Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философские основания классической науки: Р. Декарт и Фр. Бэкон



Декарт - философ и ученый, XVI-XVII вв. Труд - «Рассуждения о методе и начала философии».

Онтология. Бог сотворил материальную природу и человеческую душу. Отход Декарта от традиции в том, что материальность он сводит к пространственной протяженности. Там есть три измерения - длина, ширина, высота. Тел объемны. В этом и состоит материальность. Декарт говорит, что тела - это машины в разной степени. Есть элементарные, а есть сложные. Самой сложной из них является человеческое тело. Идея о рефлексах тоже декартовская. Признавал роль некоторых животных духов, но это маленькие жизненные силы, и ничего нематериального там нет.

 


 

 

                                    Для познания, науки.

 

 

жизнь

 

Cogito ergo sum. Ученый не должен допускать влияния страстей на разум. Главным действием разума является мышление, а оно начинается с акта сомнения. На удивлении, сомнении, свою школу выстроил Сократ. Чтобы начать познание надо начать сомневаться. В формуле «мыслю, следовательно существую» если ученый мыслит, значит он и существует как ученый, его состояние мышления показывает что он нашел способ существования, достойный науки. Эта формула не распространяется на людей практического труда. Они существуют иначе. А способ существования ученого - разум, сравнение, сомнение.

Культура мышления поддерживается научным методом, где можно выделить 4 основных правила:

Правило сомнения. Надо все подвергать сомнению и в этом состоянии выдвигать научную проблему. Здесь у Декарта преувеличение. Сомнение не может быть универсальным. У сомнения должен быть предмет, и он должен быть локальным. Правило сомнения ориентировано на то чтобы отделить научное содержание от ненаучного.

Правило анализа. Проблему надо делить на частные задачи.

Ученый в своем разуме должен найти божественные идеи и организовать дедуктивное мышление. Декарт остановился на том, что Бог вкладывает в душу исключительно важные исходные мысли. Есть истина №1 - Бог существует. Другие истины - это математические положения. Как отличить божественную истину от небожественной? Божественные истины обнаруживаются интеллектуальной интуицией по своей простоте и ясности. Когда божественная истина найдена можно организовать дедуктивный «спуск» > > конечное следствие - предсказание факта. К опыту надо прийти только в самом конце. Концепцию Бэкона он считал «путем в никуда».

Правило синтеза. Надо фиксировать все промежуточные выводы дедуктивного мышления.

Отношение к Декарту двойственное. Есть много философов, которые обрушивают на Декарта критику, что он основоположник понимания сознания как театра. Но ряд авторов, начиная с Гуссерля, видят в Декарте основоположника современной теории познания и сознания. Лучше на Декарта посмотреть с такой точки зрения, что благодаря ему стало возможным появление феноменологической философии.

Бэкон - руб. XVI-XVII в. Труд «Новый органон». Речь идет о новой логике:

Критическое отношение к традиционной познавательной культуре. Новое время - новое по сравнению со Средними веками. В Средние века ученые в основном работали в библиотеках.

Недостатки старого познания представлены 4-мя идолами. Идолы пещеры. Идола рода - это типичные ошибки всего человечества. Идолы рынка - Бэкон акцентирует внимание на негативных свойствах языка. Идолы театра - много пьес. Бэкон фиксирует внимание что философия должна бы помогать науке, но в философии очень много разных учений.

Эти идолы сознание ученого делают плохим отражателем. Все эти недостатки надо устранить.

Ученый должен пойти по пути пчелы. В философии Бэкона Бог не играет никакой роли. Наука должна познавать природу, но она устроена двояко. Предметом науки является природа, состоящая из фактов и законов. У природы поверхность - это факты, но есть скрытые законы (по терминологии Бэкона - «формы»). Два уровня науки - научная эмпирия должна фиксировать факты, а предметом научной теории выступают законы.

Есть две неправильные стратегии. Если ученый занимается только фактами, то это, по метафоре Бэкона - путь муравья. Другая крайность - «путь паука». Его реализовали схоласты, когда ученый сидит в библиотеке, и по каким-то книгам пишет другие книги.

Между двумя крайностями есть золотая середина - «путь пчелы». Ученый должен заниматься фактами, которые получает в опыте, но эти факты он должен обобщать. Единичные факты превращаются в общую теорию - индуктивный подход.

Значимость индуктивной методологии Бэкона в том, что он подверг критике теоретизм и указал на необходимость опытного получения фактов и их обобщение в теории.

Бэкон был юристом и политиком, но он четко определил тенденцию. Но если бы Ньютон начал следовать правилам Бэкона, то у него ничего бы не получилось.

 

Монадология Лейбница и наука

 

Немецкий ученый и философ XVII-XVIII вв. «Монадология». Философские идеи не стареют. Любая философская концепция является по-своему вечной. Философия лежит за рамками науки, не претендует на роль истины, потому и применение ее в науке должно быть мудрым. Философия Аристотеля может стать противоядием против механицизма. Очень серьезно Лейбниц критиковал Декарта, он не был согласен с тем, что природа - это система машин. Машина - нечто мертвое. В противовес этому он предложил «живую силу» (mv2). По мнению Лейбница, жизнь не поддается механике и для ее понимания следует использовать аристотелевское учение о целевых причинах, т.е. все живое целесообразно и оно не механистично.

Монады как нематериальные субстанции, это мир, куда нельзя заглянуть напрямую, трансцидентный мир, произведение философского разума. Это особое приключение ума. Монада радикально отличается от атомов. Если атом - это мертвые единицы, то монады - это своеобразные душевно-духовные субстанции. Все монады обладают восприятием, но простые монады обладают бессознательным восприятием, а сознательные - сознательным восприятием. Монада - это своеобразная душа, она существует сама по себе. Существует иерархия монад.

На низшем уровне - вещи

Низшие существа - растения, животных

Сознательное восприятие начинается с человека.

Ангелы

Бог

Монады связаны предустановленной гармонией. Лейбниц вводит запрет - монад друг на друга механически не воздействуют. Если нет механических контактов, то это не значит что нет связи. Связь м/у монадами осуществляется примерно так как одни маятниковые часы влияют на другие. Связь всех монад установил Бог. Поэтому он и есть верховная монада.

Лейбниц говорит, что предустановленная гармония хотя и существует, но верховная монада может что-то менять.

Все события происходят на определенном основании; безосновательных событий и явлений в мире монад быть не может. Если предустановленная гармония - это сеть связей, значит она определяет любой элемент.

Закон непрерывности. Согласно ему даже между противоположностями существуют промежуточные звенья, природа не делает скачков.

Если внешние объекты дают ученому истину факта, то разум содержит зачатки идей, которые можно развить до истин разума.

Истина факта - это не только то, что приходит извне, у нее есть признаки - единичность и чувственность. Только на этих истинах науку выстроить нельзя, она требует и истин разума. Лейбниц предложил идею врожденных задатков. Но задаток надо развивать. Человеческая разумная душа содержит потенции некоторых идей. Их можно развить лишь культурой обучения. Нужно чтобы потенция стала реальной идеей. Это более соответствует духу современной философии науки.

Философия Лейбница созвучна с современной эволюционной эпистемологией. Задатки генетически заложены, но требуется культурное развитие. А это современно.

 

Наука в философии И. Канта

 

Кант - философ и ученый. Наследие Канта очень большое, но для философии науки важна работа «Критика чистого разума».

Гипотеза происхождения Солнечной системы. На докритическом этапе - Кант ученый, а на критическом - философ. Впервые предложена науке эволюционная идея. Кант красиво соединил Бога с эволюцией. Кант прописывает, что Бог создал газопылевую туманность, а далее отстранился и туманность начала самопроизвольно развиваться. Эта туманность под влиянием силы гравитации стала неравномерно сжиматься, нагреваться и получившиеся раскаленные сгустки пришли во вращательное движение. Далее образовалось Солнце и планеты.

В дальнейшем этой гипотезе придал математическое обоснование Лаплас.

Основой новой философии должна стать критическая теория познания. Теория познания первична. Кант поставил кресс на метафизике и антропологии.

Предметом научного познания являются феномены, детерминированные ноуменом. Отождествить ноумен с объективной реальностью можно. Ноумен - это вещь сама по себе. Канта следует признать реалистом; он признает объективную реальность, но в философии есть три вида реализма - материализм, объективизм, религиозный реализм.

К субъективным идеалистам его отнести нельзя, так как его вышеуказанные взгляды этому противоречат.

Какую роль играет ноумен в познании? Ноумен что-то дает, вызывает впечатления. Опыт был бы научно невозможен, если бы реальность не оставляла свои «визитные карточки».

Декарт ввел схему Субъект - [Объект]. Иначе размышляли материалисты. Объект имеет материальный характер и он грает главную роль.

В научном познании ученый как субъект играет решающую роль. Переход от схемы O => C к O < = C, где субъект играет реш. роль, Кант назвал «коперниканским переворотом».

Познавательная активность ученого определяется действием априорных форм. Однако Кант открещивался от термина «врожденные», предпочитая термин «априорные», хотя по сути разницы нет. Речь идет прежде всего о чувственности. У чувственности есть две априорные формы - пространство и время. Кроме них есть еще наши внутренние часы и пространственно-ориентационные чувства. Пространство и время воздействуют на впечатления порожденные ноуменом, вызывая ощущения и восприятие.

Другая форма, наличествующая у ученого - рассудок. У него тоже есть свои априорные формы - понятия. Кант берет 12 понятий. Понятие причины. Причина вызывает следствие. Возникает результат иного уровня - теория.

Учение об априорных формах можно оценить в рамках субъективного идеализма.

Рассудок становится спекулятивным разумом, если он уходит из области возможного опыта и приходит снова к ноумену. Если рассудок применяется к опыту - это наука, а если нет, то становится ненаучным, теоретическим мировоззрением.

Размышляя о ноумене, разум попадает в антиномии, что доказывает что ноумен познать нельзя, можно только изучать его следы.

Кант заложил основы современной философии науки.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь