Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Начало философии в древних цивилизациях Китая, Индии, Греции и Рима.



 

Китайская философия имела практическую направленность. Философы – «бедная знать» - административные служащие.

Конфуций (554-479 до н.э) не оставил записей, его учение изложено учениками в «Суждениях и беседах». Основные темы (черты, элементы) конфуцианства: соц.-этические нормы поведения, человеколюбие, традиционализм, правильное воспитание, принцип умеренности во всем. Обязанности личности определяются её соц положением. Государство – большая семья. Человек от природы добр и это может быть развито в процессе воспитания. Цель: достижение идеала «благородного мужа», создание 5 гармоничных отношений: между правителями и подданными, родителями и детьми, мужчиной и женщиной, супругами, друзьями. 

Даосизм – мистическое учение Лао-Цзы, сделавшее вклад в китайскую философию природы и бытия. Основная книга «Дао дэ цзин» («Книга о пути и добродетели»). Осн. понятия: Дао (дословно: «путь», «дорога») – это «безграничное», «неизменное», нечто, являющееся источником рождения и уничтожения мира, а также общий универсальный закон, которому все подчиняется. Дэ – это Дао в мире бытия, доступное восприятию (в отличие от Дао), проявляющееся в нравственных поступках человека. Идеи: когда нечто достигает крайней точки развития, начинается обратный процесс; существует принцип справедливости; слишком большая образованность портит человека.

 

Индийская философия делится на 2 направления: Астика и Настика. Астика включает в себя школы, не отвергающие Веды (Веданта, Вайшешика, санкхья, йога, миманса, ньяя). Настика – школы, отвергающие Веды (Джайнизм, буддизм). Цель всех учений – освобождение из сансары – круговорота материального бытия, через достижение истины, «знание которой ведет к свободе». В знании важна не информация, а ее практическое применение. Веды – это писания, содержащие в себе знание об истине, об устройстве мира, его происхождении и уничтожении, о человеке и его месте в мире, о способах освобождения из сансары, методах достижения материальных и духовных благ. Выделяют 4 Веды: Ригведа (собрание гимнов в честь богов), Самаведа (музыкальная Веда), Яджурведа (правила и мантры для проведения религиозных обрядов), Атхарваведа (медицинская Веда), а также «5 Веду», к которой относятся писания, разъясняющие и конкретизирующие положения Вед, представляющие их в доступной для простых людей форме. К «5 Веде» относятся: Упанишады, Пураны, Итихасы, Махабхарата (историко-политические хроники, о социальном устройстве, морали), Рамаяна (повествование о жизни царя Рамы и его супруги Ситы).

 

Греция

Основными факторами возникновения древнегреческой философии были: переход от родоплеменного строя к особому виду политического устройства – полису, где царила демократия; увеличение контактов с иными народами и цивилизациями, принятие их опыта и его трансформация; развитие научного знания, торговли и ремесел; превращение умственного труда в особый вид деятельности. Все эти предпосылки способствовали формированию свободной личности, у которой было собственное мнение. Активно развивались такие качества, как: тяга к знаниям, способность размышлять и делать выводы, острота ума.

Периодизация: 1) Досократовский – он продолжался до V в. до н.э. Наиболее известными школами того времени были милетская и элейская. 2) Классический – длился одно столетие до IV в. до н.э. Он считается периодом расцвета древнегреческой мысли. Именно тогда жили Сократ, Платон и Аристотель. 3) Эллинистический – закончился в 529 г., когда император Юстиниан закрыл последнюю греческую философскую школу – Платоновскую Академию.

Рассмотрим подробнее наиболее важные древнегреческие школы (или направления) философии.

Натурфилософы. К этому направлению относятся по большей части представители Милетской школы. Мир рассматривался ими, как живое и неделимое единое целое. В нем все окружающие людей вещи были одушевленными: одни – в большей степени, другие – в меньшей. Их главной целью был поиск первоначала бытия («Из чего все происходит и все состоит»). При этом натурфилософы не могли сойтись в том, какой из элементов считать главным. Например, Фалес считал воду началом всего. В то же время представитель этого же направления по имени Анаксимен первенство отдавал воздуху, а Гераклит – огню. Кстати, уже упомянутого Фалеса можно считать основоположником геоцентрической системы мира, поскольку он первым предположил, что наша планета находится в центре Вселенной. Его усилиями был введен первый календарь, разделенный на 12 месяцев.

Элеаты. Это направление еще называют элейским. Среди его знаменитых последователей: Зенон и Парменид. Их учение стало толчком для развития идеализма в будущем. Они отрицали возможность движения и изменения, считая, что реально существует только бытие. Оно вечное, единственное и застывшее на месте, также его нельзя разрушить. Именно элеаты первыми открыли, что есть вещи, существующие в реальности и постигаемые мышлением, а есть и те, с которыми можно познакомиться лишь чувствами.

Атомистическая школа. Ее основоположником являлся Демокрит. Он считал, что существует не только бытие, но и небытие, а весь наш мир состоит из мельчайших частиц – атомов. Они отличаются друг от друга формой, размером, положением и образуют тела. Мир, предметы и явления человек видит глазами. А атомы невозможно рассмотреть «чувствами», это получается сделать лишь разумом.

Классическое направление. В рамках этой школы следует обратить внимание на видных деятелей того времени: Сократа, Платона и Аристотеля. Сократ является философом, первым поставившим вопрос о человеке, как личности, у которой есть совесть и определенный набор ценностных установок: он настаивает на важности самопознания, поскольку именно оно формирует путь для достижения высшего истинного блага; у каждого человека есть разум, с помощью которого постигаются все понятия. То есть, например, добру или смелости научить другого нельзя. Он должен сделать это самостоятельно, размышляя, выявляя, вспоминая. Платон был тем, кто фактически основал объективный идеализм: его основная мысль заключается в том, что идеи являются прообразами всех существующих вещей. Он называет их моделями. Так, например, можно сказать, что у всех стульев есть некий общий идеальный образец того, что мы называем «стул»; философ считал, что государство несправедливо и несовершенно, поскольку основывается на субъективных мнениях его правителей; бытие мыслитель делит на мир вещей (неистинное) и мир идей (истинное). Предметы возникают, изменяются, разрушаются и исчезают. Идеи же, в свою очередь, вечны. Аристотель был самым талантливым учеником Платона, что не мешало ему критиковать идеи своего учителя. Пытливый ум и широкий кругозор позволили мыслителю заниматься логикой, психологией, политикой, экономикой, риторикой и многими другими известными тогда учениями. Кстати, именно Аристотель первым классифицировал науки на теоретические и практические. Приведем его основные идеи: бытие представляет собой единство формы и материи, последняя – то, из чего состоят вещи, она может принять любой вид; составляющими материи являются стандартные элементы (огонь, воздух, вода, земля и эфир), они в разных комбинациях формируют известные нам предметы; именно Аристотель первым сформулировал некоторые законы логики. Эллинистическое направление. Зачастую эллинизм делят на ранний и поздний. Он считается наиболее длинным период в истории древнегреческой философии, захватившим даже начало римского этапа. На первое место в это время выходят поиски человеком утешения и примирения с новой реальностью. Важными становятся этические проблемы. Итак, какие школы появились в указанный период. Эпикуреизм – представители этого направления считали удовольствие целью всей жизни. Однако речь шла не о чувственном наслаждении, а о чем-то возвышенном и духовном, присущем лишь мудрецам, способным преодолеть боязнь кончины. Скептицизм – его последователи проявляли недоверие ко всем «истинам» и теориям, считая, что их нужно проверять научным и эмпирическим путем. Неоплатонизм – в каком-то смысле это смесь учений Платона и Аристотеля с восточными традициями. Мыслители этой школы стремились достичь единения с Богом путем созданных ими практических методик.

 

Римская философия.

Рим превращается в сильную державу и распространяет свое влияние на большинство греческих территорий. Тесные связи с греческой культурой и сформировали впоследствии философию Древнего Рима.

В философии Древнего Рима принято выделять 3 течения, или школы:

стоицизм;

эпикуреизм;

скептицизм

Стоицизм буквально понимается как учение о терпении, о спокойном отношении ко всем жизненным невзгодам, о мужестве в испытаниях судьбы. На самом деле школа стоицизма намного разнообразнее и глубже. Стоики рассматривали свое учение как совокупность этики, физики и логики. Для стоиков мир – это живой организм, которым управляет некая устойчивая структура бытия. Последователи этого учения считали, что человеку бессмысленно спорить с судьбой, надо принимать все происходящее в жизни как должное.

Яркие представители стоицизма: Сенека, знаменитый учитель императора-поэта Нерона; император-философ Марк Аврелий. Жизнь и смерть Сенеки, мужественно встретившего и взлеты, и падения, стала примером для подражания в Риме. У школы стоиков появились тысячи последователей. Таким образом, философия Древнего Рима, кратко говоря, оказывала большое влияние на общественное мнение того времени.

Эпикуреизм – учение, призывающее человека не к нахождению каких-либо истин, а к избавлению его от несчастья и страданий. Большое значение эпикурейцы придавали удовольствию. Они считали, что потребности человека безмерны, а способов их удовлетворить слишком мало. Это и приводит человека к страданию. Они учили, что нужно уметь ограничивать себя и удовлетворять самые необходимые потребности. Эпикурейцы одним из компонентов человеческого счастья называли дружбу.

Скептицизм – главным принципом своего учения последователи скептицизма считали сомнение. Скептики применяли критическую оценку ко всему, а не только к понятиям философии. Некоторые скептики в ходе критического анализа вопросов философии приходили к атеизму.

Философия Древнего Рима, воспитанная на традициях великих философов Греции, в свою очередь, дала начало развитию философской мысли средневековой Европы. Значение ее неоценимо.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 879; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь