Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социально-экономическое развитие основных стран Европы и США перед первой мировой войной



Содержание

 

Введение_____________________________________________________ 3

1 Мир в начале XX века_______________________________________ 5

1.1 Социально-экономическое развитие основных стран Европы и США перед первой мировой войной_____________________________________ 5

1.2 Политическое положение в мире в начале ХХ века___________ 13

1.3 Особенности развития культуры начала ХХ века_____________ 20

2 Жизнь и творчество Э.М.Ремарка и Э.М.Хемингуэя______________ 33

2.1 Жизнь и творчество Э.М.Ремарка_________________________ 33

2.2 Жизнь и творчество Э.М.Хемингуэя_______________________ 35

3 Анализ произведений о «потерянном поколении»_______________ 41

3.1 Анализ творчества Э.М.Ремарка__________________________ 41

3.2 Анализ творчества Э.М.Хемингуэя________________________ 52

Заключение__________________________________________________ 92

Список использованной литературы______________________________ 97

 


Введение

 

«Потерянное поколение» - молодые люди, ушедшие на войну прямо со школьной парты. Они не видели счастья в своей юности, вместо любви и прогулок под луной им достались окопы и атаки. Это люди, потерявшие веру в хорошее, уверенные в том, что все заканчивается смертью. В то же время их молодость и жизнелюбие защищают их, оставляют в них какую-то частичку романтизма, желания жить.

Многие исследователи в настоящее время сравнивают начало ХХ века и наше время, находя в этих исторических этапах многие схожие моменты. Поэтому понимание мировосприятия «потерянного поколения» начала ХХ века поможет нам в настоящее время решить многие проблемы современной молодежи. Ведь ни для кого не секрет, что взгляды на жизнь молодых людей нашего времени не сильно отличаются от взглядов «потерянного поколения». Многие из них прошли Чечню, другие горячие точки, а у других это вызвано сменой социально-политического устройства страны, когда не хватало времени на проблемы молодежи и видели и понимали они все по-своему. Сейчас нам приходится расхлебывать ошибки десяти-пятнадцатилетней давности, а сделать это можно только через анализ в чем-то схожего периода – начала ХХ века. Лучше всего происходящее в то время описано именно в художественных произведениях, где мы видим переживания и страдания молодого человека, оставшегося наедине с собой и с войной, которая останется в его сердце навсегда.

Изложенными выше соображениями и обусловливается актуальность темы дипломного исследования.

Целью написания дипломной работы является анализ произведений видных писателей «потерянного поколения» - Э.М.Ремарка и Э.М.Хемингуэя.

Для достижения данной цели в дипломной работе были поставлены и решены следующие задачи:

1. охарактеризован уровень социально-экономического развития основных стран Европы и США в начале ХХ века;

2. дан анализ особенностям политического развития в мире в исследуемый период;

3. рассмотрены особенности развития культуры в период перед первой мировой войной;

4. дано описание жизни и творчества Э.М.Ремарка;

5. описана жизнь и творчество Э.М.Хемингуэя;

6. дан анализ наиболее заметных произведений данных авторов.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы.

В первой главе рассмотрены особенности социально-экономического, политического, культурного развития мира в начале ХХ века. Первый параграф посвящен социально-экономическим проблемам, их воздействию на психологию людей, живших в то время. Во втором параграфе рассматриваются особенности политического развития, их влияние на жизнь населения Европы и Соединенных Штатов Америке. В третьем параграфе проанализированы особенности и новые стили в культуре начала ХХ века.

Вторая глава посвящена исследованию биографий писателей «потерянного поколения» - Э.М.Ремарка и Э.М.Хемингуэя.

В третьей главе дан анализ их произведений, а также рассмотрено отношение критики нашей страны к произведениям данных писателей, отличие отношения советской критики от зарубежной к их творчеству.

В заключении даны основные выводы по дипломной работе.


Мир в начале XX века

Жизнь и творчество Э.М.Ремарка и Э.М.Хемингуэя

Жизнь и творчество Э.М.Ремарка

 

Эрих Мария Ремарк родился в 1898 г. в Оснабрюке в семье переплетчика. Прошел войну рядовым солдатом. Был учителем начальной школы, торговым служащим, коммивояжером, репортером, пытался писать бульварные романы. В 1928 г. вышел его первый роман о первой мировой войне «На западном фронте без перемен». В этой книге с большой полнотой и художественной проникновенностью воплотилось непосредственное восприятие страшных будней войны, таких, какими их испытали люди «потерянного поколения». Она принесла Ремарку мировую известность. Следующий роман «Возвращение» (1931 г.) был посвящен первым послевоенным месяцам. В нем в еще большей степени проявилось безысходное отчаяние, безнадежная тоска людей, не знавших, не видевших пути, чтобы вырваться из бесчеловечной, бессмысленно жестокой действительности; в нем проявилось, вместе с тем, отвращение Ремарка ко всякой политике, в том числе и революционной.

После захвата власти гитлеровцами, в 1933 году, Ремарку пришлось покинуть родину. Некоторое время он жил в Швейцарии, затем во Франции, потом переехал в США, где и остался жить. Нацистские пропагандисты бешено травили его, обвиняя прежде всего в «подрыве воинского духа», в дискредитации немецкой солдатчины.

Уже в эмиграции был издан роман «Три товарища» (1938 г.). В 1941 г. вышли романы «Люби своего ближнего» и «Флоттзам» о жизни эмигрантов-антифашистов. Той же теме посвящен роман «Триумфальная арка» (1946 г.). В книгах «Время жить и время умирать» (1954 г.) – о второй мировой войне и «Черный обелиск» (1956 г.) – о годах инфляции – все внятней и отчетливей ощущается целеустремленная, непримиримая ненависть писателя к фашизму и милитаризму.

Эрих Мария Ремарк ушел с гимназической скамьи добровольцем на фронт, пять раз был ранен. После войны работал учителем, каменотесом, бухгалтером, коммивояжером, репортером. В 1932 году после ухудшения здоровья Ремарк уезжает в Итальянскую Швейцарию, где узнает о сожжении книг фашистами и лишении его немецкого гражданства. В 1939 году писатель переехал в США, в 1942 году он принял американское гражданство, после второй мировой войны Ремарк поселился в Порто Ронко (Швейцария).

Появление романа «На Западном фронте без перемен» ставит Ремарка в ряд писателей, которые представили изображение войны как потерю иллюзий и гибели целого поколения (Хемингуэй, Олдингтон, Фицджеральд). Это произведение во многом автобиографично, главный герой Пауль Боймер, поддавшись пропаганде, уходит на фронт вместе со своими друзьями Мюллером, Кроппом, Леером, Кеммерихом. Наивный молодой человек проходит тяжелейшую дорогу утраты друзей, в грязных окопах он теряет восторженное стремление защищать «счастье народа».

Приехав в отпуск, Пауль Боймер сталкивается в мирном городке с тем, что немцы не понимают войны, они не страдают от вшей, холода, постоянного страха, но агрессивно требуют от героя бравурной победы. Пауль не может войти в мирную жизнь, потому что его горький опыт, иное видение действительности не совпадает с восприятием войны в тылу. Для героев Ремарка экзистенциально важным становится дружество, «окопная солидарность», которую писатель идеализирует. Автор показывает бессмысленность и жестокость войны глазами простого человека, сосредоточиваясь на изменении психологии личности в экстремальных условиях.

Пафос военного героизма разрушается в романе немецкого прозаика, человек перестает быть личностью, он становится безликим винтиком милитаристской машины. Ремарк, акцентируя дегуманизацию мира, прибегает в этом произведении к интересному повествовательному приему - созданию «новой вещности», когда предметы замещают индивида, потому что их век более долог, чем человеческая жизнь на войне.

 

Анализ произведений о «потерянном поколении»

Заключение

 

К концу XIX в. преимущества индустриальной цивилизации, утвердившейся в ряде стран Европы и в США, становились все более очевидными. Этот тип цивилизации гарантировал обществу не только относительно стабильный уровень жизни, но и широкий комплекс прав, в том числе право владеть и распоряжаться частной собственностью. Это право укрепляло веру человека в себя, в свои возможности, в определенном смысле становясь объективным мерилом последних.

Для большинства народов Европы промышленная революция была не плодом их собственного развития, а привнесенным извне требованием времени. Ломка старых общественных устоев везде была болезненной.

С возникновением промышленной цивилизации рухнули вековые принципы жизненного устройства.

Европеец начала ХХ века имел гораздо больше возможностей выбора, чем его прадед, но гораздо меньше уверенности в завтрашнем дне. И очень многие (едва ли не большинство) с тоской вспоминали «старые добрые времена», когда община, цех, государь, государство защищали его и направляли его жизнь.

Индустриальный рывок в Англии показал, что свобода личности и равенство всех перед законом не только оправданны морально, но и чрезвычайно выгодны, полезны для общества. В массовом сознании всё прочнее укоренялись убеждения, что права и свободы личности священны и неприкосновенны, что они более значимы, чем любые интересы общества и государства.

В ХХ веке во многих странах на подобных идеях постепенно выстраивалась сложная, тонкая, но весьма прочная и устойчивая общественная и государственная система, которую называют либеральной демократией. Либеральная конституция и демократически избираемый парламент стали нормой для европейского государства уже с начала прошлого столетия.

Поколение, достигшее зрелости к началу ХХ века, имело возможность на себе ощутить, как жизнь меняется к лучшему, становится всё более комфортной и безопасной. Европейцы были полны веры в свои силы и решимости улучшать мир по собственной воле и разумению.
Промышленная цивилизация сделала Европу гораздо более единой — все государства были связаны сетью железных дорог; объемы международной торговли резко возросли, а с ними и экономическая взаимозависимость раньше никак не соприкасавшихся регионов; благодаря телеграфу любые новости мгновенно достигали самых глухих уголков; возникли единые европейские моды и стандарты жизни. Сблизились законодательства разных стран; границы между государствами стали прозрачными, и люди, как правило, беспрепятственно ездили из одной страны в другую.

Но одновременно появилась мощная сила, разъединявшая европейские народы, — национализм.

Национализм стал основным источником военных конфликтов в Европе — все войны, которые велись между 1815 и 1914 годами, были так или иначе связаны с процессом национального размежевания. В ходе этих войн объединились Германия и Италия, получили независимость от Османской империи и создали собственные государства греки, болгары, румыны, сербы, черногорцы. Постепенно в массовом сознании укреплялась мысль, что каждая нация должна иметь свое собственное отдельное национальное государство.

Обострившееся национальное сознание народов Европы препятствовало экспансии на континенте любой, даже самой могущественной державы. Но остальной мир еще был полностью открыт для такой экспансии: там европейцам противостояли не сплоченные нации, а слабые, остро нуждающиеся в деньгах, часто враждующие друг с другом и нередко презирающие собственный народ властители. Подчинить их своему влиянию обычно не составляло большого труда. Технологическое (прежде всего военное) преимущество европейцев делало некогда великие цивилизации Востока беззащитными. Даже небольшие западные страны сумели установить свой контроль над обширными территориями.

Духовная и материальная культура XX в. — это продолжение социокультурных процессов века XIX, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом естественных исторических изменений. В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства. Пример такого нового отношения дала французская живопись, которая стала не только активно темпераментной, но окрашенной субъективными переживаниями человека: появляется импрессионизм, главная цель которого — запечатлеть мгновение жизни.

Искусство декаданса является отражением всех социальных и мировоззренческих противоречий. В 1909 г. появляется футуризм, его «крестный отец» - итальянский писатель Ф. Маринетти. Позже возникает новое общество экспрессионистов «Синий всадник», появляются приверженцы дадаизма, аудизма и др. В 1915 г. в Париже заявляют о себе фовисты — «дикие», в этом же году в Дрездене появляется «Мост» - группа объединившихся художников-экспрессионистов. Тремя годами позже «Моста» формируется кубизм. В России инновационные процессы в культуре схожи с западноевропейскими: в лирическом духе творили М. Нестеров, И. Левитан, в духе импрессионизма писал К. Коровин. Формируется образно-романтический метод М. Врубеля, сложная символика В. Борисова-Мусатова. Вновь появившийся журнал «Мир искусства» ориентировал на нетрадиционное для России отстранение от реальных жизненных впечатлений, иллюзорность, маскарадность. И, наконец, выставка «Бубновый валет», состоявшаяся в Москве, определила новое направление в развитии искусства. В литературе, театре, музыке протекали схожие процессы.

В литературном процессе XX в. произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами. Среди основных особенностей литературы этого времени можно выделить:

• политизацию, усиление связи литературных направлений с различными политическими течениями,

• усиление взаимовлияния и взаимопроникновения национальных литератур, интернационализацию,

• отрицание литературных традиций,

• интеллектуализацию, влияние философских идей, стремление к научному и философскому анализу,

• слияние и смешение жанров, многообразие форм и стилей,

• стремление к жанру эссе.

Первая мировая война стала кардинальной темой искусства первой половины века, определила личные судьбы и сформировала художественные индивидуальности таких писателей, как Анри Барбюс, Ричард Олдингтон, Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк. На войне получил смертельное ранение поэт, чье творчество открыло ХХ век - Гийом Аполлинер. Разными были условия и последствия этой войны для каждой из стран. Однако художественное воплощение первой мировой войны в разных литературах имеет и общие, типологические, черты как в проблематике и пафосе, так и в поэтике.

Литература «потерянного поколения» сложилась в европейских и американских литературах в течение десятилетия после окончания первой мировой войны. Зафиксировал ее появление 1929 год, когда были изданы три романа: «Смерть героя» англичанина Олдингтона, «На Западном фронте без перемен» немца Ремарка и «прощай, оружие! » американца Хемингуэя. В литературе определилось потерянное поколение, названное так с легкой руки Хемингуэя, поставившего эпиграфом к своему первому роману «Фиеста. И восходит солнце» (1926) слова жившей в Париже американки Гертруды Стайн «Все вы - потерянное поколение». Эти слова оказались точным определением общего ощущения утраты и тоски, которые принесли с собою авторы названных книг, прошедшие через войну. В их романах было столько отчаяния и боли, что их определяли как скорбный плач по убитым на войне, даже если герои и спасались от пуль. Это реквием по целому поколению, не состоявшемуся из-за войны, на которой рассыпались, словно бутафорские замки, идеалы и ценности, которым учили с детства. Война обнажила ложь многих привычных догм и государственных институтов, таких, как семья и школа, вывернула наизнанку фальшивые моральные ценности и ввергла рано состарившихся юношей в бездну безверия и одиночества.

Герои книг писателей «потерянного поколения», как правило, совсем юные, можно сказать, со школьной скамьи и принадлежат к интеллигенции. Для них путь Барбюса и его «ясность» представляются недостижимыми. Они - индивидуалисты и надеются, как герои Хемингуэя, лишь на себя, на свою волю, а если и способны на решительный общественный поступок, то сепаратно заключая «договор с войной» и дезертируя. Герои Ремарка находят утешение в любви и дружбе, не отказываясь от кальвадоса. Это их своеобразная форма защиты от мира, принимающего войну как способ решения политических конфликтов. Героям литературы «потерянного поколения» недоступно единение с народом, государством, классом, как это наблюдалось у Барбюса. «Потерянное поколение» противопоставило обманувшему их миру горькую иронию, ярость, бескомпромиссную и всеохватную критику устоев фальшивой цивилизации, что и определило место этой литературы в реализме, несмотря на пессимизм, общий у нее с литературой модернизма.


Список использованной литературы

 

1. Белова Т. Культура и власть. - М., 2001.

2. Бердяев Н. Конец Ренессанса (К современному кризису культуры) // София. Проблемы духовной культуры и религиозной философии. Берлин, 1923.

3. Бердяев Н. Новое средневековье. Размышления о судьбе России и Европы. Берлин, 1923

4. Бердяев Н. Предсмертные мысли Фауста // Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М., 1994. Т. 1.

5. Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989

6. Библер В. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. — 1989. № 6.

7. Воррингер В. Абстракция и одухотворение // Современная книга, по эстетике. М., 1957

8. Зингерман Б. Очерки истории дамы 20 века. М., 1979

9. Злобин Г. По ту сторону мечты М.: «Художественная литература» 1985.

10. Кандинский В. О духовном в искусстве. Л., 1990

11. Козловски П. Культура постмодерна. М„ 1997

12. Культурология. ХХ век. Антология. - М., 1995.

13. Лавренев Б. Собрание сочинений. М., Худ. литература, 1982

14. Лиотар Ж. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ежегодник лаборатории постклассических исследований Института философии Российской академии наук. М., 1994

15. Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994.

16. Маркес Г. Сто лет одиночества. М., 1979

17. Мириманов В. Европейский авангард и традиционное искусство // Мировое древо М., 1993

18. Модернизм: анализ и критика основных направлений. - М., 1991.

19. Морозов М. Избранные статьи и переводы. М, 1954

20. Несмелова О.О. Эволюция «русского» восприятия творчества Э.Хемингуэя / О.О.Несмелова // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета (Казань, 4-6 октября 2004 г.): Труды и материалы: / Под общ. ред. К.Р.Галиуллина.– Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004

21. Никое А. Беспредметный мир. Абстрактное и конкретное искусство. М., 1997

22. Писатели США о литературе, том 2 М.: «Прогресс» 1982.

23. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1

24. Постмодернизм и культура. -М., 1991.

25. Ремарк Э.М. Три товарища. Ташкент, 1960 г.

26. Самосознание европейской культуры ХХ века. - М., 1991.

27. Советский Энциклопедический Словарь, М., 1989 г.

28. Современный революционный процесс и прогрессивная литература. - М., 1976.

29. Согрин В.В. и др. Либерализм Запада XVII-XX вв. - М., 1995.

30. Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. М, 1993

31. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.—Л., 1941

32. Таиров А. Записки режиссера. Статьи, беседы, речи, письма, вто, 1970

33. Теория и история мировой и отечественной культуры.//Под ред. Сапрыкина. - М., 1995.

34. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991

35. Уоррен П. Как работает поэт М.: «Радуга» 1988.

36. Фуко М. Слова и вещи // Археология гуманитарных наук. М., 1977

37. Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4

38. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988

39. Хемингуэй Э. Прощай, оружие! М.: «Художественная литература», 1988

40. Хемингуэй Э. Собрание сочинений М.: «Литература», СПб.: «Кристалл», 2001.

41. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М.-СПб., 1997

42. Хренов Н.А. Художественный опыт ХХ века в контексте смены культурных циклов // Общественные науки и современность, 1999 - №2

43. Шварц В. Йозеф Кайнц. Л., 1972

44. Шпенглер О. Закат Европы // Очерки морфологии мировой истории. М., 1993

45. Элиаде М. Космос и история. М., 1987

46. Эллеи Терри, История моей жизни. М.—Л., 1963


[1] Жуковский С., Жуковская И. Европейская цивилизация и мир. /Учебное пособие. М., 2002

[2] Хемингуэй. Э. Собрание сочинений М.: «Литература» 2001 г. СПб «Кристалл» стр. 465.

[3] Хемингуэй. Э. Собрание сочинений М.: «Литература» 2001 г. СПб «Кристалл» стр. 466.

[4] Хемингуэй. Э. Собрание сочинений М.: «Литература» 2001 г. СПб «Кристалл» стр. 470.

[5] Хемингуэй. Э. Собрание сочинений М.: «Литература» СПб» 2001 «Кристалл» стр.471.

 

[6] Писатели США о литературе М.: «Прогресс» 1982 г. Хемингуэй Э. Речь на 2-ом Конгрессе американских писателей «Писатель и война» стр.92

[7] Хемингуэй. Э. Собрание сочинений М.: «Литература» СПб «Кристал» » 2001 стр.417.

[8] Хемингуэй. Э. Собрание сочинений М.: «Литература» СПб «Кристалл» » 2001 стр.531.

[9] Хемингуэй. Э. Собрание сочинений М.: «Литература» СПб «Кристал» 2001 стр.543.

[10] Хемингуэй. Э. Собрание сочинений М.: «Литература» СПб «Кристал» 2001 стр.548.

[11] Хемингуэй. Э. Собрание сочинений М.: «Литература» СПб «Кристал» 2001 стр.556.

[12] Хемингуэй. Э. Собрание сочинений М.: «Литература» СПб «Кристалл» 2001 стр.589.

[13] Хемингуэй. Э. Собрание сочинений М.: «Литература» СПб «Кристалл» 2001 стр.592.

[14] Хемингуэй. Э. Собрание сочинений М.: «Литература» СПб «Кристалл» 2001 стр.594.

[15] Хемингуэй. Э. Собрание сочинений М.: «Литература» СПб «Кристалл» 2001 стр.596.

 

[16]

Хемингуэй. Э. Собрание сочинений М.: «Литература» СПб «Кристалл» 2001 стр.596.

[17] Хемингуэй. Э. Собрание сочинений М.: «Литература» СПб «Кристалл» 2001 стр.634.

[18] Хемингуэй. Э. Собрание сочинений М.: «Литература» СПб «Кристалл» 2001 стр.659.

[19] Хемингуэй. Э. Собрание сочинений М.: «Литература» СПб «Кристалл» 2001 стр.661.

[20] Хемингуэй. Э. Собрание сочинений М.: «Литература» СПб «Кристалл» 2001 стр.689.

 

[21] Хемингуэй. Э. Собрание сочинений М.: «Литература» СПб «Кристалл» 2001 стр.709.

[22] Хемингуэй. Э. Собрание сочинений М.: «Литература» СПб «Кристалл» 2001 стр.698.

[23] Хемингуэй. Э. Собрание сочинений М.: «Литература» СПб «Кристалл» 2001 стр.710.

 

Содержание

 

Введение_____________________________________________________ 3

1 Мир в начале XX века_______________________________________ 5

1.1 Социально-экономическое развитие основных стран Европы и США перед первой мировой войной_____________________________________ 5

1.2 Политическое положение в мире в начале ХХ века___________ 13

1.3 Особенности развития культуры начала ХХ века_____________ 20

2 Жизнь и творчество Э.М.Ремарка и Э.М.Хемингуэя______________ 33

2.1 Жизнь и творчество Э.М.Ремарка_________________________ 33

2.2 Жизнь и творчество Э.М.Хемингуэя_______________________ 35

3 Анализ произведений о «потерянном поколении»_______________ 41

3.1 Анализ творчества Э.М.Ремарка__________________________ 41

3.2 Анализ творчества Э.М.Хемингуэя________________________ 52

Заключение__________________________________________________ 92

Список использованной литературы______________________________ 97

 


Введение

 

«Потерянное поколение» - молодые люди, ушедшие на войну прямо со школьной парты. Они не видели счастья в своей юности, вместо любви и прогулок под луной им достались окопы и атаки. Это люди, потерявшие веру в хорошее, уверенные в том, что все заканчивается смертью. В то же время их молодость и жизнелюбие защищают их, оставляют в них какую-то частичку романтизма, желания жить.

Многие исследователи в настоящее время сравнивают начало ХХ века и наше время, находя в этих исторических этапах многие схожие моменты. Поэтому понимание мировосприятия «потерянного поколения» начала ХХ века поможет нам в настоящее время решить многие проблемы современной молодежи. Ведь ни для кого не секрет, что взгляды на жизнь молодых людей нашего времени не сильно отличаются от взглядов «потерянного поколения». Многие из них прошли Чечню, другие горячие точки, а у других это вызвано сменой социально-политического устройства страны, когда не хватало времени на проблемы молодежи и видели и понимали они все по-своему. Сейчас нам приходится расхлебывать ошибки десяти-пятнадцатилетней давности, а сделать это можно только через анализ в чем-то схожего периода – начала ХХ века. Лучше всего происходящее в то время описано именно в художественных произведениях, где мы видим переживания и страдания молодого человека, оставшегося наедине с собой и с войной, которая останется в его сердце навсегда.

Изложенными выше соображениями и обусловливается актуальность темы дипломного исследования.

Целью написания дипломной работы является анализ произведений видных писателей «потерянного поколения» - Э.М.Ремарка и Э.М.Хемингуэя.

Для достижения данной цели в дипломной работе были поставлены и решены следующие задачи:

1. охарактеризован уровень социально-экономического развития основных стран Европы и США в начале ХХ века;

2. дан анализ особенностям политического развития в мире в исследуемый период;

3. рассмотрены особенности развития культуры в период перед первой мировой войной;

4. дано описание жизни и творчества Э.М.Ремарка;

5. описана жизнь и творчество Э.М.Хемингуэя;

6. дан анализ наиболее заметных произведений данных авторов.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы.

В первой главе рассмотрены особенности социально-экономического, политического, культурного развития мира в начале ХХ века. Первый параграф посвящен социально-экономическим проблемам, их воздействию на психологию людей, живших в то время. Во втором параграфе рассматриваются особенности политического развития, их влияние на жизнь населения Европы и Соединенных Штатов Америке. В третьем параграфе проанализированы особенности и новые стили в культуре начала ХХ века.

Вторая глава посвящена исследованию биографий писателей «потерянного поколения» - Э.М.Ремарка и Э.М.Хемингуэя.

В третьей главе дан анализ их произведений, а также рассмотрено отношение критики нашей страны к произведениям данных писателей, отличие отношения советской критики от зарубежной к их творчеству.

В заключении даны основные выводы по дипломной работе.


Мир в начале XX века

Социально-экономическое развитие основных стран Европы и США перед первой мировой войной

 

К концу XIX в. преимущества индустриальной цивилизации, утвердившейся в ряде стран Европы и в США, становились все более очевидными. Этот тип цивилизации гарантировал обществу не только относительно стабильный уровень жизни, но и широкий комплекс прав, в том числе право владеть и распоряжаться частной собственностью. Это право укрепляло веру человека в себя, в свои возможности, в определенном смысле становясь объективным мерилом последних.

В XIX столетии жизнь обитателей Европы начала меняться очень быстро. В начале прошлого века европейцы оглядывались на времена столетней давности как на совершенно другую, бесконечно далекую эпоху. Ломка прежних традиций и устоев, стремительные перемены во всех областях жизни были настолько глубоки, что ощущались как признаки появления совершенно нового способа существования, нового общественного устройства. Философы и историки стали называть его по-разному — «капиталистическое», «индустриальное», «модернизированное» (современное) общество.

Паровые двигатели и механические станки резко, в десятки раз подняли производительность человеческого труда. Паровозы, пароходы, а позже автомобили решили проблему перевозки грузов и невиданно быстрого передвижения людей. Изобретения и усовершенствования следовали одно за другим, преображая старые отрасли промышленности и создавая новые.
Тихие и немноголюдные городки при жизни одного поколения вырастали в крупные промышленные центры; всё больше становилось городов с миллионным населением.

Промышленная цивилизация предъявляла к человеку совершенно новые требования, во многом противоположные прежним. «Идеальный герой» эпохи индустриализации, будь то фабрикант или рабочий, должен был надеяться только на себя, трудиться в поте лица и постоянно стремиться достичь большего и лучшего. Часто работа шла без выходных и праздников, на пределе сил и способностей, «на износ».

Началось всё с Англии еще в XVIII столетии. Талантливые изобретатели-самоучки, предприимчивые фабриканты, умелые рабочие без какого-либо вмешательства государства всего за несколько десятилетий преобразили жизнь и сделали страну «мастерской мира». Постепенно в индустриальную гонку втянулись все европейские государства.

Уклониться от участия в этой гонке было невозможно — отставший быстро оказывался в экономической зависимости от лидеров. Когда дешевые и качественные английские товары фабричной выделки наводнили рынки континентальной Европы и началось разорение местных ремесленников и мануфактур, правительства многих стран стали активно и целенаправленно подстегивать рост собственной промышленности: давали кредиты и выгодные заказы фабрикантам, строили дороги, открывали специальные институты для подготовки инженеров.

Однако не во всех странах эти усилия приносили такие результаты, как, например, в Германии, где начался крутой промышленный подъем, — в некоторых регионах Европы (Юг Италии, Испания, Португалия и др.) «отсталость» превращалась в хроническую.

Для большинства народов Европы промышленная революция была не плодом их собственного развития, а привнесенным извне требованием времени. Ломка старых общественных устоев везде была болезненной.

С возникновением промышленной цивилизации рухнули вековые принципы жизненного устройства.

В Средние века и в раннее Новое время место человека в общественной иерархии определялось при рождении; важнейшей добродетелью была готовность довольствоваться этим местом. В эпоху промышленного переворота впервые в истории возникло общество, не только не стремящееся обуздать «выскочек», а, наоборот, поощряющее инициативу и предприимчивость.

Каждому человеку предлагалось самостоятельно добиваться общественного признания своих способностей и талантов. Покорность судьбе перестала считаться добродетелью и превратилась в порок.

До начала индустриальной эпохи взаимоотношения верхов и низов общества строились почти так же, как в семье: отеческая опека в обмен на верную службу и благодарность. Землевладельца и крестьянина, хозяина и работника связывали личные отношения, которые могли длиться не только всю жизнь, но и переходить из поколения в поколение. Капиталист же, в отличие от господ прежних времен, не претендовал на роль заботливого отца своих рабочих и не ждал от них благодарности.

Наем на работу стал всего лишь разновидностью торговой сделки между юридически равными взрослыми людьми, которая расторгалась так же легко, как и заключалась. Тут не было места ничему личному — конкуренция обрекала на неминуемое разорение любого сердобольного хозяина, держащего из жалости плохих работников или завышающего зарплату.

Принять эти безличные отношения как должное могли далеко не все. «Маленький человек», нуждающийся в заботе и покровительстве со стороны сильных мира сего, проникался в таких обстоятельствах ненавистью к «бездушным эксплуататорам». Новое общество казалось безжалостным.

В традиционном обществе каждый человек жил в коллективе, в сложной системе отношений и связей. Эти отношения были в основном принудительными, человек строил их не сам. Вся жизнь его протекала на виду и под контролем, но зато он всегда мог рассчитывать на помощь «своих». Но настали времена, когда свое унаследованное от предков положение в обществе теряли миллионы людей — и они срывались с насиженных мест, в поисках лучшей доли ехали в города, перебирались в другие страны и даже на другие континенты. То, на что прежде решались лишь немногие герои и авантюристы, стало нормой.

Европеец начала ХХ века имел гораздо больше возможностей выбора, чем его прадед, но гораздо меньше уверенности в завтрашнем дне. И очень многие (едва ли не большинство) с тоской вспоминали «старые добрые времена», когда община, цех, государь, государство защищали его и направляли его жизнь.

Особенно болезненно воспринимали перемены крестьяне. Почти во всех странах они составляли большинство населения, именно в их сознании традиции предшествующих поколений коренились особенно прочно, именно они были хранителями традиционных жизненных ценностей, культуры и образа жизни.

Крестьянин веками в поте лица добывал свой хлеб, довольствуясь тем, что могла дать ему земля. Благополучие семьи земледельца зависело от нее самой, и только непредсказуемая природа могла лишить ее средств к существованию.

К концу XIX века в сельское хозяйство пришли механизация, новые орудия труда, удобрения, новые приемы и технологии работы; зависимость от милостей природы ослабела. Но на смену ей пришла зависимость не менее жесткая — от столь же слепых и неуправляемых сил рыночной конкуренции.
Натуральное хозяйство — естественная и привычная форма человеческого существования — ушло в прошлое. Почти всё, что производилось, шло на рынок — и там же покупалось всё необходимое.

Промышленная революция создала общество, в котором покупателями и продавцами стали все. Благодаря железным дорогам и пароходам перевозки удешевились настолько, что уже существенно не повышали цену привезенного издалека товара (к началу ХХ века перевоз тонны зерна из Америки в Англию обходился всего в 8 центов).

Экономическими конкурентами становились удаленные друг от друга страны. К концу столетия даже в самых глухих уголках Европы цены на продовольствие и сырье зависели уже не столько от местных урожаев, сколько от мирового рынка — каждый крестьянин, продающий хотя бы мешок зерна, становился участником всемирной конкуренции.
В традиционном обществе конкуренция считалась злом, ее старались всячески избегать. Теперь она стала главной движущей силой экономики, побуждая производителей добиваться удешевления и повышения качества своих товаров. Крестьяне и ремесленники, работавшие по старинке, разорялись.

В Англии промышленная революция началась уже после того, как преобразилась деревня — крестьянские общины сменились обособленными фермерскими хозяйствами. Фермеры работали на земле не просто для того, чтобы прокормить свои семьи, но и для того, чтобы получить прибыль от продажи продуктов. Именно фермеры создали массовый спрос на ткани, посуду, сельскохозяйственные орудия и другую продукцию быстро растущей фабричной промышленности.

В свою очередь рост городского населения обеспечивал всё больший спрос на продовольствие, и предприимчивые фермеры с выгодой для себя наращивали его производство. Дедовские методы земледелия и животноводства уступали место новым, более рациональным и интенсивным.

Сходным образом дело обстояло в странах Северной Европы (Нидерланды, Скандинавия), где фермеры стали разводить скот и поставлять в Англию молоко и колбасы, покупая там машины для своего хозяйства. Оставаясь аграрными до конца XIX века, эти страны, тем не менее, не ощущали себя сырьевыми придатками более индустриализованных соседей: сельский труд здесь был не менее производительным, чем городской, и позволял успешно накапливать капиталы.

Традиционное общество строилось на двух принципах:

— люди, родившиеся в разных сословиях, имеют разные права, неравноправны;

— общие интересы всегда важнее устремлений отдельных людей.

Главными политическими идеями индустриального общества стали равноправие и индивидуальная свобода.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.112 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь