Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дуалистическая метафизика Р. Декарта и основания новоевропейской философии



Рене Декарт, основатель новоевропейской философии сознания, сформулировавший психофизическую проблему, главный представитель дуализма.

2.1. Соображения, касающиеся представлений о конечности мира

Основная черта философского мировоззрения Д. - дуализм души и тела,
" мыслящей" и " протяжённой" субстанции. Отождествляя материю с протяжением,
Декарт понимает её не столько как вещество физики, сколько как пространство стереометрии. В противоположность средневековым представлениям о конечности мира и качественном разнообразии природных явлений Декарт утверждает, что мировая материя (пространство) беспредельна и однородна; она не имеет пустот и делима до беспредельности. Каждую частицу материи Декарт рассматривал как инертную и пассивную массу. Движение, которое Декарт сводил к перемещению тел, возникает всегда только в результате толчка, сообщаемого данному телу др. телом. Общей же причиной движения в дуалистической концепции Декарта является бог, который сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет их.

2.3. Доводы, касающиеся бессмертия души, доказывающие существования бога

Учение Декарта о человеке также дуалистично. Человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Из всех способностей человеческой души Декарт на первое место выдвигал волю. Дуализм субстанций позволяет, таким образом, Декарту создать материалистическую физику как учение о протяжённой субстанции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим звеном между ними оказывается Бог, который вносит в природу движение и обеспечивает инвариантность всех её законов.

Дуалистическая метафизика.

Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции, корни которого лежат в античной онтологии. Субстанция как вещь по Декарту (под " вещью" в этот период понимали не эмпирически данный предмет, а всякое сущее вообще), которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя.

Декарт две субстанции - духовная и материальная. Главное духовной субстанции - ее неделимость, материальной - делимость до бесконечности (античное понимание унаследованное средневековьем) (атомов и пустоты не существует). Основные атрибуты субстанций - это мышление и протяжение, остальные атрибуты производны от этих первых.

Бога - вложившего в человека естественный свет разума.

Декарт самосознание - чисто субъективная достоверность, субъект рассматривается гносеологически, как то, что противостоит объекту. Расщепление всей действительности на субъект и объект - принципиально новое, чего не знала ни античная, ни средневековая философия. Противопоставление субъекта объекту характерно как рационализму, так и эмпиризму XVII века. Благодаря этому противопоставлению гносеология выдвигается на первый план в XVII веке.

Для рационализма XVII века математика является образцом строгого и точного знания которому должна подражать и философия, если она хочет быть наукой. А что философия должна быть наукой, и притом самой достоверной из наук, в этом у большинства философов той эпохи не было сомнения.

Материальная субстанция - Декарт отождествляет с природой. Из природы Декарт полностью изгоняет понятие цели, на котором основывалась аристотелевская физика. Именно в XVII веке формируется механистическая картина мира.

Дуализм субстанций. Связующим звеном между ними у Декарта бог, который вносит в природу движение и обеспечивает инвариантность всех ее законов. До Декарта никто не отважился отождествить природу с протяжением, то есть с чистым количеством. Он также ориентировался на модель организма как механически работающей системы. Он ввел понятие рефлекса (сам термин появился позже) Термин “рефлекс” и означал отражение. Это объясняло рефлекторную природу поведения без обращения к душе, как движущей телом силе.

Признав, что машина тела и занятое собственными идеями сознание - это независимые друг от друга сущности (субстанции), Декарт столкнулся с необходимостью объяснить, как же они сосуществуют в целостном человеке. Решение, которое он предложил, было названо психофизическим взаимодействием.. Тело влияет на душу, пробуждая в ней “страдательные состояния” (страсти) в виде чувственных восприятии, эмоций и т. п. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту “машину” работать и изменять свой ход. Процесс познания своего рода поточная линия где главное - непрерывность. Непрерывность - один из важнейших принципов метода Декарта.

Последовательным рационалистом Декарт оставался даже при рассмотрении категорий этики - аффекты и страсти он рассматривал как следствие телесных движений, которые (пока они не освещены светом разума) порождают заблуждения разума (отсюда и злые поступки). Источником заблуждения служит не разум, а свободная воля.

Людям не дано знать намерений Бога. Учёный должен выяснить, каким образом Бог создавал те или иные вещи, а не для чего он это делал. Смысл – телесный детерминизм – можно причинно-следственный механизм выявить и как действует - обьяснить, а сознание только понять и описать – причину не найти в Боге она.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь