Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Назовите основные периоды развития греческой литературы. Определите специфику каждого из периодов



Содержание

 

1. Назовите основные периоды развития греческой литературы. Определите специфику каждого из периодов

2. Охарактеризуйте эпический стиль. Назовите основные черты эпического стиля гомеровских поэм (приведите примеры из текста)

.   В чем заключается «гомеровский вопрос»?

.   Охарактеризуйте основные разновидности греческой лирики классического периода. Назовите наиболее ярких представителей разных направлений. Расскажите о творчестве одного из поэтов

.   Кого называют «отцом трагедии»? Почему?

.   Определите роль хора и ее изменение в процессе развития драмы

.   Назовите отличия древней аттической комедии от новой

.   Дайте определения следующих жанров: буколика, эпиллий, эпиграмма. Назовите поэтов эллинистического периода, обращавшихся в своем творчестве к этим жанрам

.   Назовите римских поэтов, писавших элегии. Очертите круг тем.

.   Назовите литературные принципы неотериков

.   Охарактеризуйте «аттикизм» и «азианизм». Назовите представителей этих направлений

.   Назовите основные разновидности римской комедии (дайте определения)

.   В чем своеобразие трагедий Сенеки?

.   В чем заключается сходство и различие романов Петрония и Апулея?

.   Эсхил «Прометей прикованный»

Список использованной литературы

 

Охарактеризуйте основные разновидности греческой лирики классического периода. Назовите наиболее ярких представителей разных направлений. Расскажите о творчестве одного из поэтов

 

В развитии древнегреческой литературы замечена закономерность: некоторые исторические эпохи характеризуются преобладанием определенных жанров. Архаический период, «гомеровская Греция» - время героического эпоса. VII-VI вв. до н.э. - пора расцвета лирической поэзии. Уходила в прошлое архаическая Греция. Традиции рода, отношения внутри племени, во многом определявшие поступки и мировидение величественных гомеровских героев, переживали кризис.

Первоначально понятие лирика относилось к тем поэтическим произведениям, которые исполнялись в сопровождении музыкального инструмента, лиры или кифары. Слово «лирика» в античности означало поэзию, предназначавшуюся для пения. Кифара была одним из распространенных щипковых инструментов в античной Греции. У нее был деревянный корпус с прямыми или фигурными очертаниями, по бокам возвышались две стойки, к корпусу крепились струны, число которых увеличилось с 4 до 7. Кифара использовалась как сольный или аккомпанирующий пению инструмент. На кифаре играли стоя, держа ее перед грудью. Лира была струнным инструментом с более сложной, чем кифара, конструкцией. В основном на ней играли дети и подростки.

Греческая лирическая поэзия уходит своими корнями в устное народное творчество. Она связана с любовными, свадебными и застольными песнями, с обрядовыми прославлениями и гимнами, а также погребальными заплачками. Важнейшими лирическими жанрами были элегия и ямб; оба они восходили к фольклорному песенному творчеству. Истоком элегии были заплачки, но в литературном виде этот элегический жанр не обязательно носил грустный характер. Элегии исполнялись на пирах, народных сходках, иногда содержали призыв (как это было в знаменитой элегии «Саламин» Солона, о которой пойдет речь ниже). Нередко элегия строилась на чередовании гексаметра с пентаметром - это был т.н. элегический дистих.

Ямб восходил к песням, исполняемым на земледельческих празднествах, для которых характерны разгул, стихия, брани и злословия. Ямбическая строфа состояла из краткого и долгого слогов. Наиболее употребительный ямбический размер - триметр. К лирической поэзии относится и эпиграмма, законченное короткое стихотворение, посвященное какому-либо лицу или событию. Ее создателем считается Симонид Кеосский. Кроме того, бытовала и эпитафия, надпись на надгробном памятнике, написанная гексаметром или элегическим дистихом.

В VII-VI вв. до н.э. в Греции творили около десятка блистательных поэтов, оригинальных и высокоталантливых. Однако до нас дошла лишь малая часть их наследия, буквально крохи. Но крохи - бесценные. Лишь несколько стихотворений сохранилось полностью. Остальные же - фрагменты, иногда состоящие из нескольких строк. Но и по тому немногому, чем мы сегодня располагаем, можно представить, сколь совершенны были эти создания. Как верно заметил один из критиков, впечатление от знакомства с древнегреческой лирикой таково, словно находишься в музее прекрасных скульптурных фигур, но ни одна из них не уцелела полностью. Перед нами - груда обломков: человеческая голова, рука, часть торса. Но эти обломки производят впечатление благодаря изяществу отделки каждой детали, предполагающей классическую гармонию целого. По ним можно судить, сколь прекрасны были эти шедевры.

ФЕОГНИД. Видным поэтом-лириком был Феогнид (VI в. до н.э.), живший в городе Мегара на одноименном острове. Принадлежавший к аристократам, «хорошим людям», он в результате политической борьбы был изгнан демосом из родного города. В его стихах звучала открытая неприязнь к «черни», к «подлому люду» − так называл он простой народ. Отношение к нему он высказывал в стихах:

 

Крепкой пятой придави эту чернь неразумную насмерть.

Бей ее острым бодцом, шею пригни под ярмо.

 

Феогнид, вообще, опасался, как бы бедность не уравняла аристократа и бедняка:

 

Знатного бедность гнетет сильнее всех зол вместе взятых

Даже и старость и хворь столько беды не дают.

 

В элегиях Феогнида решительно отразились важные стороны современной ему общественно-политической жизни. Он осуждает жажду иных своих сограждан любым, даже противозаконным способом достичь желанного богатства:

Лучше прожить с невеликим достатком, блюдя благочестье.

Чем достояньем большим несправедливо владеть.

 

С горечью наблюдает он, как прорвавшиеся к власти «народные вожди» демонстрируют скудоумие, некомпетентность, а скверно руководимый ими государственный корабль наскакивает на рифы или садится на мель.

В одной из элегий Феогнида - символический образ корабля, застигнутого бурей в открытом море. Корабль - метафора государства, раздираемого междоусобной сварой. Кстати, этот образ, счастливо найденный Феогнидом, в дальнейшем многократно обыгрывался в мировой поэзии, например, в стихотворениях Лонгфелло «Постройка корабля» и Уолта Уитмена «О, капитан, мой капитан». У французского поэта Артюра Рембо в знаменитом стихотворении «Пьяный корабль» судно без руля и ветрил, мечущееся в океане, - символ человечества, пребывающего в смятении, утратившего верную дорогу.

Элегии Феогнида были любимы и современниками, и потомками. В одной из них Феогнид высказал мысль о том, что поэт бессмертен, если остается живым в памяти поколений. Эту идею реализовал Гораций в знаменитом стихотворении: «Я воздвиг памятник». Она получила развитие у многих поэтов, но особенно ярко в бессмертном пушкинском «Памятнике».

Но не только личные, глубоко субъективные переживания запечатлела лирическая поэзия. В Греции получили развитие стихи, воспевавшие события, имевшие широкий общенародный смысл. Это были песни, гимны, исполнение которых предполагало участие хора. Так рождалась хоровая лирика. Она была тесно связана с культовыми, обрядовыми действами.

В античности хором называли танцующих и поющих исполнителей, задействованных в культовых обрядах и церемониях, а позднее во время представлений трагедий и комедий. Обычно хор двигался в ритмическом танце под звуки музыки вокруг запевалы. Наиболее распространенными видами хоровой лирики были пеан (хвалебный гимн в честь бога Аполлона), френ (погребальное пение), дифирамб (хвалебный гимн в честь бога Диониса) Песни же в честь остальных олимпийских богов назывались гимнами. Хоровую лирику отличали опора на мифологический сюжет, величественные образы богов, торжественный стиль.

 

Список использованной литературы

 

1. Геленсон Б.А. Античная литература. - Древний Рим. - М., 2001. - 384 с.

2. Геленсон Б.А. Античная литература. - Древняя Греция. - М., 2001. - 416 с.

.   Тронский И.М. История античной литературы. - М., 1983. - 464 с.

Содержание

 

1. Назовите основные периоды развития греческой литературы. Определите специфику каждого из периодов

2. Охарактеризуйте эпический стиль. Назовите основные черты эпического стиля гомеровских поэм (приведите примеры из текста)

.   В чем заключается «гомеровский вопрос»?

.   Охарактеризуйте основные разновидности греческой лирики классического периода. Назовите наиболее ярких представителей разных направлений. Расскажите о творчестве одного из поэтов

.   Кого называют «отцом трагедии»? Почему?

.   Определите роль хора и ее изменение в процессе развития драмы

.   Назовите отличия древней аттической комедии от новой

.   Дайте определения следующих жанров: буколика, эпиллий, эпиграмма. Назовите поэтов эллинистического периода, обращавшихся в своем творчестве к этим жанрам

.   Назовите римских поэтов, писавших элегии. Очертите круг тем.

.   Назовите литературные принципы неотериков

.   Охарактеризуйте «аттикизм» и «азианизм». Назовите представителей этих направлений

.   Назовите основные разновидности римской комедии (дайте определения)

.   В чем своеобразие трагедий Сенеки?

.   В чем заключается сходство и различие романов Петрония и Апулея?

.   Эсхил «Прометей прикованный»

Список использованной литературы

 

Назовите основные периоды развития греческой литературы. Определите специфику каждого из периодов

 

В соответствии с принятой в советской историографии периодизацией греческой истории, история греческой литературы может быть разделена на следующие основные периоды:

I. Архаический (литература «ранней Греции») - до начала V в. до н.э. (время разложения родового строя и перехода к рабовладельческому государству).

II. Аттический (литература «классической Греции») - V - IV вв. до н.э. (время расцвета и кризиса рабовладельческих эллинских полисов до потери ими государственной независимости).

III. Эллинистический (литература эллинистического общества) - с конца IV в. до конца I в. до н.э.

IV. Римский (греческая литература времен Римской империи) - с конца I в. до н.э.

Внутри архаического периода мы будем различать:

1) долитературный («догомеровский») период;

2) древнейшие литературные памятники (гомеровские поэмы, Гесиод);

3) литературу периода становления античного рабовладельческого общества и государства (VII в. - начало V в. до н.э.).

Древнейшими письменными памятниками греческой литературы являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру. Эти большие эпопеи с развитым искусством повествования, с установившимися уже приемами эпического стиля должны рассматриваться как результат длительного развития, предшествующие этапы которого не оставили письменных следов.

Аттический. Одно из ведущих мест в идейном движении Афин V в. занимает поэзия, которая в дософистический период оставалась основным орудием литературной трактовки проблем, встававших перед общественной мыслью. Афинская демократия создает литературу, глубоко отличную от той, которая развивалась в аристократических общинах или при дворах тиранов. В противоположность верхушечному характеру, свойственному этой последней, аттическая литература эпохи роста демократии обращена к народу, к коллективу афинских граждан, и разрабатывает вопросы, порожденные социальной и политической жизнью афинского полиса.

Перед демократией, на участии всей массы граждан в обсуждении решении государственных дел, вставал ряд вопросов, неизвестны на более ранних этапах развития греческого общества, а теперь требовавших, чтобы каждый гражданин занял по отношению к ним определенную позицию. Литература откликалась на эти вопросы и обсуждала выбор линии нравственного поведения в различных конфликтах серьезного социального значения. Отражая рост самостоятельности индивида, она неизменно ставила при этом проблему этического самоопределения личности, моральной ответственности человека за свободно принятое им решение.

Показ путей человеческого поведения в существенных вопросах полисной жизни - основная тема аттической литературы эпохи расцвета; близость к народу, глубокая насыщенность актуальной проблематикой, монументальность, человечность - основные ее черты. В этих условиях лирика, важнейший литературный жанр предшествующего периода, не могла сохранить своей ведущей роли. На бесчисленных греческих праздниках как в Афинах, так и вне Афин продолжали исполняться хоровые гимны, но этот вид литературного творчества уже не привлекал к себе крупных талантов. Развитие хоровой лирики шло по линии усложнения и обогащения ее музыкальной стороны, по сравнению с которой словесный текст имел лишь второстепенное значение.

Не играл сколько-нибудь значительной роли в рассматриваемый период и эпос; его традиции сохранялись почти только в одной Ионии, и там нашла продолжение линия развития, начатая Мимнермом.

Центральное место в литературе V в. занимает драма, изображение конфликта, «действия». Драма V в. является, наряду с гомеровским эпосом, самым значительным вкладом греков в мировую литературу. Впоследствии, в период софистики, начинается быстрый рост художественной прозы, расцвет которой относится, однако, уже к IV в.

Эллинистический. Литература полисного периода имела народный характер, отвечала на идеологические запросы граждан полиса. Как ни велик был культурный резонанс аттической драмы во всем греческом мире, аттический поэт в первую очередь обращался к своим согражданам. То обстоятельство, что ведущие литературные жанры оставались прикрепленными к народным празднествам, было внешним выражением тесной связи между поэтом и народом. Связь эта стала ослабевать уже в IV в. и утратилась в эллинистическую эпоху.

Наступает разрыв между «низовыми» жанрами, рассчитанными на массового читателя, и литературой образованных верхов, предназначенной для сравнительно узкого круга ценителей. При этом как «низовая», так и «высокая» литературы космополитичны, обращены ко всему эллинистическому миру. Нивелирование местных различий находит выражение в создании единого общегреческого языка («койнэ» - «общий язык»), в основу которого ложится аттический литературный язык с некоторой примесью ионизмов. Литература окончательно становится книжной, за исключением лишь некоторых «низовых» жанров полуфольклорного типа.

Резко меняется и содержание литературы. Политическая тематика, игравшая столь значительную роль в прежнее время, или совершенно устраняется, или мельчает, вырождаясь в придворное прославление монархов. Это обеднение маскируется нередко пышностью, пафосом, стремлением к торжественной позе. С другой стороны, взамен былого патриотизма мы находим лишь учено-антикварный интерес к местным древностям. От вопросов большого общественного охвата литература переходит к более узкой сфере - к семейным и бытовым темам, от социальных чувств - к индивидуальным. Сходные явления наблюдаются в изобразительном искусстве. Для архитектуры и скульптуры эллинистических монархий характерно тяготение к декоративной пышности, к огромным - по сравнению с классическим периодом - размерам Сооружений и памятников. Эллинистические художники достигают выдающихся результатов с точки зрения технического мастерства, умения передавать душевные движения, но их искусство лишено обобщающей силы. Господствует стремление изобразить момент, ситуацию, индивидуально характерное. Рядом с тягой к мощному и патетическому, к скорби и страданию особенно характерной для искусства Родоса и Пергама, находим грациозное искусство интимного покоя, жанрового изображения, ландшафт, портретность, легкие и изящные мифологические сценки.

В буржуазном литературоведении часто говорят о «реализме» как специфической особенности эллинистической литературы. Однако «реализм» понимается при этом только как накопление характерных деталей быта и человеческого поведения. Такая тенденция в эллинистической литературе действительно имеется, как она имеется и в искусстве этого времени, но быт подается главным образом в плане сатирического или, по крайней мере, иронического отношения к низменному и мелкому. В этом отношении интересен трактат философа Феофраста «Характеры» (по современной терминологии скорее «типы») - серия зарисовок, в которых. изображены типические носители какого-либо недостатка (льстец, болтун, скряга, суеверный, хвастун, сторонник олигархии и т. п.). «Характер» рассматривается как нечто целостное, но статическое и показан только в своих внешних проявлениях, без психологического анализа.

 

1. О характеризуйте эпический стиль. Назовите основные черты эпического стиля гомеровских поэм (приведите примеры из текста)

 

Как уже было указано, древнейшими из сохранившихся памятников греческой литературы являются две большие поэмы - «Илиада» и «Одиссея», автором которых античность считала Гомера. О времени возникновения «Илиады» и «Одиссеи» и условиях, в которых они были созданы, не сохранилось прямых исторических свидетельств, и совокупность проблем, связанных с этими поэмами, составляет сложный и далеко еще не разрешенный «гомеровский вопрос».

Сюжеты обеих поэм почерпнуты из цикла героических сказаний о Троянской войне, походе греков на город Трою (или Илион). Из суммы этих сказаний складывается так называемый «троянский» цикл греческой мифологии. Существеннее, что и среди героических фигур встречаются старинные боги местного значения, не пользовавшиеся общегреческим признанием и превращенные эпической традицией в героев. Так, Елена, похищение которой послужило, согласно сказанию, причиной войны, представляет собой низведенную до человеческого уровня богиню растительности, чтившуюся в Спарте. Исторические события, может быть даже исторические имена, сплетены в троянском цикле с мифологическим сюжетом об освобождении богини плодородия, похищенной враждебными силами, и о последующих злоключениях освободителей, преследуемых врагом. Сказание о походе на Трою, передаваясь из поколения в поколение в продолжение всего «темного» периода греческой истории, успело подвергнуться многим изменениям и распространялось в различных вариантах, пока не получило литературного закрепления в гомеровском эпосе.

Действие «Илиады» (т.е. поэмы об Илионе) отнесено к 10-му году Троянской войны, но ни причина войны, ни ход ее в поэме не излагаются. Сказание в целом и основные действующие фигуры предполагаются уже известными слушателю; содержанием поэмы является лишь один эпизод, в пределах которого сконцентрирован огромный материал сказаний и выведено большое количество греческих и троянских героев. «Илиада» состоит из 15 700 стихов, которые впоследствии были разбиты античными учеными на 24 книги, по числу букв греческого алфавита. (тема поэмы объявлена в первом же стихе, где певец обращается к Музе, богине песнопения:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына.

Ахилл (Ахиллес), сын фессалийского царя Пелея и морской богини Фетиды, храбрейший из ахейских витязей, является центральной фигурой «Илиады». Он «кратковечен», ему суждена великая слава и скорая смерть. Ахилл изображен настолько могучим героем, что троянцы не смеют выйти из стен города, пока он участвует в войне; стоит ему появиться, как все прочие герои становятся ненужными. «Гнев» Ахилла, его отказ участвовать в военных действиях, служит, таким образом, организующим моментом для всего хода действия поэмы, так как лишь бездействие Ахилла позволяет развернуть картину боев и показать весь блеск греческих и троянских витязей.

«Илиада» открывается экспозицией (т.е. показом обстановки и исходных событий) «гнева». Верховный вождь ахейцев Агамемнон грубо отказал жрецу Аполлона Хрису, явившемуся в ахейский лагерь с выкупом за дочь, взятую в плен при разорении соседних местностей и отданную в качестве добычи Агамемнону. Огорченный жрец обратился к своему богу с молитвой:

 

.и внял Аполлон сребролукий:

Быстро с Олимпа вершин устремился, пышущий гневом,

Лук за плечами неся и колчан со стрелами закрытый;

Громко крылатые стрелы, биясь за плечами, звучали

В шествии гневного бога: он шествовал, ночи подобный.

Сев наконец пред судами, пернатую быструю мечет;

Страшный звон издает среброблещущий лук Аполлонов.

В самом начале на месков напал он и псов празднобродных;

После постиг и народ, смертоносными прыща стрелами;

Частые трупов костры непрестанно пылали по стану.

(Кн. 1, ст. 43-52)

 

Завязка «Илиады» этим не ограничивается: действие поэмы протекает в двух параллельных планах, человеческом - под Троей и божественном - на Олимпе. Троянская война разделила также и богов на два враждебных лагеря, между которыми постоянно происходят грубые пререкания, изображенные не без значительной примеси комического элемента. Однако мать Ахилла Фетида получает от Зевса обещание, что ахейцы будут терпеть поражения, пока не загладят обиду, нанесенную ее «кратковечному» сыну (кн. 1). Исполняя это обещание, Зевс посылает Агамемнону обманчивый сон, предвещающий близкое падение Трои, и Агамемнон решается дать бой троянцам.

«Одиссея». Такое же стремление к концентрации обширного материала в рамках короткого действия наблюдается и во второй «гомеровской» поэме - «Одиссее», но материал этот не столько героический, сколько бытовой и сказочный. Темой «Одиссеи» являются странствия и приключения «хитроумного» Одиссея, царя Итаки, возвращающегося из троянского похода; в это время к его верной жене Пенелопе сватаются многочисленные женихи, и сын Одиссея Телемах отправляется на поиски отца.» Основной сюжет «Одиссеи» относится к типу сказаний о «возвращении мужа»: муж после долгих и чудесных странствий возвращается домой к моменту, когда его жена уже готова выйти замуж за другого, и - мирным или насильственным путем - расстраивает новую свадьбу. C этим сюжетом в «Одиссее» объединена часть другого сюжета - о «сыне, отправляющемся на поиски отца Сын, родившийся в отсутствие отца, отправляется искать его; отец и сын встречаются и, не зная друг друга, вступают в бой, заканчивающийся в одних вариантах трагически - гибелью отца или сына, в других - примирением сражающихся. В греческих сказаниях об Одиссее сюжет этот представлен полностью, но «гомеровская» поэма дает лишь часть сюжета, не доводя его до боя отца с сыном.

«Одиссея» в известной мере является продолжением «Илиады»; действие поэмы отнесено уже к 10-му году после падения Трои, но в рассказах действующих лиц упоминаются: те эпизоды, время которых приурочивалось к периоду между действием «Илиады» и действием «Одиссеи». Все важнейшие герои греческого стана «Илиады», живые и мертвые, выведены и в «Одиссее». Как и «Илиада», «Одиссея» была разделена античными учеными на 24 книги.

Поэма открывается, после обычного обращения к Музе, краткой характеристикой ситуации: все участники троянского похода, избежавшие гибели, благополучно вернулись уже домой, один Одиссей томится в разлуке с домашними, насильно удерживаемый нимфой Калипсо. Дальнейшие подробности вложены в уста богов, обсуждающих вопрос об Одиссее на своем совете: Одиссей находится на далеком острове Огигии, боги не оказывают ему помощи из-за того, что на него разгневан Посидон (Посейдон), сын которого, киклоп Полифем, был в свое время ослеплен Одиссеем. Покровительствующая Одиссею Афина предлагает послать к Калипсо вестника богов Гермеса с приказом отпустить Одиссея, а сама отправляется на Итаку, к сыну Одиссея Телемаху. На Итаке в это время женихи, сватающиеся к Пенелопе, ежедневно пируют в доме Одиссея и расточают его богатства. Афина побуждает Телемаха отправиться к вернувшимся из-под Трои Нетору и Менелаю разузнать об отце и подготовиться к отмщению женихам (кн. 1).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь