Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В12 Особенности возникновения и развития отечественной философии.



Первый этап развития философии в России приходится на период с 11 по 17 век. Принятие христианства усилило культурные связи с Византией. Основным мыслителем считался Платон. Мировая история представлялось как осуществление Божественного замысла. Большую роль в православии играет принцип соборности – способ объединения людей связан не с их численностью, а с особым качеством в вере и личности. Появляется христианское религиозное мистическое учение о сближении человека с Богом. Русское средневековое учение тесно переплетено с религией, и не выделяется в самостоятельную науку.

2 период длится с начала 18 века до середины 19 века и связан с реформами Петра 1. Возникает светская культура и светская философия. Появляются университеты по европейскому типу и философия начинает восхождение как наука. Параллельно с идеями просвещения распространились идеи масонства. Философия постепенно освобождается от влияния церкви, предметом философствования становится материя.

Первый русский философ-материалист – М. В. Ломоносов. Он критикует религиозное мировоззрение и в своих взглядах опирается на западные традиции: немецкую и французскую школу материалистов.

3 период - развитие русской философии, как самостоятельного самобытного направления. Он начинается в 19 веке. Развивается религиозная философия. Идейными мыслителями являются: Соловьев, Булгаков, Флоренский, Бердяев. Философия воспроизводится в материалистическом виде. Ее развитие под контролем государства.

Определяются основные ответвления: славянофилы (создатели русского религиозного учения) и западники (приверженцы материалистической идеи). В конце 19 века продолжатели идей славянофилов создали новое течение – почвенники. Почвенники признавали особой миссией русского народа спасение всего человечества, проповедовали идею сближения «образованного общества» с народом, на народной или национальной «почве» с религиозно-этической основой. Представители почвенничества выступали против крепостнического дворянства и бюрократии, призывали к «слитию образованности и её представителей с началом народным» и в этом видели залог прогресса в России в её противостоянии Западу.

Особенности русской философии:

1) антропоцентризм

2) антологизм в теории познания. Познание не является первичным и определяющим началом в человеке и признается лишь частью, его функцией и действия в мире. От уровня нравственности зависит уровень человеческого познания. познание одно из проявлений человека в мире.

3) большое внимание к проблемам социальной философии.

4) большое внимание к проблемам философии истории

5) моральная направленность

6) меньшее внимание к проблемам права

Развитие русской философской мысли в X — XVIII вв. характеризуется:

а) тесной связью с христианской философией и религией;

б) практической направленностью, выражающейся в попытках осмыслить связь человека и бога, человека и общества, личности и государства;

в) преобладанием в ней проблем социальной философии и этики;

г) воплощением ее идей в художественной форме;

д) обращенностью внимания не столько к внешнему миру, сколько к внутреннему миру человека.

Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.


В13 Русская религиозная философия.

 

Русская религиозная философия занимала особое место в истории России еще со времени Киевской Руси. Однако её расцвет пришелся на рубеж 19 и 20 вв.

Русская религиозная философия отличается самобытностью, оригинальностью философских построений.

Название «религиозная философия» в данном случае не означает, что другие направления русского идеализма не содержали религиозного аспекта. Религиозность — важная составляющая философских систем А.С. Хомякова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и некоторых других русских мыслителей

 

Данная философия развивалась в оппозиции западным учениям об антропоцентризме, рационализме и идеализации техники. Этот период получил название русского ренессанса или «серебряного» века. Источником философии, её идеализмом, стало православие.

Русскую религиозную философию отличали идеи соборности, всеединства, космизма, связанные между собой.

Соборность (автором этого понятия считают А.С. Хомякова) — это единство людей, в основе которого — любовь к Богу. Люди объединены Церковью — телом Христовым, а значит и любовью друг к другу. Это прежде всего духовное единство, позволяющее объединить духовные силы людей.

Соборность получила своеобразное развитие в другой идее — идее всеединства. Всеединство выражается во внутреннем органическом единстве бытия, в единстве многообразных форм его проявления и раскрывается не только в онтологическом, но и в гносеологическом (единство науки, философии и веры), социологическом (единство общества, государства, церкви), аксиологическом (единство добра, истины и красоты) и других аспектах.

Онтологическая составляющая всеединства находит свое выражение, в частности, в космизме. Религиозная трактовка космизма отличается от материалистической прежде всего основанием признания единства человека и космоса, органичной включенности человека в космос: неотъемлемым элементом космоса человек является в силу того, что он, как и космос, — творение Божье.

 

Основными представителями русской религиозной философии также являются Соловьев, Бердяев и Федоров.

Федоров сводит свою философию к поиску цели жизни человека на Земле и преобразованию своего существования согласно этой цели. Человек, по его мнению, должен жить со всеми и для всех, отрицая эгоизм, который порождается вследствие частной собственности и господства индивидуализма. Федоров полагал, что победить несовершенство в состоянии только такой человек, который обращается к опыту предков, к достижениям науки, к согласию с природой. Такие люди приведут мир к братству и процветанию.

 

Соловьев называл себя учеником Федорова, а свое учение – философией всеединства. Основу нравственности он видел в неопровержимой связи между поколениями, в преемственности прежних знаний. Нравственность по Соловьеву выражается в двух началах: низшем – праве (его обязаны соблюдать все) и высшем – любви, которая сама имеет иерархию от животной до божественной. Смысл жизни человека – становление на путь к Богу.

 

Философия Бердяева отличается от учений вышеупомянутых мыслителей. Он сам называл себя экзистенционалистом и ставил во главе проблему человека, как субъекта. Его философия построена на противопоставлениях различных понятий (субъект-объект; природа-дух и т.п.). Человека Бердяев тоже делит на 2 части: материальную (природную) и свободную (божественную). Именно в этом делении Бердяев видит трагичность человеческого существования. Дуализм человека порождает вопросы и противоречия, которые человек не способен решить в этом мире. Цель человека – преодолеть отчуждение и низший мир.


В14. Современная западная философия (Шопенгауэр, психоанализ, Ницше)

https: //mystroimmir.ru/filosofiya/artur-shopengauer.html

https: //mystroimmir.ru/filosofiya/nitsshhe.html

Шопенгауэр

Философия Шопенгауэра близка к идеям Иммануила Канта в области критики разума, а также к идеализму Фихте. Он соглашается с Кантом, что пространственно-временные характеристики являются субъективными и представляют формы человеческого сознания. Ум человека, по его мнению, не способен постичь суть вещей, ибо он познает их субъективно. То, что люди принимают за реальный мир, на самом деле является лишь их представлениями, «мозговым призраком» или фикцией разума.

Мыслитель признает только за таким человеческим качеством, как воля, истинность и объективность. В то же время, только с помощью интеллекта люди могут познавать мир и жизнь. Воля является вторым источником познания, поскольку она является главной и настоящей душевной сущностью. Он делит мир на две категории:

  1. мир как воля;
  2. мир как представление.

Под первым понимается стремление к жизни, под вторым – иллюзии человека о мире, который его окружает.

Будучи пессимистически настроенным философом, Шопенгауэр окрестил этот мир «худшим из возможных», где воля к жизни бессмысленна. Он был убежден, что ценность человеческой жизни крайне низка, потому что страданий, которые необходимо пережить за отпущенное в этой жизни время, слишком велика по сравнению с наслаждениями.

Воле он приписывает такие качества, как иррациональность, инстинктивность и слепоту, утверждая, что преодолеть эту бессмысленность можно только методом пробуждения сознания. Процесс состоит из ступеней объективации воли, находящих свое отражение в определенных вещах. Постепенно человек возвышается до понимания этих идей и постигает их вне временно-пространственных субъективных рамок. Умение созерцать вещи освобождает от жизненных мук.

Как философ Шопенгауэр защищал идеи пессимистического мировоззрения, именуя это направление «решительным пессимизмом». Это течение было особенно популярно среди представителей высшего сословия. Несмотря на то, что не сформировалось школы его имени, у него были последователи, горячо разделявшие его идеи. На его труды в своей работе опирались Ницше и Гартман. Его можно назвать одним из самых ярких представителей «философии жизни».

«Афоризмы житейской мудрости» – книга, которую написал Артур Шопенгауэр и снискавшая популярность не только на родине философа. Под житейской мудростью он подразумевает умение вести жизнь в состоянии счастья и беззаботности. Личность, живущая счастливо, держится за свою жизнь не из страха умереть, а ради нее самой. Эта позиция получила название «эвдемонология».

Люди имеют разную судьбу только потому, что у них есть разница в:

  • состоянии здоровья, красоте, физических силах, темпераменте, уме и нравственности;
  • имеющейся в распоряжении собственности;
  • мнении о них со стороны других людей.

Именно это – самые главные факторы, влияющие на способность человека жить счастливо. Внешний мир может влиять на человека исключительно в той степени, в какой он находит отклик в его внутреннем мире. Так, если речь идет о флегматике, то окружающая реальность, в которой он живет, будет скучной и безрадостной. А сангвиник сможет разглядеть любопытное событие в том, что покажется трагедией для меланхолика.

Таким образом, Шопенгауэр выдвигает теорию, в соответствии с которой только личность человека является главным условием для его счастья. Она имеет абсолютную ценность, в то время как другие блага – относительны.

Учение Фридриха Ницше пронизано нигилизмом и критическим отношением ко всему существующему на земле.Труды мыслителя являются очень сложными для понимания и принятия. Его убеждения могут встретить и резко отрицательную реакцию, и недоумение, и положительное принятие. Но только не равнодушие.

Философские взгляды Ницше очень долго воспринимались как идеи фашизма и нацизма. И до сих пор, его труды могут быть восприняты как основа фашистского мировоззрения. Ницше обвиняют в том, что его философия нигилизма и Сверхчеловека являются основополагающими для действий Гитлера.

Ницше

Основа всей философии Фридриха Ницше – происходящее Бытие. Его центр – это воля к власти, которая представляется собой ни от чего не зависящее космическое начало. Все существующее – материальное и нематериальное – появилось из небытия. Все происходящее на свете не имеет смысла и содержания. Человек находится в поиске власти и постоянства, но это неосуществимо. Все изменчиво. Весь мир – изменчивая ложь. Эти короткие цитаты являются основой философии жизни Ницше. Он утверждает, что людям необходима иллюзорная вера. Кому-то просто для выживания, а кому-то – чтобы стоять у власти. По Ницше жить значит не просто существовать, а расти, наращивать силы, укрепляться. Отсутствие воли к власти означает деградацию.

Жизнеописание Ницше сводится к тому, что жизнь существует здесь и сейчас, невозможно получить награду за хорошие поступки и достойные действия в загробной жизни, которой нет. Ницше уверял, что церковь заставляет людей

В14

совершать несвойственный им действия. Нужно понять, что Господа не существует, и ответственность за все поступки полностью ложится на самого человека.

Тогда и появится истинный человек – неповторимое природное создание или жестокий зверь. Все мужчины должны добиваться власти и достигать победы, в мужчинах заложено природой стремление доминировать.

В своей философии Ницше реализовал и довел до крайности одну из свойственных ей характеристик – разрушение. Философия только все разрушает: ценности, принципиальные убеждения, размышления. Мыслитель основывается на убеждения, что воля – основа мироздания. Его первый труд 1872 года «Рождение трагедии из духа музыки» принят читателями в штыки, книга практически не раскупается, так как философия Ницше идет вразрез с устоями людей.

Фридрих стремится объединить философскую мысль и поэзию. Он считает, что философская мысль заключена в художественном взгляде на мир и бытие. Ницше пытается изменить одностороннее материалистическое мышление того времени. По его мнению, мир – это активная энергия жизни, это воля. Она не уравновешена и не разумна, это стихия. Мироздание не упорядочено, Ницше лишает его разумности. Мир становится полем действий стихии и силы. Им овладевают неподвластные эмоции, которые и являются характерными особенностями жизни. Все сдерживающие факторы, такие как моральные устои, религиозные убеждения, разумный подход – это показатели болезненности и слабой воли.

Разум по Ницше – это жалкие и ничего не значащие интеллектуальные черты человека, которые никоим образом не могут справиться с силами стихии. Под «правдой» разума скрывается воля. Он находится в полной власти воли. Подсознание управляет осознанной мыслью и действиями.

Как и Коперник, Фридрих превращает дух и сознание в марионетку воли. Дух не находится в центре всего. Миром никто и ничто не управляет. Мир – это слепая энергия и воля.

Три этапа ницшеанства

1 Принятие идей Шопенгауэра

2. «переоценка ценностей», характеризуется резким отрицанием философских воззрений Шопенгауэра

3. философ освещает свои взгляды и понимание воли, а также определение сверхчеловека. Его труды «По ту сторону добра и зла», «Антихристианин», «Так говорил Заратустра» и посмертная «Воля к власти» являлись провозглашением евронигилизма.

Основополагающей работой Ницше является его труд «Так говорил Заратустра», где сформулирована идея Сверхчеловека, который возникает в итоге эволюционного развития в борьбе за место лидера. Этому человеку не важны законы и основы жизни, ему чужды иллюзорные мечты и милосердие, его основная цель – властвовать над всем миром.

В качестве противовесной силы Сверхчеловеку, стоит последний человек. Он не сражается и не пытается занять лидирующую позицию, его главное стремление – просто существовать. Он принимает пищу, спит, рожает детей, подобных себе. Последние люди полностью подвластны сверхчеловеку, они могут только подчиняться его приказам.

По этой причине в мире существуют абсолютно инертные люди, которые не могут оказать никакого влияния на историю и прогресс. Но есть и благо, которое очищает пространство для сверхлюдей.

Концепция Ницше была опорой для действий Гитлера, она послужила основанием его теории расизма. В СССР работы мыслителя были под строгим запретом.

Зигмунд Фрейд

Психоанализ – философско-психологическая концепция и часть психотерапии, врачебный метод исследования, предложенный 3. Фрейдом для диагностики и лечения истерии. Истоком психоанализа является фрейдизм, который придал многим гипотезам бессознательного философско-антропологический статус. Рождение психоанализа оказалось поворотным пунктом в судьбе психологии. Оно сказалось и на философии, поскольку сложилось новое философское направление. Отныне психологи могли не только описывать разрозненные механизмы психики, по и изучать внутренний мир человека в целом. Психоанализу присущ динамический взгляд Психоанализу присущ динамический взгляд на все стороны умственной жизни, сознания и бессознательного. 3. Фрейд опирался на богатую философскую и психологическую традицию. Гипотеза о неисчерпаемости психики складывалась у многих мыслителей. Ключевое слово для психоанализа " вытеснение" использовал А. Шопенгауэр.

В основании психоанализа лежит гипотеза о преобладающей роли бессознательного в психике человека, о влиянии разнородных " комплексов", прежде всего либидо (энергии сексуальных влечений), на поведение, мысли и поступки человека. Вытесненное из сознания не угасает, не растворяется, а воздействует на психическую жизнь. Под всякими масками и облачениями бессознательное вновь проникает в сознание.

Фрейд весьма существенно обогатил философию, введя понятие структуры психики. Психика, по Фрейду, есть единство трех систем, которые находятся в постоянном взаимодействии. Наиболее архаическая, безличная часть психики называется " Оно". Это резервуар психической энергии, " кипящий котел" влечений, которые стремятся немедленно реализоваться.

Фрейд сделал колоссальный шаг вперед в осмыслении феномена человека. Любой мыслитель XVIII в. был бы чрезвычайно удивлен, если бы узнал, что личность формируется не в результате сознательного выбора. Человек оказывается упрямым или пунктуальным вовсе не потому, что эти качества кажутся ему уместными и привлекательными. Фрейд показал, что человек несет в своей психике черты детского психосексуального развития. Этим и определяется во многом разнообразие человеческих характеров.


В15. Современная западная философия (феноменология, экзистенциализм, герменевтика)

https: //mystroimmir.ru/filosofiya/germenevtika.html#i-6

 

Герменевтика в философии это наука о толковании текстов, без которой становление философии было бы невозможным. Благодаря ее существованию работы философов могли передаваться из поколения в поколение без искажения первоначального смысла.

Особенности науки

В философии под герменевтикой понимают практическое и теоретическое толкование различных текстов. Эта наука возникла из-за необходимости правильно истолковать смысл послания, если он написан с применением узкоспециализированной терминологии недоступной широкой аудитории. Существовать — значит быть понятым. Это главная идея науки. Она занимается поиском ответов на вопросы о понимании:

  • каким образом можно его достичь;
  • как формируется представление о предметах и явлениях;
  • что стоит у истоков сущности понимания.

Герменевтика — смежное понятие. Она существует, как направление в философии, основа для развития лингвистики, и особый подход в психоанализе.

Ее основоположник — Шлейермахер, настаивал на необходимости погружаться в текст, чтобы понимать его как сам автор, а возможно и лучше, чем автор. Герменевтика превращалась в науку не о произведении, а о духе автора. В XX веке, герменевтика стала одним из основных методов философии. Первым философом, внесшего наибольший вклад в развитие ее как философской науки, был Гадамер. Он рассматривал ее как учение о бытие, исходя из этого, герменевтика — учение о бытие, задача которого, поиск ответов на основные вопросы философии о предназначении человека.

 

В герменевтике существуют термины, которые используют все толкователи, чтобы максимально точно передавать смысл текста, и не мешать работе друг друга. К ним относятся:

  1. Значение. Эта фраза двойственная, и ее значение зависит от контекста. В одном случае, под ней могут подразумевать значимость смыслового содержания текста, его особую ценность. В другом случае, значение воспринимается как смысл самого произведения — тот смысл, который изначально закладывал в него автор. Главной задачей толкователя является передача правильного смысла.
  2. Понимание. Оно означает узнавание текста. Герменевты должны не просто пересказать текст более простыми словами. Они должны понять его смысл, разгадать все замыслы автора. Без этого, трактовка текста может быть неполной или ошибочной.
  3. Истолкование. Этот термин часто путают с пониманием. В разговорной речи, под просьбой истолковать подразумевают — объяснить смысл. В науке, истолкование — это способность формулировать понятия, основываясь на своей версии адаптированного текста.
  4. Применение. Конечная цель любого текста — обучение читателя и предоставление ему возможности воплотить в жизнь свое понимание текста. Способность использовать полученные знания называется применением.

В психологии, герменевтический метод начал применяться, благодаря исследованиям философа Дильтея. Он предложил разграничить науки на категории:

  • о внешнем мире;
  • о духе.

 В этом смысле, психология использовала метод герменевтики — расшифровки изначального смысла с последующей интерпретацией.

Основатель психоанализа, психолог Зигмунд Фрейд, интерпретировал факты из биографии пациента, опираясь на концепцию личностного развития. Продукты деятельности человека он рассматривал как результат мыслительных процессов. Оба метода исследования относятся к типичным приемам герменевтики, применяемым не только в психологии, но и социологии, экономике, математике.

Феноменоло́ гия (нем. Phä nomenologie «учение о феноменах») — идеалистическое направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт.

Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад, к самим вещам! », который противопоставляется распространенным в то время призывам «Назад, к Канту! », «Назад, к Гегелю! » и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания.

Методическим принципом, критерием действительности чего-либо является очевидность[16]. Необходимо установить первые очевидности, которые лягут в основу достоверного знания.

Экзистенциализм — направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.

Экзистенциализм начал зарождаться еще в середине XIX века, а в 20-е — 70-е годы XX века приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе

Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е — 70-е гг. XX в. способствовали следующие причины:

  • нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;
  • бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т. д.);
  • опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);
  • усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря);
  • распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;
  • бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.

Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления.

Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь