Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Характеристика социокультурной ситуации в современной России



Особенности социально-культурной деятельности с детьми и подростками

В детском возрасте личность формируется под решающим воздействием воспитания.

«Воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности.

Основная цель педагогического процесса – развитие личности. Раскрыть индивидуальные дарования личности и сделать их социально плодотворными.

Воспитание – это также и социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Оно осуществляется социальными институтами: семьей, церковью, школой, учреждениями культуры, учреждениями дополнительного образования. В культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками выделяют четыре основных направления:

· познавательная деятельность

· воспитательная деятельность

· творческая деятельность

· реакционная деятельность

Познавательная деятельность является одним из видов воспитывающей деятельности. Ее цель – формирование отношения к познанию, науке, книге, учению. Познавательная деятельность открывает ребенку окно в мир знаний, мир удивительных открытий. В процессе познавательной деятельности происходит формирование духовной культуры, приобщение детей.

Необходимы наглядность, яркость, красочность оформления всех форм познавательной деятельности. Можно использовать и сказочных героев, которые приходят к детям (Мудрец, Волшебник, Сказочник, Незнайка).

Сказочные рисунки, соответствующая музыка, таинственные знаки и вещи – это особенно характерно для младших школьников, которые в силу своего возраста эмоциональны, динамичны и чувствительны, на первых порах красочные элементы познавательных дел их привлекают больше, чем само содержание. А потом уже появляется вкус к познанию, к поиску познавательного материала. Важным условием успешной познавательной деятельности можно назвать и включение каждого ребенка в ее осуществление при разнообразии его ролей в этой работе. Ребенок должен ощутить свою причастность к познавательным делам. И, если на первых порах он чаще выступает в роли слушателя, зрителя, исполнителя, то в дальнейшем он может быть участником планирования, обсуждения; организатором какого-либо этапа общего дела и т.д. То есть речь идет не только об увеличении объема информации, но и возрастании степени участия детей в познавательной деятельности:

· От пассивной в активной

· От менее самостоятельной к более самостоятельной

· От исполнительской к организаторской

· От репродуктивной к творческой

С момента возникновения человеческого общества начинается процесс воспитания. Воспитание – управление процессом развития и формирования личности через создание для этого благоприятных условий. Воспитание в широком смысле – овладение всей совокупностью общественного опыта: знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, социальными, нравственными и эстетическими отношениями.

Система воспитательной работы – это система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели. Итоговая цель – воспитание – стимулирование саморазвития личности, базовое образование и культура личности, как основа для дальнейшего ее развития, помощь личности в жизненном самоуправлении. Формирование базовой культуры личности включает культуру жизненного самоуправления, семейных отношений, культуру общения интеллектуальную, нравственную, художественную, экономическую, экологическую, трудовую и правовую культуру.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении ребенка. По существу, воспитывать – это значение организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и у других будут свои роли, цели, взаимные отношения.» [4, 69]

Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на отношение личности семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой информации, учреждения культуры и учреждения дополнительного образования. Это делает процесс воспитания и более богатым и легким и одновременно более трудным: сложно интегрировать все факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов.

Детский досуг должен быть социально-значимым, занимательным, духовно богатым. В нем должно сочетаться воспитание с самовоспитанием, отдых с развлечением, следовательно, учреждения дополнительного образования должны:

· Содействовать развитию интеллектуальных способностей детей

· Формировать моральный облик ребенка

· Развивать творческие способности личности

· Укреплять физическое здоровье

· Воспитывать патриота-гражданина

Такая работа проводится через содержание досуговых программ или занятий.

Говоря о базовой культуре личности, отмечая различные стороны воспитания, логично говорить о направлениях воспитательного процесса:

· Познание окружающего мира, формирование отношения к нему ( через клубы путешествий, викторины, конкурсы)

· Трудовое воспитание (через интерес к профессиональной трудовой деятельности, через понятия труда для себя, но во имя созидания общего дела; детские утренники, праздники, конкурсы, фестивали решают задачу формирования моральных стимулов к труду)

· Нравственное воспитание направлено на формирование нравственной культуры ребенка, на формирование таких качеств как честность, правдивость, справедливость, вежливость, чуткость, развитие таких способностей как сострадание, совесть, любовь. Достичь это можно через нравственное просвещение, создание воспитывающих ситуаций, а также большое влияние на формирование нравственного облика оказывают фольклор, мифы, легенды, былины.

· Правовое воспитание осуществляется через разъяснение законов, правовых норм, а также организацию поведения детей и подростков. В этих целях можно использовать разнообразные формы работы: детские утренники, беседы, конкурсы, игры.

· Эстетическое воспитание – процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработка эстетических знаний и вкусов, развитие задатков и способностей в области искусства.

Воспитание эстетического вкуса, приобщение к искусству возможно через массовые формы работы – праздники искусств, конкурсы, музыкальные игры, дни театра, дни музыки, книжные именины, вечера сказок. Значительное многообразие в культурную жизнь ребенка вносят художественные выставки, музыкальные и литературные салоны, театральные гостиные, фольклорные праздники, фестивали искусств. Эстетическое воспитание детей реализуется через участие ребят в кружках, студиях.

· Экологическое воспитание подрастающего поколения очень актуально в современных условиях, это обусловлено грозящей нам экологической катастрофой и варварским отношением к окружающей среде самого человека. В учреждениях дополнительного образования экологическое образование может вестись по двум направлениям: экологическое просвещение и природоохранная деятельность. Формы работы могут быть самые разнообразные – циклы бесед, вечера-конкурсы, праздники, эстафеты.

Огромное внимание следует уделять значению деятельного художественного творчества в жизни ребенка. Художественное творчество развивает различные творческие способности детей и подростков, помогает познавать мир изобразительного, музыкального, театрального, циркового искусства, мир народного фольклора. Формы работы: кружки, студии, вечера поэзии, выставка творческих работ, концерты, конкурсы.

 

 

Отдел техники и информатики

Направления деятельности:

  Авиамоделирование

  Журналистика

  Информатика

  Начальное моделирование

  Ракетно-космическое моделирование

  Судомоделирование

  Фотография

  Видеостудия

Эколого-биологический отдел

Занятия в детских объединениях способствуют расширению кругозора ребенка, развивают внимательность и наблюдательность, воспитывают ответственное и бережное отношение к природе, обучают основам исследовательской деятельности.

Объединения отдела:

  Биология с основами ветеринарии

  Кошкин дом

  Юный натуралист

  Путешествие с комнатными растениями

  Не болей-ка

  Занимательная экология

  Экология города и деревни

  Эколёнок

  Экология и мониторинг атмосферного воздуха

  Экология с основами эволюции

  Экология нашего дома

Отдел ИЗО
и прикладного творчества


Структура отдела ИЗО и прикладного творчества:

  ИЗО студия

  Студия скульптуры

  Мастерская " Мягкая игрушка"

  Студия « Россиянка»

  Мастерская « Моделирование одежды по народным мотивам»

  Мастерская « Народная вышивка»

  Мастерская « Роспись по ткани»

  Художественные классы

  Мастерская «Скульптура и керамика»

  Абонемент «Мир прекрасного»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день Россия, да и мир в целом переживает время больших перемен. В том числе это касается перемен в области культуры и искусства в области образования. Ничто не стоит на месте, все постоянно развивается и движется вперед. Если нам сегодняшний день дает испытание на прочность, то мы должны его пройти. Не смотря на все высокие технологии и новинки, учреждения культуры, дополнительного образования детей обязаны сохранить в детях те незыблемые ценности, которые устанавливались веками, это любовь к прекрасному, любовь к родине, жизни, человеку. Но необходимо понимать, что все это воспитание и образование должно идти в ногу со временем, что необходимо использование различные достижения техники, разума себе во благо, использование новых подходов, методик, программ, в процессе своей работы, которые требуют постоянных корректировок, так как очень огромными шагами на сегодняшний день движется прогресс, а вместе и с ним меняются люди, дети, ценности, привычки, потребности, интересы.

В ходе данного исследования была проанализирована литература для определения роли социально-культурной деятельности в совершенствовании общества и общественного развития, а также для определения состояния социально-культурной деятельности в современной России, была дана характеристика специфики социально-культурной деятельности в государственных учреждениях дополнительного образования для детей и подростков, были выявлены основные характеристики социально-культурной деятельности в Доме Детского Творчества «У Вознесенского моста», была проанализирована деятельность Дома Детского Творчества «У Вознесенского моста» за ноябрь 2008 года. Автор работы проводил наблюдение за реализацией двух мероприятий Дом Детского Творчества «У Вознесенского моста»: игровая программа «Адмиралтейский кораблик», конкурс знатоков правил дорожного движения «Зеленый огонек», также им было проведено анкетирование среди родителей воспитанников ДДТ «У Вознесенского моста», в ходе которого мы подтвердили гипотезу о том, что социально-культурная деятельность в Доме Детского Творчества «У Вознесенского моста» будет наиболее продуктивной при условиях: 1. Систематического выявления досуговых интересов детей и подростков современного общества; 2. Усовершенствованию технологий организации образовательной и досуговой деятельности.

Также автором были сформулированы рекомендации по преодолению недостатков и совершенствованию социально-культурной деятельности  в ДДТ «У Вознесенского моста»

В ходе проведенного исследования были выполнены поставленные цели и задачи.

Список использованной литературы
1. Ариарский М. А. Прикладная культурология/ М. А. Ариарский. – СПб: СПбГУКИ. – 2001. – 342 с.

2. Арнольдов А. И. Культурная политика: реалии и тенденции / А. И. Арнольдов. – М.: - 2002. – 64 с.

3. Беспалько В. П. Социально-культурная деятельность: сущность, новые подходы. Тюмень, 1999.- 145 с.
4. Васильева Г.А. Социально-культурная деятельность: Учебное пособие/ Г.А. Васильева; Институт культуры и социальных отношений международного университета бизнеса и новых технологий/института/.-Ярославль, 2004.-164с.

5. Ерасов Б. С. Социальная культурология: Учебное пособие. М., 1997
6. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие. — М., Владос, 2005. - 204 с.

7. Ерошенков И. Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. М., 1995. – 188 с.
8. Жаркова Л.С. Основные направления совершенствования деятельности учреждений культуры и искусств в современных условиях//Мир культуры -культура мира. М.: Издательский Дом МГУКИ, 2005, 235-238 с.

9. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2003. - 225 с.

10. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность/ Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников: Учебник. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.

11. Ковальчук А. С. Социально-культурная деятельность. Орел, 2000
Литовкин Е. В. Социально- культурная деятельность в контексте современного исторического знания. М., 2003.- 254 с.

12. Наседкина, Г.А. Социокультурная деятельность подростков в системе

дополнительного образования [Текст] / Г.А. Наседкина // Вестник

Костромского государственного педагогического университета им. Н.А.

Некрасова. Серия: Гуманитарные науки. - 2006. - №6. - 98-104 с.

13. Современные технологии социально –культурной деятельности/ Под ред. Григорьевой Е. И., Тамбов, 2002.- 201 с.
14. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сборник статей / Моск. гос. ун-т культуры и искусств; под общ. Ред. Т. Г. Киселевой; науч. Ред. Б. Г. Мосалев; отвт. Ред. Ю. А. Стрельцов. – М.: - 2004. 149 с.

15. Ярошенко Н. Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, теория, методология. М., 2000.- 287 с.

Характеристика социокультурной ситуации в современной России

Современное развитие социально-культурной деятельности и ее социальных институтов происходит на фоне коренных преобразований во всех сферах жизни российского государства – от экономики до идеологии. Современный этап развития российского общества не однозначен и противоречив. Происходит смена ценностных ориентиров, жизненных целей, как отдельных людей, так и общества в целом. Переход к частной собственности как основной форме общественных отношений и последовавшие за этим перемены в политике и социально-экономической области вызвали изменения в прежних стереотипах и  доминировании определенных функций учреждений культуры и искусства. Социальный заказ со стороны государства и общества на культурную деятельность преобразовался в направлении повышения

требований к профессионализму, эффективности подготовки кадров этой

отрасли. В условиях демократизации общества, реформирования образования, децентрализации управления культурными процессами необходимо помнить о приоритете гуманистических подходов к воспитанию, и обучению.

 

«События 90-х годов – изменение политического строя в России, переход к рыночным отношениям – оказали заметное влияние на сферу досуга. Наиболее ощутимыми они стали для системы учреждений культуры. В соответствии с новым законодательством, учреждения культуры получили большую самостоятельность в организации своей деятельности: были сняты идеологические запреты, устранены ограничения в выборе направлений и форм работы, в формировании штата работников. Появились новые типы досуговых учреждений: Дома ремесел, Народные дома, Национальные культурные центры. Начался отход от жестких централизованных методов руководства культурно-досуговыми учреждениями. В аппарате государственного управления основной акцент отныне делался на функциях координации, информации, методического обеспечения работы учреждений культуры. Значительно расширились права местных органов управления в создании сети учреждений культуры и организации их работы. С начала 90-х началась разработка и целевое финансирование федеральных программ, предусматривающих сохранение и развитие культуры, организации досуга населения. В областях, краях, автономных республиках разрабатывались региональные культурные программы. Подготовка кадров организаторов досуга в высших и средних учебных заведениях стала осуществляться с учетом особенностей экономического и социального развития общества, изменений, происходивших в культурных интересах и досуговых ориентациях людей. Произошли преобразования в системе учебных заведений, создавались частные посреднические фирмы, взявшие на себя функции обеспечения контакта самодеятельного и профессионального искусства со зрителями и слушателями, организации отдыха населения в области кинопроката, театрально-концертной деятельности, туризма. Частное предпринимательство внедрялось в СМИ: появилось частное кабельное телевидение, частные кабельные издательства, частные газеты. Вместе с тем, наряду с расширением возможностей в организации досуга населения, возникли и трудности, обусловленные особенностями переходного периода. Резкий спад промышленного и сельскохозяйственного производства, сокращение поступлений в государственный бюджет обусловили снижение государственных ассигнований на нужды культуры. Вместо закрепленного в законодательном порядке (в соответствии с «Основами законодательства РФ о культуре» от ноября 1992 г.) обязательного финансирования культуры в размере 2 % от государственного бюджета на развитие культуры в 90-е выделялось менее 1% в год. Вследствие этого государственные учреждения культуры недополучали ежегодно значительное количество денежных средств. В тяжелом состоянии оказались профсоюзные учреждения культуры. Многие предприятия перестали финансировать свои клубы, Дворцы культуры, библиотеки и другие учреждения. Более того, нередки были случаи сдачи предприятиями, в обход законодательства, учреждений культуры в аренду коммерческим структурам, а то и полной их продажи. Не хватало средств на содержание учреждений культуры у сельскохозяйственных акционерных обществ. На финансовом положении культурно-досуговых учреждений сказывалось и отсутствие у их работников навыков в развертывании платных услуг. К тому же, в силу ухудшения материального положения подавляющего большинства населения России, многие люди не могли воспользоваться этими услугами. Мало надежд давала и спонсорская деятельность. Ввиду этих обстоятельств материальная база учреждений социально-культурной сферы оказалась в тяжелом положении. Многие из перечисленных негативных факторов продолжают действовать и поныне.

Эволюция социально-культурной деятельности – это не только следствие ее внутреннего развития, но и результат необратимых изменений, происходящих в жизни нашего общества, ставшего на путь демократизации и обновления. Время постоянно рождает все новые духовные потребности, и,  рассчитывая, что любая, даже самая идеальная, совокупность социально-культурных объектов будет способна их полностью удовлетворить, нельзя. В связи с этим, на протяжении последних лет социологи, культурологи, педагоги, психологи, экономисты ставят закономерный вопрос о необходимости формирования социально-культурной и, самое главное, сбалансированной культурной среды в каждом регионе. Подразумевается создание, возрождение не одного, а всего комплекса неотъемлемых элементов этой среды, включая, в первую очередь, самоорганизуемую и самонаправляемую социально-культурную деятельность населения.» [2, 56]

 Социально-культурная деятельность в сфере досуга характеризуется многообразием занятий, обусловленным принципиальной неповторимостью, уникальностью и самобытностью личности человека, посвящающего им свое свободное время. Однако имеющиеся здесь ресурсы (материальная база, кадры и актив, методическое обеспечение и др.) используются недостаточно полно и эффективно. Это связано с глубокими противоречиями, сложившимися в течение десятилетий, в культурно-просветительской сфере: между демократической природой культурно-просветительной работы и авторитарно-бюрократической системой управления культурой; между реальными потребностями и интересами населения и степенью их удовлетворения; между возрастающим плюрализмом в нарождающемся гражданском обществе и старой парадигмой культурного развития (идеологическая направленность); между необходимостью развития материальной базы и материально-хозяйственным обеспечением отрасли, сохраняющимся «остаточным принципом» по отношению к ней. В обществе длительное время существовала явная недооценка роли и значения культуры как основы общественного прогресса, социально-экономического развития, духовно-нравственного формирования личности.

Для современной социокультурной ситуации в обществе по-прежнему характерны кризис социально-нравственных идеалов и культуры в целом; глубокое отставание всей социокультурной сферы вследствие многолетней изоляции страны от широких контактов со многими цивилизованными странами, оторванности от своих «исторических корней»; недостаточная развитость действующих в сфере досуга общественных структур. Возможности для реализации эффективной социально-культурной политики значительно сужаются, в то время как объективная потребность в этом резко возрастает. В современных сложных условиях повышается роль традиционных центров культуры в регионах, исторически являющихся авангардом духовного возрождения страны, основой консолидации ее культурных сил.

Нынешнюю социокультурную ситуацию характеризует принципиально новая тенденция: происходит закономерное диалектическое перерастание культурно-просветительной работы как исторически подвижного процесса в более широкое, многогранное социальное явление – социально-культурную деятельность. Суть этого перерастания – не в механической смене названий, а в признании активного творческого участия самого человека в качестве основного ценностного регулятора сферы культуры, досуга, отдыха.

 В течение многих лет культурно-просветительная работа трактовалась как основная часть идеологической деятельности советского государства по коммунистическому воспитанию трудящихся, осуществляемому государственными и профсоюзными учреждениями, общественными организациями (профессиональными и творческими союзами) и общественно-политическими организациями (КПСС и ВЛКСМ). Поскольку существовавшие в стране общественные, общественно-политические, социально-культурные организации были полностью слиты с государством, то понятно, что вся культурная жизнь в обществе была подчинена государству, идеологизирована. Независимой от государства социально-культурной деятельности быть не могло. Приведенная выше идеологическая трактовка культурно-просветительной работы стала инструментом грубого и некомпетентного руководства искусством и культурой в целом, как профессиональной, так и любительской деятельностью в социально-культурной сфере. Такая трактовка базировалась на субъект-объектной теоретической модели организации культурного досуга населения. Сущность этой модели заключается в том, что население рассматривалось не в качестве субъекта организации собственного досуга и тем более субъекта социально-культурной деятельности, а в качестве объекта воздействия со стороны идеологических и управленческих структур, объекта, который они призваны просветить, воспитать, направить на путь (в «светлое будущее»). Сложившийся еще в 20-е годы, этот стереотип укрепился и стал одной из самых устойчивых доминант, определивших содержание и методику, а также принципы организации как культурно-просветительной, так и всей досуговой деятельности в целом.

 В соответствии с этим стереотипом для того, чтобы массы стали субъектом истории, кто-то должен их воспитывать. Нетрудно заметить, что субъект-объектная модель – всего лишь вариация популярной для периода административно-командной системы концепций «приводных ремней».

Отношение к народу – вопрос принципиальный для оценки социокультурной деятельности; либо народ рассматривается как объект воздействия, который «тащат» в «светлое будущее», либо относятся к нему как к субъекту культурно-исторических, духовных процессов, хранителю и продолжателю их.

Если сегодня говорить о социально-культурной деятельности, то ее ключевая задача состоит в том, чтобы расковать инициативу, творчество, предприимчивость и самостоятельность людей. Отсюда следует, что в основе социально-культурных процессов лежит отказ от субъект-объектной модели и переход к принципиально иной – субъект-субъектной модели организации культуры, досуга, просвещения населения. В этой модели народ сам является субъектом социально-культурной деятельности. Что касается роли многочисленных социальных институтов, культурно-досуговых учреждений, общественных организаций в духовных процессах, то они также являются субъектами, но иного рода. Весь смысл их деятельности состоит в создании условий, необходимых для развития инициативы, активного творчества народа в социально-культурной сфере.

Таким образом, задействованные в социально-культурной сфере государственные и общественные структуры постепенно освобождаются от несвойственных им функций и сосредотачивают свои усилия на поддержке развития культуры, социально-культурной сферы, организации культурного общения и культурного отдыха населения.

 

1.2. Специфика социально-культурной деятельности в государственных учреждениях дополнительного образования

«Учреждение дополнительного образования детей — тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Учреждения дополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на: государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные.

Существуют следующие виды учреждений:

1. Центр (дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской, детский (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно-образовательный (профильный)).

2. Дворец (детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств)).

3. Дом (детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств)).

4. Клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки).

5. Детская студия (по различным видам искусств).

6. Станция (юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детская экологическая (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов)).

7. Детский парк.

8. Школа (по различным областям науки и техники, по различным видам искусств, детско-юношеская спортивная (спортивно - техническая, в т.ч. олимпийского резерва)).

9. Музей (детского творчества, литературы и искусства).

10. Детский оздоровительно-образовательный лагерь.

В современных условиях данный тип образовательных учреждений играет уникальную роль в системе образования. Они служат задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет, позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг.

Сегодня учреждения дополнительного образования детей находятся в ведении системы образования, физической культуры и спорта, культуры, общественных организаций, органов по делам молодёжи. Общее число учреждений на конец 2005 года составило более 17 тыс., только в системе образования обучалось более 8, 7 млн детей (более 40 процентов от общего числа детей школьного возраста).

 

Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно-мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».

Важной чертой функционирования системы в Российской Федерации является её бесплатность и общедоступность. Доля платных услуг в учреждениях этого типа не превышает 10-25 процентов, в некоторых объединениях (информатики, спортивных единоборств, художественного творчества, раннего развития ребёнка) уровень платности несколько выше, в других (юных туристов, краеведов, экологов, военно-патриотической направленности) сводится к нулю.

Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разно направлено, наиболее вариативно.

Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.

Основное содержание дополнительного образования детей — практико-ориентированное, деятельность: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира.» [6, 34] Дополнительное образование детей — исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.

Дополнительное образование детей дорожит индивидуальным творчеством ребят: ведь все эти знания для школьников личностно значимы. Через это открытие они открывают мир и находят свое место в нем.

Дополнительное образование детей оказалось значительно сильнее и шире, чем задумывалось при создании.

Несмотря на то, что сегодня дополнительное образование детей несет на себе отпечаток прошлого отношения к нему, в нем появляются совершенно новые черты. Во-первых, развернулась целая сеть учреждений дополнительного образования детей, и появилось бесчисленное множество дополнительных образовательных услуг. Во-вторых, дополнительное образование детей приобрело гибкость, невероятную для такой консервативной сферы, как образование и педагогика. В-третьих, отмечается явная тенденция к дальнейшему интенсивному развитию и экстенсивному росту сферы действия дополнительного образования детей. Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:

· личностная ориентация образования;

· профильность;

· практическая направленность;

· мобильность;

· многофункциональность;

· разноуровневость;

· разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;

· индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса;

· реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;

· реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.

Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте - в школе.

Ребенок в дополнительном образовании постигает самую главную в жизни вещь, ищет смысл жизни и возможность быть.

 Дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь ребенок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.

Известно, что Закон РФ «Об образовании» не определяет дополнительное образование детей как действующее в рамках стандартов. Содержание дополнительного образования не стандартизируется — оно безбрежно: работая с ребенком в соответствии с его интересами, его выбором, мы можем идти и вширь, и ввысь, и вглубь.

Но действие Закона РФ «Об образовании» распространяется и на дополнительное образование, а, следовательно, должны быть определены требования, некие правила, которыми руководствуются и работники дополнительного образования от педагога до руководителя. В законе есть статья о содержании образования, она приемлема к любому его виду, формирует определенные государственные требования, при этом мы хотим выявить особенность, специфику содержания дополнительного образования детей.

Содержание дополнительного образования детей обусловлено функциями свободного времени детей и содержит:

· рекреативно-оздоровительное развитие ребенка;

· организацию социального опыта;

· психолого-педагогическую помощь детям в индивидуальном развитии;

· персонификацию объемов и темпов усвоения программ дополнительного образования.

В современных условиях к деятельности учреждений дополнительного образования предъявляются повышенные требования самого

разного характера, прежде всего, к организации процесса взаимодействия

педагогов и воспитанников на основе субъект - субъектных отношений,

гуманизации социокультурной среды, предполагающей диалогизацию

общения. По содержанию социокультурную деятельность в системе

дополнительного образования подразделяют на следующие типы:

· познавательную

· ценностно-ориентированную


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.087 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь