Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Стилистические понятия, изучаемые в школе
фонетика словообразование морфология синтаксис В школьном курсе русского языка используется классификация стилей по функциональному признаку. В соответствии с ней выделяются две группы стилей: разговорный и книжные. Среди книжных стилей различают: научный, официально-деловой, публицистический. Особое место занимает стиль художественной литературы. При изучении стилистики в школе необходимо опираться на ряд положений лингвистической науки, относящихся к стилистике: функциональные стили (стили речи) - это системы, которым характерны как нейтральные, так и стилистически окрашенные языковые средства; эти системы не изолированы друг от друга: стили находятся во взаимодействии и взаимосвязи, они взаимопроницаемы; стили формируют как экстралингвистические факторы (характер речевой ситуации), так и собственно лингвистические; изучение особенностей того или иного стиля предусматривает анализ как экстралингвистических факторов, так и языковых средств всех уровней (фонетического, лексического, грамматического); установки относительно выбора языковых средств должны даваться с учетом специфики стиля; некоторые стили подразделяются на подстили; так, в научном стиле выделяют научно-популярный и научно-учебный подстили; стиль художественной литературы - это явление особого порядка. Стилистические нормы - это правила использования языковых средств в зависимости от речевой ситуации. Характеристика стилей речи в школьном изучении осуществляется по единому плану: ) сфера общения; ) задачи речи; ) жанры речи; ) стилеобразующие черты; ) языковые особенности всех уровней: научный стиль: разнообразные отрасли науки, техники, производства; строгое, логичное описание научных объектов, понятий; научные труды, доклады, лекции, учебники, справочные пособия и т.д.; обобщенный характер изложения, подчеркнутая логичность, смысловая точность, информативная насыщенность, объективность изложения, безобразность; научная терминология, абстрактная лексика, отсутствие эмоционально-экспрессивных слов, преобладание имени над глаголом, частотность отвлеченных существительных, частотность форм родительного падежа, глагольные формы настоящего времени, преобладание сложноподчиненных предложений, вводных и вставных конструкций, причастных, деепричастных оборотов и т.д.; - официально-деловой стиль: официально-деловые отношения в правовой и административной сфере деятельности людей; сообщение сведений и точных указаний, имеющих практическое применение для всех; указы, законы, постановления, деловые документы; точность, не допускающая разночтений, логичность, официальность, бесстрастность, неличный характер речи, стандартность; профессиональные термины, слова с официально-деловой окраской, архаизмы, сложносокращенные слова, отсутствие слов с эмоционально-экспрессивной окраской; преобладание имени над местоимением, отглагольные имена существительные, отыменные предлоги, использование страдательных конструкций, сложных предложений с четко выраженной логической связью и т.д.; - публицистический стиль: общественно-политическая сфера коммуникации; воздействие на слушающих/читающих с целью формирования у них правильного отношения к сообщаемому; газетные и журнальные статьи, очерки, выступления на общественно-политические темы и др.; чередование эмоционально-экспрессивных средств и стандарта; общественно-политическая лексика, слова в переносном значении, экспрессивно окрашенные слова и речевые стандарты, частотность употребления форм родительного падежа, разнообразие форм времени глаголов, распространенность экспрессивных синтаксических конструкций, конструкций с обособленными членами, парцелляция, инверсия и др.; - стиль художественной литературы: сфера художественной деятельности человека; эстетическое воздействие на ум и чувства читателя; прозаические, поэтические и драматургические произведения; художественно-образная конкретизация, эмоциональность, экспрессивность, индивидуализированность; неприятие шаблонных слов и выражений, использование слов в переносном значении, столкновение лексики разных стилей, частотность глагольных форм, употребление морфологических форм в переносном значении, использование разнообразных синтаксических конструкций, широкое использование стилистических фигур; - разговорный стиль: сфера непринужденного общения людей в быту, в семье, в неофициальной обстановке на производстве, в учреждениях; сообщение об увиденном, прочитанном или услышанном конкретному слушателю; повседневные непринужденные беседы, диалоги, частные письма, записки; непринужденность, непосредственность, неподготовленность, эмоциональность, экспрессивность, оценочная реакция, конкретность содержания; разговорная и просторечная лексика, слова конкретного значения, продуктивность слов с суффиксами субъективной оценки, эмоционально-экспрессивных слов, грамматические формы с разговорной и просторечной окраской, преобладание глагола над существительным, частотность местоимений, преобладание простых предложений, вопросительных и восклицательных конструкций, повторы, прерывистость и непоследовательность речи, инверсия, особая роль интонации. Выделяют следующие этапы формирования стилистических понятий на уроках русского языка. этап формирования интуитивного представления о правильности/неправильности применения речевых средств в определенных условиях. Характер обнаруженных неправильностей на данном этапе выявляется на интуитивной основе, поскольку теоретические положения, которые регулируют нормативное употребление языковых средств, у учащихся еще не сформированы. этап предусматривает первичное знакомство с теоретическими положениями, которые раскрывают яркую стилистическую доминанту текста. этап характеризуется пониманием теоретического положения, которое включает знакомство школьников с существенными особенностями явления. 4 этап предполагает развитие у школьников гибкости мыслительных операций, направленных на усвоение комплекса функциональных особенностей изучаемых явлений. В это время школьники способны рассматривать факты языка в единстве их формы, значения, функции. этап - завершающий этап овладения стилистическим понятием, позволяющий учащимся правильно и целесообразно использовать стилистические средства языка в собственных высказываниях с целью достижения определенных коммуникативных намерений. 9. 3 Принципы и методы функционально-стилистической работы
При изучении стилистики в школе реализуют следующие принципы: . Принцип органического соединения стилистической работы с изучением фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса. . Принцип сочетания аналитической работы с синтетической. Он регулирует соотношение между стилистическими упражнениями аналитического типа и творческого. . Функционально-стилистический принцип. Он ориентирует на предъявление к каждому стилю научно обоснованных требований, которые позволяют учитывать своеобразие речевого стиля, регламентируемое внелингвистическими факторами. . Принцип стилистических различий между контекстами или речевыми средствами и обусловленности этих различий социальными факторами . 5. Принцип оценки уместности или неуместности использования речевых средств и стилистических приемов в контексте. Методы функционально-стилистической работы подразделяются на две группы: методы обучения стилистическим ресурсам языка и методы обучения стилистически дифференцированной речи. Наиболее эффективными при обучении стилистическим ресурсам языка являются такие коммуникативно-познавательные методы, как: метод сообщения стилистических сведений; стилистический анализ слов, форм, конструкций, ориентированный на ознакомление учащихся со стилистическими нормами; беседа с использованием словарей, справочников, пособий; самостоятельная работа по выявлению стилистических особенностей языковых средств. Методы обучения стилистически дифференцированной речи разработаны С.Н. Иконниковым I. Методы, с которыми связаны упражнения аналитического характера. Важнейшим методом при обучении стилистике является стилистический анализ, который используется на разных этапах обучения и преследует разные цели. Его разновидности: - анализ, направленный на распознавание стилистических явлений. Наиболее широко он используется на первом этапе изучения языкового средства. Вместе с тем он применяется и при повторении изученного, чтобы предупредить смешение стилистических средств языка; - сопоставление в стилистическом отношении различных вариантов языковых средств. Этот вид анализа хорошо сочетается с грамматическим и пунктуационным разбором; - сопоставление черновых и беловых вариантов. Этот вид стилистических упражнений позволяет проникнуть в лабораторию писателя, понять, почему автор произвел ту или иную лексическую, морфологическую или синтаксическую правку, с какой целью добавил или устранил отдельные слова и выражения; - сопоставление текстов в функционально-стилистическом отношении. Цель такого сопоставления - показать зависимость выбора речевых средств от внелингвистических стилеобразующих факторов. Наиболее часто сопоставляются тексты на одну и ту же тему, но выполненные в разных стилях речи. Возможно и сопоставление текстов одного и того же стиля для установления того, какой из текстов больше соответствует данному стилю речи и цели высказывания; - стилистический эксперимент. В основе данного метода тоже лежит сопоставление, только варианты для него учащийся находит сам. С целью эксперимента школьник заменяет использованное в тексте слово, выражение, синтаксическую конструкцию близкими по значению языковыми средствами и делает вывод о выразительности и уместности этих средств, их соответствии какой-либо стилевой черте; - определение стиля речи с мотивировкой. Такой стилистический анализ нацелен на осмысление учащимися речевой структуры различных стилей и жанров речи, на углубление понятия о стилистической норме. План стилистического анализа текста
. Сфера применения. . Тематика и содержание высказывания. . Целевая установка автора. . Стилеобразующие черты. . Своеобразие языковых средств (лексические, морфологические и синтаксические особенности). II. Методы, с которыми связаны упражнения синтетические (творческие): - метод редактирования. Применяются такие виды редактирования: ) редактирование с помощью лексических и грамматических синонимов; ) редактирование, в процессе которого осуществляется введение в предложения различных слов и оборотов речи; ) редактирование, связанное с устранением из текста лишних слов, оборотов речи, предложений, абзацев; - конструирование предложений, направляемое стилистическим заданием. Такое задание формирует умение создавать предложения, заполняя его синтаксические позиции лексическими единицами, соответствующими стилю речи, указанной теме и содержанию высказывания; формируют умение пользоваться стилистически и эмоционально окрашенными средствами языка; - изложение-миниатюра со стилистическим заданием. Тексты для таких изложений должны отвечать нескольким дидактическим задачам и быть интересными в стилистическом отношении. Изложения-миниатюры могут сопровождаться предварительным стилистическим анализом и не сопровождаться им; - стилистические этюды - это небольшие связные самостоятельные высказывания учащихся разных стилей и жанров речи. Они могут представлять собой часть сочинения, могут быть законченными формами малого объема. Таким образом, при формировании стилистических умений одинаково важную роль играют упражнения как аналитического характера, так и творческого. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы