Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Многосторонний характер информационно-просветительной деятельности в формировании музыкальной культуры школьников.



В связи с глобальными социальными преобразованиями в обществе все более приоритетное значение приобретают гуманистические ценности в жизни людей. Формирование музыкальной культуры личности, наряду с высокой социальной значимостью классической функции музыкально-эстетического воспитания, выходит на уровень общих духовно-нравственных ценностей и гуманистических убеждений. Перед современным художественным образованием стоят задачи художественно-образного познания мира и воспитания чувства единства с ним (целостное миропонимание). Это задачи по формированию культуры чувств, эмоциональной сферы человека, его ассоциативного мышления, гуманистического воспитания и духовно-нравственного развития, освоения национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего, интеграции личностных качеств в национальную и мировую художественную культуру.

В данной ситуации для рассмотрения методологических подходов к проблеме формирования музыкальной культуры школьников посредством информационно-просветительской деятельности, прежде всего, необходимо осмысление сущности понятий " информационно-просветительная деятельность", " информационная культура", " искусство", " культура", " музыкальная культура" и их роль в современном обществе.

Информационная культура – это информационная деятельность аксиологического характера, т.е. обусловленная ценностями культуры.

Можно говорить об информационной культуре и с точки зрения качественной характеристики жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности.

Информационно-просветительная деятельность в современном обществе — это мощное движение, развивающееся в рамках деятельности государственных, коммерческих и некоммерческих учреждений культуры. Она по сути своей является комплексом педагогического воздействия, который стимулирует формирование гармонически развитой личности.

Информационно-просветительная деятельность носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию интересов и запросов человека и ребенка в частности. Способы ее воздействия на личность сочетают в себе информационно-логическую и эмоционально-образную линии, предполагают особою яркость, зрелищность, разнообразие, а значит, комплексное использование идейно-эмоциональных выразительных средств.

Просветительская деятельность опирается на принцип комплексности. Говоря о применении этого принципа в воспитательной работе, замечательный советский педагог А. С, Макаренко подчеркивал: «...человек не воспитывается по частям, он создается синтетически, всей суммой влияний, которым он подвергается».

В информационно-просветительской деятельности происходит целенаправленное использование всех средств и методов просвещения для формирования социально активной и гармонически развитой личности.

Комплексный подход к системе формирования личности позволяет согласовать и объединить усилия различных социальных институтов в достижении единых воспитательных задач.

Идейно-эмоциональная информация и средства ее передачииспользуют все существующие «носители» идей и чувств: устное живое слово, печать, средства наглядности, произведения искусства. Многообразное совместное использование этих средств влияния на личность помогает достижению просветительных и воспитательных целей в современном обществе.

Огромную роль в выразительности и убедительности воздействия на объект играет субъект воздействия, методическое мастерство, познания, деловой и нравственный авторитет самого субъекта (учреждения культуры, либо другого культурно-досугового учреждения).

Информационные и выразительные возможности средств идейно-эмоционального воздействия варьируются в зависимости от методической структуры субъекта.

Осуществляя информационно-просветительскую деятельность, мы должны четко представлять какими методами, средствами и формами мы должны оперировать. Научное понятие методы означает: обоснованные, отработанные способы рационального выполнения той или иной деятельности (познавательной, учебной, практически преобразующей и т. д.), способы не частные, а фундаментальные, имеющие широкое значение и педагогическую направленность.

Методы просветительской работы есть основные способы управления социокультурной деятельностью; они опираются на законы психологии и педагогики и имеют целью наиболее рациональную организацию нашей деятельности.

Следует различать такие методы:

1. Информационные. Их суть и назначение — эффективная передача смысловой и эмоциональной информации, содействие ее усвоению.

2. Эвристические — стимулирующие самостоятельное решение познавательных задач, помогающие активно искать истину.

3. Исследовательские. Сходны с эвристическими, но различаются сферой применения: в первом случае активно постигается объективно известное, во втором — идут поиски новых фактов и закономерностей.

4. Ценностно-ориентационные. Служат выработке положительных ценностных ориентаций, опровержению и перестройке ошибочных.

5. Методы организации и стимулирования творчества.

6. Рекреационно-гедонистические методы.

7. Методы управления поведением, самые универсальные. Они пронизывают все иные методы, но имеют и собственную сферу применения.

Методы – это также система информационного и эмоционального воздействия, совокупность способов совместных действий организаторов и участников социально-культурной деятельности, направленных на решение конкретных просветительных, воспитательных и иных культуросозидающих задач.

Осуществляя информационно-просветительную деятельность, мы используем методы формирования общественного сознания такие как: информирование, разъяснение, комментирование, обобщение, внушение, заражение, убеждение.

Работая с детьми по формированию музыкальной культуры посредством концертной деятельности, мы оказываем информационно-психологическое воздействие, как на отдельного ребенка, так и на группу детей в процессе общения, рассчитанного на эмоциональное восприятие информации и выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений.

С точки зрения психологии мы можем говорить о таком методе воздействия на ребенка, как заражение, который в данном случае означает информационно-психологический процесс передачи стереотипов поведения и эмоционального состояния. Заражение - это форма интеграции групповой деятельности, основанная на спонтанно проявляющемся внутреннем механизме поведения и передаче через накал чувств и страстей психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом.

Мы используем также метод убеждения как процесс информационно-психологического воздействия. Здесь убеждение - основанное на законах логики сообщение, ставящее своей целью формирование, углубление и закрепление определенных знаний.

Методы и формы информационно-просветительной деятельности обязательно рассчитаны на ответную активность аудитории.

У ребенка школьного возраста для восприятия музыки, на мой взгляд, должны возникнуть потребности и интерес.

«Потребность – это объективная нужда организма в определенных условиях, обеспечивающих его жизнь и развитие, это определенное состояние психики человека, отражающее недостаток веществ энергии и других факторов, необходимых для непрерывного функционирования человека»

Общая структура потребностей (в сжатом виде) включает в себя: материально-биологические (в пище, воде, сне, продолжении рода, защите от внешних воздействий), социальные (принадлежать к социальной группе, желание занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием, уважением, любовью со стороны других людей) и идеальные (потребность в познании, самовыражении, творчестве и т. п.).

Другими словами, информационно-познавательные потребности - это осознанная нужда в дополнительных знаниях для решения конкретных задач (Д.И.Блюменау).

Потребность отражается в сознании в виде образа, модели, осознается как рассогласование между имеющимися знаниями и знаниями необходимыми.

Следует обратить внимание на существенную особенность информационных потребностей по сравнению со всеми остальными. Если познавательная потребность находится в ряду других потребностей (материальных, социальных, идеальных) и выполняет одну из функций, обеспечивающих становление и жизнедеятельность особи, то информационная потребность, как на это правильно обратил внимание В.З.Коган, сопровождает реализацию любой другой потребности.

Д.И. Блюменау предлагает «девять сущностей информационной потребности:

1. нужда, потребность;

2. нужда, потребность в знаниях;

3. потребность в дополнительных знаниях, информационная потребность;

4. потребность в объективно необходимой информации;

5. потребность в потенциально необходимой информации;

6. общественная потребность в знаниях;

7. коллективные информационные потребности;

8. нужда в избирательном отношении к воспринимаемым им сигналам, то есть информационный интерес;

метаинформативная потребность»        

Можно определить две группы информационной потребности: коллективная и индивидуальная, которые формируются в условиях активного взаимодействия и которые определяют в целом рост потребностей.

В.З. Коган определил последовательность действий человека, удовлетворяющего свою информационную потребностьтак:

 

 

 


Такова логическая цепочка, раскрывающая информационный механизм выработки приемов социальной ориентации и деятельности индивидов.

Современное поколение школьников находится под воздействием огромного информационного потока и, чтобы оптимально отреагировать на него, у детей формируется избирательное отношение к информации и ее источникам, формируется естественный психический барьер: они воспринимают только ту информацию, которая представляется для них жизненно важной или эмоционально-привлекательной, то есть ребенок занимается тем, на чем сосредотачивается. В связи с этим можно рассмотреть проблему информационных интересов.

Становление более высоких форм функционирования психических процессов составляет основу развития у ребенка произвольных форм поведения, связанных с развитием такого уровня мотивации, при которых в актах поведения ребенка увеличивается вес целенаправленных побуждений, то есть интереса

Вообще, интерес – это активная направленность человека на какой-либо предмет или явление действительности, представляющее собой относительно постоянную черту личности и является важным условием творческого отношения личности к выполняемой деятельности, способствующим расширению кругозора и обогащению знаний.

Источником возникновения информационных потребностей и формирования информационных интересов у личности является действительность. Но если потребности возникают в большинстве случаев, как правило, под воздействием практической задачи, то интересы возникают опосредованно, через обучение, воспитание, практическую деятельность и поэтому обладают значительной «инертностью». Таким образом, можно определить разницу между информационной потребностью и интересом. Она заключается в том, что информационные интересы формируются на основе информационных потребностей, хотя нужно заметить информационные потребности не всегда превращаются в информационный интерес и существуют осознанно, продолжая оставаться потребностями. Также не следует отделять информационные потребности и интересы от познавательных, так как при получении новой информации человек получает новые знания, то есть познает новую информацию, новое сообщение.

Одним из важных принципов организации просветительно-образовательной деятельности в условиях формирования музыкальной культуры школьников является принцип интереса. К основным приемам возбуждения интереса следует отнести:

- умение организаторов мероприятий акцентировать внимание на актуальных, общественно-важных вопросах,

- умение отбирать для популяризации такой материал, который был бы отчасти нов, а отчасти знаком и, таким образом, дополнял, подтверждал или, наоборот, опровергал то, что дети уже знают,

- умение очень целенаправленно использовать наглядные образы, яркие сравнения, помогающие оценить новые и необычные стороны рассматриваемого вопроса,

- умение вызывать удивление, которое всегда есть начало понимания и путь к пониманию,

- умение учитывать возрастные и другие особенности школьной аудитории,

- умение сделать процесс познания активным, заставить детей размышлять, сравнивать, анализировать, действовать.

Большое значение имеет умелое использование музыкального искусства в просветительных целях. Педагогически правильное применение художественных средств влияет не только на обогащение чувственной основы знаний, но и значительно повышает качество рационального познания, ведет к более глубокому, полному и объективному постижению истины, положительно воздействует на общее интеллектуальное развитие личности.

Здесь целесообразно рассмотреть понятие " культура" в целом. " Культура" (от naT.cultura - возделывание, обрабатывание) - социально- прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемирное выявление и развитие сущностных сил человека".

Это одно из широких понятий, которое определяется как совокупный результат материальной и духовной деятельности. Культура - «итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу» Понятие «культура» характеризуется как уровень развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, наций и народностей, так и степень совершенствования различных сфер человеческой жизни и деятельности Наиболее распространено деление культуры на материальную и духовную, соответственно основным видам общественного производства. Духовная культура подразделяется на научную, эстетическую, художественную, музыкальную и т.д. В теории культуры вводятся понятия «культура личности» и «культура общества», а также могут быть выделены определенные области художественной культуры, соответствующие видам искусств, и среди них «музыкальная культура». В отечественной науке сформулированы различные варианты, определяющие понятие «музыкальная культура общества». Например, «музыкальная культура общества как продукт специфической духовно-практической деятельности человека есть выражение общественно-практической жизнедеятельности людей, способ существования и функционирования их музыкального сознания».

В понятие музыкальной культуры общества, по мнению А.И.Катинене, входят различные виды музыкальной деятельности и их результат - музыкальное произведение, их восприятие, исполнение, а также сложившееся в процессе этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, идеалы, взгляды, теории). Кроме того, в структуру музыкальной культуры общества входит деятельность различных учреждений, связанных с хранением и распространением музыкальных произведений, музыкальным образованием и воспитанием, музыковедческими исследованиями Социологический аспект данного понятия разработан в трудах музыковедов А.Н.Сохора, В.С.Цукермана. В целостной структуре музыкальной культуры они выделили несколько основных блоков: творчество, исполнительство, распространение музыки, ее восприятие. Анализ литературы по проблемам социального функционирования музыкального искусства показывает, что музыкальная культура общества представляет собой единство социального и культурного в музыкальной жизни.

Музыкальная культура - вид художественной культуры и часть духовной культуры человечества; это - сложная система, элементами которой являются, с одной стороны, виды музыкальной деятельности вместе с их инфраструктурой и музыкальные ценности, с другой стороны - типы музыки, принадлежащие разным эпохам и мировым культурам.

С целью более глубокого понимания сущности музыкальной культуры общества, на мой взгляд, целесообразно проследить его взаимосвязь с понятием «искусство» в контексте того, что художественными ценностями музыкальной культуры являются произведения искусства. Искусство выступает в различных ипостасях: как социальный институт общества, как специфический вид деятельности, как определенная форма общественных отношений и как особая форма общественного и индивидуального сознания. Все эти ипостаси искусства находятся в определенном взаимодействии. Искусство - это единственный имеющийся в распоряжении человечества способ воплощения индивидуальных структур внутреннего мира личности человека - ребенка или взрослого. Благодаря возможности подобного воплощения индивидуального в его живой динамике, а также неразрушимой целостности как раз и заключается социальная необходимость и уникальное общественное предназначение искусства. Предмет художественного творчества втягивает воспринимающего в ситуацию, воссозданную в произведении, заставляет его жить в ней, вступать в творческое переживание, содействие, воссоздавать в своей душе мир настроений, чувств и мыслей автора, будь то роман, картина или симфоническое полотно.

Как форма общественного сознания искусство является одним из способов социально направленного формирования индивидуального сознания, позволяющее реализовать себя, развиваться эмоционально и интеллектуально, регулировать человеческое поведение, где эстетическое сознание через свои художественные образы задает определенный настрой на жизнь. Своеобразие искусства начинается с того, что для выполнения своей широкой общегуманистической цели оно воплощает социальное и общечеловеческое в индивидуально неповторимом, субъективированном виде.

В искусстве заложены грандиозные познавательные возможности. Оно, как и наука, отражает то, что существует объективно. Но отражает не в форме понятий, а в ярких конкретно-чувственных образах. Наука дает абстрактную идею, которая, по существу, лишена эмоциональной стороны. Для искусства эмоциональность – один из первостепенных моментов, именно через чувства оно воздействует на разум человека.

Необходимость принципа единства эмоционального и сознательного обусловлена спецификой музыкального искусства и особенностями его восприятия. Способность музыки непосредственно влиять на эмоциональное состояние человека обеспечивает глубокие переживания в процессе ее восприятия. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.

Восприятие — важная часть коммуникативного процесса. Без понимания механизма восприятия информации аудиторией невозможно планировать какие-либо эффекты воздействия, успешно направлять информационные потоки. Успех действия механизма «обратной связи» напрямую связан с учетом специфики и условий восприятия материалов. Вместе с тем проблема восприятия остается самой сложной в психологии. Она включает в себя всё разнообразие подходов, методов, частных концепций, способствующих познанию принципов, закономерностей, свойств чувственного отражения информации, получаемой в процессе непосредственного взаимодействия с источником информации. Современные психологи изучают восприятие в следующих аспектах: как функцию анализаторов, как процесс и результат построения образа, как особую способность человека, как разновидность деятельности, как непосредственное впечатление, как переработку информации, как решение задачи.

Развить музыкальное восприятие — значит научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые исполнителем (либо композитором) с помощью игры звуков, специальным образом организованных; включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам.

Уровень готовности к восприятию информации будет зависеть от состояния человека, от того, напряжен он или расслаблен. Само качество психического состояния - это своего рода проекция отношения личности на конкретную ситуацию. Закономерно говорить, поэтому о порогах восприятия и разных его уровнях - физиологическом, биологическом и психологическом. В организации информационного материала необходимо учитывать, что мозг человека испытывает перегрузку, если он не в состоянии сделать выбор среди слишком большого количества сигналов. В этом случае происходит сенсорная адаптация, т. е. привыкание.

Анализируя уровень готовности школьника к восприятию информации необходимо учитывать и уровень организованности его внимания и состояния памяти, так как в их развитии (памяти и внимания) с началом регулярного обучения ребенка происходят значительные сдвиги.

Многое в восприятии информации детьми школьного возраста зависит от их внимания. Внимание - форма психической деятельности, которая выражается в особой связи сознания и объекта восприятия; выделении сознанием воспринимаемых объектов с одновременным отвлечением от других.

Непроизвольное внимание, как правило, быстро проходит. Если же внимание поддерживается специальными средствами и приемами, оно становится более длительным, однако отнюдь не бесконечным. Иногда оно ослабляется или усиливается, или исчезает совсем. Например, экспериментально доказано, что удержать внимание свыше 45—50 минут практически невозможно (именно столько длится урок в школе). Усиление, ослабление или исчезновение внимания именуются колебаниями и учитываются во всех видах информационной деятельности. Поток информации организуется таким образом, чтобы обеспечить высокий уровень внимания при передаче особо важных сведений, чтобы акценты на ключевых моментах были замечены аудиторией. В качестве первичной ориентации слушателей, зрителей может быть использовано непроизвольное внимание. Оно возникает при неожиданном раздражении, которое может быть вызвано громкостью, резкостью, цветом, движением и т. д. Однако, продуктивным является внимание произвольное, которое характеризуется активными намерениями слушателя, (зрителя) и целенаправленным усилием его воли. Решение слушать концерт смотреть передачу, читать газету возникает как акт воли человека. Сколько же объектов, не объединенных в одну систему, может сознательно воспринимать человек? Психологи установили, что субъект может охватить не более 4 - 5 независимых друг от друга объекта.

Воспринятая информация закрепляется в памяти. Память' рассматривается психологами как форма психического отражения, способ сохранения информации в сознании. Она есть знание о событии или факте, о котором в данную минуту не думал и которое осознается нами теперь как явление, имевшее место в нашем прошлом. «В памяти человека реализован принцип мгновенной выборки необходимой информации из системы хранения.

Восприимчивость памяти каждого отдельного человека различна. Один помнит то, что вписывается в какую-то логическую схему, другой – то, что ассоциируется с уже известными объектами, третий расширяет объем памяти при увеличении впечатлений. Отсюда различение памяти воспроизводящей (точное хранение информации), опознающей (воспроизводящей с помощью намекающих признаков), облегчающей запоминание (при повторном предъявлении информации той же или вариативно возобновляемой).

Если информация совершенно не знакома детской аудитории, то рас чет должен идти на воспроизводящую память с последующим использованием облегчающей. Если школьная аудитория уже имеет информацию о какой-то области музыкального искусства, то важно задействовать опознающую и облегчающую память и на этом фоне передавать новую информацию.

Таким образом, можно отметить, что информационно-просветительная деятельность, опираясь на принцип комплексности, носит многосторонний характер и способствует формированию музыкальной культуры личности, выходит на уровень общих духовно-нравственных ценностей и гуманистических убеждений способствует освоению национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего, интеграции личностных качеств в национальную и мировую художественную культуру.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь