Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Гуманистическая мысль эпохи Возрождения



Термин «гуманизм» происходит от латинского humanitas (че­ловечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном 106—43 до н.э.). Для него hu­manitas — это воспитание и образование человека, способст­вующее его возвышению. В совершенствовании духовной приро­ды человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia humanitas» (гумани­тарные дисциплины). Рождение гуманизма. Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческо Петрарка (1304—1374). В его творчестве — начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате«О невежестве собственном и многих других» он решительно отвер­гает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной для человека его времени.

В трактате проявляется принципиально новый подход оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к ан­тичному наследию.

Первый гуманист считал, что содержанием подлинной филосо­фии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объ­ект познании.

Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он утверждал себя через максимально деятельное включение в социальную, группу, в корпорацию, в установленный порядок — такова общественная доблесть, требовавшаяся от индивида Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.

Гуманисты, вырабатывают новый подход пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Цен­ность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности. Ярким воплощением этого подхода мо­жет служить разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберты (1404—1472), архитектора, живописца, теоретика искусства, сформулировавшего принципы живописной композиции — равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберти, человек способен одержать верх над превратно­стями судьбы лишь собственной активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто Привык подчиняться».

Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась но­выми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства лично­сти, указывающая на особые свойства человека по сравнению с дру­гими существами и особое его положение в мире. Джованни Пико ( Мирандола (1463—1494) в своей яркой «Речи о достоинстве че­ловека» помещает его в центр мира:

Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного об­раза, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязан­ности ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению.

Утверждается что Бог (вопреки церковной догме) не создал че­ловека по своему образу и подобию, но предоставил ему возмож­ность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антро­поцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.

Однако было бы неправильным идеализировать такого рода гу­манизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлин­ным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валла (1407—1457). В главном своем философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Валла провоз­глашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у Него выступает личное благо.

Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-то хочет умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она. Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.

Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, мысли-и антиклерикализм эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом.

Человек укрощает ветры и побеждает моря, знает счет времени... Кроме того, он с помощью светильника ночь превращает в день. Наконец, божественность человека раскрывает нам магия. Она руками человека творит чудеса — как те, которые может творить природа, так и те, которые может сотворить только бог.

В подобных рассуждениях Джанноццо Манетти (1396—1472), Марсилио Фичшо (1433—1499), Томмазо Кампанеллы (1568—1639) и других мыс­лителей Возрождения проявилась важнейшая характеристика гуманисти­ческого антропоцентризма — тенденция к обожествлению человека.

Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. В по­давляющем большинстве они оставались верующими. Но если хри­стианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем — человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.

Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроен­ных мыслителей Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение к церкви как социальному институту. Гуманистическое мировоззрение, таким образом, включает и антиклерикальные взгляды.

Выступления против светской власти римских пап, разоблачения пороков служителей церкви и нравственной развращенности монашест­ва содержатся в сочинениях Лоренцо Валла, Леонардо Бруни (1374—1444), Поджо Браччолини (1380—1459), Эразма Роттердамского (1469—1536) и др. Однако это не помешало многим гуманистам стать служителями церк­ви, а двое из них — Томмазо Парентучелли и Энеа Сильвио Пикколо-мини — даже были возведены в XV в. на папский престол.

Надо сказать, что до середины XVI в. преследование гуманистов
со стороны католической церкви явление крайне редкое. Побор­ники новой светской культуры не боялись костров инквизиции И только Реформация заставила цер­ковь перейти в наступление.

Начало XVI в. ознаменовалось крупнейшим кризисом римско-католической церкви. Апогеем ее нравственного упадка и предметом особого возмущения стала продажа индуль­генций — грамот, свидетельствующих об отпущении грехов. Торговля ими открывала возможность искупить преступление без всякого раскаяния, а также купить право на будущий проступок.

«95 тезисов против индульгенций», вывешенные в 1517 г. на дверях церкви в Виттенберге немецким богословом Мартином Лю­тером (1483—1546), имели огромный резонанс. Они стали мощным стимулом для выступлений против официальной церковной идеоло­гии и послужили началом Реформации (от лат. reformatio — преобразова­ние) — движения за обновление веры, обратившегося против папства.

Реформационные процессы, приведя к расколу римской церкви и созданию новой разновидности христианства — протестантиз­ма, проявились с разной степенью интенсивности во Всех странах католической Европы. Теоретические положения, выдвинутые Мартином Лютером и его последователями — швейцарским свя­щенником Ульрихом Цвингли (1484—1531) и французским богосло­вом Жаном Кальвином (1509—1564), — имели не только религиозный смысл, но были наполнены социально-политическим и философ­ским содержанием. С одной стороны, гуманистов Воз­рождения и представителей Реформации роднила глубокая неприязнь к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата к истокам (в одном случае — к античным, в другом — к евангельским). С другой стороны, Реформация — это протест против ренессансного возвеличивания человека.

В полной мере эта противоречивость проявляется при сопостав­лении взглядов родоначальникам Реформации Мартина Лютера и голландского гуманиста Эразма Роттердамского. Мысли Эразма часто перекликаются с рассуждениями Лютера: это и саркастиче­ский взгляд на привилегии католических иерархов, и язвительные замечания по поводу образа мыслей римских богословов. Но они разошлись в отношении к свободе воли. Лютер отстаивал мысль о том, что перед лицом Бога у человека нет ни воли, ни досто­инства. Только если человек осознает, что он не может быть творцом своей судьбы, он может спастись. А единственным и достаточным условием спасения является вера. Для Эразма же человеческая свобода значила не меньше, чем Бог. Священное Пи­сание для него — это призыв, обращенный Богом к человеку, и че­ловек волен откликнуться на него или нет. Культурные и социально-исторические результаты реформационного процесса не исчерпываются рождением протестантизма и модернизацией католической церкви. Они более внушительны. Традиционное вероучение опиралось на практику искупления прегрешений путем совершения предписанных церковью «святых дел» (строгий пост, приобретение индульгенций, пожертвования в пользу церкви). Главная же идея тезисов Лютера состояла в том, что вся жизнь верующего должна быть покаянием, и нет необходимости в особых поступках, изолированных от обычной жизни и специально преследующих цели спасения. Человек не должен, как монахи, бежать от мира, наоборот, ему следует доб­росовестно исполнять свое земное призвание. Всякое занятие, если его польза не вызывает сомнений, может рассматриваться как святое дело.

Это коренное переосмысление покаяния привело к форми­рованию новой, предпринимательской этики (получение при­были признается делом, угодным Богу, если совершается без ростовщических хитростей, при условии потребительского воз­держания, честности в деловых отношениях и непременного ин­вестирования нажитого богатства. Утверждение этих новых норм и ценностей, определивших «дух капитализма», по мнению известного, немецкого мыслителя XX в. Макса Вебера, сыграло решающую роль в разложении натурального хозяйства и становлении капи­талистических отношений.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1137; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь