Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема борьбы добра и зла в романе М.А. Булгакова « Белая гвардия » или « Мастер и Маргарита » ( по выбору экзаменуемого).
У Булгакова Сатану легко воспринять и как ревизора от Бога. Он – исполнитель его воли. Ведь это дьявол выполняет просьбу Левия Матвея от имени Бога – устроить судьбу Мастера в новой жизни. Таким образом, объективно Воланд творит добро, но он и не очень – то рвётся делать зло. Самый главный и самый страшный дьявол у Булгакова – это человеческое общество. Воланд – князь тьмы – по сравнению с ним мелкий хулиган. Прибыв на инспекцию в Москву 30–ых годов, он практически в растерянности: ему нечего делать, негде творить своё исконное зло. Всё уже сделано, остается лишь подбирать какие-то крохи. А людишки так испоганились, что где Сатана не повернется, кого не щелкнет по носу – все негодяй, все мелкий бес, по сравнению с которым и свита Воланда – веселые шалуны. По мысли писателя, современное ему общество, без помощи дьявола, проделало всю дьявольскую работу по совращению людей во все смертные грехи, по искушению и растлению. Здесь дьяволу уже делать нечего. Более того, общество лишает своей поддержки и честного художника. И поэтому Мастер вынужден уйти под опеку к Воланду. Князь тьмы оказывается единственным могущественным опекуном среди бесправия и морального и физического гнёта. Естественно, что и любовь, как и творчество (два наиболее высоких проявления духовности человека) оказываются ненужными в данном обществе. Поэтому Мастер И Маргарита вынуждены идти за помощью к Сатане. Маргарита говорит: «Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня». Мастер, Га – Ноцри, Маргарита не могут жить среди людей, в которых сместились все ценности. Нравственные люди, которые стараются идти по жизни в согласии со своей совестью, имеют собственную точку зрения, оказываются за бортом жизни, их заглатывает серая толпа: Иешуа оказывается на кресте, а Мастер – в психлечебнице. Совершенно очевидно, что поэтому Булгаков не принимает и не может принять современный ему действительности, порожденной данным обществом. Это государство для него страшнее самого Дьявола. Таким образом, тема добра и зла в «Мастере и Маргарите» - одна из основополагающих тем. Писатель показывает, что по законам Вселенной добро и зло гармонично сосуществуют, дополняя и переплетаясь друг с другом. Но в современном писателю обществе нарушились все законы. Зло взяло верх над добром, и неизвестно, восстановится ли когда-либо мировое равновесие. 48. Мир человеческой души в лирике М.И. Цветаевой (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). Душа всегда была главным героем цветаевского творчества.Серьезной внутренней коллизии в душе человека перед лицом окончательного выбора посвящено одно из наиболее сильных стихотворений поэта - « Тоска по родине! Давно… ». Весь текст пронизывает одна идея: такому человеку, как героиня, … все равно, каких среди Лиц - ощетиниваться пленным Львом, из какой людской среды Быть вытесненной… Стихотворение, в сущности, и составляет набор аргументов и доказательств возможности существования человека вне родины, где угодно… Свобода и своеволие души, не знающей меры – вечная и дорогая тема для Цветаевой. В стихотворении « Уж сколько их упало в эту бездну… » героиня пытается разглядеть в дали лет тот день, когда ей будет суждено исчезнуть «с поверхности земли». Никому из смертных не миновать этого. Но как трудно представить, что когда – то наступит этот миг и – «застынет всё, что пело и боролось,/ Сияло и рвалось». Ведь героиня так дорожит всем, что есть «на ласковой земле», всем многообразием звуков, голосов, красок. И мысль о том, что после её ухода ничего не изменится вокруг, жизнь для других останется прежней – обыденной, полной забот, совершенно нестерпима для неё. М. Цветаевой было суждено стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув в своём творчестве трагической истории XX века, она раскрыла трагедию мироощущения человеческой души. 49. Тема творчества в лирике Б.Л. Пастернака (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). ема поэта и поэзии является одной из основных в творчестве Бориса Пастернака. Для него труд творческой личности носит благородный и бескорыстный характер. И никакая слава не делает поэта по-настоящему любимым, только полная самоотдача любимому делу способна преображать ( « Быть знаменитым некрасиво »): Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Такова позиция Пастернака в отношении искусства. Он не принимает стремления к славе, известности. Настоящий человек искусства не ищет в творчестве выгоды, у него всё подчиняется внутреннему, духовному миру, который и формирует поэта, делает его создания бесценными. Поэзия для Пастернака – это особый процесс, который полностью поглощает, делает и зависимым, и свободным одновременно. Не существует пути к отступлению, а есть только постоянное движение вперёд, которое захватывает всё существо. Поэт несёт огромную ответственность за то, что им создаётся, за свои мысли и чувства ( « О, знал бы я, что так бывает »): О, знал бы я, что так бывает, Когда пускался на дебют, Что строчки с кровью – убивают, Нахлынут горлом и убьют. Таким образом, Пастернак видит высокое предназначение поэта и поэзии как искусства. Он считает, что художник не может преследовать какие-нибудь корыстные цели, творчество возможно только ради творчества. 50. Интимное и гражданское в лирике А.А. Ахматовой (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). В зрелом творчестве героиня предстает в необычном для женской поэзии ракурсе – поэт и гражданин. Ахматова – первая женщина-поэт, которая показала трагический путь женщины-поэтессы. Этот мотив прослеживается в стихотворении « Муза », где она писала о несовместимости просто женщины и женщины-творца. Автор с горечью призывает Музу посмотреть на обычную жизнь обычных девушек и женщин. И в этом плане понятны последние строки стихотворения: Тихо отвечу: «Она отняла Божий подарок» Обычная жизнь обычной женщины – «божий подарок» - это право на любовь, на ошибки. Но автор – поэт, и жизни как у всех у нее быть не может. Поэзия и божественное творчество – «подарок», и в то же время тяжелая ноша, которую женщине трудно нести. И тогда уже «божьим подарком» для нее представляется обычная жизнь. Вся ранняя лирика – это любовная лирика. Ахматова была первой женщиной в поэзии, которая раскрыла сложный мир женских переживаний. Любовь в изображении поэта драматическая, неразделенная, законченная, но она никогда не романтизировала, а наоборот, слишком приземляла и слишком окружала бытовым фоном это чувство. « Песня последней встречи » - это разлука, расставание, равное смерти. Героиня подавлена, о чем говорит психологическая деталь – «перчатка» и «ступени»: Показалось, что много ступеней, А я знала – их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри!» Быть поэтом – трудная миссия. Поэту сулят покой, славу, но за это она должна покинуть Родину и забыть ее. Лирическая героиня отказывается, называя все предлагаемое ей «недостойной речью». Ахматова относится пренебрежительно к тем, кто уехал из России. Истинный гражданин должен оставаться с родиной в любые трудные времена(Не с теми я, кто бросил землю...): Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Анна Ахматова внесла свое понимание в такие темы, как любовь, творчество, женская душа, патриотизм. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 923; Нарушение авторского права страницы