Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Теоретические аспекты формирования навыков культурного поведения у подростков с нарушением интеллекта



Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования навыков культурного поведения у подростков с нарушением интеллекта

Понятие и содержание культуры поведения

Особенности культурного поведения подростков с нарушением интеллекта

Глава 2. Практические аспекты формирования навыков культурного поведения у подростков с нарушением интеллекта

Диагностика навыков культурного поведения у подростков с нарушением интеллекта

Проведение мероприятий по формированию навыков культурного поведения у подростков с нарушением интеллекта

Заключение

Список литературы

Приложение

 


 

Введение

 

Правильное поведение в обществе должно формироваться у ребенка, начиная с самого раннего возраста. Развитие нравственных качеств личности, культуры поведения в обществе, все это является необходимым элементом правил поведения в обществе.

Воспитание правил культурного поведения является необходимым фактором развития общества, и необходимым компонентом этого воспитания должно быть коррекционное развитие умственно отсталых. Общество должно учитывать необходимость расширения возможностей строить правильные взаимоотношения совместной деятельности людей с нарушением интеллекта.

Актуальность проблемы вхождения умственно отсталых в современно общество всегда будет стоять на первых местах в проблеме воспитания детей с интеллектуальными недостатками.

Проблемой развития правил культурного поведения занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди них Леонтьев А.Н., Лисина М.И., Сильвестру А.И., А.В. Запорожец М.И., Смирнова Е.О., Эльконин Д.Б., Белкин А.С.

При нормальном умственном развитии ребенка происходит, в основном быстрое речевое развитие, увеличение активного и пассивного словаря. Дети понимают разговорную речь и сами активно вступают в беседу, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимой для общения с окружающими, проявляют интерес к сверстникам и взрослым [5].

Общение, объединяя достижения ребенка становится важным условием социализации, а также условием воспитания правил культурного поведения. Умственно отсталый ребенок с самого рождения испытывает трудности в формировании речи, эмоциональном общении, поэтому развитие правил культурного поведения выходит на первый план при воспитании таких детей.

Проблемами воспитания правил культурного поведения у умственно отсталых детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.

Воспитание у умственно отсталых учащихся нравственного отношения к окружающим, от которого зависит характер их поведения в обществе, важное условие успешности социальной адаптации выпускников вспомогательной школы. Отношение школьников к окружающим проявляется в готовности действовать тем или иным способом. Нравственное отношение к людям обусловливает готовность учащихся к поведению, соответствующему принятым обществе нормам и правилам.

Процесс воспитания умственно отсталых школьников требует глубокого изучения и учета особенностей их отношения к окружающим людям. Как отмечал Ушинский К Д., если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях она должна прежде изучить Всего во всех отношениях. Отношение умственно отсталых учащихся к окружающим тесно связано с их умением отражать в своем сознании людей и ситуации, возникающие в процессе общения, а также с поведением. Следовательно, объективная оценка отношения учащихся вспомогательной школы к окружающим предполагает глубокое изучение всех этих композитов, а также выявление факторов, затрудняющих воспитательную работу в данном направлении с целью поиска путей к устранению негативного воздействия или его последствий.

Объектом исследования являются основы культурного поведения у подростков с нарушением интеллекта.

Предметом исследования - специализированные занятия как необходимый фактор эффективного воспитания навыков культурного поведения у умственно отсталых подростков.

Цель данной работы: рассмотреть коррекционно-педагогические мероприятия, которые будут способствовать формированию навыков культурного поведения у подростков с нарушением интеллекта.

Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:

) раскрыть понятие «культура поведения»;

) описать особенности культурного поведения у подростков с нарушением интеллекта;

) рассмотреть особенности культурного поведения подростков с нарушением интеллекта;

) описать практическую работу по диагностике и формированию навыков культурного поведения у подростков с нарушением интеллекта.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложения.

 


 

Глава 2. Практические аспекты формирования навыков культурного поведения у подростков с нарушением интеллекта

 

Заключение

подросток интеллект олигофрения поведение

В наше время наряду с невероятным прогрессом человечества в сторону новых информационных технологий наблюдается регресс в развитии отношений в системе «Человек-человек». В частности, культура поведения большинства наших соотечественников далеко не соответствует тем канонам, которые складывались веками, и оставляет желать лучшего.

Проблемы культуры поведения касаются и взрослых, и детей, так как базовые знания в этой области человек получает в детском саду, а затем и в начальной школе. Именно поэтому задачами, содержанием и приоритетными направлениями деятельности педагогов во многом обусловливается тот запас жизненно необходимых знаний, с которыми школьник впоследствии вступает во взрослую жизнь. Безусловно, немаловажное значение имеет и личность педагога, его профессионализм и педагогическое мастерство, проявляющиеся в творческом поиске методов и приёмов формирования культуры поведения, способах их реализации и в осуществлении контроля над результатами своего труда.

В нашей работе мы реализовали на практике педагогический эксперимент, целью которого была проверка эффективности проведения классных часов и других форм работы на культуру поведения подростков с нарушением интеллекта. В ходе эксперимента было выявлено, что культура поведения школьников напрямую зависит от:

культуры поведения педагогов и родителей;

эффективного сотрудничества семьи и школы;

максимального использования возможностей образовательного процесса;

систематичности работы.

Данные работы могут быть использованы в качестве методических рекомендаций для педагогов коррекционной школы, родителей, а также студентов.

Список литературы

 

1. Бакайлова А.Т. Классный час. «Наша речь» // Начальная школа. - 2007. - № 3. - С. 69 - 71.

2. Баландина Е.В. Школа этикета, или Вы пришли в театр: классный час// Педсовет. - 2007. - № 11. - С. 4-5.

.   Боброва Л.В. Классный час «Совесть - это нравственная категория…» // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 98-103.

.   Бодалёва А.А. В мире подростка. [Текст]/ А.А.Бодалёва. - М.; 1980.

5. Богомолов В. Тестирование детей. Психологический практикум. [Текст] \ В.Богомолов. - Ростов н/Д: «Феникс», 2010 -345 с.

6. Занина Л.В. Основы пед. мастерства: Учеб. пособие для пед. вузов/Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова. - Ростов н/д: Феникс, 2003. - 288с.

7. Карнилова В.И. Классный час «Хорошие манеры» // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 71-81.

8. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологи. Учебное пособие [ Текст] / Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И.Солнцева. - М.; Издательский центр «Академия». 2006. - 480 с.

9. Лапина О.А. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. вузов/О.А. Лапина, Н.Н. Пядушкина. - М.: Академия, 2002. - 160с.

10. Наумчик В.Н., Савченко Е.А. Этика педагога: Учеб. - метод. пособие. - М.: 1999. - 216с.

11. Никитина Н.Н. Ведение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учебное пособие для вузов/Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. - М.: Академия, 2004. - 224с.

.   Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей. - Волгоград: Учитель, 2010. - 74с.

13. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития (олигофренопедагогика). Учеб. пособие. [ Текст] / Б.П.Пузанов, И.П.Коняева, Б.Б. Горских.- 2-е изд., издательский центр «Академия», 2006, - 272 с.

14. Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика. Учеб. пособие. [Текст] / Б.П. Пузанов. - М.; 2009.

15. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. [Текст] / Ф. Райс. - СПб.; Изд-во «Питер», 2007.

16. Раттер М. Помощь трудным детям. [Текст]/ М. Раттер. - М.; 2008.

.   Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. [Текст]/ Х. Ремшмидт. - М.; Изд-во «Мир», 2005.

.   Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М.: Просвещение, 1995. - 192с.

19. Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1998. - 204 с.

20. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 192с.

 


 

Приложение 1

 

. Как здороваются мальчик и девочка?

а) первой подает руку девочка;

б) первым подает руку мальчик;

в) лучше ограничиться кивком головы;

г) лучше ограничиться словесным приветствием.

. Кто первым протягивает руку при знакомстве?

а) младший - старшему;

б) старший - младшему;

в) начальник - подчиненному;

г) подчиненный - начальнику.

. Всегда ли во время знакомства мальчик встает?

а) только при знакомстве с девушкой;

б) по своему усмотрению.

. Может ли мальчик, знакомясь с девочкой, свободную руку держать в кармане?

а) может;

б) может только в том случае, если у него в кармане кошелек с крупной суммой денег;

в) не может - он должен вынуть руку из кармана.

. Нужно ли улыбаться, приветствуя человека?

а) конечно, нет - это несерьезно;

б) смотря по настроению; в) приветливая улыбка желательна всегда.

. Вы обгоняете идущую по улице впереди вас знакомую. Кто из вас двоих должен поздороваться первым?

а) тот, кого обгоняют;

б) тот, кто обгоняет.

. Как поступить, если вы увидели знакомого слишком поздно и не успели поздороваться или ответить на приветствие?

а) догнать, извиниться и поздороваться;

б) сделать вид, что все в порядке;

в) при следующей встрече все объяснить и извиниться.

. Можно ли познакомить двух людей, просто подведя их друг к другу и не называя имен, предложить им самим себя представить?

а) это вполне возможно;

б) человек, их знакомящий между собой, обязан представить каждого;

в) человек, знакомящий их, может поступить по своему усмотрению.

. Кто здоровается первым: входящий или присутствующий?

а) конечно, входящий;

б) первым здоровается тот, кто вежливее;

в) первым здоровается тот из присутствующих, кто первым заметил входящего.

. Кто здоровается первым: ожидающий или опаздывающий?

а) конечно, ожидающий - он больше к этому готов;

б) конечно, опаздывающий, чтобы смягчить свое опоздание;

в) если опаздывает девушка, то первой она все равно не здоровается.

. Как познакомить своих друзей с родителями?

а) представить родителей друзьям;

б) представить друзей родителям;

в) как бы невзначай свести своих родителей и друзей и оставить их наедине - пускай познакомятся сами.

. Как представляется ребенок?

а) называет свое полное имя;

б) называет имя и фамилию;

в) называет имя, фамилию и отчество.

. Как поступить, если у вас на улице случилось " ЧП" (развязался шнурок ботинка, оторвалась лямка сарафана, ручка сумки и т.д.)?

а) обратиться за помощью к прохожим;

б) не обращая внимания, осторожно продолжать движение;

в) извиниться перед спутником, отойти в сторону и поправить.

. Можно ли дотрагиваться до собеседника во время разговора, хлопать его по плечу, колену?

а) это неприлично, особенно если собеседник - малознакомый человек;

б) можно, так как этим вы выражаете особое отношение к собеседнику;

в) можно лишь в ответ на подобные жесты вашего собеседника.

. Вы чихнули, а находящиеся рядом пожелали: " Будьте здоровы! " Как быть?

а) сделать вид, что не расслышали;

б) поблагодарить;

в) извиниться.

. Какой стороны следует держаться, идя по улице или коридору?

а) левой;

б) правой;

в) середины.

. Можно ли есть на улице?

а) нельзя; б) можно, если очень хочется;

в) можно, если это что-то штучное (конфета, мороженое, булочка и т.д.).

. В дверях класса - давка. Ребята одного класса входят, другого - выходят.

Кто должен уступить?

а) те, кто входит;

б) те, кто выходит;

в) входящие и выходящие двигаются осторожно навстречу друг другу.

. Как поступить, если необходимо сказать что-то с большого расстояния - через коридор, через улицу?

а) крикнуть погромче; б) не кричать, а показать жестами;

в) подойти поближе и сказать.

. С какой стороны следует обходить встречных пешеходов?

а) это безразлично, главное, чтобы не мешать прохожим;

б) с правой; в) с левой.

 


Приложение 2

 

Анкета на выявление уровня общения с педагогами

Задание Результат

 Продолжи предложение

Когда учитель сердится, я… а)злюсь; б)молчу; в)стараюсь её утешить
Когда ко мне обращаются невежливо, я… а)срываюсь; б)молчу; в)кричу; г)улыбаюсь
 Когда от меня требуют послушания, я… а)делаю наоборот; б)кричу; в)плачу; г)не обращаю внимания
Когда меня просят не грубить, я… а)грублю ещё больше б)не обращаю внимания; в)злюсь; г)молчу

 


Приложение 3

 

Приложение 4

 

Приложение 5

 

Приложение 6

 

Этическая беседа. Тема: «Дружба»

Цель: разучить правила дружбы и закрепить усвоенные знания с помощью ролевой игры. Ход работы:

Чтение учителем стихотворения:

Хорошие товарищи

Мальчик Миша мается -

Миша заикается.

Как другие - чисто, ясно -

Он не может говорить.

Нелегко ему даются все слова на букву К,

Но ребята не смеются - дружба классная крепка.

Ты, Мишутка, не теряйся,

Ты с других пример бери!

Молча с духом собирайся

И смелее говори!

Миша выговорит слово,

А другого не видать…

Но товарищи готовы,

Если нужно, подождать.

Вопросы для анализа стихотворения:

Почему Мише трудно говорить? Как он себя чувствует в обществе?

Как к этому относится одноклассники?

Как правильно в такой ситуации поступить?

Уместно ли в такой ситуации жалеть мальчика?

Чтение рассказа:

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощёкие, светловолосые, очень походили друг на друга. Даже обеих мамы одевали почти в одинаковые платья, обе учились только на пятёрки.

Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

Я получила по математике «5», а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые.

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:

Да, ты стала хуже…

Я? - удивилась Соня. - Но ведь тройку получила не я!

Тройку получила Вера, но она получила её потому, что на днях болела… А ты обрадовалась - и это значительно уже. Н. Чабаевский

Вопросы для анализа рассказа:

За что мама осудила Соню?

Какой смысл заключается в последней фразе мамы: «А ты обрадовалась - и это значительно хуже»? - Что бы вы сказали Соне?

Итак, а теперь ребята, мы сейчас с вами проиграем ситуации на тему «Как я общаюсь с друзьями» (ребята выходят по два человека и показывают сценку общения друг с другом). После проигрывания ситуаций мы всем классом анализировали их, т.е. соответствовало ли общение героев друг с другом тем нормам, про которые нельзя забывать и нужно соблюдать истинным друзьям.

Итак, ребята, как нужно вести себя при общении с друзьями?

О каких правилах дружбы мы не должны забывать?

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования навыков культурного поведения у подростков с нарушением интеллекта

Понятие и содержание культуры поведения

Особенности культурного поведения подростков с нарушением интеллекта

Глава 2. Практические аспекты формирования навыков культурного поведения у подростков с нарушением интеллекта

Диагностика навыков культурного поведения у подростков с нарушением интеллекта

Проведение мероприятий по формированию навыков культурного поведения у подростков с нарушением интеллекта

Заключение

Список литературы

Приложение

 


 

Введение

 

Правильное поведение в обществе должно формироваться у ребенка, начиная с самого раннего возраста. Развитие нравственных качеств личности, культуры поведения в обществе, все это является необходимым элементом правил поведения в обществе.

Воспитание правил культурного поведения является необходимым фактором развития общества, и необходимым компонентом этого воспитания должно быть коррекционное развитие умственно отсталых. Общество должно учитывать необходимость расширения возможностей строить правильные взаимоотношения совместной деятельности людей с нарушением интеллекта.

Актуальность проблемы вхождения умственно отсталых в современно общество всегда будет стоять на первых местах в проблеме воспитания детей с интеллектуальными недостатками.

Проблемой развития правил культурного поведения занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди них Леонтьев А.Н., Лисина М.И., Сильвестру А.И., А.В. Запорожец М.И., Смирнова Е.О., Эльконин Д.Б., Белкин А.С.

При нормальном умственном развитии ребенка происходит, в основном быстрое речевое развитие, увеличение активного и пассивного словаря. Дети понимают разговорную речь и сами активно вступают в беседу, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимой для общения с окружающими, проявляют интерес к сверстникам и взрослым [5].

Общение, объединяя достижения ребенка становится важным условием социализации, а также условием воспитания правил культурного поведения. Умственно отсталый ребенок с самого рождения испытывает трудности в формировании речи, эмоциональном общении, поэтому развитие правил культурного поведения выходит на первый план при воспитании таких детей.

Проблемами воспитания правил культурного поведения у умственно отсталых детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.

Воспитание у умственно отсталых учащихся нравственного отношения к окружающим, от которого зависит характер их поведения в обществе, важное условие успешности социальной адаптации выпускников вспомогательной школы. Отношение школьников к окружающим проявляется в готовности действовать тем или иным способом. Нравственное отношение к людям обусловливает готовность учащихся к поведению, соответствующему принятым обществе нормам и правилам.

Процесс воспитания умственно отсталых школьников требует глубокого изучения и учета особенностей их отношения к окружающим людям. Как отмечал Ушинский К Д., если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях она должна прежде изучить Всего во всех отношениях. Отношение умственно отсталых учащихся к окружающим тесно связано с их умением отражать в своем сознании людей и ситуации, возникающие в процессе общения, а также с поведением. Следовательно, объективная оценка отношения учащихся вспомогательной школы к окружающим предполагает глубокое изучение всех этих композитов, а также выявление факторов, затрудняющих воспитательную работу в данном направлении с целью поиска путей к устранению негативного воздействия или его последствий.

Объектом исследования являются основы культурного поведения у подростков с нарушением интеллекта.

Предметом исследования - специализированные занятия как необходимый фактор эффективного воспитания навыков культурного поведения у умственно отсталых подростков.

Цель данной работы: рассмотреть коррекционно-педагогические мероприятия, которые будут способствовать формированию навыков культурного поведения у подростков с нарушением интеллекта.

Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:

) раскрыть понятие «культура поведения»;

) описать особенности культурного поведения у подростков с нарушением интеллекта;

) рассмотреть особенности культурного поведения подростков с нарушением интеллекта;

) описать практическую работу по диагностике и формированию навыков культурного поведения у подростков с нарушением интеллекта.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложения.

 


 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования навыков культурного поведения у подростков с нарушением интеллекта

 

1.1 Понятие и содержание культуры поведения

 

Формирование личности - сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления человека, определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями.

«Человек человеку - друг» - этот принцип один из главных в нашей жизни, во взаимоотношениях с окружающими нас людьми. Обижаясь на невежливость кого-нибудь, мы говорим: «Невоспитанный человек, некультурный человек». В качестве же оправдания невежливости иногда говорят: «Он же совсем необразованный». Это всё говорит о том, что культуру поведения надо специально воспитывать. Подрастающее поколение необходимо вооружить такими умениями, навыками, привычками, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доброжелательности.

Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали, это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности, точности. Другие правила связаны с гигиеной, эстетикой быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко связаны со сложившимися традициями и обычаями. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет. Воспитание навыков и привычек культурного поведения, конечно же, начинается в семье, но также важна и систематическая работа по этому направлению в школе.

В воспитании культуры поведения значительное место должна занимать выработка навыков и привычек, так как у многих школьников заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. Чаще всего это происходит из-за того, что педагоги придают слишком большое значение словесным формам воздействия (беседам, разъяснениям правил).

Недооценка значения отработки отдельных навыков культуры поведения во время проведения специальных упражнений, мероприятий, практикумов у учащихся приводит к таким фактам, как неумение вести себя в обществе, в театре, грубости, неряшливости в одежде и т.д. [18. С. 3].

«Развитие и совершенствование личности, особенно в детстве, происходит главным образом под влиянием воспитания. Воспитание «проектирует» личность, преднамеренно и планомерно поднимает её на новую ступень, движет её в заданном направлении», - писал Л.С. Выготский.

Культура поведения - это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре [36. С. 16].

Культура поведения - это сумма нескольких компонентов (рис.9).

 

Рис. 1. Компоненты культуры поведения

 

Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии.

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, способствует обретению эмоционального благополучия, комфортного самочувствия и успешной жизнедеятельности [36. С. 37].

Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутреннего смысла культуры поведения, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности. Стиль поведения ребёнка в значительной мере складывается под влиянием общественного мнения, поэтому важно, чтобы в сферу общественных оценок вошла культура поведения. Большое значение имеют культурные национальные особенности, сложившиеся в результате нравственного развития многих поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.

Культура поведения как сложное синтетическое образование включает в себя: нравственную культуру личности, этическую культуру, культуру общения, культуру гигиенических навыков и т.д. Вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения всегда стоял очень остро и волновал наших предшественников. Ими написано немало книг о воспитании культуры поведения у школьников (Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Л.Ф. Островская, С.В. Петерина и т.д.). Приведём в пример систему нравственного воспитания И. Гербарта (1776-1841), которая включала следующие положения [6. С. 41]:

* Удерживать воспитанника в определённых границах (этому служит управление детьми, обучение их послушанию), надо установить границы поведения для детей.

* Определять воспитанника, то есть поставить ребёнка в такие условия, при которых он не только из указаний воспитателя, но из собственного опыта поймёт, что «непослушание ведёт к тяжёлым переживаниям».

* Установить чёткие правила поведения.

* Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», т.е. не давать основания для того, «чтобы воспитанник усомнился в истине».

* «Волновать» душу ребёнка одобрением и порицанием.

* «Увещевать» воспитанника, указывать на его промахи, исправлять их.

Эти положения, актуальные для системы воспитания 18 века, вполне применимы и к современному процессу воспитания, более того, они являются теми непреходящими истинами, которые будут играть определяющую роль и в воспитании наших потомков.

Вопросами нравственности занимался И. Кант (1724-1804). В нравственности он видел одно из важнейших измерений человеческого мира. Её исследованию он посвятил «Критику практического разума», «Основы метафизики», «Нравов», «Метафизику нравов». Актуальны, значимы и современны лекции Канта по этике (1780-1782). В них Кант рассуждает об этике межличностных отношений, о нравственных обязанностях людей. Приведём положения этики Канта, которые могут стать твёрдой и прочной основой на пути к формированию культуры поведения у школьников, к воспитанию гуманной, здравомыслящей личности.

Положения этики И.Канта:

·   Если мы хотим, чтобы нас уважали, то и сами должны питать уважение к другим людям и к человечеству вообще.

·   Мы должны поступать так, как требуем от других, чтобы они поступали по отношению к нам.

·   Каждый должен следить за тем, чтобы его действия не только не подавали отрицательный пример, не только не заключали в себе зла, а служили бы положительным примером и содержали в себе добро < …> Действия наши, должны быть не просто хороши, а должны служить примером для других.

·   Человечность - это способность участвовать в судьбе других людей.

·   Приветливость в сочетании с откровенностью представляет собой искренность, столь почитаемую всеми.

·   Дружественность, услужливость, утончённость манер, любезность уже сами по себе являются добродетелями.

·   Вежливость означает ту самую обходительность, когда мы бываем, хороши до мелочей, чтобы понравиться другим.

·   Мы должны любить других потому, что это хорошо, и потому ещё, что любя других, мы сами становимся добрее.

·   Необходимо желать счастья другому.

·   Мы должны стремиться к тому, чтобы наши намерения любить другого и желать ему счастья не оказались бы безрезультатными, а были бы практическими пожеланиями. Практическое пожелание - это желание, направленное не столько на предмет, сколько на действие.

·   Сердце лишь тогда будет добрым, когда человек другому не просто желает счастья, но и что-то делает для этого.

·   Дружба заключается во взаимном благоволении и симпатии < …> враждебность - во взаимном неблаговолении и антипатии.

·   Враждебность состоит из недоброжелательности и неблагосклонности, когда человек находит удовольствие в том, что доставляет неприятность другому, а ведь мы не должны питать враждебных чувств ни к кому.

·   Самыми ужасными тремя пороками, которые < …> воплощают подлейшие и злейшие наши пороки, являются: неблагодарность, зависть и злорадство [7. С. 45].

Даже эти немногие извлечения из кантовских лекций говорят о глубоком гуманистическом содержании его учения о морали. Здесь Кант снова возвращается к реальному бытию морали, реальным нравственным отношениям, выражая самое искреннее желание видеть нормы и принципы морального сознания воплощёнными в конкретные дела и поступки, в действительную нравственную практику. Он раскрывает нам содержание нравственных норм общения, следование которым создаёт благоприятную атмосферу взаимопонимания и взаимоуважения. Надо помнить, считает Кант, и о тех нравственных пороках, которые способствуют возникновению нездоровых нравственных отношений. Кант говорит об атмосфере враждебности, вызываемой недоброжелательностью, неблагодарностью, завистью, ненавистью, злорадством.

Этика Канта актуальна потому, что содержит в себе те непреходящие общечеловеческие нравственные ценности, которые и сегодня должны стать главными регуляторами межличностных отношений.

Нравственными должны быть не только поступки людей, но и их общение, которое также должно соответствовать нормам морали.

Учащимся необходимо знать, что первое впечатление о характере складывается по манере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать своё общение, соблюдая следующие правила:

. Важно научиться слушать другого человека, не перебивая его во время разговора.

. Важно понимать другого человека. Индусские философы придумали такое правило спора: каждый собеседник должен сначала изложить мысль своего противника в споре и, только получив от него подтверждение, что его мысль понята, может её опровергать. Этим правилом очень полезно пользоваться хотя бы в тех случаях, когда спорящие вкладывают разный смысл в одни и те же слова.

. Нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек всегда найдёт в другом человеке хорошие качества. Важно быть щедрым на похвалу, высоко оценивать истинные достоинства людей.

. Нужно быть внимательным к людям. Говорят: «Лучше лишить человека пищи, чем внимания».

.Общение - это воспитание полезных привычек, тренировка поступков, достойного поведения. Поэтому в общении всё важно: как вы одеты, как сидите, как ходите, танцуете, разговариваете с соседями [3. С. 67].

Анализ вышесказанного показывает, что с социально-эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной культуры должно, прежде всего, включать в себя вовлечение учащихся в такие виды деятельности, как общественно-политическая, патриотическая, трудовая, материальная, природоохранительная и общение.

Нравственное воспитание тесно взаимосвязано с эстетической культурой, потому что для того, чтобы совершать нравственные поступки, нужно видеть и понимать в них прекрасное.

Цель воспитания эстетической культуры не может быть сформулирована изолированно от других сторон формирования личности, всевозможного проявления её отношений к окружающему миру. Эстетическое воспитание - обязательный элемент формирования всей совокупности духовного богатства индивида. Сам процесс эстетического роста в становлении сознания юношества должен быть демократичен. Необходимо вхождение в сознание детей эстетизации различных сфер жизни общества, как способа выявления самоосуществлённых творческих задатков.

Проблема эстетического восприятия раскрыта в работах психологов Л.В.Выгодского, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, П.Я.Якобсона, которые подчёркивали, что эстетическое освоение действительности - это, прежде всего, деятельно-эмоциональное восприятие.

Итак, в данном параграфе курсовой работы было рассмотрено понятие культуры поведения, раскрыто её содержание, указано на то, что она состоит из большого количества составляющих, которые взаимообусловлены друг другом и находятся в тесном взаимодействии (например, нравственная и этическая культуры; культура общения и культура деятельности и т.д.).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.124 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь