Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные жанры провансальской поэзии.



Альба (прованс. alba – «рассвет») – песня утренней зари. Утренняя песня, рисующая расставание влюбленных на заре.

Кансона (канцона) – любовная песня – основная жанр поэзии трубадуров, основная тема – любовь. Это песня о любви вообще.

Серенада (прованс. serene – «вечер») – вечерняя песня, призыв к свиданию.

Кобла (куплет) – стихотворение назидательного характера, состоящее из 1 строфы.

Пасторела (пастушеская песня) – рыцарь на лоне природы встречает пастушку. Он начинает за ней ухаживать, она либо уступает ему, после чего он забывает о ней и уезжает, либо дает ему отпор и зовет односельчан. Они с вилами и дубинами заставляют его позорно отступить.

Сирвента (воинская песня) – стихотворение, посвященное политическим, общественным проблемам, реже на личную тему.

Крестовая песня – посвящена крестовым походам.

Тенсона (песня-спор) – спор между 2 поэтами на любовную, моральную, литературную тему. Речи произносятся поочередно, как в живом диалоге, по 1 строфе. Истоки этого жанра очевидны в фольклоре.

Общественное положение трубадуров было весьма разнообразно. Среди них 4-5 королей, несколько десятков крупных феодалов, мелкие рыцари, замковые слуги, купцы, ремесленники. Трубадурами, воспевающими любовь, были священники и монахи. Свидетельством прогрессивности этого литературного направления является то, что до нас дошло около 30 имен женщин-трубадуров, в то время когда женщины занимали в обществе зависимое положение. Прованс – единственная область в Европе, где женщины получили политические и общественные права. Женщина имела право оставить землю по наследству. Она стала выбирать возлюбленных и мужей. В отличие от всей остальной Европы, где выдавали замуж в 11-12 лет. Брак был выгодной сделкой для материального положения.

Основная тема трубадурской поэзии – любовь, понимается как чувство захватывающее всего человека, облагораживающее и возвышающее. Это «истинная», «тонкая» любовь, она противопоставляется «глупой» любви, которая стремится только к чувственным наслаждениям. Любовь определяется свободным личным выбором, отрицающим сословные и церковные узы. Поэтому предметом любви является замужняя женщина, жена другого.

Возникает доктрина любви, описан кодекс ее свойств, прав, обязанностей любящих, фразеология для описания чувств и душевного состояния влюбленных. Для трубадура обязательно знание законов любви. Согласно этим законам любящий робок, бледен, должен скрывать свое чувство от ревнивого мужа и злых доносчиков. Для безопасности он выбирает себе псевдоним, даму сердца он также называет вымышленным именем.

Лирический герой отличается скромностью, терпеливостью, подчиняется всем капризам дамы, довольствуется малыми знаками любви. Его робость мешает открыться в любви, но наряду с робостью герой обязательно должен быть храбрым. Влюбленный рыцарь вассал, прекрасная дама – сюзерен. Он преклоняет перед нею колено, украшает себя ее подарками (носовой платок, перчатки, кошелек, вышитый руками любимой женщины). Бледность, вздохи красноречивые признаки влюбленности.

Образ Прекрасной дамы. Прекрасная дама – небесная владычица, к ней как к Мадонне обращены молитвы рыцаря. Она обязательно аристократка, необычайно хороша собой. Согласно принципу эстетического тождества есть единый набор определений, характеризующих красоту дамы (стан строен, длинные ноги, пальцы). Она прекрасно воспитана, обладает хорошими манерами, должна уметь принимать гостей, разбираться в поэзии. Она может быть и безграмотной, лишь бы понимала «Я Вас люблю». Дама должна быть аккуратной, хорошо причесанной, украшенной драгоценностями. Чем дольше дама говорит «нет», тем лучше, главное чтобы глаза говорили «да». Дама всегда замужняя женщина, влюбленный рыцарь для нее это возможность сделать свободной выбор. Даме всегда сопутствует любовь.

Представители провансальской поэзии.

Джауфре Рюдель. Основная тема творчества – любовь и страдание (последователь Сапфо и Катулла). Внешне разработка тема любви у него сходна с христианскими мотивами, но христианин страдает, чтобы получить блаженство в загробной жизни, а у него герой страдает, чтобы получить наслаждение в любви.

Любовь к Прекрасной Даме требует духовного совершенствования, любовь – это критерий духовных ценностей. Это новшество в любовной поэзии привнесла религия. Любовь – чувство индивидуальное, только влюбленный человек приобретает свою неповторимую индивидуальность.

Д. Рюдель противопоставляет куртуазную любовь (возвышенную, изящную) и некуртуазную (плотскую), которая разрушает человека. В этом делении любви на духовную, платоническую и телесную, греховную проявляется влияние религии. Идеальная любовь совершенствует человека. Совмещение телесной и духовной любви начнет Петрарка, а закончит Шекспир. А. Блок возрождает средневековое понимание женщины Прекрасной Дамы.

Бернарт де Вентадорн – выходец из низов, замковый слуга. Вся его поэзия проникнута любовной темой. Сначала он воспевал жену своего сеньора, затем королеву Англии Элеонору Аквитанскую. По изящности стихов он принадлежит к самым выдающимся трубадурам. Он говорил о себе: «Когда приходит весна и начинают петь птицы, я, у которого в сердце больше радости, чем в них, должен, конечно, петь, ибо все мои дни – лишь одна радость и песня, и я не помышляю ни о чем другом».

«Поэзия имеет для меня цену лишь тогда, когда она исходит из глубины сердца, но это возможно только, если в сердце царит истинная любовь. Вот почему мои песни лучше всех других песен, ибо любовь заполняет все мое существо – рот, глаза, сердце и чувства».

Бертран де Борн – современник Бернарта, воинствующий феодал, защитник феодальной чести, рыцарь старого типа, полный сословных предрассудков. Принимал участие в междоусобных войнах на юге Франции. Он проявил себя больше политической тематикой. Основной жанр его творчества – сирвента. Он тоскует зимой и с нетерпением ждет весны, но весна для него это не пора любви, а время возобновления походов. Он воспевает радость боя, как рыцари рискуют в поле брани жизнью, как идет осада замка, как ров заполняется отрубленными головами, руками, ногами. Ему нравится война и потому, что во время нее короли становятся щедрыми и можно поживиться за счет простого народа:

Люблю я видеть, как народ,

Отрядом воинским гоним,

Бежит, спасая скарб и скот,

А войско следует за ним.

Он не скрывает своей ненависти и презрения:

Мужики, что злы и грубы,

На дворянство точат зубы,

Только нищими мне любы!

Любо видеть мне народ

Голодающим, раздетым,

Страждущим, необогретым!..

Простолюдины, по его мнению, злы, завистливы, лживы, не соблюдают заповедей, «пусть Господь их покарает!».

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь