Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛАВА 1. ПРОСВЕЩЕНИЕ В ДАГЕСТАНЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ ВЕКА



План

 

Введение

Глава 1. Просвещение в Дагестане в первой половине ХIХ века

1.1 Теоретические аспекты решения проблемы истории просвещения горских народов

Печать Дагестана в период Советской власти. Первые дагестанские газеты

Глава 2. Школа и педагогическая мысль в Дагестане во второй половине

2.1 Школа и просвещение в Дагестане в начале ХХ в.

Книги и публикации, изданные до революции на языках народов Дагестана

Заключение

Литература


ВВЕДЕНИЕ

 

Народное просвещение - тема обширная. В широком смысле оно затрагивает практически все сферы духовной культуры; школьное образование, обучение грамоте взрослого населения, формирование кадров интеллигенции, деятельность разнообразных культурно-просветительных учреждений и внешкольное образование, приобщение населения к современным научно-техническим достижениям высотам искусства и т.д.

Изучение истории народного просвещения и школы позволяет проследить процесс духовного прогресса общества, его поступательного движения к высотам современной культуры. Состояние просвещения - важнейший показатель уровня духовного развития общества, его культуры. Поэтому исследование вопросов истории школы и педагогической мысли народов Дагестана на страницах педагогической печати на всех этапах развития человеческого общества имеет большое научно-познавательное и практическое значение. Оно позволяет определить закономерности роста, смены форм, методов и содержания образования, проследить его преемственность.

Целью нашего исследования является изучение вопросов истории школы и педагогической мысли народов Дагестана на страницах периодической печати.

Задачи исследования:

рассмотреть процесс развития просвещения в Дагестане;

определить роль просветительской деятельности и теоретические аспекты решения проблемы истории просвещения горских народов.

определить историю школы и педагогической мысли в Дагестане.

Объект исследования - народы Дагестана в разные периоды развития просветительской деятельности.

Предмет исследования - роль школы и педагогической мысли в жизни народов Дагестана.

Гипотеза исследования - основанными факторами развития школы и педагогической мысли народов Дагестана является школьное образование, деятельность разнообразных культурно-просветительных учреждений и внешкольное образование, приобщение населения к современным научно-техническим достижениям.

Целью констатирующего этапа является развитие педагогической мысли в Дагестане строительство школ, повышение грамотности населения.

В работу формирующего этапа включили обогащение просветительства народов Дагестана новыми для них научно-техническими достижениями.

Печать, как и любое общественное явление, имеет свою историю, свои объективные законы развития. Так же, как сразу не могли появиться современные ротационные машины, так не могли возникнуть и современные газеты и книгопечатания люди обходились рукописными книгами, листовками. Но на определенной стадии развития общества появляется потребность в печатном слове, и тогда возникают первые типографии. Создание периодической прессы является лишь следствием тех величайших изменений в экономике и политике, которые происходят в обществе.

Если с этой точки зрения взглянуть на историю дагестанской печати, нам станет ясно, почему у Курали Магомы и Шамиля были рукописные воззвания, в ХIХ веке Дагестан в основном пользовался арабскими книгами, напечатанными за границей, а в конце ХХ века появились листовки, а затем и газеты.

В нашей истории устное и письменное слово идет рядом с мечом, и сражаться на том же фронте. Исторически писанное устное слово у нас пульсирует вместе со своей жизнью страны. Оно поднимается и падает вместе с ней, отражая все этапы развития.

Развитие педагогической мысли и литературы на арабском языке в Дагестане суживается, а затем и прекращается в связи с распространением письменности на родных языках, когда исчезает нужда в арабском языке как своеобразном средстве письменного общения между народностями.

Но так как Дагестан не имел своего алфавита, то вплоть до 1928 года горцы при издании печатной продукции, в том числе и газет, пользовались арабским шрифтом с прибавлением подстрочных и надстрочных знаков для обозначения специфических звуков.

Первая типография в Дагестане основана капиталистом А.М. Михайловым в 1878г. в г. Петровске. в начале типография обслуживала местные учреждения и частных лиц, но постепенно с получением представительства писчебумажной фабрики в г.Вятке на распространение бумаги для всего Северного Кавказа, круг заказчиков расширялся. Имея бумагу непосредственно от фабрики, типография получила возможность от фабрики, удешевив стоимость заказов, чем привлекала заказчиков из Закаспия, Владикавказа, Пятигорска и др.мест. С увеличением заказов расширялось и оборудование.

Газета открыла полемику по вопросам просвещения дагестанцев статьей А.Х. «Прогресс и мусульмане» обвинила мусульманское духовенство в торможении народного просвещения.

Следующим печатными изданием явилась газета «Дагестанский вестник».

«Дагестанский вестник» выходил в Дербенте и называл он себя «общественно-литературной и политической газетой».

Движение просветительства в Дагестане началось в конце ХIХ века среди представителей горской интеллигенции. Прежде всего, надо отметить, просветительство в Дагестане зародилось и развивалось под влиянием русского просветительства, а также освободительных идей прогрессивной русской литературы. Творчество и деятельность дагестанских просветителей, начиная с Гасана Алкадари и кончая Саидом Габиевом и Зайналабидом Батырмурзаевым, характеризуется тем, что все они с теми или иными отклонениями боролись за идеалы.


Заключение

 

Тема выпускной квалификационной работы «Вопросы истории школы и педагогической мысли народов Дагестана на страницах периодической печати». На сегодняшний день периодическая печать является одним из актуальных проблем.

В системе политической организации общества печати принадлежит ни с чем не сравнимая роль информатора, организатора общественного мнения средства влияния определенных классов и политических групп на большие массы людей. Она всегда была и остается сильнейшим инструментом классовой политики.

В настоящее время возрастает роль средств массовой информации и что общество видит в них инструмент созидания, выразителя общественной точки зрения.

Работа печати телевидения и радиовещания должна отличаться политической ясностью и целеустремленностью, глубиной содержания, оперативностью, информационной насыщенностью, яркостью и доступностью выступлений. Педагогическая мысль и образование и впредь будут оказывать прессе, всем средствам массовой информации и пропаганды активную поддержку и помощь.

На наш взгляд, высокой оценки заслуживают труды, объединяющие проблемы истории прессы и периодической печати, различных республик и регионов в одно целое, рассматривающую отечественную журналистику как единое многонациональное общественное явление. В этом отношении представляют большой научный интерес коллективные труды; «многонациональная советская журналистика»; (редакционная коллегия - Б.Д. Дацюк, Я.Н. Засурский, А.Л. Мищурис, В.И. Чернышев), изданная в 1992 году Московским университетом, и «Многонациональная советская журналистика» (редакционная коллегия - Я.Н. Засурский, А.Л. Мищурис, Р.П. Овсепян, В.Г. Яковлев), опубликованная издательством «Мысль» в 1975 году, работы Р.П. Овсепяна «Советская национальная печать» (М., 1968) и «Многонациональная печать большевиков» (1900-1917)» (М., 1972) и др.

Каждая листовка, каждый номер газеты, как выстрел из оружия били по противнику каждой своей строчкой, а с победой революции: перед печатью открываются широкие перспективы развития и для нее создаются наиболее благоприятные чем когда бы, то ни было условия роста ее роли и авторитета.

Д.Коркмасов в те годы поднял целый ряд актуальных и сегодня проблем: «Печать и экономика», «Печать и культура», «Печать и национальный вопрос», «Печать и социальный момент», «Печать и аул», «Достижения и недочеты нашей печати».

Огромную роль в создании письменности и периодической печати, литература и книгопечатания в Дагестане сыграли У. Алиев, М. Гадиев, Ю. Джанибеков, А. Тахо-Годи и другими, которые были не только первыми отечественными журналистами и литераторами, авторами первых национальных книг, но и - самое главное - вдохновителями, непосредственными организаторами и зачастую руководителями редакций первых газет, издательств и типографий.

В современный период наука и педагогическая мысль все чаще обращается к проблемам становления и развития периодической печати в Дагестане. За последние годы чуть ли не во всех республиках и автономных областях, в Ставропольском и Краснодарском краях, подготовлены ученые, за плечами которых кандидатские и докторские диссертации.

Печать - это жизнь дагестанского народа, включение его в различные сферы деятельности.

Первым выводом из нашего исследования можно сформулировать, что печать это очень сложное общественное явление, требующее своей организации, содержания и направленности. Она связывает людей разных республик и регионов меж собой тесной связью, направляет их на полезные и добрые действия, сплачивает и объединяет.

Вторым выводом из исследования является убеждение в необходимости активной позиции дагестанского народа в становлении и развитии периодической печати.

Материалы исследования могут быть полезны, и использованы для более глубокого изучения данной проблемы, а также в практической работе педагогов и общественных деятелей.


Список литературы

 

1. Абдуллаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. [Текст] Абдуллаев, Магомед Абдуллаевич. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1986г. - 173 с.

2. Алиев М. «Основные направления модернизации российского образования: проблемы, приоритеты и пути их решения / М. Алиев // «Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2008». №2с. 16-21.

.   Атакаев А.З. Активные формы и методы совершенствования учеб. процесса. Метод. Пособи. МК: ИПЦ ДГУ, 2001 - 34 с.

.   Ахмедов Дж.Н. Периодическая печать Дагестана (1900-1940гг.). Махачкала: 1963 г. Дагестанское книжное издательство. (11-25)

.   Ахмедов Дж.Н. Национальная печать Сев.Кавказа. 1989г. (5-35)

.   Гасан Алкадари, «Асари-Дагестан» (Исторические сведения о Дагестане), Махачкала, Даггиз, 1925.

.   Дагестанская правда. 4 мая 1986 г.

.   Дагестанская правда, 5 мая 1962 г.

.   Добродушина Н.Р. Традиции и инновации в культуре горного Дагестана: из истории советской школы/ Н.Р. Добродушина // «Вопросы образования» - 2008. - №3, с.119-145.

.   Иванов М. С. Очерк истории Ирана. М.: Госполитиздат, 1952. С. 117.

.   Исмаилов А.Р. Народное образование в Дагестана с 20-х годов ХХ в. - нач. ХIV в. [Текст]: Педагогический аспект / Исмаилов А.Р., А.Х. Бирцинаев. - Махачкала: Изд. дом. Народы Дагестана. 2007г. - 112 с.

.   Кассиев Э.Ю. Очерки лакской дореволюционной литературы. Махачкала, 1959, стр. 135.

.   Каймаразов Г.Ш. Влияние России на развитие культуры и просвещения дореволюционного Дагестана: Канд. дис. 1955.

.   Кислова Цатуров. Современные инновационные психолого-педагогические технологии в высшей школе. Учеб-метод. Пособие. МК: ИПЦДГУ; 1998. 35 с.

.   Козубский Е.И. К истории народного образования в Дагестанской области в первое пятидесятилетие // Дагестанский сборник. Вып. 1. Темир-Хан-Шура, 1902. С. 198.

.   Козубский Е.И. Историческая записка о первом десятилетии Темир-Хан-Шуринского реального училища. Порт-Петровск, 1890. С. 3.

.   Коркмасов Д. Роль и значение печати в Дагестане. Издание отдела печати ДК ВКП(б). Махачкала, 1926, с. 7.

.   Магидов Х.Г. Очерки краткой истории развития образования в Дагестане МК Юпитер, 1998 - 271 стр.

.   Маргграф О.В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства. М., 1882. С. XV-XVI.

.   Надеждин П.П. Кавказский край: Природа и люди. 2-е изд. 1895. с. 77.

.   Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т. 62. М., 1953. С. 209.

.   Научный журнал «Известия ДГПУ» №2. 2008 г.

.   Омаров О.А. Гасанов М.М. Опыт организации непрерывной подготовки в университетском комплексе РД. - МК. Юпитер, 2001 - 223 с.

.   Османова М. Обычное право и воспитание правовой культуры учащихся. [Текст] М. Османова // «Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2008». №2с. 57-63.

.   Очерки дагестанской советской литературы. Махачкала, 1957, стр. 26.

.   Селимханов А.К. К истории народного образования в Дагестане (1350- 1940): Канд. дис. 1954.

.   Услар П. К. Кое-что о словесных произведениях горцев // ССКГ. Вып. I. С. 32-34.

.   Услар П.К. О распространении грамотности между горцами // ССКГ. Вып. II. Тифлис, 1870. С. 9. «Советский Дагестан», № 4, 1990 г., с. 29.

.   Услар П.К. О распространении грамотности между горцами/Этнография Кавказа. Т. I. С. 28.

.   Хасбулатов А.П. История советской школы в Дагестане: Канд. дне. 1947.

План

 

Введение

Глава 1. Просвещение в Дагестане в первой половине ХIХ века

1.1 Теоретические аспекты решения проблемы истории просвещения горских народов

Печать Дагестана в период Советской власти. Первые дагестанские газеты

Глава 2. Школа и педагогическая мысль в Дагестане во второй половине

2.1 Школа и просвещение в Дагестане в начале ХХ в.

Книги и публикации, изданные до революции на языках народов Дагестана

Заключение

Литература


ВВЕДЕНИЕ

 

Народное просвещение - тема обширная. В широком смысле оно затрагивает практически все сферы духовной культуры; школьное образование, обучение грамоте взрослого населения, формирование кадров интеллигенции, деятельность разнообразных культурно-просветительных учреждений и внешкольное образование, приобщение населения к современным научно-техническим достижениям высотам искусства и т.д.

Изучение истории народного просвещения и школы позволяет проследить процесс духовного прогресса общества, его поступательного движения к высотам современной культуры. Состояние просвещения - важнейший показатель уровня духовного развития общества, его культуры. Поэтому исследование вопросов истории школы и педагогической мысли народов Дагестана на страницах педагогической печати на всех этапах развития человеческого общества имеет большое научно-познавательное и практическое значение. Оно позволяет определить закономерности роста, смены форм, методов и содержания образования, проследить его преемственность.

Целью нашего исследования является изучение вопросов истории школы и педагогической мысли народов Дагестана на страницах периодической печати.

Задачи исследования:

рассмотреть процесс развития просвещения в Дагестане;

определить роль просветительской деятельности и теоретические аспекты решения проблемы истории просвещения горских народов.

определить историю школы и педагогической мысли в Дагестане.

Объект исследования - народы Дагестана в разные периоды развития просветительской деятельности.

Предмет исследования - роль школы и педагогической мысли в жизни народов Дагестана.

Гипотеза исследования - основанными факторами развития школы и педагогической мысли народов Дагестана является школьное образование, деятельность разнообразных культурно-просветительных учреждений и внешкольное образование, приобщение населения к современным научно-техническим достижениям.

Целью констатирующего этапа является развитие педагогической мысли в Дагестане строительство школ, повышение грамотности населения.

В работу формирующего этапа включили обогащение просветительства народов Дагестана новыми для них научно-техническими достижениями.

Печать, как и любое общественное явление, имеет свою историю, свои объективные законы развития. Так же, как сразу не могли появиться современные ротационные машины, так не могли возникнуть и современные газеты и книгопечатания люди обходились рукописными книгами, листовками. Но на определенной стадии развития общества появляется потребность в печатном слове, и тогда возникают первые типографии. Создание периодической прессы является лишь следствием тех величайших изменений в экономике и политике, которые происходят в обществе.

Если с этой точки зрения взглянуть на историю дагестанской печати, нам станет ясно, почему у Курали Магомы и Шамиля были рукописные воззвания, в ХIХ веке Дагестан в основном пользовался арабскими книгами, напечатанными за границей, а в конце ХХ века появились листовки, а затем и газеты.

В нашей истории устное и письменное слово идет рядом с мечом, и сражаться на том же фронте. Исторически писанное устное слово у нас пульсирует вместе со своей жизнью страны. Оно поднимается и падает вместе с ней, отражая все этапы развития.

Развитие педагогической мысли и литературы на арабском языке в Дагестане суживается, а затем и прекращается в связи с распространением письменности на родных языках, когда исчезает нужда в арабском языке как своеобразном средстве письменного общения между народностями.

Но так как Дагестан не имел своего алфавита, то вплоть до 1928 года горцы при издании печатной продукции, в том числе и газет, пользовались арабским шрифтом с прибавлением подстрочных и надстрочных знаков для обозначения специфических звуков.

Первая типография в Дагестане основана капиталистом А.М. Михайловым в 1878г. в г. Петровске. в начале типография обслуживала местные учреждения и частных лиц, но постепенно с получением представительства писчебумажной фабрики в г.Вятке на распространение бумаги для всего Северного Кавказа, круг заказчиков расширялся. Имея бумагу непосредственно от фабрики, типография получила возможность от фабрики, удешевив стоимость заказов, чем привлекала заказчиков из Закаспия, Владикавказа, Пятигорска и др.мест. С увеличением заказов расширялось и оборудование.

Газета открыла полемику по вопросам просвещения дагестанцев статьей А.Х. «Прогресс и мусульмане» обвинила мусульманское духовенство в торможении народного просвещения.

Следующим печатными изданием явилась газета «Дагестанский вестник».

«Дагестанский вестник» выходил в Дербенте и называл он себя «общественно-литературной и политической газетой».

Движение просветительства в Дагестане началось в конце ХIХ века среди представителей горской интеллигенции. Прежде всего, надо отметить, просветительство в Дагестане зародилось и развивалось под влиянием русского просветительства, а также освободительных идей прогрессивной русской литературы. Творчество и деятельность дагестанских просветителей, начиная с Гасана Алкадари и кончая Саидом Габиевом и Зайналабидом Батырмурзаевым, характеризуется тем, что все они с теми или иными отклонениями боролись за идеалы.


ГЛАВА 1. ПРОСВЕЩЕНИЕ В ДАГЕСТАНЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ ВЕКА

 

Русско-дагестанские связи восходят ко времени образования древнерусского государства. Их дальнейшее развитие происходило в условиях роста русского централизованного государства. Укрепление экономических и политических связей с русским государством имело большое значение для борьбы народностей Дагестана против ирано-турецких захватчиков и подготовки условий для присоединения Дагестана к России.

Дальнейшее усиление политического влияния России на Дагестан связано с царствованием Петра I. В результате каспийского похода Петра I (1722 г.) к России был присоединен г. Дербент и прибрежные районы Дагестана. Однако усилившиеся в царствование Петра I политическое влияние России на Дагестан и их связи, в силу ряда причин внутреннего и внешнего порядка, не привели к их закреплению при ближайших преемниках Петра I. Окончательное присоединение Дагестана к России произошло в начале XIX века, когда экономическое развитие России, рост ее военной мощи и международного авторитета, с одной стороны, и усиление русской ориентации горцев, с другой, создали необходимые условия для включения края в состав Российской империи.

Присоединение Дагестана к России было закреплено Гюлистанским мирным трактатом, заключенным Россией и Персией 24 октября 1813 года. Этот акт означал серьезный удар по агрессивным устремлениям ирано-турецких захватчиков и стоявшей за их спиной капиталистической Англии.

Заключив мирный трактат 1813 г., Персия вынуждена была признать включение в состав России земель, на которые она претендовала в течение столетий. Правда, правительство Персии, поощряемое Англией, вскоре начало добиваться пересмотра Гюлистанского договора. Однако Персии не удалось добиться этого, и она в 1828 г. при заключении Туркманчайского договора с Россией была вынуждена по существу подтвердить условия Гюлистанского трактата.

Дагестан был включен в состав России в тот период, когда последняя переживала значительный экономический подъем в условиях усиливавшегося охвата товарно-денежными отношениями всех отраслей хозяйства и разложения феодально-крепостнической системы.

В этих условиях российское самодержавие стремилось расширить владения империи путем присоединения новых районов, в частности Северного Кавказа и Закавказья. Необходимость включения этих территорий в состав России диктовалась не только их важным стратегическим значением, богатыми сырьевыми ресурсами, но и значением как рынков сбыта продукции развивающейся промышленности метрополии. Кроме того, русское правительство придавало большое значение обеспечению широких торговых связей с Передней Азией.

Конечно, говоря о присоединении Дагестана и других национальных окраин к России, нельзя забывать, что царизм не преследовал никаких прогрессивных и тем более освободительных целей. Его внешняя политика определялась классовыми интересами русских помещиков и купцов, стремившихся к превращению, а впоследствии и превративших присоединенные окраины по сути в колонии Российской империи.

Однако при всей жестокости национальной политики царизма присоединение Дагестана к России было явлением объективно-прогрессивным. Оно означало включение отсталого хозяйства Дагестана в сферу более передовой экономики России и установление с ней широких торговых связей, т. е. включение рынка Дагестана в сложившийся еще в XVII в. всероссийский рынок. В результате присоединения Дагестана к России его народы освободились от угрозы насильственного поглощения султанской Турцией и шахской Персией, от их опустошительных нашествий.

В конце XVIII-начале XIX вв. Турция переживала период феодальной раздробленности. Экономика страны находилась в состоянии упадка. Сельское хозяйство и ремесло испытывали огромные затруднения. Внутренние ограничительные пошлины, произвол пашей, разбой на дорогах задерживали развитие внутренней торговли, а внешняя торговля почти полностью находилась в руках иностранцев. Состояние упадка переживала культура. Население было почти сплошь неграмотно.

Персия в социально-экономическом отношении стояла еще ниже Турции. К началу XIX в. она оставалась «отсталой средневековой аграрной страной с безраздельным господством феодальных, а местами и полуфеодально-полупатриархальных производственных отношений». [10]

Междоусобные распри, частые мятежи ханов, широко распространенные разбои на дорогах, тормозившие развитие торговли, имели своим следствием глубокий упадок экономики страны. Произвол феодальных правителей, вымогательство духовенства, в руках которого находилось гражданское судопроизводство и «народное образование», жестокая эксплуатация крестьян феодалами и разорительные феодальные войны приводили к массовой нищете в деревне, к периодическим голодовкам; среди крестьян свирепствовали эпидемии чумы и холеры.

Общественно-экономическая отсталость, нескончаемые феодальные распри отражались на уровне культуры страны. Культура Ирана в рассматриваемый период переживала состояние крайнего упадка. Страна, выдвинувшая в прошлом ряд крупных деятелей в области философии, литературы и искусства, в XVIII в. не дала ни одного значительного имени.

Таким образом, присоединение к Турции или Ирану увековечило бы феодальную раздробленность и междоусобицы в Дагестане, экономическую и культурную отсталость страны.

Присоединение Дагестана к России открывало перспективы приобщения горцев к передовой культуре русского народа вовлекало их в классовые противоречия страны, в сферу обостренной классовой борьбы. Оно привело к ликвидации феодальной раздробленности и постоянных междоусобиц, являвшихся большим препятствием на пути экономического и культурного развития горцев.

Отмечая, что в эпоху своего упадка феодализм стал тормозом общественного прогресса, Ф. Энгельс писал о требованиях, «чтобы был положен конец бесконечным бессмысленным войнам, чтобы прекращены были раздоры между феодалами... чтобы прекратилось это состояние непрерывного и совершенно бесцельного опустошения...».

Вскоре после присоединения к России в Дагестане была запрещена работорговля, а в 60-х годах XIX в", рабство здесь было отменено; ограничена, а впоследствии отменена власть ханов, в известной мере регламентированы и ограничены права местной феодальной аристократии и реакционного мусульманского духовенства.

Ко времени окончательного вхождения Дагестана в состав России экономика последней развивалась уже по капиталистическому пути, тогда как Дагестан переживал еще период феодальной раздробленности. Капитализм в период своего восходящего развития играл прогрессивную историческую роль, которая состояла, как указывал В.И. Ленин, в повышении производительных сил общественного труда и обобществлении его6. В.И. Ленин указывал, что «признание прогрессивности этой роли вполне совместимо... с полным признанием отрицательных и мрачных сторон капитализма, с полным признанием неизбежно свойственных капитализму глубоких и всесторонних общественных противоречий, вскрывающих исторически преходящий характер этого экономического режима». [2]

Признавая исторически прогрессивную роль капитализма, развитие которого обнаружило еще в XIX в. «тенденцию к интернационализации способов производства и обмена, к уничтожению национальной замкнутости, к хозяйственному сближению народов и постепенному объединению громадных территорий в одно связное целое», нельзя однако не учитывать, что «тенденция эта развивалась в своеобразных формах, совершенно не соответствующих ее внутреннему историческому смыслу. Взаимная зависимость народов и хозяйственное объединение территорий устанавливались в ходе развития капитализма не путем сотрудничества народов, как равноправных единиц, а в порядке подчинения одних народов другим, в порядке угнетения и эксплуатации народов менее развитых; народами более развитыми».

Колониальные грабежи и захваты, национальный гнет и неравенство, империалистический произвол и насилие, колониальное рабство и национальное бесправие являются неизбежными спутниками процесса хозяйственного сближения народов при капитализме. Они составляют реакционную сторону происходящего при капитализме процесса хозяйственного сближения народов и объединения громадных территорий в одно связное целое.

Итак, с одной стороны, хозяйственное сближение нерусских народов России в рамках общерусской капиталистической системы, ускорявшее их общественно-экономическое развитие, с другой, - колониально-насильственные формы, военно-феодальные методы этого объединения, тормозившие рост экономики и культуры народов национальных окраин.

Капитализм создает материальные основания для более высокой, по сравнению с феодализмом, культуры. Заключаются они «в развитии капиталистической техники, в росте товарного хозяйства и обмена, приводящих людей в более частые столкновения друг с другом, разрушающих средневековую обособленность отдельных местностей».

Экономическое «завоевание» Кавказа, начавшееся вслед за окончательным присоединением его к России, привело к появлению промышленных очагов, главным образом, по переработке местного сырья, а следовательно, к появлению и росту городов, рабочего класса, носителя самых передовых революционных идей. Трудящиеся Дагестана обрели в лице русского рабочего класса верного друга в борьбе за свое национальное и социальное освобождение. Эта борьба, руководимая большевистской партией, вооруженной самой передовой революционной теорией, и привела к победе Советской власти в Дагестане.

Объективно-прогрессивным следствием присоединения Дагестана к России было появление в крае светских русских школ, медицинских учреждений, библиотек, типографий и других очагов культуры и просвещения. Эти учреждения, создававшиеся царизмом в плане осуществления своей русификаторской политики, объективно способствовали росту культуры горцев, расширению их кругозора. Светское образование, овладение русским языком и ознакомление с передовой литературой помогали горцам критически осмысливать современную им действительность, поднимали уровень их самосознания, способствовали освобождению от обветшалых обычаев и традиций.

Таким образом, присоединение к России означало не только включение отсталого народного хозяйства Дагестана в сферу более передовой экономики России, но и усиление проникновения в горы, вопреки субъективным намерениям царизма, передовой русской культуры. В. И. Ленин писал: «Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре. Есть великорусская культура Пуришкевичей, Гучковых и Струве, - но есть также великорусская культура, характеризуемая именами Чернышевского и Плеханова». Именно эта великорусская культура, характеризуемая именами Чернышевского и Плеханова, а также других передовых представителей великой русской нации, и служила источником, из которого прогрессивные люди национальных окраин, в том числе и Дагестана, черпали материал для своего духовного роста и деятельности, направленной на поднятие культурного уровня народа.

В начале второй половины XIX в. в России складывалась революционная ситуация. Характеризуя этот период, В. И. Ленин отмечал, что в условиях нарастания недовольства в России, требований политических реформ даже легальной либеральной печатью, широкой агитации герценовского «Колокола», могучей революционной проповеди Чернышевского, студенческих волнений, крестьянских восстаний «...самый осторожный и трезвый политик должен был бы признать революционный взрыв вполне возможным и крестьянское восстание - опасностью весьма серьезной». В этот период нарастающей революционной ситуации, в 1851 году, Ф. Энгельс писал К. Марксу: «...Россия действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку... господство России играет цивилизаторскую роль для Черного и Каспийского морей и Центральной Азии, для башкир и татар...». Сравнивая Россию с Польшей, Ф. Энгельс отмечал в этом же письме, что в России имеется «гораздо больше элементов просвещения и в особенности элементов промышленного развития...».

Указания классиков марксизма-ленинизма о совместимости отмеченных выше двух противоположных (прогрессивных и отрицательных, мрачных) сторон капитализма, о сочетании в едином процессе прогрессивных сторон восходящего капитализма с жестоким национально-колониальным гнетом метрополии в колониях, о наличии двух культур в каждой национальной культуре, о цивилизующей роли России по отношению к Востоку помогают понять прогрессивно-историческое значение присоединения Дагестана к России.

Включение Дагестана в состав России привело к тому, что горцы; стоявшие, по выражению В.И. Ленина, «в стороне от мирового хозяйства и даже в стороне от истории»14, стали приобщаться к передовой культуре русского народа, к светской школе и образованию; оно создало условия для ликвидации феодальной раздробленности в Дагестане, постоянных междоусобиц. Дагестан втягивался в сферу общероссийской экономики и политической жизни, нивелировались его местные особенности, постепенно исчезала былая патриархальная замкнутость Страны гор, ее населения.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ПРЕССА

Движение просветительства в Дагестане началось в конце XIX века среди представителей горской интеллигенции. Прежде всего, надо отметить, просветительство в Дагестане зародилось и развивалось под влиянием русского просветительства, а также освободительных идей прогрессивной русской литературы.

Для России просветительство в конце XIX - начале XX столетий было уже пройденным этапом. На арене общественной жизни появился могучий рабочий класс, который придал освободительному движению новый характер.

Что такое просветительство и почему оно с таким опозданием возникло в Дагестане?

Чтобы выяснить этот вопрос, необходимо обратиться к ленинской работе «От какого наследства мы отказываемся? ». Критикуя взгляды народников 90-х годов, В.И. Ленин противопоставляет им представителей «наследства» 60-х годов, то есть просветителей, у которых «все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом и его остатками. Новые общественно-экономические отношения и их противоречия тогда были еще в зародышевом состоянии».

В.И. Ленин дает характеристику взглядов, общих для всех просветителей: вражда к крепостному праву и всем его порождениям; горячая защита просвещения, самоуправления, свободы, отстаивание интересов народных масс, главным образом - крестьян.

Творчество и деятельность дагестанских просветителей, начиная с Гасана Алкадари и кончая Саидом Габиевым и Зейналабидом Батырмурзаевым, характеризуется тем, что все они с теми или иными отклонениями боролись за идеалы, о которых писал В.И. Ленин. В позднем распространении просветительства в стране гор нет ничего противоестественного. Оно станет понятным, если обратиться к истории Дагестана того времени. По существу капиталистические отношения только-только начинали складываться, но зато процветали феодальные отношения и сохранялись пережитки патриархально-родового строя; на очереди дня стояло разрешение раятского вопроса; народ, в подавляющем большинстве горцы-крестьяне, влачил жалкое существование.

Даже к 1911 году в Дагестане было всего лишь 54 русских школы, и в них дети местного населения составляли меньше пятидесяти процентов. Такой низкий процент учеников-«туземцев» являлся результатом «многолетней просветительной» политики царского самодержавия. [12]

Просветители Дагестана были выразителями интересов крестьянских масс, стремящимися в условиях существующего строя изменить положение народа с помощью просвещения, открытия очагов культуры, школ. И хотя некоторые из них были во многом связаны с патриархальной стариной и арабской культурой, тем не менее, считали, что единственный выход в данной ситуации - приобщение народа к передовой русской культуре.

С самого начала возникновения и до Октябрьской социалистической революции просветительство претерпело значительные изменения. Например, если у Гасана Алкадари, автора книги «Асари-Дагестан», поднимались только вопросы просвещения народа, то у Сайда Габиева, особенно в статьях «Зари Дагестана» и «Мусульманской газеты», помимо этого, усиливаются социальные мотивы. А Гарун Саидов в газете «Илчи» - «без пяти минут» большевик.

Чтобы иметь представление о взглядах дагестанских просветителей, надо дать хотя бы краткую характеристику их деятельности.

У каждой народности были свои представители: у лезгин, например, - Гасан Алкадари, у кумыков - Нухай и Зайналабид Батырмурзаевы, у лакцев - Хаджи-Мурад Аминтаев и Сайд Табиев и т.д. Но несмотря на принадлежность к различным народностям, все они боролись за интересы всего дагестанского народа и в этом самая положительная сторона их деятельности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.063 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь