Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История исследования проблемы восприятия текста



 

Изучение проблем восприятия текста в отечественной психологии началось в 20-е годы XX века. Но, как считает Л.Г. Жабицкая, начало активного научно-психологического изучения чтения художественной литературы было положено харьковской психологической школой, которая рассматривала восприятие художественной литературы «как акт творчества читателя, создающего новое произведения, для которого автор наметил лишь форму» [11, с. 33]. По мнению Д.Н. Овсянико-Куликовского способность понять произведения искусства - это, прежде всего, способность читателя воспроизвести в своём сознании художественные образы, созданные писателем [27]. Есть только форма, неподвижный образ, рождающий в читателе содержание из произведения. Л.Г. Жабицкая отмечает в качестве недостатка данного подхода одностороннее преувеличение роли читателя в создании художественной модели [11].

В изучении проблемы восприятия текста были выделены три этапа исследования. В основе данных этапов, Л.В. Ширинкина выделила следующие критерии: доминирующий предмет исследований, определение места восприятия теста в исследованиях, решаемая в рамках исследований проблема, научная область, в которой проводилось преобладающее число исследований восприятия текста.

Данные этапы были выделены в рамках исследований отечественных лингвистов и психологов, т.к. развитие отечественной и зарубежной психолингвистики проходило автономно. Одной из причин данной научной ситуации является то, что в зарубежных исследованиях восприятие текста рассматривается как один из процессов обработки, что затрудняет проведение параллелей. Несмотря на это, анализ литературы, посвящённой зарубежным исследованиям данной проблемы, выявил схожие тенденции в изучении текста. В зарубежной психолингвистике до 60-ых годов доминировали исследования слов и списков слов, подавляющее большинство которых были ориентированы на ассоциативные образования значения слов. Результаты, полученные в области грамматики, семантики, прагматики, не использовались при рассмотрении обработки тестов. Тексты исследовались преимущественно в области педагогической психологии с точки зрения дидактики [38]. Интерес к исследованиям обработки текста возник в связи с необходимостью учёта контекста при исследовании обработки предложений. Исторически это соответствует второму этапу в отечественных исследованиях восприятия текста [35].

Характеристики этапов изучения восприятия теста. На первом этапе восприятие рассматривалось как часть процесса чтения, однако при этом в большей степени изучалась читательская деятельность: мотивы, цели чтения, выбор литературы и т.д. [31]. Данный этап связан с библиопсихологической теорией Н.А. Рубакина, идеи которого были использованы в дальнейших исследованиях психолингвистов.

Н.А. Рубакин рассматривал влияние различных «психических особенностей» на выбор книги, на отношение к ней в процессе чтения и на её оценку, а также формирование читательских интересов [29]. Он один из первых обозначил проблему соотношения субъективного и объективного в восприятии художественной литературы, которая тесно связана с вопросами активности восприятия. Книга, по мнению Н.А. Рубакина, является возбудителем реакций и предполагает активную роль субъекта в процессе чтения. Актуальное содержание разворачивается при восприятии произведения, читатель должен сам создать произведение исходя из жизненного опыта.

Таким образом, по мнению Н.А. Рубакина, субъективность в восприятии художественного произведения выражается в том, что каждый читатель имеет собственную проекцию книги, не осваивая объективного содержания произведения. Объективность содержательного художественного произведения обусловлена чередой прошлых, настоящих и будущих субъективных моментов восприятия. Объективность, по Рубакину - это совокупность читательских осознаваемостей, средняя величина которых будет представлять собой объективное содержание произведения [29].

Н.А. Рубакин внёс значительный вклад в процесс изучения восприятия текста. Он один из первых обозначил проблему соотношения субъективного и объективного в восприятии художественного произведения, проблему активности восприятия, а также предпринял попытку теоретического осмысления проблемы взаимодействия автора и читателя. Эти проблемы нашли своё отражения в исследованиях других авторов.

В исследования текста была обнаружена зависимость обработки текста от его структуры: предыдущие предложения создают контекст для последующих, что облегчает его обработку. Экспериментально было выявлено значение позиции предложения в тексте. Структуру теста стали обозначать как содержательную связность между предложениями, образующими данный текст. Идея внутреннего строения текста Н.И. Жинкина также повлияла на исследования текста. По его мнению, в каждом тексте существует главный предмет описания, воспринятый из действительности. Его описание в тексте принципиально отличается от непосредственного восприятия тем, что в восприятии разнообразные признаки предмета даны слитно, а при описании должны быть выделены и объединены по грамматическим правилам связи слов в предложении. Всё это должно быть произведено таким образом, чтобы воспринимающий человек мог восстановить то содержание, которое было у автора [12].

По мнению исследователей, при обработке текста важную роль играет экстралингвистические знания индивида. В соответствии с общими закономерностями психической деятельности, индивид видит в тексте в первую очередь то, что он ожидает или хочет видеть, на что его нацеливают мотивы ситуация, акцентирование внимания, личностные ориентиры и т.д. Особую роль здесь играет способность опираться на схемы знаний о мире (сценарии, схемы, карты), позволяющие ориентироваться в ситуации, достраивать её, судить о нереальности, описываемой в тексте. В рассмотрении проблемы активности восприятия отечественными психологами выделяется идея предвосхищения или вероятностного прогнозирования [21, 5]. Ожидание, возникающие у читателя, влияют на процесс восприятия и переработки текста, особенно научного.

И.А. Зимняя выделяет факторы, обуславливающие сложность и неоднородность процесса смыслового восприятия. К объективным факторам относятся особенность протекания самого речевого сообщения, способ передачи внутренней структуры, а также общие закономерности процесса восприятия. К субъективным или функциональным факторам относятся особенности протекания самого процесса восприятия у реципиента: осмысленность восприятия, дискретность, обусловленность восприятия прошлым опытом и опережающий характер восприятия [16]. Проблема адекватного восприятия, понимания и оценки текста является, по мнению Ю.А. Сорокина, одной из существенных проблем, от решения которой во многом зависит оптимальное функционирование видов массовой коммуникации, а также эффективность преподавания гуманитарных дисциплин. Ю.А. Сорокин ставит задачу выяснения закономерностей взаимодействия реципиента и текста, что даёт возможность, с одной стороны, уточнить психолингвистическую структуру текстов, удовлетворяющих лингвистические и психологические ожидание реципиентов, с другой стороны, функционально ориентировать тексты на определённые социальные группы реципиентов [33].

Таким образом, второй этап изучения восприятия текста характеризуется широким спектром исследований. Получены знания об особенностях функционирования текстов разных жанров и функциональных стилей, зависимость восприятия текста от его структуры.

На третьем этапе главными задачами в исследованиях текста являются изучение основных закономерностей механизмов восприятия, разработка модели восприятия текста, описание результата восприятия текста [19].

Началом данного периода в изучении восприятия текста считается постановка проблемы восприятия как проблема построения в сознании индивида многомерного образа реальности [19]. А.Н. Леонтьев вводит понятие квазиизмерения, в котором человеку открывается объективный мир. Это смысловое поле, система значений. Исходя из этого, А.А. Леонтьев видит сущность восприятия текста в сознании реципиентом образа его содержания [19]. Он предлагает модель восприятия текста, описывая поэтапный синтез смыслового содержания текста на базе перцептивного анализа речевой цепи. В этой модели восприятие представлено как система процессов, происходящих в микроинтевалах времени. У реципиента они стираются в сознании и можно наблюдать только результат - образ текста [19]. Исследование данного периода носят комплексный характер: учитывается не только особенности структуры изучаемого текста, но и особенности социальной личности, её отношение к данному воспринимаемому объекту, её установки, потребности, желания, присущие ей психические особенности, прошлый опыт и знание о предмете [4, 7].

Подводя итоги вышесказанному, следует ещё раз подчеркнуть. Изучение проблемы восприятие текста в отечественной психологии началось в 20-е годы XX века. Исследователи отмечали активную роль читателя при восприятии текста и рассматривали восприятие художественной литературы «как акт творчества читателя». При анализе работ отечественных лингвистов и психологов, посвящённых исследованию восприятие текста, были выделены три этапа изучения данной проблемы. Критериями выделения этапов явились доминирующий предмет исследований, решаемая в рамках исследований проблема, место восприятия текста в исследованиях текста и научная область, в которой проводилось преобладающее число исследований восприятия текста.

Первый этап в изучении восприятия текста связан с библиопсихологической теорией Н.А. Рубакина. Он обозначил проблему соотношения субъективного и объективного в восприятии художественного произведения, активности восприятия, а также предпринял попытку теоретического осмысления проблемы взаимодействия автора и читателя. Поставленные Н.А. Рубакиным вопросы разрабатывались в дальнейших исследованиях. На втором этапе исследования носят комплексный характер. В исследованиях была обнаружена зависимость восприятия текста от его структуры, экстралингвистических знаний реципиента, жанровых особенностей текста. Третий этап в изучении восприятии текста характеризуется более чёткой постановкой проблемы восприятия текста. Результатом восприятия текста является создание реципиентом образа его содержания.

А.А. Леонтьевым была предложена модель восприятия текста, в которой восприятие представлена как система процессов, происходящих в микроинтервалах времени. В эмпирических исследованиях учитывались особенности текста и особенности социальной личности, её отношение к тексту, прошлый опыт и знание о предмете.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь