Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методические приемы работы с одаренными детьми на уроках литературы



 

Психолого-педагогические исследования показывают, что одним из мощных средств воспитания чувств является литературное произведение. Литературное произведение (сказка, рассказ и т.д.) входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего школьного детства и остается с ним на всю жизнь (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, П. М. Якобсон, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина и др.).

Литературное произведение преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию школьника, - все это делает литературное произведение особенно интересным и волнующим для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Влияние литературного произведения на гармоничное эмоциональное развитие детей заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка [33].

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Особенности этих фольклорных произведений-миниатюр в том, что в них глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка. Художественная литература включает в себя и авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ученику.

Материалом для художественного произведения всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Художественное произведение помогают закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.

У всех народов воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах, поэтому в формировании нравственных качеств личности у школьников успешно применяется фольклорная проза: пословицы, поговорки, сказки. Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию: «Каков в колыбельку, таков и в могилку», «Каково семя, таково и племя», «Живет в хлеву, а кашляет по-горничному», «Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле», «Не в том дело, что овца волка съела, а в том дела, как она его ела», «У батюшки промеж пальчиков, у мужа в руках» и многие другие.

Работая со сказкой, педагог оказывает на ребенка определенное воздействие. Сказка с помощью своих волшебных образов, которые наиболее интересны и понятны ребенку школьного возраста, помогает сформировать определенную картину мира, подготовить одаренного ребенка к будущей самостоятельной жизни. Ставя своих героев в определенные отношения, при которых силы добра обычно побеждают силы зла, сказка тем самым вырабатывает у одаренных детей определенные отношения к реальной действительности, формирует у них нравственные качества. Сказка обладает такими особенностями как оптимизм, который особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие; образность, облегчающая их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению; забавность, повышающая интерес к ним детей; дидактизм, позволяющие использовать их при решении педагогических задач.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий.

Положительные герои в каком-либо художественном литературном произведении, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.

В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания и т. п.

Из всех литературных жанров сказка в наилучшей форме соответствует интересам и способностям ребенка. Она всегда побуждает к определенным рассуждениям. Наилучшей формой работы со сказкой является ее чтение и последующий анализ ее содержания и скрытых смыслов. Таким образом, в современном мире знание сказок восстанавливает исконные этические и эстетические нормы, способы художественного и морального воспитания человека. Художественная литература является также основой для развития театрализованной деятельности. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.

В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке.

Одаренный ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью. Дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам, так как положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются. Одобрение взрослым достойного поступка создает у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Театрализованная деятельность выступает в качестве ненавязчивого педагогического средства и оказывает сильное воздействие на личность одаренного ребенка. Сам ребенок испытывает при этом удовольствие и радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена.

Литературное произведение делает нашу жизнь более интересной и играет важную роль в общей работе по воспитанию детей. Литературное произведение оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни [24, c. 31].

В нашей стране литературно-творческим воспитанием детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель - воспитание гармонично-развитого, духовно богатого человека.

 


2.3 Структура конспекта урока-факультатива для работы с одаренными детьми

 

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции школьников средней школы.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом. этап. Работа с текстом до чтения.

. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. этап. Работа с текстом во время чтения.

. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств - на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. этап. Работа с текстом после чтения.

. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Комментарии к предложенной схеме. Полноценное восприятие прочитанного возможно только на базе прочного навыка чтения позволяющего быстро и полно воспринимать содержание. Обязательно надо предупреждать ошибки в чтении. Это слоговое чтение трудного слова. Это проговаривание его в беседе до чтения. Это и конкретные технические задачи для подготовительного чтения типа: найди слова из пяти и более слогов, прочитай их шепотом и расставь ударение

Громкое чтение в виде полноценного первичного знакомства со всем содержанием в виде выборочного чтения на всех этапах урока должно иметь место. Выделяют основные мысли - перечитывают предложение; готовятся к пересказу - выразительно читают слова и выражения, которые желательно в него включить, анализируют план, составленный самостоятельно - иллюстрируют один из заголовков соответствующим отрывком, отчитываются за самостоятельную работу по заданию - иллюстрируют ответ чтением.

Чтение про себя обязательно сопровождается самостоятельной работой, всегда интересной и достаточно сложной. Именно на базе самостоятельной работы над текстом ведется анализ произведения, строится беседа. Прежде всего, надо помнить, что бесе6да всегда диалог, в котором вопросы ставит не только учитель, но и учащиеся. Цель беседы в отношении художественного произведения - добиться отчетливого, глубокого понимания детьми авторского замысла и помочь им выразить свое отношение к прочитанному. В центре беседы - выявление идейного содержания и формирование его главной мысли.

После чтения научно - познавательной статьи беседа объясняет все частные выводы, сделанные при разборе прочитанного по частям, и подсказывает детям пути применения к жизни знаний, полученных из статьи.

Часто во время беседы возникают новые проблемы для обсуждения, ставятся вопросы для установления причинных связей (психологических, социально-исторических), даются сопоставления с другими произведениями на ту же тему. Например, при обсуждении сказки к. Паустовского «стальное колечко» прежде всего надо выяснить, почему Варюша не уехала из родной деревни, составить рассказ о девочке. А на итоговом уроке по произведениям К. Паустовского предложить для обсуждения вопрос: в чем проявляется любовь к Родине у героев К. Паустовского.

Беседа - всегда диалог, в основе которого лежит система вопросов. Вопросы по их направленности можно разделить на следующие группы. Например, сказка К. Чуковского «Федорино горе»:

.   Выяснение, как поняли дети фактическое содержание (Когда горе случилось у Федоры? ).

.   Выяснение представлений детей о данном факте (Какая посуда убежала от Федоры? ).

.   Выяснение различных связей: причины и следствия, сходства и контраста, временных связей (Почему посуда убежала? ).

.   Вопросы, ведущие к оценкам и обобщениям (Кто виноват в горе Федоры? ).

.   Вопросы, направленные на установление ассоциаций с опытом учащихся (Всегда ли бережно вы относитесь к своим вещам? ).

.   Вопросы, привлекающие внимание детей к языку и художественным особенностям произведения (Выделите слова, показывающие движение посуды).

Беседы не должны быть длительными, многовопросными. Важно, чтобы дети ощущали плодотворность беседы, видели, что она помогла что-то выяснить, чему-то научила. Только тогда, на протяжении всего урока чтения, дети будут работать: и читать, и думать.

Далее идет самый длительный этап - анализ произведения. Рассмотрим еще один пример: очерк И. С. Тургенева «Осенний день в березовой роще».

Цели урока: раскрыть особенности художественного описания природы; воспитывать у детей желание наблюдать природу в разные времена года, учить чуткому отношению к природе; обучать пересказу, близкому к тексту. Сообщения учащихся о наблюдениях за погодой в прошедший день.

Чтение очерка про себя и подготовка ответов на вопросы: В чем особенность погоды, описанной Тургеневым? Какие картины вы увидели вместе с писателем?

Чтение вслух с анализом художественных средств. Какое время года описано? В чем проявилось непостоянство погоды? Нарисуйте словами две картины неба. Что писатель говорит о шуме листвы в разные времена года? Почему? Перечитайте отрывок про себя и подготовьтесь пересказать его близко к тексту. Выделите глаголы, описывающие осенний дождь. Почему автор употребляет данные глаголы? Какие слова указывают на то, что дождь был мелким, кратковременным? Почему в Березовой роще не было слышно птиц? С чем сравнивается голосок синицы?

Самостоятельная работа по вариантам. Перечитайте текст и приготовьте подробный пересказ на темы: «Картины осеннего дня во время теплого солнечного сияния», «Картины осеннего дня во время дождя».

Подробный пересказ текста.

Обобщение учителя об авторе очерка. Как видите, согласно идее произведения и цели урока, анализ самого текста, его языка составил центральную часть урока. Анализ начат на основе самостоятельной работы, более детальный - в процессе чтения вслух под руководством учителя.

Обобщающая беседа стала синтезом всей аналитической работы. Беседу нельзя превращать в назидание, поучение. Она должна быть построена так, чтобы дети сами обсудили свое отношение к прочитанному и к той действительности, о которой оно нам напомнило. Все виды занятий должны вести читателя самым эффективным путем к выделению главной мысли, к определению своего отношения к прочитанному.

Таким образом, грамотное планирование деятельности одаренных учащихся позволяет изучать произведение на совершенно другом уровне, раскрывая всю глубину его смысла и художественного своеобразия.

 


Заключение

 

Работа с одаренными детьми рассматривается как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.

Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Из трудов психологов следует, что одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Найти и выявить одаренных детей - это только одна из задач. Главное - создание условий для обучения этих детей в рамках специально разработанных программ.

Одаренные дети нуждаются в особом внимании и руководстве, в специальном обучении. При работе с ними постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования. Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.

Таким образом, поддержать одаренного ребенка, развить его индивидуальность, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача для учителя.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь