Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Анализ и обсуждение результатов



Подростки изучаемой выборки отвечали честно, уровень шкалы лжи не превышает критические значения.

Из полученных результатов видно, что уровень развития различных видов креативности практически одинаков, наименее выраженным является такой показатель креативности как оригинальность решений. В представленной выборке учащихся 20 человек имеют показатель «оригинальность решений» выше среднего.

человека имеют показатель «любознательность» выше среднего.

человека имеют показатель «воображение» выше среднего.

человек имеют показатель «способность идти на риск» выше среднего.

человек имеют показатель «интерес к сложным вещам и идеям» выше среднего.

человек имеют сводный показатель креативности выше среднего.

Таким образом, наибольшее число подростков продемонстрировало высокоевоображение и интерес к сложным вещам и идеям.

По методике «Шкала оценки уровня ситуативной и личностной тревожности» (Спилбергер Ч.Д., Ханин Ю.Л.) преобладает средний уровень тревожности - 59%; высокий уровень составляет 31%, а низкий уровень 10%. По методике социально - психологической адаптации преобладает показатель принятия других и показатель эмоционального комфорта.

 

Рис. 1. Интегральные показатели по шкалам методики оценки уровня ситуативной и личностной тревожности

 

Средние значения параметров: адаптированность, принятие себя и других, эмоциональный комфорт, интернальность, доминирование, уход от проблем, тревожность находятся в пределах нормы.Минимальное значение по показателю адаптации - 43 находится ниже пределов нормы, максимальное значение по показателю адаптации - 94 у двух человек выходит за пределы нормы, что означает то, что в данной выборкеесть как низко адаптированные, так и высоко адаптированные подростки. По показателю - эскапизм (уход от проблем) минимальное значение в выборке - 6, а минимальная граница средних показателей - 10. Следовательно, в данной выборке подростков нехарактерен уход от проблем.

 

Таблица 1

Описательная статистика

Параметры Количество испытуемых Минимальное значение Максимальное значение Среднее значение Стандартное отклонение
Адаптивность 55 93, 00 185, 00 135, 38 18, 18
Дезадаптивность 55 11, 00 161, 00 70, 18 31, 03
Лживость 55 14, 00 45, 00 31, 20 6, 27
Принятие себя 55 19, 00 66, 00 47, 07 8, 82
Непринятие себя 55 0, 00 35, 00 13, 12 7, 90
Принятие других 55 11, 00 32, 00 23, 74 4, 40
Непринятие других 55 1, 00 32, 00 14, 12 6, 53
Эмоциональный комфорт 55 9, 00 36, 00 24, 80 5, 66
Эмоциональный дискомфорт 55 0, 00 41, 00 12, 80 8, 93
Внутренний контроль 55 15, 00 47, 00 29, 78 7, 00
Внешний контроль 55 15, 00 71, 00 41, 20 10, 61
Доминирование 55 0, 00 18, 00 10, 60 4, 31
Ведомость 55 4, 00 29, 00 16, 18 5, 65
Эскапизм 55 6, 00 23, 00 14, 18 4, 48
Адаптация 55 43, 46 94, 39 66, 80 11, 42
Принятие других 55 89, 76 100, 00 97, 50 1, 94
Интернальность 55 2, 18 10, 06 5, 16 1, 65
Самопринятие 55 4, 37 100, 00 25, 77 20, 63
Эмоциональная комфортность 55 29, 03 100, 00 67, 95 18, 48
Стремление к доминированию 55 0, 00 88, 89 55, 17 17, 81
Ситуативная тревожность 55 29, 00 63, 00 42, 69 8, 39
Личностная тревожность 55 24, 00 69, 00 39, 63 10, 06
Оригинальность решений 55 5, 00 19, 00 10, 80 3, 58
Любознательность (1) 55 6, 00 22, 00 17, 41 3, 08
Воображение(2) 55 3, 00 23, 00 16, 78 4, 68
Способность идти на риск (3) 55 1, 00 23, 00 18, 54 4, 45
Интерес к сложным вещам и идеям (4) 55 4, 00 25, 00 19, 07 4, 63
Сумма 1, 2, 3, 4 55 22, 00 92, 00 72, 00 14, 96
Любознательность (в %) 55 25, 00 91, 67 72, 57 12, 84
Воображение (в %) 55 12, 50 95, 83 69, 92 19, 52
Способность идти на риск (в %) 55 3, 85 88, 46 71, 32 17, 11
Интерес к сложным вещам и идеям (в %) 55 16, 67 104, 17 79, 46 19, 29

 

Рис. 2. Интегральные показатели по шкалам методики социально - психологической адаптации

Рис. 3. Показатели гендерных различий личностной креативности

Таблица 2

Результаты личностной креативности по методике Е.Е. Туник

  N Низкий Средний Высокий
девочки 30 27% 40% 33%
мальчики 25 10% 43% 47%

Личностная креативность складывается излюбознательности (Л); воображения (В); сложности (С) и склонности к риску (Р).

Для проверки гипотезы о том, что чем выше креативность, тем ниже показатели социально - психологической адаптированности, было проведено корреляционное исследование. Для того чтобы определить взаимосвязь между особенностями творческой личности (креативностью) и адаптированностью, принятием себя и других, эмоциональным комфортом, интернальностью, доминированием, уходом от проблем, тревожностью необходимо применить корреляционный анализ.

Сформулируем статистические гипотезы.

Н0: взаимосвязь между креативностью и адаптированностью, принятием себя и других, эмоциональным комфортом, интернальностью, доминированием, уходом от проблем, тревожностью равна 0.

Н1: взаимосвязь между креативностью и адаптированностью, принятием себя и других, эмоциональным комфортом, интернальностью, доминированием, уходом от проблем, тревожностью не равна 0.

Из таблицы 3 можно отметить, что принимается альтернативная гипотеза Н1между признаком креативности - оригинальность решений и принятие других, внутренний контроль, признаком креативности - воображение и доминирование и отвергается Н0. По всем остальным признакам принимается основная гипотеза Н0 и отклоняется Н1.


 

Таблица 3

Корреляционная матрица признаков креативности и адаптивности в выборке подростков

Взаимосвязь показателей Valid Spearman p-level
Оригинальность решений и принятие других 55 -0, 595 0, 02
Оригинальность решений и внутренний контроль 55 -0, 299 0, 03
Воображение и доминирование 55 0, 417 0, 04

 

Рис. 4. Взаимосвязь между составляющими креативности и адаптации

 

Примечание. Корреляция значима на уровне р £ 0, 05

При проведении корреляционного анализа установлена обратная взаимосвязь между таким проявлением креативности как оригинальность решений и такой характеристикой адаптивного человека как принятие других. Принятие других - это умение ладить с окружающими, устанавливать с ними теплые, добрые отношения, терпимость к людям. Так же установлена обратная взаимосвязь между оригинальностью решений и такой характеристикой адаптивного человека как интернальность - чувство контроля над собственной жизнью, активность, ответственность, способность принимать решения и настойчиво достигать целей. Следовательно, можно говорить о том, что подросток, обладающий высокой оригинальностью решений плохо ладит с окружающими, нетерпим к ним, не обладает чувством контроля над собственной жизнью, способностью принимать решения и настойчиво достигать целей. При проведении корреляционного анализа установлена прямая взаимосвязь между таким проявлением креативности как воображение и такой характеристикой адаптивного человека как доминирование. Доминирование в противоположность ведомости - независимость, желание быть среди лучших, мыслить и действовать самостоятельно. Следовательно, можно говорить о том, что подросток, обладающий развитым воображением независим, стремится быть среди лучших, мыслить и действовать самостоятельно.

Сравнительный анализ

Для изучения различий креативности и адаптивности между юношами и девушками использовался непараметрический критерий U-Манна-Уитни для сравнения двух независимых выборок.

Проверяемые статистические гипотезы:

Н0: распределения по признакам: адаптивность, принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт, внутренний контроль, внешний контроль, доминирование, эскапизм, ситуативная тревожность, личностная тревожность, оригинальность решений, любознательность, воображение, способность идти на риск, интерес к сложным вещам и идеям не различаются между собой в группе юношей и девушек.

Н1: распределения по признакам: адаптивность, принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт, внутренний контроль, внешний контроль, доминирование, эскапизм, ситуативная тревожность, личностная тревожность, оригинальность решений, любознательность, воображение, способность идти на риск, интерес к сложным вещам и идеям различаются между собой в группе юношей и девушек.


Таблица 4

Результаты сравнительного анализа между юношами и девушками (по U-критерию Манна-Уитни)

Параметры U p-level Кол-во юношей Кол-во девушек
Личностная тревожность 40, 0 0, 005013 25 30
Ситуативная тревожность 39, 0 0, 007043 25 30
Адаптивность 41, 0 0, 006043 25 30
Принятие себя 45, 5 0, 016603 25 30
Принятие других 48, 5 0, 023996 25 30
Доминирование 48, 5 - 0, 043996 25 30
Оригинальность решений 48, 5 - 0, 047043 25 30
Любознательность 39, 0 - 0, 007043 25 30
Воображение 40, 0 - 0, 005043 25 30
Способность идти на риск 38, 0 - 0, 007143 25 30
Интерес к сложным вещам и идеям 41, 0 - 0, 006053 25 30

 

По результатам сравнительного анализа (таблица 4) статистическая гипотеза Н0 о равенстве сравниваемых групп отклоняется и принимается Н1: по признакам: принятие себя, принятие других, доминирование, оригинальность решений - на уровне значимости р £ 0, 05, и ситуативная тревожность, личностная тревожность, адаптивность, любознательность, воображение, способность идти на риск, интерес к сложным вещам и идеям- на уровне значимости р £ 0, 01. По всем остальным признакам мы принимаем Н0.

Это означает, что девочки подросткового возраста достоверно значимо отличаются от мальчиков по следующим показателям: они более адаптивны, больше принимают себя и других, чаще испытывают тревожность. Однако по показателям: доминирование, оригинальность решений, любознательность, воображение, способность идти на риск, интерес к сложным вещам и идеяммальчики превосходят девочек.

На рис.5 представлены результаты исследования проявлений различных форм креативности.

Рис. 5. Результаты средних значений показателей креативности

 

Таким образом, результаты нашего исследования показали, что подросток, обладающий высокой оригинальностью решений плохо ладит с окружающими, нетерпим к ним, не обладает чувством контроля над собственной жизнью, способностью принимать решения и настойчиво достигать целей. Подросток, обладающий развитым воображением независим, стремится быть среди лучших, мыслить и действовать самостоятельно. Следовательно, такие составляющие креативности как высокая оригинальность решений и развитое воображение способствуют дезадаптации.

Девочки подросткового возраста достоверно значимо отличаются от мальчиков по следующим показателям: они более адаптивны, больше принимают себя и других, чаще испытывают тревожность. Однако по показателям: доминирование, оригинальность решений, любознательность, воображение, способность идти на риск, интерес к сложным вещам и идеяммальчики превосходят девочек.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема взаимоотношений творческой личности и общества именно в современную эпоху инноваций приобретает особую значимость. Так как именно в условиях прогрессивного развития современного общества значительно актуализировалась роль «человеческого фактора». В России с середины 1990-х гг. психосоциальные характеристики творчески одаренных детей и подростков и трудности, с которыми они сталкиваются в процессе адаптации, стали рассматриваться как серьезная социальная проблема. Это связано с осознанием того, что творческие способности являются существенным резервом человеческой цивилизации, реализация которых может значительно повысить качество любой общественной деятельности. В настоящее время не вызывает сомнения, что творчество - ведущая сила общеисторического прогресса и развития каждого человека, что в нем заключены созидательные начала науки, техники, искусства, культуры, социальной и нравственной жизни людей и их взаимоотношений. Во-вторых, творческая деятельность, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием личной свободы людей, выступает тем самым в качестве социального механизма, противостоящего регрессивным линиям в развитии общества. Поэтому приоритетной задачей психологической и педагогической научных отраслей является выявление и формирование социально зрелой молодежи с высоким уровнем креативности, способной достичь профессиональных высот, используя творческий подход в решении постоянно изменяющихся, отличающихся высокой степенью неопределенности, проблемных ситуаций. Поиск талантов и создание максимально благоприятных условий для их развития, становится, таким образом, одной из важнейших задач современной образовательной практики.

Понимание значимости творческой деятельности для общественного прогресса подчеркивает необходимость всестороннего изучения специфики адаптации креативных личностей.

В качестве испытуемых в нашем исследовании выступили старшеклассники. Основания для такого выбора заключаются в следующем: во-первых, - это возраст, в котором происходит переход в мир более широких социальных взаимоотношений, требующий личностной активности от каждого индивида. Во-вторых, подростковый возраст - период наиболее активного формирования личности.

Несмотря на понимание важности роли творческих людей для жизни социума, в современном российском обществе недостаточно изучаются особенности социализации творчески одаренных людей, их личностные характеристики, определяющие адаптацию. В этой связи исследование особенностей адаптации креативных подростков приобретает особую актуальность.

При этом именно обществу принадлежит ведущая роль в создании адаптационных механизмов. Поэтому, рассматривая проблему социальной адаптации творческой личности в современном обществе, возникает необходимость ответа на вопрос об особенностях адаптации у творческих подростков в современной российской культуре.

В противоположность исследованиям В.М. Астапова, который отметил высокий уровень тревожности и впечатлительности детей с высоким уровнем креативности, результаты нашего исследования показали, что подросток, обладающий высокой креативностью имеет средний уровень тревожности.

Выдвинутая нами гипотеза частично подтверждена. Были обнаружены следующие взаимосвязи между видами креативности и социально - психологическую адаптивность. Подростки, обладающие высокой оригинальностью решений плохо ладят с окружающими, нетерпимы к ним, не обладают чувством контроля над собственной жизнью, способностью принимать решения и настойчиво достигать целей. Подростки, обладающие развитым воображением склонны к доминированию, т.е. независимы, стремятся быть среди лучших, мыслить и действовать самостоятельно. Следовательно, такие составляющие креативности как высокая оригинальность решений и развитое воображение способствуют дезадаптации, и говорят о нежелании приспосабливаться к окружающей действительности, а стремление подстраивать ее под себя.

Девочки подросткового возраста достоверно значимо отличаются от мальчиков по следующим показателям: они более адаптивны, больше принимают себя и других, чаще испытывают тревожность. Однако по показателям: доминирование, оригинальность решений, любознательность, воображение, способность идти на риск, интерес к сложным вещам и идеяммальчики превосходят девочек.


ГЛОССАРИЙ

 

Креативность (от лат. Creation- созидание) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемные ситуации.

Творчество - активность субъекта, результатом котой является репродукция материально-интеллектуально-духовных ценностей, продуктов, произведений литературы, живописи, музыки и других видов искусства, культуры, науки.

Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствование решения задачи.

Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей.

Творческое «Я» - это воплощение положения свободы, это смысл жизни человека.

Самоопределение - понимание < http: //mirslovarei.com/search_psy/%CF%CE%CD%C8%CC%C0%CD%C8%C5/> самого себя, своих возможностей и стремлений, понимание своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни, формирование < http: //mirslovarei.com/search_psy/%D4%CE%D0%CC%C8%D0%CE%C2%C0%CD%C8%C5/> взглядов на жизнь < http: //mirslovarei.com/search_psy/%C6%C8%C7%CD%DC/>, мировоззрения.

Конвергентное мышление - вид мышления, обычно ассоциируемый с решением < http: //mirslovarei.com/search_psy/%D0%C5%D8%C5%CD%C8%C5/> проблем и интеллектом или с любым другим типом задач, когда человек < http: //mirslovarei.com/search_psy/%D7%C5%CB%CE%C2%C5%CA/> работает над получением одного правильного ответа < http: //mirslovarei.com/search_psy/%CE%D2%C2%C5%D2/>.

Дивергентное мышление - это когда человек разрабатывает новую и оригинальную линию мышления, которая может содержать ряд возможных решений проблемы.

Интеллектуальная активность - это интегральное образование, которое проявляется в познавательной деятельности, выходящей за пределы требований данной проблемной ситуации

Адаптация - это процесс, направленный на сохранение гомеостаза (состояния стабильности организма), суть которого в приспособлении организма к условиям среды.

Физиологическая адаптация состоит из трех фаз: нарушение гомеостаза, разрушение старой программы, формирование новой программы.

Социально-психологическая адаптация - это привыкание индивида к новым условиям среды с затратой определенных сил, влияние самого субъекта на среду, взаимное приспособление индивида и среды.

Тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA> приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85> и тревогу < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%B0> в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повышенной эмоциональной или физической нагруженностью, порожденной причинами иного характера.

Личностная тревожность - черта характера, обусловливающая готовность к тревожным реакциям

Ситуативная тревожность входит в структуру психического состояния в данный момент.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995. - 175 с.

2. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением. - Минск: Беларусь, 1994

. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Теория Решения Изобретательских Задач. - М.: «Советское радио», 1979.

. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие. Монография. СПб 2002.

. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. Учебно-методическое пособие. СПб 1999

. Басин Е.Я. «Двуликий Янус» (о природе художественного таланта) М. 1996.

. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб Союз, 1997.

Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М., 1998

. Гончаренко Е.С. Развитие эмпатийного потенциала личности (на материале исследования детей 7-8 лет). Автореферат. Краснодар 2003.

. Горин Ю.В. техника и интеллект // Концепции современного естествознания. Ч.2. - Пенза: ПГТУ, 1997. Стр. 171 - 196.

. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб 2002.

. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М. Академия. 1996.

12. Игнатова Е.Н., Куликов Л.В., Розанова М.А. Социальные и социально-психологические аспекты стрессоустойчивости личности. // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Ч.2. СПб, 1995.

. Муровцева О.В. Адаптация как общенаучное понятие. Могилев, 1986.

14. Кузина В.С. Психология М. - 1982.

. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван, 1988.

. Налчаджян А.А. Личность: групповая социализация и психическая адаптация. Ереван, 1988.

. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М. Наука. 1976. СТР. 265-266.

. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд. - М. «педагогика пресс»

. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности.// Вестник СПб.ГУ, сер.6, 1995, вып.3, №20, с. 74-79.

. Словарь. - Символ. Эстетика: М., 1989, Стр. 311 - 313.

. Словарь практического психолога/сост. С.Ю. Головин - Минск: Харвинст, Москва: ООО «Изд-во АСТ», 2001 - стр. 247.)

. Современный словарь по психологии // под ред. В.В.Юрчук Минск 1998 стр. 690

. Солдатова Е.Л. Разработка методики для группового исследования творческой одаренности школьников (проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в ИФК). - Челябинск, 1996.

. Солсо Р.А. Когнитивная психология. - М. - 1996.

. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль. 1996.

. Сумерки богов (Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П.) М. 1989.

.Суслова Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития, автореферат, М. 1997.

. Сухобокая Г.С. Основы психологической теории деятельности. - Л. изд-во ЛГУ, 1998.

. Творческий процесс и художественное восприятие: Сб. ст. / Под ред.

Д.Б. Благого и др. Л. 1978.

.Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. - М.: Педагогика. 1985 Т.1.

. Туник Е.Е. Диагностика креативности. - СПб. - 2001

. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая

диагностика развития личности и малых групп.

. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М. 1992

. Халаджан Н.Н. Аутоинженеринг. Фундаментальный курс: Книга авторизованного изложения/ МЭГУ. М. 1995.

. Харькин В.Н. Импровизация…Импровизация…Импровизация! - М., 1997.

. Хоровитц Ф.Д. Байер О. Одаренные и талантливые дети: состояние проблемы и направление исследований, // Общественные науки за

рубежом. Р.Ж. Серия науковедение. 1998. №1.

. Фрейд З. Психология бессознательного. СПб. - 2002.

. Фримен Д. техники семейной психотерапии. - СПб, 2001.

. Худик В.А. Диагностика детского развития: Методы исследования. Киев, 1992.

. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л.: Наука. Вып. 1980, 1982, 1983, 1986.

. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М. 2000.

. Хьелл Л., Зиглер Д. теории личности. Основные положения, исследования и применение. - СПб.: 1997.

. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар и испытание. - М., 1999. Сер. педагогика и психология. № 12

. Torrans E.P. Guiding creative talent - Englewood Cloffs N.Y. 1962.

5. Runco MA. Time for creativity. See Runco & Pritzker 1999, pp 673

 


 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Задание " Закончи рисунок" представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса.

Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17-18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним.

Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты работы. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность и валидность тестовых показателей.

Необходимо избегать употребления слов " тест", " экзамен", " проверка" во всех объяснениях и инструкциях. Если возникает необходимость, то рекомендуется употреблять слова: упражнения, рисунки, картинки и т. д. Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для надежности результатов.

Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми заданиями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, образец теста, а также часы или секундомер.

Не следует проводить одновременное тестирование в больших группах учащихся. Оптимальный размер группы - это 15-35 человек, т. е. не более одного класса.

Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст, допускающий различные модификации в зависимости от конкретных условий:

«Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от предстоящей вам работы. Эта работа поможет нам узнать, насколько хорошо вы умеете выдумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется все ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему воображению и вам это понравится".

Если фигурный тест требуется провести повторно, то объяснить это учащимся можно следующим образом:

«Мы хотим узнать, как изменились ваши способности придумывать новое, ваше воображение и умение решать проблемы. Вы знаете, что мы измеряем свой рост и вес через определенные промежутки времени, чтобы узнать, насколько мы выросли и поправились. То же самое мы делаем, чтобы узнать, как изменились ваши способности. Мы собираемся провести их измерение сегодня и через некоторое время. Очень важно, чтобы это было точное измерение, поэтому постарайтесь показать все, на что вы способны".

Инструкции к тестовым заданиям

После предварительной инструкции следует раздать листы с заданиями и проследить, чтобы каждый испытуемый указал фамилию, имя и дату в соответствующей графе. (Не следует забывать об указании даты, это важно при проведении повторных тестирований.)

После этих приготовлений можно приступить к чтению следующей инструкции:

" Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все пни потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше из вашей группы (класса) не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить и достроить нашу идею так, чтобы получился интереснейший рассказ-картинка.

Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения".

Задание теста формулируется следующим образом:

" На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры.

Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 14 минут. Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой" *.

Если учащиеся волнуются, что они не успевают закончить задание вовремя, успокойте их, сказав им следующее: " Я заметил(а), что вы все работаете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют какие-то детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают очень сложные рассказы. ' Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее".

Если дети не зададут после инструкции вопросы, можно приступать к выполнению задания. Если инструкция вызовет вопросы, постарайтесь ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами. Избегайте давать примеры или иллюстрации возможных ответов-образцов! Это приводит к уменьшению оригинальности и, в некоторых случаях, общего количества ответов.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.087 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь