Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методика обучения восприятию изображений



В процессе овладения слабовидящими детьми знаниями широко используется иллюстративный материал, позволяющий слабовидящему ребенку познакомиться с це­лым рядом объектов, которые он не в состоянии часто вос­принимать с натуры ущербно развивающимся зрением.

В исследованиях, посвященных изучению зрительного восприятия слабовидящих детей (М. И. Земцова, А. И. Зотов, Т. Н. Головина, Ю. А. Кулагин, Е. М. Украинская, В. А. Фе­октистова, М. Б. Эйдинова и др.), отмечается фрагментар­ность, замедленность, неясность образов, возникающая в ре­зультате восприятия отдельных элементов рисунка и недоста­точной четкости имеющихся у слабовидящих детей зритель­ных представлений, слабость следов зрительного восприятия, препятствующая словесному называнию виденных предметов, наличие большого числа искажений, уподоблений и замен од­них предметов другими. При кратковременной экспозиции изображений во многих случаях обнаруживается нарушение восприятия пространственных отношений, изображенных на рисунке.

Результаты исследований позволили опреде­лить некоторые требования к построению иллюстраций для слабовидящих детей:

а) предельно четкое выделение контура изображения;

б) уменьшение количества мелких деталей, играющих второстепенную роль для основного содержания иллюстрации;

    в) четкое выделение смыслоразличительного признака;

      г) некоторая стилизация изображения путем приближе­ния его основной формы к сходным геометрическим;

д) ограниченное применение округлых и объемных изо­бражений;

е) горизонтальное расположение иллюстраций.

 

Для предъявления изображений используется специальный штатив, позволяющий предъявлять рисунки на расстоянии от 10 см до 1 м, а для опознания изображения с расстояний в пределах кабинета (класса).

Подбирается максимальное расстояние, на котором опознается изображение (для каждого учащегося индивидуально), затем это расстояние постепенно увеличивается (с 20-30 см до 4-5 м).

Размер перцептивного поля предъявляемых рисунков должен составлять от 10 до 50 градусов. Время экспозиции на занятиях практически не ограничивается. В задании на развитие константности восприятия изображения предъявляются под углом от 5 до 45 относительно линии взора. Определение порога узнавания формы, контура проводится опытным путем. В процессе проведения работы по обучению детей воспринимать изображения идет постепенное сокращение угла зрения, демонстрация изображений на более удаленном расстоянии; развитие порога различения величины; обнаружение объекта в условиях пониженной контрастности, насыщенности и яркости цвета, четкости контура.

 

  1. Дается инструкция на поиск и обнаружение изображе­ний в перцептивном поле: найти рисунок, определить его границы, выделить из фоновой плоскости.
  2.  Учить выделять признаки изображения, делить их на информативные и неинфор­мативные, главные и второстепенные, перцептивно вычленять ключевые признаки, условия, а также вербализовать эти результаты. (Что нарисовано? О чем эта картинка?)

В процессе РЗВ необходимо развивать целостное опознание на основе операций анализа-синтеза, группировки, интегрирования признаков и час­тей. При этом полезными приемами являются:

- составление разрезанного на части,

- выделение из фона замаскированного объекта.

С целью формирования способности опознавать изображение по какой-либо его отдельной части используются специальные пособия. Они содержат наборы целых изображений и их частей с разной информативной значимостью. (мы видели на примерах занятий г.Самары). Вначале дети рассматривают и запоминают целые изображения. Затем предлагается определить, какому изображению принадлежит та или иная часть. Фрагменты изображений предъявляются в случайном порядке. Можно применять и простой способ перекрытия. С помощью вырезанного из листа плотной бумаги «окошечка», которое последовательно накладывается на те или иные части изображении. Причем, последовательность предъявления картинок д.б. в следующем порядке: простая предметная, сложная предметная, простая сюжетная, сложная сюжетная.

Следует уделять большое внимание тренировке акта сличения зрительных образов с эталонами памяти, так как скорость воспри­ятия обратно пропорциональна времени сличения. Выделение в объекте специфического сенсорного содержания, переориентировка сенсорных признаков на вербально-логические и наоборот важна для развития обобщения и категоризации. Необходимо формиро­вать дискретное (по частям) и интегральное (целостное) опознание в их различных соотношениях.

Опознание изображений в различных условиях предъявления (заполненное изображение, силуэтное, контурное) способствует развитию константности восприятия. Обязательный прием - сравнение представленных в разных сочетаниях изображений и их частей.

Обогащение и расширение сферы зрительных представлений о внешнем мире, развитие наглядно-образного мышления осуществ­ляется в процессе восприятия сюжетных ситуаций разной степени сложности. Педагог помогает учащемуся осмыслить ситуацию сюжетного рисунка, установить пространственно-временные зависимости и причинно-следственные связи между изображенными объ­ектами.

 

На первом этапе работа с рисунками строится на использовании следующих обучающих заданий:

ü нахождение рисунка, определение границ, выделение из фоновой плоскости;

ü ориентирование на изобразительной плоскости, определение верха-низа, правой-левой, центральной частей рисунка;

ü поиск изображения на рисунке;

ü наложение силуэтного изображения на рисунок;

ü построение вербально- смысловых схем описания изображения;

 

Ряд заданий первого этапа связан с опознанием простых предметных изображений. Эти задания решаются следующими задачами:

ü формирование дискретного способа опознания, выделение частей (фрагментов) изображений, описание их информативных свойств;

ü формирование интегрального способа опознания, определения сигнальных признаков, определение основного в объектах изображения;

ü закрепление различительных признаков путем многократного сравнения разнородных изображений;

ü развитие быстроты и точности восприятия, стереотипов узнавания;

ü дифференциация зрительных представлений, сравнение разнородных изображений, имеющих выраженные отличительные признаки однородных, но разновидных изображений, имеющих классовые различия; определение особенностей, характеризующих объект как отличный от всех других объектов;

ü обобщение объектов изображения;

ü выделение обобщающих понятий;

ü решение сложных мыслительных задач на материале предметных изображений.

На втором этапе коррекционного курса дети учатся опознавать сложные изображения. В круг заданий этого этапа входят:

ü пространственная ориентация на материале сложных изображений;

ü описание рисунка и нахождение ориентационных зависимостей между объектами;

ü взаиморасположение объектов на рисунке и пространственные соотношения между изображенными объектами;

ü изучение законов перспективы;

ü объяснение построения проекционной глубины, понятий «линия горизонта» и «точка схода»;

ü  развитие восприятия объемности изображаемых объектов;

ü   опознание изображений с контрастными изменениями цветового тона, различение светотени, изменение окраски предметов в зависимости от расположения относительно источника света и его структуры;

ü опознание объектов, имеющих перекрытие объектами первого плана;

ü отработка приемов по частичному наложению одного изображения на другое, определение целого по части;

ü обучение опознанию объектов в различных условиях воспроизведения и демонстрации;

ü развитие константности восприятия формы, цвета, величины.

Третий этап коррекционного курса связан с развитием восприятия сложных сюжетных рисунков и картин. Задания включают:

ü подробное описание сюжетной композиции;

ü выделение главного на рисунке;

ü определение объекта и субъекта действия, характера и направленности действия;

ü установление причинно-следственных связей и пространственно-временных отношений;

ü определение основной сюжетной канвы сложного изображения, установление ассоциативных связей и актуализация их в процессе описания;

ü обучение пониманию внутреннего действия сюжетной композиции, определение по внешним признакам эмоционального состояния персонажей;

ü знакомство с произведениями изобразительного искусства;

ü понимание условностей стилизации художественного произведения, авторского замысла, манеры исполнения картины;

ü развитие эмоционального восприятия произведений искусства.

Основные приемы работы:

ü поиск и обнаружение изображений;

ü различение их информативных признаков;

ü дискретное и фрагментарное опознание частей изображения;

ü целостное опознание на основе интегрирования признаков и частей;

ü опознание изображений в различных условиях предъявления;

ü сопоставление и сравнение изображений и их частей;

ü обобщение и категоризация;

ü установление пространственно-временных зависимостей и причинно-следственных связей на сюжетных рисунках;

ü осмысление ситуаций сюжетных рисунков.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь