Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Происхождение восточных славян



Расселение древнерусских народов

 

В

 III-IV вв. начинается заселение славянами территории Восточной и Южной Европы.

Причины:

1. Славянские племенные союзы были вовлечены в последнюю волну Великого переселения народов. В 530 славянская миграция усилилась. К этому времени относится первое упоминание народа " рос"

2. Появление у славян в IV-V вв. пашенного земледелия, требовавшего новых земель

3. Постепенное похолодание на Европейском континенте.

 

Миграция происходила не из одного региона, а из разных диалектных областей праславянского ареала. Данное обстоятельство наряду с процессами ассимиляции местного населения обусловило распад в VI-VIII вв. праславян на три ветви славян: венедов, антов и склавинов. Венеды - предки чехов, поляков, словаков, лужицких сербов - западные славяне. Склавины - предки сербов, словенцев, хорватов, болгар, балканских мусульман - южные славяне. Анты - предки украинцев, русских, белорусов - восточные славяне.

 

Древнерусская народность сформировалась на обширных пространствах Восточно-европейской. Соседями антов в VI-VII вв. были финно-угорские, летто-литовские, тюркские (берендеи, обры, торки, хазары, чёрные клобуки, печенеги) племена. Отношения с соседями были неровными. В 558 аварский каган Боян умертвил посла дулебов Межамира и завоевал их страну. В 602 авары вновь отправили в землю антов войско под начальством Аспиха. История восточного славянства начинается с того периода, когда из общеславянского (праславянского) языка стал выделяться самостоятельный восточнославянский язык. Это произошло в VII-VIII вв. Племенные различия внутри восточнославянской общности обусловливалось смешением с народами финно-угорской группы.

 

За время расселения (IV-VIII вв.) произошли изменения в общественно-политическом устройстве:

1. Сформировались восточнославянские племенные союзы (поляне, северяне, уличи, дулебы, древляне, волыняне, бужане, белые хорваты, дреговичи, кривичи, радимичи, вятичи, ильменские словене и другие), состоявшие каждый из 120-150 племён. Согласно " Повести временных лет" в VIII в. на территории Восточной Европы проживали 12-15 племенных союзов

2. Родовая община и патриархальная семья сменились вервью

3. Начался переход от военной демократии к раннефеодальной монархии.

 

 

Особенности славян

 

Р

азные славян поколения неспоримо разнились обычаями, хотя во многом имели сходство. Кроме разделения по местам, разность времени отменяет поведения. Того ради мидских, венетских, иллирийских, амазонских и сарматских предков славенских, кои многими веками, великими расстояниями и, сверх того, многоразличными переселениями отделяются, не изображаю в тогдашнем виде, который, по свойствам тамошнего климату и по соседству с отменными народами, походить не может на преселившихся их поздних потомков. Итак, довольно будет, когда увидим их, по преселениях несколько описанных.

Когда имя славенское в свете прославилось войнами против римлян и греков, тогда Прокопий Кесарийский, того же веку писатель, следующее об них на память оставил: «Сии народы, славяне и анты, не подлежат единодержавной власти, но издревле живут под общенародным повелительством. Пользу и вред все обще приемлют. Также и прочие дела у обоих народов содержатся, издревле. Единого бога, творца грому и всего мира господа исповедуют. Ему приносят волов и другие жертвы. Судьбины не признавают и не приписывают ей никаких действий в роде человеческом. Впадши в болезнь или готовясь на войну и видя близко смерть, дают богу обещание, что ежели от нее свободятся, немедленно принесут жертву. Получив желаемое, исполняют свое обещание вскоре и верят, что жизнь их сохранена оною жертвою. Сверх того, почитают реки и другие воды, также и некоторых иных богов, которым всем служат и в приношении жертвы гадают о будущем. Живут в убогих хижинах, порознь рассеянных, и нередко с одного места переселяются на другое. Когда на бой выходят, многие идут пеши со щитами и с копьями; лат не носят. Иные, не имея на плечах одеяния, в одних штанах бьются с неприятелем. Обоих язык один — странный. Ниже видом тела разнствуют, ибо все ростом высоки и членами безмерно крепки, цветом ниже весьма белы, ниже волосом желты, ни очень черны, но все русоваты. Жизнь содержат, как массагеты, сухою и простою пищею и, подобно как они, весьма нечисто ходят, натурою незлобны, нелукавы и в простоте много нравами сходны с гуннами». Сие о славенах, живших в шестом столетии по Христе около Дуная.

О славенских народах, живших по российским областям, объявляет Нестор, что поляне от своих предков обычаем кротки, стыдливы к родителям и к сродникам и брачное сочетание наблюдают. Древляне живут зверским образом: убивают друг друга, едят нечистую зверину. Брачных чинов не держат: женский незамужний пол хватают у воды и вместо жен держат. Радимичи, кривичи, вятичи и северяне держатся одного обычая. Живут в лесах, как дикие звери, всякую нечистоту в пищу принимают, не стыдятся срамословить пред родительми; вместо браков сходятся на игрища между селами и пляшут, где хватают женский пол себе в жены, с которыми сперва согласились; держат по две и по три. Над мертвыми отправляют тризны, потом на струбе сожигают и пепел с костьми в сосудах на столпах ставят при дорогах. Сие употребление у кривичей было еще при Несторе. Новгородских славян нравы и поведения усмотреть можно сначала истории от Рурикова приходу.

При Варяжском море на южном берегу жившие славяне издревле к купечеству прилежали. В доказательство великого торгу служит разоренный великий город славенский Виннета, от венетов созданный и проименованный. Гелмолд о нем пишет: «Река Одра протекает в север середи вендских народов. При устье, где в Варяжское море вливается, был некогда преславный город Виннета, в котором многонародное пристанище грекам и варварам, около жившим. Все европейские городы превосходил величеством. В нем жили славяне, смешанные с другими народами, с варварами и с греками. Приезжим саксонцам равно позволялось жить в сем городе, лишь бы только не сказывались христианами, ибо славяне все даже до разорения сего города служили идолам. Впрочем, странноприимством и правами ни един народ не был честнее и доброхотнее. Купечествовал товарами разного рода с разными народами пребогатый город и все имел, что бывает редко и приятно. Разорен от некоторого короля датского. Видны еще только древних развалин остатки». После сего привык народ славенский в Померании к морскому разбойничеству.

О

 нравах и о вере вендских померанских славян, особливо которые жительствовали в Вагрии, северные писатели уверяют, что у них многоженство в обычае было: покупали жен, сколько кому прокормить возможно. Хотя ж почитали единого бога на небесах, который имел об оных попечение, однако земные дела поручал другим. Святовид на острове Ругене вырезан был из дерева о четырех лицах, в коротком платье, стоял в капище, в левой руке держал лук, в правой рог с вином; на бедре превеликий меч в серебряных ножнах. При нем висело седло и узда величины чрезвычайной. Четыре лица, как кажется, значили четыре части города. Именем сего идола давал жрец ответы. Святовиду честию следовал Прове, или Проно, особливо у вагрских славян; стоял на великом и кудрявом дубе. Около его на земли расставлены до тысячи идолов с двумя, тремя лицами и больше. Перед Проном стоял алтарь для приношения жертвы. Радегаст держал на груди щит с изображенною воловою головю, в левой руке копье, на шлеме петух с распростертыми крилами. Сива, или Сиба, нагая женщина, волосы назади висели до подколенков; в правой руке яблоко, в левой виноградный грозд держала. Наконец, почитались у них Черн бог и Бел бог: первый добрый, другой злой. Сверх всех сих идолов, обоготворялись огни, которые по разным местам неугасимо горели. Многие воды, ключи и озера толь высоко почитались, что с глубоким и благоговейным молчанием черпали из них воду. Кто противно поступал, казнен был смертию. Такое озеро обоготворялось на острове Ругене, в густом лесу, называемое Студенец, которое хотя весьма изобиловало рыбою, однако оныя не ловили для почтения мнимой святости. При всем сем почитали змей как домашних богов и наказывали тех, которые им вред наносили. В приношении жертвы Святовиду изъявляли превеликое почитание. После жатвы собирался весь народ перед его капище для препровождения великого празднества, где били скота на жертву, и для знатного идольского пирования за день перед праздником должен был сам жрец прежде приношения жертвы и служения чисто выместь капище. Следующего дня, в самый праздник, при собрании народа перед дверью капища, взяв из руки идольской рог с вином, чем за год был наполнен, прорицал о плодородии будущего года. Ибо ежели вина в роге не много убыло, почиталось плодородия признаком. В противном случае изобилия плодов не надеялись. По сем выливал жрец вино из рога перед ногами Святовидовыми и наливал в него новое; пил за его здоровье и просил, чтобы людям своим и отечеству подал изобилие, богатство и победу над неприятельми. Выпив рог вина, наполнял снова и отдавал идолу в руку. Потом приносили в жертву великие круглые хлебы из муки и из меду, которые жрец поставив между собою и народом, молился о изобильной жатве будущего года. Потом благословлял народ именем Святовидовым, увещал к прилежному приношению жертвы и обещал в воздаяние победу на врагов по морю и по суху. По сем препровождался день в ядении и питии, и за стыд почитали, ежели кто не напился допьяна. Каждый человек в год сему идолу третию часть своей хищной добычи долженствовал принести в жертву. Триста конных нарочных воинов, сколько могли награбить, все в капище приносили, что жрец употреблял на украшение оного. Нередко сему идолу приношены были в жертву христианские пленники, которых садили верхом на лошадях во всей их сбруе. Лошадь четыреми ногами привязывали к четырем сваям и, под поставленные по обеим сторонам костры дров подложив огонь, сожигали живых коня и всадника. Другим идолам своим, Прову или Прону, Сиве, Радегасту, приносили тогда жившие славяне кровавую жертву людей христианских. По заклании оных прику-шивал жрец крови, от чего уповали силы и действия к предсказанию. Когда жертва совершилась, начинался жертвенный пир с музыкою и плясанием. Злым богам приносили кровавую жертву и печальное моление, так-же и страшные клятвы, добрым — веселие, игры и радостные пирования. О будущем гадали обыкновенно метанием деревянных дощечек, у которых одна сторона была черная, другая белая. Когда их бросали, белая сторона наверху добро, черная худо, по их мнению, предвозвещала. Летание птиц и крик по разности сторон, встреча зверей, сверх сего, движение пламени, течение воды и разные виды пены и струй также служили к предсказанию'. Святовиду посвящен был великий белый конь. Когда войну начать хотели, втыкали перед капищем в землю острыми концами шесть копей, по два вместе крестообразно. По обыкновенной молитве выводил жрец посвященного коня скакать через оные копья. Когда на скоку заносил наперед правую ногу, почитали за доброе предзнаменование предприемлемого дела; когда же левую простирал наперед далее, признавали за худое предвозвещение. По сему конскому ска-канию начиналась война или отлагалась.

Образование государства

Д

ревнерусское государство формировалось вследствие внутренних предпосылок: разложение родового строя, общая территория, культура, язык, история, хозяйственный уклад. Наряду с формированием государства вследствие слияния племенных союзов складывалась древнерусская единая народность.

 

Инициаторами создания племенного союза на среднем Днепре в V в. были поляне в лице князя Кия - легендарного основателя Киева. Достоверных сведений об истории этого протогосударства крайне мало. Известно, что Киевский князь с дружиной относили себя к " росам", в отличие от основной массы податного населения - полян.

 

Ок.VI в. образовалось аналогичное протогосударство Славия - племенной союз ильменских словен вокруг Новгорода и Ладоги. Именно ильменские словене были инициаторами образования единого восточнославянского государства путём объединения Киева и Новгорода.

 

История становления государства Киевская Русь охватывает период с 862 по 1019. Т.е., с призвания Рюрика и до начала правления в Киеве Ярослава Мудрого. В это время правили: Рюрик-Олег-Игорь-Ольга-Святослав-Владимир-Святополк (РОИОСВС). Объединяли их два общих занятия: полюдье и расширение границ государства. Различия:

 

Рюрик - в 862 был призван на княжение в Новгород

 

Олег - в 882 объединил Новгородскую и Киевскую Русь. И, хотя инициатором объединения был Новгород, государство восточных славян получило название " Киевская Русь", поскольку Киев был более богатым и имел традиционные связи с Византией. В 907 и в 911 заключил взаимовыгодные договоры с Византией.

 

Бояре

Бояре - высшее сословие феодалов в Русском государстве в XI-XVII вв. Произошли от родоплеменной знати, старших дружинников, крупных землевладельцев Киевской Руси. С переходом от раннефеодальной монархии к феодальному обществу боярство усилилось. В н. XII в. бояре получили повышенную правовую защиту - за их убийство был установлен штраф 80 гривен, вдвое больший, чем штраф за убийство простого свободного человека, в том числе младшего дружинника. Бояре являли из себя новых гражданских феодалов и в Новгороде и Пскове победили старую военно-служилую знать - князей. Здесь боярство было элитарной прослойкой. Доходы бояр складывались от земельных вотчин, особенно крупных на новгородском севере. Особенности землевладения заключались в неразвитости вассалитета и боярство выступало как безусловный собственник земель. Бояре могли определять юридическую судьбу своих земель (дарить, менять, продавать) в условиях высокой товарности экономики, отсюда следует ещё одна особенность: отношения боярства с собственным зависимым населением строились на отношениях экономической зависимости. Однако в большинстве земель бывшей Киевской Руси князьям удалось подавить сепаратизм бояр и установить свою власть в форме монархии. Участвовали в управлении, занимали высшие чины, входили в состав аристократии. В XV в. - высший чин служилых людей по отечеству. Бояре потеряли право свободного перехода. Теперь они обязаны были служить не удельным князьям, а Великому князю Московскому, и присягать ему в этом. Он, в свою очередь имел право отнимать боярские вотчины, налагать опалы, лишать имущества и жизни. В н. XVIII в. слились с дворянством. Академик Греков Б.Д. писал: “Бояре нашей древности состоят из двух слоёв. Это наиболее богатые люди, называемые часто людьми “лучшими, нарочитыми, старейшими” - продукт общественной эволюции каждого данного места - туземная знать, а также высшие члены княжеского двора, часть которых может быть пришлого и неславянского происхождения. Терминология наших летописей иногда различает эти два слоя знати: “бояре” и “старцы”. “Старцы”, или иначе “старейшие”, - это и есть так называемые земские бояре. Летописец переводит латинский термин “senatores terrae” - “старци и жители земли” (Nobilis in portis vir ejus, guando sederit cum senatoribus terrae” - взорен бывает во вратех муж ее, внегда аще сядеть на сонмищи с старци и с жители земли). По возвращении посланных для ознакомления с разными религиями, Владимир созвал “бояри своя и старци”. “Никакого не может быть сомнения, - пишет по этому поводу Владимирский-Буданов, - что восточные славяне издревле (не зависимо от пришлых княжеских дворян) имели среди себя такой же класс лучших людей, который у западных славян именуется majores natu, seniores, кметы и др.терминами”. Эти земские бояре отличаются от бояр княжеских. Владимир I созывал на пиры “боляр своих, посадников и старейшин по всем городам”, в своем киевском дворце он угощал “боляр, гридей, сотских, десятских и нарочитых мужей”. В Новгороде особенно ясно бросается в глаза наличие этих земских бояр. Когда в Новгороде при кн.Ярославе новгородцы в 1015 г. перебили варяжских дружинников, князь отомстил избиением их “нарочитых мужей”, составляющих здесь “тысячу”, т.е. новгородскую военную, не варяжскую организацию. В 1018 побежденный Болеславом Польским и Святополком Ярослав прибежал в Новгород и хотел бежать за море; новгородцы не пустили его и заявили, что готовы биться с Болеславом и Святополком, и “начаша скот сбирать от мужа по 4 куны, а от старост по 10 гривен, а от бояр по 18 гривен”. Совершенно очевидно, что новгородское вече обложило этим сбором не княжеских дружинников, которых в данный момент у Ярослава не было, потому что он прибежал в Новгород только с 4 мужами, а местное население, и в том числе бояр.Таких же местных бояр мы видим в Киеве. Ольговичи, нанесшие поражение киевскому князю Ярополку Владимировичу (сыну Мономаха) в 1136, как говорит летописец “яща бояр много: Давида Ярославича, тысяцкого, и Станислава Доброго Тудковича и прочих мужей... много бо бяше бояре киевкии изоймали”. Это были бояре киевские, а не Ярополковы, т.е. местная киевская знать.... Итак, бояре есть разные, точно так же, как и городские и сельские жители...”.

 

Вече

Вече - народное собрание на Руси в Х-XIV вв., в котором первоначально участвовали все мужчины, а затем только боеспособные и налогоплательщики. Верховный орган племенного самоуправления и суда. Играло большую роль в городах второй пол.ХI-ХII вв. Решало основные вопросы управления, использовалось феодалами для ограничения власти князей. В Новгороде, Пскове, Вятской земле сохранилось до к.ХV-н.ХVI вв. Здесь оно выбирало городское управление. Ему принадлежала вся власть в области законодательства, оно решало все принципиальные вопросы внешней и внутренней политики: избирало или изгоняло князя, выносило решения по вопросам о войне, ведало чеканкой монет и т.д. Новгородский вечевой колокол был символом независимости республики. Участвовать в вечевых собраниях могли все взрослые жители, исключая женщин и холопов. Вече имело свою канцелярию и архив, а вечевая печать считалась государственной. Участниками веча были владельцы усадеб (ок.500 чел.), но фактически власть находилась в руках " 300 золотых поясов". Кроме общегородского были кончанские веча (город Новгород имел пять " концов" ) и уличанские веча. В " Повести временных лет" от 1068 о вече говорится следующее: " Придоша иноплеменьници на Русьскую землю, половьци мнози Изяслав же, и Святослав и Всеволод изидоша противу имь на Льто. И бывши нощи, подъидоша противу собе. Грехь же ради нашихъ пусти Бог на ны поганыя, и побегоша русьскый князи, и победиша половьщи....Изяславу же со Всеволодом Кыеву побегщю, а Святославу Чернигову, и людье кыевстии прибегоша Кыеву, и створиша вече на торговищи, и реша, пославшеся ко князю: " Се половци росулися по земли; дай, княже, оружье и кони, и еще бьемся с ними". Изяслав же сего не послуша. И начаща людие говорити на воеводу на Коснячька; идоша на гору, съ веча, и продаша на двор Коснячков, и не обретше его, сташа у двора Брясчиславля и реша: " Поидем, высадим дружину свою ие погреба". И разделишася надвое: половина их иде к погребу, а половина их иде по Мосту; си же придоша на княжь двор. Изяславу же седящю на сенех с дружиною своею, начаша претися со князем, стояще доле. Князу же из оконца зрящю и дружине стоящи у князя, рече Тукы, брать Чудинь, Изяславу: " Видиши, княже, людье възвыли; посли, ать Всеслава блюдуть". И се ему глаголющю, другая половина людий приде от погреба, отворивше погреб. И рекоша дружина князю: " Се зло есть; посли ко Всеславу, ать призвавше лестью ко оконьцю, пронзуть и мечемь". Ии не полуша сего княдзь. Людье же кликнуша, и идоша к прубу Всеславлю. Изяслав же се видевъ, со Всеволодомъ побегоста з двора, людье же высекоша Всеслава ие поруба, въ 15 день семтября, и прославиша и среде двора къняжа. Двор жь княжь разграбиша, бещисленое множьство злата и сребра, кунами и белью. Изяслав же бежа в Ляхы".

 

 

 

 

 

Расцвет Киевской Руси

 

Р

асцвет Киевской Руси приходится на период 1019-1132 - время правления Ярослава Мудрого (1019-1054), Владимира Мономаха (1113-1125) и Мстислава Великого (1125-1132). Время между 1054 и 1113 – период смуты - борьбы Ярославичей за Киевский великокняжеский престол. Несмотря на неровность политических событий, киевская раннефеодальная монархия переживала в это время период своего расцвета. Образование феодального способа производства и процесс классообразования ещё не завершились.

 

После смерти Владимира Святославовича в 1015 началась длительная война между его многочисленными сыновьями, управлявшими отдельными частями Руси. В конце концов, победителем оказался Ярослав Мудрый. При Ярославе " Закон русский" начал заменяться " Русской правдой", шло широкое строительство церковных храмов (на месте разгрома печенегов - Софийский собор, собор св.Софии в Новгороде, положено начало Киево-Печерской лавре, Золотые ворота в Киеве; в городе насчитывалось 8 рынков, до 400 церквей и часовен; ремесленники Руси изготовляли ок.100 видов изделий), переводились византийские и др.книги на русский язык, было основано училище в Новгороде; в стране было ок.сотни городов и строились новые (Ярославль, Юрьев - в 1030 и др.). Митрополитом 1051 был назначен русский по происхождению - Иларион. Признанием авторитета Киевской Руси были обширные междинастические связи семейства Ярослава Мудрого. Что, впрочем, только усугубило амбиции его отпрысков в их притязаниях на Киевский великокняжеский престол. После смерти Ярослава почти 70 лет продолжалась эта борьба.

 

Весной 1113 во время выступления народных низов Киева против зажиточных горожан на великокняжеский престол был приглашён Владимир Мономах. 3 МЙ он венчался на царство. После подавления восстания горожан, Владимир внёс некоторые изменения в " Русскую правду" в виде " Устава Владимира Мономаха", проводил активную внешнюю политику, возглавляя общерусские походы против половцев, написал книгу " Поучение детям". В своей борьбе опирался на помощь Византии.

 

Мстислав Владимирович Великий удерживал государство, подавляя сепаратизм местных князей силой оружия. После смерти Мстислава Русь распалась примерно на полтора десятка политически самостоятельных княжеств - по числу племенных союзов.

 

 

 

 

Смута 1054-1113гг.

 

П

осле смерти Ярослава Мудрого на Руси началась вооружённая борьба его многочисленных родственников за престижный великокняжеский престол. В ходе борьбы складывались временные коалиции одних Рюриковичей против других (напр., триумвират Ярославичей), проводились княжеские съезды с целью консолидации усилий и поиска компромисса, но борьба не стихала.

 

Последствия междоусобицы:

 

1. Ослабление обороноспособности страны и вторжение кочевников с юга, волжских болгар с востока, ляхов (поляков) и угров (венгров) - с запада.

2. Восстания в Новгороде (напр., в 1069) и Ростовской земле против власти Киева.

 

 

Единственной силой, которая в тех условиях могла приостановить княжеские усобицы, - это боярство. Боярская программа в к.XI и н.XII в. состояла в ограничении княжеского произвола, в ликвидации усобиц и в общей обороне Руси против внешних агрессоров. Однако остановить политическую разобщённость они не смогли.

 

 

В 1093, после смерти Всеволода Ярославича, киевляне пригласили на трон незначительного туровского князя Святополка, но просчитались, так как он оказался плохим полководцем и жадным правителем. Святополк умер в 1113; его смерть послужила сигналом к восстанию в Киеве. Жители посада обрушился на дворы княжеских управителей и ростовщиков. Киевское боярство в обход княжеского старшинства выбрало великим князем Владимира Мономаха.

 

 

 

Игорь

Игорь Рюрикович (Старый) (912-945) - великий князь киевский, сын Олега. В договоре 911 появляется статья о возможности приёма руссов на военную службу в Византию. Хазария отбивалась от наседавших печенегов, гузов, асиев, с 932 - алан, поэтому беспрепятственно пропускала русские отряды через свои земли. Воспользовавшись благоприятной обстановкой, Игорь в 913 начал успешный военный поход в Закавказье, завершившийся в 914. В 920 вместе с хазарами Игорь совершил поход против печенегов. В 940 иудейскому полководцу Песаху удалось подчинить Киев Хазарии, принудив его уплачивать " дань кровью", то есть участвовать в походах на стороне хазарского войска. В 941 вместе с хазарами совершил неудачный поход на Константинополь, завершившийся поражением и гибелью русского флота. Совместный поход в Закавказье, предпринятый Игорем в 943-944, был более удачным. В 944 русское войско захватывает в Закавказье город Бердаа. Это произошло после подписания в 944 соглашения между Русью и Византией с более содержательной, чем в 911, частью о военных обязательствах. В отличие от предыдущих походов в 945 руссы не сожгли Бердаа, а заставили жителей повиноваться Руси. Руссы пробыли в Бердаа несколько месяцев, и лишь тяжёлые болезни и неустанные бои вынудили их покинуть город, но перед этим руссы под предлогом выкупа собрали с жителей города огромное количество денег, золота и товаров. В 949 Византия направила против критских и сирийских арабов войско, в котором были и русские воины. В 954 русские, армяне и болгары сражались на стороне Византии против сирийского эмира. Убит, жившими по Припяти, древлянами за попытку вторичного сбора дани.

 

Олег Вещий

 

Олег (Вещий) (879-912) - князь новгородский и (с 882) киевский. Будучи родственником и воеводой Рюрика, правил за его малолетнего сына Игоря. Прославился военными походами. Завладел Смоленском, подчинил своей власти всех кривичей, полян, радимичей, северян, взял Любеч. Обманным путём в 882 захватил Киев, убив Аскольда и Дира - последних князей династии Кия. Перенёс столицу своего княжества из Новгорода в Киев, названный им " матерью русских городов". Подчинил себе северян, радимичей и древлян. В 898 произошло первое столкновение с западными соседями - венграми, агрессию которых удалось остановить. В 908 предпринял поход на Византию. Согласно византийским источникам, носил титул Великого князя русского. Княжил 33 года и был первым исторически достоверным князем.

 

Ольга Равноапостальная

 

Ольга (Равноапостольная) (945-964) - киевская княгиня, жена Игоря, мать Святослава. Подавила восстание древнян, в отместку за смерть мужа сожгла их главный город Искоростень (погибли 5 тыс. жителей), присоединила потерянные Игорем земли уличей и тиверцев, учредила первые нормы налогового права на Руси. Совершив в 955 или в 957 дипломатический визит в Константинополь, приняла христианство под именем Елена. С 957 и до своей смерти правила за своего сына Святослава. Завершить строительство единого государства княгиня Ольга стремилась путем создания христианской епископии. Искусно играя на политических и религиозных противоречиях двух империй, Византийской и Священной Римской, не обращая внимания на уже существовавшие конфессиональные различия между восточно-христианской с западно-христианской церквами, она попросила германского короля Оттона (будущий император Оттон I Великий) прислать на Русь епископа и священников. Но когда в 961-962 Адальберт (будущий первый Магдебургский архиепископ) со священниками находился на Руси, там произошёл переворот. Ольга скончалась в 969, передав власть Святославу. Погребена по христианскому обряду.

 

Святослав Игоревич

 

 

Святослав Игоревич (957-972) - киевский князь, первым из Рюриковичей носивший славянское имя, сын Игоря и Ольги, правил в 964-972. Отстранил Ольгу от управления и начал гонения на христиан, стремясь к религиозному единству страны. Используя огромный военный потенциал государства, не раздираемого религиозными противоречиями, Святослав смог совершить в с.960-н.970-х грандиозные походы, освободив от хазарской дани и подчинив своей власти вятичей (в 964-966), разгромив Хазарский каганат, завоевал обширные балканские владения Византии, которые та смогла вернуть их себе путём максимального напряжения сил. В 964-964 совершил поход на Семендер в Дагестане и Серкел (Белую Вежу). Нижний Дон был колонизован славянскими поселенцами, а на Таманском полуострове образовалось русское Тмутараканское княжество (фактория), в состав которого вошли племена Северного Кавказа - ясы и косоги. По сообщениям летописи, он ходил на неприятеля с быстротой барса; в походах не возил с собою ни котлов, на обозов; питался кониной или мясом диких зверей, которое пёк на углях; не боялся ни холода, ни ненастной погоды; спал в походах без шатра под открытым небом, подостлав под себя конский потник, а в изголовье - седло; если же шёл на врага, то никогда не нападал на него врасплох, но всегда заранее предупреждал: " иду на вы". В 921 царь Булгара пытался построить крепость против иудеев Хазарии, поработивших его и готов был принять ислам. Часть племени отказалась сменить веру и ушла в леса (чуваши). К н.Х в. Иудео-Хазария покорила волжских болгар. В 966-967 Святослав спустился вниз по Волге к Итилю - главному городу Хазарского каганата. Летопись: " И бывши брани, одоле Святослав козаром, и град их… взя". Местное население оказывало слабое сопротивление, так как не хотело воевать за интересы иудеев. В 967 Святослав вмешивается в византийско-болгарскую борьбу и предпринимает новый поход на Балканы. Он хотел перенести столицу государства из Киева в Переяславец на Дунае. Поход был прерван из-за нападения в 969 на Киев печенегов, подготовленный по инициативе византийского императора Иоанна Цимисхия. Возможно, именно в это своё возвращение Святослав объявил своим наместником старшего сына Ярополка, второй сын - Олег - был оставлен в древлянской земле, а младший сын - Владимир - вместе с дядей воеводой Добрыней поставлен в Новгороде. В 969-971 Святослав в союзе с болгарами предпринимает второй поход на Балканы. В 969-970 он разоряет Северную Фракию. Однако в 971 императору Иоанну Цимисхию удалось вытеснить Святослава из Болгарии. И хотя русское войско, осаждённое в Доростоле на Дунае, продолжало сопротивляться, численное превосходство византийцев (100 тыс. греков против 10 тыс. славян) принудило Святослава отступить. Возвращаясь с остатками соей дружины в Киев, в 972 он был убит печенегами у днепровских порогов. После его смерти между наследниками началась борьба за власть. Святослав впервые объединил под власттью Ктева все восточнославянские племена. Для большинства племенных союзов подчинение киевским князьям проходило в два этапа: 1. На первом этапе союз сохранял внутреннюю " автономию" и должен был лишь выплачивать подать - дань, собираемую полюдьем. Существовали единицы налогообложения: дым (т.е., крестьянский двор), рало, плуг (эти термины в данном случае обозначали единицы земельной площади, соответствующего возможностям одного крестьянского хозяйства). 2. Вторым этапом было непосредственное подчинение союза племенных княжеств, ликвидация местного княжения и посажение в качестве князя-наместника представителя киевской династии. При этом, как правило, строился новый град, становившийся центром территории вместо старого " града" - племенного центра. Целью такой смены центра была нейтрализация сепаратистских тенденций местной знати.

Владимир Великий

Владимир I Святославич (Святой, Великий, Красно солнышко, Равноапостольный) (956 - 1015, 15 ИЛ) - великий князь киевский с 980, при котором завершилось образование русской государственности. В 980 разгромил войско своего брата Ярополка и убил его самого. Походами на вятичей, радимичей и болгар укрепил Древнерусское государство. Завоевал Червоную Русь (Галицию) по обе стороны Карпат, победил ятвягов. У поляков были захвачены Червен, Перемышль и другие города. При нём построена первая засечная черта по рекам Стугне, Суле и Десне. Наблюдался расцвет экономики и культуры (" былинный период русской истории" ). Начата чеканка монеты на Руси - " серябреников" и " златников" Владимира Святославича. Первые годы его княжения были омрачены жестокостью его характера, ревностным поклонением идолам и наклонностью к многожёнству. После корсунской истории в 988 начал христианизацию Руси. Церковью причислен к лику святых, назван " равноапостольным". В девяти крупнейших центрах Руси он посадил своих сыновей на княжение: в Новгороде (земля словен) - Вышеслава, позже Ярослава, в Полоцке (кривичи) - Изяслава, в Турове (дреговичи) - Святополка, в земле древлян - Святослава, во Владимире-Волынском (волыняне) - Всеволода, Смоленске (кривичи) - Станислава, Ростове - земля финноязычного племени меря) - Ярослава, позже Бориса, в Муроме (финноязычное племя мурома) - Глеба, Тмутаракани - Мстислава. После смерти Владимира между его наследниками разворачивается ожесточённая борьба за власть. Т.о. при Владимире I укрепилась русская государственность:

· завершается объединение восточных славян в составе единого государства, оформляется территория Киевской Руси

· завершается формирование древнерусской (восточнославянской) народности, языка и культуры

· феодальные отношения становятся полностью господствующими во всех областях общественной жизни, оставаясь при этом весьма неразвитыми

· завершается смена родовой общины общиной территориальной

· завершается формирование системы управления и суда.

 

 

Ярослав Мудрый


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь