Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура хунну III в. до н.э. – I в. н.э. в Забайкалье и Монголии.

III в. до н.э. – I в. н.э.

Формирование датируют V-III вв. до н.э. и связ. с тер. к востоку от Байкала, с Монголией, Юж.Маньчжурией и с меньш.вероятностью – Ордосом. Согл. китайским источникам, в конце 3 в. до н.э. возник мощный союз хуннских племен под главенством Маодуня (Мо Дэ). В рез. памятники появились также в Прибайкалье, Туве, Минусинской котловине и на Алтае. Постепенное ослабление – началось в 1в. до н.э (распад государства в 55г. до н.э. на северную и юж. части).

Осн.памятники хунну Забайкалья и Севера Монголии – поселения и погребения. Поселения представлены не только селищами, но и городищами (свидетельство о наличии мощ.укреплений). Наиболее изв. – Иволгинское городище в Бурятии около г. Улан-Удэ на р. Селенге (площадь – 70 тыс кв.м). Укреплено четырьмя рядами валов с частоколами, между ними – 3 ряда рвов. Въезды запирались воротами из бревен. Жилища на этом городище расположены правильными рядами, в основном это прямоуг.полуземлянки площадью 4x5 м. Стены были сырцовыми или глинобитными, либо плетневыми с глиняной обмазкой. Потолок деревянный, покрыт берестяными полотнищами, прутьями и дерном или же обмазан глиной. Опора – балки с попереч. брусьями, опиравшимися на столбы, вмазанные в стены – служили основой для двускатной кровли. В сев.-вост. углу жилища помещался очаг или печь из каменных плит, обмаз. глиной. Специальная система отопления (от печи – дымовой канал, а в ю-з. углу жилища была вытяжная труба из долбленого ствола дерева). Рядом с дымоходом – нары или лежанки. В полу – ямы-погребки. Также хунну пользовались шалашами и юртами, возможно были и цельнодеревянные жилища.

Погребения – как бескурганные с каменной выкладкой вокруг погребальной ямы, так и подкурганные. Курганы разной формы стоят близко и иногда сливаются, образуя один большой курган. От насыпи могут отходить камен.полосы (из-за этого название «курганы со шлейфом»). Трупоположение, вытянуты на спине головой на север в четырехугол. дощатых гробах, расширенных в головной части. Иногда гробы обтягивали тканями. Погребальная пища – в головах, рядом с гробом, иногда отделялась перегородкой. Жертвенные животные – баран, корова, свинья. Иногда обнаруж кости собак и рыб. Также помещали вооружение (лук и стрелы); изд. из кости.

(Особ. интерес – курганы в горах Ноин-Улы в Монголии. Богатейшие захоронения знати. Относительно небольшие насыпи, глубокие квадратные ямы, которые уступами сужаются ко дну с 3 сторон, а 4-ая оставлена пологой, в ямах – две деревянные камеры-срубы – наружная и внутренняя. В одном из курганов нашли дерев.чашечку, с указанием датировки).

Вооружение. Осн.оружие хунну – лук длиной до 1,5м, сложносоставной, с 2-мя концевыми и 3-мя серединными накладками. Эти луки нашли широкое распространение. Стрелы – с березовыми древками и оперением из орлиных перьев. Наконечники в основном из железа и кости. У желез.наконечника перо было трехлопастным или плоски, в плане листовидно-ромбическим, треугольным или ярусным. Могли иметь отверстия в лопастях для свиста. Копья имели желез.наконечники в виде массивного заостренного конуса с округлой втулкой. Мечи изв.только по пис.источникам. Найдены чешуйчатые панцири с желез. и костяными пластинками, а также бронзовые латы-наручья. Известно конское снаряжение хунну – железные удила, с большими внешними кольцами или петлями. Они сочетались с двудырчатыми псалиями из железа, рога, кости. Изв. уздечные пряжки и бляхи. Седло получило жесткий каркая. Исп. двух- и четырехколесные повозки.

Сосуды – не только из керамики, но и из бронзы и дерева. Керамические сосуды – как вручную, так и на гонч.круге. Поверхность заглажена и залощена. Горшки с отогнутым венчиком и выпуклыми плечиками, большие кувшины-зернохранилища, иногда с вентиляционным отверстием в придонной части, узкогорлые кувшины с раздутым туловом, корчаги. Сосуды орнаментированы по всей части тулова горизонтальными врезными волнистыми линиями и валиками. Иногда пересекаются с вертикальными. Сочетание волнистого орнамента и лощения полосами свойственно только керамике хунну. Изв. деревян. кам. и керамич. чашечки с горизонт.ручкой китайского типа. Бронзовые сосуды.

Орудия труда – связ. с земледелием, животноводством и др. На Иволгинском городище – чугунные наральники для деревянного рала с одной рукоятью (отлиты на месте, т.к. находки глиняных форм). Железные ножи – короткие с черенком, вставленным в роговую ручку. Железные мотыги, лопаты, серпы, топоры, тесла, молотки, иглы, гарпуны, шилья, зернотерки…. Приборы для разведения огня (сост. из деревянной доски, дерев. палочки-сверла, костяного упора для сверл и лучка для вращ. сверла).

Одежда – распашные кафтаны и шаровары из шерстяных и шелковых тканей, мягкие сапоги из войлока и кожи, островерхие колпаки, шапки с наушниками. Украшались вышивками, аппликациями из кожи и меха. Бусы. Бронзовые китайские зеркала.

Искусство хунну – декоративно-прикладное (осн.мат-лы – дерево, кость, бронза, войлок, камень). Зооморфные изображения. Распространены многофигурные композиции (терзание копытных хищниками и т.д.). Растительные и геометрические мотивы: узор из листьев, волнистые линии, спирали и т.д.). Распространены изображ. в рамках, чаще ажурные – характерная черта искусства хунну. Практикуется вырезание изображений на дерев. предметах с последующ. покрытием золотым листком.

  1. Таштыкская культура.

 

Относится к Сарматской эпохе раннего железного века, сменяет тагарскую культуру. Своим возникновением обязана проникновению в Минусинскую котловину в период массовых миграций (причиной миграций было начало политического господства хунну) тюркоязычных монголоидных групп и их взаимодействию с автохтонными тагарскими европеоидами. Датировка: II (I?) в. до н.э. – V в. н.э. Ареал: Минусинская котловина (юг Восточной Сибири).

Основные памятники – погребения. Бывают двух вариантов: индивидуальные захоронения в грунтовых ямах и коллективные (вероятно, семейные) захоронения в склепах. Грунтовые кладбища от сотни до нескольких сот могил не имеют собственных насыпей и помещаются на возвышениях – склоны сопок или насыпи курганов предшествующей тагарской культуры. Могильные ямы содержат обкладку из плит или невысокие срубы с обложенными берестой дном и стенами, перекрытые накатом. Иногда ямы перекрыты каменными выкладками. Погребения соотв. раннему этапу таштыкской культуры, т.к. найденный в них инвентарь в основном преемственен тагарским вещам. Склепы сооружались обычно группами по 2 или 4, иногда в пределах грунтовых кладбищ. Склеп представляет собой прямоугольную камеру из брёвен с деревянным полом и потолком. Камера возводилась в неглубокой широкой яме площадью от 16 до 90 кв.м. К камере спускались ступени или трапецевидный вход-коридор. Стены и вход по периметру окружались бревенчатым тыном (навроде забора), кот. в свою очередь был обставлен каменными плитами. Сверху на бревенчатое перекрытие камеры могли поместить каменную наброску, а поверх создавалась грунтовая насыпь. Склепы характерны для более позднего периода таштыкской культуры.

Погребальный обряд: для грунтовых кладбищ – трупоположение и трупосожжение, для склепов - преимущественно трупосожжение. Трупоположение в таштыкской культуре предусматривало предварительную мумификацию (женщин и детей чаще, чем мужчин). Мумии лежали в вытянутом положении на спине головой на запад. При мумификации особенно заботились о сохранности головы, для чего трепанировали череп с извлечением мозга. На лицо могли накладывать тонкую белую гипсовую маску. Часто маски расписывались глиняными красками: украшались спиралевидными красными узорами или сплошь красились красной, а затем сверху чёрной краской. Кремация – чаще мужчины. Сожжение было неполным: сохраняли крупные остатки костей кот. либо помещали в кожаный или берестяной мешочек и зашивали в чучело-манекен, имитирующее сожжённого покойника, либо прах непосредственно помещали в могилу, где иногда лежали массивные маски-бюсты с индивидуальными чертами покойника. Известны жертвенно-поминальные комплексы на окраинах грунтовых могильников или у склепов. поминки происходили с принесением в жертву животного, а дальше пиршество.

Погребальный инвентарь: вотивный (уменьшенные модели вещей), почти нет предметов вооружения, много керамических и деревянных сосудов, напитки в глиняных сосудах, растительная пища и куски мяса (чаще всего овец).

Детские погребения: находятся на окраинах грунтовых кладбищ или вокруг склепов. Обычно детей просто заворачивали в бересту и клали в могилу на спине или на боку даже без вещей.

Поселения: малоинформативны – тонкий культурный слой. Таштыкцы жили в основном в полуземлянках, внутри обставленных плитами и срубом, снаружи – кладкой из плит. Наземные жилища – редкость (Михайловское поселение).

Хозяйство: основа – комплексное скотоводство с разведением крупного рогатого скота, а в притаёжных районах – северного оленя. Быки являлись тяглом, разводили и лошадей. О наличии земледелия свидетельствуют находки зернотёрок и мотыг из камня и кости, а в погребениях – мелких зёрен типа проса, посыпавшихся на головы покойникам. + черная цветная металлургия, литейное и кузнечное дело, охота на косуль, маралов и пушного зверя. Керамика не знала гончарного круга.

Дворец на р. Ташебе под Абаканом: замечательный памятник, вероятно, связанный с политическим господством хунну. Общая площадь – 1575 кв.м, 16 помещений, глинобитные стены до 2 м толщиной, четырёхскатная крыша с черепицей по китайскому образцу, система отопления – подпольные керамические трубы-дымоходы, идущие от печи в южной части здания. Керамика хуннского типа (напр. с валиками сверху) и ряд китайских вещей. Сооружён скорее всего в 1 веке до н.э. и мог принадлежать бывшему китайскому военачальнику по имени Ли Лин, служившему хунну в качестве наместника Саяно-Алтайского удела.

 


  1. Культуры лесной зоны Евразии в раннем железном веке: дьяковская культура и ананьинская культурно-историческая область.

Дьяковская культура датируется в пределах VI в. до н.э. – IV/V вв. н.э. Ареал: Волго-Окское междуречье и Верхнее Поволжье.

Население культуры изначально было финно-угорским, а затем на эту территорию продвигаются балтские племена. Т.о. восточный регион дьяковской культуры – преобладание финно-угорского элемента, западный – значителен балтский компонент. + на финальной стадии в контакт с создателями культуры, очевидно, вступили славяне.

Поселения: дьяковская культура почти исключительно известна только по ним. Известны около 500 селищ и городищ. Основную информацию о дьяковской культуре несут более двухсот городищ, кот. чаще всего занимают естественно укреплённые места (мысы у слияние рек, между оврагами итд). Площадь городищ невелика, но заселены они достаточно плотно. Самые известные – Дьяково у сёл Дьяково и Коломенское (ныне в черте Москвы), Троицкое под Можайском, Щербинское под Подольском, Настасьино под Коломной итд. Их оборонительная система постоянно совершенствовалась – вначале вал (иногда с частоколом по гребню) и ров, затем 2-3 вала, местами использовалась система жилых стен, формируемая многокамерными жилищами, размещёнными по периметру поселения и служащими дополнительными укреплениями. Жилища: преимущественно прямоугольные наземные многокомнатные срубные и плетнево-столбовые дома, со временем сменившиеся однокомнатными.

Погребения: известны только на среднем и позднем этапах дьяковской культуры. Это «домики мёртвых» - срубы, содержащие сосуды с остатками кремации, произведённой на стороне.

Хозяйство: земледельческо-скотоводческий уклад при существенно роли рыболовства и охоты. Найдены серпы, мотыги и зёрна проса, льна, пшеницы и ячменя (свидетельства земледелия); многочисленные кости свиней, коров лошадей (скотоводство); кости пушных и иных зверей (охота); тигли – ёмкости для нагрева металлов, льячки – ковшики для разливания металла, крицы – куски железа с примесями (металлургия). В совершенстве была развита костяная индустрия, но её роль уменьшается на рубеже эр. С рубежа эр распространяются местные железные наконечники стрел с двумя шиповидными выступами в основании пера, с черешком для крепления к древку. Начиная с 2-3 вв н.э. – железные мотыги, косы, клещи, проушные топоры и кельты, шилья, рыболовные крючки. Из бронзы – браслеты, подвески и бляхи.

Керамика: на ранних стадиях дьяковской культуры господство сетчатой («текстильной») керамики, более редки сосуды с рогожной поверхностью, созданные с помощью гребенчатого штампа, имитирующего ткань. Ещё реже со штрихованной поверхностью. В конце 2 в. до н.э. на первый план выходит гладкая грубая посуда с массой примесей в тесте, богато орнаментированная по краю венчика и по верхней части стенок. Есть и чернолощёные сосуды. В основном горшки – приземистые и вытянутые баночной формы + миниатюрные сосудики.


Грузики: появились с рубежа эр, назначение доподлинно неизвестно. Представляли собой изделия из глины или кости в форме гриба непременно с вертикальным каналом и насечкой по краю основания. Возможно, рыболовные грузила, ткацкие грузики, мера веса, пуговицы. пряслица, крышки жировых ламп, культовые предметы

 

Ананьинская культурно-историческая общность датируется в пределах IX/VIII – IV/III вв. до н.э. Со временем перерастает в пьяноборскую (пьяноборско-глядёновскую) кио. Ареал: к востоку от дьяковской культуры в бассейне Камы до её впадения в Волгу (средневолжские территории и северо-восток Европы). Ананьинская кио существенно отличается от других лесных культур гораздо большим количеством бронзы и железа уже в ранний период. Культуры: собственно ананьинская, акозинская, постмаклашеевская. Население: финно-угорское.

Хозяйство: животноводство (свиньи, крупный рогатый скот, низкорослые лошади, овцы). Земледелие играло подсобную роль. Широко практиковалась охота, а также рыболовство.

Поселения: занимали естественно укреплённые места, известны и городища, и селища, и временные стоянки. Распространена оборонительная система, состоящая из рва и вала, на кот. могла стоять бревенчатая стена. Иногда валы обкладывали известняковыми плитами. Жилища - в основном наземные срубные или каркасно-столбовые дома. известны длинные дома, разделённые на жилые отсеки с очагом в каждом.

Могильники: бескурганные по берегам рек. Крупнейшие – Ананьинский, Старший Ахмыловский идр. Могилы размещаются рядами, в них присутствует напутственная пища, оружие, орудия труда, украшения, керамика. Изредка стены могильных ям обкладывали каменными плитами или же сооружали в ямах каменные ящики. Над могилами могли насыпаться небольшие земляные холмики, устанавливаться столбы и даже небольшие срубы-жилища – своеобразные наземные дома для погребённых. Иногда над могилами или в межмогильном пространстве устанавливали псевдоантропоморфные столбы с изображением оружия и геометрических знаков, позднее – изваяния в виде человеческих фигур в полный рост с оружием.

Погребальный обряд: трупоположение в ямах (чаще на спине в вытянутом положении), значительно реже трупосожжение на стороне с последующим размещение праха в ямах или «домиках мёртвых». Известны и кенотафы - символические могилы без костяка.

Жертвенные места: как самостоятельные, так и в пределах могильников и поселений. Представляют собой участки с массой пережженных костей животных и предметов обихода. Иногда золой жертвенного костра засыпали дно могилы и самого погребённого.

Материальная культура: особое мастерство ананьинцев в чёрной и цветной металлургии – многочисленные бронзовые кельты и наконечники копий с отверстием в нижней части пера или с рифлением по перу, мечи и кинжалы (бронзовые, биметаллические), железные акинаки (короткие железные мечи) местного производства, боевые ножи с горбатой спинкой и вогнутым или прямым лезвием, костяные, бронзовые и железные наконечники стрел. Оружие и некоторые др. изделия порой украшены орнаментом в местном зверином стиле.

Керамика: кругло- и плоскодонные лепные сосуды, декорированные вдавлениями кручёного шнура и гребенчатого штампа, а на западе (на границе с дьяковской культурой) – сосуды с «текстильным» орнаментом.

 
 

  1. Культура античных государств Северного Причерноморья (общая хронология, основные памятники, архитектура поселений и погребений по археологическим данным).

Античные государства Северного Причерноморья возникли в ходе «Великой греческой колонизации» и заселения Западного и Южного Средиземноморья. Основные факторы древнегреч. колонизации: торговые интересы, возможность получения дополнительного источника рабской силы, создание аграрных поселений, политическая эмиграция, лидийская и персидская угрозы. Истоками древнегреческой колонизации были в первую очередь ионийские города: Милет - его жители основали Ольвию, Пантикапей, Феодосию, Тир; Теос - Фанагория. Принимали участие в основании греческих поселений в Причерноморье и эолийские и дорийские греки: Митилена на о. Лесбос – Гермонасса; Гераклея Понтийская – Херсонес Таврический.

Общая хронология: VI в. до н.э. - III-IV вв. н.э. На протяжении этого периода в Северном Причерноморье чётко выделяются три важнейших центра экономической, политической и культурной жизни: демократическое государство Ольвийский полис, Херсонесское демократическое государство и Боспорское государство, размещавшееся в Восточном Крыму, на Таманском п-ове и в устье Дона.

Поселения: основные типы для данного региона – города, сельские поселения (втч хорошо укреплённые усадьбы), а с сер. 1 в. н.э. ещё и римские военные лагеря, наиболее значительным из которых был Харакс. Города были основательно защищены как естественными преградами, так и крепостными стенами из камня и сырцового кирпича (мощные стены с башнями в Ольвии, огромная «башня Зенона» в Херсонесе, стены Танаиса толщиной 3-5 м). Появление римлян и их последующее военное присутствие сказалось, помимо прочего, в совершенствовании старых укреплений и появлении новых (реконструкция цитадели и оборонит. сооружений в Херсонесе, строительство цитадели с башнями и рвом в Ольвии). Планировка северопричерноморских городов чаще была правильной квартально-прямоугольной с перпендикулярными улицами, исключение – Пантикапей. Важнейшие части города: акрополь – религиозный и общественный центр, а также убежище на случай опасности; агора – торговая площадь и место народных собраний граждан. Известна агора в Ольвии (мелкий шрифт в учебнике) и акрополь в самой возвышенной части города в Пантикапее.

Постройки: каменные или сырцовые на каменном цоколе, основной строительный камень – местный известняк, ещё песчаник, реже ракушечник. Известны каменоломни, в частности у городища «Чайка» под Евпаторией. Для облицовки применялся крымский и кавказский розоватый и серый мрамор, а для создания храмовых колонн и антаблементов (балочное перекрытие пролёта или завершение стены) могли использовать высококачественный средиземноморский белый мрамор.

Частные жилища: первоначально землянки и полуземлянки с центральным столбом и конусом крыши (либо скатом), стенки могли выкладываться камнями, могли быть сырцовыми или плетнево-глинобитными. Крыши шатровые либо одно- и двускатные, крытые камышом или соломой. С конца 6 в. до н.э. в северопричерноморских колониях преобладают наземные дома, порой двухэтажные на каменном цоколе. В Ольвии вместо цоколя из камня часто применяли слоевой фундамент из плотно утрамбованных чередующихся прослоек золы и лёсса (осадочная неслоистая однородная известковистая суглинисто-супесчаная горная порода). Полы наземных домов глинобитные либо из утрамбованной известковой крошки на глиняной подушке, реже каменные или деревянные. В парадных комнатах полы могли украшаться мозаикой.

Стены наземных домов были сырцовыми или каменными. Каменные стены клали либо «насухо» из плотно подогнанных блоков, либо с раствором на глиняной основе. Практиковалось сочетание облицовок из каменных блоков и забутовки (заполнение пространства между стеной и облицовкой). В районах бедных камнем строили глинобитные дома и дома из сырцового кирпича. В эпоху эллинизма и в особенности в римскую эпоху всё чаще используется известковый раствор, дома сооружаются из обожжённого кирпича, причём горизонтальные полосы кирпича порой чередуются с каменной кладкой. Стены комнат часто штукатурились, штукатурку окрашивали в красный, жёлтый, синий или серый цвета или расписывали. Со временем так стали украшать и фасады домов. Колонны и балки перекрытия были деревянными или каменными, а крыши крылись керамической черепицей. На краях карниза могли прикрепляться рельефные терракотовые антефиксы (полукруглый декоративный щиток) с мотивами пальметты (растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева, цветка аканта или жимолости) или головы Медузы.

В плане дома прямоугольные, одно- и многокамерные. В многокамерных помещения группировались вокруг внутреннего дворика, куда выходили окна, тогда как внешняя стена была глухой. Постепенно план дома усложняется и внутренний двор часто превращается в открытый центральный зал дома, окружённый колоннами (так называемый перистиль). При богатых домах часто имелись колодцы или же цистерны для сбора дождевой воды, а также подвалы, иногда собственные купальни и бани (напр. баня в Херсонесе с мозаичной галечной вымосткой на полу, представляющей двух купальщиц, стоящих у большой чаши с сидящей на ней голубкой).

Раскопки и находки: 1. каменные храмы, выполненные в ионийском (Пантикапей 6 в. до н.э. и Херсонес 3 в. до н.э.) и дорийском ордере (Мирмекий 4 в. до н.э.). Это были храмы с двусторонним оформлением колоннами – так называемые храмы в антах (один из храмов Аполлона Дельфиния в Ольвии), или полностью окружённые колоннами – храмы периптерного типа (храм в Пантикапее). Известны также круглые храмы, окружённые колоннами – толосы (храм на Таманском п-ове). 2. Дикастерий (суд) и гимнасий на агоре Ольвии. 3. Героон (храм, посвящённый герою) в Фанагории. 4. Монетный двор в Херсонесе. 5. Театры в Ольвии и Пантикапее (в письменных источниках, но пока не найдены) и найденный театр в Херсонесе 4 в. до н.э. – 4 в. н.э. 6. Семейно-общественные термы в Хараксе, Херсонесе и Пантикапее + водопроводы из глиняных труб там же.

 

 


Погребения: античные некрополи размещались в основном вблизи поселений. Могли быть бескурганными и подкурганными. До 5 в. до н.э. в Северном Причерноморье нет греческих курганов, но потом их становится даже больше, чем в метрополиях. Господствует трупоположение. Трупосожжение реже, причём оно могло проводиться и на месте погребения, и на стороне. Над могилами (как и в метрополиях) ставятся плиты с именами погребённых, надгробия с героизированными рельефными изображениями умерших или их статуи. Часто используются деревянные гробы, а также деревянные или каменные саркофаги в виде ящиков на ножках с двускатной крышкой. Особенно замечательны саркофаги в Боспорском государстве 4-3 вв. до н.э. с архитектурным декором.

Греческие традиции в погребениях: захоронение детей в амфорах и иных крупных сосудах, включение в состав заупокойного инвентаря сосудов, использованных при омовении покойного, монет для Харона – перевозчика в загробный мир, предметов палестрического (?) характера – стригили (серповидные скребки для очищения кожи от пота, грязи, атлетам от масла), сосудики для масла. Женщинам – украшения, детям – игрушки, воинам – оружие, сосуды, светильники, терракотовые статуэтки итд. В монументальных склепах устанавливали жертвенные столы.

Варварские черты: определённые конструкции могил, разнообразные подсыпки, красная краска, мел, разбитые зеркала, определённые виды оружия, ножи, точила, лепные курильницы. Особенно это характерно для Боспорского царства, где население было полиэтничным.

Два вида погребальных сооружений: ямы, вырытые в земле или выдолбленные в скале, и склепы. Склепы (переживали два пика популярности) сооружались из камня или сырца и были прямоугольными или квадратными в плане. Исключение составляет самый ранний греческий склеп в Северном Причерноморье – округлый склеп Золотого кургана начала 4 в. до н.э. Склепы могли быть относительно небольшими, перекрытыми каменными плитами, лежащими горизонтально или поставленными двускатно-наклонно, могли быть и очень крупными, перекрытыми ложноуступчатым или полуциркульным сводом. Часто над склепом возводился земляной курган, иногда с окружающей его каменной опорной стеной – крепидой. Наиболее велики насыпи над склепами в Пантикапее – 10-17 м в высоту.

Царский курган: конец 4 в. до н.э. под Керчью. Данный курган достигал в высоту 17 м и перекрывал квадратный каменный склеп площадью 4,4х4,2 м, максимальной высотой 9 м с уступчатым сводом. К склепу (как это часто здесь бывает) вёл дромос (крытый коридор под курганом, ведущий в погребальную камеру) длиной 36 м и высотой 7 м с каменными стенами и каменным уступчатым сводом. Само же погребение оказалось полностью ограбленным.


12.

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.163 с.) Главная | Обратная связь