Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия, круг ее проблем и роль в жизни общества



Оглавление

Предисловие………………………………………………………………...
  Введение…………………………………………..………..….…………
  Раздел I Философия и ее история………………………..…………......…..……. Глава 1 Философия, круг ее проблем и роль в жизни общества………....…....    
  1.1. Основные функции философии………………………..……..…….
  1.2. Методологические принципы философии……………….…..……
  Вопросы для самоконтроля…………………………………..……..…..
  Глава 2 Исторические типы философии.............................................................
  2.1. Философия Древнего Востока……………………………...………
  2.2. Античная философия………………………………………….…….
  2.3. Средневековая философия……………………………..………..…
  2.4. Философия Возрождения, ее антропоцентрический характер…...
  2.4.1. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности……....
  2.4.2. Философия Н. Кузанского…………………………………….…
  2.4.3. Философия Д. Бруно………………………………………….…..
  2.4.4. Основные идеи философии Возрождения……………………....
  2.5. Философия Нового времени…………………………………….…
  2.6. Классическая немецкая философия…………………………….…
  2.6.1. Философские позиции И. Канта………………………………….
  2.7 Марксистская философия……………………………………….….
  2.8. Русская философия XIX – начала XX вв…………………….…....
  Вопросы для самоконтроля…………………………………………..…
  Раздел II Философское понимание мира................................................................. Глава 3 Бытие и материя. Их взаимосвязь. Сознание………..…………….…    
  Вопросы для самоконтроля………….…………………………………
  Глава 4 Диалектика и ее альтернативы............................................................
  4.1.Основные законы диалектики…………………………………….
  4.1.1 Закон перехода количественных изменений в качественные……………………………………………………
  4.1.2Закон единства и борьбы противоположностей………………..
  4.1.3 Закон отрицания отрицания……….……………………………..
  Вопросы для самоконтроля…………….………………………………
  Глава 5 Природа как предмет философского осмысления…………………...
  Вопросы для самоконтроля…………….………………………………
  Глава 6 Общество: основы философского анализа…..…………......…………
  Вопросы для самоконтроля………….….………………………………
  Глава 7 Проблема человека в философии.............................................................
  Вопросы для самоконтроля……………..………………………………
  Заключение…………………………………..…………………………..
  Библиографический список…………………….………..…………...
Приложение………………………………………………………….…..…. Рабочая учебная программа по курсу…………………………………

_____________________________________

Предисловие

 

Диномизм социально-экономических процессов предъявляет новые требования к духовному развитию специалистов, их профессиональной подготовке. Все это предполагает необходимость философского образования, так как философское знание дает импульс развитию человеческого ума, познанию самого себя и окружающего мира, правильному ориентированию в этом мире.

Предполагаемое учебно-методическое пособие преследует цель оказать помощь студентам при изучении теоретической и исторической частей философии как учебной дисциплины, что поможет изучающим философию готовиться к практическим занятиям на основе самостоятельной работы. Такой подход к изучению философии будет способствовать воспитанию культуры мышления и действия, умению стратегически мыслить и сочетать стратегию творческого мышления с творческим отношением к действительности.

Структура учебного пособия обусловлена требованиями государственного образовательного стандарта по философии.

 

_____________________________________

Введение

В условиях становления и развития информационного общества происходит возрастание духовного фактора, в том числе возрастание роли философии, что и определяет ее социальную значимость.

Философия, как квинтэссенция эпохи, центр духовной культуры, помогает создавать в обществе гуманистическую систему координат, указывает на систему ценностей, укрепляет веру в разум.

Философия, как школа мысли, начинается там, где кончается стереотипное, догматическое мышление. Философия внутренне присуща каждому и как только человек начинает задумываться над вопросами «зачем?», «в чем смысл?» он начинает искать ответы на философские вопросы. И. Кант сформулировал основные философские вопросы: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?», «что такое человек?». Однако это только начало и последовательная аргументация, методы, владение философскими категориями дано не сразу, а предполагает напряженную работу. Поэтому велико значение формирования философской культуры студентов в ходе занятий и в процессе самостоятельной работы студентов при изучении философии.

Существует множество различных определений философии. В частности, ее определяют как форму общественного сознания, направленную на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека и исследующую вытекающие отсюда познавательные, ценностные, этические и эстетические отношения человека к миру. Предмет философии – отношение «человек – мир», взятое в разнообразных ракурсах. А поскольку и мир, и человек изменяются, понимание предмета философии всегда конкретно-исторично. Можно определить философию и как теорию развития, и как учение об общих принципах бытия и познания, и как систему рационального понимания мира.

Раздел I

ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ИСТОРИЯ

Глава 1

Основные функции философии

 

Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания предполагает необходимость раскрытия и ее социальных функций, той роли, какую она играет в жизнедеятельности общества и личности.

К числу основных функций философии следует отнести: методологическую, идеологическую, гносеологическую, мировоззренческую, практически-деятельную. Методологическая функция философии дает для всех форм общественного сознания, для теоретической и практической деятельности человека исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности. Эта функция предполагает, что отношение человека к миру должно исходить из осознания им природы и сущности мира и человека, предельных оснований их бытия, осознания человеком своего места в мире и отношение к нему, осознание общей структуры мира и состояния, в котором он находится.

Важной функцией философии является идеологическая. О ней следует помнить особенно в современных условиях, когда наметилось отрицательное отношение к идеологии как феномену духовной жизни общества. Чтобы раскрыть специфику этой функции, необходимо исходить из того, что сущность человека в своей действительности выступает как совокупность (ансамбль) всех общественных отношений (К. Маркс).

Идеология выступает как осознание человеком своего отношения к тому непосредственному миру своего бытия, от которого зависят возможности удовлетворения потребностей, развития сущностных сил человека. Идеологическая функция философии заключается в том, что она, решая вопрос о сущности человека и о мире его бытия, дает ключ к осознанию своего отношения к непосредственным условиям общественной жизни, к факторам, определяющим специфику непосредственной, реальной жизни.

Гносеологическая функция философии состоит в том, что она, ориентируя познавательное отношение человека на раскрытие природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, с одной стороны, вооружает людей знанием о мире, о человеке, а с другой – оказывает влияние на каждую из форм общественного сознания, детерминируя необходимость для каждой из них в своей сфере, осознания действительности через призму отношения "человек-мир", а также определяет общую логику познавательного отношения человека к действительности. Развиваясь на основе обобщения результатов осознания отношения к действительности в области политического, правового, нравственного, эстетического, религиозного, научного сознания, философия выступает как особая сфера познавательного отношения человека к действительности. В то же время, философское знание приобретает значение всеобщего метода познания действительности. Через призму философского видения человека и мира философия рассматривает вопросы о сущности самого познавательного процесса.

Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями и о мире и о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.

Под мировоззрением следует понимать не просто систему обобщенных знаний о мире и человеке, а ту систему знаний, которая для социального субъекта приобретает значение присущего ему способа видения, понимания, анализа, оценки явлений, определяющего характер отношения человека к миру и к себе, осознания целей и смысла жизни, характер поступков и действий. Оно есть способ духовно-практического освоения мира.

Философия составляет методологическую основу мировоззрения. Для построения мировоззрения она дает исходные, основополагающие принципы, применение которых позволяет человеку выработать свои жизненные установки, которые становятся главными ориентирами, определяющими характер и направленность его отношения к действительности, характер и направленность практической деятельности. Сердцевина мировоззрения – осознание человеком целей и смысла жизни.

Практически-деятельная функция философии заключается в том, что она превращается в орудие активного, преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого человека. Она играет важную роль в определении целей жизнедеятельности, достижение которых – важнейшее условие существования, функционирования и развития человека.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое мировоззрение?

Все ли люди обладают мировоззрением?

2. « – Но знаешь ли ты, по крайней мере, что такое материя?

Еще бы не знать! – ответил человек. – Вот, к примеру, этот камень, он серый и такой-то формы, у него три измерения, он весом и делим.

Ну, хорошо! – сказал житель Сириуса. – Этот предмет кажется мне делимым, весомым и серым, но не объяснишь ли ты мне, что он все-таки собой представляет? Ты перечислил некоторые его свойства, но знаешь ли ты, в чем его суть? Нет, – ответил тот.

Значит, ты вовсе не знаешь, что такое материя» (Франсуа Мари Вольтер.) Как Вольтер доказывает трудность философского определения материи?

3. Осваивая знания, стараешься ли ты использовать какой-то собственный метод?

 

_____________________________________________________

Глава 2

Исторические типы философии

_______________________________________________________________________

 

 

Возникновение философии – это закономерный результат становления и развития человека. Поскольку объектом философского осмысления действительности является отношение "человек-мир", вся история развития философской мысли представляет собой процесс осознания человеком сущности мира своего бытия и своей собственной сущности. Конечно, на различных этапах истории решение вопросов о сущности мира и человека, об их взаимоотношениях наполняется конкретным содержанием. Однако обшей особенностью этой проблемы было стремление выяснить, что представляет собой мир по своей природе, какое место в нем занимает человек, какова его роль в мире.

Проблема "человек-мир" по-разному раскрывается в исторических формах философствования, различные ее постановки и трактовки определяются внутренней противоречивостью философского познания самого реального отношения "человек-мир" и имеют, следовательно, познавательный и социально-ценностный аспекты.

Внутренний импульс развития философской мысли – борьба различных концепций и школ – обусловлен многообразием и противоречивостью социальной действительности. Однако, будучи детерминирована общественной жизнью, философия сама оказывает активное воздействие на социальное бытие, способствует формированию новых общественных идеалов, специальных норм и культурных ценностей. Она вырабатывает духовное измерение человеческой жизнедеятельности и тем самым выступает формой общественного самосознания человека.

Идеи и представления, традиционно относимые к компетенции философии, начали зарождаться уже в глубокой древности. Однако, как форма общественного сознания, философия начинает складываться в эпоху разложения родоплеменного строя, когда стали формироваться социально-экономические и политические структуры классового общества. Развитие производительных сил общества, общественное разделение труда, зарождение частной собственности, появление классов как экономических, а затем и политических социальных групп, связанное с классами разделение умственного и физического труда – все это выступило в качестве социально-экономических предпосылок зарождения философии. Непосредственными же предпосылками ее становления выступили накопленные к моменту разложения первобытнообщинного строя знания человека о себе и об окружающем мире. Обусловленность возникновения философии как формы общественного сознания следует искать в целостном способе жизнедеятельности людей, в котором проявляется их активное отношение к миру и к себе, их специфика как субъектов социальной деятельности.

Формирование философии связано тесными узами с предшествующими этапами духовного становления человека. Поэтому ее становление представляет собой длительный исторический период и сложный противоречивый процесс ее отделения от мифологических воззрений.

Философия Древнего Востока

Зачатки философских идей начинают появляться ещё в недрах мифологического осмысления действительности, уже в III–II тысячелетиях до нашей эры в записях мифологических текстов. В Древнем Китае, в Индии, в Древней Греции и других регионах человеческой цивилизации, первые философские воззрения зарождаются в тесной связи с мифологическими воззрениями людей. Это нашло свое выражение особенно в том, что человек еще слабо представлял себе различие между собой и природой, между индивидом и коллективом.

Обусловленное дальнейшим разложением родового строя, расслоение мифологии нашло свое выражение в формировании философских школ, направлений.

Так в древнеиндийской философии уже был поставлен вопрос об общем основании мира. Таким основанием считался безличностный мировой дух "брахман". В соответствии с учением веданты, душа каждого отдельного человека, которая считалась бессмертной, уступает мировому духу по своему совершенству. Это объясняется тем, что душа тесно связана с телом. И хотя эта связь подчинена душе ("атман") и всеобщему закону ("карма"), душа не может существовать самостоятельно и она вынуждена каждый раз после смерти тела переселяться в другое тело. Таких переселений ("самсара") может быть множество. Они следуют одно за другим до тех пор, пока не наступит полное освобождение человека от жизненных невзгод ("мокша") произойдет полное слияние души "атмана" с мировым духом "брахманом". В древнеиндийской философии были и другие направления (свабхава-вада, паринама-вада и др.), которые в основе мира видел не духовное, а вечное, только изменяющее свои формы, материальное начало: огонь, вода, воздух, свет и др. Материальной в своей основе считалась и душа, которая разрушается вместе с разрушением тела.

Важнейшей особенностью всех древнеиндийских философских воззрений было признание целостности мира, в котором частное, единичное, индивидуальное рассматривалось, как нечто второстепенное по отношению к общему основанию мира. Это, следовательно, определяло место человека в мире.

По мере дальнейшей дифференциации общественных связей и отношений, усложнения взаимосвязей человека с внешним миром, в философском осмыслении действительности наблюдается усиление внимания к проблемам индивидуального, специфического в мире. Это нашло свое проявление в ряде направлений древнеиндийской философской, мысли: учение "чарваков" (VII-II вв. до н.э.). Это учение, решая проблему мира, исходит не из безличностного начала, а из реальных условий жизни человека. Во многих учениях реальные предметы рассматривались как результаты различных комбинаций мелких частичек.

Все большее внимание начинает уделяться проблемам духовного мира человека, его отношения к миру и к себе. Так в философском учении буддизма утверждалось, что мир, непрерывно изменяясь, не позволяет человеку достичь совершенства. Поэтому достижение вечного блаженства ("нирвана") возможно только путем углубленного самосозерцания. Здесь проблема человека решается при помощи поиска путей освобождения его души от невзгод бренного мира. Подобные подходы к проблеме достижения человеком совершенства наблюдаются и в учении йоги. В древнеиндийской философии раскрытие отношения "человек-мир" шло от выработки представлений о мире, в основе которого лежит безличностное начало и в котором человек занимал второстепенное место, к представлениям, в которых на первый план выходит человек, стремящийся определить свое место в мире, отношение к нему и к самому себе.

Похожая картина становления философских воззрений складывалась и в древнем Китае. Все больше внимания начинает уделяться проблемам человека, его жизни. К VI-V вв. до н.э. философские воззрения достигли достаточно высокого уровня развития, что нашло свое выражение особенно в конфуцианстве, учении, основанном видным мыслителем Конфуцием (551-479 гг. до н. э.). Учение Конфуция по своему характеру было этико-гуманистическим. В нем главное внимание обращалось на обоснование необходимости строить отношения между людьми на взаимном уважении и любви. Последователи Конфуция разрабатывали различные аспекты его учения, давали различное толкование его идей.

В IV-III вв. до н.э. значительного распространения достигает даосизм, в котором отстаивалась мысль, что все изменения в природе и жизни человека подчинены не сверхъестественным силам, а всеобщему закону "Дао" – естественному основанию всего сущего. В этой связи специфически решался и вопрос о человеке, его отношении к миру. Если все в природе и жизни человека подчиняется "Дао", то и человек, если он хочет поступать разумно, должен действовать в соответствии с этим естественным законом. Здесь уже просматривается зарождение проблемы свободы и необходимости.

Таким образом, характерной особенностью философских воззрений Древнего Востока была эволюция освоения человеком действительности. Эволюция, в которой происходил переход от мифологической фантазии к рациональному мышлению и от безличностных картин мира, где человек был только частичкой окружающей природной среды, к картине мира, где человек начинал осознавать свою специфику, свое место в мире, шел к осознанию смысла своего бытия. Освобождаясь от мифологии, философия все же сохранила с ней определенную связь.

Античная философия

 

Для античной философии характерны были космизм и предметно-вещественная интерпретация реальности. Мир выступал как макрокосм, а человек как микрокосм.

Диалектика познания мысли вырабатывается в связи с осмыслением специфики человеческого бытия и действия, с обращением философской мысли к постижению человека.

Античная демократия признавала за каждым гражданином право отстаивать свое мнение в народном собрании, суде. В это время политическое образование, искусство владеть словом, мастерство публичного выступления приобретает важное значение для свободного индивидуума.

Правовые и политические установления греческой демократии были той жизненной основой, на которой формируется рационалистический образ мышления.

В эту эпоху появляется особое направление греческой мысли, получившее название "софистика". Софистами были профессиональные учителя, обучавшие юношество различным наукам, в том числе и красноречию, умению владеть словом. Слово "софистика" получило нарицательный смысл, а софистов нередко упрекали в том, что они являются дешевыми разносчиками "пустой" мудрости. Тем не менее, софистика сыграла положительную роль в распространении рационального мышления.

Создателем первой завершенной продуманной системы античного идеализма стал Платон (427-347 гг. до н.э.). Он создал философскую систему, в которой увязал в одно целое и объяснение чувственных вещей, и толкование общественной жизни, человека, космоса.

В философии Платона мир – это всеобъемлющий космос, представляющий собой нечто целостное, завершенное, гармоничное, как бы скульптурно оформленное образование. В этом целостном космосе отведено место и общественной жизни людей, и каждому человеческому существу. Платон исходит из полной аналогии, подобия структур и всеобъемлющего космоса, и государства (т.е. общественного устройства человеческой жизни) и человеческой души. Их устройство тройственно. В человеке – это разумная, яростная (аффективная) и вожделеющая душа. В государстве (полисе) – это иерархия трех сословий: философы-правители, воины-стражники, свободные труженики-земледель-цы и ремесленники (несвободный человек – раб – понимался, как живое, говорящее орудие). В космосе – это высший вечный мир умопостигаемых идей – первообразцов чувственных вещей; душа мира, объединяющая мир чувственных вещей; наконец, телесный мир чувственных вещей, мир многокачественности, разнообразия и изменчивости.

Типичным для античной философии является воззрение Платона на человека как единство души и тела, причем телесное начало имеет специфические признаки. Сущность человека Платон не сводит к какому-либо одному признаку. Решая вопрос о единстве сущностных определений индивидуума и общественной жизни, он утверждает, что государству и душе каждого отдельного человека присущи одни и те же начала и их число одинаково. К этим началам он относит мудрость, мужество, справедливость, разделение общественной жизни по сословиям, а души человека – по уровням. Платоновская мысль о принципиальном тождестве человеческой природы и общественного устройства жизни неоднократно воспроизводилась мыслителями последующих эпох, конечно, с интерпретацией в духе общих мировоззренческих установок каждой эпохи.

Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) существенным образом трансформировал систему объективного идеализма своего учителя, внес новые принципы истолкования мира, оставаясь при этом в рамках античного миропонимания. Аристотель выступил со знаменитой критикой теории идей Платона, его онтологии, космологии, учения о человеке. ("Платон мне друг, но истина дороже"). Главный аргумент Аристотеля против платоновского постулата о существовании мира состоит в указании на то, что сущность вещи «не может находиться вне самой вещи. Такая постановка вопроса уже ведет к кардинальной перестройке онтологии, учении о бытии. Аристотель исходит из того, что всякая вещь, существующая сама по себе, неотделима от своей сущности. Он выделял четыре вида причин, или начал, благодаря которым вещи существуют. Во-первых, это материальная причина, материя вещи, то, из чего возникает вещь, как, например, глина для горшка или медь для статуи. Во-вторых, форма, которая структурирует пассивную материю, придает ей определенность и делает вещь именно данной вещью. Аристотилевское понятие формы, как начала вещей близко платоновскому понятию идеи, как порождающей модели вещей. В-третьих, движущая причина, то, откуда идет начало движения, что оформляет материю. Как пример Аристотель указывает: движущей причиной ребенка является отец. Наконец, целевая причина, то, ради чего происходит изменение, например, здоровье как цель прогулки.

Из четырех причин наибольшее значение Аристотель придавал форме. Именно форма придает вещам их действительное бытие. Интересно отметить, что при построении своей онтологии Аристотель воспользовался в качестве модели процессом труда. Именно человеческий труд есть длительный процесс, процесс материальный, формообразующий, целесообразный. Не случайно для иллюстрации своих теоретических построений Аристотель берет вещи, изготовленные человеком, – статую, сосуд, шар и т.п. Принятие в качестве объяснительного принципа целесообразной человеческой деятельности ведет к пониманию мира как целесообразно организованного! Подобная онтология требует и специфической теории познания.

Цель познания, по Аристотелю, – отыскание причин существования каждой вещи. Каждая вещь находит свое завершение в том назначении, ради которого она существует. Становление вещи определяется энтелехией, целью, тем, ради, чего она есть. Из онтологии Аристотеля с необходимостью следует принцип целесообразности в его методологии. Тем самым в философию впервые в ясно осознанной форме вводится проблема телеологии – учение о целесообразности мира. Отныне в тысячелетней истории философии принцип причинности и принцип целесообразности в объяснении мира неоднократно приходили в столкновение. Осмысление соотношения этих принципов стало "трансисторической" задачей философской мысли.

Исторической заслугой Аристотеля является создание логики, как метода познания действительности. По Аристотелю, логика есть органон, то есть собственно человеческое изобретение; она отлична от природы, но не противоречит ей и обеспечивает познавательную активность человека. Логика следует из учения о первоначальных вещах, следовательно, имеет под собой онтологическую основу.

Значительно дальше продвинулся Аристотель и в постижении специфики человеческого бытия. Великим открытием его было осознание качественного отличия общественной жизни от природного бытия и понимания человека как существа общественного, существование которого возможно только в обществе. В учении Аристотеля об устройстве общественной жизни обобщена система реально сложившихся в эпоху классической афинской демократии общественно-экономических отношений.

Великое открытие мыслителя – понимание человека как существа общественного – толкало его на объяснение всех явлений социальной жизни, исходя из существующих общественных отношений, которые представлялись естественными и вечными. Немало должно было произойти исторических поворотов в жизни общества, а также фундаментальных превращений в мировоззрении людей, прежде чем природа человека будет понята не только как общественная, но и как историческая.

Средневековая философия

Средневековая философия отличается от античной двумя существенными моментами:

1) центральным пунктом проблематики становится внутренний мир человека. Античное мышление было ориентировано на внешний мир и стремилось осознать его как грандиозное единство;

2) помимо отношения "бог – человек" важнейшей темой средневекового философствования была тема отношения бога и сотворенного им мира. Особенно пристально обсуждалась эта тема представителями "схоластики" (XI–XIV вв.). Они ставили своей задачей рациональное обоснование веры, а это способствовало оправданию человеческого разума, признанию его роли в познании.

В Средние века знание, которым располагает человек, рассматривалось как абсолютное, неизменное, как божественное откровение. Мировоззренческим принципом средневекового сознания выступало представление, что "мир есть книга", в которой реализован божественный замысел творца. А Библия рассматривалась как книга, в которой символически отражен весь реальный мир. Процесс познания сводился к процессу преподавания, передачи знаний от знающих к незнающим. Под наукой понималось содержание Библии, под изучением – усвоение уже давно обретенного человечеством знания. Целью познания "считалась перестройка души с помощью слова божьего. Не случайно слово "схоластика" стало синонимом отвлеченных, умозрительных рассуждений, не основанных на опыте, оторванных от практики.

На почве средневековой схоластики разрабатывается и другая проблема: взаимосвязь вечных и неизменных идей и чувственных вещей. Здесь она приобретает форму взаимоотношения всеобщих понятий и конкретных, эмпирических предметов, явлений и получает название «реализм».

В поздней схоластике вырабатывается концепция номинализма, которая исходит из того, что общие понятия – суть продукты человеческого мышления, они лишь имена, названия предметов. С такой концепцией выступил Вильям Оккам (1281-1349 гг.) – один из завершителей схоластики. Тем самым был сделан важный шаг в развитии философской мысли: в соотношении общего и отдельного акцент смещен в пользу отдельного, которому был придан статус подлинной реальности; общее было поставлено в зависимость от отдельного, признано вторичным, производным от отдельного. Такой шаг был необходимым этапом на пути к мировоззрению эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.), философия которой стала гуманистической, в ней выработались концепции пантеизма и деизма.

Философия Возрождения,

Философия Н. Кузанского

Николай Кузанский стоял у истоков философии Возрождения. Для Кузанского Бог – это все: и бытие, и возможность становления бытия. Бог творит, значит, он заключает в себе чистую возможность становления. Он есть абсолютный интеграл. Понятие "Бог" есть для Кузанского предельное понятие. К этому понятию можно сколь угодно приближаться, «о его совершенно нельзя достичь, ибо всякое понятие имеет свой предел. Философия Николая Кузанского максимально наглядно демонстрирует путь перехода от средневековья к возрожденческим представлениям: Бог как возможность становления – его становление в человеке – всякое становление как предельный переход, наглядно представленный в геометрических построениях,– сам Бог как предел (круг замкнулся!).

В сущности, главное философское открытие Кузанского состояло в развитии понятия предела, которое он использовал в толковании природы Бога и геометрических фигур.

Философия Д. Бруно

 

Джордано Бруно – представитель позднего Ренессанса, человек мужественный, он готов в своих рассуждениях к самым крайним выводам. Права человека для Джордано Бруно – вне всяких ограничений. Он развивает философские представления Кузанского и астрономические воззрения Коперника.

Дж. Бруно стремится продумать идею Бога в свете новейших данных. Вслед за Кузанским он считает, что существующие в мире противоположности совпадают. Совпадая друг с другом, они могут быть не чем иным, как абсолютным тождеством – Бог и есть это абсолютное тождество, мировое целое, которое везде и нигде. Бессмысленно представлять себе Бога, как что-то изолированное, он есть мировое целое. Джордано Бруно – пантеист. Пантеизм учение, отождествляющее Бога с мировым целым. Термин "пантеизм" состоит из приставки "пан" (греч. – все) и корневого греческого слова – "теос" (Бог).

Дж. Бруно стремится возвеличить личность, героическую личность, а делает он это через пантеизм. От типичного для эпохи Возрождения личностно-материального понимания мира Дж. Бруно переходит к философии, в центре внимания которой окажется человек разумеющий и максимально деятельный. Это уже новый переход от философии эпохи Возрождения к философии Нового времени.

Философия Нового времени

Окончательный поворот к утверждению автономии человеческого разума, к признанию его основой поведения и познавательной активности человека произошел с зарождением философии Нового времени, основоположниками которой выступили Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.) и Рэне Декарт (1596-1650 гг.). Бэкон провозглашает принцип эмпиризма как основы познания и разрабатывает индуктивный метод – получение общих положений, общего знания о мире путем изучения многообразных индивидуальных вещей. Получает новый поворот и представление о целях и назначении познания. Знаменитый афоризм Бэкона "знание – сила" выразил идею экспериментальной науки, приносящей человеку практическую пользу. Получение знания ориентировано на его практическое применение. В этом ярко выразился дух зарождающихся новых экономических отношений в канун буржуазных революций.

Вопрос о том, каким образом человек постигает истины, получает достоверные знания о мире, решает основоположник рационализма Нового времени – Р. Декарт. Исходная идея Декартовой философии – принцип сомнения, который одной своей стороной направлен против схоластического знания, слепой веры, другой – на отыскание наиболее очевидного, непосредственно достоверного исходного положения, которое может взять за основу системы знания о мире и человеке. И если Бэкон ориентирует познание на опытное исследование индивидуальных вещей, то Декарт исходным пунктом познания принимает индивидуальный акт мышления. Само сомнение есть процесс мысли, а субъективно пережитый акт мышления неотделим от мыслящего существа. Поэтому абсолютно несомненным есть суждение "Мыслю, следовательно, существую". Истинность этого субъективного принципа гарантирована богом, вложившим в человека естественный свет разума.

Истина выступает у Декарта как модель для создания соответствующего этой истине бытия. Тем самым Декарт открывает для познания возможность экспериментального создания такого бытия, которое не существует в видимом человеком природном мире.

Философия Декарта выступила методологическим основанием математического естествознания, стала предвестником механического мировоззрения. В ней выделяются две самостоятельные субстанции мира – материальная, отличительной характеристикой которой является протяженность, и мыслящая, для которой характерны не протяженность и неделимость. Человек уДекарта оказался дуалистически расколотым на телесное, материальное и духовное мыслящее начало. Все живые организмы Декарт рассматривал в качестве машин, механически действующих существ. Таково и человеческое тело, но оно представляет собой такую машину, в которую бог вложил душу. Разумность, способность рационального суждения есть существенная особенность человека, его исключительное качество. Причем разум – основа не только познания, но и добродетельного поведения. Рационализм Декарта утверждает разумность человека в качестве единой основы его познавательной активности, социального поведения и конструирования бытия в соответствии со знанием.

И. Ньютон (1643-1727 гг.) создал механическую картину мира, где материя понималась как инертная субстанция, не связанная в своем существовании с пространством и временем, но в ней не нашлось






Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.174 с.) Главная | Обратная связь