Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Факторы, способствовавшие формированию скифо-сибирской культурно-исторической области.

– Единая генетическая подоснова культуры, так или иначе восходящие к срубно-андроновской области эпохи поздней бронзы.

– Сходная среда обитания (степь) и одинаковый уклад жизни создателей данных культур кочевое скотоводство (исключение тагарская культура с элементами оседлоземледельческого хозяйства).

– Мобильность кочевых народов, обусловившая быстрое установление межкультурных контактов и распространение сходных форм материальной культуры на гигантских пространствах евразийской степи путем последовательных торговых обменов и отдельных дальних степных миграций (в основном направленных с востока на запад).

 

«Скифская триада» (явления общие для всех культур скифо-сибирской общности)

Ø вооружение

Ø конское снаряжение

Ø зооморфное прикладное искусство (скифский «звериный стиль»)

 

Сформировалось некое единство между культурами. Почти все культуры практиковали подкурганность и труположение.

Скифская археологическая культура и культуры скифского облика в северопричерноморской степи, лесостепи и на Северном Кавказе.

 

Датировка: VII – начало III вв. до н.э.

Прежде всего представлена могильниками (курганами). Но есть и определенные городища (самое большое городище — Бельское).

Скифы — термин очень широкий.

Этникон «скифы».

В понимании античных и раннесредневековых авторов имеет три принципиально различных смысла.

 

1) Узкий, конкретно-этнополитический: группа близкородственных народов, живущих в рамках политического единства на юге Восточной Европы (этнографическая карта Скифии по данным Геродота).

2) Широкий, в двух версиях:

* обобщенно-этнический: ряд народов, удаленных друг от друга, но объединенных общим происхождением (скифы от Фракии до Индии у Диодора Сицилийского (I век до н.э.), также сам Геродот, который иногда отождествяет термины «скифы» и «саки»).

* обобщенно-культурный: ряд народов, близких по хозяйству, культуре, территории и т. д., независимо от происхождения. У истоков этой традиции стоял Гекатей Милетский (конец VI – начало V в. до н.э.) (у него, например, меланхлены Европы, и исседоны Азии равно считаются «народом скифским», наряду с некими миркетами, исепами, эдами в Европе и намами в Азии).

3) Предельно обобщенный, обозначающий не только кочевников евразийских степей, но иногда также полуоседлые о оседлые народы.

 

! Археология рассматривает узкий смысл и 2-ю версию широкого смысла!

2 гипотезы происхождения скиф.культуры :

- скифская культура появилась в Сев. Причерноморье в результате миграции скифов из Центральной Азии

- скиф.культура- косвенное последствие второй волны экспансии носителей срубной культуры из Нижнего Поволжья в Северное Причерноморье(в конце II - начале I тыс до н.э)

События скифской истории:

- миграция скифов в Сев. Причерноморье и вытеснение ими киммерийцев

- грабительные походы скифов через Кавказ в Перед. Азию в VII в до н.э и столкновение их с Урарту, Мидией,Ассирией

- временное господство скифов в этом регионе, закончившееся гибелью скифской верхушки и прекращении постоянного скифского присутствия в Передней Азии

- неудачный завоевательный поход персидского царя Дария 1 в Северном Причерноморье против скифов в конце VI в до н.э

- частичная или полная консолидация всех скифских племен во второй трети IV в до н.э под главенством царя Атея в рамках единого гос-ва

- столкновение скифов с македонцами,приведшие,в частности, к поражению и гибели Атея в битве с Филиппом Македонским в 339 году до н.э и ,напротив, к поражению и гибели Зопириона, полководца А. Македонского в 331/330 г до н.э

- вытеснение и частичное истребление скифов сарматами в. III в. до н.э

· Основные памятники скифской культуры — погребения и погребально-поминальные комплексы.

- большинство курганов - земляные, высота кургана зависит от социального положения подгребенного.

- прямоугольные или квадратные ямы с деревянными перекрытием; иногда хоронили в катакомбах, реже в деревянных гробницах или каменных склепах

- могильные ямы иногда перекрываются древесно-камышовыми конструкциями шатрового типа

- курганная насыпь могла окружаться каменной стено, рвом

- развивается ритуал жертвоприношения

- господствует трупоположение (поза: на спине, вытянутое положение; реже с подогнутыми ногами. Головой на запад).

- местами- кремация (северопричерноморская лесостепная зона)

- царские курганы 4 в до н.э

- известны 1000 захоронений

- захоронения встречаются и в курганах предыдущих культур

- наличие погребального инвентаря

- древнейшие захоронения- VII в до н.э

 

Примеры курганов:

- Большой Краснознаменский курган, Ставрополье (рядом - храм огня с жертвенником посередине,квадрат в квадрате)

- Новопавловск(Ставрополье): земляной курган, под дерном- каменный панцирь( т.е после
сооружения курган был перекрыт камнем)

- Новозаведенное: сложное камышовое сооружение

- Чертомлык: катакомба с 4-мя камерами; царская могила(вместе с царем хоронились еще 6 человек => жертвоприношения)

!В могилы часто укладывались лошади,повозки, колесницы.!

- Куль-Оба(Крым): отличается от скифских курганов — располагается в рамках Пантикопейского некрополя; склеп 4 на 4 метра, греческая арх-ра+скифская погребальная культура.

 

· Поселения.

- в связи с постепенным оседанием племен появляются городища

- типы жилищ: кибитки, юрты, полуземлянки(каркасные жилища, обмазанные глиной)

Каменское городище(степь): протостолица скифов - овальные и четырехугольные землянки и наземные домам глинобитным очагом, стены домов из вертикально врытых бревен

Бельское городище(лесостепь): 4.400 Га, на р.Воркскле, мощное фортификационное сооружение+ров

 

· Ведущие элементы материальной культуры.

- конское снаряжение (псалии, оголовные ремни, удила, украшения)

 

- наступательное вооружение: широкое распространение лука и стрел;сигмавидный лук, колчаны(дариды), втульчатые наконечники из бронзы или кости; мечи(акинаки),копье,топорики,клевцы.

- античные и чешуйчатые шлемы

- защитное вооружение: панцири

- искусство: мелкая пластика - гипертрофированные элементы, мотив свернувшегося в кольцо хищника; магическое назначение искусства; элементы солярного культа,анимизма. Самое популярное изображение — олень и хищник,свернувшийся в кольцо.

 

· Одежда.

- штаны и куртки; длинные платья-накидки,расшитые золотом (у богатых); головные убора — конусы (усеченные)

- украшения: височные подвески, гребни, зеркала из бронзы, пикторали

· Керамика

- нет гончарного круга

- формы керамики: кубышки, чаши т т.д

- грубое оформление ( орнамент: вдавление или налепы; геометрические грубые узоры)

· Изделия из бронзы.

- бронзовые котлы

- зеркала

- оружие

       
   
 

 

* Хозяйство и орудия труда.

 

Основа скифской экономики в степяхСеверного Причерноморья — скотоводство —изначально исключительно — кочевое,со временем местами сменившееся полукочевым.

У скифов Нижнего Поднепровья зарождается земледелие,игравшее здесь исключительно подсобную, в основном фуражную роль. Разводили ячмень и просо, землю обрабатывали костяными лопаточками и мотыгами с железными наконечниками, урожай собирали железными серпами, использовали каменные зернотерки.

Начало эпохи железа в Восточной Европе связано именно с развитием киммерийской и скифской культур.

В черной металлургии использовался в основном бурый железняк, добытая руда обогащалась, обжигалась в ямных и шахтных горнах. Обнаружены остатки кузнечного дела.

Сырье для цветной металлургии приходило с Северного Кавказа, Южного Урала, Казахстана, с балкано-карпатских рудников.

На высоком уровне была обработка кости и рога, служивший преимущественно для изготовления орудий труд и элементов конского снаряжения. Широко распространено кожевенное дело. Сырье для прядения и ткачества — овечья шерсть, лен, конопля.

· Изобразительное искусство.

Особенно знаменито своими зооморфными и антропоморфными образами.

Прикладное зооморфное искусство — локальный вариант скифо-сибирского звериного стиля — одного из элементов «скифской триады». Это художественное направление на всей территории культурно-исторической области (от Дуная до Южной Сибири) характеризуется едиными чертами:

- унифицированный набор образов (копытные звери, хищные звери, птицы и фантастические (синкретические) животные) в строго определенных позах и композициях.

- Этому направлению свойственны специфические приемы стилизации — акцентирование определенных деталей изображения в ущерб другим элементам (вероятно, в магических целях).

 
 

В данном искусстве отразились культсолнца и огня,а также трехчастная концепция мироздания,традиционно разработанная у иранцев (как и вообще у индоевропейцев). В основе звериного стиля, вероятно, присутствовали и более древние тотемические и магические представления, специфические для каждого этноса в рамках скифо-сибирского мира. Отсюда разнообразие предпочтений в выборе животных. В то же время в подавляющем большинстве культур скифо-сибирского мира наиболее популярным был образ оленя.

Отличительная чертаскифской культуры — наличие монументальной антропоморфной скульптуры. Это высеченные из камня изображения мужчины-воина (возможно, первопредка), первоначально предназначенного для установки на вершине кургана (известно более 160 таких изваяний).

· Религиозно-мифологические представления.

Реконструируются по древнегреческим письменным данным — в первую очередь по свидетельствам Геродота, который воспроизвел некоторые мифологические предания скифов и описал скифский пантеон, практику жертвоприношений и ритуал гадания. Также используются параллели в древнеиранских и древнеиндийских священных текстах. Археологические материалы позволяют говорить о культе предков и героев, солнца и огня, змееногой хтонической богини, возможно, о пережитках тотемизма.

 

Гибель «Великой Скифии»и исчезновение скифской археологической культуры в начале III в. до н.э. вызваны, очевидно, были истребительской экспансией сарматов с востока в Северное Причерноморье.

Остатки скифского населения сконцентрировались на Нижнем Днепре и в Крыму, где сформировалась т. н.позднескифская археологическая культура конца III в. до н.э. - рубежа III-IV вв. н.э., которая отличалась от предшествующей в первую очередь полным отсутствием «скифской триады».


 

  1. Скифо-сибирская культурно-историческая область (основные признаки). "Савроматская" культура и культуры сако-массагетского круга.

"Савроматская" культура.

Термин"савроматская культура" ирадиционо применяют к кочевническим памятникам скифского облика.

Хронология: 7-6 – 4. вв до н.э. После уступила место сарматской культуре, возникшей в ее недрах.

Ареал: междуречье Нижнего Дона и Нижней Волги, Заволжье, Северный Прикаспий, степи Приуралья. Восточная Европа.

Хозяйство: кочевое скотоводство со стабильными маршрутами, "зимниками" и "летниками".Соответственно культура известна в основном по погребениям, сходство которых и стало основным критерием выделения "савроматской" культуры.

Этноним античные источники применяли для всех групп ираноязычных европеоидных кочевников данного ареала, объединенных сходной материальной культурой. Савроматы – кочевники скифского облика. Сами савроматы – западная часть «савроматской» культуры.

Памятники: погребения в курганах с земляной насыпью. Трупоположение на спине (руки на поясе, на животе) в ямах (с «заплечниками» - выступами-упорами для перекрытия), ориентация чаще на запад, реже на восток или а юг. Известны катакомбные погребения (Южное Приуралье) и подбойные могилы. Ямы могли перекрывать настилом, содержать деревянные клетки.

Инвентарь погребений: мужской – мечи, стелы, уздечный набор, копья. Женские – мечи, украшения, зеркала, ритуальные ложечки, каменные блюда. Орудия труда: пряслица, железные ножи, костные проколки и т.д. Напутственная пища (обезглавленный баран). Сожжение надмогильных сооружений, разведение надмогильных кострищ, засыпание горящими углями, подсыпка охра, мела, кристаллов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.082 с.) Главная | Обратная связь