Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Программа по обучению детей младшего школьного возраста спортивным бальным танцам



 

Проблеме физического воспитания человека всегда уделялось большое внимание выдающимися педагогами, философами, мыслителями, учеными. Например, педагог-гуманист Ян Амос Коменский в своих трудах писал, что правильно выбранные и дозированные физические упражнения не только облегчают, но и помогают ученикам переносить усталость, связанную со школьными занятиями. В связи с этим он предлагал длительные перемены, а также использование педагогами части послеобеденного времени для занятий с детьми физическими упражнениями.

Значительное влияние на теорию и практику физического воспитания оказал выдающийся просветитель России И.И. Бецкий, считавший необходимостью побуждать детей к движениям, как главному действующему началу в физическом развитии.

Анненков оставил нам такое свидетельство: «Физическая организация молодого Пушкина, крепкая, мускулистая и гибкая, была развита гимнастическими упражнениями. Он славился как неутомимый ходок пешком, страстный охотник до купанья, до езды верхом и отлично дрался на эспадронах, считаясь чуть ли не первым учеником фехтовального учителя Вальвилля …».

«Пушкин был, между прочим, неутомимый ходок пешком и много езди верхом, но во всех его прогулках поэзия неразлучно сопутствовала ему. Раз, возвращаясь из соседней деревни верхом, обдумал всю сцену свидания Дмитрия с Мариной в «Годунове». Какое-то обстоятельство помешало ему положить ее на бумагу тотчас же по приезде, а когда он принялся за нее через две недели, многие черты прежней сцены изгладились из памяти его. Он говорил потом друзьям своим, восхищавщимся этой сценой, что первоначальная сцена, совершенно оконченная в уме его, была несравненно выше, несравненно превосходнее той, какую он написал», - это тоже утверждает Анненков, друг А.С. Пушкина.

По этому поводу также хочется вспомнить письмо Вульфа, опубликованное в 1866 году в «Санкт-Петербургских новостях»:

А 17-летний В. Белинский в 1829 году написал: «Счастливы те молодые люди, которые имеют случай под руководством опытных, ученых, добродетельных и образованных наставников усовершенствовать себя и предуготовить к опасному, хотя и весьма непродолжительному пути по трудной дороге жизни. Но стократ счастливее, если они, чувствуя пользу доброго воспитания, своим стремлением к усовершенствованию, своею ревностию приблизиться к предложенной цели, облегчают труды своих наставников. Какие неоцененные блага доставляет человеку доброе воспитание как нравственное, так и физическое! .. Ф И З И Ч Е С К О Е (разрядка В.Г. Белинского. - Авт.) воспитание должно быть соединено с нравственным. Оно доставляет крепость телу, дает ему ловкость, гибкость, приятность в движениях, предохраняет человека от болезней и делает здоровым до самой смерти. Древние персы нравственное воспитание детей своих всегда соединяли с физическим».

Лев Николаевич Толстой всю жизнь любил заниматься физическими упражнениями. Он не раз ходил пешком из Ясной Поляны в Москву.

Сложившаяся в настоящее время практика работы по физическому воспитанию младших школьников оценивается многими исследователями как недостаточно эффективная. Решить задачи физического воспитания детей одними средствами физической культуры не реально, поскольку необходима целостная система, обеспечивающая рациональный двигательный режим в соответствии возраста детей.

В настоящее время стало особенно заметно проявление интереса детей к различным неолимпийским видам спорта (армспорт, аэробика, спортивные бальные танцы и др.) для отдыха и восстановления сил, для реабилитации и укрепления здоровья, которыми школьники занимаются в образовательных учреждениях различных типов и видов.

Внедрение методики физического воспитания детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях по адаптированной программе «Спортивные бальные танцы», способствует улучшению показателей физической и функциональной подготовленности детей, а также формированию интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями. Но на сегодняшний день довольно редко встречается, когда элементы танцевальной подготовки включены в программу по физическому воспитанию учащихся общеобразовательных учреждений.

По мнению автора данной работы, уроки по спортивным бальным танцам должны быть включены в школьную программу. Так как бальные танцы дают не только хорошую физическую подготовку, психологическую разрядку, но и в будущем придают уверенность, раскрепощают детей: уметь двигаться, красиво преподнести себя - это очень важно для жизни. Детям закладывается определенная культура поведения, общения.

Также при школе должен существовать отдельный кружок по спортивным бальным танцам, куда могли бы ходить дети, которые выбрали для себя именно это направление и здесь занимались бы уже более серьезно.

В настоящее время в бальном танце выделяются два направления: социальный (бытовой) и спортивный танец. Долгая борьба за признание нового вида спорта завершилась в 1998 г. включением спортивных танцев в структуру Национального олимпийского комитета.

Разработаны разрядные требования для присвоения D, С, В, A, S, М классов. В основном система спортивного танца уже разработана, и необходима ее адаптация к общей структуре видов спорта. Однако в спортивных танцах, как и в уже сложившихся видах спорта, происходит разрыв между спортом высоких достижений и общей физической культурой. Большинство школ танцев, кружков и секций начальной подготовки строят свою работу только как селекционную, ориентируясь на получение в будущем спортсменов-разрядников. Ранняя специализация детей приводит к отсеву учащихся, которые не могут быстро освоить программу или не могут встать в пару из-за отсутствия партнеров. Это наносит урон массовому обучению бальным танцам и танцевальному бизнесу.

Опираясь на материалы международной научно-практической конференции Федерации танцевального спорта России, используя научную литературу по педагогике: Харламов И.Ф, Подласый И.П.; по психологии: Рогов Е.И, Абрамова Г.С и др., а также, исходя из собственного опыта, автором данной работы была разработана программа, которая планомерно повышает уровень подготовки учащегося от первых шагов до присвоения спортивного класса «Н».

В каждом коллективе должен быть свой план обучения, который строится в зависимости от условий занятий, стажа работы педагога, его педагогического и профессионального мастерства. Данная программа аттестации предлагает базовую программу для школ бального танца и клубов спортивного танца, рассчитанную на 1 год, контроль за уровнем подготовки учащегося и качеством работы педагога (тренера).

Идеология данной программы заключается в следующем:

сделав набор на первый цикл обучения, учитель должен предложить такую систему обучения, которая бы заинтересовала учащихся и их родителей, а также до минимума сократила отсев из группы. Дети и родители не принимают долгосрочных перспектив занятий танцами. Им нужен достаточно быстрый результат. Поскольку большинство занятий платные, то успех деятельности учителя напрямую зависит от качества его работы. Главное, чтобы ученику было интересно, а родители видели результат.

Первые аттестации в виде медальных испытаний начали проводиться в Англии, а затем и в других странах. В России некоторыми педагогами ведется работа по организации медальных испытаний, в том числе и с приглашением иностранных специалистов, однако, подобные акции носят коммерческий характер. Существует множество программ таких испытаний по европейским и латиноамериканским танцам, диско, рок-н-роллу, старым танцам и т. д. Подготовка учащихся к этим испытаниям становится основой танцевального бизнеса.

Предлагаемая программа не является коммерческой, ее цель - решение творческих задач: как увлечь учащегося, как в течение длительного времени поддерживать его интерес к занятиям, как добиться высокого творческого результата, как сочетать массовость и мастерство.

Учитель, работая на государственной службе или получая зарплату от родителей, выполняет определенный социальный заказ. Государство и родители хотят видеть своих детей здоровыми, образованными, воспитанными, эстетически развитыми, проводящими досуг среди культурных людей, красивыми в жизни и танце.

Дети и подростки приходят заниматься танцами по разным причинам. Младших приводят родители, старшие приходят сами. Занятия танцами - дело трудоемкое, требующее много времени. Индустрия развлечений предлагает юным много соблазнов: компьютерные игры, видеофильмы, развлекательные телевизионные передачи и т. д. Идет постоянная борьба между развлечениями и занятиями танцами. Учитель должен выиграть эту борьбу, создав для ребенка яркий, жизнерадостный, интересный мир танца.

Условия стимулирования строится на:

Первое - это личность учителя. Красивая одежда, обувь прическа, образованность и культура речи, умение заинтересовать своей личностью, высокий профессионализм, любовь к детям - составляющие успеха.

Второе - зал для занятий. Его эстетика, чистота и порядок, качественная звуковая аппаратура создают у учащегося приподнятое настроение.

Третье - образовательный и профессиональный уровень учителя, который включает знание педагогики, психологии профессиональные знания - как теоретические, так и практические.

Четвертое - работа с родителями, которых надо сделать своими единомышленниками.

Пятое - система контроля и поощрения учащегося.

Учитель хочет, чтобы ученик регулярно посещал занятия, совершенствовался в своем мастерстве и обеспечивал зарплату педагога. Кроме этого, в перспективе, ученики своими успехами должны подтвердить мастерство учителя.

Программа для первоклассников, рассчитана на 1 год. Обучение проходит по циклам: на год обучения приходится по три трехмесячных цикла:

) сентябрь - ноябрь;

) декабрь - февраль;

) март - май.

Соответственно аттестация проводится три раза за учебный год.

За время обучения учитель должен поставит учащимся:

1. корпус

2. положение ног, рук, головы

.   научить слушать музыку

.   точно исполнять геометрию фигур.

Программа состоит из трех частей: «Игровой стрейчинг», «Соло», «Дуэт»:

1) «Игровой стрейчинг» (сентябрь - ноябрь). На базе детской больницы Раухфуса методика игрового стрейчинга создавалась и используется не для танцоров, а просто для оздоровления детей. Тем не менее, данная методика широко используется танцорами.

Есть несколько направлений игрового стейчинга. Первое направление - это работа с дошкольниками и младшими школьниками: проводятся глубинные растяжки, упражнения с ориентацией на йогу или на лечебную физкультуру, которые проводятся с детьми на основе сказки. Это и есть первичная танцевальная подготовка. Ребенок приходит на занятия послушать сказку, где немного занимается ритмикой, немного - танцевальной мимикой и примерно минут двадцать на фоне текста сказки делает упражнения. Это тот возраст, когда еще о серьезных танцах особенно не говорят, но подготовка тела уже очень важна.

В программу обучения входят следующие комплексы - например, так называемый «Крокодил» - для коррекции позвоночника, основанные на спиральном скручивании его в разные стороны. Сам комплекс занимает минут семь. Доступен для всех и дает очень заметные результаты, снимает самые неприятные блоки. Другой комплекс называется «Сурьяна москар», то есть «Поклонение солнцу», и включает в короткое время абсолютно всю проработку тела от головы до ног с включением эмоций. Комплекс, который называется «водным»: он направлен на растяжение в разные стороны ног, рук, на снятие различных блоков, зажатости. Все упражнения исполняются под музыку.

) Программа «Соло» (декабрь - февраль) - включает в себя разучивания основных движений и вариаций спортивных бальных танцев, которые необходимы в «Н» классе. Причем все композиции исполняются по одному, что позволяет лучше усвоить технику танцев, понять азбуку музыкального движения, прочувствовать в танце свое тело. Эта программа подразделяется на три ступени: 1- декабрь; 2 - январь; 3 - февраль.

ступень - разучивание основных движений танцев: «Медленный вальс», «Вару - Вару», «Полька», «Модный рок», «Ча - ча - ча», «Самба».

ступень - Разучиваются различные вариации этих танцев: более сложные движения. Разбор техники этих танцев.

ступень - закрепление основных движений и вариаций под музыку.

) Программа «Дуэт»(март - май). Данная программа подразумевает исполнение всех ранее изученных танцев в паре.

Особое внимание следует уделить технологии аттестации. В зависимости от уровня усвоения знаний после окончания цикла учитель распределяет учащихся по группам.

Для аттестации необходим:

Зал с паркетным полом и местами для зрителей, а также с комфортными раздевалками.

До аттестации желательно ввести в компьютер данные о каждом учащемся: имя и фамилия, название коллектива, стартовый номер, имя и фамилию тренера. Итоговую аттестацию, которая проходит три раза в год, должны проходить дети из разных школ, в которых действует данная программа обучения по спортивным бальным танцам. Таким образом, ученики готовятся к дальнейшим соревнованиям, знакомятся с ребятами из других школ, учатся побеждать и признавать поражение.

Требования к костюму учащегося:

. Костюм мальчика: белая рубашка, темные брюки, одноцветный галстук с заколкой ли бабочка, черные носки, черные ботинки.

. Костюм девочки: черная юбка не ниже колена, белая блузка без украшений, колготы телесного цвета, чешки.

Критерии оценки судей. Участники конкурсной аттестации оцениваются по пятибалльной системе.

Оценка:

- Участник не танцует конкурсную программу

- Танцует конкурсную программу, но не в музыку

- Танцует конкурсную программу в музыку, но не держит линии корпуса

- Танцует в музыку, держит линии корпуса, но технически не точно выполняет фигуры

- Танцует в музыку, держит линии корпуса, технически правильно выполняет фигуры.

Аттестацию должны проводить, как правило, пять судей. В зависимости от набранных баллов учащиеся получают грамоты и дипломы.

Грамота вручается за участие в аттестации.

Диплом выдается учащемуся, который успешно прошел испытание на данном этапе.

Диплом с отличием выдается учащемуся, который на отлично прошел испытание на данном этапе.

Правила проведения аттестации: После регистрации, получения стартовых номеров и внесения в протокол данных об участниках аттестации учащиеся распределяются по заходам. Количество учащихся в заходах устанавливается в зависимости от размера паркета, однако оно не должно превышать двенадцати человек, т. к. судья не сможет оценить всех учащихся в заходе. Музыка в заходе длится 1, 5 минуты. Техническая документация выполняется в виде карточки - таблицы с номерами учащихся по заходам, напротив которой судья ставит оценку. Каждый заход исполняет все танцы. После каждого танца карточка сдается в счетную комиссию. После обработки результатов счетная комиссия выдает в наградную группу протокол с указанием виды награды. Грамоты выдаются учащимся в регистрационной группе при сдаче стартового номера. Итоговый протокол выдается учителю каждого коллектива для последующего подведения итогов аттестации.

Необходимо, чтобы в каждом цикле обучения учитель поощрял учащихся за успехи и предлагал посильную программу обучения. Программа аттестации должна быть только составной частью учебной программы, а не превращаться в каждодневную зубрежку. Необходимо проводить открытые уроки для родителей, чтобы заручиться их помощью в подготовке детей. Возможно, проведение занятий для родителей с целью помочь им в подготовке детей дома. Личная заинтересованность родителей, их желание видеть своих детей красивыми и здоровыми во многом способствует успеху дела.

Предлагаемая программа может быть адаптирована к любым коллективам бального и спортивного танца. Она позволяет без больших нагрузок подготовить детей к дальнейшим профессиональным занятиям и способствует массовому вовлечению детей в коллективы спортивного бального танца.


Заключение

 

Школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранное развитие личности, ранняя профориентация происходит именно в дополнительном образовании. И если школьное образование все дети получают примерно в одинаковом объеме, определяемом государственным образовательным стандартом, то дополнительное образование многообразно, разнонаправлено, вариативно: ведь дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом - ценность дополнительного образования: оно способствует реализации знаний, полученных детьми в базовом компоненте в школе, помогает раннему самоопределению, дает возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование будет больше возможностей в зрелом возрасте сделать безошибочный выбор. Дополнительное образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства».

Жизнь больших городов нашей страны, европейских столиц, мегаполисов мира - они накладывают непосильные физические, психологические нагрузки на людей. И танец позволяет человеку адаптироваться в этой среде, восстанавливать силы, устанавливать связи между людьми, странами. Поэтому развитие танцевальной культуры, масштаб этого движения закономерен, и, конечно, требует пристального внимания со стороны государства. Танцевальное движение требует развития, как на высоком уровне, так и на первичном.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

стимулирование творческого развития детей младшего школьного возраста являются профессиональные организационно-педагогические условия занятия танцевальным искусством, а именно спортивные танцы;

победа в конкурсных выступлениях является показателем профессиональной организации и педагогических условий стимулирования творческого развития младших школьников;

школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранное развитие личности, ранняя профориентация происходит именно в дополнительном образовании, в различных культурно-досуговых учреждениях: домах культуры, Дворцах творчества юных, различных школах и клубах дополнительного образования.

В данной работе представлена программа танцевального клуба «Maxi Dance», имеющая организационно-педагогические условия стимулирования творческого развития детей младшего школьного возраста средствами танцевального искусства, а именно спортивными танцами.

Программа, представленная в данной работе предусматривает постепенное и планомерное повышение уровня подготовки учащегося от первых шагов до присвоения спортивного класса «Н», на основании плана обучения (который строится в зависимости от условий занятий, стажа работы педагога, его педагогического и профессионального мастерства). Данная программа аттестации предлагает базовую программу для школ бального танца и клубов спортивного танца, рассчитанную на 1 год, контроль за уровнем подготовки учащегося и качеством работы педагога (тренера).

Предлагаемая программа может быть адаптирована к любым коллективам бального и спортивного танца. Она позволяет без больших нагрузок подготовить детей к дальнейшим профессиональным занятиям и способствует массовому вовлечению детей в коллективы спортивного бального танца.

Более того, по мнению автора работы, уроки по спортивным бальным танцам должны быть включены в школьную программу. Так как бальные танцы дают не только хорошую физическую подготовку, психологическую разрядку, но и в будущем придают уверенность, раскрепощают детей. Детям закладывается определенная культура поведения, общения.

Таким образом, можно констатировать подтверждение выдвинутой гипотезы.


Список литературы

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология, -М.: АСТ; ВЕЧЕ, 1999. 126с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. С.107.

.   Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

.   Беликова А.Н. Бальные танцы. М.: Советская Россия, 1984.125с.

.   Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.

.   Большой толковый психологический словарь Т.1, /Пер с англ. Ребер Артур. М.: Издательство АСТ; Вече, 2003.

.   Бухарова С. Танцор на пути к высшему спортивному мастерству //Вестник. 2002. №8. С. 33-34.

.   Бычкова Л. Моя философия // Танцевальный Вестник. 2004. №6. С. 1-2.

.   Васильева Т.К. Секрет танца. М.: Советская Россия. 1983. 330с.

.   Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.

.   Волохов А.В. Будем работать вместе: Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 1996., 160с.

.   Волохов А.В., Рожков М.И. Концепция социализации личности ребенка в условиях деятельности детской организации. М., 1991. 226 с.

.   Гаврилова И.А. Современный бальный танец. М., 1978. 158 с.

.   Галин А.Л. Личность и творчество. М., 2002.

.   Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство культпросветработника. М., 1984.

16. Гинзбург В.В. Элементы антропологии для медиков. М., 1963. Цит по Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. С.107.

17. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1988.

.   Годфруа Ж. Что такое психология; В 2-х тт. Т.2.М., 1992.

.   Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. М., 1967. С.137.

.   Дюкова Н. Танцы и этикет //Вестник танцевальной жизни. 1997. №51. С.30-31.

.   Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Развитие дополнительного образования в общественных учреждениях. М., 1996. 200 с.

.   Зейгарник Б.В. Теории личности в общей психологии. М., 1982.

.   Ивашнев В.И., Ильина К.В. Жизнь в танце. М., 1982. 220 с.

.   Конович А.А. Методики театрализации. М., 1976.

.   Кузьмина Н.В. Способности, одарённости, талант учителя. Л., 1985.

.   Куликов Л.В. Психологическое исследование: Мет. рекомендации по проведению. СПб., 2002.

.   Культурно-досуговая деятельность /Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М., 1998.

.   Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы. М., 1984.

.   Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.

.   Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.

.   Лосева И. Танец - изначальное искусство //Танцевальный Вестник. 2004. №4.С. 5-8.

.   Луков В.А. Государственная поддержка детских объединений: Концепция и реальность//Государство и дети: Реальности России. М., 1995 200 с.

.   Маркин О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба. М., 1988.

.   Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.

.   Мессерер A.M. Танец. Мысль. Время. М.: Искусство, 1990. 355 с.

.   Методика музыкального воспитания детей: Учеб./ Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1989.

.   Мурзина Н. Хочется спешить жить // Танцевальный Вестник. 2003. №4. С. 8-10.

.   Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2004. 456 с.

.   Немов Р.С. Психология. Кн. 1. М., 2001.

.   Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1999.

.   Одаренные дети / Под ред. М. Карне. М., 1991.

.   Петровский А.В. Личность. Деятельность, коллектив. М., 1982.

.   Подласый И.П. Педагогика: учебник, М., 2003. 356 с.

.   Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 2000.

.   Проблемы развития танцевального спорта: Материалы международной научно - практической конференции //Под ред. Белоцерковец. СПб.: СПбГУП, 2002. 32с.

.   Психология детства / Под ред. А.А. Реана. СПб., 2003. 368 с.

.   Психология и педагогика / Отв. ред. В.М. Николаенко. М.-Новосибирск, 2005.

.   Психология формирования и развития личности. М., 1981.

.   Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.М., 1990.

.   Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1987.

.   Рогов Е.И.: Система работы психолога с детьми разного возраста. М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 260с.

.   Рубинштейн С.Л. Избранные труды. В 2-х тт. Т.1. М., 1989.

.   Способности и наклонности. М., 1989.

.   Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х тт. Т.1. М., 1985.

.   Тупик Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб., 2002.

.   Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях: метод. пособие / Под общ. ред. Е.И. Якубовского. СПб., 2005.

.   Харламов И.Ф. Педагогика: учебник 5-е Мн., 1998-560с.

.   Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986.

.   Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 350с


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.081 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь