Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Исследование ригидности речи



Назначение и процедура исследования

Методика предназначена для определения степени ригидности речи учащегося. Исследование можно проводить с одним учащимся и с группой. Каждый школьник получает цветную картинку с пейзажем, размером не менее 20х25 см, листы бумаги и ручку. Один большой плакат использовать не желательно. Испытуемым предлагается написать сочинение по картинке. Время написания сочинения не ограничивается, работа заканчивается, когда сочинение насчитывает не менее 300 слов.

Инструкция испытуемому:

Перед вами картинка с изображенным на ней пейзажем. Напишите сочинение по картинке.

Обработка и анализ результатов

Сначала в сочинении вертикальной чертой отделяют каждую сотню слов. Затем в каждой сотне вычеркивают или подчеркивают все повторяющиеся слова, одинаковые по звучанию и написанию, в том числе слова, имеющие общий корень. Например, однокоренными словами будут: зелень, зеленый, зеленоватый.

Для каждой сотни слов отдельно подсчитывают количество слов-повторов. Союз “и” также является словом, и все его повторения считаются.

Показатель ригидности письменной речи может быть представлен как в абсолютной величине, то есть в количестве повторов, так и в относительной - в виде коэффициента “КР”:

       П

КР =   , где П - количество повторяющихся в сотне слов,

n  n - общее количество слов (100).

Тенденция повторять слова при написании сочинений в каждой сотне неодинакова. Для интерпретации индивидуальных показателей предлагается таблица определения степеней ригидности письменной речи.

 

№/пп сотни

Степень ригидности

слов в большая средняя малая лабильность
сочинении

Количество повторов

Первая 10 и более 8-9 4-7 0-3
Вторая 12 и более 10-11 7-9 0-6
Третья 14 и более 12-13 9-11 0-8

 

В ходе анализа результатов желательно установить причины ригидности, среди них может быть: малый речевой запас, плохое самочувствие испытуемого, невысокий интеллект и др.

Люди с лабильной речью часто имеют выраженные лингвистические и общие гуманитарные способности. Для целей профилактики ригидности речи (письменной и устной) можно посоветовать работать со словарем синонимов.

Исследование индивидуальных особенностей

Воображения

Назначение и процедура исследования

Методика предназначена для определения уровня сложности воображения, степени фиксированности воображения и степени его стереотипности или оригинальности. Исходный материал и оборудование: три листа белой бумаги без клеток и линеек, карандаш, секундомер. На первом листе бумаги в середине изображен круг диаметром 2, 5 см, на втором - контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2, 5 см, на третьем - квадрат со стороной 2, 5 см. Исследование проводится в три этапа. На каждый этап отводится 60 секунд.

Инструкция испытуемому:

Используя изображенный на листе бумаги контур геометрической фигуры, нарисуйте какой-нибудь рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу “Стоп” рисование прекратите.

 

Обработка и анализ результатов

Определение особенностей воображения учащегося проводится путем сопоставления всех трех рисунков.

Определение уровня сложности воображения. Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, дающей возможность устанавливать пять уровней сложности.

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок представляет собой сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.

Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов и представлений. Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет.

Воображение считается гибким, когда фиксированность образов не отражена на рисунках, то есть все рисунки имеют разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры.

Фиксированность представлений слабая, гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет.

Сильная фиксированность образов и представлений и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет. Если все рисунки имеют один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности - это ригидное воображение.

Определение степени стереотипности воображения. Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается стереотипным, если же не типичное, оригинальное - то творческим.

К типичным относятся рисунки на следующие сюжеты:

· с контуром круга - солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик;

· с контуром треугольника - треугольная призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак;

· с контуром квадрата - человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.

Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когда все рисунки на типичный сюжет. Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.

При анализе полученных данных следует обратить внимание на возможные причины низких результатов, что может быть следствием стрессов, аффектов, усталости.

Испытуемые с пятым уровнем сложности, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности.

Те, кто склонен к техническим наукам, черчению, логике и философии могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры.

Лица с гуманитарной направленностью любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 820; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь