Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пояснительная записка к курсу «Основы журналистики»



Пояснительная записка к курсу «Основы журналистики»


Казахстан с получением независимости вошел в мировое информационное общество, характеризующееся всё возрастающей скоростью прохождения различных информационных потоков, среди которых важным звеном коммуникации являются печатные СМИ.

В этой связи первоочередные цели данного курса заключаются в том, чтобы помочь учащимся овладеть азами профессии журналиста, иметь навыки поисково-исследовательской деятельности, совершать речевое мастерство, развивать творческую и социальную активность, получить опыт коллективной о социальной работы, формировать позитивное восприятие жизни, что способствует формированию и развитию образованной и творческой личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.

Задачи:

· дать учащимся представление о журналистике, её истории, этапах развития;

· познакомить с газетными жанрами, информационными и неинформационными разновидностями информационных жанров (хроника, заметка, анонс, блиц-портрет, корреспонденция, отчет, интервью, репортаж), их особенностями, формами и методами подачи на страницах современных изданий;

· познакомить с газетно-публицистическим стилем речи, его характерными чертами и нормами;

· развивать и совершенствовать культуру речи;

· делать анализ газетных публикаций, осуществляя сравнительные характеристики текстов разных жанров;

· обучать созданию собственных авторских материалов-сочинений в газетных жанрах;

· развивать творческие и коммуникативные способности.


Программа курса «Основы журналистики» (34 часа)

 

I. Вводное занятие (1 час)

Значение курса, его цели и задачи.

II. Информационные жанры (32 часа)

1. Блиц-портрет как разновидность информационного газетного жанра (3 часа)

Специфика блиц-портрета. Функции и назначение блиц-портрета.

2. Информационная корреспонденция (6 часов)

Информационная корреспонденция как один из самых распространенных жанров в газетной журналистике. Специфические особенности, структура, назначение корреспонденции. Отличие информационной корреспонденции от заметки и репортажа.

3. Информационный отчет (4 часа)

Определение и специфика жанра. Виды отчетов. Особенности информационного отчета. Цитаты и авторское «я» в отчете. Язык и стиль отчета.

4. Интервью (9 часов)

Интервью как информационный жанр. Функции и назначение интервью. Композиция интервью. Классификация интервью. Подготовка к интервью. Технология получения интервью. Вопросы для интервью.

5. Репортаж (10 часов)

Специфика жанра и его назначение. Особенности газетного репортажа. Виды репортажей. Структура репортажа. Язык и стиль репортажа.

III. Повторение, систематизация и обобщение изученного (1 час)

IV. Развитие речи.

Овладение приемами стилистической организации газетного текста. Нормативно-стилевое редактирование газетных текстов с учетом их жанрово-языковой дифференциации.

 


Тематическое планирование (34 часа)

 

Тема занятия Форма проведения часы сроки
1 Введение. Значение курса, его цели и задачи. Лекция 1  
2 Блиц-портрет как разновидность информационного жанра. Беседа 1  
3-4 Редактирование сочинений и их анализ. (приложение 1) Практикум 2  
5-6 Информационная корреспонденция – разновидность информационного газетного жанра. Работа в библиотеке 2  
7-8 Редактирование сочинений и их анализ. (приложение 1) Практикум 2  
9-10 Подготовка материалов для школьной стенгазеты. Выпуск стенгазеты. (приложение 3) Работа с газетным материалом 2  
11-12 Информационный отчет. Язык и стиль отчета. Беседа Лекция 2  
13-14 Интервью. Виды интервью. Язык и стиль интервью. Лабораторная работа 2  
15-16 Подготовка к интервью. Технология получения интервью. Беседа 2  
17-18 Подготовка к интервью. Технология получения интервью. Лабораторная работа 2  
19-20 Деловая игра «Создание статьи». Упражнения и задания (приложение 4) Деловая игра Практическое занятие 2  
21 Редактирование сочинений и их анализ. (приложение 1) Практикум 1  
22-23 Подготовка материалов для школьной стенгазеты. Выпуск стенгазеты. (приложение 3) Групповой практикум 2  
24-25 Репортаж. Разновидность репортажа. (приложение 2) Лекция Беседа 2  
26-27 Язык и стиль репортажа. Лекция Беседа 2  
28-29 Деловая игра «Создание очерка». Упражнения и задания (приложение 4) Деловая игра Практическое занятие 2  
30-31 Редактирование сочинений и их анализ. (приложение 1) Практикум 2  
32-33 Подготовка материалов для школьной стенгазеты. Выпуск стенгазеты. (приложение 3) Групповой практикум 2  
34 Обобщение и систематизация знаний. Итоговый урок. Круглый стол 1  

 

Тема: Введение. Значение курса, его цели и задачи

 

Предмет курса

Предмет курса — деятельность журналистики в целом, журналистских коллективов и отдельного журналиста с точки зрения присутствия в этой деятельности особой профессиональной этики. Профессиональная этика выступает в данном случае как совокупность категорий, ценностей, норм и правил, которые присутствуют в профессиональном сознании, составляя его важную часть — профессиональную мораль, и регулируют тем самым профессиональную деятельность. При этом профессиональная этика регулирует журналистскую деятельность особым образом, выступая как сознательно выработанный и осуществляемый журналистами саморегулятор в сфере журналистики. Особо следует отметить, что профессиональная этика помогает реализовать, в частности, функцию социальной ответственности журналистики как института и журналиста как гражданина, поскольку в профессиональной этике осуществляется взаимодействие гражданского и профессионального в деятельности и поведении журналиста.

Изучение такого явления, как профессиональная этика, овладение ее содержанием позволят начинающему журналисту наполнить нравственным содержанием технологические моменты своей работы, постоянно держать в своем профессиональном сознании социальные ориентиры информационной деятельности, а следовательно, работать более эффективно в социальном и профессиональном плане.

Данный курс имеет сегодня особое значение для молодых журналистов. Современная журналистика лишь постепенно и весьма медленно преодолевает «детские болезни» того перелома, того кризиса, с которым она столкнулась в 90-е годы XX века. Среди этих проблем — и сумятица в определении и осуществлении профессиональных задач, а следовательно, и нравственных критериев работы. Нравственная болезнь российской журналистики имеет весьма глубокий характер и связана с определенными «дефективными» условиями осуществления ею своих задач, со значительными изменениями в содержании журналистики, условиях ее функционирования в обществе. Молодому журналисту важно понимать, что знание профессионально-этических критериев работы — важное, но не единственное средство эффективной работы. Необходимо внутренне принять эти нормы, применять их несмотря на, подчас, сопротивление собственной профессиональной среды, находить этически правильный выход из сложных профессиональных ситуаций.

Отчетность по курсу — зачет, включающий как собеседование, так и анализ студентами предложенных преподавателем проблемных ситуаций.

Цели и задачи курса

Цель данного, во-первых, дать учащимся ясное представление о месте, которое занимают моральные принципы и ценности в деятельности такого общественно значимого института, как журналистика, в работе каждого отдельного журналиста.

Учащиеся должны усвоить, что соблюдение социально-исторически обусловленных моральных установок — ключ к успеху в любой деятельности, в любом социальном общении, оно обеспечивает наиболее оптимальный для общества результат любой конкретной деятельности. Вместе с тем, соблюдение требований морали имеет и свое самостоятельное значение, поскольку повышает имидж журналистской деятельности, обеспечивает социальную устойчивость профессионального поведения журналиста.

Во-вторых, в ходе изучения данного курса учащиеся должны освоить как основные принципы, ценности, правила и нормы, лежащие в основе профессиональной этики журналиста, так и те правила профессионального поведения, которые обеспечивают необходимый моральный результат данной деятельности. Нельзя просто декларировать желание не лгать, сообщать достоверную информацию о событиях. Журналист должен подкреплять это желание умением выполнять определенные профессиональные операции, как простейшие, так и достаточно сложные.

Особого внимания заслуживают те моральные принципы и ценности, которые сопровождают деятельность журналиста — аналитика, расследователя, комментатора событий и ситуаций. В этих случаях резко возрастает общественное значение труда журналиста, его воздействие на людей и, следовательно, его нравственное содержание.

Цель курса достигается в ходе как усвоения учащимися теоретико-прикладных знаний, так и выполняемого ими практического анализа реальных нравственных ситуаций, профессиональных конфликтов, имеющих место в современной российской журналистике. В связи с этим учащиеся должны освоить методику анализа конкретных журналистских текстов, их подготовки с точки зрения соблюдения профессиональной этики, знакомиться и комментировать публикации в профессиональных изданиях на тему морали, материалы судебных разбирательств по вопросам журналистских выступлений и пр.

Виды интервью

Хотя мы и рассматриваем общие для всех интервью законы, надо иметь в виду, что существуют разные виды интервью, которые влияют на разработку стратегических планов, обусловливают характер предварительной подготовки, определяют особенности поведения журналиста и собеседника, а также конкретную технологию проведения беседы.

Например, можно говорить о двух разных способах общения — прямом, непосредственном контакте с собеседником и опосредованном. Почти во всех классических интервью это происходит синхронно, т.е. в одно и то же время и при непосредственном контакте журналиста и собеседника — пространственном, визуальном, вербальном.

Существует возможность и опосредованного общения, причем формы и комбинации опосредованности могут быть разными. Например, интервью по телефону, при котором разговор может быть синхронным, но при этом отсутствует визуальный контакт. Правда, современные технологии позволяют брать интервью с помощью спутниковой связи, когда собеседники могут находиться в разных городах, даже частях света, при этом имея и визуальный контакт. Другой вариант опосредованного интервью — письменная форма с возможностью отложенного ответа — практикуется нечасто и, как правило, с очень важными персонами. А вот за интервью с помощью различных служб Интернета (электронная почта, чаты, телеконференции), надо полагать, большое будущее. Такое общение, опосредованное компьютерными и телефонными проводами, протекает в письменной форме. Ответная реакция может осуществляться как в режиме отложенного ответа, так и в режиме он-лайн, а хорошие каналы связи потенциально позволяют установить как голосовой, так и видеоконтакт с респондентом.

В зависимости от целей можно выделить следующие виды интервью как метода получения сведений.

Информационное интервью — наиболее ходовой вид, нацеленный на сбор материала для новостей. В силу жестких временных стандартов это интервью отличается весьма динамичными темпами. Например, для освещения катастрофы национального значения телевизионной съемочной бригаде всего за один час удается опросить более десятка человек. В ситуации, когда нужно выяснить силу взрыва и предполагаемое количество жертв, у журналиста, конечно же, не всегда найдется время на все стадии коммуникации, в частности для рекомендуемого этикетом начала разговора-«разминки». Однако, несмотря на жесткие временные ограничения, дух диалога и уважительного отношения к собеседнику в создании условий для ответов должен быть создан.

Костяком типичного информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем? Их, как показывает опыт, вполне достаточно для сбора фактических сведений. Однако журналисты прибегают и к другим, для более тонкой проработки сюжета, вопросам, уточняющим или фильтрующим сведения. «Вы действительно видели, как взорвался самолет? » — спрашивает журналист у свидетеля авиакатастрофы. При этом в кадре нужен не праздный, случайно оказавшийся недалеко от места съемки и подчиненный общему эмоциональному возбуждению зевака, готовый отвечать перед камерой на любые вопросы.

К выезду на интервью по событийному поводу обычно из-за недостатка времени готовятся редко. Поэтому, формулируя вопросы, журналист при исследовании ситуации и ее причинно-следственных связей чаще полагается на свою наблюдательность.

Оказавшись со съемочной бригадой на месте пожара, журналист замечает, что шланги для тушения тянутся не к ближайшему пожарному крану, а почти через весь квартал. Он задает вопрос руководителю пожарной команды: «Почему не используется ближайший кран? ». Выясняется не только его неисправность, но и то, что в таком же состоянии находится почти половина пожарных вентилей в городе. Так, рядом с событием, связанным с тушением пожара, возникает проблемный сюжет о пожарной службе города.

Оперативное интервью — разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте. К примеру, в сюжет о пожаре включается высказывание начальника пожарной службы о статистике и причинах городских пожаров. Начальник может говорить перед камерой долго, однако в выпуск новостей из интервью войдет фрагмент на 20—40 секунд, а цитата будет четко вписана в контекст сюжета. Такие оперативные высказывания экспертов, специалистов в какой-либо области по весьма конкретным поводам являются обязательной составляющей новостных материалов печати, информационных сюжетов радио или телевидения.

Есть еще один вид интервью, который ставит перед собой цель сбора разных мнений по какому-либо конкретному, как правило, узкому вопросу. Популярную форму таких целевых интервью представляет блиц-опрос, или опрос на улице. На английский манер его называют street talk, часто используют также латинский вариант — vox pop. Характерная особенность таких интервью — постановка одинаковых, фиксированных вопросов как можно большему числу респондентов, представителям одной или, наоборот, разных социальных групп.

Для телевизионного репортажа об акции против курения молодежи можно провести, например, опрос студентов и школьников, задавая каждому вопрос: «Курите ли вы? Если да, то не собираетесь ли бросить курить? ». А вот для сюжета о том, какие в городе возникли настроения после террористического акта, унесшего жизни нескольких людей, лучше взять интервью у представителей разных возрастных групп.

Журналисты этот вид интервью нередко ошибочно именуют социологическим опросом, потому что в нем присутствует элемент метода конкретных социологических исследований — фиксированный, четкий вопрос для большого числа респондентов. Однако в нем отсутствует главное требование к социологическим изысканиям — репрезентативность, т.е. представленность различных социальных групп, и, следовательно, по результатам таких опросов нельзя делать серьезных, претендующих на научную точность выводов.

Интервью-расследование проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Как правило, оно организуется обстоятельно и не связано жестко временными ограничениями, хотя, конечно, и здесь существуют календарные планы. Предмет расследования может быть сложен и противоречив. Поэтому и говорят о комбинаторике методов. Очень важно уделить много внимания постановке целей и предварительной работе с материалами, изучить в полной мере все письменные источники и устные свидетельства, хорошо продумать стратегию беседы. Самым важным звеном являются здесь вопросы. Однако надо продумать и другие элементы коммуникации — такие, как первый контакт, невербальные формы общения, умение слушать. В интервью-расследовании могут быть задействованы несколько персонажей с разными темпераментами и социальными ролями. Причем к каждому из них должен быть найден индивидуальный подход.

Интервью-портрет, или персональное интервью (еще на манер художников говорят: «профиль»), напротив, сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. Героем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики. Реже встречаются портретные интервью с так называемыми «простыми людьми», которые должны в чем-то себя проявить либо быть очень типичными. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя — словом, то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю.

Рассмотрим еще один вид интервью, когда журналист не просто оказывается посредником в передаче информации, а выступает фактически на равных со своим собеседником в процессе совместного творчества. Такое креативное интервью чаще называют беседой, диалогом. Результатом же творческого партнерства является информационный продукт в близком к художественным жанре, который в зависимости от канала передачи может воплотиться в художественном очерке, эссе, документально-публицистическом фильме, диалоге в эфире и т.п. Первое условие такого интервью — большой профессиональный опыт, творческая репутация журналиста. Второе — правильный выбор собеседника, с помощью которого в силу его способностей, поступков или социального положения журналисту удастся выйти на глубокий уровень обобщений, увидеть в проблеме драму, а в персональной судьбе — общечеловеческое начало.


Тема: Подготовка к интервью. Технология проведения интервью

 

Подготовка к интервью - обязательный элемент интервьюирования независимо от типа беседы, ее содержания и продолжительности. Подготовка заключается в следующих неразрывно связанных и неотделимых на практике типах работы:

- общая подготовка

- конкретная подготовка

- психологическая подготовка

Общая подготовка

Она состоит из общей идеологической и интеллектуальной подготовки журналиста, обще профессиональной, в том числе из углубленного изучения какой-то определенной области знаний и специализации журналиста (деятельности). Интервью - это вопросный метод поиска знаний Правильная постановка вопросов требует, прежде всего, истинности их предпосылок, а это в первую очередь обеспечивается исходными позициями автора, его мировоззрением. Во всяком интервью происходит процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга. Психологи установили, что воспринимающий субъект делает заключения о познаваемости личности на основании собственного опыта, имеющихся знаний, вот почему интеллектуальное развитие интервьюера, накопление им разносторонних познаний в самых различных областях человеческой культуры - профессиональное требование.

Конкретная подготовка к интервью

Конкретная подготовка к интервью складывается из следующих моментов:

определение цели интервью и характера необходимых сведений

изучение предмета интервью и собеседника

предварительное обдумывание хода беседы, составление вопросов

договоренность о встречи, месте, времени интервью

Интервью в жур-ке может использоваться для получения любых сведений - как фактических, вплоть до справочных, так и субъективных фактов сознания человека - мнений. Всякого рода оценок.

Решая вопрос о выборе метода, следует подумать о том, какие сведения нужны. Как их можно добыть, является ли в данном случае интервью наиболее быстрым и, главное, надежным способом их получения. Шумилова утверждает (и я с ней согласна), что стадия определения цели (в зависимости от проблемы, темы, жанра и ряда других характеристик) присутствует всегда, но она может приходить свернуто, и здесь от интервьюера требуется еще более острая интуиция, проницательность, чтобы определить, какие сведения ему нужны, как построить беседу, в каком направлении руководить ею.

Предварительное обдумывание хода беседы, составление вопросов

Уже в ходе изучения материала у журналиста складывается план будущей беседы. Каким он будет - с заранее сформулированными, четко продуманными вопросами или только в виде схемы, наброска тех главных проблем, которые можно решить, зависит, во-первых, от целей интервью, от вкусов и привычек самого журналиста. Иногда наличие строгого списка вопросов обязательно. Например, когда журналист идет к официальному лицу беседовать по какой-то четко определенной программе. Заранее подготовленные вопросы нужно иметь и для беседы по телефону, а так же, если она проходит в условиях ограниченного временинтервью. Таким образом, если журналист не составляет вопросов, он продумывает ход беседы, мысленно выстраивает ее план. У него должны быть заготовлены: рабочая гипотеза, то есть представление о проблеме, ее развитии, ее месте в изучаемом вопросе, или, если речь идет об интервью-портрете, о главных чертах героя и так далее. Рабочая гипотеза - это по существу обдумывание конкретных целей интервью на новом уровне, то есть конкретизировать цели, вооружившись тщательным изучением предмет, будущего собеседника.

Драматургический стержень беседы. Это тот центральный элемент беседы, который должен объединить интересы журналиста и интервьюируемого. Он позволяет разговорить собеседника, заставляет его высказаться серьезно, не стереотипно, увлеченно. Часто таким стержнем выступает столкновение идей, момент дискуссии интервью. Который заставляет собеседника возражать, доказывать, раскрываться в споре.

Вопросы в интервью

В журналистской деятельности вопрос является весьма важным орудием получения сведений. Вопрос сразу втягивает противника в дискуссию, не дает возможности уклониться от ответа, заставляет отвечать по существу. Вся сеть вопросов должна загнать противника в угол, а заключительный вопрос подводит итоги обсуждения, окончательно ставит точки над i. Итак, некоторые тонкости в постановке вопроса:

прекрасное общее знание предмета обсуждения

формулирование вопросов так, чтобы исключить возможность уклонения от ответа

первый вопрос должен сразу втягивать партнера в беседу

предвидение возможных ответов собеседника и постановка от них следующих вопросов

Таким образом, вопрос - форма движения мысли, но не замена ее.

Главное значение вопросов - это реализация целей и задач интервью. Поэтому вопросы могут быть классифицированы по множеству оснований, например:

по форме вопроса: Открытые и закрытые

Открытый вопрос называет для интервьюируемого тему или предмет, а далее он волен структурировать ответ по своему усмотрению.

В закрытом вопросе возможные ответы заложены в нем самом, так что опрашиваемый должен выбрать высказывание, мнение, которое больше всего соответствует его позиции интервью. Закрытые вопросы широко применяются в массовом опросе. В жур-ке они применяются в том случае, если собеседник затрудняется высказать свое мнение в силу различных обстоятельств: застенчивость, боязнь показаться смешным, неумение выразить свою мысль. Однако нужно помнить об опасности невольно навязать интервьюируемому ответ.

Прямые и косвенные, личные и безличные

В беседе могут возникать разного рода психологические барьеры: собеседник не может ответить на вопрос потому, что стесняется, не умеет выразить то, что нужно интервьюеру; поэтому, чтобы ослабить напряжение, задают вопрос косвенно. Но это целесообразно только в следующем случае:

Необходимо получить сведения о поведении, отношениях, неодобряемых, непопулярных в данной среде. Заранее можно предположить, что собеседник затруднится высказать мнения, которые идут вразрез с моральными или этическими нормами, разделяемыми теми соц. группами, к которым он принадлежит. Тогда нужно строить вопрос, чтобы он освободил интервьюируемого от категоричности высказывания, позволяя в тоже время получать инф-ию об его взглядах и мнениях.

Весьма существенен выбор личной и безличной формы вопроса. Личная форма вопроса выявляет индивидуальное мнение, безличная форма дает ответ не о собственной точке зрения, а о мнениях других, выявляет не личность собеседника, а его представления о том, что требует реальность.

2. по воздействию на собеседника:

Наводящие или подсказывающие вопросы.

Следует заботиться о том, чтобы вопросы не содержали подсказки: какие сведения хочет получить жур-ст, а какие для него не желательны. В интервью, публикуемых в печати, а особенно часто на радио- и телевидении, встречаются вопросы: «Вам известно, что …..» Немногие в таких случаях решатся возражать журналисту, у которого все уже распланировано и ясно. Большинство интервьюируемых в таких случаях спешат выразить свое согласие. Иногда подсказывающие вопросы намеренно используют журналисты, особенно те. Которые заранее все решили и не хотят отказываться от сложившегося представления.

3. по функции:

Основные, зондирующие, дополнительные.

При подготовке к интервью журналист должен прежде всего составлять основные вопросы, которые должны принести наиболее важные сведения. Однако в реальной ситуации основной вопрос может и не сработать. Люди часто уходят от ответа. В таком случае с помощью зондирующих вопросов и анализа поведения собеседника жур-ст сможет определить причину неудовлетворительного ответа и задать ряд дополнительных вопросов с тем, чтобы получить сведения. На которые был рассчитан основной вопрос. Чаще всего зондирующие и дополнительные вопросы не готовятся заранее, а возникают, когда не срабатывает основной вопрос, а так же в тех случаях, когда возникает неожиданно новый поворот темы или новая тема разговора.

Вот так же и контрольные вопросы могут составляться заранее, но и появляться спонтанно в ходе интервью. Их цель - проверить, обладает ли интервьюируемый в действительности теми знаниями, на которые претендует, теми чувствами, о которых рассказывает, одним словом, проверка поступающей информации на достоверность.

Одним из составляющих успешного интервью является грамотный язык и стиль вопросов.

Прежде всего вопрос должен быть понятен интервьюируемому и иметь для него тот же смысл, что и для журналиста. Насколько возможно, необходимо учитывать уровень знаний собеседника и стараться построить вопрос таким образом, чтобы понятия и термины, входящие в вопрос, были ему знакомы. Нужно быть готовым перефразировать непонятный вопрос, объяснить термин. Хороший журналист находить с каждым собеседником общий язык, но это вовсе не значит. Что он должен оперировать теми же разговорными выражениями, профессиональными словами, что и собеседник. Следующее требование к вопросу - он должен содержать в себе одну мысль. В противном случае интервьюируемый отвечает только на последнюю часть вопроса или на ту, которую ему легче запомнить. Иногда журналист смешивает в одном вопросе несколько, так как пытается подсказать собеседнику ход размышлений, и тогда эта совокупность вопросов превращается в подсказ.

Составляя вопросы, журналист должен обратить внимание на то, чтобы они воспринимались как уместные в пределах обсуждаемой темы и соответствовали целям интервью. Вопрос так же может быть и неожиданным для собеседника, и необычным по форме, важно, чтобы журналист умел подать его так, чтобы он не породил отрицательного эффекта.

При составлении вопросов необходимо учитывать такой важный фактор, как осведомленность собеседника. Если он не может ответить на вопрос. То возникает у самого неприятное чувство, что он не справился со своей задачей, не оправдывает ожиданий журналиста, роняет себя в его глазах. Интервьюируемый может замкнуться, заторопиться с окончанием разговора.

Проведение интервью

Начальная стадия интервью

Под начальной стадией интервью понимается предварительная договоренность по телефону, если она имеет место, первые минуты непосредственного контакта. Начальная стадия имеет большое значение для всей беседы, поскольку в ней закладываются основы дальнейших взаимоотношений всех участников. Руководить интервью на этой стадии значит создать у интервьюируемого такое представление о ситуации интервью, которое помогало бы достичь плодотворного взаимодействия. Для этого необходимо:

Развертывание беседы

Отношения, сложившиеся в начале беседы, в ходе ее развиваются, изменяются и во многом зависят от умения интервьюера направить беседу. Для успешного проведения ее журналисту очень важно научиться слушать своего собеседника. Уметь слушать - это не значит принимать все, что рассказывают, не перебивая и не задавая вопросов. Порой нужно и направить беседу - журналисту не безразлично какой он получит материал, а время, как правило, ограниченно. Управление ходом беседы - сложное дело, требующее большого опыта, знаний, такта. Руководить беседой нужно осторожно, направляя ее в нужную сторону. Если собеседник отвечает не в том плане, как хотелось бы журналисту, можно перефразировать основной вопрос и тем самым отладить фокус ответов. Когда собеседник отвечает общими словами, не приводя конкретных фактов, примеров, не высказывает личной точки зрения, журналист так же должен вмешаться, поскольку такие высказывания не несут в себе информации интервью. Поэтому самое главное - вопросы должны быть построены таким образом, чтобы не вызывать банальных ответов. А чтобы избежать этого нужно то самое знание предмета и общая подготовка, о которой говорилось выше, но кроме того снимание к собеседнику, интерес к нему, его рассуждениям, его эмоциям, открытиям, которые не запланировано проявляются в интервью.

Заключение интервью

Интервью подходит к концу. Этот момент психологически интересен тем, что интервьюируемый расслабляется, напряжение спадает, он чувствует себя свободнее. В это время он может припомнить что-то важное, обронить какие-то интересные замечания, дополнить свой рассказ. Журналист должен быть внимателен к заключительным словам, не пропустить того значительного, что может в них содержаться.

Прощаясь, журналист должен не только оговорить на всякий случай возможность повторной беседы, но и дать понять, что встреча была интересной, плодотворной, что интервьюируемый хорошо справился со своей задачей, поскольку человек затратил время. Усилия, и он должен чувствовать, что сделал это не напрасно. Кроме того, таким образом, журналист закладывает основу дальнейших встреч с этим человеком для самого себя и своих коллег.

Тема: Репортаж

Репортаж - это сообщение, рассказ о событии или событиях, происшедших на глазах у журналиста.

Как и другие жанры, характеристика эта требует дополнительного объяснения - ведь в большинстве случаев новостная журналистика состоит именно из описаний того, что произошло на глазах у журналиста или у кого-нибудь еще. Так что же - переданное со слов других людей считать новостью, а то, что видел сам, репортажем? Конечно, нет. Но ведь об увиденном можно рассказать по-разному, пользуясь целым арсеналом средств, имеющихся в распоряжении журналиста. И одним из этих средств является репортаж. Важное отличие репортажа от новостей заключается в том, что форма написания репортажа - свободная. Можно описывать события хронологически. Распространен, например, вид репортажа «День с …», где описывается день, проведенный с мэром города, депутатом, вагоновожатым метро или участковым милиционером. А можно структурировать репортажи как описание проблем, виденных репортером, или мест, где он побывал.

Добавим, что репортаж - тот самый жанр, который сближает журналистику с литературой. Он наиболее литературен. Вспомним знаменитые репортажи Владимира Гиляровского. Его репортажи изданы отдельной книгой, которую с удовольствием читают по сей день. Гиляровский писал о речке Неглинке, о московских банях и трактирах, о нравах обитателей ночлежек и о трагических событиях на Ходынском поле. Его знание Москвы потрясает.

Сейчас, в эру Интернета и спутниковых телефонов, репортажи не менее интересны, чем сто лет тому назад. И конечно, хорошие репортажи сегодня ценятся никак не менее, чем во время Первой мировой войны, когда Хемингуэй писал свои репортажи из Европы. Ведь репортажи не только рассказывают о том, что произошло, но и показывают, как это происходило.

Что же должно быть, какие требования должны быть выполнены, чтобы репортаж был хорошим? Попробуем сформулировать их как пожелания, поскольку, как было сказано, форма репортажа свободная.

• Журналист должен быть свидетелем события. Хороший репортаж индивидуален.

• Событие происходит в определенном месте в определенное время. Весьма желательно, чтобы о месте и времени было прямо сказано в репортаже.

• Репортажи обычно пишутся сразу после события.

• Репортаж не только рассказывает о событии, но и показывает, как оно происходило.

• Репортаж не нуждается в обобщениях. Важна непосредственность восприятия.

Предмет, цели, тематика жанра

Цель репортажа по сравнению с отчетом усложняется. Репортер стремится возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития - от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это - жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами. Предметом репортажа всегда является ход события, сочетающего визуальную и устную форму выражения его содержания. Поэтому автор репортажа должен организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан «эффект присутствия» (читатель как бы сам видит происходящее). Как утверждает С.М. Гуревич, «роль репортера велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором» Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра - М.: Аспект Пресс, 2004, стр. 115.

Виды репортажа


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.077 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь