Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕМЫ 1-2. СОВРЕМЕННАЯ ЭТИКА ОТНОШЕНИЯ К ДЕТСТВУ



ПРАКТИКУМ ПО ПЕДАГОГИКЕ

Часть 2

Выполнила Шелехова К.Н.

Специальность: 050501 Профессиональное обучение

(экономика и управление)

Новосибирск 2012


ТЕМЫ 1-2. СОВРЕМЕННАЯ ЭТИКА ОТНОШЕНИЯ К ДЕТСТВУ

 

1. Осознайте определения следующих педагогических понятий: аксиология, гуманизм, декларация, конвенция

Аксиология - название данного подхода происходит от слияния двух греческих слов: axios - ценный и logos - понятие, учение. Поэтому термин «аксиология» можно трактовать как теория ценностей. Аксиологический, или ценностный, подход в изучении педагогических явлений - основа методологии современной педагогики. В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. Значимую ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. Эта идея выступает основой ценностно-мировоззренческой системы гуманистического типа. Она определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в истории, обществе, деятельности.

Гуманизм - это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность - желаемой нормой отношений в обществе. Слово " гуманизм" имеет происхождение, от лат. humanus - " человечный". Основной характеристикой гуманизма при всех его изменениях в историческом развитии была и остается человечность, и при этом центральным моментом в ней выступают устремленность в будущее, к свободной реализации своих творческих потенциалов, вера в себя и возможность достижения " Я-идеального". Следует также отметить особый контекст, характеризующий гуманность личности, которая проявляется в качествах, связанных со способностями к сопереживанию, содействию, соучастию. Вот почему ключевой социально-педагогической установкой гуманизма является восхождение к личности.

2. Всем известна расхожая фраза о том, что педагог должен любить детей. Среди школьников есть и такие: неряшливые, недисциплинированные, безответственные, бестолковые, грубые, вредные, драчливые… Любить таких?! Еще часто говорят: «любить - значит принимать такими, какие есть». Не означает ли это потакать капризам и выходкам, заниматься попустительством? И при чем здесь воспитание? Что же, по Вашему мнению, означает любовь педагога к воспитанникам?

Воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка.Проявление любви - это условие чувства защищенности в этом мире, где ребенок так слаб и бесправен, так неопытен и несведущ.Любящий человек всегда чувствует свою ответственность за жизнь, здоровье, благополучие, успехи или неуспехи ближних. В любви к воспитаннику педагог чувствует себя ответственным за развитие духовно-нравственных потребностей ребенка. Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения и не боится складывающихся отношений.

Любовь позволяет увидеть перспективу, открывает уникальные возможности человека, которого любишь. Принятие человека и его понимание есть непременные условия в выстраивании помогающих отношений, которые обеспечивают личностный рост воспитанников, улучшают их жизнедеятельность. Принятие можно объяснить как теплое отношение к человеку, который, безусловно, обладает ценностью, независимо от его состояния, поведения или чувств. Только когда учитель видит и понимает поступки и мысли ребенка так, как ребенок сам их видит и понимает, учитель принимает их, тем самым, усиливая личность своего воспитанника. Понимание и принятие учителем открывают возможность воспитаннику учиться понимать и принимать себя.

Таким образом, любовь педагога можно определить как деятельное участие в жизни воспитанника с целью усиления его личностных возможностей, знания, понимания и принятия его уникальности и необходимости, открытия и реализации его ценностной перспективы.

3. Изучите Конвенцию о правах ребенка. Напишите эссе (сочинение-размышление), ориентируясь на следующие вопросы:

Почему возникла необходимость принятия Конвенции ООН о правах ребенка?

Когда и кем была принята Конвенция?

Кто и как контролирует ее выполнение?

В чем ценность и значимость знания Конвенции для педагога?

Какие положения новы для нашего сознания?

Что лично Вас удивило или вызвало чувство сомнения в тексте Конвенции?

Почему школьники должны знать о содержании Конвенции?

Прочитайте материалы о гуманистических воспитательных системах (ВС) личностной направленности. Заполните таблицу

Название ВС, автор (последователи) Где и когда была реализована, целевые ориентации Положения, выражающие отношение к ребенку Организационные основы
Первый кадетский корпус - И.И.Бецкой Россия.1732 год. Санкт-Петербург. Служить «рассадником великих русских людей.» Принуждение к учебным занятиям заменялось убеждением. С воспитанниками»обходиться со всякою тихостью и учтивостью, кои должны быть неразлучны с воспитанием» Деление воспитанников на пять возрастов с 5до 20 лет. Нормативно-правовой документ, устанавливающий организационные основы: Устав императорского шляхетского сухопутного корпуса…»
Гуманистические воспитательные системы сельских школ - С.А.Рачинский Вторая половина 19 века. Россия. Церковно-приходские школы.: развитие умственных сил ребенка, развитие его воли, гармоническое развитие душевных сил ребенка. Видеть в ребенке друга Создание самоуправления в форме советов школ
Школа Саммерхилл - Александр Нейл 1921 год Англия. Лейстон, графство Суффолк. Вначале перевоспитание и ресоциализация детей Приспособление школы к ребенку, а не ребенка к школе. Свобода и саморегуляция в поступках детей Школа-интернат Деление на возрастные группы. Самоуправление школьников.
Детские дома - Януш Корчак (Генрик Гольдшмит) Дом Сирот(1912) Наш Дом(19119) Варшава. Польша. Акцент сделан на счастливое радостное детство в формировании личности. Уважение к личности ребенка, доверие к нему. Детское самоуправление: товарищеский суд, действующий на основании Кодекса, Судебный совет, Совет самоуправления. Высший орган - Сейм. Плебисцит: доброжелательный и недоброжелательный
Вальдорфская педагогика - Штейнер Рудольф Германия. Штутгарт 1919 год. Идеи греческого философа Платона о Добре, Красоте и Правде. В каждом ребенке…увидеть вопрос, ту божественную загадку, которую воспитатель благодаря искусству воспитания, проникнутого любовью, должен решать до тех пор, пока этот ребенок не найдет сам себя Учительские конференции, коллегии преподавателей, педагогические совещания.
«Справедливое сообщество» - Л. Кольберг 70-80-е годы 20 века. США. Нравственное воспитание детей. Равенство детей и взрослых Объединения педагогов и учащихся, общие собрания, комитет справедливости.
Гуманистическая педагогика - В.А.Сухомлинский Вторая половина 20 века. СССР Павлышская СШ Кировоградской области Сердечность, теплота, доброжелательность. Видеть в своем ученике живого человека Самоуправление, общий совет.

 

 

ТЕМА 3. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Где Вы определите место расположения учителя в классе? Как относитесь к движению педагога по классу? Разработайте мизансцены фрагментов различных уроков и продумайте целесообразную траекторию движения учителя по классу. Докажите оптимальность подобного пантомимического общения

В начале урока: у доски. Приветствие, психологический настрой, концентрация внимания учащихся всего класса.

Перемещение учителя: движение перед рядами, между рядами, с целью выявления уровня подготовки учащихся к следующему этапу урока, организации индивидуальной помощи.

Во время контрольной работы: на ознакомительном этапе - у доски, далее за своим столом. В случае необходимости можно подойти к ученику.

Во время дискуссии: учитель и ученики находятся за круглым столом. Создается атмосфера равноценности учащихся. Целесообразно рассаживаться полукругом, так удобнее видеть учителя и друг друга.

На экскурсии: впереди учащихся, затем рядом, при беседе - в кругу со своими учащимися. На обратном пути (динамично) впереди, в середине, сзади колонны.

Как, по Вашему, быть учителю, если у него плохое настроение, если он чем-то раздражен, недоволен, взвинчен, готов обрушить гнев на головы учащихся, тоже, заметим, не безгрешных? Можно ли «преодолеть» настроение? Нужно ли «прятать» гнев, обиду, скорбь? Можно ли делиться с учениками постигшей бедой, горем или нужно стараться обеспечить детские годы счастьем, радостью, беззаботностью?

Нежелательно детей посвящать в детали происходящего, чтобы не травмировать их психику. Учителю нужно воспитать в себе силу воли, самообладание. Дети могут начать испытывать чувство вины, что у кого-то кто-то заболел, зарплата маленькая и так далее. К тому же сами дети не хотят знать и слушать на уроках о проблемах учителей.

 

ТЕМЫ 5-6. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ. ПРИОРИТЕТНЫЕ СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ

. Раскройте сущность понятия «содержание воспитания»

Содержание воспитания составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке: знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, способности, навыки, умения, привычки поведения. Предметом формирования являются чувства, сознание, отношения, оценки, поведение школьника. В настоящее время смена концепции воспитания вызывает изменения в содержании воспитания. Согласно новому подходу к воспитанию в России, целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Напомним, что базовая культура включает в себя культуру жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическую и культуру труда, политическую и правовую, интеллектуальную, нравственную, культуру общения, экологическую, художественную, физическую культуру. Под культурой жизненного самоопределения понимается осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умение принимать решения и нести ответственность за действия, умения по самовоспитанию.

. Охарактеризуйте современные подходы к воспитанию (не забудьте указать авторов) и рассмотрите, каким образом они отражаются в содержании воспитания

Личностный - понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики - направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.

Гуманистический - в центре внимания - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается гуманистической педагогикой главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной педагогике.

Ценностный - предложенный известным исследователем и знаменитым директором школы №825 г. Москвы Владимиром Абрамовичем Караковским. Суть данного подхода состоит в том, что формирование внутренних структур (социально ценных свойств и качеств личности) происходит благодаря усвоению внешних структур - социокультурных общечеловеческих ценностей, а воспитание есть процесс и результат интериоризации культурных общечеловеческих ценностей.

Культурологический - в современной отечественной теории педагогики при определении цели воспитания вводится понятие “культура”. В переводе с латинского cultura - возделывание. Культурологический подход к определению содержания воспитания представлен в работах Н.Е. Щурковой. Воспитание, по ее мнению, есть введение ребенка в контекст современной культуры посредством последовательного овладения всеми основными достижениями мировой культуры: материальные средства, среда обитания, способности человека, взаимоотношения, отношение к самому себе.

Деятельностный - воспитание есть организация деятельности ребенка как способа его жизни в социальном структурированном пространстве в контексте современной культуры. Отношение к миру принимает материализованные формы и реализуется детьми в их повседневных действиях и поступках. Разнообразие видов деятельности способствует развитию личности, формированию новообразований культурного плана. Содержание деятельности определяется ее центральным объектом, который призван выявить и раскрыть для детей одну из наивысших ценностей жизни. Деятельность становится активной формой выражения отношения, если: субъект осознает личностную значимость того, что он “здесь и сейчас” производит; педагогически организованная деятельность имеет созидательный характер.

Комплексный - В.А. Сластенин считает, что одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир. Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений человека к окружающей действительности, научное мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. комплексный подход, определяя содержание воспитания, предполагает органичное взаимодействие всех видов деятельности, их влияние на развитие и формирование личности в целостном педагогическом процессе.

Таким образом, в основе осуществления воспитания интегрируются следующие подходы: личностный, гуманистический, ценностный, культурологический, деятельностный, комплексный. Причем очень важно понять, что рассмотренные подходы вовсе не противоречат друг другу, а находятся в гармоничном сопряжении. При их взаимном дополнении внимание педагога фокусируется на различных аспектах содержания воспитания. Так, соотнесение ценностного подхода с традиционным описанием содержания воспитания по направлениям (нравственное, эстетическое, физическое и т. д.) позволяет не только осознать культурные ценности, но и формировать личностные качества ребенка в процессе разнообразных видов деятельности.

При диагностике воспитанности руководствуйтесь не только критериями, которые проявляются во внешней форме (суждения, оценки, поступки), но и критериями, скрытыми от глаз наблюдателя (мотивы, убеждения, ценностные ориентации). Проанализируйте результаты наблюдений и сделайте вывод об уровне воспитанности школьника.

ТЕМА 9. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

. Сформулируйте требования к применению метода примера, соблюдая которые, можно эффективно воздействовать на формирование сознания учащихся:

- постановка цели вырабатываемых умений, качеств и привычек поведения;

формирование положительного отношения к цели предлагаемой деятельности и самой деятельности;

выполнение действий на основе образца;

организация активной самостоятельной позиции;

опора на общественное мнение;

опора на успех.

2. Приведите примеры предъявления требований в разнообразных формах.

Просьба: Я хочу тебя попросить распечатать материалы к следующему занятию.

Совет: Я тебе советую изучить дополнительную литературу по этой теме, но решение за тобой.

Рекомендация: Подготовьте практическую работу, придерживаясь правил: …

Деловое распоряжение: Напоминаю, что в конце месяца будет зачет, вам необходимо подготовиться.

Рассказ: Вступительное слово на занятии, тематический рассказ на классных часах.

Аналогия: Выполните задание по образцу (алгоритму).

Вопрос: Объясните, почему вы так считаете?

Удивление: Вы очень удивили меня своим выступлением!

Намек: В нашем коллективе есть учащиеся, которым не помешало бы еще раз повторить изученный материал.

3. Продемонстрируйте владение методами объяснения и рассказа на примере одной из актуальных для подростков тем.

Классный час « О культуре поведения»

Объяснение: Даётся объяснение понятия «культура поведения». (Культура поведения - это совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения)

Рассказ: В прежние времена люди придавали первому впечатлению ещё большее значение, чем теперь. Судили даже по внешности. Древнегреческий философ Аристотель писал, что человек, у которого руки достают до колен, смел, честен, свободен в обращении, а тот, у кого взъерошенные, лохматые волосы, - трусоват…

4. Составьте систему вопросов, в качестве подготовки к групповой беседе с подростками с целью формирования у них негативного отношения к вредным привычкам.

Как вы считаете, почему люди используют наркотические вещества?

Как вы считаете, где сегодня чаще всего происходит использование наркотических веществ?

Как вы думаете, сколько среди ваших знакомых тех, кто хотя бы раз использовал наркотические вещества?

Какую информацию о вредных веществах вы считаете наиболее интересной и достоверной?

От кого, по вашему мнению, чаще всего люди получают наркотические вещества?

Чье мнение о проблеме использования наркотиков для вас наиболее интересно и важно?

Как вы считаете, когда происходит знакомство людей с табаком, алкоголем и наркотиком?

ПРАКТИКУМ ПО ПЕДАГОГИКЕ

Часть 2

Выполнила Шелехова К.Н.

Специальность: 050501 Профессиональное обучение

(экономика и управление)

Новосибирск 2012


ТЕМЫ 1-2. СОВРЕМЕННАЯ ЭТИКА ОТНОШЕНИЯ К ДЕТСТВУ

 

1. Осознайте определения следующих педагогических понятий: аксиология, гуманизм, декларация, конвенция

Аксиология - название данного подхода происходит от слияния двух греческих слов: axios - ценный и logos - понятие, учение. Поэтому термин «аксиология» можно трактовать как теория ценностей. Аксиологический, или ценностный, подход в изучении педагогических явлений - основа методологии современной педагогики. В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. Значимую ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. Эта идея выступает основой ценностно-мировоззренческой системы гуманистического типа. Она определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в истории, обществе, деятельности.

Гуманизм - это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность - желаемой нормой отношений в обществе. Слово " гуманизм" имеет происхождение, от лат. humanus - " человечный". Основной характеристикой гуманизма при всех его изменениях в историческом развитии была и остается человечность, и при этом центральным моментом в ней выступают устремленность в будущее, к свободной реализации своих творческих потенциалов, вера в себя и возможность достижения " Я-идеального". Следует также отметить особый контекст, характеризующий гуманность личности, которая проявляется в качествах, связанных со способностями к сопереживанию, содействию, соучастию. Вот почему ключевой социально-педагогической установкой гуманизма является восхождение к личности.

2. Всем известна расхожая фраза о том, что педагог должен любить детей. Среди школьников есть и такие: неряшливые, недисциплинированные, безответственные, бестолковые, грубые, вредные, драчливые… Любить таких?! Еще часто говорят: «любить - значит принимать такими, какие есть». Не означает ли это потакать капризам и выходкам, заниматься попустительством? И при чем здесь воспитание? Что же, по Вашему мнению, означает любовь педагога к воспитанникам?

Воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка.Проявление любви - это условие чувства защищенности в этом мире, где ребенок так слаб и бесправен, так неопытен и несведущ.Любящий человек всегда чувствует свою ответственность за жизнь, здоровье, благополучие, успехи или неуспехи ближних. В любви к воспитаннику педагог чувствует себя ответственным за развитие духовно-нравственных потребностей ребенка. Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения и не боится складывающихся отношений.

Любовь позволяет увидеть перспективу, открывает уникальные возможности человека, которого любишь. Принятие человека и его понимание есть непременные условия в выстраивании помогающих отношений, которые обеспечивают личностный рост воспитанников, улучшают их жизнедеятельность. Принятие можно объяснить как теплое отношение к человеку, который, безусловно, обладает ценностью, независимо от его состояния, поведения или чувств. Только когда учитель видит и понимает поступки и мысли ребенка так, как ребенок сам их видит и понимает, учитель принимает их, тем самым, усиливая личность своего воспитанника. Понимание и принятие учителем открывают возможность воспитаннику учиться понимать и принимать себя.

Таким образом, любовь педагога можно определить как деятельное участие в жизни воспитанника с целью усиления его личностных возможностей, знания, понимания и принятия его уникальности и необходимости, открытия и реализации его ценностной перспективы.

3. Изучите Конвенцию о правах ребенка. Напишите эссе (сочинение-размышление), ориентируясь на следующие вопросы:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь