Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Развитие философии на Востоке и Западе при всей их самобытности и специфичности имеет



ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ


ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ

 


Учебно-методическое пособие


для студентов заочного отделения

 

 


Тамбов


Издательство ТГТУ



ББК Ю2я73


В24

 

 


Рецензент


Кандидат философских наук, доцент


Н.В. Медведев

 


Авторы-составители:


Г.Л. Терехова,


Г.М. Дробжева

 

 


В24
Введение в философию. История философских учений: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост.:

Г.Л. Терехова, Г.М. Дробжева. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 44 с.


 


Учебно-методическое пособие включает в себя изложение основополагающих принципов фи-


лософии, ее структуры, истории философских учений, хронологические таблицы, список рекомен-


дуемой литературы.


Предназначено для студентов всех специальностей заочного отделения, может быть использо-


вано и для студентов дневного отделения.


ББК Ю2я73

 


© Тамбовский государственный


технический университет


(ТГТУ), 2004

 

 


Учебное издание

 

 


ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ


ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ

 


Учебно-методическое пособие

 


Авторы-составители:


ТереховаГрета Леоновна


ДробжеваГалина Михайловна

 

 


Редактор З.Г. Чернова


Компьютерное макетирование М.А. Филатовой

 


Подписано в печать 22.04.04


Формат 60 × 84 / 16. Бумага газетная. Печать офсетная.


Гарнитура Тimes New Roman. Объем: 2,56 усл. печ. л.; 2,6 уч.-изд. л.


Тираж 500 экз. С. 255

 


Издательско-полиграфический центр


Тамбовского государственного технического университета,


392000, Тамбов, Советская, 106, к. 14


 

 


Учебно-методическое пособие «Введение в философию. История философских учений» разработа-


но для того, чтобы помочь студентам в организации самостоятельной работы по овладению основами


философских знаний.


Пособие состоит из разделов, в которых изложены важнейшие проблемы и принципы философии,


ее структурные уровни. В этих разделах раскрываются смысл и содержание философских категорий,


даны определения самых значительных направлений, течений и школ в философии.

 

 


ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

 


1.1 МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО УРОВНИ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ

 


Мировоззрение является системой взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.


Говоря о природе мировоззрения, необходимо указать на потребность людей в понимании сущности и


характера своих взаимоотношений с мирозданием. Результатом духовного освоения многогранной ре-


альности является создание определенной системы взглядов на мир (т.е. мировоззрения). Субъектом


мировоззрения, т.е. ее носителем, может быть как отдельный индивид, так и целые социальные группы,


классы и общество в целом. Следовательно, мировоззрение – это вместе с тем и жизненные позиции,


программы поведения, действий людей. В нем в обобщенном виде представлены познавательные, цен-


ностные, поведенческие ориентиры и их взаимосвязи. Познавательные и ценностные нормы находятся


в сложном единстве и формируются благодаря напряженной духовно-практической работе, которая по-


могает получить целостность человеческого опыта.


Раскрывая зависимость мировоззрения при его формировании от определенных факторов, необхо-


димо учитывать естественно-природные и социально-культурные факторы.


В структуре мировоззрения можно выделить разные уровни, которые определяются различной


глубиной отражения мира. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений.


Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением и миросозерцанием. Здесь фиксируются


лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Само мироощущение может


быть оптимистическим или пессимистическим, стимулирующим людей к труду и творчеству, либо на-


оборот, направляющим их на замыкание в своем личном мире, на отделение от внешнего мира и актив-


ной предметной деятельности в нем.


Следующие по глубине уровня отражения – мировосприятие и миропредставление. Здесь создается


цельная картина, обозначающая взаимосвязь процессов и явлений. На этом уровне мировоззрение огра-


ничено чувственным опытом и слабо определяется рациональным мышлением. Только тогда, когда


происходит отражение окружающего мира посредством понятий, формируется мировоззрение, способ-


ное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение – самый глу-


бинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием.


Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия.


Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, теоретически оформленное, системно-


рациональное мировоззрение. Важно помнить, что разделение мировоззрения на части весьма условно,


так как все его компоненты находятся в тесной взаимной связи.


Философия является самым поздним в историческом плане видом мировоззрения, возникшим после


мифологии, религии и, конечно, обыденного мировоззрения. Формирование обыденного сознания требо-


вало выхода за его рамки и дополнения более широкими картинами и схемами природных явлений. Ве-


роятно, таким образом складывалась мифологическая форма мировоззрения, для которой характерны:


антропоморфность (гр. аnthropos – человек + morphe – форма) – рассмотрение явлений приро-


ды по аналогии с человеком; им приписывались все те свойства, которые были у человека, например,


ощущения, желания, ненависть, любовь и т.п.;


дескриптивность (англ. descriptive – описательный) – стремление к объяснению событий, явле-


ний в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур – герои и боги в ви-


де особых людей (например, мифы о Зевсе, Гере, Меркурии и др.);


синкретизм (гр. synkretismos – соединение, объединение) – слитность, нерасчлененность объек-


тивного и субъективного миров, что объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны


этой формы мировоззрения;


 

 


связь с магией, что свойственно более зрелому первобытнообщинному сознанию и выражается в


действиях колдунов, шаманов и других людей, вооруженных начатками научных знаний о теле челове-


ка, о животных, растениях.


Религиозная форма мировоззрения основана на мифологическом мировоззрении с его развитым


представлением о комплексе богов. В отличие от мифологии, религия акцентирует воображение и фан-


тазию на сверхприродном, духовном. На первый план выдвигается психологическая установка – вера в


Бога, в возможность человека установить связь с Абсолютом, достичь подлинных нравственных (боже-


ственных) ценностей и обеспечить свое бессмертие. Одной из существенных предпосылок становления


религии было постепенное развитие мышления человека, когда общие понятия («человек», «мир» и др.)


обретают в сознании самостоятельное бытие, способность к отрыву от своих реальных истоков и к на-


делению их самостоятельным существованием. Наиболее распространенными или, как принято их на-


зывать, «мировыми» религиями явились буддизм (IV – V вв. до н.э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.).


Главная черта всех религий – вера в сверхъестественное, сверхприродное.


И, наконец, самый поздний тип мировоззрения – философия. Она возникает на более высоком


уровне общественно-экономического и культурного развития общества. Ее зарождение как специфиче-


ской формы духовной деятельности было связано с такой предпосылкой, как великий культурный пере-


ворот в Древней Греции в VII – V вв. до н.э. Появляется новое – теоретико-познавательное – отношение


между человеком и миром, которое оформляется в рамках предмета мировоззрения.


Существует и так называемая натуралистическая форма мировоззрения, главной особенностью ко-


торой является решение общемировоззренческих вопросов с позиции понятий, принципов и законов от-


дельных конкретных наук (например, концепция тепловой смерти Вселенной Клаузиуса и Томсона).


В отличие от натуралистической формы, философия в решении мировоззренческих проблем опира-


лась на обобщение данных всей науки, всего человеческого опыта познания мира, включая и обыден-


ный.


В заключение можно указать на то, что все содержание философии пронизано любовью к мудрости,


бескорыстному к ней (греч. Phileo – люблю и sofia – мудрость). Мудрость – ее начало и конец, если во-


обще можно говорить о «конце» мудрости. И хотя стержень философии – мудрость, ведущим началом в


философии выступает рационалистически-умозрительная ее сторона.

 


1.2
Основные философские проблемы

 


Реальность философских проблем определяется их спецификой. Во-первых, это предельно


общий характер проблем. Предельная широта философских проблем и понятий связана с их фун-


даментальностью для общего понимания мира, жизни, отношения человека к миру («что такое


субстанция?», «что такое причинность?» и т.п.). Во-вторых, это вечность проблем, их инвари-


антность (вопросы: «что такое смысл жизни?», «в чем заключается счастье?» и т.п. поставле-


ны в древнейшие времена, но остаются актуальными и сегодня).


Основной вопрос философии – это вопрос об отношении материи и сознания. Он является основ-


ным потому, что без него не может быть никакого философствования, никакой подлинной философии.


В зависимости от его решения формулируются две главные, принципиально разные всеобщие ориента-


ции в мире: материализм и идеализм. От центрального вопроса расходятся несколько групп проблем,


соответствующих структуре философского знания: антропологические (экзистенциальные, касающиеся


проблемы подлинного существования человека), гносеологические (теоретико-познавательные), аксио-


логические (ценностные), праксиологические (духовно-практические) и онтологические (природно-


космические, в которых рассматриваются различные аспекты бытия). Эти группы проблем нередко пе-


ресекаются и взаимодополняют друг друга, например, в проблеме сознания. Все философские пробле-


мы, сколь бы «удалены» они ни были от центральной проблемы философии, конкретизируют ее и со-


действуют осуществлению интеграции всех проблем философии в единую целостность.


Экзистенциальные проблемы неразрывно связаны с существованием человека, с его духовной по-


требностью в осмыслении мира и своего отношения к нему. Для индивида весь мир оказывается раско-


лотым на две части: на мое «я» и остальное «не-я», включая природу, общество и других людей. Чело-


века волнуют проблемы смысла жизни, счастья, возможности личного бессмертия и т.д., поэтому фило-


софия антропоцентрична.


Развитие общественных, гуманитарных наук также рождает большое количество философско-


мировоззренческих проблем. Они связаны с социальным бытием человека, с осмыслением этого бытия


и человеческой деятельности. Таковы проблемы соотношения духовного и материального в жизни об-


щества, наличия или отсутствия нравственного прогресса, проблемы добра и зла, социальной справед-


 

 


ливости. Потребности эстетического, художественного освоения мира также порождают много про-


блем; центральной из них выступает проблема прекрасного, которая является предметом исследования


эстетики.


Широким источником философских проблем является естествознание и научно-технический про-


гресс. В науках о природе коренятся, в конечном счете, проблемы первоосновы мира, бесконечности


(или конечности) пространства и времени, проблемы субъектно-объектных отношений при познании


микромира и т.п.

 


1.3 ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ

 


Специфика каждой философской системы заключается в том, что она строится на определенных


принципах, представляет собой тот или иной способ философствования. Принцип (лат. рrincipium) есть


исходное положение любой теории, учения; философские принципы являются не только способом по-


стижения реальности в рамках философии, но общей методологией для частных наук.


По основным базовым принципам философские учения разделяются на материализм и идеализм.


Решая основной вопрос философии, материализм придерживается принципа первичности материи по


отношению к духовному. Идеализм за первооснову бытия принимает духовный компонент.


Становление философских знаний должно рассматриваться и в сочетании с другими принципами и


способами, например, диалектикой. Диалектика рассматривается как принцип развития, которое


осуществляется благодаря противоречиям в самой сущности предмета и во многих философских кон-


цепциях считается основным методом познания.


В рамках материалистических и идеалистических воззрений используются разные принципы и спо-


собы исследований, благодаря чему формируются разновидности материализма и идеализма: идеализм


объективный и субъективный, материализм метафизический, механистический, диалектический и др.


Можно отметить также принципы сенсуализма и эмпиризма, которые имеют большое значение в фор-


мировании материалистических концепций. В рамках идеалистических систем, как правило, формиро-


вались такие принципы, как рационализм, иррационализм, панлогизм. Согласно идеалистическому


рационализму, основу всего сущего составляет разум. Одним из его важнейших направлений является


панлогизм (от греч. Pan – все и logos – разум), по которому все действительное есть воплощение разума,


а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Иррационализм (от лат. irrationalis – неразум-


ный, бессознательный) состоит в отрицании возможности разумного и логического познания дейст-


вительности. Основной вид познания есть вера, инстинкт, откровение, а само бытие рассматривается


как иррациональное (А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).


С вопросом о первоначалах бытия связанно разделение на монизм, дуализм и плюрализм. Монизм


(от греч. Monos – один, единственный) – философский принцип, согласно которому мир имеет одно на-


чало. Понятно, что монизм может быть двух видов: материалистический и идеалистический.
Дуа-


лизм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, утверждающее равноправие двух начал:


материального и духовного (напр. в философии Декарта). Плюрализм (от лат. рluralis – множественный)


предполагает несколько или множество оснований (например земля, воздух, вода и огонь у древних


мыслителей).


К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает вопрос о познаваемости мира или о тождестве


мышления и бытия. При его решении возникли такие позиции, как агностицизм, скептицизм и гносео-


логический оптимизм (позиция, придерживающаяся принципа познаваемости мира).


Согласно агностицизму (от греч. аgnostos – непознаваемый), мир принципиально непознаваем (Про-


тагор, Кант). Отрицательный ответ на этот вопрос давали представители скептицизма, которые отри-


цали возможность достоверного знания (М. Монтень, П. Бейль и др.).


Метафизика выступает как методологический принцип, противоположный принципу развития,


принципу диалектики, игнорирующий всеобщую связь вещей и отрицающий идею самопознания мате-


рии.


Можно привести такие принципы, как гуманизм, расцветший в эпоху Возрождения и ставившийся в


центр мировоззрения человека, достижение достойных условий его существования и развития, а также


свободомыслие, как принцип мышления, признание права разума на свободное критическое исследование


окружающего мира, выдвинутый в ХVII в., и др.

 


1.4 СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ


 

 


Структура философского знания определяется проблемным полем философии. Она представ-


ляет собой круг специфических разделов, которые были и создаются в ходе развития самой фило-


софской мысли.

 


Онтология

 


Термин «онтология» означает учение о бытии (от греч. ontos – сущее и logos – учение). Понятие


«бытие» в философии (при любой его трактовке) является центральным, исходным в осмыслении мира.


При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Здесь затрагиваются проблемы


бытия и небытия, бытия материального и идеального, бытия природы, общества и человека.


Можно выделить следующие формы бытия:


• базирующиеся на предметном бытии: материальные предметы, относящиеся к природе, и мате-


риальные ценности, созданные человеком;


идеальное бытие (мир психического, мир духовно-социо-культурного);


• по атрибутам материи (пространство и время, напр., это «пространственное бытие» и «вре-


менное бытие»);


• по формам движения материи (механическое, физическое, химическое, биологическое и соци-


альное бытие);


• по структурным уровням организации материи (молекулярное, популяционное бытие);


общественное бытие, под которым чаще всего понимают способ производства, взаимодейст-


вующий с общественным сознанием (моралью, искусством, наукой, религией, философией).


Гносеология

 


Термин «гносеология» происходит от греческих слов gnosis-знание и logos – учение, понятие и оз-


начает «учение о знании». И хотя сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно не-


давно шотландским философом Дж. Феррером (в 1854 г.), учение о познании стало разрабатываться со


времен Гераклита, Платона, Аристотеля. Гносеология разрабатывалась и в средние века, и в Новое вре-


мя (И. Кант, Гегель), особенно остро встала эта проблема в ХХ-ом столетии (С.Л. Франк, Н. Гартман, Л.


Витгенштейн и др.).


Исторически сложились два направления в гносеологии: агностицизм и гносеологический опти-


мизм. Первое направление утверждает, что сущность объектов (материальных и духовных) непозна-


ваема
(Протагор,


Д. Юм, И. Кант, А. Пуанкаре и др.). Для гносеологического оптимизма характерна вера в познавае-


мость не только явлений, но и сущности объектов (Демокрит, Платон, Аристотель, Н. Кузанский, Р.


Декарт,


Г.В.Ф. Гегель, Ж.-П. Сартр и др.).


Основные вопросы, разбираемые в гносеологии: взаимосвязь субъектно-объектных отношений в по-


знании; чувственное и рациональное в познании; проблема истины; уровни познания (эмпирический и


теоретический); специфика философского знания по сравнению с научным; проблема метода познания


и др.

 


Философская антропология

 


Проблема человека является одной из самых важных для всей философии. Она приобретает


особую актуальность в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает во-


прос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества.


Принцип историзма позволит проследить путь возникновения проблем, связанных с человеком. Это


воззрения античных философов о человеке, где он рассматривался как микрокосм, подчиненный выс-


шему
нача-


лу – судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в ко-


тором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог.


В философии Нового времени отмечена прежде всего духовная сущность человека, его способность к


познанию. В XIX – начале XX столетия произошло гипертрофирование духовного начала посредством


сведения его в одних случаях к рациональному началу, в других – к иррациональному. Со временем че-


 

 


ловек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общест-


во со всей необъятной Вселенной.


Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, анализ конкретно-


исторических форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бы-


тия.


Основные проблемы, рассматриваемые в философии человека: природное, социальное и духовное


как факторы развития человека; проблема сущности и существования; смысл жизни как интегральная


характеристика человеческого бытия; человек и Вселенная; сознательное и бессознательное в человеке;


индивид и личность и др.

 


1.4.4
Аксиология

 


Аксиология – это философское учение о ценностях и их природе (от греч. аxios – ценность и logos –


учение). Она непосредственно связана с проблемами общества и личности. В античной, а затем и сред-


невековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики вклю-


чались в его понятие. Основными вопросами теории ценностей были: что есть благо? что есть справед-


ливость? (Сократ, Платон). Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Но-


вое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход


к рассмотрению предметов и явлений как ценностей. Для Канта «ценности» – цели, стоящие перед че-


ловеком. Гегель особое внимание уделяет различению ценностей экономических и духовных. В наше


время появилось множество аксиологических концепций, отражающих ценностные установки совре-


менного мира (для В. Виндельбанда и Г. Риккерта ценности являются не реальностью, а идеалом; М.


Вебер особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества).


Можно выделить следующие группы ценностей:


по содержанию – экономические, политические, социальные и духовные;


по субъекту – субъективно–личностные, формирующиеся в процессе воспитания, образования и


накопления жизненного опыта индивида, и надындивидуальные – групповые, национальные, классо-


вые, общечеловеческие, являющиеся результатом развития общества и культуры;


по их роли в жизни человека и человечества – утилитарные (жилище, питание и т.д.) и духов-


ные. Утилитарные ценности определяют цели деятельности, духовные – ее смысл.


Необходимо отметить, что ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека


извне. Весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его


ценностей.


Социальная философия

 


В узком смысле «социальное» обозначает существование особой области общественных явле-


ний, составляющих содержание так называемой социальной сферы жизни общества. В социальной


философии решается круг проблем, затрагивающий соответствующие интересы людей: проблемы


их социального положения, жизненного уровня, образования и т.д.


В широком смысле понятие «социальное» употребляется в значении «общественное» и обозначает


все происходящее в обществе в отличие от происходящего в природе.


В социальной философии понятие «социальное» употребляется как в широком, так и в узком смыс-


ле. Она изучает общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, а также законы его функциони-


рования и развития. Социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явле-


ния и процессы на макроуровне, т.е. на уровне всего общества как саморазвивающейся и самовоспроиз-


водящейся системы.


Основные проблемы социальной философии: взаимодействия между собой различных обществ;


практическая деятельность людей и их общественные отношения; взаимодействие объективных и субъ-


ективных сторон деятельности и общественных отношений людей; объективные потребности и интере-


сы общества и отдельной личности; мотивы и цели деятельности, присущие человеческому сознанию в


данном обществе и др.


Все вышеназванные явления находятся в диалектическом взаимодействии.


Заслуживают внимания социально-философские воззрения представителей немецкой классической


философии (Кант, Гегель), французских философов Конта и Дюркгейма, других представителей идеа-


листической социальной философии, в том числе неокантианства, современного позитивизма, экзи-


стенциализма и др. Фундаментальное значение имеют высказанные Кантом и Гегелем идеи об объек-


 

 


тивной основе развития общества. Кант видел такую основу в объективно существующем мире умопо-


стигаемых сущностей – «вещей в себе», Гегель – в саморазвитии Абсолютной идеи.


Материализм представляет развитие общества как противоречивый естественно-исторический про-


цесс, развивающийся по своим объективным законам.

 


1.4.6
История философии

 


Несмотря на то, что каждый раздел философии имеет свои истоки в истории философии, сама исто-


рия философии оформляется в отдельную область философского знания. История философии – это


особая развивающаяся система, в качестве элементов которой выступают самые разнообразные кон-


кретные философские концепции. Они возникают и диалектично (т.е. включая и отрицание друг друга)


связываются спецификой ее проблемного поля: постановкой и решением наиболее общих, фундамен-


тальных проблем и выявлением предельных взаимоотношений, существующих между миром и челове-


ком.


Конечно, следует обратить внимание и на то, что это деление в известной мере носит условный ха-


рактер. Философия всегда реализуется как единство двух сторон – истории и теории. Разрыв этих сто-


рон или их абсолютизация приводят к искажению самого предмета философии. Подчинение реального


историко-философского процесса этим абсолютизированным схемам ведет к искажению изложения ис-


тории философии.

 


Историко-философский процесс: исходные понятия и движущие силы

 


Историко-философский процесс характеризуется существованием множества философских учений,


школ, течений и направлений. Первичной исходной единицей историко-философского процесса являет-


ся философское учение того или иного мыслителя. Философское учение – это система определенных,


логически связанных друг с другом воззрений. Философские школы – это совокупность философских


учений, объединенных какими-либо идейными базовыми принципами. Совокупность модификаций од-


них и тех же принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами, принято назы-


вать течениями. Наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе


именуются философскими направлениями. Философское направление представляет собой совокупность


философских течений (а следовательно, учений и школ), которые при всем расхождении друг с другом


отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение, положения (материализм и идеа-


лизм, эмпиризм и рационализм и др.).


Движущей силой историко-философского процесса является столкновение философских подходов,


борьба идей, принципов и личностей. При этом, с развитием историко-философского процесса меняется


предмет философского размышления и способ разрешения философских проблем.

 


2
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ

 

2.1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

 


СКОЕ ЗНАНИЕ».


2 Второй крупный период развития русской философии начинается с XVIII в. и связан с рефор-


мами Петра Великого. Первыми пропагандистами научного знания и философии Нового времени на Ру-


си были Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов (заложил основы материалистической


традиции), А.Н. Радищев (провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в каче-


стве основного стержня светской общественной мысли).


3 Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем 70-х годов); в этот период


начинается самостоятельное философское творчество, представленное П.Я. Чаадаевым (центральное


место в его философии занимает проблема человека и философия истории), славянофилами – А.С. Хо-


мяковым (утверждение православия как вечного начала), И.В. Киреевским, Ю.Ф. Самариным, И.С. Ак-


саковым и др.; западниками, ориентировавшимися на западноевропейскую цивилизацию (А.И. Герцен,


Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин и др.).


4 Русская философия конца XIX – начала ХХ вв.; этот этап связан с возникновением философских


систем
(Н.Ф.
Федоров,
Вл.С.
Соловьев,


Н.О. Лосский, Б.Н. Чичерин и др.). Характерными особенностями периода являются антропоцентризм и


гуманизм, религиозный характер философии, а также космизм (теологический в лице Н.Ф. Федорова,


Вл.С. Соловьева, П.А. Флоренского и естественнонаучный, представленный К.Э. Циолковским, В.И.


Вернадским).


5 Большое значение в развитии русской философии имел период, который часто называют духов-


ным ренессансом начала ХХ в. Из многочисленных представителей можно отметить В.В. Розанова, С.Н.


Булгакова, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, П.А. Флоанского, С.Н. Трубецкого, А.Ф. Лосева и других. Этих


философов волновали проблемы экзистенциального порядка, проблемы творчества, бытие Бога, «рус-


ская идея», проблемы социального устройства и другие.


В заключение следует отметить, что русская философия сравнительно молода, она впитала в себя


лучшие философские традиции и школы европейской и мировой философии. Вместе с тем она, несо-


мненно, самобытна и обладает неповторимым обаянием.


2.9 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ


СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

 


Существуют различные точки зрения по поводу развития современной философской мысли. Со-


гласно первой, основными моделями современного философского мышления являются позитивизм,


марксизм, неотомизм, экзистенциализм и другие. Возникнув на рубеже XIX – XX вв., они до сих пор


имеют единое проблемное поле и общечеловеческую ценность, так как исследуют проблемы человече-


ского бытия и его смысла. Позитивизм рассматривает традиционную проблему соотношения чувствен-


ного и рационального в познании, и новые проблемы – проблему факта, веры, познания и творчества,


 

 


логики познания и др. Позитивизм сегодня представлен «критическим рационализмом» К. Поппера,


теорией «научных революций» Т. Куна, концепцией «эпистемологического анархизма» П. Фейерабенда,


теориями структурализма, концепциями герменевтики и др. Неотомизм продолжил христианскую тра-


дицию в русле католицизма. Современный неотомизм претерпел существенные изменения: в нем поя-


вились концепции аналитической философии религии, эпистемология религии, философско-


антропологические концепции и др. Экзистенциализм возник как учение о поиске человеком подлинно-


го существования и обратил к изучению современных проблем человеческого бытия, культуры, иссле-


дованию переживаний субъекта, его внутреннего мира (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Ка-


мю). Марксизм выступает в разных концепциях – от догматического до творческого, вбирающего в себя


синтез различных мировоззренческих ориентаций.


Существует другая точка зрения, согласно которой в современной философии, в отличие от класси-


ческой, на первый план выходят различия, общефилософский стержень разрушается, происходит выде-


ление и локализация отдельных философских проблем. Они-то и оформляются в отдельные философ-


ские направления.


Все это создает определенную сложность в понимании и изложении историко-философского мате-


риала, так как резко увеличивается само количество философских концепций и даже простое их пере-


числение довольно затруднительно. Авторы последней точки зрения предлагают рассматривать основ-


ные направления современной философии сквозь призму сциентизма и антисциентизма.


Сциентизм проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивыс-


шая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного бы-


тия (неокантианство в лице Г. Когена, феноменология Э. Гуссерля, неопозитивизм Л. Витгенштейна, Р.


Карнапа и др., прагматизм, представленный Ч. Пирсом).


Антисциентизм – социокультурная ориентация, основанная на широкой критике науки как соци-


ального института и как формы постижения мира. В нем наука рассматривается как «демон, выпущен-


ный из бутылки», угрожающий существованию самой человеческой цивилизации. В качестве альтерна-


тивы науке, научному познанию, а в некоторых случаях вообще рациональному взгляду на мир выдви-


гаются различного рода вненаучные или внерациональные (иррациональные) способы постижения бы-


тия. Классическим выражением антисциентизма в философии выступает экзистенциализм (М. Хайдег-


гер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и др.), а также творчество таких мыслителей XIX в., как А. Шопенгауэр, Ф.


Ницше,


А. Бергсон и др. Их взгляды были направлены против принципа антропологического рационализма, а


теоретические исследования подвергли анализу роль и значение психических процессов, не осознаю-


щихся человеком.


Серьезный вклад в развитие вышеупомянутой проблемы был внесен психоанализом, представлен-


ным:


теорией бессознательного З. Фрейда, утвердившего бессознательное как важнейший фактор че-


ловеческого измерения и существования;


теорией «коллективного бессознательного» К.-Г. Юнга, где коллективное бессознательное яв-


ляется отражением опыта предшествующих поколений;


• социологизированием бессознательного в концепции А. Адлера;


• «экзистенциальной дихотомией» Э. Фромма.


Современный микропсихоанализ вышел на уровень рассмотрения таких философских категорий,


как «пустота» и «попытка», связывая психическое бессознательное человека с космической пустотой






Читайте также:

  1. A. Притяжения и отталкивания, силы отталкивания больше на малых расстояниях, чем силы притяжения. Б. Притяжения и отталкивания, силы отталкивания меньше на малых расстояниях, чем силы притяжения.
  2. Adjective and adverb. Имя прилагательное и наречие. Степени сравнения.
  3. D. Правоспособность иностранцев. - Ограничения в отношении землевладения. - Двоякий смысл своего и чужого в немецкой терминологии. - Приобретение прав гражданства русскими подданными в Финляндии
  4. D. ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ГААГСКОМУ СОГЛАШЕНИЮ
  5. F70.99 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения, обусловленная неуточненными причинами
  6. F71.98 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения, обусловленная другими уточненными причинами
  7. I Использование заемных средств в работе предприятия
  8. I. Методические принципы физического воспитания (сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность)
  9. I. О НОВОПРИБЫВШИХ ГРАЖДАНАХ.
  10. I. Предприятия крупного рогатого скота
  11. I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.
  12. I. СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ПРЕДПРИЯТИЯ


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.255 с.) Главная | Обратная связь