Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие инновационных театральных проектов



Для определения понятия инновационных театральных проектов нужно проанализировать примеры и выявить общие черты, отличающие эти проекты от традиционных спектаклей. Для этого следует проанализировать и систематизировать источники (элементы) изменений, вносимых в театральные проекты.

Диапазон новшеств, рассмотренных в примерах довольно широк, это и изменение роли зрителя, и работа с современными технологиями, и использование нестандартных мест для проведения спектакля и разные способы трансляции сюжета и действия. Сталкиваясь с разнообразностью, есть сложность в выработке общностей и структуры, поэтому перед переходом к объединению понятий и формулированию источников, образующих инновационные театральные проекты, стоит оговориться, что список, приведённый в этой работе нужно считать открытым. Работа не преследует цели охватить весь перечень культурных явлений.

Анализируя особенности проектов, упомянутых в работе в работе нужно выделить определённые элементы, которых в инновационных театральных проектах касаются изменения. Театральный исследователь Дозефин Машон в своей книге «Иммерсивные театры. Близость и непосредственность в современном спектакле», анализируя появление иммерсивного театра и стараясь найти дефиницию этого термина, составляет таблицу отличий «традиционного» театрального опыта от иммерсивного (см. Приложение 1). Рассматривая характер изменений, Машон вырабатывает чёткие различия зрительских ощущений от просмотра спектакля, начиная от приходя в театр, заканчивая чувствами, преследующими зрителя после просмотра.

Основываясь на таблице Машон и примерах проектов, приведённых в предыдущей части работы, сделан вывод, что объектами изменений в театральных проектах являются следующие элементы:

1. Каждый из рассмотренных проектов преследует цель изменить и адаптировать пространство, в котором происходит действие. Значит, стоит отметить пространство, как объект изменений в инновационных театральных проектах

2. Текст, сюжет в упомянутых проектах транслируется посредством отчасти нетрадиционных способов (в случае с проектом «Золотой жук», весь сюжет представлен в формате онлайн-блога, зрители проекта «Плоть и песок» воспринимают сюжет посредством личных ощущений, транслируемых средствами звуков, видео в VR-шлеме и других элементов спектакля)

3. Зрители в спектаклях не всегда играют роль простого наблюдателя. Четвёртая стена рушится буквально, в некоторых из упомянутых проектов зрителю предлагается напрямую действовать и играть роль в развитии сюжета. Иногда в подобных спектаклях нет исполнителей-актёров, роль исполнителей переносится на зрителя (например, в спектакле «Слушай город» или «Situation rooms»).

4. Нередко инновационные театральные проекты, основываются на реальных историях или же зрителям предполагается самостоятельно сгенерировать текст спектакля в процессе дискуссии или же ответов на вопрос. Документальный текст и элементы документального театра (например, форум-театр, берущий за основу острую социальную проблему, которую предстоит решить зрителю[14]).

5. Как уже было сказано, исполнителями в инновационных театральных проектах могут быть зрители, но также исполнителями могут быть как живые, присутствующие артисты, так и записанные на видео (как например в проекте «Плоть и песок»), спектакль может быть выстроен вокруг одного зрителя и одного актёра (как в случае со спектаклем «Кентерберийские рассказы»).

6. Одну из важных ролей в инновационных театральных проектах также будут играть оформление и технологии, используемые в спектакле. Раскрывая сущность этого объекта изменений нужно упомянуть проект «Плоть и песок» и спектакль «В поисках автора», использующих VR/AR технологии.

Для систематизации вышеперечисленных объектов содержательно проанализируем ключевые группы элементов, определяющих театральную постановку.

В данной работе выделены две группы элементов — «участники», определяющей субъектов спектакля и характер их участия в действии, и «материальное воплощение», т.е. материальные объекты и средства, определяющие материальное воплощение.

Конфигурируя эти группы, выработан состав элементов каждой группы. В случае с группой «участники» — это исполнитель, зритель и автор. В случае с группой «материальное воплощение» — это пространство, канал (способ донесения текста/сюжета) и оформление (художественные и технологические элементы спектакля).

Данная схема будет ключевой в определении понятия инновационный театральный проект (см. Рисунок 8).

Рис. 11. Структура элементов возникновения инновационного театрального проекта

Инновационный театральный проект подразумевает изменения, происходящие в базовых элементах, относительно «традиционных» постановок.

Для начала стоит определить типа изменений, происходящих с элементами спектакля, определяющих характер таких изменений.

На основе проанализированных проектов можно выделить два типа изменений — это замена и объединение. Заменой в нашем случае будет считаться отказ от привычного субъекта или объекта и использование на их месте субъектов или объектов в несвойственной им роли.

Объединением обозначим слияние двух или нескольких элементов, в результате чего, субъект или объект в постановке выполняет одновременно две функции. Это объединение двух ролей в одном элементе формирует единую, яркую особенность спектакля.

Определив характер изменений, рассмотрим их использование на примерах ключевых театральных явлений и жанров, которые порождают, по мнению автора, инновационные театральные проекты.

Отметим ключевые изменения в элементах, согласно предложенной схеме, для каждого конкретного явления.

Каждый театральный проект, рассматриваемый в данной работе, будет иметь свой набор изменений. Жанровое определение того или иного спектакля подразумевает, что в спектакле будет происходить изменения элементов, но при этом в каждом частном случае набор элементов и тип изменений будет своим. В этом наборе и выражена суть инновационности.

Примеры использования данного подхода для проектов, упомянутых в работе, приведены в Приложении 2.

Иммерсивный театр

В случае с иммерсивным театром, возникающим в Европе и исследующим характер зрительских ощущений и технологии погружения зрителя в театральное действие (см.: Приложение 1) мы имеем два характерных для этого явления изменения — это замена в элементе «пространство» (привычное театральное пространство, где есть зрительный зал и сцена заменяется тотальным) и объединение элементов «исполнитель» и «зритель» (зрители наделяются особой ролью в иммерсивном театре, чаще они сами исполняют роли или же влияют на происходящее действие также, как и исполнители).


Рис. 12. Конфигурация изменений для иммерсивного театра

Сайт-специфический театр

Второе явление, упоминаемое в работе — сайт-специфический театр. Этот термин различные театральные группы в Европе и Америке начинают использовать в 80х годах «для обозначения своих методов работы и связи с окружающей средой»[15], позже он получает более четкое обозначение: сайт-специфическим театром называют «спектакли, созданные для определённого/конкретного места»[16]. Место действия для сайт-специфика носит определённую содержательную роль. Здесь возникает не просто спектакль вне театра, а спектакль в особом для него месте. На конференции РГИСИ и АРБ им. Вагановой «Театр на срезе времени: КС» в своём докладе «Куда сесть? » студентами театроведческого факультета РГИСИ Ксенией Кожевниковой и Елизаветой Сорокиной была предложена версия перевода термина сайт-специфического театра — «театр особого места».

Сайт-специфический театр имеет широкий ряд примеров, использующих различные конфигурации изменений в предложенной на рисунке схеме, но ключевым в контексте данного явления будет место действия, а значит пространство, которое заменяется в сайт-специфических спектаклях. Элементом замены в данном случае будет «пространство» (привычное театральное пространство заменяется в данном случае пространством, никак не ассоциируемым с театром).

Рис. 13. Конфигурация изменений для сайт-специфического театра

Как уже было сказано в работе, конфигурации изменений в инновационных театральных проектах могут нести различных характер, главным элементом, определяющим подобный проект в данной работе, станут сами изменения, происходящие внутри предложенной схемы (см. Приложение 2).

Итак, подытожим, что инновационными театральными проектами в работе называются — проекты, относящиеся к театральному и аудиовизуальному искусству, в которых используются нестандартные подходы к осмыслению, изменению и воплощению традиционных элементов театрального искусства.


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь