Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Комедия Островского «Свои люди – сочтемся»: проблематика и поэтика // Повесть Помяловского «Мещанское счастье» на фоне тургеневской традиции.



Островский Александр Николаевич (1823—1886)

1. Литературный дебют: «Свои люди – сочтемся» (изначально – «Банкрот», «Банкрут, или С…») (1846) – пересечение линий «натуральной школы» - сатирическая и социально-психологическая. Напечатана в «Москвитянине».

2. Гоголевская традиция: достоверный, отражающую житейскую фабулу сюжет (судебное дело; родившееся в обстановке купеческой жизни – одно из тех, о которых пишут в газетах); смех сквозь слезы; отсутствие положительного героя.

3. Простая интрига: сводится к посрамлению Семена Силыча Большова – в финале корит себя за слепоту и глупость. Большов объявил себя банкротом, доверил свое состояние приказчику Подхалюзину, который женился на его дочери Липочке, отплатил ему неблагодарностью: так же, как и сам Большов поступал с другими.

4. Богатство народной речи: неповторимый облик каждого персонажа.

5. Социально-нравственное обобщение. Смена названия – «СЛС» - отказ от морализаторства, правда жизни. Поруганное чувство Большого в Лице дочери и зятя те, кого по традиционной морали считал близкими людьми – драматизм некомического свойства.

• Самсон Силыч Большов — купец

• Аграфена Кондратьевна Большова — его жена

• Олимпиада Самсоновна (Липочка) — их дочь

• Лазарь Елизарыч Подхалюзин — приказчик

• Устинья Наумовна — сваха

• Фоминишна — ключница

• Сысой Псоич Рисположенский — стряпчий

• Тишка — мальчик

Островский «москвитянинского периода»: идиллия купеческого быта в пьесе «Не в свои сани не садись» или «Бедность не порок».

 

1. Москвитянинский период (журнал славянофила М.П.Погодина): 1852 – 1855. Вопрос о народном счастье и возможных путях его достижения. Комедии «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853) и народная драма «Не так живи, как хочется» (1854).

2. В пьесах москвитянинского периода идеал играет первостепенную роль, проверяет действительность как ее моральная мера. Духовная сила нации заключена в купеческом сословии, дореф. положение которого дает ему возможность действовать и развиваться. Островский отстаивает народную культуру, родовую память, без которых невозможна ни одна нация.

3. Европейский разврат в лице дворянина Вихорева (НВССНС). Счастье возможно в ограниченных с т.з. патриархальной нормы. Дочь купца Русакова Дунечка переступает нравственность ради страсти и Вихорева.

Вихорев, европеец, кавалерист, крадет Дуню, хочет только денег от ее семьи. Отец Дуни – Максим Федотыч Русаков – не дает их. Добрый и нравственный Бородкин Иван Петрович (купец, имеющий лавочку и погребок) сватается за Дуню, защищая ее от отца за то, что она сбежала. Свадьба.

4. Развязки счастливые, социально не мотивированы, случайны (Добролюбов).

5. Фольклорый лиризм и обобщение – народная этика – пословичная комедия.

 

Купеческий быт как зло и трагедия в пьесе Островского «Гроза». Религиозные мотивы в пьесе.

 

1. Предреформенные пьесы (1856 – 1859) как спор с Москвитянинским периодом, критика Николаевского времени. «Гроза» (1859). Знание среды наперед: намечающийся конфликт двух несовместимых, но пересекающихся миров: Волга, за которые сказочные «чудеса», и провинциальный Калинов. Реалистичность (О. путешествовал по Волге 1856-57 гг.)

2. Столкновение консервативного, основанного на непредрекаемом авторитете, выработанном веками, формальной нравственности, исключая творческий подход со стихийно-бунтарским началом. Связующее звено механик-самоучка Кулигин – декларативных характер героя. Грубая сила замаскирована в купеческом сословии, которое ссылается на нравственные догмы и вековую мораль. Ветер перемен в Калинове. Дикой потому-то и ругается, потому что другого средства защиты не знает.

3. Кабанова – ханженская позиция – всю моральную ответственность возлагает на себя. Варвара – признает ханженскую мораль аморальной и возводит в статус морали. Тихон – бежит от этой морали в алкоголизм. Борис – видимость жизни, разделяет позицию Варвары, городская жизнь – тоже отдушина.

4. Катерина – очищающая идея: ее гибель как разрушение драм. конфликта. Классическая трагедия с национальной почвой. Катерина уповала в правоту родовой общественной морали, но и верила в ее несостоятельность – духовное и физическое самоубийство.

5. Религиозные мотивы. Мотив греха – гроза напоминание о каре. Катерина (чистая и честная, жертва условий общества), Кабаниха (косная). Катерина кается перед ней, а не перед богом. Бог сможет понять, почему так она поступила.

 

Поздний Островский: проблематика и поэтика пьес «Бесприданница» (или «Снегурочка») и «Лес» (или «Волки и овцы»).

 

1. Печатается в «Современнике». Маленький человек в условиях переломного времени.

2. 60 – 70-е сатирические комедии: «Лес», «Волки и овцы», «Бешеные деньги». Благородное сословие оторвано от народных основ: растерянные, жалкие, несостоятельные.

3. «Лес» (1870) актерство в жизни: атмосфера лицедейства. Невозможность восстановить патриархальные связи с помощью брака Раисы Гурмыжской и Буланова, Аксюша и Несчастливцев уходят из имения. «Театр в театре». Психологическая драма: акцент на женской судьбе.

4. «Бесприданница» (1879). Мотив обрыва. Сходство с «Грозой», только изменилась соц.окраска: город Бряхимов на Волге. Честь нужна только с нужными людьми. Карандышев и Лариса защищают свое самолюбие – так и остаются «случайными» женихом и невестой. Бегство Ларисы в нереальный мир: мечты о Заволжье, пикник с Паратовым, приведший к дуэли, согласие убежать в Париж. Ларису убивает правда: убийство Карандышевым (маленький человек). Вожеватов и Кнуров

 

Гражданская лирика Некрасова: «Поэт и гражданин», «Песня Еремушке», «Памяти Добролюбова», «Н.Г. Чернышевский (Пророк)» и др.

 

1. 1856 г. – вторая книга лирики Некрасова – начинается слава народного поэта (собрание лирики за 17 лет).

2. Искусство на службе у поэта, реалистичное изображение действительности. Остросоциальные темы. Дидактичность («(«Песня Еремушке» - обличение бесхребетности и покорности русского общества, необходимость народного бунта).

3. «Поэт и гражданин» - программное стихотворение. Пафос гражданственности победительно действует на погрязшего в рутине жизни, но когда-то героически настроенного поэта. Диалога быть не может, заведомо трагическая проблема. «Пророк» - поэт должен жить для других.

4. Тема поэта и назначении поэзии с самой ранней лирики Некрасовым рассматривалась в двуединстве гражданско-патетического и бытового: реалистичные изображение с гражданским подтекстом.

5. 70-е годы - более сжатая и лаконичная поэзия.

 

51. Поэзия «чистого искусства» в оценке Некрасова: «Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин», «Железная дорога».

 

1. Фет, Тютчев, Майков, Полонский как идеологи «чистого искусства», полемика с демократической поэзией Некрасова: поэзия для поэзии, а не для социальной выгоды.

2. Некрасовская муза: образ аллегоричен, муза – родная сестра поэта, спутница печальных бедняков, любящая – ненавидя, муза мести и печали. Но, например, муза Фета – богиня.

3. «Блажен незлобивый поэт…»: ПЧЛ – «друг спокойного искусства», не служит народу, но властвует своей «миролюбивой лирой».

4. «Поэт и гражданин» - программное стихотворение. Пафос гражданственности победительно действует на погрязшего в рутине жизни, но когда-то героически настроенного поэта. Диалога быть не может, заведомо трагическая проблема.

5. «Железная дорога» - то, что следует описывать настоящему поэту.

 

Тема социальной трагедии в городской и крестьянской лирике Некрасова. Язык некрасовской поэзии.

 

1. Городская тематика в основном посвящены ст. 40-50-х годов. О городской бедноте: «Еду ли ночью по улице темной» (1847), цикл стихов «На улице» (1850), «О погоде» (1859). О чиновниках и зажиточных гражданах: " Колыбельная песня" (1845), «Родина» (1846) – сатиричны. Социальные контрасты.

2. Крестьянская тематика. «Забытая деревня» (1855), «Размышления у парадного подъезда» (1858) – трагичное положение крестьян.

3. Язык. Стиль Некрасова соответствует содержанию стихотворений, ср. «Пророк», «Песнь Еремушке» и любое ст. из панаевского цикла. Общее – сильное воздействующее начало. Расширение семантики слов: ночь – «без света и радости», буря – «бунт, его непредсказуемость», дело – «социальное служение». Колорит простоты, народности: лапти, армячишко и т.п. Разговорность, простой синтаксис, частицы уж, пусть – эффект задушевности. Народно-песенные мотивы: ярче всего, конечно же, в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь