Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Метафизическая концепция красоты Н.О. Лосского



 

Прежде чем раскрывать специфику философской системы Лосского, следует сказать несколько слов об уникальности самого мыслителя. Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965), пожалуй, был самым выдающимся среди русских мыслителей ХХ века, стремившихся создать новую форму метафизики. Разносторонне образованный, энциклопедически начитанный, наделённый ясным умом и вкусом последовательно-логическому развитию мысли, а также чёткому её изложению, Лосский обладал редким даром синтезирования, необходимым для создания новой философской системы. По словам В.В. Зеньковского, Лосский «едва ли не единственный русский философ, построивший систему философии в самом точном смысле слова». Ему удалось детально разработать и связать воедино три ветви философского знания - теорию бытия (онтологию), теория знания (гносеологию) и теорию нравственного действия (этику). А именно эти ветви знания традиционно составляют основное содержание метафизических систем.

В работе «Мир как осуществление красоты», в само введении к этой работе, Лосский отмечает, что «решение всякого философского вопроса даётся с точки зрения мирового целого». Отсюда его стремление к той всеохватности, которая свойственна его философской системе. «Поэтому эстетика, как отдел философии, есть наука о мире, поскольку в нём осуществляется красота (или безобразие). Точно так же этика есть наука о мире, поскольку в нём осуществляется нравственное добро (или зло). Гносеология, то есть теория знания, есть наука, открывающая те свойства мира и познающих субъектов, благодаря которым возможны истины о мире. Всего яснее направленность философских исследований на мировое целое обнаруживается в центральной философской науке, в метафизике, которая представляет собою учение о мировом бытии как целом».

В точном соответствии с названием книга Лосского посвящена одной эстетической теме - красоте. Как пишет сам автор, «всё содержание моей книги представляет собою обоснование учения об абсолютности красоты, то есть учения о том, что красота предмета есть ценность, общезначимая для всех личностей». Опираясь на свой философско-мистический интуитивный опыт, Лосский даёт метафизическую концепцию идеала красоты, рассматривает «составы» совершенной (идеальной) и несовершенной («ущербной») красоты, виды красоты - в природе, в человеке, в искусстве, проблему восприятия красоты и посвящает специальную главу критике основных философских направлений в эстетике.

Предметом эстетики как философской науки для него является красота. Лосский относит её к «абсолютным ценностям», сфера которых не поддаётся рационально-рассудочному анализу, поэтому он специально подчёркивает, что главные его эстетические суждения основываются на «непосредственном усмотрении», на личном «опыте высшего порядка», именно на мистической интуиции в сочетании с интеллектуальной (умозрительной) и чувственной интуициями, лежащими в основе теории познания, разработанной им в специальном исследовании. При этом под интуицией понимается «непосредственное созерцание познающим субъектом самого бытия в подлиннике, а не в виде копий, символов, конструкций, производимых рассудком». В основе аксиологии Лосского поставлена идея «всеобъемлющей полноты бытия как абсолютного совершенства». Это и есть «абсолютная ценность», «сама в себе имеющая смысл, оправдывающий её, делающий её предметом одобрения, дающий ей безусловное право на осуществление и предпочтение чему бы то ни было другому». Все остальные ценности, существующие преходящем материальном мире - «производные ценности», которые Лосский определяет как «бытие в его значении для осуществления абсолютной полноты бытия или удаления от неё». Сюда же относится и красота с искусством, то есть вся сфера эстетики. При этом, что особенно важно для понимания его эстетических представлений, он выводит ценность за пределы субъекта или объекта в сферу метафизических отношений субъекта: «Ценность есть нечто выходящее за пределы субъекта и объекта, так как обусловливается отношением субъекта к тому, что выше всякого субъектного бытия, именно к Абсолютной полноте бытия».

«Значение и смысл есть идеальный аспект ценности. Таким образом, всякая ценность или сполна идеальна, или, по крайней мере, заключает в себе идеальный аспект. Если само ценное бытие есть бытие идеальное, то ценность сполна идеальна. Если ценное бытие есть бытие реальное, то соответствующая ценность идеально-реальна: такова, например, исполняемая певцом ария. Идея арии, идея храма, идея поступка и т.п. есть сполна идеальная ценность, могущая быть реализованною; исполняемая ария, построенный храм, совершаемый поступок есть ценность идеально-реальная».

Согласно развиваемой Лосским онтологической теории ценностей, бытие не есть только носитель ценностей, оно само, будучи взято в его значительности, есть ценность, оно само есть добро и зло.

«Полярность ценностей необходимо связана также и с полярностью симптоматического выражения их в чувстве, прежде всего, в чувстве удовольствия и страдания. Точно так же полярна и реакция воли на ценности, выражающаяся во влечении или отвращении. Возможное отношение ценности к чувству и воле не даёт права строить психологическую теорию ценности: ценность есть условие определённых чувств и желаний, а не следствие их». Продолжая мысль Лосского, можно утверждать, что красота есть условие возникающего чувства прекрасного. Эстетическое чувство не может возникнуть в ситуации отсутствия красоты.

Лосский различает положительные и отрицательные ценности. К первым относятся «самоценные» аспекты полноты бытия: любовь, истина, свобода, красота, нравственное добро, святость, духовность и некоторые другие. К отрицательным ценностям он причисляет всё то, что обобщённо обозначаемое им как «зло», что «само в себе недостойно» и препятствует достижению абсолютной полноты бытия (например, болезнь, эстетически безобразное, предательство, ненависть и т.п.).

«Абсолютно положительная ценность есть ценность, сама в себе безусловно оправданная, следовательно, имеющая характер добра с любой точки зрения; не только сама по себе она всегда есть добро, но и следствия, необходимо вытекающие из неё, никогда не содержат в себе зла. Такое добро есть, например, Божественная абсолютная полнота бытия».

«…Абсолютная ценность есть всегда вместе с тем, общезначимая, то есть объективная, самоценность». Это применимо, в том числе, и к рассматриваемой нами ценности красоты, которая в рамках анализируемой концепции словно возвышается над другими эстетическими категориями.

Лосский формулирует метафизическую концепцию идеала красоты. В основе его аксиологии поставлена идея «всеобъемлющей полноты бытия как абсолютного совершенства». По определению Н.О. Лосского, «совершенная красота есть полнота бытия, содержащая в себе совокупность всех абсолютных ценностей, воплощённая чувственно». Идеальное воплощение духовности, то есть идеал красоты, осуществляется в Царстве Божием, в «абсолютной полноте бытия», когда в полном согласии и гармонии находятся все компоненты как духовной, так и телесной сторон жизни. Красота понимается как «осуществление бесконечного в конечном».

В своей эстетике Н.О. Лосский не стремится быть новатором; он активно опирается на эстетические идеи своих предшественников, в особенности, Владимира Соловьёва, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля. Несколько упрощённо и на обыденном уровне он рассуждает о красоте в природе и красоте человека, хотя вслед за Чернышевским и Соловьёвым считает, что красота в природе выше красоты искусства.

Идеал красоты, согласно концепции Н.О. Лосского, полностью осуществлён и реализован только в абсолютной сфере бытия - в Боге и в Царстве Божием. В (земном) мире идеал красоты был полностью реализован только в Христе, красоту которого достаточно полно могли созерцать лишь некоторые святые и мистики в процессе духовного (интуитивного) опыта. И Лосский приводит многочисленные примеры свидетельств видения Христа в его неописуемой красоте святой Терезой, блаженным Генрихом Сузо, святым Серафимом Саровским. Отметим, что именно в первой главе книги «Мир как осуществление красоты» приводятся упомянутые выше авторские примеры, и здесь уместно будет вспомнить средневековую концепцию света. Ведь именно свет ассоциировался с добром и с эстетически прекрасным, а в сфере гносеологии - со знанием. Здесь же и образ Христа как воплощения совершенной красоты. Таким образом, очевидно возвращение к световой эстетике отцов церкви.

Для Лосского «идеал красоты есть чувственно воплощённая совершенная духовность». При этом под духовностью имеется в виду «вся та непространственная сторона бытия, которая имеет абсолютную ценность», а чувственное воплощение она обретает, когда облекается телесностью, то есть приобретает пространственное измерение как материальное, характерное для земного мира, или «осуществлённого бытия» (материальная телесность), так и нематериальное для членов Царства Божия (преображённая телесность). Любая телесность, «телесность вообще», а не только материальная, и является, необходимым условием красоты. «Большинство эстетиков считают только «высшие» чувственные качества, воспринимаемые зрением и слухом, имеющими значение для красоты предмета. «Низшие» ощущения, напрмер запахи, вкусы, слишком тесно связаны биологическим потребностями, и поэтому они считаются внеэстетическими». Сам же Лосский старается показать, что это неверно (в представлении о земной красоте он отмечает важность телесности как необходимого условия красоты, а также совокупность различных чувственных восприятий).

Реальным или потенциальным творцом и носителем полноты бытия и, соответственно, высшей ценностью в тварном мире, по Лосскому, является личность. Поэтому эстетика на идеальном уровне, то есть моделируемая для членов Царства Божия, должна основываться на учении «о красоте личности как индивидуального чувственно воплощено существа». В своей основе, «стоящей выше форм времени и пространства», личность есть идеальное начало, но не отвлечённое, а конкретная идея, творящая реальное бытие. Идеальной личностью является Иисус Христос, а на уровне осуществляемого бытия такими личностями в идеале могут стать любые творцы (архитекторы, композиторы, социальные реформаторы и проч.). Основные «проявления» совершенной личности, направленные на реализацию ценностных отношений в мире, на подобии любви к Богу и ко всем существам в мире, мудрости, разумности, добродетельности, устремлённости к познанию и творчеству, то есть направленные на осуществление полноты жизни, и являются аспектами идеальной красоты личности. Отсюда идеал красоты уточняется им через его реализацию в идеальной личности. По Лосскому, этот идеал есть «чувственно воплощённая жизнь личности, осуществляющей во всей полноте свою индивидуальность; иными словами, идеал красоты есть чувственное воплощение (красоты) конкретной идеи, осуществление бесконечного в конечном».

Активно опираясь на эстетику Вл. Соловьёва, а также соотнося свои идеи с эстетическими идеями Шеллинга и Гегеля, Лосский даёт окончательную формулировку основного положения своей эстетики: «…идеал красоты есть красота личности, как существа, реализовавшего сполна свою индивидуальность в чувственном воплощении и достигшего абсолютной полноты жизни в Царстве Божием». Эти он утверждает объективный характер красоты как «объективной ценности, принадлежащей самому прекрасному предмету». В другом фрагменте, переосмысливая исторический опыт эстетики, он утверждал, что красота наличествует лишь там, «где осуществлена именно чувственная воплощённость положительных сторон душевной или духовной жизни».

Далее Лосский переходит к процессу эстетического восприятия, «эстетического созерцания», то есть фактически к определению сущности и смысле эстетического опыта. В этом процессе участвуют три вида интуиции, в результате чего осуществляется такое углубление в прекрасный предмет, «при котором хотя бы в виде намёков открывается связь его с целым миром и особенно с бесконечною полнотою и свободою Царства Божия». Созерцающий субъект сам восходит в это царство свободы; «эстетическое созерцание есть предвосхищение жизни в Царстве Божием», в котором «достигается бесконечное расширение жизни. Отсюда понятно, что эстетическое созерцание даёт человеку чувство счастья».

Всё это Лосский прописывает для идеальной красоты, то есть для такой, с которой человек за исключением редких мистиков и святых, практически никогда не имел дела. В реальном мире обычный человек сталкивается с предметами, в которых красота тесно переплетена с безобразным. Это мир «ущербной», или несовершенной красоты. Собственно, отсюда и возникают в дальнейшем все эстетические споры о красоте. Тем не менее, существует реальный критерий красоты. Он базируется на том, что каждая личность в подсознании «связана с Царством Божиим и с идеально совершенно будущим, своим собственным и всех других существ». В этом идеальном совершенстве и заключается «абсолютно достоверный масштаб красоты, безошибочный и общеобязательный», и многие люди интуитивно обладают этим критерием. Ценность красоты, как и другие положительные ценности, объективна, то есть принадлежит самому бытию и поэтому фактически одинаково действует на каждого субъекта восприятия. При этом Лосский не отрицает и различий субъективных чувств каждого эстетического субъекта при восприятии красоты, но считает их второстепенными, главное же - абсолютная общезначимость красоты. Об этой «общезначимости» в своё время рассуждал ещё Эммануил Кант в своей «Критике способности суждения», хотя она и до сих пор является камнем преткновения в эстетике. Очевидно, что здесь есть зерно истины, которое может быть более корректно осмыслено при учёте антиномической поправки к «общезначимости» на реальность субъективного фактора воспринимающего.

В земном, «психо-материальном», мире мы имеем дело не с абсолютными, но с относительными ценностями; это касается и красоты. По сравнению с идеалом красоты все её чувственно воспринимаемые нами проявления (в природе, в человеке, в искусстве) относятся к несовершенной красоте, хотя и принадлежат к разряду ценностей. Притом красота, на что уже указывалось, - это особая ценность, отличная от других. Она является «следствием осуществления», воплощения других ценностей, как бы «надстраивающейся над ними» ценностью. Любая духовная деятельность, религиозная, художественная, научная, социальная и т.п., будучи реализованной в совершенном модусе, согласно Лосскому, «имеет ценность красоты».

Будучи одним из наиболее ясных и логически последовательных русских философов, не оставляющих ни одного вопроса без всестороннего рассмотрения, что так характерно именно для рационалистической традиции, Лосский в то же время является защитником мистической интуиции, доказывающим возможность непосредственного созерцания не только сверхчувственных идей (отвлечённо-идеального бытия) и вневременных и внепространственных духовных субстанций (конкретно-идеального бытия), но и запредельного миру, трансцендентного Бога.

«Всякая попытка отрицания абсолютных ценностей ведёт к самопротиворечию, так как абсолютная самоценность Бога и царства Божия есть основное необходимое условие и всех относительных ценностей и даже самой бытийственности вообще».

Этот гносеологический оптимизм гармонически сочетается с его онтологическим оптимизмом, если обозначить этим термином убеждение его в том, что после всевозможных испытаний всякое существо рано или поздно вступит свободно на путь добра. Оптимизм Лосского, видимо, глубоко укоренён в его христианской вере. А ведь Лосский, как и многие его современники, оказался в эпицентре исторического катаклизма: революция, гражданская война, затем жизнь в изгнании с её неурядицами и неустроенностью. Надо думать, не только вера, но и философия помогала мыслителю преодолеть тяготы свалившихся на его поколение бедствий. Учение Лосского - это пример того содружества веры и разума, которое далеко не характерно для новейшей философии, но преобладает как в святоотеческой традиции - у Григория Нисского, Василия Великого, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Августина, так и в средние века - у Фомы Аквинского, Альберта Великого, Суареса, а в новое время - у Лейбница.

Метафизика Лосского, при всей сложности её построения и множестве разнородных элементов, увязываемых ею в единое целое, по своей исходной интуиции достаточно проста. В её центре - понятие личности, наделённой свободной волей, жизненной силой и творческой потенцией. Личность, писал Лосский, «есть центральный онтологический элемент мира». С помощью учения о субстанциальных деятелях философ хочет укоренить личность в самом фундаменте бытия, дать онтологическое основание как её бессмертия, так и её свободы. Ключевые понятия - личность, свобода, творчество - объединяют Лосского с другими русскими философами начала ХХ века, но содержательное наполнение этих понятий, связь их между собой и характер их обоснования отличают учение Лосского от самых близких ему мыслителей, таких, как С.Л. Франк. Лосскому удалось избежать двух крайностей - как пантеистического сближения мира и Бога, так и неприятия мира, когда единственно оправданным отношением к нему считаются отрицание, разрушение, бунт.

Всё учение Лосского проникнуто этическим пафосом, поэтому не будет преувеличением сказать, что его метафизика - это онтологизированная этика. В этом смысле он - философ глубоко русский: ведь акцент на нравственной проблематике - отличительная черта отечественной философской мысли.

На наш взгляд, именно в рамках «онтологизирванной этики» Н.О. Лосского просматривается как онтологизация ценности красоты, так и выведение её на более высокий уровень как ценности этико-эстетической.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь