Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сравнительный анализ произведений



 

Разобрав все три выбранных произведения в отдельности, теперь можно поговорить об их общих и разнящихся чертах. Как уже было отмечено, авторы произведений - Р.Л. Стивенсон, Э.М. Ремарк, Ч. Паланик - жили в разные периоды истории, которые выделялись появлением новых жанров в литературе. Исторические события, естественно, повлияли на их возникновение и развитие, и авторы, вдохновленные или наоборот возмущенные, развивали эти темы в своих произведениях.

Для того чтобы сравнить произведения, было выбрано несколько аспектов:

) Внешность. В анализе повести Р.Л. Стивенсона было отмечено, что автор уделяет большое внимание внешности обеих сторон личности героя, ему вторит Ремарк, но уже не так ярковыраженно, Паланик же обходит эту тему стороной. Согласно теории Стивенсона, положительная и негативная стороны героя резко отличаются друг от друга внешне, первая вызывает уважение и чувства привязанности, вторая же отторгает от себя. Как выделял Стивенсон, вторая личность является злом в чистом виде, поэтому окружающие относились к Хайду с омерзением, ибо никому и никогда не приходилось сталкиваться с подобным. Стивенсон также утверждает, что личность каждого человека это смесь добра и зла, поэтому зло в чистом виде вызывает такой ужас и негодование. Ремарка следует этому утверждению, но смягчает краски: когда Изабелла перевоплощается в Женевьеву, черты ее лица лишь становятся грубее и резче, но она не меняется полностью, лишь злоба и грубость внутри нее делают ее внешность менее приятной. Однако стоит помнить, что в повести Стивенсона речь идет о мистическом превращении из одного состояния в другое, а у Ремарка - клинический случай заболевания шизофренией. Паланик же со своей стороны не делает абсолютно никаких ремарок по поводу внешности своих героев. Он попросту опускает эту тему, но нужно отметить, что в его романе имеет место быть именно раздвоение личности, как и в романе Ремарка.

) Восприятие мира. Наиболее радикальным в этом аспекте снова выступает Стивенсон. Так как он разделяет обе стороны личности настолько сильно, что те становятся как бы представителями разных полюсов, то и мировоззрения Джекила и Хайда в отдельности диаметрально противоположны друг другу. Хайд - воплощение чистого зла, его единственное желание - познавать удовольствия мира через жестокость и боль других людей, он наслаждается тем, что причиняет другим людям. В то же время Джекил искренне раскаивается в том, что он содеял в облике Хайда. Он по-настоящему понимает, что его второе " я" - зло во плоти, и пытается избавиться от него, продумывая тщательный план, с учетом всех деталей. Изабелла Ремарка совершенно не в курсе того, что внутри нее живут две личности. Возможно, она это лишь подозревает на подсознательном уровне, но это не выходит наружу, и она переходит в состояние Женевьевы незаметно даже для себя. То есть, героиня не отдает себе отчета в том, что она больна. Так же, как и Рассказчик Паланика. Но если в предыдущих двух произведениях обе личности находились на противоположных полюсах, то в " Бойцовском клубе" Рассказчик поддается Тайлеру, рассуждает на тему его действий, соглашается с ним, и автор медленно, но верно, раскрывает тему того, как Рассказчик со временем перенимает идеологию своего второго " я". Однако тут стоит отметить, что есть разница подачи героев во всех трех произведениях:

а) у Стивенсона: как уже отмечалось, здесь имеет место быть не традиционное раздвоение личности, а скорее некое магическое вмешательство - чистая эссенция зла отделяется от полноценной личности человека и действует сама по себе. Автор ведет рассказ от третьего лица, описывая поочередно действия обоих личностей, создавая контраст между ними;

б) у Ремарка: как уже отмечалось, Изабелла страдает именно раздвоением личности в его самой явной форме, слабо различая настоящее от выдуманного, реальный мир от мира, построенного в ее голове. Автор ведет повествование от первого лица, однако героем, рассказывающим события является не Изабелла, а Людвиг, поэтому читатель видит снова видит действия персонажа со стороны, что заставляет его оценивать поведение героя и размышлять, почему он поступил так, а не иначе;

в) У Паланика: именно в этом романе можно увидеть раздвоение личности с внутренней стороны, если можно так выразиться. Автор ведет повествование от первого лица - от лица Рассказчика, который как раз и переживает все изменения своей личности. Таким образом читатель становится неофициальным участником процесса, наблюдая изнутри за тем, как изменяется Рассказчик и как Тайлер на него влияет, постепенно меняя его мировоззрение, отторгая его индивидуальность и становясь на первое место. В " Бойцовском клубе" можно проследить за тем, как протекает весь процесс болезни, пронаблюдать за всеми внутренними изменениями личности, причем увидеть это глазами самого героя читатель лишь со временем понимает, что у героя - раздвоение личности, собственно, так же, как и сам герой. Благодаря умелому описанию, Паланик сохраняет основную тайну персонажа до кульминационного момента.

В оправдание Стивенсона и Ремарка стоит отметить, что эти авторы не стремились описать в своих произведениях раздвоение личности как таковое. Целью Стивенсона была раздвоенность человеческой природы вообще - он не раз упоминал в повести о том, что Джекил и Хайд не являются одним и тем же человеком как таковым, выделяя, что Хайд - лишь оголенное зло. Роман Ремарка и вовсе не посвящен этой теме. Как и многие его произведения, " Черный обелиск" описывает жизнь потерянного поколения, состояние народа после войны, и героиня с раздвоением личности была введена для того, чтобы главный герой смог понять, в некоторой мере, насколько циничен и лицемерен он сам, что не все с клеймом " психически нездоров" являются на самом деле таковыми, что многие здоровые люди мыслят еще хуже чем те, которых заперли в палатах психиатрических клиник.


Заключение

 

Рассмотрев развитие темы раздвоения личности в художественной литературе и ее основные черты, можно утверждать, что в рассмотренных произведениях главные герои и их вторая сущность являются антагонистической парой двойников, что роднит их с персонажами произведений направления романтизма, так как именно в ту эпоху в литературе наиболее часто встречались именно антагонисты-двойники, если в тексте затрагивалась данная тематика. Поставленные в условия современного для них мира, переживающего кризис своего морального развития, герои романа пытаются бороться каждый своими методами. Как вытекает из текстов, главные герои, подверженные влиянию своей второй половины, по-разному относятся к своей болезни. Доктор Джекил борется изо всех сил, пытаясь обмануть Хайда и в конце концов побеждает; Изабелла понятия не имеет о наличии второй личности, поэтому живет счастливо и заново познает мир; Рассказчик ведет себя пассивно по отношению к Тайлеру, просто наблюдая за его действиями и подчиняясь, но в конце и его сила воли дает о себе знать, и он также избавляется от второй личности.

Чак Паланик показал в своем романе четкое развитие раздвоения личности. С самого начала не предупреждая читателя об истинном происхождении второго главного героя, автор искусно подводит нас к этому. Отдельные фразы и мысли, рассмотренные в анализе к данному роману, постепенно убеждают нас, что между героями существует определенная связь, и она гораздо сильнее, чем дружеская или родственная. В конце концов, читатель узнает, что основной проблемой главного героя была именно его вторая сущность, а не переживания по поводу сохранности его хрупкого мира.

Стивенсон уделяет больше времени в своей повести философии и проблеме морали. Он рассуждает о том, что каждый человек в принципе двойственен по своей природе, и все мы должны бороться со злом внутри себя. Доктор Джекил - как положительный пример, вышедший из этой борьбы победителем.

В романе Ремарка не было уделено большое количество времени для Изабеллы, и основной темой романа являлась инфляция и жизнь людей после войны. Однако Изабелла являлась чем-то вроде поддерживающей силы для Людвига - главного героя, который потерял смысл своей жизни и находил его только в общении с этой необычной девушкой.

Наиболее полно тему раздвоения личности раскрывает все-таки Чак Паланик. Тема раздвоения личности полностью раскрыта в тексте книги, автор прописывает все детали от зарождения второй личности до ее полного уничтожения и краха первой. То же самое прописывает в своем произведении и Стивенсон, но рассматривает эту проблему с моральной точки зрения. Ремарк же вводит персонажа с раздвоением личности не как главного героя, а как персонажа, толкающего главного героя на свершение определенных действий и подталкивает к размышлениям. Таким образом можно утверждать, что герой с раздвоением личности может выполнять различные функции в произведении.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь