Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Репрезентация аспектом существования противоречивого, нелогичного, но необходимого и единственно возможного пути личности Сальвадора Дали



 

В произведении задается собственный, никем не диктуемый, вектор движения поисков совершенствования - сложное, не соборное, а индивидуальное восхождением души человеческой навстречу Универсуму-Ничто; происходит понимание недостижимости вечности в чем-то конкретном, ограниченном, нахождение ее вне подвластных привычным законам видения и понимания объектам. Для вступления на этот путь и успешного, хоть и сложного, непрямого, движения по этой дороге необходимо сознательно отказаться от привязанностей и любви ко всему тварному, приземленному и вещественному, и открыть в себе возможность ко зрению - зрению не глаз, но души, сверхчувственному, чудесному провидению и прозрению, вытягивающим из материального, знакомого мира привязанностей затем, чтобы случилось дальнейшее, рационально непостигаемое, преобразование души человеческой и ее нематериальное ступенчатое восхождение по неуспокоенному сложному пути веры.

Произведение невозможно пытаться понять только через функциональность и определенные закрепленные сознанием роли персонажей, для осознания основного содержания необходимо полное снятие социальных и моральных условностей, «затягивающих», как болото, и обездвиживающих, привязывающих к ложным вожделениям естественное стремление человека к Универсуму, осознанное и осмысленное как самая главная необходимость погружение в «Темную Ночь» посредством мощной силы Любви Бога к человеку и человека к Творцу.

Подобным образом должна двигаться каждая душа, стремящаяся к спасению, и путь, предлагаемый произведением, актуален в любое время - вне зависимости от времени и века. Актуализация подобного пути во многом объясняется и собственной жизненной дорогой самого мастера.

Всю свою жизнь Сальвадор Дали движется индивидуальным, зачастую сложным, непринимаемым и непонимаемым остальными людьми путем, отказываясь от принципов академизма, порывая в начале 30-х годов с группой сюрреалистов, уходя из семьи, претерпевая жестокий разрыв отношений с отцом, постоянно эпатируя публику своим внешним обликом, увлечениями, сферами деятельности, испытывая постоянные обвинения в коммерциализации и опошлении своих произведений; но отказа и вступления на путь обыденный не происходит никогда.

Отсюда становится ясно, что исповедуемый художником принцип движения - это отказ от общего пути со всеми; более того, как только его дорога начинает совпадать с дорогой всего социума, становясь обычной, он отказывается от нее, резко, стремительно и зачастую болезненно порывая с общепринятым движением, отказываясь от всего, что было ему дорого и от всего, что должно быть дорого человеку, по мнению социума, то есть всему тому, что заставляет жить исключительно материальными вожделениями и привязанностями, а это - заведомо ложный путь.

Сложный, зачастую нелогичный с точки зрения обыденности и «нормальности» тяжелый путь Сальвадора Дали, постоянно фиксируется неясными, нелогичными со стороны действиями, которые, однако, в своей совокупности начинают складываться в единую нить, связующую гения-художника, спасителя современности, с божественным началом, дарующим предписания свыше, что и позволяет зафиксировать сюр-реальное выпадение обособленных миров - Божественного и человеческого из привычных собственных границ, возможное через чудесное, реальными способами недосягаемое и рационально непостигаемое, преображение, необходимое каждой из сторон.

Таким образом, произведение является адекватным отражением личностной мировоззренческой проблемы Сальвадора Дали, заключающейся в понимании художником несоответствия внешнего видимому, поиску способов отражения существующего разрыва миров божественного и человеческого, спасению современного мира от пустоты, безразличия, духовной слепоты. Для Дали значимым и трагичным моментом современности становится нежелание людей увидеть устремленность божественного в сторону земного.

Однако произведение не просто вскрывает актуальнейшую для Дали проблему, но и предлагает виртуально-визуальный способ ее решения - нахождение в этом мире элементов необычных, чудесных, приведение их в нестандартное сочетание, что позволяет человеку уподобить свой путь пути Христа, его самопожертвованию, и принести в жертву все отягощающее, которые умерщвляют душу человека, затягивая в «болото» рутины. Снятие проблемы - в чуде возможного взаимооборачивания миров, единения их в надреальной сфере.

Вывод по параграфу:

Таким образом, можно говорить о том, что в картине «Христос святого Хуана де ла Крус», созданной в 1951 году, прочитывается личностный аспект художественной идеи данного произведения, актуальный сугубо для личности Сальвадора Дали посредством содержания в себе следующих аспектов:

.   Осознание сложности роли Спасителя, принятие этой тяжести на себя; понимание себя как особо отмеченного гениальностью, наделенностью божественным избранничеством;

.   Тяжкий крест, несомый художником, есть фиксат роли Спасителя: это и ориентация на видимое и осознанное только Сальвадором Дали мучение Христа, стремящегося ценой собственной жизни спасти будущую жизнь душ человеческих, и тягостный, непосильный простому человеку «крестный» путь гения, отказаться от которого невозможно.

.   Сознательный уход и отказ от привычного взгляда на мир, от привычного образа жизни, нетипичные и нелогичные действия, призванные раскрыть надреальное, постигаемое много выше уровня рационального сознания, взаимодействие бесконечного и конечного начал.

.   Постоянное движение вразрез с общим направлением; при малейшем совпадении, хотя бы на краткий миг, - резкое порывание с общепринятым движением, отречение от всего того, что заставляет человеческую душу жить исключительно материальными вожделениями и привязанностями.

 

 


Заключение

 

Курсовая работа посвящена исследованию живописного произведения «Христос святого Хуана де ла Крус» Сальвадора Дали с целью выявления его художественной идеи и репрезентативных возможностей. Исследование проводится путем решения следующих задач:

Первая задача - выявление и вербализация художественной идеи - решается при проведении детального пошагового анализа произведения.

. Изучение работы «Христос святого Хуана де ла Крус» как произведения-вещи, выполненного в технике масляной живописи на холсте, обладающего габаритами 204, 8х115, 9 см., выявило доминанту вертикали центральной оси, стремительно пронизывающей произведение и сцепляющей формы воедино.

. Анализ отдельных иллюзорно-вещественных персонажей позволил определить такие элементы художественного пространства, как: «распятый Христос», «берег», «рыбацкая лодка», «крестьянин», «рыбак с сетью», «смутноразличимый человек», «водный залив», «горный кряж», «покойное небо», «облачное небо». Рассмотрение отдельных составляющих уже на данном этапе позволяет в произведении «надреального» качества обнаружить свойство визуализации принципов мистического учения святого Хуана де ла Крус, которые приобретают статус реальных и рациональных.

 

 


Список литературы

 

1. Каптерева Т.П. Испания. История искусства Вступ. ст. В. Лаптевой. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 96 с.

3. Сальвадор Дали: альбом Авт. текста Л. Байрамова. - М.: Белый город, 2007. - 46 с.: ил.

. Сальвадор Дали. Живопись. Скульптура. Графика Сост. Д.В. Морозов. - СПб.: Нева; М.: Олма-Пресс, 2000. - 255 с.

. Сальвадор Дали. 1904-1989. - М.: Сварог, Аркаим, 1994. - 93 с.

. Дали, С. 50 магических секретов мастерства Пер. с фр. Л. Цывьяна. - СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. - 288 с.

. Дали, С. Сюрреализм - это я С. Дали; пер., сост., предисл., коммент Н.Р. Малиновской. - М.: Сварог и К, 1999. - 461 с.

. Дешарн, Робер. Сальвадор Дали, 1904-1989. Живопись: в 2 томах Пер. с англ. Л.А. Борис. - М.: «Эдита Спика», 383 с.

. Ди Капуа, Марко. Сальвадор Дали Жуковский В.И. - М.: ОЛМА-Пресс; Красноярск: Бонус, 1998. - 208 с., ил.

. Нере, Жиль. Сальвадор Дали, 1904-1989 Рожин А.И. - М.: Республика. 1992. - 224 с.

. Рохас К. «Мифический и магический мир Сальвадора Дали»: Пер. с исп. Н. Матяш. - М.: Республика, 1999. - 303 с.

. Свинглхарст, Эдмунд. Сальвадор Дали. Исследуя иррациональное Пер. с англ. Е.Г. Гендель; Худ. Обл. М.В. Драко. - Мн.: ООО «Попурри», 2000. - 560 с.+ 24 с., вкл.

21. Robert Descharnes Gilles Neret Salvador Dali 1904-1989. Das malerische Werk. Band II 1946-1989. - Benedikt Taschen Verlag, 1993. - 383 p.

23. Завадская, Е. Загадка Сальвадора Дали Творчество, 1989. №1.

. Петряков, А. Дали-литератор: к 100-летию Сальвадора Дали previewru

. http: www.wikipediawikidali

. http: www.staratel.comdaliartdali

. http: www.museum-online.ruSalvador_Dali

. http: www. daliworld.narod.ru - «Мистический манифест» 1951 г.

. http: www.abc-people.comdalieventdali

. http: www.museum.ru отв. ред. Б.И. Зингерман - М.: Наука, 1978. - 365 с.

. Европейская живопись XIII-XX века: Энциклопедический словарь. - М.: Искусство, NOTA BENE, 1999. - 528 с.

. Мировая живопись: от Джотто до Пикассо Сост., текст И.Г. Мосина. - СПб.: СЗКЭО Кристалл; М.: Оникс, 2005. - 311 с.

. Сюрреализм: мечта о революции Рейчел Барнс, Мартин Хумер и др, пер. с англ. Е.С. Гордон. - М.: «АСТ-ЛТД», 1997. - 511 с.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь