Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема дружбы, свободы и психологизм в лирике Пушкина



Ведущей темой лирики Пушкина является тема свободы. Все пушкинское творчество пронизывает дух свободы. Свободы от рабства. Любого. Свободы от насилия. От недругов и покровителей. От канонов и будничных мелочей. Свободы человеческой личности. Этим поэт начинает свой путь («Пока свободою горим, пока сердца для чести живы…») – этим и завершает («…в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал»). Все его произведения дышат свободой. Даже когда поэт пишет о глубоко личном: «Я сам обманываться рад» или «Я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам Бог любимой быть другим», мы ощущаем его свободную стать, его внутреннее достоинство, независимость и высокое понятие чести. [17]

Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода – условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба. Которая у поэта всегда связывалась с представлением человека о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия, становясь «святым проведеньем», когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы. Поскольку для поэта «свобода» - понятие основополагающее, то эта тема видится своеобразным стержнем, проходящим через всё творчество поэта. Свобода рассматривается как социальный, политический и нравственный идеал пушкинской поэзии.

Мотив политической свободы выражен в стихотворениях «Лицинию» (1818), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819). В этих произведениях высказаны идеи, близкие взглядам декабристов: служение общественным идеалам, осуждение тирании, угнетения, пронизаны психологизмом и чувством солидарности с друзьями.

Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Узник» (1822), «Птичка» (1823). Здесь романтический призыв бегства из мира – «темницы» и желание дать освобождение «хоть одному творению» усиливается образами птиц, олицетворяющих природное стремление к воле.

   Противоречивость мотива личной свободы отражена в произведениях «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «К морю» (1824).

В стихотворении «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» (1829) мы встречаемся ещё с одним проявлением мотива личной свободы – уважение личности другого человека. Философское осмысление рабства как противопоставления свободе ярко видно в стихотворении-притче «Анчар» (1836).

Свобода творческой личности – важнейший мотив темы проявляется в стихотворениях «Поэту» (1830), (Из Пиндемонти) (1836).

Свобода как всеобъемлющее понятие, как основа жизни человека – этот мотив звучит в стихотворении «Пора, мой друг, пора…» (1836). «Покой и воля» - духовный идеал личности, ищущей совершенства.[18]

Мотив служения общественным идеалам как проявление гражданской позиции выражен в стихотворениях «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1827), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Арион» (1827).

В стихотворениях «Стансы» (1826), «Клеветникам России» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) Пушкин выражает свои политические идеалы, проявляет сыновью любовь к отечеству и стремление служить его интересам на поэтическом поприще.

Слово «свобода» и близкие по смыслу слова «вольность», «воля» «вольный» - ключевые слова пушкинского «словаря». Тема «вольности святой» волновала А.С. Пушкина всю его жизнь, она проходит через всё его творчество. В этом отношении программным произведением поэта является ода «Вольность». Написана она вскоре после того, как молодой Пушкин приезжает из Царскосельского лицея в Петербург. Василий Львович, его дядя, вводит будущего великого поэта в столичные литературные кружки, где Пушкин знакомится с вольнолюбивыми людьми. Под впечатлением общения с ними в 1817 году молодой поэт пишет своё первое, но очень важное стихотворение, пронизанное свободолюбивыми мотивами.

Написана «Вольность» в традиционной форме оды, однако к концу XVIII – началу XIX века она уже устарела и подобных хвалебных песен почти никто не пишет.

Новаторство заключается в том, что он восхваляет не царя, не личность, а нечто абстрактное – Вольность. Царей же поэт выставляет «тиранами», «увенчанными злодеями».

В 1818 году Пушкин пишет стихотворение-послание «К Чаадаеву». Это монолог, обращенный к определенному человеку. Стихотворение написано в духе оды «Вольность» и является как бы её продолжением.

В 1823 году Пушкиным были написаны два стихотворения, посвященных все той же теме. Это «Птичка» и «Свободы сеятель пустынный…». В первом поэт утверждает, что высшая ценность – свобода, а высшее счастье – даровать кому-то свободу.

Следующим размышлением на эту тему стало стихотворение «Во глубине сибирских руд…». Написано оно было в 1827 году, после неудачной попытки декабристского переворота. Уже казнены пятеро заговорщиков, а остальные сосланы в Сибирь. Туда-то и отправляет Пушкин с женой декабриста Трубецкого своё стихотворение. Поэт уверяет своих сосланных друзей, что борьба велась не напрасно и свою роль в освобождении народа она еще сыграет.[19]

В 1828 году Пушкиным написано стихотворение «Анчар». Тут автор противопоставляет гармонии, царящей в природе, дисгармонию в человеческом обществе.

И заключительным стихотворением в условном цикле «Вольность» является «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836).

В этом стихотворении автор, как бы предчувствуя скорую смерть, подводит итог собственному творчеству и в том числе акцентирует наше внимание на своём тяготении к теме вольности.

…Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен,

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен…

 

Мотив любви к родной природе изменения отношения христианского человечества к ней, возможность нового вида отношений с природой – дружественного, радостного, что переплеталось с новым восприятием самого процесса жизни, отражен в произведениях «Редеет облаков летучая гряда…» (1820), «Кавказ» (1829), «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю…» (1829), «Румяный критик мой…» (1830), «Осень» (1833), «…Вновь я посетил…» (1835).

Тема дружбы опирается на лирические произведения, обращенные к лицеистам. «Священный союз» лицейских друзей для Пушкина свят и непоколебим. У Пушкина было много друзей и близких, и не очень близких. Достаточно широк диапазон его дружеских привязанностей – от простого и внешнего приятельства до требовательной, бесстрашной и порой жертвенной дружбы. Пушкин братски любил и мечтательного Дельвига, и наивного Кюхельбекера, и остроумного Вяземского, и буйного Дениса Давыдова, и поэта-гражданина Рылеева, и простодушного Нащекина.[20]

Совершенно особое место среди друзей Пушкина занимал Чаадаев, который в юные годы был для поэта образцом высокого гражданского мужества и умного свободолюбия. Пушкиным написано немало произведений, обращенных к Чаадаеву, проникнутых величайшим уважением, доверием и дружбой. Дружба с Чаадаевым была для Пушкина не просто житейской привязанностью, а, прежде всего символом благородных, свободолюбивых идей. Это с особой силой сказалось в одном из ранних стихотворений «К Чаадаеву» (1818 год). Это послание для последующих поколений стало символом высокой дружбы, вдохновленной и скрепленной общностью политических идеалов.

Дружба – одна из основных тем пушкинской лирики на всех этапах его творческого пути. Но если поначалу это Детско восприятие дружбы у поэта, когда он может сказать «Друзья! Прекрасен наш союз», то постепенно психологизм этих стихотворений возрастает и  в стихотворении «19 октября» 1827г. Пушкин пишет своим друзьям-декабристам о своей верности и дружбе: «Бог помощь вам, друзья мои, и в бурях, и в житейском горе, в краю чужом, в пустынном море, и в мрачных пропастях земли…».

Стихотворения в честь лицейских годовщин (19 октября), послания к товарищам-лицеистам – основа лирических стихотворений о дружбе: « 19 октября» (1825), «И.И.Пущину» (1826), «Чем чаще празднует лицей…» (1830).

Относятся к этой теме стихотворения, обращенные к декабристам, со многими из которых Пушкин был в дружеских отношениях, - «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Арион» (1827) и послание «К Чаадаеву» (1818) – другу и учителю, оказавшему серьёзное влияние на формирование взглядов молодого Пушкина.

Особняком стоят лирические произведения, обращенные к няне, доброту и теплые отношения к которой поэт пронес через всю жизнь. К ним относится стихотворение «Зимний вечер» (1825).[21]

 


Заключение

В результат проведенного анализа были получены следующие результаты:

1. Психологизм – один из приемов, используемым Пушкиным в своем творчестве.

2. Наиболее ярко психологизм выражен в стихотворениях, посвященных теме о назначении поэта и поэзии, а также в любовной лирике Пушкина.

3. Также психологизм выражен в стихотворениях, посвященных теме свободы и дружбы.

4. Психологизм в творчестве Пушкина эволюционирует. Если сначала это юношеские стихи, наполненные восторга, то далее это уже серьезные размышления поэта о месте поэта и поэзии, философские раздумья и любовные переживания, проникнутые глубиной и красотой.

Вычленение тем и мотивов в поэтическом творчестве Пушкина отнюдь не нарушает его гармоничности. Все темы и мотивы существуют в органическом единстве, создавая богатый художественный мир, имя которому – лирика Пушкина.

Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал – как человек и как художник – символом русской духовной жизни. Его творчество – это стремительное движение, развитие, тесно связанное с его судьбой, с общественно-идеологической и литературной жизнью России в первой трети XIX. Он являет собой пример единства человека и поэта. Еще в 1834 г. Н.В.Гоголь пророчески заметил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте…Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».

Пушкин завершил великий труд, начатый Ломоносовым и продолженный Карамзиным — создание русского литературного языка. То, по-видимому, неблагоприятное обстоятельство, что в детстве он свободней владел французским языком, чем родным, ему принесло только пользу: начав писать по-русски, он тем с большим вниманием прислушивался к правильной русской речи, с более строгой критикой относился к каждой своей фразе, часто к каждому слову, и стремился овладеть русским языком всесторонне — а при его способностях, уменье взяться за дело и энергии хотеть значило достигнуть. Он изучает язык простого народа как поэтический, так и деловой, не пропуская и говоров; ради языка он штудирует все памятники старины, какие только мог достать, не пренебрегая и напыщенным языком одописцев XVIII века, и скоро дорабатывается до таких положений, которые стали общепринятыми только через два поколения после него. Уже в 1830 г. он пишет: «Жеманство и напыщенность более оскорбляют, чем простонародность. Откровенные, оригинальные выражения простолюдинов повторяются и в высшем обществе, не оскорбляя слуха, между тем как чопорные обиняки провинциальной вежливости возбудили бы общую улыбку». Он горячо восстает против условности, педантизма и фальши так называемого правильного и изящного языка и, после появления Гоголя, настойчиво требует расширения границ литературной речи. Они и расширились в том направлении, в каком желал Пушкин; но все же и теперь, через 100 лет после его рождения, его стих и проза остаются для нас идеалом чистоты, силы и художественности.

Александр Сергеевич Пушкин универсален, творчество его всеобъемлюще. Жанры, мотивы, отражение тех или иных проблем, объемность тематики, многогранность личности – все это непременно отражено в творчестве великого русского поэта. И, пытаясь разобраться в его образе через лирику, каждый читатель найдет какое-то свое, родное сердцу и нужное душе, произведение. Поймет его по-своему, откроет для себя какую-то новую сторону поэта, но до настоящего Пушкина, до его чувств надо расти… К Пушкину необходимо стремиться всю жизнь.

 


Список литературы

 

1. " Читатель как потенциальный и реальный собеседник никогда не был безразличен Пушкину", и однако с рубежа 30-х годов между ними появляется непонимание. Читатель требует романтизма, Пушкин показывает картины реалистические.

2..Белкин Д.И. О характере ориентальных мотивов в черновиках " Евгения Онегина". стр.91-98

3. Актуальные вопросы изучения лирики Пушкина—романтика // Ломоносовские чтения — 1994. М., 1994.

4. Альми И. Л.. О некоторых особенностях литературного характера в пушкинском повествовании. стр.4-16

5. Альтман М. С. Персонажи произведений Пушкина как читатели. стр.178-181

6. Альтман М.С.. У истоков творчества Пушкина (Штрихи и заметки). стр.99-109

7. Андосова Т. С.. Постижение поэта. стр.109-120

8. Анненков П. В. Материалы для биографии А. С. Пушкина. СПб., 1855; То же (репринт). М., 1985.

9. Анненков П.В. Материалы для биографии А.С.Пушкина. – М., 1984. – С. 360.

10. Аринштейн Л.М. «Пушкин. Непричесанная биография» М., 1998. стр.154-156

11. Бабаев Э.Г. «Творчество А.С. Пушкина» «Издательство московского университета», 1988. стр.48-52

12. Базыли Белокозович. " Анчар" Пушкина в оценке этнографа Н. А. Янчука. стр.15-35

13. Батюшков и Пушкин: Проблема национального своеобразия ранних форм русского романтизма // Тезисы докладов научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Батюшкова. Вологда, 1987.

14. Белинский В.Г. Собр. Соч. – Т. 7. – С.266.

15. Белоногова В. Ю.. Образ Пушкина в творчестве болдинских художников-примитивистов. стр.121-132 

16. Боголепов П.К., Н.В. Верховская, М.И. Сосницкая «Тропа к Пушкину» издание, Москва, «Детская литература», 1974 год.

17. Бочаров С.Г. «Поэтика Пушкина» М., 1989. стр.194

18. БочаровС.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.

19. Бройтман С. Н. " Я помню чудное мгновенье" (К вопросу о вероятностно-множественной модели в лирике Пушкина) стр.72-79

20. В.А.Грехнев. Дружеское послание пушкинской поры как жанр.

21. Вересаев В.В.. “Спутники Пушкина”, Том 1, 2, Москва, «детская литература».1993 год.

22. Взаимосвязь рефлективных и медитативных типов лирического высказывания в поэзии Пушкина 1820—30-х годов // Вопросы творчества и биографии Пушкина. Одесса, 1989.

23. Видова О. И.. " Прощальный цикл элегий 1830 года как итог предшествующего элегического развития. стр.61-71

24. Воеводин В.. “Повесть о Пушкине”, Ленинград, «Лениздат», 1955 год.

25. Волкова Т. А., Михайлова И. Д. Лицей: Литературный вечер // Литература в школе. — 1998, — № 8.

26. Высочина Е.И. «Образ, бережно хранимый. Жизнь Пушкина в памяти поколений» М., 1989. стр.27-29

27. Гей Н.К. «Поэтика Пушкина» М., 1974. стр.147

28. Герцен А.И. Собр. Соч.; В 9 т. – М., 1956. – Т.З.- С.452.

29. Гессен А.И. «Жизнь поэта» М., 1972. стр.16-19

30. Глинка Федор. Стихотворения. – Л., 1959. – С.41, 48.

31. Гоголь Н.В. Собр. Соч. – Т. 6 – С. 380.

32. Гоголь Н.В. Собр. Соч.: В 7 т. – М., 1967. – Т.6 – С.185-186.

33. Гоголь Н.В. Собр. Соч.: В 7 т. – М., 1967. – Т.6 – С.381-382.

34. Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. – М., 1922- 1923. – Т. 1. – С.38.

35. Границы пушкинского романтизма // Университетский пушкинский сборник. М., 1999. [The Limits and Borderlines of Pushkin’s Romanticism]

36. Грехнев В. А.. Другие " я" в элегиях Пушкина. стр.130-146

37. Грехнев В. А.. Прозаическое в лирике Пушкина. стр.33-49 

38. Грехнев В. А.. Пушкин: " лирическое движение". стр.27-40

39. Грехнев В.А. Лирический сюжет в поэзии Пушкина. стр.4-23

40. Гуменная Г. Л.. Ирония и сюжетослодение шутливой поэмы Пушкина стр.169-187

41. Дельвиг А.А. Полн. Собр. Стихотворений. – Л., 1959. –С. 27.

42. Державин и Пушкин // Творчество Державина: Проблемы изучения и преподавания. Тамбов, 1993.

43. Довгий О. Л.. Из комментариев к болдинской лирике 1830 года. стр.98-106

44. Егоров Б.Ф. О жанрах литературно-критических статей Пушкина. стр.49-57

45. Жуковский В.А. // Русская литература ХIХ – ХХ веков: В 2 Т. Изд.2-е (учебно-методическое пособие)    печатн.  М., 2000. Т.1     

46. Зуев Н. Одна из вершин русской философской прозы «Повести Белкина» А. С. Пушкина // Литература в школе. — 1998. — № 8.

47. Иконникова Т. А.. Две лицейские школы: Пушкин и Кюхельбекер. стр.18-26

48. История русской литературы XVIII века. Методическое пособие. М., 1977.

49. История русской литературы: Пособие для поступающих. М., 1980. К вопросу об истоках авангардной теории «нового искусства» // Поэзия русского и украинского авангарда: История, этика, традиция. Херсон, 1990.

50. Кафедра истории русской литературы // Филологический факультет Московского университета: Очерки истории. М., 2001.

51. Кафедра истории русской литературы//Филологический факультет Московского университета: Очерки истории (статья)  печатн.  М., МГУ, 2001    3, 5 п.л.      

52. Коровина Р. Н. Образ няни в творчестве А. С. Пушкина // Литература в школе. — 1999. — № 4.

53. Краснов Г. В.. " Воспоминание" Пушкина в " Воспоминаниях" Л. Н. Толстого. стр.152-161

54. Краснов Г. В.. " История моего времени..." Концепция личности в Дневнике Пушкина 1833--1835 годов. стр.140-150

55. Краснов Г. В.. Под знаком Пушкина (Из истории Болдинских чтений). стр.3-14

56. Краснов Г. В.. Пушкин. Миф и реальность. стр.5-14

57. Кулешов В.И. «Пушкин. Жизнь и творчество» М., 1994. стр. 194

58. Л.С.Сидяков. Болдинская лирика как этап эволюции пушкинской лирики на рубеже 1830-х годов.

59. Легенда в романтической поэзии Пушкина // Вестник МГУ. Филология. М., 1999. № 3.

60. Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина. 1799-1826 / Сост. М. А. Цявловский. 2-е изд., испр. и доп. Л., 1991.

61. Лирика Пушкина 1813—1936 // Пушкин. Школьный Энциклопедический словарь. М., 1999.

62. Лирика Пушкина в исследованиях XX века // Литературоведение на пороге XXI века. М., 1998.

63. Лирика Пушкина в контексте европейского романтизма // Русское слово в мировой культуре: X Конгресс МАПРЯЛ. СПб., 2003.

64. Лирика Пушкина: Принципы анализа поэтического идеала М., 1988.

65. Листов В. С.. К истории создания " грибоедовского" эпизода из " Путешествия в Арзрум". стр.129-139

66. Лотман Ю. М. Пушкин. СПб., 1995.

67. Маймин Е.А. «Пушкин. Жизнь и творчество» М., 1982. стр.144

68. Макогоненко Г.П. «Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы» Л., 1974. стр.148

69. Меднис Н.Е.. " Слово" читателя в творчестве Пушкина 30-х годов. стр.15-31

70. Михайлова Н. И.. " На свете нравственном загадка" (" Гусарство" в прозе Пушкина и Л. Толстого). стр.142-151

71. Михайлова Н. И.. Ода Пушкина " Вольность" и ораторские тексты 1812 года. стр.160-168

72. Михайлова Н.И.. Пушкин-прозаик и риторика его времени. стр.58-74

73. Мишин Н. К познанию Пушкина // Литература в школе. — 1991. — № 6.

74. Москвичева Г. В.. Поэма Пушкина " Полтава" и жанровая традиция. стр.147-159

75. Неопределенность лирической ситуации как структурообразующее начало романтической лирики Пушкина // Вопросы творчества и биографии Пушкина. Одесса, 1994. Непомнящий В.С «Лирика Пушкина как духовная биография» «Издательство Московского университета» 2001. стр.15-21

76. Непомнящий В. Будет возвращение к Пушкину // Литература в школе. — 1991. — № 4.

77. Непомнящий В. Лирика Пушкина // Литература в школе. — 1994. — № 4, 5, 6; 1995. — № 1.

78. Непомнящий В. Мир Пушкина // Литература в школе. — 1999. — № 3 (1994. — № 4, 5, 6; 1995. — № 1).

79. Непомнящий В. О Пушкине и его художественном мире. Статьи 1—3 // Литература в школе. — 1996. — № 1, 2, 3.

80. Неумоина Е. Г.. Проблема " самосознания" литературы в произведениях Пушкина и Боратынского. стр.130-141

81. Основные тенденции изучения русской литературы XVIII века в современном зарубежном литературоведении // Русская литература в оценке современной зарубежной критики. М., 1973

82. От анакреонтики Державина к анакреонтике Пушкина: о путях развития русского предромантизма на рубеже XVIII—XIX веков // Державин: личность, творчество, современное восприятие. Казань, 1993.

83. Отечественное литературоведение за последние 50 лет // Вестник МГУ. Филология. М., 1968. № 4.

84. Переход от классицизма к романтизму в русской литературе как смена культурологической парадигмы // Традиции в контексте культуры. Ч.2. Череповец, 1993.

85. Полное собрание сочинений. 4-е изд. Л., 1977-79. Т. 1-10.

86. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1937-59. Т. 1-17.

87. Поэтизация легенды в романтической лирике Пушкина // Пушкин. Сборник научных трудов. М., 1999.

88. Преподавание русской литературной классики в оценке В.В. Розанова // Розановские чтения. Елец, 1993.

89. Принципы романтического психологизма в лирике Пушкина // Болдинские чтения. Нижний Новгород, 1993.

90. Проблема романтического «эллинизма» в лирике Пушкина // Пушкин и Крым. Симферополь, 1989.

91. Проблема традиций гуманистической поэтики в русской литературе первой половины XVIII века // Проблемы изучения художественного произведения. М., 1968.

92. Психологизм в культурной традиции русской лирики: Карамзин — Пушкин — Фет // Традиции в контексте русской культуры. Череповец, 1992.

93. Пушин И. И.. “Записки о Пушкине. Письма”, Москва, 1989 год.

94. Пушкин и Пастернак: От романтического к футуристическому образу стихии // Пушкин: Сборник научных трудов. М., 1999.

95. Речевой сигнал в романтической лирике А.С. Пушкина // Русский язык: Исторические судьбы и современность: Международный конгресс русистов-исследователей. М., 2001.

96. Речевой сигнал в романтической лирике А.С. Пушкина// Русский язык: Исторические судьбы и современность: Международный конгресс русистов-исследователей: Труды и материалы: Тезисы доклада печатн.  М., 2001 0, 1 п.л.  

97. Рождественский В.С. «Читая Пушкина», Ленинград, «Детская литература», 1966 год.

98. Роль классицизма в литературном процессе в России XVIII века // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. СПб.— Самара, 2001.

99. Роль классицизма в литературном процессе в России ХУ111 века//Проблемы изучения русской литературы ХУ111 века: Межвузовский сборник научных трудов, посвященный памяти профессора В.А. Западова (статья) печатн. СПб. - Самара, 2001    2, 5 п.л.      

100. Романтика дружбы в лирике Пушкина

101. Романтика дружбы в лирике Пушкина // Российский литературоведческий журнал. М., 1996. № 8.

102. Романтическая концепция «судьбы поэта» в стихотворении Пушкина «Арион» // Вестник МГУ. Филология. М., 1987. № 3.

103. Романтическая лирика Пушкина. М., 1997

104. Романтическая медитация в лирике Пушкина // Пушкин: Сборник научных трудов. М., 1999.

105. Романтическая меланхолия в лирике Пушкина // Романтизм: Традиции и новаторство. Тверь, 1994

106. Романтическая типизация в лирике Пушкина // Проблемы типизации и читательского восприятия литературы. Стерлитамак, 1990.

107. Романтическая характерность в лирике Пушкина // Пушкин: Проблемы творчества, текстологии, восприятия. Калинин, 1989.

108. Романтическое начало в романе Пушкина «Евгений Онегин»// Чтение литературной классики: Юбилейный сборник к 60-летию профессора П. Троева (статья) печати София, 2002 1 п.л.

109. Русская классика в контексте мировой литературы: Программа курса // История русской литературы печатн.  М., 2001 1 п.л.

110. Русская литература XI—XIX веков в контексте европейской литературы: Программа основного лекционного курса. Сравнительное литературоведение. М., 2001

111. Савченко Т. Т.. Два " Воспоминания в Царском Селе". стр.51-60

112. Сентенция и афоризм в поэтической системе Пушкина // Страницы истории русской литературы. М., 2002.

113. Сидяков Л. С.. К интерпретации стихотворения Пушкина " Герой". стр. 107-113

114. Слинина Э. В.. О языке лирики Пушкина (Поэтизмы как форма выразительности). стр.12-21

115. Сменина Э. В.. Воспоминание в лирике А. С, Пушкина (1826--1836). стр.41-50

116. Смирнов А. А.. Принцип романтической тайны в лирике Пушкина. стр.67-78

117. Смирнов А. А.. Принципы романтического психологизма в лирике Пушкина. стр.71-85

118. Смирнов А. А.. Тенденции романтического универсализма в лирике А. С. Пушкина второй половины 20-х годов. стр.22-31

119. Содержание романтического идеала в любовной лирике Пушкина // Материалы международной пушкинской конференции 1996 года. Псков, 1996.

120. Степенов Л. А.. " Отличительная черта в наших нравах..." К поэтике комического в " Капитанской дочке". стр.115-128

121. Структура лирического ‘я’ в романтической поэзии Пушкина // Мир романтизма. Вып. 6 (30). Тверь, 2001.

122. Судьба литературной теории классицизма на рубеже XVIII—XIX веков // Русская литература XVIII в. Минск, 1989.

123. Тема дружбы в поэзии Карамзина и Пушкина: От сентименталистской к романтической интерпретации лирического феномена // Вопросы творчества и биографии Пушкина. Одесса, 1992.

124. Терц А., А.Синявский “Прогулки с Пушкиным”, С-Петербург, 1993 год.

125. Томашевский Б. Пушкин: В 2 т. 2-е изд. М., 1990.

126. Тюпа В. И.. Проблема " уединенного сознания" в лирике Пушкина. стр.17-27 Фомичев С. А.. Лирические циклы в творческой эволюции Пушкина. стр. 94-104

127. Художественный образ лирике Пушкина 1828—1836 годов // Методология литературоведческих исследований. Прага, 1982.

128. Худошина Э. И.. К вопросу о стиховом эпосе Пушкина как целостной системе. стр.180-188

129. Цветаева М. И.. “Мой Пушкин”, Москва, 1981 год.

130. Чаурина Р. А. Яковлева Арина Родионовна (1758—1828 гг.) // Литература в школе. — 1999. — № 4

131. Чечулина Н.А. «А.С.Пушкин. Избранные произведения», Ленинград, «Лениздат» 1968 год

132. Чумаков Ю.Н.. Поэтическое и универсальное в " Евгении Онегине". стр.75-90

133. Шурыгина 3. В. Философская лирика А. С. Пушкина // Литература в школе. — 1999. — № 3.

134. Яроцкая В. В. Пушкин — начало всех начал // Литература в школе. — 1994. — № 2.

 

 


[1] Герцен А.И. Собр. Соч.; В 9 т. – М., 1956. – Т.З.- С.452.

[2] Дельвиг А.А. Полн. Собр. Стихотворений. – Л., 1959. –С. 27.

[3] Глинка Федор. Стихотворения. – Л., 1959. – С.41, 48.

[4] Там же. – С. 271.

[5] Там же. – С. 271-272.

[6] Гоголь Н.В. Собр. Соч.: В 7 т. – М., 1967. – Т.6 – С.381-382.

[7] Там же. – С.382.

[8] Гоголь Н.В. Собр. Соч. – Т. 6 – С. 380.

[9] Там же.

[10] Там же.

[11] Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. – М., 1922- 1923. – Т. 1. – С.38.

[12] Гоголь Н.В. Собр. Соч. – Т. 6.- С.382.

[13] там же. – С.382-383.

[14] Анненков П.В. Материалы для биографии А.С.Пушкина. – М., 1984. – С. 360.

[15] Белинский В.Г. Собр. Соч. – Т. 7. – С.266.

[16] Гоголь Н.В. Собр. Соч.: В 7 т. – М., 1967. – Т.6 – С.185-186.

[17] Актуальные вопросы изучения лирики Пушкина—романтика // Ломоносовские чтения — 1994. М., 1994.

 

 

[18] Альми И. Л.. О некоторых особенностях литературного характера в пушкинском повествовании. стр.4-16

 

[19] Альтман М.С.. У истоков творчества Пушкина (Штрихи и заметки). стр.99-109

 

[20] Альтман М. С. Персонажи произведений Пушкина как читатели. стр.178-181

 

[21] Чаурина Р. А. Яковлева Арина Родионовна (1758—1828 гг.) // Литература в школе. — 1999. — № 4

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.1 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь