Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Н.В. Гоголь «Ревизор». История создания одной комедии



Курсовая работа

Н.В. Гоголь «Ревизор». История создания одной комедии


Введение

Младший современник А. С. Пушкина и его великий продолжатель, Н.В. Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачи первого революционного выступления против абсолютизма и крепостничества. Обратившись к важнейшим общественным проблемам своего времени, Гоголь пошел дальше по пути реализма, который был открыт для русской литературы А.С. Пушкиным и А.С. Грибоедовым. Развивая принципы критического реализма, определившие художественный метод названных писателей, Гоголь стал одним из величайших критических реалистов в русской и мировой литературе. Сознавая себя ответственным перед родной страной, писатель-гражданин взволнованно обращался к ней: «Русь! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?..» Признавая за Гоголем «полное право» на такое определение своей общественной миссии, Н.Г. Чернышевский писал: «...давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России».

Детство и юность Николая Васильевича Гоголя, родившегося 20 марта (1 апреля) 1809 г., прошли на Украине, вдали от обеих столиц с их кипучей литературной жизнью, с их оживленной идейной борьбой. Но было бы неправильно думать, что Гоголь остался в стороне от идейно-литературного движения своего времени. Он рано начинает испытывать те или иные литературные и общественные воздействия и с течением времени становится, по выражению В. Г. Белинского, «первым писателем современной России».

Литературные интересы были далеко не чужды семье Гоголей. Отец будущего писателя, В.А. Гоголь (Яновский), был автором комедий на украинском языке. Детские годы писателя были богаты и театрально-музыкальными впечатлениями. Недалеко от Васильевки, поместья родителей Гоголя, находились Кибинцы, имение богатого вельможи Д.П. Трощинского, который устроил у себя крепостной театр и домашний оркестр. Будучи родственниками Трощинского, Гоголи посещали его имение, а В. Гоголь принимал участие в театральных постановках в качестве драматурга, режиссера и актера. Ко всему этому мальчик относился с большим интересом.

Характеризуя общественную среду, влиявшую на юного Гоголя, нельзя не упомянуть о близости его родителей к Капнистам, семье известного автора комедии «Ябеда» и «Оды на истребление в России звания раба». Вместе с родителями Гоголь бывал в Обуховке, имении В.В. Капниста, расположенном недалеко от Васильсвки. Здесь нередко собирались члены тайных декабристских обществ: Муравьевы-Апостолы, Лорер, Лунин, Пестель. Сын Капниста был членом «Союза благоденствия». Сохранились свидетельства, что здесь велись оживленные беседы о политических делах, о необходимости преобразований в государстве.

Для идейного развития Гоголя большое значение имело его обучение (1821-1828) в Нежинской гимназии высших наук, незадолго до того открытой для подготовки государственных чиновников. Годы пребывания Гоголя в гимназии совпали с большими потрясениями, пережитыми Россией. Ему шел семнадцатый год, когда произошли революционные выступления на Сенатской площади в Петербурге и в Белой Церкви на Украине. Скорбным эхом отозвалась в обществе жестокая расправа Николая I с борцами за свободу.

Внимательно следили воспитанники гимназии за современной литературой. Не удовлетворяясь уроками словесности, на которых преподаватель не шел дальше Г.Р. Державина, Н.В. Гоголь и его ближайшие друзья, А.С. Данилевский и Н.Я. Прокопович, выписывали журналы, альманахи, по которым знакомились с новейшей литературой, с восхищением читали «Евгения Онегина». Гоголь писал матери 6 апреля 1827 г., что он отказывает себе «даже в самых крайних нуждах», с тем чтобы выписать, «что только выходит самого отличного».

Интерес к литературе легко переходил в интерес к театру. Постановка на школьной сцене пьес русского и западноевропейского репертуара (Мольер, Флориан, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин, В.А. Озеров) занимала досуг нежинских гимназистов. Гоголь был душой этого дела, выступая и режиссером, и декоратором, и актером. Талантливое исполнение Гоголем комических ролей, в особенности Простаковой в «Недоросле», надолго запомнилось зрителям, предсказывавшим юному дарованию артистическую карьеру.

Нежинские гимназисты пробовали свои силы и в литературном творчестве, помещая свои произведения в школьных рукописных журналах. Среди товарищей Гоголя были многие будущие литераторы, начавшие писать еще в гимназии. И здесь первенствовал Гоголь, сочинявший в самых различных жанрах, среди которых, по его воспоминаниям, преобладали «лирические» и «серьезные». Но в те же годы у Гоголя начал обнаруживаться и талант комического писателя. Сохранились сведения о написанном им произведении «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан». Это была сатира, осмеивавшая нежинских обывателей, о которых Гоголь весьма критически отзывался и в своих письмах.

Очень рано Н.В. Гоголь начинает готовить себя к высокому гражданскому служению, решает посвятить свою жизнь борьбе за общественное благо. Перебирая «все должности в государстве», Гоголь останавливается «на юстиции». Здесь он будет «истинно полезен», борясь с «величайшим в свете несчастьем» - неправосудием. Для этого Гоголь и занимается изучением права различных народов и «естественных, как основных для всех, законов». Не о стезе неподкупного и справедливого судьи или чиновника мечтал Гоголь. Он хотел внести в русский правопорядок начала высшей справедливости, естественные и основные для всех законы. Но на этом пути столкновение с российским «неправосудием», с несправедливостью «прав отечественных» было неизбежным.

По окончании нежинской гимназии, в конце 1828 г., Н.В. Гоголь Приехал в Петербург, чтобы в осуществление своих юношеских мечтаний начать «службу государству». Но, оказывается, получить даже незначительную должность чиновника в столице было не так-то легко. Гоголь долго ищет места, и только в конце 1829 г. ему удается поступить в департамент государственного хозяйства и публичных зданий. Между тем в печати появляются два его юношеских произведения. Одно из них - стихотворение «Италия», напечатанное без подписи в журнале «Сын отечества» за 1829 г., - представляет собой патетический гимн в честь «роскошной страны», по которой «душа и стонет и тоскует». Другое - «идиллия в картинах» «Ганц Кюхельгартен» (1829), напечатанная под псевдонимом В. Алов.

Идиллия Гоголя, свидетельствовавшая о литературной неопытности поэта, вызвала отрицательные рецензии в «Московском телеграфе» и в «Северной пчеле». Удрученный неудачей, самолюбивый автор забирает из книжных магазинов экземпляры своей книжки, сжигает их и уезжает за границу, откуда, впрочем, скоро возвращается.

К разочарованию на литературном поприще вскоре присоединилась еще одна неудача Н.В. Гоголя: он пытался поступить на сцену, но, видимо, не удовлетворил дирекцию императорских театров, привыкшую к условной, напыщенной манере актерской декламации.

Разочарование постигло Гоголя и на «службе государству». В Петербурге Гоголь получил возможность составить представление о работе чиновника. Он убедился, что у мелкого чиновника нет никаких возможностей для высокого служения государству, для проведения в жизнь идеалов правосудия, естественного права. Но Гоголь видел, что это едва ли доступно чиновнику и на более высокой ступени служебной лестницы. Гоголя удручает общий дух бюрократического Петербурга. Петербургские впечатления наводят Гоголя и на более глубокие размышления. Его поражают социальные контрасты высокого и ничтожного положения в обществе, противоречия богатства и бедности.

Добиваясь возможности служить государству в качестве чиновника, Гоголь не оставляет и литературных занятий. Под свежим впечатлением только что вышедшего из печати пушкинского «Бориса Годунова» (1831) Гоголь пишет критическую статью о трагедии, называя ее «великим творением» и восхищаясь ее художественной правдой (статья осталась в рукописи). Написанную с романтическим пафосом статью Гоголь заканчивает торжественным обещанием в своем служении искусству сохранить духовный подъем, которым начинающий писатель обязан А. С. Пушкину. Они познакомились на вечере у П.А. Плетнева в 1831 г. Первые же литературные начинания Гоголя в столице свидетельствуют, что молодой писатель становится на сторону Пушкина.

Потерпев неудачу на путях «возвышенного» романтизма, Н. В. Гоголь круто изменяет направление своего творчества. В 1830 г. в «Отечественных записках» появляется его новое произведение - «Вечер накануне Ивана Купала». В 1831-1832 гг. двумя книжками выходят «Вечера на хуторе близ Диканьки», где были напечатаны восемь повестей из украинской жизни: 1) «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала» (по сравнению с журнальной публикацией повесть была коренным образом переработана), «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота»; 2) «Ночь перед рождеством», «Страшная месть», «Инан Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место».

Закончив работу над циклом «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Н.В. Гоголь ведет творческие поиски в двух направлениях: современная украинская и русская действительность и историческое прошлое украинского народа. Раньше других завершаются повести на украинском материале, и уже 2 декабря 1833 г. Гоголь читает А.С. Пушкину «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Еще в начале 1831 г. Гоголь, не выдержавший однообразия и бессмысленности канцелярской работы, поступил младшим учителем истории в Патриотический институт, где он прослужил более четырех лет. В Петербургском университете Гоголь читал историю средних веков и древнего мира. В конце 1835 г. Гоголь оставляет университет.

В 1835 г. было опубликовано семь художественных произведений Гоголя. В «Арабесках» наряду со статьями были напечатаны три повести из петербургской жизни: «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего». Сборник «Миргород», вышедший в двух частях, содержал четыре произведения: 1) «Старосветские помещики», «Тарас Бульба»; 2) «Вий», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Выход сборников Гоголя был новым большим шагом в развитии русского реализма. Три художественных произведения, помещенных здесь, - «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» - Гоголь в отличие от украинских повестей не объединил общим заглавием. Однако они, бесспорно, образуют особый цикл гоголевских повестей, включающий еще два произведения: напечатанную в пушкинском «Современнике» за 1836 г. повесть «Нос» и написанную значительно позже повесть «Шинель» (опубликована в 1842). Все эти произведения объединяются общностью предмета художественного изображения - большого города, Петербурга, столицы Российской империи. На этом основании указанный цикл стали именовать петербургскими повестями.

октября 1835 г. Н.В. Гоголь начал писать «Мертвые души» и продолжал работать над этим произведением всю оставшуюся жизнь. Отвлеченный от задуманной поэмы работой над «Ревизором», Гоголь возвращается к ней уже за границей, куда он уехал летом 1836 г. Поселившись в Италии, Гоголь прожил в Риме с марта 1837 г. до января 1848 г., только по делам наезжая в Россию. Первый том «Мертвых душ» был закончен в 1841 г. и после долгих цензурных мытарств в мае 1842 г. вышел из печати.

Как это было и после «Ревизора», Н. В. Гоголь остро реагирует на общественное восприятие «Мертвых душ». Напряженные идейные искания, сопровождавшие работу писателя над поэмой, вступаю! теперь в такую стадию, когда художник-сатирик чувствует себя обязанным дать прямой ответ на кардинальные вопросы русской жизни. В начале 40-х годов, когда формируются материалистические и революционные взгляды В.Г. Белинского и А.И. Герцена, с одной стороны, и реакционные воззрения славянофилов - с другой, когда по самому тревожному для Гоголя вопросу о путях дальнейшего развития России отчетливо намечаются коренные расхождения двух лагерей, автор «Ревизора» и «Мертвых душ» хочет определить свою общественно-политическую позицию. По выражению Н. Г. Чернышевского, Гоголь «был застигнут потребностью создать себе прочный образ мыслей». На этом пути Гоголь как мыслитель и художник потерпел крушение.

Признаки идейного кризиса обнаруживаются у Н. В. Гоголя уже после напечатания первого тома «Мертвых душ». По наблюдениям Н.Г. Чернышевского, новое «настроение», или, как он пишет, «болезненное направление». Гоголь обнаружил в последние десять лет своей жизни, т. е. в 1843 - 1852 гг. Печальным итогом нового направления общественно-политических взглядов Гоголя явилась опубликованная им в 1846 г. книга «Выбранные места из переписки с друзьями». Великий художник попытался в публицистической форме развернуть перед современниками свою общественно-моральную программу.

Творчество Н.В. Гоголя достаточно хорошо изучено. Можно назвать работы таких исследователей как Ю.В. Манн, Ю. С. Сорокин, А.Н. Степанов, В.Г. Березин, Г.М. Фридлендер, А.В. Западов, Н.Д. Эфрос, В.В. Данилов, Е.М. Пинус, А.А. Касаткин, В.Ф. Переверзева и многих других. Целый ряд вопросов, связанных с гоголевским творчеством, освещен если и не окончательно, то с достаточной полнотой. Были освещены такие вопросы как зависимость Гоголя от западноевропейской литературы, отношения Гоголя к русской литературе, психология творчества Гоголя и многие другие. Русские религиозные философы (Н. Бердяев, Д. Мережковский, В. Соловьев, Л. Шестов) в своих работах рассматривали религиозно-мистический аспект в творчестве Н.В. Гоголя.

Одна из важных проблем исследования творчества Н.В. Гоголя - это рассмотрение различных мотивов в его произведениях. Одним из таких мотивов является мотив еды. Он достаточно хорошо рассмотрен в таких произведениях Н.В. Гоголя, как «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Мертвые души». Но в драматургических произведениях Гоголя эта тема изучена недостаточно. Этим и определяется актуальность нашей работы.

В курсовой работе нами были поставлены следующие цели и задачи.

. Рассмотреть особенности драматургии Н.В. Гоголя.

. Рассмотреть авторское начало в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

. Рассмотреть систему образов в данном произведении.

. Выделить основные мотивы и темы комедии.

. Рассмотреть идейный уровень произведения.

. Исследовать околотекстовое пространство.


Заключение

 

Правильный ответ на вопросы, поставленные великим писателем в его художественных произведениях, дали те представители передовой общественной мысли и освободительного движения, которые не менее напряженно, чем Н. В. Гоголь, размышляли о путях развития России и не менее пламенно, чем он, желали ей добра, - революционные демократы. От них не укрылись глубокие противоречия идейного и творческого развития Гоголя. Особенно большое внимание этому вопросу уделял Н. Г. Чернышевский, возражавший против прямолинейного разграничения Гоголя-художника и Гоголя-мыслителя, но признавший, что писателю была не ясна связь обличаемых им явлений «с общею обстановкою нашей жизни». В этом, по мнению Чернышевского, был основной недостаток мировоззрения Гоголя.

Своей задачей критики-демократы считали разъяснение читателям объективного идейного смысла произведений Гоголя, их соответствия передовым запросам времени. Мы помним, что В. Г. Белинский назвал автора «Ревизора» и «Мертвых душ» «одним из великих вождей» родной страны «на пути сознания, развития, прогресса». Революционные демократы следующего поколения - Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов - считали возможным сближать Гоголя и Белинского как выразителей общих тенденций исторического развития России. Добролюбов, определяя общественные позиции Гоголя и Белинского в 30-40-е годы, противопоставляет эти позиции официальной идеологии, утверждавшей, что в России «все обстоит благополучно». «Между тем, - пишет Добролюбов, - на деле далеко не все обстояло так благополучно, как можно было подумать, судя по официальным рапортам. Это хорошо знали и решились прямо сказать некоторые благородные и энергетические люди, желавшие, чтобы жизнь нашла свое отражение в печатном слове всеми своими сторонами, хорошими и худыми, и всеми своими стремлениями, близкими и далекими. Изобретателем этих сторон явился Гоголь, истолкователем этих стремлений - Белинский; около них группировалось несколько десятков талантливых личностей. Все они дружно принялись за свое дело и явились пред обществом действительно передовыми людьми, руководителями общественного развития».

Но революционные демократы не ограничиваются выяснением объективного идейного смысла произведений Гоголя. Они идут дальше, предлагая свои выводы, вытекающие из рассмотрения гоголевского творчества в свете исторических задач русской жизни. Осмысливая беспощадно правдивую картину крепостнической России, нарисованную художником-реалистом, революционные демократы проводят мысль о необходимости коренного изменения всей общественно-политической системы России. Из произведений Гоголя они делают революционные выводы. Тем самым они ставят его творчество на службу русскому освободительному движению. И надо сказать, что революционные демократы имели достаточные основания отнести «Ревизор» и «Мертвые души», как и многие другие произведения Гоголя, к числу тех произведений великой русской литературы, которые служили делу освобождения России от крепостничества и самодержавия.

Широкая популярность творчества Гоголя за рубежом свидетельствует о том, что созданные им образы и открытые им средства и приемы сатирического изображения общественных пороков имеют не только национальное значение. Еще Белинский заметил, что Чичиковых можно встретить и вне России, только в другом платье: «...во Франции и в Англии они не скупают мертвых душ, а подкупают живые души на свободных парламентских выборах! Вся разница в цивилизации, а не в сущности! ». Чернышевский находил, что свои маниловы и Чичиковы есть «повсюду». Но значение творчества Гоголя не сводится к возможности применить созданные им образы к явлениям, далеко выходящим за пределы николаевской России, или к влиянию русского сатирика на зарубежных писателей. Значение гоголевского творчества определяется новизной и своеобразием того вклада, который был внесен великим национальным художником слова в сокровищницу мирового искусства.


Список использованной литературы

 

1. Гоголь Н.В. Повести. Драматические произведения. - Л., 1983.

.   Анненков П.В. Воспоминания и критические очерки. - М., 1983. - С. 193.

.   Анненский И.Ф. Художественный идеализм Гоголя // Анненский И.Ф. Книги отражений. - М., 1979. - С. 216 - 225.

.   Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9-ти т. - М., 1979. - Т. 5.

.   Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990.

.   Войтловская Э.Л., Степанов А.Н. Н.В. Гоголь: Семинарий. - Л., 1962.

.   Гоголь в воспоминаниях современников. - М., 1952. - С. 399 - 400.

.   Золотусский И.П. Гоголь - М., 1984.

.   Десницкий В.А. Статьи и исследования. - Л., 1979.

.   Литературное наследство. - М., 1952. - Т. 58. - С. 598 - 604.

.   ЛихачевД.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. - Л., 1984.

.   Манн Ю.В. Искусство гротеска // Молодая гвардия. - 1957. - № 4. - С. 209 - 215.

.   Манн Ю.В. Карнавал и его окрестности // Вопросы литературы. - 1995. - № 1. - С. 154 - 182.

.   Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. - М., 1978.

.   Манн Ю.В. Смелость изобретения. Черты художественного мира Гоголя. - М., 1975.

.   Михайлов А.В. Гоголь в своей литературной эпохе // Гоголь: история и современность. - М., 1985.

.   Набоков В.В. Николай Гоголь // Новый мир. - 1987. - № 4. - С. 173 - 227.

.   Николай Васильевич Гоголь: Сб. статей. - М., 1954.

.   Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М., 1995.

.   Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. - М., 1978.

.   Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. - М., 1997.

.   Храпченко М.Б. Николай Гоголь: Литературный путь: Величие писателя. - М., 1984.

.   Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений в 16-ти т. - М., 1947. - Т. 3.

.   Янушкевич М.А. Традиции античности в художественном мире Н.В. Гоголя: Автореф. дис… канд. филол. наук / Том. гос ун-т. - Томск, 2000.

Курсовая работа

Н.В. Гоголь «Ревизор». История создания одной комедии


Введение

Младший современник А. С. Пушкина и его великий продолжатель, Н.В. Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачи первого революционного выступления против абсолютизма и крепостничества. Обратившись к важнейшим общественным проблемам своего времени, Гоголь пошел дальше по пути реализма, который был открыт для русской литературы А.С. Пушкиным и А.С. Грибоедовым. Развивая принципы критического реализма, определившие художественный метод названных писателей, Гоголь стал одним из величайших критических реалистов в русской и мировой литературе. Сознавая себя ответственным перед родной страной, писатель-гражданин взволнованно обращался к ней: «Русь! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?..» Признавая за Гоголем «полное право» на такое определение своей общественной миссии, Н.Г. Чернышевский писал: «...давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России».

Детство и юность Николая Васильевича Гоголя, родившегося 20 марта (1 апреля) 1809 г., прошли на Украине, вдали от обеих столиц с их кипучей литературной жизнью, с их оживленной идейной борьбой. Но было бы неправильно думать, что Гоголь остался в стороне от идейно-литературного движения своего времени. Он рано начинает испытывать те или иные литературные и общественные воздействия и с течением времени становится, по выражению В. Г. Белинского, «первым писателем современной России».

Литературные интересы были далеко не чужды семье Гоголей. Отец будущего писателя, В.А. Гоголь (Яновский), был автором комедий на украинском языке. Детские годы писателя были богаты и театрально-музыкальными впечатлениями. Недалеко от Васильевки, поместья родителей Гоголя, находились Кибинцы, имение богатого вельможи Д.П. Трощинского, который устроил у себя крепостной театр и домашний оркестр. Будучи родственниками Трощинского, Гоголи посещали его имение, а В. Гоголь принимал участие в театральных постановках в качестве драматурга, режиссера и актера. Ко всему этому мальчик относился с большим интересом.

Характеризуя общественную среду, влиявшую на юного Гоголя, нельзя не упомянуть о близости его родителей к Капнистам, семье известного автора комедии «Ябеда» и «Оды на истребление в России звания раба». Вместе с родителями Гоголь бывал в Обуховке, имении В.В. Капниста, расположенном недалеко от Васильсвки. Здесь нередко собирались члены тайных декабристских обществ: Муравьевы-Апостолы, Лорер, Лунин, Пестель. Сын Капниста был членом «Союза благоденствия». Сохранились свидетельства, что здесь велись оживленные беседы о политических делах, о необходимости преобразований в государстве.

Для идейного развития Гоголя большое значение имело его обучение (1821-1828) в Нежинской гимназии высших наук, незадолго до того открытой для подготовки государственных чиновников. Годы пребывания Гоголя в гимназии совпали с большими потрясениями, пережитыми Россией. Ему шел семнадцатый год, когда произошли революционные выступления на Сенатской площади в Петербурге и в Белой Церкви на Украине. Скорбным эхом отозвалась в обществе жестокая расправа Николая I с борцами за свободу.

Внимательно следили воспитанники гимназии за современной литературой. Не удовлетворяясь уроками словесности, на которых преподаватель не шел дальше Г.Р. Державина, Н.В. Гоголь и его ближайшие друзья, А.С. Данилевский и Н.Я. Прокопович, выписывали журналы, альманахи, по которым знакомились с новейшей литературой, с восхищением читали «Евгения Онегина». Гоголь писал матери 6 апреля 1827 г., что он отказывает себе «даже в самых крайних нуждах», с тем чтобы выписать, «что только выходит самого отличного».

Интерес к литературе легко переходил в интерес к театру. Постановка на школьной сцене пьес русского и западноевропейского репертуара (Мольер, Флориан, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин, В.А. Озеров) занимала досуг нежинских гимназистов. Гоголь был душой этого дела, выступая и режиссером, и декоратором, и актером. Талантливое исполнение Гоголем комических ролей, в особенности Простаковой в «Недоросле», надолго запомнилось зрителям, предсказывавшим юному дарованию артистическую карьеру.

Нежинские гимназисты пробовали свои силы и в литературном творчестве, помещая свои произведения в школьных рукописных журналах. Среди товарищей Гоголя были многие будущие литераторы, начавшие писать еще в гимназии. И здесь первенствовал Гоголь, сочинявший в самых различных жанрах, среди которых, по его воспоминаниям, преобладали «лирические» и «серьезные». Но в те же годы у Гоголя начал обнаруживаться и талант комического писателя. Сохранились сведения о написанном им произведении «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан». Это была сатира, осмеивавшая нежинских обывателей, о которых Гоголь весьма критически отзывался и в своих письмах.

Очень рано Н.В. Гоголь начинает готовить себя к высокому гражданскому служению, решает посвятить свою жизнь борьбе за общественное благо. Перебирая «все должности в государстве», Гоголь останавливается «на юстиции». Здесь он будет «истинно полезен», борясь с «величайшим в свете несчастьем» - неправосудием. Для этого Гоголь и занимается изучением права различных народов и «естественных, как основных для всех, законов». Не о стезе неподкупного и справедливого судьи или чиновника мечтал Гоголь. Он хотел внести в русский правопорядок начала высшей справедливости, естественные и основные для всех законы. Но на этом пути столкновение с российским «неправосудием», с несправедливостью «прав отечественных» было неизбежным.

По окончании нежинской гимназии, в конце 1828 г., Н.В. Гоголь Приехал в Петербург, чтобы в осуществление своих юношеских мечтаний начать «службу государству». Но, оказывается, получить даже незначительную должность чиновника в столице было не так-то легко. Гоголь долго ищет места, и только в конце 1829 г. ему удается поступить в департамент государственного хозяйства и публичных зданий. Между тем в печати появляются два его юношеских произведения. Одно из них - стихотворение «Италия», напечатанное без подписи в журнале «Сын отечества» за 1829 г., - представляет собой патетический гимн в честь «роскошной страны», по которой «душа и стонет и тоскует». Другое - «идиллия в картинах» «Ганц Кюхельгартен» (1829), напечатанная под псевдонимом В. Алов.

Идиллия Гоголя, свидетельствовавшая о литературной неопытности поэта, вызвала отрицательные рецензии в «Московском телеграфе» и в «Северной пчеле». Удрученный неудачей, самолюбивый автор забирает из книжных магазинов экземпляры своей книжки, сжигает их и уезжает за границу, откуда, впрочем, скоро возвращается.

К разочарованию на литературном поприще вскоре присоединилась еще одна неудача Н.В. Гоголя: он пытался поступить на сцену, но, видимо, не удовлетворил дирекцию императорских театров, привыкшую к условной, напыщенной манере актерской декламации.

Разочарование постигло Гоголя и на «службе государству». В Петербурге Гоголь получил возможность составить представление о работе чиновника. Он убедился, что у мелкого чиновника нет никаких возможностей для высокого служения государству, для проведения в жизнь идеалов правосудия, естественного права. Но Гоголь видел, что это едва ли доступно чиновнику и на более высокой ступени служебной лестницы. Гоголя удручает общий дух бюрократического Петербурга. Петербургские впечатления наводят Гоголя и на более глубокие размышления. Его поражают социальные контрасты высокого и ничтожного положения в обществе, противоречия богатства и бедности.

Добиваясь возможности служить государству в качестве чиновника, Гоголь не оставляет и литературных занятий. Под свежим впечатлением только что вышедшего из печати пушкинского «Бориса Годунова» (1831) Гоголь пишет критическую статью о трагедии, называя ее «великим творением» и восхищаясь ее художественной правдой (статья осталась в рукописи). Написанную с романтическим пафосом статью Гоголь заканчивает торжественным обещанием в своем служении искусству сохранить духовный подъем, которым начинающий писатель обязан А. С. Пушкину. Они познакомились на вечере у П.А. Плетнева в 1831 г. Первые же литературные начинания Гоголя в столице свидетельствуют, что молодой писатель становится на сторону Пушкина.

Потерпев неудачу на путях «возвышенного» романтизма, Н. В. Гоголь круто изменяет направление своего творчества. В 1830 г. в «Отечественных записках» появляется его новое произведение - «Вечер накануне Ивана Купала». В 1831-1832 гг. двумя книжками выходят «Вечера на хуторе близ Диканьки», где были напечатаны восемь повестей из украинской жизни: 1) «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала» (по сравнению с журнальной публикацией повесть была коренным образом переработана), «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота»; 2) «Ночь перед рождеством», «Страшная месть», «Инан Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место».

Закончив работу над циклом «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Н.В. Гоголь ведет творческие поиски в двух направлениях: современная украинская и русская действительность и историческое прошлое украинского народа. Раньше других завершаются повести на украинском материале, и уже 2 декабря 1833 г. Гоголь читает А.С. Пушкину «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Еще в начале 1831 г. Гоголь, не выдержавший однообразия и бессмысленности канцелярской работы, поступил младшим учителем истории в Патриотический институт, где он прослужил более четырех лет. В Петербургском университете Гоголь читал историю средних веков и древнего мира. В конце 1835 г. Гоголь оставляет университет.

В 1835 г. было опубликовано семь художественных произведений Гоголя. В «Арабесках» наряду со статьями были напечатаны три повести из петербургской жизни: «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего». Сборник «Миргород», вышедший в двух частях, содержал четыре произведения: 1) «Старосветские помещики», «Тарас Бульба»; 2) «Вий», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Выход сборников Гоголя был новым большим шагом в развитии русского реализма. Три художественных произведения, помещенных здесь, - «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» - Гоголь в отличие от украинских повестей не объединил общим заглавием. Однако они, бесспорно, образуют особый цикл гоголевских повестей, включающий еще два произведения: напечатанную в пушкинском «Современнике» за 1836 г. повесть «Нос» и написанную значительно позже повесть «Шинель» (опубликована в 1842). Все эти произведения объединяются общностью предмета художественного изображения - большого города, Петербурга, столицы Российской империи. На этом основании указанный цикл стали именовать петербургскими повестями.

октября 1835 г. Н.В. Гоголь начал писать «Мертвые души» и продолжал работать над этим произведением всю оставшуюся жизнь. Отвлеченный от задуманной поэмы работой над «Ревизором», Гоголь возвращается к ней уже за границей, куда он уехал летом 1836 г. Поселившись в Италии, Гоголь прожил в Риме с марта 1837 г. до января 1848 г., только по делам наезжая в Россию. Первый том «Мертвых душ» был закончен в 1841 г. и после долгих цензурных мытарств в мае 1842 г. вышел из печати.

Как это было и после «Ревизора», Н. В. Гоголь остро реагирует на общественное восприятие «Мертвых душ». Напряженные идейные искания, сопровождавшие работу писателя над поэмой, вступаю! теперь в такую стадию, когда художник-сатирик чувствует себя обязанным дать прямой ответ на кардинальные вопросы русской жизни. В начале 40-х годов, когда формируются материалистические и революционные взгляды В.Г. Белинского и А.И. Герцена, с одной стороны, и реакционные воззрения славянофилов - с другой, когда по самому тревожному для Гоголя вопросу о путях дальнейшего развития России отчетливо намечаются коренные расхождения двух лагерей, автор «Ревизора» и «Мертвых душ» хочет определить свою общественно-политическую позицию. По выражению Н. Г. Чернышевского, Гоголь «был застигнут потребностью создать себе прочный образ мыслей». На этом пути Гоголь как мыслитель и художник потерпел крушение.

Признаки идейного кризиса обнаруживаются у Н. В. Гоголя уже после напечатания первого тома «Мертвых душ». По наблюдениям Н.Г. Чернышевского, новое «настроение», или, как он пишет, «болезненное направление». Гоголь обнаружил в последние десять лет своей жизни, т. е. в 1843 - 1852 гг. Печальным итогом нового направления общественно-политических взглядов Гоголя явилась опубликованная им в 1846 г. книга «Выбранные места из переписки с друзьями». Великий художник попытался в публицистической форме развернуть перед современниками свою общественно-моральную программу.

Творчество Н.В. Гоголя достаточно хорошо изучено. Можно назвать работы таких исследователей как Ю.В. Манн, Ю. С. Сорокин, А.Н. Степанов, В.Г. Березин, Г.М. Фридлендер, А.В. Западов, Н.Д. Эфрос, В.В. Данилов, Е.М. Пинус, А.А. Касаткин, В.Ф. Переверзева и многих других. Целый ряд вопросов, связанных с гоголевским творчеством, освещен если и не окончательно, то с достаточной полнотой. Были освещены такие вопросы как зависимость Гоголя от западноевропейской литературы, отношения Гоголя к русской литературе, психология творчества Гоголя и многие другие. Русские религиозные философы (Н. Бердяев, Д. Мережковский, В. Соловьев, Л. Шестов) в своих работах рассматривали религиозно-мистический аспект в творчестве Н.В. Гоголя.

Одна из важных проблем исследования творчества Н.В. Гоголя - это рассмотрение различных мотивов в его произведениях. Одним из таких мотивов является мотив еды. Он достаточно хорошо рассмотрен в таких произведениях Н.В. Гоголя, как «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Мертвые души». Но в драматургических произведениях Гоголя эта тема изучена недостаточно. Этим и определяется актуальность нашей работы.

В курсовой работе нами были поставлены следующие цели и задачи.

. Рассмотреть особенности драматургии Н.В. Гоголя.

. Рассмотреть авторское начало в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

. Рассмотреть систему образов в данном произведении.

. Выделить основные мотивы и темы комедии.

. Рассмотреть идейный уровень произведения.

. Исследовать околотекстовое пространство.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь