Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Так называемое «малое» полушарие



Судя по всему, П-режим, обычно располагаемый как вторая половина дихотомии (хотя в стихотворении Томпсон он занимает первую позицию), является наиболее ускользающим и наименее доступным из двух режимов познания. Язык настолько доминирует над невербальной половиной мозга, что древний вопрос «Можно ли мыслить без слов?» не находил разрешения на протяжении веков. Открытия Сперри, по-видимому, покончили с этими спорами, дав ответ «Да», но образное познание — слишком другой вид мышления. Поскольку вербальная система не в состоянии даже описать своего молчаливого партнера, П-режим остается большей частью вне повседневного вербального сознания, даже при том, что такая обычная деятельность, как вождение машины по автостраде, требует пространственно-образной обработки информации в П-режиме.

Творческий процесс — определенно неординарная деятельность: что это такое и как это делается, по-прежнему покрыто мраком, несмотря на многовековые размышления и исследования. Но то, что внес в наши знания о мозге Сперри, порождает некоторые новые мысли в отношении творчества. Например, творческий процесс может представляться поэтапным потому, что потребности каждой его стадии вынуждают мозг «переключать передачи», т. е. осуществлять переходы сознания из одного режима работы в другой и обратно. Джоанна Филд описывает такого рода переключение мышления в цитате на полях.

Рисование, зачастую рассматриваемое как форма творчества, может предоставить непосредственные свидетельства таких переключений мышления: рисунок может показать, который из режимов работы мозга «дежурил» в процессе рисования, даже при том, что сам человек мог не знать, что на его рисунок влияет определенная мыслительная установка. Я считаю, что для того, чтобы научиться рисовать, требуется в первую очередь научиться осознавать, какой мозговой режим доминирует, и, что еще важнее, научиться управлять переключением режимов мышления. Я также уверена, что эти навыки являются необходимой предпосылкой для усиления способностей творческого мышления.

Управление переключениями режимов мышления

Прежде чем мы поглубже вникнем в эти идеи, я предлагаю вам провести интересный эксперимент: следуя излагаемым ниже указаниям, вы сможете получить запись вашего текущего «умонастроения» в отношении визуальной информации, проявляющегося через рисование. Эту запись — три рисунка — вы сможете потом сравнить с вашими последующими рисунками, с точки зрения как приобретенных вами навыков рисования, так и новых навыков мышления. Даже если у вас есть опыт рисования или некоторое художественное образование, все равно очень важно выполнить эти предварительные рисунки. Вы увидите прогресс, каким бы ни был ваш нынешний уровень навыков.

Я предлагаю этот эксперимент всем своим студентам на первом же занятии, до какой-либо учебы. Помимо того, что они показывают прогресс учащихся, предварительные рисунки важны еще и по другой причине: когда учащиеся овладевают новыми способностями видеть и рисовать и умением управлять переключениями сознания, их порой охватывает своего рода амнезия в отношении их прежних способностей. Вы должны помнить, что Л-режим, наверное, предпочел бы, чтобы вы не рисовали вообще, что позволяло бы ему сохранять свое привычное господство, и иногда он пытается выявлять ошибки даже на вполне умелых рисунках. Рисунки «до» и «после» послужат мощным зримым свидетельством вашего прогресса, которое не позволит «забыть» и которое очень трудно отрицать.

Поэтому я убедительно прошу вас последовать нижеследующим указаниям и выполнить три предварительных рисунка, каким бы болезненным этот опыт ни был. Вам нет нужды показывать эти рисунки кому-либо; вы спрячете их в надежном месте, чтобы потом сравнить с рисунками, которые вы сделаете, выполняя последующие упражнения. Ваши предварительные рисунки послужат аналогом ученических рисунков «до обучения», которые я сейчас покажу вам, в сравнении с рисунками «после».

В своей мужественной книге о самопознании британская писательница Мэрион Милнер (писавшая под псевдонимом Джоанна Филд) открыла, что большая часть ее жизни прошла в «слепом мышлении», как она назвала непрестанную болтовню своего разума. Постепенно научившись ускользать от ограничений «слепого» мышления и обретя доступ к тому, что она называла «видящим» мышлением, она написала:

 

«Так я пришла к выводу, что обычное, повседневное восприятие вещей, которое очень хорошо служит нам, когда речь идет о каждодневных практических делах, — не единственный способ восприятия, на какой способен разум. Чтобы перейти от одного режима восприятия, требуется лишь небольшое усилие воли, однако этого достаточно, чтобы изменить свой взгляд на мир, чтобы утопить скуку и усталость в безмерном удовлетворении».

Джоанна Филд «Своя жизнь», 1936

 

Подобно тому как мои ученики всегда счастливы лицезреть степень своего прогресса, вы тоже, я полагаю, будете рады иметь визуальную запись того, с чего вы начинали и как далеко вы дошли.

 

Предварительные рисунки

Используйте карандаш и недорогую писчую бумагу. Держите под рукой резинку. На выполнение этих трех рисунков вы можете потратить столько времени, сколько пожелаете; большинству учащихся на каждый рисунок требуется от десяти до двадцати минут. Не забудьте написать на каждом рисунке название «Предварительный рисунок №1» и т. д., поставить дату и подпись.

Предварительный рисунок №1. Нарисуйте человека — в полный рост, до пояса или только голову. Уговорите кого-нибудь позировать вам или нарисуйте, как кто-то смотрит телевизор, а можете нарисовать себя самого, глядя в зеркало.

Предварительный рисунок №2. Нарисуйте свою собственную руку. Если вы правша, нарисуйте левую руку, если левша — правую. Рука может быть в каком угодно положении.

Предварительный рисунок №З. Нарисуйте какой-либо предмет, скажем, стул, или стол, или группу предметов — скажем, обеденный стол после обеда, растение в горшке, пару туфель, стопку книг на столе — любой «натюрморт» по вашему выбору.

Когда закончите, можете написать на обратной стороне листа бумаги, что вы думаете о своем рисунке. Делать это не обязательно, но ваши нынешние комментарии могут оказаться интересными для вас после того, как вы научитесь видеть и рисовать.

 

Рисунки студентов

Позвольте показать вам подборку рисунков студентов. (См. рис. 2.1 — 2.18 на следующих страницах.) Рисунки «до» выполнялись в самом начале семестра, до какого-либо обучения, а рисунки «после» — спустя примерно двенадцать недель подготовки.

Студенты, выполнявшие эти рисунки, никогда не считали себя художественно одаренными. Они все были немало удивлены своим прогрессом и с большим удовольствием обнаружили в себе способности, которых не было видно раньше. Кроме того, по их собственному утверждению, умение видеть, приобретенное через обучение рисованию, внесло и другие изменения в их восприятие окружающей жизни. Когда их просили описать эти изменения, ответы следовали самые разные: «Теперь я больше вижу»; «Есть столько всего, чего я раньше не замечал»; «Я как будто начал смотреть на вещи по-другому — в некотором смысле, думатьпо-другому».

Мне всегда были интересны эти суждения, и я просила многих студентов: «Если вам кажется, что ваше восприятие так изменилось после того, как вы научились видеть и рисовать, то скажите мне, пожалуйста, каким оно было раньше?» Самым обычным ответом было: «Трудно сказать, но я думаю, что я большей частью просто давал вещам названия — смотрел на них, но по-настоящему их не видел». Эти комментарии, я думаю, демонстрируют влияние Л-режима, который доминирует — даже довлеет — и заставляет вас видеть вещи, как емуугодно.

Рис. 2.1. А. Фрэнсис Ампудия, 6 сентября 1984 г.

 

Рис. 2.2. Автопортрет А. Фрэнсиса Ампул hi, 13 декабря 1984 г.

Рис. 2.3. Скотт Элдеркин, 8 сентября 1984 г.

 

Рис. 2.4. Автопортрет Скотта Элдеркина, 9 декабря 1984 г.

 

Рис. 2.5. Фарида Джалали, 6 сентября 1984 г.

 

Рис. 2.6. Автопортрет Фариды Джалали, 13 декабря 1984 г.

Рис. 2.7. Тереза Тракер, 9 сентября 1984 г.

 

Рис. 2.8. Тереза Тракер, портрет однокурсника, 3 ноября 1984 г

 

Рис. 2.9. Стив Голдстоун, 8 сентября 1984 г.

Рис. 2.11. Лори Хендерсон, 6 сентября 1984 г.

Рис. 2.10. Автопортрет Стива Голдстоуна, 9 декабря 1984 г.

 

Рис. 2.12. Лори Хендерсон, портрет однокурсницы, 13 декабря 1984 г.

 

Рис. 2.13. Дебби Грейдж, 31 января 1984 г.

Рис. 2.14. Дебби Грейдж, портрет однокурсницы, 26 апреля 1984 г.

 

Рис. 2.15. Рей Джу, 2 февраля 1984 г.

 

Рис. 2.16. Автопортрет Рея Джу, 17 мая 1984 г.

 

Рис. 2.17. Шейла Шумахер, 31 января 1984 г. Рис. 2.18. Шейла Шумахер, портрет

однокурсницы, 30 марта 1984 г.

 

Свежий взгляд

Чтобы подавить это влияние, в следующем упражнении я предложу вам выполнить еще один рисунок, на этот раз не мучительный, а забавный. Это упражнение открывает вам путь к контролю над своим умонастроением, заключающийся в том, что вы обманываете свой Л-режим, оставляя его без работы. Оно призвано продемонстрировать вам несколько моментов. Во-первых, когда особые условия позволяют вам «отстранить» Л-режим, вы способны видеть и рисовать уже сейчас. Во-вторых, когда воспринимаемое извне оказывается в не знакомом вам положении, обычные процессы узнавания и именования замедляются и испытывают такие затруднения, что Л-режим в конце концов отказывается от попыток называть предметы и расфасовывать их по категориям. В-третьих, воспринимаемые части (оставшиеся неназванными), становятся интересными сами по себе, как и соотношения между ними. И в-четвертых, разум может быть удивлен, даже шокирован, когда особые условия возвращаются к «нормальным» и происходит (вербальное) узнавание вещей. Особое условие, которое я предлагаю, — это перевернутое рисование.

 






Читайте также:

  1. II. Однородные члены предложения могут отделяться от обобщающего слова знаком тире (вместо обычного в таком случае двоеточия), если они выполняют функцию приложения со значением уточнения.
  2. Pentium 4 1700 МГц- тактовая частота процессора 1700 МГц.
  3. S:Укажите вид предложения: Рассказать об этом человеке хотелось так, чтобы придерживаться фактов и чтобы было интересно. (Д.Гранин)
  4. Text D. Что такое телекоммуникация (электросвязь)
  5. V3: Синтаксис и пунктуация сложного предложения
  6. А также занятий со спортивной направленностью
  7. А также на геологических картах и вертикальных разрезах
  8. Берем следующую прядь и плетем ее таким же образом. Так проплетаем все выделенные пряди. Фиксируем косички лаком.
  9. Бесконтактные логические элементы
  10. Биосфера – арена жизни живых существ, а также жизни и хозяйственной деятельности человека.
  11. В случаях, когда недвижимое имущество подлежит государственной регистрации, право собственности на него возникает с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено законодательством.
  12. Введение 1-3. Предложение. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Основа. Типы сложных предложений. Нормативное построение словосочетания и предложения.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.104 с.) Главная | Обратная связь