные занятия до родов. По объему часов каждый раз­дел занимает примерно равное количество времени.

Предварительные результаты свидетельствуют о том, что фи­зическое и психическое развитие детей от родителей, прошедших дородовую подготовку по данной программе имеет тенденцию к опережению. Она позволяет обеспечить устойчивое психоэмоци­ональное состояние женщин, повысить частоту мягких и сладост­ных родов, улучшить качественные показатели службы родовспо­можения.

Итак, одной из важных задач в работе с семьей является фор­мирование и развитие перинатальной культуры, или культуры ро­дительской (в самом широком смысле этого слова), которая помо­жет вырастить поколение духовно содержательное, относящееся к рождению ребенка как к естественному и радостному событию в своей жизни, а не как к процессу, требующему медицинского вме­шательства.

Влияние внутриутробного воспитания на ребенка. Более ста лет назад ученые-морфологи обратили внимание на тот факт, что в мозгу новорожденного имеется определенный процент атрофи­рованных нейронов. Была выдвинута гипотеза, о том, что эти ней­роны атрофированы вследствие их невостребованности за период внутриутробного развития плода. С другой стороны, существо-

175

вала достоверная научная информация о том, что число нервных клеток головного мозга в значительной степени определяет уро­вень интеллектуального развития, психической зрелости ребенка. В связи с этим в последние десятилетия сначала в Европе, затем в США возникли идеи о целесообразности воспитательного про­цесса в дородовый период жизни человека с целью сохранения и развития наибольшего количества нейронов головного мозга.

Пренатальная педагогика делает свои первые шаги, заявляя о себе как самостоятельной области знаний. Существует множество различных программ образования нерожденного ребенка. Многие из них включают различные виды релаксаций, звуковую и цвето­вую терапии, рефлексотерапию, гипокситерапию (кратковремен­ное помещение в условия пониженного содержания кислорода). Активно практикуется музыкальное воспитание плода до рожде­ния: например, музыкальные ритмические упражнения «Панэв-ритмия». Разработаны даже специальные пояса для беременных, в которые вмонтированы пленки с записями, которые по утверж­дению изобретателей, дают возможность рожать эмоционально уравновешенных детей с высоким уровнем коэффициента интел­лектуального развития.

До последнего времени в странах Северной Европы часто можно было наблюдать беременных женщин, подолгу сидящих на ступеньках своего дома и поющих народные и религиозные песни. А в Полинезии и сейчас практикуются специальные танцы и рит­мические действия с беременными.

Доктор Ван де Карр из Калифорнии описал комплексную ме­тодику «Пренатальный университет», которая включает тактиль­ное воздействие рук на брюшную полость самими женщинами (нажатие, похлопывание, встряхивание) в сочетании с повторяю­щимися односложными словами. По его рекомендации беремен­ные женщины занимаются этим ежедневно в течение 10 — 20 мин, начиная с середины беременности до родов.

Ведущий специалист в области дородовой педагогики в США Брэнт Логан в течение девяти лет занимается исследованием воз­действия звука на организм еще не родившегося ребенка. По его концепции, сердце является биологическим регулятором всех процессов в развивающемся организме, под который подстраи-

176

вает свою деятельность мозг. Для того чтобы дать мозгу дополни­тельную информацию, он предлагает беременным женщинам про­слушивать набор из шестнадцати кассет с записями усложненного характера сердечного ритма (вариации частоты и высоты звука).

В середине 1990-х гг. в России был апробирован «СОНАТАЛ» — метод музыкальной стимуляции плода новорожденного, разра­ботанный профессором М. Л. Лазаревым. Были получены следу­ющие факты.

Осложнение беременности в группе пренатального воспита­ния (ПВ) составили 36 %, а в контрольной группе (КГ) — 92, 5 %.

Роды без патологии в группе ПВ составили 68 %, в КГ — 15 %.

Заболеваемость детей в возрасте до 6 мес. в КГ составила 17, 77%, а в группе детей после пренатального воспитания - 7, 2 %.

Дети группы ПВ на один месяц опережают в своем развитии сво­их сверстников по основным психомоторным реакциям (табл. 28).

Учитывая все перечисленное выше, можно выделить следу­ющие характеристики медицинской и психологической помощи семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни.

177


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.137 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь