Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Клиповый монтаж: история возникновения, особенности монтажа и воздействия на зрителя



I. Введение

 

Музыкальный клип - это относительно новый жанр видеопроизводства, короткий кино- или видеофрагмент, зрительно воплощающий музыку на экране.

Сейчас производство музыкальных видеоклипов не просто является модой - оно диктует правила эмоционального восприятия реальности многомиллионной аудитории. Подсознательными процессами легко манипулировать - при точном знании психологической природы человека можно умело направлять, изменять отношение, диктовать формы поведения человеку. Особенно это касается молодежи, поскольку психика несформированной личности легко поддается внешним раздражителям.

Современные экранные технологии позволяют создавать невероятные вещи: погружать в новую реальность и даже создавать в них свои миры.

В наш век огромный поток информации не позволяет большинству людей смотреть большие формы экранных произведений - ритм жизни ускоряется, жажда нового требует малых сжатых форм информации. Это приводит к тому, что клип набирает обороты, и это требование масс, общественный заказ.

Но возможно ли урегулировать потоковое производство растиражированного сиюминутного искусства, зависимого от моды, денег, популярности звезд эстрады, подменяющее высокую духовность низменными потребностями?

Современный телевизионный клип - это коллажный музыкальный жанр, использующий символы, аллегории, иллюзии, ассоциации. Как явление культуры он тесно связан с молодежной субкультурой, ее нравственными эстетическими установками, музыкальными вкусами. Поэтому одной из задач моего исследования является выяснение - как с помощью средств монтажа можно создать этот действующий калейдоскоп иллюзий и символов.

Данное исследование посвящено изучению приемов монтажа, с помощью которых достигается эмоциональное воздействие на человека (на примере клипа Мадонны " Умри, но не сейчас" ) и анализ массового продукта музыкальной видеоиндустрии за последние полвека.

Целью моего исследования является:

. Изучение приемов монтажа и как с помощью них достигается эмоциональное воздействие на подсознание человека.

. Определить тенденцию общего развития используемых приемов монтажа в производстве музыкальных видеоклипов.

. Проанализировать, что является доминирующим источником воздействия и ключевым фактором успеха у сегодняшнего видеоклипа.

Субъект исследования - монтажные приемы музыкального клипа

Объект исследования - аудитория, зритель

Теоретическая часть включает в себя информацию о:

теоретической базе искусства монтажа

становлении и специфики музыкальных клипов

визуальных средствах, используемых в монтаже

музыке и ее влиянии на видеоряд

Практическая часть включает в себя:

выбор образца

анализ образца с позиции психоэмоционального воздействия

анализ приемов монтажа и аудиовизуальных средств, используемых для достижения воздействия на зрителя


II. Теоретическая часть

Основные понятия монтажа

монтаж клиповый музыка зритель

Монтаж, на мой взгляд, является главным средством режиссуры и начинается он задолго до съемок - в голове у автора.

В этой главе я приведу несколько понятий монтажа, чтобы дать более конкретное представление о нем.

. Монтаж (от фр. montage - сборка) - это особая система смысловых, аудиовизуальных и ритмических соотношений отдельных кадров, их формальное и смысловое сочетание и сопоставление. [Н.И. Утилова " Монтаж" Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004., стр. 65]

2. Слово " монтаж" означает " подбор и соединение различных частей в одно целое".[Соколов А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео - Editing: television, cinema, video. Учебник. Часть вторая. / Ред. Л.Н. Николаева - M.: Издательство «625», 2001]

3. Монтаж (фр. < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> montage) видео < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE> - или аудиоматериала < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BE> (в кинематографе < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84>, на телевидении < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, на радио < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE>, на звукозаписывающих студиях) - процесс переработки или реструктурирования изначального материала, в результате чего получается иной целевой материал. Считается, что монтажно-тонировочный период в кинопроизводстве < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> не менее важен, чем съемочный < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%8A%D1%91%D0%BC%D0%BA%D0%B0>: монтаж способен придать фильму нужный ритм < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D1%82%D0%BC> и атмосферу.

4. Монтаж - есть способ компоновки содержания и смысла произведения из отдельных " Кусков" [А. Г. Соколов " Монтаж", книга 1, с. 14]

Опираясь на приведенные понятия, можно разработать собственное понятие монтажа:

Монтаж - это сборка видео и аудиоматериала, с помощью которой автор формирует цельное произведение, выражающее свой замысел через систему смысловых, аудиовизуальных и ритмических соотношений отдельных кадров, их формальное и смысловое сочетание и сопоставление.

Основные функции монтажа.

К. Рейсц в книге " Технологии монтажа" выделяет следующие функции:

) направляет внимание зрителя на основное действие, убирая все побочное, лишнее;

) помогает зрителю в восприятии содержания, облегчать понимание происходящего на экране действия;

) эмоционально воздействует на зрителя, на его воображение при помощи определенного чередования кадров, снятых с изменением темпа внутрикадрового действия или с иных точек, и т. п.

Утилова Н. И. выделяет две функции монтажа:

1. Чисто техническую, подчиненную технологическому процессу, завершающему производство фильма или телевизионной продукции (окончательная сборка, соединение отдельных планов, сцен, эпизодов, а также звука и изображения в единое целое);

. Эстетическую (т.е. монтаж - наивысшее проявление синтеза всех выразительных средств экрана, способ художественного мышления и образного воплощения темы, идеи экранного произведения).

Попробуем объединить все эти функции в одну, основную:

Монтаж раскрывает содержание и форму в их единой продуманной концепции зрителю, реализуя замысел автора.

Основные способы, типы и виды монтажа.

На телевидении используются 2 способа монтажа - линейный (аналоговый) и нелинейный (компьютерный).

Линейный (или аналоговый) монтаж - это последовательное соподчинение монтажных планов.

Технология нелинейного (компьютерного) монтажа позволяет использовать приемы аналогового монтажа и в то же время имеет ряд преимуществ. Он позволяет: а) монтировать блоками, переставлять планы в любом порядке; б) более точно находить конечную границу монтажного плана, монтировать изображение, согласовывая его со звуковым рядом (с осциллограммой звуковой дорожки). [Н.И. Утилова " Монтаж" Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004., с. 66]

Н. И. Утилова приводит также следующую классификацию монтажа:

Два типа монтажа:

1) Внутрикадровый монтаж - построение единого выразительного пространства-времени кадра при помощи ракурсной съемки, применения объективов разного фокусного расстояния (смена глубины резко изображаемого пространства - перефокусировка, смена объективов: с обычным расстоянием, приближенным к обыденному восприятию глубины резкости, длиннофокусного, короткофокусного), при помощи смены крупности плана, движения камеры, движения персонажей, смены светотонального и цветового решения внутри одного монтажного плана.

2) Межкадровый монтаж - сочетание (склейка) двух рядом стоящих кадров, подчиненных авторской идее, раскрытию смысла, содержанию, их взаимодействию между собой.

Виды монтажа:

а) повествовательный (или однолинейный) - разбивает сцену, монтажные кадры на отдельные последовательно соединенные элементы (планы, ракурсы), объединенные причинно-следственными связями, развитием сюжета или его авторской трактовкой.

б) параллельный - чередование сюжетно незаконченных действий, которые происходят в разных местах, но в одно и то же время.

Здесь можно привести дополнительную классификацию С. Эйзенштейна:

параллельный развивающемуся ходу события (примитивно-информационный)

параллельный ходу нескольких действий (параллельный монтаж)

параллельный ощущению (монтаж примитивных сравнений)

параллельный ощущению и значению (образный монтаж)

параллельный представлениям (конструирующий понятие)

в) ассоциативно-образный (подвид - дистанционный) - связь между кадрами носит условный характер. В основное действие вставляются дополнительные кадры, которые приобретают значение сравнений, символов, метафор, или вполне реальные, но изменяющие смысл происходящего, раскрывающие его внутренние связи. В основе соединений монтажных фраз лежат не причинно-следственные связи, а ассоциации.

Важнейшим элементом ассоциативно-образного монтажа является метафора.

Дистанционный монтаж. В его основе лежит повтор мгновения, который связывает разновременные моменты в вечное движение по кругу. Два опорных кадра, несущих важную смысловую нагрузку, не сближаются при этом, не сталкиваются, а разъединяются.

Вывод: чаще всего для создания музыкальных клипов используют нелинейный монтаж. При вплетении в клип драматургической сюжетной линии, часто используется параллельный монтаж или дистанционный. Это позволяет создать иллюзию присутствия одновременно в нескольких пространствах и яркую динамику развития сюжетов. Часто наблюдается также ассоциативно-образный монтаж. Он не требует осмысления логической нагрузки, но очень влияет на подсознательный уровень человека, соединяя пространство на экране с духовным пространством человека.

Внутрикадровый монтаж как тип используется в клипах довольно часто, тогда он вызывает динамику внутри кадра. Иногда он используется как один из главных приемов. Например, почти все клипы группы Ok Go построены на этом приеме (" Here It Goes Again < http: //vk.com/video80677875_161721863? section=search> ", " End Love", " White Knuckles", " This Too Shall Pass - Rube Goldberg Machine version", " This Too Shall Pass" )

Основные приемы монтажа.

Монтажный прием - это способ организации порядка в структуре монтажа. Говоря словами А. Г. Соколова, прием монтажа в аудиовизуальном производстве - это способ рассказа в литературе.

Для начала хочется отметить, что основополагающим приемом, да и вообще сущностью монтажа А. Г. Соколов называет сопоставление. По его словам, два рядом стоящих кадра могут дать совершенно противоположное реальному значение и именно сопоставление есть основа основ монтажа. Н. И. Утилова тоже склонна к этому утверждению: " Именно изображение при соединении двух рядом стоящих кадров создает иллюзию непрерывного действия при плавных монтажных переходах и ощущение «катастрофы», сильных эмоциональных переживаний, прерывания времени, изменения пространства при резких монтажных склейках. Монтаж помогает за внешним увидеть внутреннее, в изображенном - неизображенное, заставить зрителя взглянуть на происходящее событие своими глазами или глазами автора-персонажа."

При этом монтаж приобретает новое значение, о котором говорит А. Г. Соколов - монтаж как метод сознания, способ мышления человека. На мой взгляд, это совершенно верно и более приближено к сути вообще производства экранного искусства. Главная цель автора - донести суть, повлиять на сознание зрителя, воздействовать на него содержанием и эмоционально. А это возможно только при применении законов самого сознания, при знании законов человеческой психики, а самое главное - при разумном использовании правил природы.

В основу своего положения о монтаже Эйзенштейн поставил сопоставление кадров между собой по их подавляющему признаку, то есть «монтаж по доминантам». Характер же этой «доминанты» определяет и характер монтажа.

Классификация методов киномонтажа, разработанных С. Эйзенштейном:

. Монтаж метрический.

Основной критерий - абсолютные длины планов. Сочетает кадры между собой согласно их длинам в формуле-схеме. Реализуется в повторе этих формул.

. Монтаж ритмический.

Здесь в определении фактических длин кадров равноправным элементом вступает внутрикадровая их наполненность. Фактическая длина не совпадает с математической длиной, отводимой ей согласно метрической формуле.

. Монтаж тональный.

В ритмическом монтаже за движение внутри кадра принималось фактическое перемещение или предмета в поле кадра, или перемещение глаза по направляющим линиям неподвижного предмета. Здесь монтаж идёт по признаку доминантного эмоционального звучания кадра. Общий тон кадра. Игра на комбинировании степени освещённости или разных степеней резкости - типичнейший пример тонального монтажа.

. Монтаж обертонный.

Он является дальнейшим развитием линии монтажа тонального. От него он отличается суммарным учётом всех раздражении кадра. И этот признак выводит восприятие из мелодически-эмоциональной окрашенности в непосредственно-физиологическую ощущаемость. Эти четыре категории являются приёмами монтажа. Монтажным построением они становятся тогда, когда вступают в конфликтные взаимоотношения друг с другом.

. Интеллектуальный монтаж.

Это есть монтаж... звучаний обертонов интеллектуального порядка, то есть конфликтное сочетание интеллектуальных сопутствующих эффектов между собой... [Саруханов В.А., Азбука телевидения, или Что, как и почему?.., СПб, «Всемирное слово», 2005 г., с. 342-344.]

Существуют 10 правил монтажа кадров по Кулешову Л. В.

) Монтаж по крупности.

2) Монтаж по ориентации в пространстве.

) Монтаж по направлению движения главного объекта в кадре.

) Монтаж по фазе движущихся в кадре объектов.

) Монтаж по темпу движения объектов.

) Монтаж по композиции кадра (по смещению центра внимания).

) Монтаж по свету.

) Монтаж по цвету.

) Монтаж по смещению осей съемки.

) Монтаж по направлению основной движущейся массы в кадре.

а) Направления движущихся масс в соседних кадрах должны совпадать или иметь близкие векторные значения.

б) При монтаже кадра с полностью статичным изображением с кадром, в котором имеется движущаяся масса, эта масса должна занимать менее одной трети площади всего изображения.

в) Скорость движения масс в смежных кадрах должна полностью совпадать или быть достаточно близкой, т. е. темп движения в одном кадре не должен отличаться от темпа движения в следующем.

В этой главе я дала описание академических приемов и правил монтажа для того, чтобы иметь представление о том, что можно нарушать и как правильно это делать. Потому что музыкальный клип изначально был сторонником нарушения всяких монтажных правил, но, на мой взгляд, нарушать их нужно обоснованно и разумно, а для этого нужно знать для чего и когда они применяются. Воздействие приемов на зрителя определяется их сочетанием с музыкальной дорожкой. Об этом будет сказано далее.

 

III. Практическая часть

История создания

 

Режиссер: Traktor (Mats Lindberg, Pontus Lö wenhielm, Ole Sanders)

Режиссер: Jim Bouvet

Оператор-постановщик: Harris Savides

Редактор: Rick Russell

Производство: Traktor Films

Мелодия является саундтреком к одноименной двадцатой серии легендарной бондианы и была создана Мадонной вместе с Мирваисом Ахмадзаи. На протяжении 22-27 августа 2002г. в Голливуде видео сняла шведская команда Traktor, в которую входят Матс Линдберг, Понтус Лёвенхильм и Уле Сандерс, знаменитые совместной работой с Fatboyslim, Basement Jaxx и Prodigy. Клип был снят в лучших традициях голливудской индустрии.
Клип пестрит различными фрагментами и персонажами из блокбастера о Бонде. Расходы на видео составили около $6 000 000, что сделало его одним из самых дорогих клипов в истории музыки. Позднее эту песню певица включила в личный альбом 2003 года под названием " American Life". Клип моментально обрел популярность и тут же на него были сделаны ремиксы командами Dirty Vegas, Пол Оукенфольд и Deepsky. Клип также изобилует различными спецэффектами и является вторым самым дорогим клипом в мире после " Scream" Майкла Джексона и Джанет Джексон. На протяжении видео черный и белый облик героини сражаются между собой при помощи различного оружия. В данном творении Мадонна по максимуму использовала раритетные декорации и реквизит, которые уже долгое время хранились в музеях Голливуда. Так, в ”Die Another Day”, в частности, “засветились” золотой пистолет, рапиры и мечи из легендарных фильмов «Звёздные войны. Эпизод V» и «Лунный гонщик». Однако есть неразгаданный секрет, как Мадонна в стиле Гарри Гуддини ускользнула в “Die Another Day” от своих обидчиков, оставив после себя лишь тлеющие на кресле еврейские буквы ì à å, которые можно расшифровать как " Great Escape" или " свобода, " одно из 72 имен Бога ", используемые в Каббале.


Заключение

 

Сейчас, во времена эволюции сложнейших технологий придумываются все новые и новые способы воздействия на человеческую психику. Это происходит по нескольким причинам. Часто здесь замешена политика, экономика, религия, нравственные законы, иногда это просто развлечение.

Музыкальный клип, как коллажный музыкальный жанр, использующий символы, аллегории, иллюзии, ассоциации влияет на подсознание вроде бы незаметно и мягко. Но это только кажущаяся видимость. Нынешний музыкальный клип называют “сном наяву”, и это не случайно, так как в нем, так же как и во сне, присутствует нагромождение хаотично возникающих образов. Но, честно говоря, многое из того, что я бесстрастно наблюдала по телевизору, в сети Интернет, в кафе (сейчас модно крутить нон-стоп клипы в различных развлекательных заведениях), сложило неприятное ощущение " кошмара". Если взрослые люди не так приобщены к музыкальной культуре на экране, то подростки и дети очень подвержены влиянию модных тенденций, тем более что мода - это ведь не только одежда, машины, аксессуары. Мода - это образ мысли, стиль жизни, принципы или их отсутствие, мораль, движение или возвращение во времени.

Становление клипа как нового типа соединения изображения и музыки находится в настоящее время в стадии эксперимента. Его создатели стремятся активизировать сферу подсознания и в тоже время сохранить способность фиксировать все его проявления. И этот эксперимент обязательно пойдет дальше. Мне видится, что он вырвется из полей экрана и будет в каком-то смысле виртуально-осязаемым.

Остается надеяться, что к этому времени с культурой аудиовизуальных пространств всё будет в порядке.

 


 

I. Введение

 

Музыкальный клип - это относительно новый жанр видеопроизводства, короткий кино- или видеофрагмент, зрительно воплощающий музыку на экране.

Сейчас производство музыкальных видеоклипов не просто является модой - оно диктует правила эмоционального восприятия реальности многомиллионной аудитории. Подсознательными процессами легко манипулировать - при точном знании психологической природы человека можно умело направлять, изменять отношение, диктовать формы поведения человеку. Особенно это касается молодежи, поскольку психика несформированной личности легко поддается внешним раздражителям.

Современные экранные технологии позволяют создавать невероятные вещи: погружать в новую реальность и даже создавать в них свои миры.

В наш век огромный поток информации не позволяет большинству людей смотреть большие формы экранных произведений - ритм жизни ускоряется, жажда нового требует малых сжатых форм информации. Это приводит к тому, что клип набирает обороты, и это требование масс, общественный заказ.

Но возможно ли урегулировать потоковое производство растиражированного сиюминутного искусства, зависимого от моды, денег, популярности звезд эстрады, подменяющее высокую духовность низменными потребностями?

Современный телевизионный клип - это коллажный музыкальный жанр, использующий символы, аллегории, иллюзии, ассоциации. Как явление культуры он тесно связан с молодежной субкультурой, ее нравственными эстетическими установками, музыкальными вкусами. Поэтому одной из задач моего исследования является выяснение - как с помощью средств монтажа можно создать этот действующий калейдоскоп иллюзий и символов.

Данное исследование посвящено изучению приемов монтажа, с помощью которых достигается эмоциональное воздействие на человека (на примере клипа Мадонны " Умри, но не сейчас" ) и анализ массового продукта музыкальной видеоиндустрии за последние полвека.

Целью моего исследования является:

. Изучение приемов монтажа и как с помощью них достигается эмоциональное воздействие на подсознание человека.

. Определить тенденцию общего развития используемых приемов монтажа в производстве музыкальных видеоклипов.

. Проанализировать, что является доминирующим источником воздействия и ключевым фактором успеха у сегодняшнего видеоклипа.

Субъект исследования - монтажные приемы музыкального клипа

Объект исследования - аудитория, зритель

Теоретическая часть включает в себя информацию о:

теоретической базе искусства монтажа

становлении и специфики музыкальных клипов

визуальных средствах, используемых в монтаже

музыке и ее влиянии на видеоряд

Практическая часть включает в себя:

выбор образца

анализ образца с позиции психоэмоционального воздействия

анализ приемов монтажа и аудиовизуальных средств, используемых для достижения воздействия на зрителя


II. Теоретическая часть

Основные понятия монтажа

монтаж клиповый музыка зритель

Монтаж, на мой взгляд, является главным средством режиссуры и начинается он задолго до съемок - в голове у автора.

В этой главе я приведу несколько понятий монтажа, чтобы дать более конкретное представление о нем.

. Монтаж (от фр. montage - сборка) - это особая система смысловых, аудиовизуальных и ритмических соотношений отдельных кадров, их формальное и смысловое сочетание и сопоставление. [Н.И. Утилова " Монтаж" Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004., стр. 65]

2. Слово " монтаж" означает " подбор и соединение различных частей в одно целое".[Соколов А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео - Editing: television, cinema, video. Учебник. Часть вторая. / Ред. Л.Н. Николаева - M.: Издательство «625», 2001]

3. Монтаж (фр. < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> montage) видео < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE> - или аудиоматериала < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BE> (в кинематографе < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84>, на телевидении < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, на радио < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE>, на звукозаписывающих студиях) - процесс переработки или реструктурирования изначального материала, в результате чего получается иной целевой материал. Считается, что монтажно-тонировочный период в кинопроизводстве < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> не менее важен, чем съемочный < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%8A%D1%91%D0%BC%D0%BA%D0%B0>: монтаж способен придать фильму нужный ритм < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D1%82%D0%BC> и атмосферу.

4. Монтаж - есть способ компоновки содержания и смысла произведения из отдельных " Кусков" [А. Г. Соколов " Монтаж", книга 1, с. 14]

Опираясь на приведенные понятия, можно разработать собственное понятие монтажа:

Монтаж - это сборка видео и аудиоматериала, с помощью которой автор формирует цельное произведение, выражающее свой замысел через систему смысловых, аудиовизуальных и ритмических соотношений отдельных кадров, их формальное и смысловое сочетание и сопоставление.

Основные функции монтажа.

К. Рейсц в книге " Технологии монтажа" выделяет следующие функции:

) направляет внимание зрителя на основное действие, убирая все побочное, лишнее;

) помогает зрителю в восприятии содержания, облегчать понимание происходящего на экране действия;

) эмоционально воздействует на зрителя, на его воображение при помощи определенного чередования кадров, снятых с изменением темпа внутрикадрового действия или с иных точек, и т. п.

Утилова Н. И. выделяет две функции монтажа:

1. Чисто техническую, подчиненную технологическому процессу, завершающему производство фильма или телевизионной продукции (окончательная сборка, соединение отдельных планов, сцен, эпизодов, а также звука и изображения в единое целое);

. Эстетическую (т.е. монтаж - наивысшее проявление синтеза всех выразительных средств экрана, способ художественного мышления и образного воплощения темы, идеи экранного произведения).

Попробуем объединить все эти функции в одну, основную:

Монтаж раскрывает содержание и форму в их единой продуманной концепции зрителю, реализуя замысел автора.

Основные способы, типы и виды монтажа.

На телевидении используются 2 способа монтажа - линейный (аналоговый) и нелинейный (компьютерный).

Линейный (или аналоговый) монтаж - это последовательное соподчинение монтажных планов.

Технология нелинейного (компьютерного) монтажа позволяет использовать приемы аналогового монтажа и в то же время имеет ряд преимуществ. Он позволяет: а) монтировать блоками, переставлять планы в любом порядке; б) более точно находить конечную границу монтажного плана, монтировать изображение, согласовывая его со звуковым рядом (с осциллограммой звуковой дорожки). [Н.И. Утилова " Монтаж" Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004., с. 66]

Н. И. Утилова приводит также следующую классификацию монтажа:

Два типа монтажа:

1) Внутрикадровый монтаж - построение единого выразительного пространства-времени кадра при помощи ракурсной съемки, применения объективов разного фокусного расстояния (смена глубины резко изображаемого пространства - перефокусировка, смена объективов: с обычным расстоянием, приближенным к обыденному восприятию глубины резкости, длиннофокусного, короткофокусного), при помощи смены крупности плана, движения камеры, движения персонажей, смены светотонального и цветового решения внутри одного монтажного плана.

2) Межкадровый монтаж - сочетание (склейка) двух рядом стоящих кадров, подчиненных авторской идее, раскрытию смысла, содержанию, их взаимодействию между собой.

Виды монтажа:

а) повествовательный (или однолинейный) - разбивает сцену, монтажные кадры на отдельные последовательно соединенные элементы (планы, ракурсы), объединенные причинно-следственными связями, развитием сюжета или его авторской трактовкой.

б) параллельный - чередование сюжетно незаконченных действий, которые происходят в разных местах, но в одно и то же время.

Здесь можно привести дополнительную классификацию С. Эйзенштейна:

параллельный развивающемуся ходу события (примитивно-информационный)

параллельный ходу нескольких действий (параллельный монтаж)

параллельный ощущению (монтаж примитивных сравнений)

параллельный ощущению и значению (образный монтаж)

параллельный представлениям (конструирующий понятие)

в) ассоциативно-образный (подвид - дистанционный) - связь между кадрами носит условный характер. В основное действие вставляются дополнительные кадры, которые приобретают значение сравнений, символов, метафор, или вполне реальные, но изменяющие смысл происходящего, раскрывающие его внутренние связи. В основе соединений монтажных фраз лежат не причинно-следственные связи, а ассоциации.

Важнейшим элементом ассоциативно-образного монтажа является метафора.

Дистанционный монтаж. В его основе лежит повтор мгновения, который связывает разновременные моменты в вечное движение по кругу. Два опорных кадра, несущих важную смысловую нагрузку, не сближаются при этом, не сталкиваются, а разъединяются.

Вывод: чаще всего для создания музыкальных клипов используют нелинейный монтаж. При вплетении в клип драматургической сюжетной линии, часто используется параллельный монтаж или дистанционный. Это позволяет создать иллюзию присутствия одновременно в нескольких пространствах и яркую динамику развития сюжетов. Часто наблюдается также ассоциативно-образный монтаж. Он не требует осмысления логической нагрузки, но очень влияет на подсознательный уровень человека, соединяя пространство на экране с духовным пространством человека.

Внутрикадровый монтаж как тип используется в клипах довольно часто, тогда он вызывает динамику внутри кадра. Иногда он используется как один из главных приемов. Например, почти все клипы группы Ok Go построены на этом приеме (" Here It Goes Again < http: //vk.com/video80677875_161721863? section=search> ", " End Love", " White Knuckles", " This Too Shall Pass - Rube Goldberg Machine version", " This Too Shall Pass" )

Основные приемы монтажа.

Монтажный прием - это способ организации порядка в структуре монтажа. Говоря словами А. Г. Соколова, прием монтажа в аудиовизуальном производстве - это способ рассказа в литературе.

Для начала хочется отметить, что основополагающим приемом, да и вообще сущностью монтажа А. Г. Соколов называет сопоставление. По его словам, два рядом стоящих кадра могут дать совершенно противоположное реальному значение и именно сопоставление есть основа основ монтажа. Н. И. Утилова тоже склонна к этому утверждению: " Именно изображение при соединении двух рядом стоящих кадров создает иллюзию непрерывного действия при плавных монтажных переходах и ощущение «катастрофы», сильных эмоциональных переживаний, прерывания времени, изменения пространства при резких монтажных склейках. Монтаж помогает за внешним увидеть внутреннее, в изображенном - неизображенное, заставить зрителя взглянуть на происходящее событие своими глазами или глазами автора-персонажа."

При этом монтаж приобретает новое значение, о котором говорит А. Г. Соколов - монтаж как метод сознания, способ мышления человека. На мой взгляд, это совершенно верно и более приближено к сути вообще производства экранного искусства. Главная цель автора - донести суть, повлиять на сознание зрителя, воздействовать на него содержанием и эмоционально. А это возможно только при применении законов самого сознания, при знании законов человеческой психики, а самое главное - при разумном использовании правил природы.

В основу своего положения о монтаже Эйзенштейн поставил сопоставление кадров между собой по их подавляющему признаку, то есть «монтаж по доминантам». Характер же этой «доминанты» определяет и характер монтажа.

Классификация методов киномонтажа, разработанных С. Эйзенштейном:

. Монтаж метрический.

Основной критерий - абсолютные длины планов. Сочетает кадры между собой согласно их длинам в формуле-схеме. Реализуется в повторе этих формул.

. Монтаж ритмический.

Здесь в определении фактических длин кадров равноправным элементом вступает внутрикадровая их наполненность. Фактическая длина не совпадает с математической длиной, отводимой ей согласно метрической формуле.

. Монтаж тональный.

В ритмическом монтаже за движение внутри кадра принималось фактическое перемещение или предмета в поле кадра, или перемещение глаза по направляющим линиям неподвижного предмета. Здесь монтаж идёт по признаку доминантного эмоционального звучания кадра. Общий тон кадра. Игра на комбинировании степени освещённости или разных степеней резкости - типичнейший пример тонального монтажа.

. Монтаж обертонный.

Он является дальнейшим развитием линии монтажа тонального. От него он отличается суммарным учётом всех раздражении кадра. И этот признак выводит восприятие из мелодически-эмоциональной окрашенности в непосредственно-физиологическую ощущаемость. Эти четыре категории являются приёмами монтажа. Монтажным построением они становятся тогда, когда вступают в конфликтные взаимоотношения друг с другом.

. Интеллектуальный монтаж.

Это есть монтаж... звучаний обертонов интеллектуального порядка, то есть конфликтное сочетание интеллектуальных сопутствующих эффектов между собой... [Саруханов В.А., Азбука телевидения, или Что, как и почему?.., СПб, «Всемирное слово», 2005 г., с. 342-344.]

Существуют 10 правил монтажа кадров по Кулешову Л. В.

) Монтаж по крупности.

2) Монтаж по ориентации в пространстве.

) Монтаж по направлению движения главного объекта в кадре.

) Монтаж по фазе движущихся в кадре объектов.

) Монтаж по темпу движения объектов.

) Монтаж по композиции кадра (по смещению центра внимания).

) Монтаж по свету.

) Монтаж по цвету.

) Монтаж по смещению осей съемки.

) Монтаж по направлению основной движущейся массы в кадре.

а) Направления движущихся масс в соседних кадрах должны совпадать или иметь близкие векторные значения.

б) При монтаже кадра с полностью статичным изображением с кадром, в котором имеется движущаяся масса, эта масса должна занимать менее одной трети площади всего изображения.

в) Скорость движения масс в смежных кадрах должна полностью совпадать или быть достаточно близкой, т. е. темп движения в одном кадре не должен отличаться от темпа движения в следующем.

В этой главе я дала описание академических приемов и правил монтажа для того, чтобы иметь представление о том, что можно нарушать и как правильно это делать. Потому что музыкальный клип изначально был сторонником нарушения всяких монтажных правил, но, на мой взгляд, нарушать их нужно обоснованно и разумно, а для этого нужно знать для чего и когда они применяются. Воздействие приемов на зрителя определяется их сочетанием с музыкальной дорожкой. Об этом будет сказано далее.

 

Клиповый монтаж: история возникновения, особенности монтажа и воздействия на зрителя

монтаж клиповый музыка зритель

Развитие техники привело к возникновению нового вида монтажа - клипового (или, как его иногда называют, монтажа короткими кусками). Еще в 1920-е годы появился другой термин - «русский монтаж». Это было ритмическое построение короткими контрастными кусками с мгновенными перебросками как во времени, так и в пространстве, с парадоксальными соединениями кусков. И этот вид монтажа вернулся на телевизионный экран, но в новом качестве. Американский монтаж же строится на движении [Н.И. Утилова " Монтаж" Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004]

Сегодня мультимедиа выделяют видеоклип как отдельный продукт.

С точки зрения эстетического восприятия видеоклип во многом сходен не только с музыкой, но и зарождающейся лазерной живописью: для него характерны ассоциативность, способность улавливать и устанавливать связи между несовместимыми, на первый взгляд, явлениями и образами по принципу сходства или контраста, преодоление фиксированности вещей, открытие новых функциональных значений. На этой основе вполне возможно их объединение на телеэкране и появление новых форм художественного творчества.

Еще одно понятие: клиповый монтаж есть аттракционная форма экранного произведения катектического типа, так как основан на нарушении правил комфортного соединения кадров, позволяющих сделать межкадровый стык незаметным для зрителя и сосредоточиться на содержании произведения.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.124 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь