Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Правовое государство и его роль в обеспечении прав человека



Правовое государство и его роль в обеспечении прав человека

Впервые термин «правовое государство» (или «государство права») употребил немецкий ученый К.Т.Велькер в своей книге «Конечное основание права, государства и наказания», вышедшей в 1813 г., а действительно сама идея такого государства справедливого по отношению к человеку полно была развита И. Кантом, но теория правового государства имеет свою более древнюю историю развития:

Разработка отдельных фрагментарных положений теории правового государства были предприняты ещё в Древней Греции и Древнем Риме – Сократом, Платоном, Аристотелем, Цицероном, а в средние века – Мартином Лютером.

Но подлинный рассвет данной теории начинается именно в новое время, в период буржуазных революций и смены традиционных государств – государствами конституционными. Таким образом, правовое государство – это продукт нового времени. В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа И.Канта, Дж.Локка,           Ш.–Л.Монтескье, В.Ф.Гегеля и других просветителей XVII – XVIII в.в.

Они полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола) должно придти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной области, обладающей неотьемлимыми правами. Взаимоотношения личности и государства, власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели при абсолютизме.

Полное же становление теории правового государства утвердилось в немецкой литературе в первой половине XIX в. в трудах Г.Т.Велькера, Р.Фон Мана, Ф.Ю.Шталя, Р.Гнойста.

Сами же права человека, их генезис, социальные корни, назначение – так же одна из вечных проблем не только правовой и политической, но и религиозной, этической, культурной позиций государства. Процесс исторического творчества человека, в значительной мере зависят от объема прав и свобод, определения его социальной возможности и блага, определяющий характер жизнедеятельности, систему связей. Взаимодействия отношений людей в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладание правами и расширение прав человека. История показывает, что каждому поколению нужно вновь защищать права, что человечеству еще не знакома ситуация, при которой не требуются усилия для поддержания и защиты прав и свобод человека.

Вообще права человека, как определенные требования необходимого минимума условий нормальной жизнедеятельности возникли ещё при первобытном строе. Эти притязания опирались на выработанные практикой обычаем, ритуалом ставили своей целью обеспечение взаимодействия членов первобытного общества.

В классовом обществе, например в полисе - выдвигалась идея равноправия его членов (Перикл, Демосфен), но ей же предпочитались именно политические права. Феодальное общество средних веков старалось подчинить индивидуальность, регламентировать жизнь человека ни о каких правах не могло идти и речи.

«Первопроходцами» в борьбе за естественные права человека были буржуа, требовавшие монарха подписать Великую Хартию Вольностей (1215г.), тем самым ограничив абсолютизм и расширив права буржуазии.

Буржуазное учение о естественном праве отражало новый взгляд на человека, как на индивида, наделенного определенными врожденными неотьемлимыми правами. По их мнению, права человека предшествовали не только государству, но и обществу. Это предопределило разграничение прав человека и прав гражданина в буржуазных государствах еще задолго до того, как оно получило обращение в соответствующих конституционных и иных законодательных актах. Права человека как бы исключались из сферы государственной власти и объявлялись догосударственным явлением.

Буржуазные революции оставили человечеству великие законодательные акты, впервые в истории закрепившие равенство, свободу, право на счастье «Декларация независимости» (1776), «Декларация прав человека и гражданина « (1789 Франция).

В настоящее время в современном мире действуют международно – правовые договоры, документы, устанавливающие общепризнанные стандарты прав человека, определяющие планку, ниже которой государства не могут опускаться. Права и свободы перестали быть только внутренними делами государства, теперь это объект внимания всего международного сообщества.[1]


I. Личные (гражданские) права и свободы.

Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

 

1) Право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ)

Образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в этой сфере. Оно представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, ибо все остальные права утрачивают смысл и значение в случае человека, это фундаментальное право допустимо рассматривать в 2 аспектах: во – первых, как право личности, на свободу от любых незаконных посягательств на её жизнь как со стороны государства, так и со стороны частных лиц; во вторых, как право личности на свободное распоряжение своей жизнью. По – сути дела, все остальные права так или иначе объединяются вокруг этого стержневого права. Например, такие права – как право на социальное обеспечение, на охрану здоровья, на благосостояние окружающей среды.[6]

У нас в стране в Конституции 1993 г. оно закреплено впервые. В настоящее время очень остро стоит вопрос о смертной казни, она легализуется нашей Конституцией, но возможности её резко сужаются; только за особо тяжкие преступления.

Право на достоинство.

Является основной целью всех остальных прав человека. В этом смысле – достоинство человека – источник его прав и свобод. Разделы о правах и свободах человека во многих современных Конституциях открываются понятием «достоинство человека». Достоинство – это признание обществом социальной ценности уникальности конкретного человека. В конституции РФ это ст. 21. Достоинство может быть нравственным, интеллектуальным. Никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому обращению, или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским и научным и другим опытам.

 

 

Право на неприкосновенность личности.(ст.22 Конституции РФ)

Лицо вправе совершать любые действия, не противоречащие закону, и при этом оно не должно подвергаться ограничением. Человек имеет право на физическую и духовную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу допускается только по судебному решению, а без него не более 48 часов.

 

Право на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Каждый человек имеет право знать какая информация о нём и его жизни имеется в органах государства и контролировать эту информацию. Для сбора информации о частной жизни лица нужно его согласие, так как вполне возможно злоупотребление владения данной информацией. Это правило распространяется на всех. Каждый человек так же вправе выбирать себе круг знакомых, определить характер и меру общения с ними, граждане имеют право на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений на учреждения возлагается обязанность хранить эту тайну. Ограничения этого права допускается только по решению суда. Для защиты доброго имени установлен судебный порядок, включая право на возмещение морального вреда.

Свобода совести, вероисповедания (ст. 28)

Означает, что каждый может свободно действовать в соответствии со своими убеждениями. Он вправе выступать в существующие религиозные и иные убеждения, действовать в соответствии с ними, наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах. Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии.

IV. Социальные права

Они сформировались позже других – в течение XX в., и затрагивают область наёмного труда. К ним можно отнести такие, как

Право на труд (с. 37)

Это довольно многогранное право, включающее в себя следующие элементы:

· право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, принудительный труд запрещен.

· Право трудится в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

· Право на защиту от безработицы.

· Право на вознаграждение за труд не ниже минимального размера оплаты труда.

Право на отдых (п. 6 ст. 37)

3)   Право на материнство и детство (с. 38)

Обеспечивается это право развитой системой гарантий предусмотренных в федеральном законодательстве: пособия, денежные и другие выплаты, связанные с беременностью, родами, воспитанием детей и т.д.

Право на жилище (ст. 40)

Это одно из других фундаментальных прав. Данное право может быть сведено к 3 юридическими возможностям:

· стабильно постоянное пользование жилым помещением.

· улучшение жилищных условий.

· обеспечение здоровой жилой среды.

 

Заключение.

Резюмируя все вышесказанное, нужно отметить что права человека – это целостный ориентир, позволяющий применять «человеческое измерение» к государству, праву, этике, морали. Права и свободы человека являются определенными нормативным измерением его социально культурной деятельности. Более того, они выступают как одна из величайших культурных ценностей.

При изучении теории прав человека неизбежно её пересечение со многими дисциплинами: историей и теорией государства и права, всеми отраслевыми и процессуальными юридическими науками.

Таким образом, опираясь на международное гуманитарное право, можно отметить, что:

· Права человека – высшая ценность, их уважения и соблюдение – обязанность государства.

· Обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому – либо принципу.

· Осуществление прав и свободы человека не должно нарушать права и свободы других лиц.

· Основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства.

· Личные, экономические, политические, социальные, культурные права равноценны, в единой системе этих прав нет иерархии.

· Коллективные права неотъемлемы от прав индивида, они не должны противоречить индивидуальным правам, ограничивать правовой статус личности

· Права человека могут быть ограничены законом только в том случае, если есть прямая угроза государственной и общественной безопасности, здоровью и нравственности населения, права и законы других лиц.

 

Список использованных источников и литературы:

 

· Конституция РФ 1993 г.

· Конституция РФ. Проблемный комментарий /под ред. Четвернина В.А. М.1997

· Козлова Е.И., Кутарин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ 1995

· Мюпперсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М.: 1991

· Международное право / Ред. Колосов Ю.М. Кузнецов В.И., М.: Издательство

· Права человека. Учебник для вузов /ред. Лукашевой Е.А. М.: «Норма-Инфра-М» 1999. 560 с.

· Теория государства и права /ред. Манов Г.П. М.: изд – во БЕК. 1996. 336 с.

 

 

 


[1] Козлова Е.И., Кутарин О.Е. Конституционное право России. М.: Юрист 1995 с. 107.

[2] Права человека. Ред. Лукашевой Е.А. М.: Норма – Инфра – М, 1999. 560 с. с. 182

[3] Конституция РФ. Проблемный комментарий /под. Ред. Четверкина В. А. М.: 1997 С. 41.

[4] Конституция РФ. Проблемный комментарий /под. Ред. Четверкина В. А. М.: 1997 С. 43.

[5] Конституция РФ. Проблемный комментарий /под. Ред. Четверкина В. А. М.: 1997 С. 45.

[6] Права человека /ред. Лукошева Е.А. М. 1999 с. 144

[7] Козлова Е.И. Кутарин О.Е. Конституционное право России. 1995 с. 125.

[8] Международное право /ред. Колосов Ю.М, Кузнецов М. 1998 с. 409

Правовое государство и его роль в обеспечении прав человека

Впервые термин «правовое государство» (или «государство права») употребил немецкий ученый К.Т.Велькер в своей книге «Конечное основание права, государства и наказания», вышедшей в 1813 г., а действительно сама идея такого государства справедливого по отношению к человеку полно была развита И. Кантом, но теория правового государства имеет свою более древнюю историю развития:

Разработка отдельных фрагментарных положений теории правового государства были предприняты ещё в Древней Греции и Древнем Риме – Сократом, Платоном, Аристотелем, Цицероном, а в средние века – Мартином Лютером.

Но подлинный рассвет данной теории начинается именно в новое время, в период буржуазных революций и смены традиционных государств – государствами конституционными. Таким образом, правовое государство – это продукт нового времени. В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа И.Канта, Дж.Локка,           Ш.–Л.Монтескье, В.Ф.Гегеля и других просветителей XVII – XVIII в.в.

Они полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола) должно придти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной области, обладающей неотьемлимыми правами. Взаимоотношения личности и государства, власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели при абсолютизме.

Полное же становление теории правового государства утвердилось в немецкой литературе в первой половине XIX в. в трудах Г.Т.Велькера, Р.Фон Мана, Ф.Ю.Шталя, Р.Гнойста.

Сами же права человека, их генезис, социальные корни, назначение – так же одна из вечных проблем не только правовой и политической, но и религиозной, этической, культурной позиций государства. Процесс исторического творчества человека, в значительной мере зависят от объема прав и свобод, определения его социальной возможности и блага, определяющий характер жизнедеятельности, систему связей. Взаимодействия отношений людей в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладание правами и расширение прав человека. История показывает, что каждому поколению нужно вновь защищать права, что человечеству еще не знакома ситуация, при которой не требуются усилия для поддержания и защиты прав и свобод человека.

Вообще права человека, как определенные требования необходимого минимума условий нормальной жизнедеятельности возникли ещё при первобытном строе. Эти притязания опирались на выработанные практикой обычаем, ритуалом ставили своей целью обеспечение взаимодействия членов первобытного общества.

В классовом обществе, например в полисе - выдвигалась идея равноправия его членов (Перикл, Демосфен), но ей же предпочитались именно политические права. Феодальное общество средних веков старалось подчинить индивидуальность, регламентировать жизнь человека ни о каких правах не могло идти и речи.

«Первопроходцами» в борьбе за естественные права человека были буржуа, требовавшие монарха подписать Великую Хартию Вольностей (1215г.), тем самым ограничив абсолютизм и расширив права буржуазии.

Буржуазное учение о естественном праве отражало новый взгляд на человека, как на индивида, наделенного определенными врожденными неотьемлимыми правами. По их мнению, права человека предшествовали не только государству, но и обществу. Это предопределило разграничение прав человека и прав гражданина в буржуазных государствах еще задолго до того, как оно получило обращение в соответствующих конституционных и иных законодательных актах. Права человека как бы исключались из сферы государственной власти и объявлялись догосударственным явлением.

Буржуазные революции оставили человечеству великие законодательные акты, впервые в истории закрепившие равенство, свободу, право на счастье «Декларация независимости» (1776), «Декларация прав человека и гражданина « (1789 Франция).

В настоящее время в современном мире действуют международно – правовые договоры, документы, устанавливающие общепризнанные стандарты прав человека, определяющие планку, ниже которой государства не могут опускаться. Права и свободы перестали быть только внутренними делами государства, теперь это объект внимания всего международного сообщества.[1]


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь