Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава I. Милосердие как социальное явление



Оглавление

Введение

Глава I. Милосердие как социальное явление

1.1 Анализ понятия " милосердие" как социально-религиозного явления

1.2 Зарождение и развитие милосердия как социально-религиозного явления

1.3 Роль церкви в развитии милосердия в разные исторические периоды

1.3.1 Развитие милосердия в 18 веке

1.3.2 Развитие милосердия в 19 веке

1.3.3 Развитие милосердия в 20 веке

1.4 Роль социально-религиозного милосердия на современном этапе развития общества

Глава 2. Исследование понятия милосердия и его роли в развитии милосердия с точки зрения современности

Заключение

Список источников и литературы


Введение

 

Проблема милосердия существует ещё с давних времён, тогда ещё люди даже и не задумывались о том, что же это такое, они просто помогали друг другу и направляли на истинный путь. Даже сейчас никто не может дать точное определение этому понятию, так как у каждого оно ассоциируется по-разному. Даже классики отечественной литературы затрагивали проблему милосердия. Это и А.С. Пушкин, призывающий " милость к падшим", и А.П. Чехов, который презирал самодовольное счастье мещан.

Русская Православная Церковь с самого начала взяла в свои руки заботу о людях, лишенных средств к существованию. Со времени христианизации Руси до петровских реформ дело " общественного призрения" находилось исключительно в руках Церкви. Дела милосердия и благотворительности были нераздельно закреплены за Церковью еще Уставом князя Владимира. Так, например, в соответствии с данным Уставом наряду с " чернецами и попами", " нищие, слепые и хромые" считались " церковными людьми". В другом же документе - " Правиле о церковных людях" (XIII в.) - перечисляется ряд благотворительных дел, требующих большого количества церковных средств: ". нищих кормление и чад мног, странным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступление, в напастях поможенье, в пожаре и в потопе, пленным искупленье, в гладе прекормление, в худобе умирая покровы и гробы".

Мы считаем что тема рассматриваемая нами сейчас очень актуальна и заниматься её изучением стоит, так как она изучена недостаточно и требует к себе больше внимания. В первую очередь стоит обратить своё внимание на то, что же толкает людей на проявление милосердия, что они ждут от этого, а так же приобщать людей к такой деятельности.

Если заниматься проблемой милосердия люди будут по-другому смотреть на мир и на поступки, которые они совершают, возможно станет больше законопослушных граждан, тем самым уменьшаться преступления и будут появляться более важные дела, чем убийства и кражи. Помощь в рассмотрении данной проблемы может оказать церковь, так как только она может активно повлиять на человека.

Цель - изучить особенности становления и развития милосердия как социально-религиозного явления в разные исторические периоды.

Объект - социально-религиозные проявления милосердия.

Предмет исследования - динамика и особенности проявления социально-религиозного милосердия в разные исторические периоды.

Задачи:

Раскрыть проявления милосердия как социально-религиозного явления.

Проанализировать зарождение и развитие милосердия как социально-религиозного явления

Раскрыть роль церкви в развитии милосердия в разные исторические периоды.

Раскрыть социальные эффекты и роль социально-религиозного милосердия на современном этапе развития общества.


Роль церкви в развитии милосердия в разные исторические периоды

 

Духовные основы благотворительности как повседневной формы выражения православного благочестия сформировались еще в древнерусский период. Но только на рубеже Нового времени, в конце XVI-XVII вв. они были " кодифицированы" в виде некоего, довольно громоздкого, перечня " праведных поступков" со ссылками на " древние предания" и сочинения византийских богословов. В этом сказалось стремление культуры позднего Средневековья к универсальности и энциклопедичности знания о том или ином предмете и количественным показателям как выражению качества суждений

Русская православная церковь, окончательно оформившаяся при Ярославе Мудром, создала и свой центр благотворительности в Киево-Печерском монастыре. Этот монастырь был известен своим милосердием по отношению к нуждающимся - при нем была бесплатная гостиница для богомольцев, лечебница, бесплатная трапезная для бедных странников. На первых порах церковь была основным субъектом благотворительной деятельности. Церковное имущество провозглашалось достоянием бедных, а священнослужители - лишь распорядителями этого имущества в интересах обездоленных. Пожертвования в церковь притекали также под влиянием взгляда на благотворительность как на " защиту от грехов". Это обеспечило церкви на долгое время ведущую роль в благотворительной деятельности.

Развитие теории и практики социальной работы в России имеет долгую многовековую традицию. Логика становления отечественной государственности привела к тому, что одну из центральных ролей в общественном призрении играла Русская Православная Церковь (далее РПЦ). Веками всечеловеческая, христианская идея любви к ближнему призывала национальное самосознание россиян к милосердию и благотворению. К сожалению, достаточно долго эти понятия отождествлялись исключительно с религиозной деятельностью РПЦ и христианской моралью. Замалчивался тот реальный вклад, который внесла РПЦ в дело помощи " сирым и убогим” на протяжении всей своей истории. Однако, по мере возрождения в конце XX - начале XXI вв. отечественной благотворительности и восстановления института социальной работы становится очевидной необходимость изучения и практического применения опыта религиозной благотворительности РПЦ, которая с самого начала своего существования была организацией, взявшей в свои руки заботу о бедных и неимущих людях.

В рамках курсовой работы мы проанализировали роль русской православной церкви в становлении и развитии милосердия, начиная с XVIII века.

Заключение

 

Целью проведённого нами исследования является: изучить особенности становления и развития милосердия как социально-религиозного явления в разные исторические периоды. Для достижения данной цели был поставлен и разрешён комплекс научно-исследовательских задач.

Решая первую задачу мы изучили ряд источников, в которых нашли различные определения понятия " милосердия", анализировали его и определили его особенности. В процессе решение данной задачи был сформирован следующий вывод: милосердие - это сострадательное и заботливое отношение к слабому или страдающему человеку, которое оказывают не безразличные люди к проблемам других, при условии того, что это принесёт кому-нибудь пользу, мотивировав своё действие желанием помочь ближнему, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.

Решая вторую задачу мы рассмотрели зарождение и развитие милосердия как религиозное явление, изучили как понималось это понятие известными людьми в разные исторические периоды. В процессе решения данной задачи был сформирован следующий вывод: на разных ступенях развития общества представления о милосердии менялись. Некоторые его стороны не затронуты в историческом анализе, не имеют временного аспекта. В наше время также идут споры по определению правильных взглядов на них.

Решая третью задачу мы изучили ряд источников, в которых определили как церковь участвовала в милосердии в разные исторические периоды, а конкретно рассмотрели 18, 19, 20 века. В процессе решения данной задачи был сформирован следующий вывод: благотворительность и милосердие должны быть тесно связаны с церковью. " Милосердие - форма христианской проповеди”. Отсюда необходимость в специально подготовленных кадрах” обладающих не только необходимой профессиональной подготовкой, но и нравственными качествами. Такие кадры сегодня готовятся в сети училищ сестер милосердия, в рамках братства врачей, при некоторых больницах и др.

Особое внимание мы уделили проявлению милосердия на современном этапе развития общества. Решая последнюю задачу мы изучили различные источники информации-книги, журналы, газеты, где нашли как церковь проявляет себя сейчас в милосердных делах. В процессе решения данной задачи был сформирован следующий вывод: церковь, активно принимает участие в милосердных делах сейчас, но она не только сама помогает людям, но и призывает, чтобы этим занимались все верующие люди, в силу своих возможностей.

Так же проделав большую работу мы составили анкету, с помощью которой мы рассмотрели милосердие с точки зрения молодого поколения, выявили тот факт, что сейчас люди считают что церковь способна помочь в решение трудных проблем, которыми они занимались веками - это такими как алкоголизм, наркомания, беженство, бездомство и другие.

Тем самым мы достигли всех задач, которые были поставлены ранее и определили то что данной проблемой стоит заниматься, так как многие проблемы ещё не решены, и можно подключить православную церковь к их решению.


Оглавление

Введение

Глава I. Милосердие как социальное явление

1.1 Анализ понятия " милосердие" как социально-религиозного явления

1.2 Зарождение и развитие милосердия как социально-религиозного явления

1.3 Роль церкви в развитии милосердия в разные исторические периоды

1.3.1 Развитие милосердия в 18 веке

1.3.2 Развитие милосердия в 19 веке

1.3.3 Развитие милосердия в 20 веке

1.4 Роль социально-религиозного милосердия на современном этапе развития общества

Глава 2. Исследование понятия милосердия и его роли в развитии милосердия с точки зрения современности

Заключение

Список источников и литературы


Введение

 

Проблема милосердия существует ещё с давних времён, тогда ещё люди даже и не задумывались о том, что же это такое, они просто помогали друг другу и направляли на истинный путь. Даже сейчас никто не может дать точное определение этому понятию, так как у каждого оно ассоциируется по-разному. Даже классики отечественной литературы затрагивали проблему милосердия. Это и А.С. Пушкин, призывающий " милость к падшим", и А.П. Чехов, который презирал самодовольное счастье мещан.

Русская Православная Церковь с самого начала взяла в свои руки заботу о людях, лишенных средств к существованию. Со времени христианизации Руси до петровских реформ дело " общественного призрения" находилось исключительно в руках Церкви. Дела милосердия и благотворительности были нераздельно закреплены за Церковью еще Уставом князя Владимира. Так, например, в соответствии с данным Уставом наряду с " чернецами и попами", " нищие, слепые и хромые" считались " церковными людьми". В другом же документе - " Правиле о церковных людях" (XIII в.) - перечисляется ряд благотворительных дел, требующих большого количества церковных средств: ". нищих кормление и чад мног, странным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступление, в напастях поможенье, в пожаре и в потопе, пленным искупленье, в гладе прекормление, в худобе умирая покровы и гробы".

Мы считаем что тема рассматриваемая нами сейчас очень актуальна и заниматься её изучением стоит, так как она изучена недостаточно и требует к себе больше внимания. В первую очередь стоит обратить своё внимание на то, что же толкает людей на проявление милосердия, что они ждут от этого, а так же приобщать людей к такой деятельности.

Если заниматься проблемой милосердия люди будут по-другому смотреть на мир и на поступки, которые они совершают, возможно станет больше законопослушных граждан, тем самым уменьшаться преступления и будут появляться более важные дела, чем убийства и кражи. Помощь в рассмотрении данной проблемы может оказать церковь, так как только она может активно повлиять на человека.

Цель - изучить особенности становления и развития милосердия как социально-религиозного явления в разные исторические периоды.

Объект - социально-религиозные проявления милосердия.

Предмет исследования - динамика и особенности проявления социально-религиозного милосердия в разные исторические периоды.

Задачи:

Раскрыть проявления милосердия как социально-религиозного явления.

Проанализировать зарождение и развитие милосердия как социально-религиозного явления

Раскрыть роль церкви в развитии милосердия в разные исторические периоды.

Раскрыть социальные эффекты и роль социально-религиозного милосердия на современном этапе развития общества.


Глава I. Милосердие как социальное явление

 

1.1 Анализ понятия " милосердие" как социально-религиозного явления

 

Сегодня феномен милосердия анализируется учеными - представителями разных областей отраслевого знания: социологии, психологии, педагогики, психиатрии. Рассмотрение милосердия с философской точки зрения предполагает прояснение генезиса, сущностных оснований этого явления, направленность и динамику последующих изменений. Социально философский анализ базируется на принципе взаимодополнительности наследования и развития, позволяя более системно и целенаправленно подходить ко многим важным аспектам изучения деятельности человека. Социально-философский инструментарий позволяет раскрыть функции и сущность феномена милосердия. Особенность методологической функции милосердия определяется пониманием того, что сопереживание, сочувствие и понимание являются внутренними моментами любого просоциального поведения.

В социальной философии создан широкий спектр категорий для выражения милосердия, для его понимания, оценки, интерпретации и включения в общественные отношения. Это, прежде всего, такие категории, как: " сострадание", " сочувствие", " альтруизм", " благотворительность", " помилование" и т.д. Все они выражают ту или иную грань общей социально-философской проблемы милосердия. Вместе с тем, возникает необходимость уточнить сущностные основания каждой из этих близкородственных категорий и определить отличия от категории " милосердие".

Русская традиция милосердия, по мнению видного отечественного историка В.О. Ключевского, во внешнем своем проявлении направлялась преимущественно в одну только сторону: " человеколюбие на деле значило нищелюбие".

Архиепископ Викентий так говорит: " Милосердие - это потребность человеческой души, созданной по образу Божьему.

Милосердие - одно из свойств божественной мудрости. (см. приложение 11)

В Ветхом Завете милосердие понимается как внутренняя предрасположенность к добру. (см. приложение 7)

Милосердие, по мнению Логуновой Е.Г. - это безусловная личная любовь, послушание, чувство единства с " миром", уникальности своего собственного существования.

Милосердие - одно из свойств божественной мудрости. (см. приложение 9)

Милосердие должно проявляться как в материальной помощи нуждающимся, так и в моральной поддержке, в молитве. (cм. приложение 8)

О необходимости воскрешения доброты и милосердия говорит и Б. Екимов, описывающий случаи безразличного отношения к людям, особенно старикам и старухам. (см. приложение 5)

В христианском служении милосердия не только нуждающийся получает вспомоществование, но и сам благотворитель, помогая ближнему своему, духовно обогащается (см. приложение 4).

К милосердию чаще всего нам приходится себя понуждать; а ведь это значит, что оно не является органической составляющей нашей жизни. (см. приложение 1)

Например, Шутова Г.А. считает, что люди двойственны по природе: и добра и зла в человеке поровну. Гусейнов А.А. утверждает, что людям свойственна врождённая доброта и отзывчивость, а Д. А.Ф. де Сад предполагает изначальную жестокость в человеке. Мы склоняемся к мнению Шутовой Г.А., так как на наш взгляд Гусейнов А.А. идеализирует человеческую натуру. Если бы в человеке заложено добро в большей степени, чем зло, то эгоистические наклонности, склонность к насилию отсутствовали бы в личности. Д.А.Ф. де Сад руководствуется мыслями о человеке как о животном, поэтому приписывает ему агрессивность.

Спорным вопросом является и объект проявления милосердия. Эрих Фромм выступает за то, что " нет достижения в том, чтобы любить человека одной с тобой крови. Любовь проявляется только тогда, когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях". Шутова Г.А. склоняется к тому, что сначала ребёнок должен полюбить своих родных, увидеть, что они о нём заботятся, а потом эта любовь перерастёт в любовь к людям и человечеству в целом. Фридрих Ницше призывает людей любить дальнего, а не ближнего, так как эта любовь (к дальнему) является источником духовного развития человека, а любовь к ближнему есть дурная любовь к самим себе".

Споры идут и по поводу того, какой категорией должна являться гуманность. Владимир Мономах считает её духовной категорией, Джон Локк - категорией права и государства (должна быть закреплена в законах), Иван Тимофеевич Фролов - категорией общественных отношений. Мы считаем, что, прежде всего милосердие является категорией духовной, но в то же время нельзя отрицать его общественную природу, так как человек воспитывается в обществе и усваивает его ценности. В правовом аспекте нормы гуманизма также нашли своё проявление: " право на честное имя", " право на свободу вероисповедания", поэтому ни одно из утверждений нами не отвергается.

Философы обсуждают мотивы совершения добрых поступков. Ницше одним из мотивов считает возвышение себя в собственных глазах. Смирнова Е.О. как мотив выделяет желание соответствовать моральной норме.Д. А.Ф. де Сад провозглашает реакцию общества на поступки мотивом проявления милосердия. Сухомлинский В.А. доказывает, что мотивом совершения добрых поступков являются чувства человека. В данном случае нельзя утверждать, что вышеприведённые высказывания неверно характеризуют мотивацию, они выделяют различные мотивы, которые, зависят от уровня развитости милосердия.

Опилаг Я.Г. рассматривает две точки зрения на воспитание милосердия, по одной из них воспитуемым можно передать те качества, которыми обладает воспитатель; по другой воспитать в человеке можно и те качества, которыми воспитатель не обладает. Мы придерживаемся второй точки зрения, так как воспитатели, как и все люди, несовершенны, но они пытаются развивать личность положительную во всех отношениях.

Подводя итоги вышеизложенного, мы подчеркиваем, что милосердие должно быть деятельным. В человеке изначально заложены добро и зло, поэтому задача педагога воспитывать, раскрывать добрые чувства в личности, иначе отрицательные стороны проявятся в поступках. В воспитании добрых чувств большую роль играет семья, сначала у ребёнка проявляется любовь к родителям и близким потом в любовь к людям и человечеству в целом.

Одного ведущего мотива совершения добрых поступков выделить невозможно, их существует множество, среди которых можно выделить: возвышение себя в собственных глазах (данный мотив является отрицательным), желание соответствовать моральной норме (данный мотив способствует дальнейшему развитию мотивации в положительную сторону, является основой для этого), реакция общества на поступки (это мотив внешний) и самой высокой ступенью развития мотивации считается эмпатия (внутренний мотив).

Изучив различные источники, можно сделать вывод, что милосердие - это сострадательное и заботливое отношение к слабому или страдающему человеку, которое оказывают не безразличные люди к проблемам других, при условии того, что это принесёт кому-нибудь пользу, мотивировав своё действие желанием помочь ближнему, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь