Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Локально-моделирующий уровень



Преподаватель владеет стратегиями обучения знаниями, умениями, навыками по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат.

Системно-моделирующий уровень

Преподаватель владеет стратегиями формирования нужной системы знаний по всему предмету в целом.

Личностно-моделирующий уровень

Преподаватель владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащихся, их потребностей в самовоспитании и развитии.

Создание атмосферы психологической поддержки.

 

 

БИЛЕТ № 5

Принципы и методы обучения НДПТ

Декоративно-прикладное искусство – это особый мир художественного творчества. Понятие «декоративно-прикладное искусство» широкое и многогранное. Это крестьянское искусство, традиционные художественные промыслы, памятники мирового декоративного искусства, и современное декоративно-прикладное искусство. Процесс приобщения учащихся к декоративно – прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Методика ДПИ и ДПТ неизбежно будет совершенствоваться. В нее могут войти конкретные приемы и даже интересные методические пособия из школьной методики изобразительного искусства. И конечно обязательно будут формироваться собственные оригинальные методы и конкретные приемы, отвечающие специфике содержания ДПИ и ДПТ в практической работе.

Принципом обучения называют одно из исходных требований к процессу обучения, возникающее из закономерностей его эффективной организации. В дидактике выделяют следующие принципы обучения: - принцип направленности, - принцип научности, - принцип систематичности и последовательности, - принцип доступности, - принцип наглядности, - принцип сочетания различных методов и средств обучения, - принцип прочности, осознанности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

2. Методы: практические, наглядные, словесные.

3. К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.

4. Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.

5. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие.

6. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами. Моделирование - это процесс создания моделей и их использования. К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок. Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.

7. В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

8. Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.

 

2. Роль народной художественной культуры в системе художественного образования

 Российской Федерации.

Художественное образование - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства. Концепция художественного образования в РФ опирается на основополагающий государственный документ – «Национальную доктрину образования в РФ», который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Художественное образование – важнейший элемент в формировании и развитии гармонически развитой творческой личности. Следовательно, важнейшую роль в учебно-воспитательном процессе учащихся начального, среднего, старшего звена общеобразовательных школ и студентов колледжей и ВУЗов играет непрерывность ХО.

художественное образование призвано обеспечить осуществление следующих задач:

- формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения;

- создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;

- подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

- сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;

- приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

- реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества;

- широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;

- формирование культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов России;

- использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии;

Для каждого этапа художественного образования некоторые его стороны выступают как доминирующие, ведущие, другие же, как дополнительные и сопутствующие, причем важную роль здесь играют возрастные особенности. В дошкольном возрасте главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое в основном осуществляется через синкретические художественные проявления ребенка, органически вписанные в его собственную жизнедеятельность. В начальной школе формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, на почве которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка. В основной средней школе подростки овладевают языком различных видов искусства, что дает им возможность самостоятельного постижения произведений искусства, а также создает предпосылки для собственной художественной деятельности. В средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенному культурному слою с его особыми художественно-эстетическими представлениями и вкусами, на основе которых складываются определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве – независимо от его профессиональной или любительской направленности.

Методическая задача № 5.

Педагог выполнил хронометраж времени урока по сборке модульного оригами в расчете на свои умения, полагая, что обучающиеся справятся с поставленными задачами, но урок закончился только на половине поставленной цели урока. Нужно ли продолжить работу на следующем занятии или дать задание на дом по сборке модуля.

Самостоятельная работа представляет одну из форм организации учебного процесса и является его существенной частью. Для ее успешной организации и выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателя.

Главной целью самостоятельной работы является не только задания, расширение и углубление получаемых знаний, умений и навыков, но и самостоятельное изучение и усвоение нового материала без посторонней помощи. Самостоятельная работа включает репродуктивные и творческие процессы деятельности учащегося. В зависимости от этого и различают репродуктивный (тренировочный) и творческий (поисковый) уровни самостоятельной деятельности учащихся.

Репродуктивная самостоятельная работа предусматривает выполнение работы, связанной с расширением задач, выполнением таблиц, схем и т. д. 

Учащимся можно предложить самостоятельно разработать схему, инструкцию, таблицу по тому или иному виду творчества. Реконструктивная самостоятельная работа.

Предполагает перестройку решений и составление планов, тезисов, аннотаций, написание рефератов и т. д.

Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получение новой информации. Учащийся должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения, стоящей перед ним задачей.

 

БИЛЕТ № 6

1. Классификация средств обучения НДПТ.

Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.

Классификация средств обучения

Выделяют несколько значимых факторов, которые могут быть использованы для разделения средств обучения на отдельные группы:

 

по характеру воздействия на ученика:

визуальные: слайды, карты, макеты, наглядные пособия, диафильмы;

аудиальные: аудиозаписи;

аудиовизуальные: видеозаписи, ИКТ-презентации;

по степени трудности:

средний уровень: учебники по предметам, печатные учебные пособия, объемные модели, изображения;

высокая сложность: компьютер, лингафонный кабинет, механические визуальные средства;

по происхождению:

естественные: предметы, взятые из живой природы;

символические: они представляют действительность при помощи символов и знаков;

технические визуальные и аудиовизуальные средства.

Изучали средства обучения и предложили свою их классификацию А.Е. Дмитриева и Ю.А. Дмитриева. Они выделяли следующие группы средств обучения:

 

природные, естественные объекты или их изображения;

объемные геометрические фигуры и чучела;

изобразительные;

графические;

символические;

звуковые;

мультимедиа.

2. Проблемы художественного образования и их решения.

 

Образование – важнейшая часть жизни любого общества, и отношение к происходящему в этой сфере является барометром состоятельности и социальной ответственности. Художественное и музыкальное образование являются неотделимой и значимой частью всей отечественной культуры в целом.

 

В «Концепции художественного образования в Российской Федерации», утвержденной в 2001 г., отмечается: «Целями художественного образования на современном этапе являются: …повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании; сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства». Воспитательная значимость искусства и художественного творчества реально сказывается на нравственном здоровье детей и молодежи. В этом плане многое могут сделать учреждения культуры и художественного образования. Как известно, система художественного образования имеет две ведущие составляющие: художественное образование как часть общего образования и профессиональное художественное образование. Сегодня система художественного образования в России находится в кризисной ситуации. В первую очередь это касается низового звена – детских школ искусств, художественных школ. В связи с переходом на рыночные отношения уменьшилась доступность художественного образования для малоимущих слоев населения. Слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность учреждений художественного образования негативно сказывается на их работе. Известные недоработки налогового законодательства в данной сфере также приводят к негативным последствиям и тормозят развитие художественного образования. Недостатки реорганизации в начальном и среднем звеньях художественного образования отрицательно влияют на высшее звено – художественные вузы, вузы культуры и искусств.  разработка и внедрение целостной системы критериев оценки эффективности функционирования системы художественного образования;

Решение проблем:

активное участие средств массовой информации в художественно-просветительской деятельности;

- издание новых учебников, учебных пособий, монографий по искусству, истории и теории художественной культуры;

- проведение социально-экономических и конкретно-социологических исследований для выявления состояния и динамики развития художественного образования и художественной культуры общества;

- повышение качества и развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом реальных общественных потребностей, новых тенденций в развитии российской художественной культуры, мирового опыта;

- существенное укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, разработка мер по материальному стимулированию и достойной оплате труда преподавателей художественных дисциплин, устранение дискриминации в области предоставления им социальных гарантий;

- создание льготных условий налогообложения для учреждений и организаций, осуществляющих благотворительную помощь сфере художественного образования;

- повышение роли современных информационных средств и технологий в художественно-образовательном процессе.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь