Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРОВЕРКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСКА

Команда df показывает размер каждого смонтированного раздела диска.

Формат команды:

df [-опции][файловая_система]

Пример

% df -v-i

Команда du показывает число килобайт, используемое каждым файлом или каталогом.

Формат команды:

du [-опции][имя_файла...]

Пример

%du -u /home/dnl

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ

Любой команде, выполняемой в системе, присваивается идентификатор процесса (process ID). Получить информацию о процессе и управлять им, пользуясь идентификатором процесса, можно из любого окна командного интерпретатора (любого терминала сети).

ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ПРОЦЕССАХ

Команда ps используется для получения информации о процессах.

Формат команды:

ps [-опции]

Для получения информации о процессах, управляемых вами и запущенных (работающих или остановленных) на вашем терминале, используйте опцию efu.

Пример

% ps -efu ap1301

UID PID PPID C STIME TTY TIME COMMAND

root 0 0 0 21:02:00 ? 0:00 sched

............

ap1301 405 1 0 09:55:58 05 0:01 csh

ap1301 536 495 0 09:56:31 05 0:10 deco

В табл. 2.4 приведены пояснения к информации о процессах, рассматриваемых в примере.

Таблица 2.4

Названия столбцов Значения
UID Идентификатор (имя) пользователя, запустив-шего процесс
PID Идентификатор процесса
PPID Идентификатор родительского процесса
C Использование процесса в последнее время (интенсивность)
STIME Время старта процесса
TTY Терминал, с которого был запущен процесс
TIME Использованное время процессора
COMAND Выполняемая команда

Примечание.Для запуска команды в фоновом режиме необходимо в конце командной строки указать знак & (амперсанд).

Пример работы, требующей много машинного времени для выполнения, и которую целесообразно запустить в фоновом режиме:

% find / -name "*.log" print > l.log &

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Осуществите вход в систему, используя соответствующее имя пользователя.

2. Выполните все примеры, приведенные в описании лабораторной работы. Для этого вначале в домашнем каталоге создайте файл с именем abc1, например:

% cat > abc1

<Текст вводимый с клавиатуры>

Ctrl +D

3. Выполните действия, перечисленные в пп. 1) – 7). Записывайте в отчет по лабораторной работе используемые при этом команды.

1) Осуществите поиск файла в системе с именем, указанным преподавателем, используя команду find. Скопируйте его в ваш домашний каталог и назовите его equipment.

2) Переместите файл equipment в каталог ./ski.plases, предварительно создав требуемый каталог.

3) Переименуйте файл ./ski.plases/equipment в ./ski.plases/equiplist.

4) Скопируйте файл abc1 из вашего домашнего каталога в каталог ./ski.plases и назовите его equiplist2.

5) Создайте каталог с именем equipment в каталоге ./ski.plases.

6) Переместите файлы ./ski.plases/equiplist и equiplist2 в каталог ./ski.plases/equipment.

7) Переместите каталог ./ski.plases в каталог ./newdir (предварительно его создав) и назовите его plans.

4. Определите опции команды chmod, необходимые для того, чтобы присвоить перечисленным ниже объектам файловой системы требуемые права доступа (предварительно создав требуемые объекты), считая, что вначале таких прав нет:

1) drwxr--r-- ... australia

2) drwx--x--x ... play

3) -r-xr--r-- ... my_os

4) -rw-rw-r-- ... feathers

5. Проделайте приведенные ниже упражнения, записывая в отчет по лабораторной работе используемые при этом команды.

1) Просмотрите содержимое файла /etc/passwd. Сколько пользователей зарегистрировано (имеют учетные записи) на сервере (fpm2)? Приведите в отчете структуру учетной записи.

2) Используя команду постраничного просмотра, ознакомьтесь с содержимым файла (по указанию преподавателя).

3) Скопируйте файл ./feathers в файл ./file.old.

4) Переместите файл ./file.old в каталог ./play.

5) Скопируйте каталог ./play в каталог ./fun.

6) Переместите каталог ./fun в каталог ./play и назовите его games.

7) Лишите владельца файла ./feathers права на чтение.

8) Что произойдет, если вы попытаетесь просмотреть файл ./feathers командой cat?

9) Что произойдет, если вы попытаетесь скопировать файл ./feathers?

10) Дайте владельцу файла ./feathers право на чтение и выполните п. 5.8.

11) Лишите владельца каталога ./play права на выполнение.

12) Перейдите в каталог ./play. Что произошло?

13) Дайте владельцу каталога ./play право на выполнение и выполните п. 12.

6. Записывая используемые команды:

1) определите, какие файлы в вашем домашнем каталоге имеют имена, начинающиеся с символа f;

2) выведите на экран (по страницам) имена файлов из каталога /etc, начинающиеся с символа h;

3) запустите в фоновом режиме работу, которая будет записывать в файл ./logfile все доступные вам файлы на сервере (fpm2), имена которых начинаются с log;

4) определите идентификатор процесса, который выполняет работу п. 3;

5) если работа п. 3. еще не закончена, прервите ее;

6) удалите файл ./logfile.

7. Используя команды df, du и файл /etc/fstab, определите: структуру дисковой памяти сервера, сколько и какие разделы созданы, в каком из имеющихся разделов расположен ваш домашний каталог, размер домашнего каталога, какие файловые системы используются на сервере (fpm2).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте характеристику физической модели диска.

2. Дайте характеристику логической модели диска.

3. Сколько разделов существует на жестком диске компьютера, на котором вы выполняли лабораторную работу?

4. Дайте характеристику каждой файловой системе, существующей на жестком диске компьютера, на котором вы выполняли лабораторную работу.

5. Приведите общую структуру файловой системы и дайте характеристику каждому элементу этой структуры.

6. Опишите действия системы при обращении к некоторому файлу (операция чтения) по шагам :

шаг1 – системе сообщается имя требуемого файла .

шаг2 – ...

7. Какая операция должна быть выполнена, чтобы содержимое некоторой файловой системы было доступно операционной системе?

8. Назовите основные причины нарушения целостности файловой системы. Как устранить повреждения файловой системы?

9. Как создается файловая система?

10. Дайте характеристику командам, которые позволяют просмотреть текстовые файлы.

11. Назовите команды перемещения и переименования файлов и каталогов и дайте им характеристику.

12. Что такое право доступа? Как оно может быть изменено?

13. Назовите команду поиска файлов и дайте ей характеристику. Приведите примеры использования этой команды.

14. Можно ли по контексту найти файл? Если да, то как ?

15. Как определить объем свободной памяти на жестком диске?

16. Как определить объем вашего домашнего каталога?

17. Каким образом вы можете получить информацию о процессах в системе?

18. Как удалить «зависший» процесс ?

19. Какие общие черты имеют файловые системы POSIX-совмес-тимых ОС?

20. Что расположено в области данных раздела?

21. Что такое MBR?

22. Дайте характеристику файловой системе proc.

23. Назначение каталога /dev.

24. Что такое первичный раздел? Какое максимальное число первичных разделов может быть на диске? Каким образом нумеруются первичные разделы?

25. Что такое расширенный раздел?

26. Что такое логический раздел? Какое максимальное число логических разделов может быть на диске? Каким образом нумеруются логические разделы?

27. Будет ли информация о расширенном разделе в распечатке после выполнения команды df ? Если нет, то почему?

 

 

 
 
 

Лабораторная работа № 3

ЭКРАННЫЙ ИНТЕРФЕЙС
ДЛЯ POSIX-СОВМЕСТИМЫХ ОС

Цель работы. Освоить основные возможности программы MC, осуществляющей экранный интерфейс для POSIX-совместимых ОС. Приобрести навыки практической работы с использованием программы MC.

УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ

Каждому пользователю любой ОС не избежать операций с файлами: их просмотра, копирования, перемещения, а иногда (страшно сказать) даже удаления. Пользователям Unix, привыкшим к консольному режиму, для всех этих действий достаточно командной оболочки, шелла (shell) и десятка команд. эти команды предоставляют полную информацию о файловой системе, дают возможность отобрать из изобилия созданных документов те, которые необходимы в данный момент, и произвести над ними те действия, которые позволят прийти к поставленной цели кратчайшим путем.

Для пользователей, привыкших к влиянию графических интерфейсов, командная строка кажется столь же таинственной, как древнеегипетская Книга Мертвых. Им на помощь придут программы, именуемые файловыми менеджерами.

В POSIX-системах (и в этом пользователь должен отдавать себе отчет) файловые менеджеры не делают ничего такого, чего не могли бы сделать встроенные команды оболочки и штатные утилиты операционной системы (так называемые классические Unix-утилиты). Более того, ни на что большее они не способны в принципе. Ведь при любой файловой операции они используют те же базовые функции ядра ОС (т. е. системные вызовы), специально для этой цели предназначенные, которые уже и по полной программе задействованы в файловых утилитах POSIX-систем. А подчас файловые менеджеры просто являются надстройкой над шелл-командами – так называемые front-end'ы. Однако красивые интерфейсы и удобные меню могут создать впечатление если не богатства возможностей, то хотя бы простоты их использо-вания.

Все файловые менеджеры можно условно разделить на две категории – двухпанельные и древовидные, по преобладающему представлению в них файловых систем.

Двухпанельные файловые менеджеры апеллируют к метафоре – списку файлов в каталоге. А поскольку плоский список (в сущности, ничем не отличающийся от вывода команды ls в шелле) давал, казалось, немного простора для представления файлов, появилась резонная мысль вывести одновременно два независимых списка файлов, между которыми и осуществляется взаимодействие. Причем здесь определяющей оказывается обычно роль клавишных комбинаций (что, конечно, не значит, что в двухпанельных запрещен Drag&Drop, а в древовидных нельзя использовать «горячие клавиши»). Впервые двухпанельная метафора была реализована в знаменитом Norton Commander, поэтому их часто называют еще менеджерами командирского стиля.

В отличие от древовидных, давших достаточно мало (по числу представителей, но не пользователей – вспомним Windows Explorer) отростков, двухпанельная идея породила множество продолжателей. Тут можно перечислить и отечественный Volkov Commander (без него не обходится ни один диск-Reanimator), и столь же родной FAR, и двухпанельный в квадрате – «четырехглазый пай-мальчик» (Pie Com-mander), и множество других. Наиболее используемым двухпанельником стал Windows Commander, не так давно трасформировавшийся в «тоталитарного командира» (Total Commander).

В мире POSIX-систем древовидная идея вообще произрастала довольно хило (хотя несколько файловых менеджеров, сделанных по образу и подобию XTree Gold, и существуют). А вот двухпанельная идея обрела здесь благодатную почву. И хотя количественно их оказалось немного, один из них – Midnight Commander (mc) – занял в Linux господствующее положение среди всех файловых менеджеров (не считая командной строки, конечно). В мире же BSD-систем получил некоторое распространение отечественный продукт – deco.

Интересно, что доминирование двухпанельных менеджеров над древовидными особенно явно выражено среди отечественных пользователей: популярность в России и старого NC, и современных FAR и Total Commander вкупе с mc (и с поправкой на ОС) далеко превосходит общемировой уровень. Достаточно заметить, что все отечественные дистрибутивы Linux непременно включают mc в «умолчальный» набор устанавливаемых приложений, чего в дистрибутивах заграничных эта программа удостаивается не так уж и часто.

Midnight Commander (mc, ми́днайт-кома́ндер, пер. «полночный командир») – один из консольных файловых менеджеров для POSIX-совместимых ОС.

Окна MC

Обычно MC высвечивает на экране два окна (правое и левое), в которых отображаются два каталога системы. Одно из этих окон (его имя выделено) является текущим, вся работа идет в нем. Второе используется для указания, куда копировать (и передвигать) файлы, а также для высвечивания информации о рабочем окне (команда <Ctrl>-<x> <i>). Для быстрого перехода из окна в окно служит команда <Tab> (клавиша <Tab> или <Ctrl>-<i>), а для смены местами окон на экране – <Ctrl>-<u>.

Над панелями расположена строка меню, причем к выбору пунктов в этом меню можно переключиться по клавише <F9>.

Самая нижняя строка представляет собой ряд экранных кнопок, каждая из которых связана с одной из функциональных клавиш <F1> - <F10>.

Вторая снизу строка на экране (на черном фоне) – это командная строка программы Midnight Commander (точнее – командная строка текущей оболочки shell), где можно ввести и выполнить любую команду системы. Выше ее (но под панелями) может отображаться поле «полезных советов» (tips), которое можно убрать, соответствующим образом отрегулировав настройки программы.

Каждая панель состоит из заголовка, списка файлов некоторого каталога и строки «мини-статуса» (последняя может быть не видна, это тоже задается настройками программы). В заголовке панели указан полный путь к каталогу, содержимое которого отображается в панели, а также три экранные кнопки - "<", "v" и ">", которые используются для управления программой с помощью мыши. В строке «мини-статуса» отображаются некоторые данные о том файле или каталоге, на который в данный момент указывает подсветка (например, размер файла и права доступа к нему).

Выполнение команд ОС Unix

Обычно MC находится в режиме окна, когда с помощью стрелок можно «ходить» по каталогу и выбирать файлы, а также формировать командную строку, набирая символы.

A-Enter копирует текущее имя файла в командную строку.

A-Tab дополняет до конца набираемое имя файла, команды, переменной, имя пользователя и удаленного компьютера.

C-x t, C-x C-t копирует помеченные файлы (если их нет, то берется текущий файл) из активной панели (C-x t) или из неактивной (C-x C-t) в командную строку.

C-x p, C-x C-p копирует путь активной панели (C-x p) или неактивной (C-x C-p) в командную строку.

C-q позволяет вводить специальные символы, неоднозначно определяемые MC (как, например, символ '+').

A-p, A-n используется для доступа к списку выполнявшихся команд (A-p отображает предыдущую команду, а A-n – следующую).

<Alt>-<h>. Выводит историю текущей строки ввода (для командной строки – историю команд).

Типы файлов

MC различает обычные файлы, каталоги и специальные файлы. Тип каждого файла указывается символом слева от его имени в окне. Имеются следующие типы файлов:

пробел® обычный или регулярный файл

* ® исполняемый файл

/® каталог

| ® FIFO-файл

=® сокет

-® байт-ориентированное устройство

+® блок-ориентированное устройство

~ ® символическая ссылка на каталог

@ ® ссылка

! ® символическая ссылка на отсутствующий файл

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.084 с.) Главная | Обратная связь